Тема «маленького человека» в произведениях Антона Чехова является одной из наиболее обсуждаемых и актуальных. В своих рассказах и повестях, Чехов исследует психологию и жизнь обычных людей, отображая их проблемы, стремления и ограничения.
В рассказах «Смерть чиновника» и «Человек в футляре» Чехов описывает чиновников, которые из-за мелких неудач и оплошностей переживают до крайности. Их боязнь общественного мнения и стремление поддерживать свой имидж приводят к трагическим последствиям. Даже самая незначительная неудача становится для них смертельной.
В рассказе «Крыжовник» главный герой, Николай, мечтает о поместье в сельской местности, но его желание стоит слишком дорого: его супруга умирает от голода из-за постоянной экономии. Николай представляет мещанское и низменное счастье, вызывающее отторжение как у читателей, так и у других персонажей рассказа.
Чехов не занимает позицию судьи в отношении своих героев, а предоставляет читателям возможность самим судить о них. Однако, когда речь идет о «маленьком человеке», ситуация усложняется. Жизнь таких героев полна проблем, и их способность справляться с ними зависит от их характера. Каждый читатель имеет свое мнение о «маленьком человеке», и Чехов подчеркивает это.
Чехов изображает своих героев как типичных обывателей своего времени, которые сами создают свои ограничения и следуют установленным привычкам и ритуалам. Даже генерал может оказаться «маленьким человеком», так как внутренний мир не зависит от социального статуса. Герои рассказов ограничивают себя, не замечая богатства мира вокруг них.
Чехов, кажется, задает вопрос читателю: ради чего живут его герои? Однако, чаще всего персонажи его рассказов лишь существуют, не осознавая смысла своего существования. Они не только не приносят пользы обществу, но и не стремятся понять себя и мир вокруг. Их жизнь полна страха перед реальностью и чувствами, и они не находят ни развития, ни любви в своем мирке.
В своих произведениях Антон Павлович Чехов обращается к судьбе обычного человека, раскрывая его ничтожность и пустоту существования. Он настаивает, что каждый из нас должен стремиться к большему, отказываясь от «мещанского» счастья в погоне за настоящей жизнью.
Один из ярких примеров маленького человека в произведениях Чехова представлен в рассказе «Смерть Чиновника». Здесь рассказывается история чиновника Червякова, который в своем незначительном положении считает себя рабом высшего чина. Он извиняется перед Брезжаловым, занимаясь самоуничижением и привлекая к себе внимание коварного начальника. В результате этой жалкой ситуации Червяков умирает, став жертвой собственной бесполезной жизни.
Чехов был несравненный художник — художник жизни
... человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!”. «Величайшая ошибка, которую можно сделать в жизни -постоянно бояться совершить ошибку.» - говорил Элберт Хаббард. И на примере Беликова, Чехов ... бывает жизнь ненужная» - этой мысли подчинены все произведения А.П.Чехова, в ... Чехов напоминает, что жизнь даётся лишь один раз, а пугающе реальная обстановка, вокруг главного героя ... Чехов, художник жизни, ...
Еще один пример можно найти в рассказе «Человек в футляре». Героем истории является Беликов, который весьма обиделся на смех девушки, наблюдавшей его падение с лестницы. Он переживает из-за мнимого позора, ожидая, что весь город узнает о его неудаче и он будет вынужден уйти с работы. Беликов не выдерживает этой испытанье и умирает. Всю жизнь он был заключен в свой «чехол» и считал его единственным источником удовлетворения.
Однако не все примеры, представленные Чеховым, показывают маленького человека только в отрицательном свете. В рассказе «Крыжовник» автор рассказывает о Николае, который мечтает о собственном поместье в деревне. Он голодает и жертвует ради своей мечты, но в конце концов все же достигает своей цели, становясь помещиком и счастливым барином.
Таким образом, Чехов в своих произведениях различными историями округляет портрет «маленьких» людей, отображая разные стороны их жизней. Его рассказы напоминают, что каждый человек должен стремиться к лучшей жизни, отказываясь от ограничений и боязни, чтобы обрести настоящее счастье и истинную жизнь.
Развитие темы «маленького человека» в рассказах Чехова
Тема «маленького человека» в русской литературе долгое время трактовалась как образ человека, попавшего в тяжелую жизненную ситуацию под давлением среды. Он вызывал сочувствие и милосердие у читателя. Однако, А. Чехов по-новому подошел к этой проблеме и представил свое видение маленького человека.
Для Чехова маленький человек — это обыватель, приспособленец, человек, который сам создает себе ограниченный мир с узким кругом интересов. Он исполняет свои обязанности и следует привычкам, не стремясь к развитию и новым знаниям. Главное для него — комфорт и избежание неудач. Такие люди не осмысливают свое существование и не задаются вопросом о своей роли в жизни.
В рассказах Чехова встречаются не только чиновники низшего ранга, но и значительные лица, такие как генералы, богачи, губернаторы и врачи. Для Чехова социальное положение героя не имеет значения. Важно его внутреннее содержание и способность приносить пользу и сделать кого-то счастливым. Главным критерием достойной личности по Чехову является то, для чего человек жил.
Рассмотрим несколько примеров маленьких человеков в рассказах Чехова. Беликов, Старцев, Чимша-Гималайский, Червяков, Тонкий — все они существуют, но не живут. Они не стремятся к развитию и новым знаниям. Любовь и соприкосновение с другими людьми не находят место в их жизни. Их духовная скудность не позволяет им испытывать любовь и быть любимыми. Они ограничены своими обязанностями и привычками, и не стремятся к чему-то большему.
Таким образом, тема «маленького человека» в рассказах Чехова отличается от традиционного представления. Писатель считает, что на маленького человека влияет не только среда, но и он сам. Он не вызывает сочувствия, а скорее высмеивается автором. Чехов интересует вопрос о смысле жизни маленького человека и его способности приносить пользу и счастье другим людям.
Какой он образ современного маленького человека. Как Вы понимаете ...
... образ маленького человека использовали писатели русские и зарубежные. Он встречается не только в произведениях Достоевского, но и в книгах Герхарта Гауптмана, Томаса Манна. Страницы из Чехова: «Человек в футляре» — один из «маленькой ... часто виделись, и я знал его домашнюю жизнь. И дома та же история: халат, колпак, ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, ограничений, и — ах, как бы чего ...
Чехов о «футлярных» людях в своих произведениях
В произведениях Антона Павловича Чехова встречаются герои, которых можно назвать «футлярными». Это люди, жизнь которых заключена в узкие рамки, искусственные ограничения, которые они сами создают. Эти персонажи живут в своем мире и не желают выйти за его пределы. В своих рассказах Чехов порой утверждает: такой человек не может быть счастливым.
«Человек в футляре»
В рассказе «Человек в футляре» Чехов ставит в центре повествования учителя музыки Ивана Семеновича Беликова, который жил как будто бы в футляре. Он опасался реальной жизни и странной любовью относился к портрету своей первой любви. Беликов не мог завести друзей, всегда старался избегать людей. Главный герой даже среди знакомых считался странным и педантичным типом.
Чехов нарочито подчеркивает неестественность поведения Беликова. Автор дает читателю понять, что такая скованность и излишнее педантичество не приводят к счастью. Герой страдает от собственной одиночества и постоянной агонии, опасаясь выйти за границы своего маленького мира.
В сцене похорон учителя можно услышать эхо некоего превозмогания — Беликова вынес из футляра и устремил к жизни любящий мальчик. Но это превозмогание завершилось трагедией, и герой погиб. «Человек в футляре» стал жертвой своих собственных ограничений и сильно запоздалого вектора своей жизни.
«Крыжовник»
В рассказе «Крыжовник» Чехов создал образ Николая Ивановича Чимша-Гималайского, живущего на прошлой неделе. Его жизнь цель была осуществление мечты о приобретении имения с крыжовником: заплатить за него последние деньги, заложить землю и остаться без гроша.
Автор порой критиковал такого человека, называя его глупцом. Однако в конце рассказа Чехов делает из подобного описания как бы заключение о бесполезности жизни, которую человек жил в своем футляре. После всех невзгод, болезней, утрат жизнь Николая Ивановича сводится к банальному выпуску из костюма, просто какой-то опустошенный, окоченевший человек. Такой вывод образует развитие идеи по разным линиям футляра, который создают люди для своей жизни.
Итог
В своих произведениях Чехов нарочито использовал образы футлярных людей, приводящих себя в состояние ежесекундной опасности, просто чтобы жить в маленьком мире. Зачастую такие персонажи искупают свои ограничения и свой путь в жизни крайним трудом и жертвоприношением — это просто пленка на теле космонавта, которую можно снять, и она не остановит солнечный лучик, не спасет от что-то более значимого.