: «Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было…»

Сочинение

I. Мир — это…

  • совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная.
  • отдельная область жизни, явлений, предметов.
  • это сельская община с её членами.

II. Мир это…

  • согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны.
  • это спокойствие, тишина.

Таким образом, мир — это все, что окружает человека, включая природу, феномены жизни, духовное. Более того, миром называется ещё и общность самих людей. Так или иначе, мир связан с существованием человека в нём. Отсюда не случайна омонимия рассматриваемого слова. В ней усматривается мысль о том, что для Вселенной, а с ней и для всего человечества (мира в первых трех значениях) гармонизирующим является состояние согласия и единства (мира в двух последних значениях).

Человеческое естество заключается в миролюбивом и дружелюбном отношении к окружающему. Война же противопоставлена этому, она извращает состояние покоя, этого гармонизирующего начала. Получается, в каком значении мы бы не рассматривали слово «мир» в заглавии романа, всегда будет сохраняться антитеза понятий.

Цитаты и афоризмы из произведения:

  • «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну» (Андрей Болконский)
  • «Причина войн, кроме честолюбия Наполеона, заключалась в неправильности европейского равновесия»
  • «Я не понимаю, решительно не понимаю, отчего мужчины не могут жить без войны?» (Лиза Болконская)
  • «О войне княжна Марья думала так, как думают о войне женщины. Она боялась за брата, который был там, ужасалась, не понимая ее, перед людской жестокостью, заставлявшей их убивать друг друга; но не понимала значения»

Цитаты для размышления:

  • Нужно столетие, чтобы восстановить то, что разрушил день войны (Ромен Роллан)
  • Быть созданным, чтобы творить, любить и побеждать, — значит быть созданным, чтобы жить в мире. Но война учит все проигрывать и становиться тем, чем мы не были (Альбер Камю)
  • Мир — добродетель цивилизации, война — ее преступление (Виктор Гюго)
  • Мир имеет свои не менее славные победы, чем война (Джон Мильтон)

ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ В РОМАНЕ

Роман Л. Н. Толстого представляет собой кладезь размышлений над вечными темами человечества. Поиск смысла жизни — одна из них. Путь к обретению жизненного смысла, жизненных целей и установок особо актуализирован на фоне перепитий, связанных с военным бременем.

2 стр., 575 слов

«Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни» (Достоевский Ф. М.)

... они наслаждаются каждому дню и мгновению. К счастью, человек понимает, насколько важно любить жизнь, больше чем смысл жизни. Люди, которые болеют онкологическим заболеванием или другим сложным диагнозом, когда счет идёт ... так, чтобы наслаждаться самой жизнью, получать удовольствие от простых благ и не думать о смерти. Жить надо здесь и сейчас, не гнаться за смыслом жизни и искать его.

«Я уверен, что смысл жизни для каждого из нас — просто расти в любви», — так говорил сам Лев Николаевич. В тексте «Войны и мира» есть персонажи, которые, кажется, согласны с таким утверждением. Так, о своей героине, о Наташе Ростовой автор писал: «сущность ее жизни — любовь». Но смысл жизни сам писатель связывал не только с обретением любви. Тяга к совершенствованию, духовному развитию, поиску истины — вот что становится важным как для самого Толстого, так и для его любимых героев. Пьер Безухов и Андрей Болконский переживают настоящую духовную эволюцию. Путь их жизненных исканий приводит к совершению ошибок, заблуждениям, однако это путь становления личности, открытой добру, саморазвитию и познанию. В этом проявляется отличие данных героев от «салонных» персонажей, Курагиных и т. д.

Цитаты и афоризмы из произведения:

Пьер Безухов

Образ этого героя также претерпевает существенные изменения. Безухов пребывает в духовных исканиях, поиске смысла жизни. На светских приемах он словно чужой. Безухов чувствует неестественность, наигранность, лживость, царящие вокруг. У него наблюдательный, пытливый ум. И это качество не позволяет ему вести бездумные механические беседы на светских приемах. Однако избавиться от общества, которое ему неприятно, удается Безухову нескоро. Образ этого литературного героя – еще одна тема для сочинения по роману Толстого.

НАРОДНАЯ МЫСЛЬ В РОМАНЕ

Монументальность произведения Л. Н. Толстого выражается в том числе и в широте охвата изображения жизни. В романе есть место противопоставлению власти, знатных людей и народа. Этот контраст передан в описании душевного состояния. На Пьера Безухова оказывает большое влияние встреча с простым солдатом. Платон Каратаев удивляет графа своей добротой, которая не исчезла в критических условиях плена. Ласковая приветливая речь, спокойствие, умеренность сохраняются в солдате. Он резонёр народной мудрости, которая позволяет ему сохранять самообладание и веру в лучшее. Носителем подобной народной проницательности является и Кутузов. В этом его отличие от вражеских полководцев: «Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история». Народная мысль выражается и в критическом пафосе первого тома, в котором столичная знать, высший свет невероятно далеки от народа, от кровью защищающей их интересы русской армии (учебник «Русский язык и литература. Литература. Базовый и углублённый уровни. 10 класс», Б. А. Ланин, с. 315).

Народ показан Толстым как сила, проявляющая смирение, но обладающая при этом огромным потенциалом духовного. Именно эта сила определила исход войны, победив Наполеона.

Цитаты и афоризмы из произведения:

3 стр., 1233 слов

Война и мир глазами Пьера Безухова (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

... соответственно, и его взгляды. Поэтому мир, как, впрочем, и война глазами Пьера Безухова разнообразны и отражают этапы его духовного развития. В конце ... человек из твоей школы уже списали это сочинение. Смотрите также по произведению "Война и мир": ... что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?». Духовный путь Пьера Безухова, представленный в романе, является подтверждением ...

  • «Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь — надулось, а вытащишь — ничего нету» (Платон Каратаев)
  • «Час терпеть, а век жить!» (Платон Каратаев)
  • «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие»
  • «Присутствие и замечания Вилларского, постоянно жаловавшегося на бедность, отсталость от Европы, невежество России, только возвышали радость Пьера. Там, где Вилларский видел мертвенность, Пьер видел необычайную могучую силу жизненности, ту силу, которая в снегу, на этом пространстве, поддерживала жизнь этого целого, особенного и единого народа»
  • «…он восхищался, рассказывая с восторгом про хозяйственного мужика Матвея Ермишина, который всю ночь с семьей возил снопы, и еще ни у кого ничего не было убрано, а у него уже стояли одонья» (о Николае Болконском)

Цитата для размышления:

  • «Сильные люди всегда просты» (Л. Н. Толстой)

Литература. 10 класс. Учебник. Базовый уровень

Учебник входит в линию, созданную по единой программе для 5—11 классов, составленной Т. Ф. Курдюмовой. Авторы обращают внимание учащихся на вершинные произведения русской литературы XIX века. Учебник соответствует ФГОС среднего (полного) общего образования, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включён в Федеральный перечень учебников.

Купить

ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ

Выше нами была сформулирована мысль о том, что война — это противоестественное миру состояние. Человек переносится в чрезвычайно дегармонизированные условия, которые не могут не влиять на его мышление, отношение к жизни. Князь Андрей видит изначально цель в получении «своего Тулона». Для него война — это свершение подвига, проявление своего мужества, а следовательно, и благородства, достижение славы. Но не будем также забывать, что «Война и мир» иллюстрирует и проявления трусости, честолюбия на войне. Отношение же Болконского к войне изменится, когда он увидит само кровопролитие и жестокость.

Для Пьера Безухова война тоже становится испытанием, меняющим его взгляды на жизнь в целом. Война выглядит безжалостным убийством. Но также это зрелище пробуждает в графе патриотизм, сближает его с обычным русским солдатом. Русский солдат, выраженный в образе Платона Каратаева, становится главной участной в сражениях фигурой. Именно простому народу, которому удастся победить самого Наполеона, отведена героическая роль. Только сам народ и не подозревает о своём величии и мощи.

Людей, вступающих на защиту Родины можно разделить на карьеристов, которым являлся какое-то время Болконский, и простых солдат. У каждого из них свои жизненные цели, однако за последними, не ищущими громких восхвалений подвигов, стоит народная духовность, приводящая русский народ, в конце концов, к победе.

7 стр., 3451 слов

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

... вырабатывать собственные принципы, ценности и ориентиры [Пути решения проблемы ... , 2002]. Профессиональные семьи, не так давно появившиеся в России, заключают с государством контракт, на основании ... Проведенное Л.С.Печниковой в детской психиатрической клинике исследование детей, воспитывающихся в приемных семьях, показало, что комплекс имеющихся у них нарушений близок к тем, что ...

Цитаты и афоризмы из произведения:

  • «Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь» (Андрей Болконский)
  • «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет… — Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: — а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!» (Николай Болконский)
  • «Молодость не мешает быть храбрым» (Сухтелен)
  • «Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны — убийство, орудия войны — шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей…» (Андрей Болконский)

Цитата для размышления:

  • «Один плохой главнокомандующий лучше двух хороших» (Наполеон)

Возможные темы

Итоговая работа оценивается по зачетной системе, но тема сочинения «Война и мир» вполне может присутствовать и на ЕГЭ. Именно поэтому важно тщательно ознакомиться с возможными вопросами. Формат работы — рассуждение, основанное на литературном материале.

Если по какой-то причине учеником не прочитаны все рекомендованные книги, не стоит в последние месяцы изучать весь список по кратким содержаниям. Гораздо эффективнее заранее определиться с направлением и взять немного произведений, подходящих под него.

Эпопея «Война и мир» отвечает нескольким заданиям одновременно, поэтому прочитав эту книгу и проработав как можно больше тем, можно значительно сократить список литературы.

Список заданий общей направленности , Список таких тем:

  1. «Краткое содержание» — так как роман состоит из 2 томов, даже краткое содержание займет достаточно много места.
  2. «Народная мысль» — потребуется описание партизанского движения и общая характеристика второстепенных персонажей: Платона Каратаева, капитана Тушина, капитана Тимохина, Тихона Щербатова и проч.
  3. «Семейная мысль» — одна из основных тем. Ростовы, как образец семьи в обществе; Болконские, строгое подчинение порядку и добродетелям; Курагины, беспринципность, отсутствие общепринятых семейных ценностей.
  4. «Анализ всего произведения», «Анализ 1 тома», «Анализ 2 тома».
  5. «Доброта и жестокость» — описать положительные и отрицательные персонажи. Наглядным примером может стать семья Болконских: князь Николай, для которого доброта — проявление слабости; княжна Марья, для нее доброта — это образ жизни.
  6. «Жанровое своеобразие» — литераторы признают произведение одновременно историческим, социальным и философским романом.
  7. «Изображение войны» — причины войны, описание главных исторических сражений, партизанское движение. Главные герои: Наполеон, Кутузов, Денисов.
  8. «Истинный и ложный патриотизм» — сравниваются характеры и поведение военных и светских персонажей.
  9. «Смысл названия романа» — описать существующие в книге контрасты и противопоставления характеров, событий, понятий, судеб.
  10. «Шенграбенское сражение» — подвиг батареи Тушина.
  11. «Роль эпилога» — война закончилась, сложились новые семьи. Формирование личности Пьера Безухова, как будущего декабриста, роль индивидуума в истории.
  12. «Роль пейзажа» — описание природы как вспомогательный прием для характеристики героев.
  13. «Месть и великодушие» — пример мести: Элен, Безухов, Болконский; пример великодушия: Марья, члены семьи Ростовых.

Один из самых масштабных романов в русской литературе, охватывает 16 лет российской истории и более 500 различных героев, среди которых реальные и выдуманные персонажи.

3 стр., 1377 слов

Семья Болконских и семья Ростовых

... перед нами два типа отношения к миру, к людям, бытующие в семьях Болконских и семье Ростовых. Толстой постоянно сталкивает их на страницах своего романа. С особой силой противоречие ... В этой семье никто не руководствуется холодными соображениями: пусть чувство, непосредственное чувство радости и любви вырывается беспрепятственно наружу. Вот Николай Ростов возвращается с войны. Толстой сначала даже ...

с художественной точностью описываются Аустерлицкое и Шенграбенское сражения

Семья Болконских , Примерный список:

  1. «Болконский и дуб» — образ дерева передает внутренние переживания героя, он сравнивает себя со старым дубом. Для него «весна, и любовь, и счастье» — «глупый и бессмысленный обман».
  2. «Дорога чести Болконского» — ранение персонажа, размышления под небом Аустерлица, возрождение после беседы с Кутузовым, путь духовного развития на протяжении всего романа.
  3. «Княжна Марья» — описание характера через отношения в семье, мечты о собственной семье, любовь и предательство Курагина, брак с Николаем Ростовым.
  4. «Мечта Андрея» — необходимо рассказать, как первоначальные мечты о славе преобразуются в желание до конца выполнить свой гражданский долг перед Родиной, улучшить жизнь солдат, жить без пафоса и показного героизма.
  5. «Андрей и Наташа» — любовь с первого взгляда, разочарование Андрея в своей избраннице, трагизм финала.
  6. «Князь Николай Болконский» — внешность, характер, отношение к детям.
  7. «Дружба князя Андрея и Пьера Безухова» — схожесть взглядов и общность идеалов, стремление к развитию, постоянный поиск совершенства, общая любовь.
  8. «Семья Болконских» — параллель между имением Болконских «Лысые горы» и усадьбой Толстого «Ясная поляна», описание характеров героев, общие фамильные черты, испытание семьи любовью, светской жизнью, войной.
  9. «Нравственные искания князя Андрея» — изменение взглядов, поиск правильного пути, осознание ничтожности светского общества, духовные искания, отказ от славы и обретение внутреннего морального стержня.

Семья Болконских достаточно типична для начала XIX в. При написании сочинения необходимо помнить, что это, прежде всего, представители высшей аристократии, жившие в переломный момент истории. Все это можно показать через описание мировоззрения, мыслей, взглядов и даже домашних привычек.

Ростовы, Курагины и Пьер Безухов , Темы для сочинения могут быть следующими:

  1. «В чем секрет обаяния Наташи Ростовой» — описание внешнего вида, близость к народу, открытость, бойкость и резвость характера, доверчивость и неопытность, которые чуть не привели к беде, нравственная глубина образа, идеал жены и матери в видении автора.
  2. «Вера Ростова» — внешность, характер и замужество графини.
  3. «Духовная эволюция Наташи» — описание юной 13-летней девочки и преобразование ее в зрелую женщину.
  4. «Наташа и Анатоль» — наивная любовь и жестокий обман, потеря чистоты нравственности и душевной невинности, двуличность соблазнителя.
  5. «Характеристика семьи Курагиных» — лицемерный мошенник князь Василий, обманщик и соблазнитель Анатоль, коварная и лживая эгоистка Элен, глупый и убогий Ипполит.
  6. «Характеристика Элен Курагиной» — невероятная красавица и «светская львица», знающая себе цену, внешняя привлекательность образа и внутренняя пустота, неспособность создавать и хранить семейные ценности.
  7. «Эволюция личности Пьера Безухова» — первая встреча с персонажем, масонство, участие в военных действиях и плен, знакомство с Платоном Каратаевым, любовь и семейная жизнь с Наташей.
  8. «Тема любви в романе» — переплетение отношений между героями, разными по статусу, характерам, мировоззрению, убеждениям, любовь к родине, к родителям.
  9. «Соня Ростова» — приемный ребенок, подруга героини, в трудную минуту смогла удержать Наташу от рокового побега, жертвует своей любовью к Николаю, смирилась с судьбой и остается одинокой жить в семье своего любимого.
  10. «Пьер Безухов в плену» — масонское влияние и разочарование в браке с Элен, одиночество толкает персонажа на странный для невоенного человека поступок — прорваться через французское войско и взять в плен императора Наполеона, пленение и дальнейшее переосмысление реальности.

В своем произведении автор с самого начала занимает место судьи над высшим аристократическим обществом.

43 стр., 21109 слов

Сочинения по роману-эпопее «Война и мир» Л. Толстого

... подъем и творческое горение, и именно поэтому произведение не утратило своего значения до настоящего времени. Прошло более столетия со дня появления в печати первой части романа, и неизменно «Войну и мир» читают ... событиях 1812 года. В книгах русских и зарубежных историков он не нашел ни правдивого описания событий, ни справедливой оценки исторических личностей. Одни из них дико хвалили Александра ...

Он призывает ценить в человеке не его положение, а нравственные характеристики. Для Толстого добродетелями становятся доброта, честность, правдивость, порядочность. Светское же общество после срывания с него блестящих покровов показывает свою истинную сущность.

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В МАСШТАБЕ ИСТОРИИ

Говоря о личности, оказавшейся в условиях военных сражений, нельзя не упомянуть самих полководцев. Фигуры Наполеона и Кутузова контрастируют на протяжении всего романа. М. И. Кутузов показан читателям как близкий простому народу человек. Он не скрывает своих чувств и не стыдится проявить некоторую сентиментальность («был слаб на слезы»), верит в Бога, жалеет своих солдат и не относится к ним свысока. Вместе с тем, Кутузов опытен и мудр. Наполеону же чужда такая проницательность и чувственность. Французский полководец самолюбив, циничен, бесчестен. Для Толстого такой человек ограничен духовно, поэтому и слаб. Наполеон заявляет, что для него война — это ремесло. Поэтому управление судьбами живых людей для него определено холодным расчетом. Личность Наполеона воспринята по-разному героями романа. С восхищением отзывается о нём Анна Павловна Шерер, а Николай Ростов ненавидит его как преступника. Так или иначе, Наполеон в романе-эпопее представляет собой великую личность, способную вести за собой миллионы. Однако он становится проигравшим. Кажется, именно Бонапарт определяет историю, творит историю, однако его планы рушатся. Объяснение этому находим в философии Толстого: «Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей. <…> Чем выше стоит человек на общественной лестнице, чем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка». Так, можно сделать вывод о том, что конкретная личность может повлиять на ход событий, однако существует предопределение, которое не позволяет укротить человеку историю.

12 стр., 5686 слов

Наполеон и Кутузов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

... писатель использует в «Войне и мире» два немаловажных в истории человечества образа: Кутузова и Наполеона. Это как бы два идейных центра в произведении. Михаил Илларионович Кутузов. 5 (16) ... Толстого «Война и мир». В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением " Война и мир ". В этом произведении автор отрицал возможность активного воздействия личности на историю, ...

Цитаты и афоризмы из произведения:

  • «Наполеон же, гениальный полководец, как его называют, дал сражение, теряя четверть армии и еще более растягивая свою линию»
  • «Царь — есть раб истории»

Цитаты для размышления:

  • «Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений» (Л. Н. Толстой)
  • «Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя» (Л. Н. Толстой)
  • «Ответственность перед историей освобождает от ответственности перед людьми. В этом ее удобство» (А. Камю)
  • «Что такое история, как не ложь, с которой все согласны?» (Наполеон)

Кутузов: «Война и мир»

Сочинение Толстого является величайшим постижением общественного развития, истории и философии. Предметом исследования для писателя стали легендарные исторические личности. В философских отступлениях русский классик настаивает на провиденциализме – своеобразном учении, которое основано на убеждении в непрерывной связи исторических событий с волей провидения. Центральное место в главах, посвященных войне, занимают два антипода – Кутузов и Наполеон.

Русский полководец – личность уникальная. Он не произносит лишних речей, в его облике есть нечто, напоминающего простого солдата. Кутузов остается самим собой и на поле брани, и на военном совете. Война 1812 года выдвинула эту личность в один ряд с крупнейшими политическими фигурами.

ЛЮБОВЬ И ВОЙНА

Война, извращая естественную действительность, казалось бы, должна искажать и моральные ценности человека. Там, где есть жестокость, убийство, разорение честных людей, не остаётся места проявлению человеколюбия. Однако люди, находясь в такой ситуации, испытывают удвоенную потребность в понимании, поддержке. Любовь для них становится спасением и защитой. Любовь становится, к примеру, для Наташи Ростовой смыслом жизни. Ее потребность в любви эволюционирует вместе с самой героиней. Девочка, воспитанная в условиях родительской любви, ощущает назревание любовного чувства, которому она не в силах дать объяснение. Любовные коллизии приводят Ростову к совершению ошибок, однако ей удаётся их пережить. Война забирает у Наташи любимого человека, брата. Но эти потери не ожесточают девушку. Ее человеколюбие не угасает, она открыта для любви и готова проявлять любовь. Она помогает солдатам. В конце романа мы узнаём, что Наташа Ростова становится верной женой и матерью. Ее счастье обретено в семейном кругу. Так, любовь к ближнему становится спасением человека в условиях коварной войны, отнимающей жизни. Понятие «любовь» так же противопоставляется с «войной», как и «мир». Здесь вполне уместно употребить такое выражение: «любовь спасёт мир». Любовь, спасающая героев это: любовь в семье, в дружбе, любовь к ближнему, к окружающему миру и, конечно же, к человеку, покорившему сердце.

4 стр., 1542 слов

Люди войны и люди мира в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

... своих крестьян и т.д. В личной жизни он проявил мстительность и жестокость, но в финале смог простить Наташу и обрести гармонию с собой. Таким образом, люди «войны» и люди «мира» в романе— это герои, ... переступать через других людей. Например, Наполеон: для него война — игра в шахматы. Он играет на публику, ему присуща театральность поведения. Герой считает, что творит историю. Александр Первый ...

Цитаты и афоризмы из произведения:

  • «Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, — была семья, то есть муж, которого надо было держать так, чтобы он нераздельно принадлежал ей, дому, — и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать…»
  • «Любовь? Что такое любовь? Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю» (Андрей Болконский)
  • «Лови минуты счастия, заставляй себя любить, влюбляйся сам! Только это одно есть настоящее на свете — остальное все вздор. И этим одним мы здесь только и заняты», — говорила эта атмосфера» (о доме Ростовых)

Цитата для размышления:

  • «Главное — ни на минуту из-за любви супружеской не забывать, не утрачивать любви и уважения человека к человеку» (Л. Н. Толстой)