Древнегреческий полис,

Сочинение

Древнегреческие полисы, города-государства, формируются начиная с 8 века. Это новый, доселе не существовавший способ организации общества. Прежде всего, что на себя обращает наше внимание, это небольшие его размеры. Греческий полис можно было обойти пешком иногда в течение одного дня. Население самых крупных полисов – Афин и Спарты даже в лучшие времена не превышало 200 тысяч человек, что меньше населения одного района Санкт-Петербурга.

Формирование полиса шло постепенно. Вначале это были просто укрепленные селения, которые служили защитой во время войны. Слово полис и означает город. Потом, по мере того, как вокруг этого центра селилось все большее количество людей, старая его часть оставалось центром. Вокруг могло быть несколько сельских поселений. Сельское хозяйство включало в себя скотоводство, хлебопашество, виноградарство, огородничество. Природные условия Греции были таковы, что сельское хозяйство не требовало каких-либо сложных сооружений – оросительных каналов или плотин, что делало это занятие не слишком трудоемким. Следовательно, хотя рабский труд и был необходим, количество рабов никогда не было слишком большим.

Кроме земледельцев в полисе проживало множество собственно горожан — ремесленников. Таким образом, мы видим. что полис был единицей вполне самодостаточной. Однако же по мере развития ремесел и искусств возрастала потребность и в товарах, привозимых издалека.

Как правило, город -государство сам был портом, либо находился вблизи порта.

Государственное управление было республиканским. Основой общества являлись свободные граждане. Ими считались коренные жители, имеющие земельный участок. Прибывшие из других областей, даже находящихся вблизи, гражданами не являлись. С утерей участка земли человек мог лишиться гражданства. Однако власти обычно старались помочь. Из общинной земли мог быть выделен участок, на богатых граждан налагались так называемые литургии- обязанность выплачивать суммы на общественные нужды.

Однако даже самое подробное описание общественно-политического и хозяйственного устройства полиса не позволит нам понять его неповторимое своеобразие и смысл. Именно в греческих полисах зародилось все, что составляет нашу цивилизацию. Философская мысль, искусство, понятие о ценности личности и ее свободы, которое, заметим, возникло задолго до прихода христианства. Правила поведения, когда высшим позором было не уметь доказать свою правоту словом.

2 стр., 831 слов

Земля в судьбе человека. по повести О. Кобылянской “Земля”

... необходимого? Вот почему повесть О. Кобылянской так актуальна именно сейчас, во время развития нового государства и воспитания новых собственников, новых хозяев земли. Судьба человека, особенно украинца, определяется ... будет тогда, когда все пойдут в город? Кто будет ходить по земле? Писательница своим произведением утверждает: земля нуждается именно в таких честных и трудолюбивых, как Михаил. ...

Греки были первыми, кто задался вопросами – Что есть сущее? Что такое красота? Что такое добро?

Мы знаем, что понятие добродетели включало в себя прежде всего добросовестное выполнение своих обязанностей. Уважаемым гражданином являлся тот, кто усердно работает и содержит в порядке свой дом и хозяйство. Праздность, стремление к чрезмерному обогащению порицались.

Нравственные принципы происходили не из мифологии, где, как мы знаем, было не очень много положительных примеров. За каждым свободным гражданином признавалось не только право принимать участие в общественных делах, но и право быть предоставленным самому себе.

Граждане проводили много времени в обсуждении самых различных проблем, в спорах, беседах и дискуссиях. Стремление к истине порождало необходимость умения аргументировать. Поэтому философ должен был быть и блестящим оратором, поэтом, а также в совершенстве знать законы.

Хотя часто употребляют такие понятия, как «индийская философия», «китайская философия», следует заметить, что та философия, которая единственно имеет право на такое название, родилась в Древней Греции. Что мы и видим из греческого названия. Никогда до этого не ставились такие вопросы и искались таким образом на них ответы. Во все времена люди сталкивались с потрясениями, войнами, катаклизмами, но никогда до этого поиски того, что удерживает мир в стабильности и гармонии, не велись таким образом.

Греки видели, что природа поддерживает себя в равновесии. Поэтому они искали первооснову бытия, которая является тканью мира. Именно стремление найти этот объединяющий всё смысл и побуждало досократиков видеть эту первооснову Фалеса – в воде, Анаксимена – в воздухе и т. д. Хотя зачастую это и бывает истолковано, как »наивные попытки научного познания мира», никто еще не доказал этого. Скорее здесь имеет место попытка понять нечто непонятное через привычное. Современный человек не пытается понять греков, а приписывает им собственные мысли, побуждение и мировоззрение.

«Философия, будучи новой формой общественного сознания, развивалась как одновременный процесс открытия иной социальной реальности в переименовании этой реальности. Отсюда весьма значимой оказывалась проблема новых словообразований. Выявить мир в иной мировоззренческой перспективе, назвать и тем самым внести в язык неизвестный ранее аспект бытия – это означало помыслить и раскрыть его, сделать зримым и сохранить для последующего мышления. Основной оказывалась тема начала всего сущего, преодолевающего беспорядок и образующего бытийную полноту…»*

Действительно, философский язык, который создали греки, дошел до нас, и мы пользуемся им до сих пор. Обратим внимание на основные понятия философии — энергия, логос, материя, эфир — все они из Греции. Более того, они из философии перешли в другие науки,правда в упрощенном виде. В основе его развития лежит та же цель — словообразование для выявления мировоззренческой перспективы…

Итак мы видим, что за образец греки принимали окружающий их мир. Пифагор первым применил к нему слово Космос. Первоначально это слово означало украшение. Космос был принят за образец меры, гармонии и красоты. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот. Он противопоставляется Хаосу, беспорядочному состоянию материи.

4 стр., 1555 слов

Проблема человека в философии Возрождения

... эпохи Возрождения является ориентация на человека. Если в центре внимания философии античности была природно-космическая жизнь, а в средние века — религиозная жизнь — проблема «спасения», то в эпоху Возрождения на передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в ... В эпоху Возрождения всякая деятельность воспринималась иначе, чем в античности или в средние века. У древних греков ...

Красота звездного неба, гармония небесных сфер учат человека тому, что и в жизни должна быть та же упорядоченность и согласованность. Если Космос ограничен, то и человеку следует иметь границы. Вот почему существование в полисе с четко очерченными правами и обязанностями считалось такой честью и единственным способом существования человека. Надо признать, что в этом смысле греки были счастливее многих современных людей. «Современная наука говорит нам, что весь мир – это необъятная Вселенная. Но если мир есть бесконечная Вселенная, тогда мы, обитатели Земли, маленькой планеты, затерянной в бескрайних пространствах галактик и спиралевидных туманностей, оказываемся совершенного бездомными существами. Человек в бесконечном пространстве есть просто «затерянное» и случайное существо; в бескрайних просторах человек неизбежно есть просто сущее, себя совершенно потерявшее».

Каждый из нас, прочитав «Апологию Сократа», не мог не иметь в душе хоть небольшого недоумения – как можно предпочесть смерть изгнанию? Тем более, что Сократ отнюдь не трус, он участвовал в войне. Он не боится материальных трудностей, поскольку вел жизнь весьма аскетическую. Он не кичлив, жизнь с его знаменитой супругой научила его смирению и терпению, по его же словам. Конечно, покинув Афины, он лишился бы статуса гражданина, но ведь многие философы пускались в путешествия, весьма длительные. Чем это принципиально отличается? И второй вопрос – как законодатели могли считать равноценными такие наказания? Современному человеку это совсем непонятно.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы и должны понять, что означал для древнего грека полис. Полис был организацией жизни в гораздо большей степени, нежели современное государство. Именно он давал право на упорядоченное и осмысленное бытие. Вне этого бытия человек лишался самой основы жизни. Быть изгнанником – значит, быть никем, скитальцем хаоса. Путешествовать, будучи гражданином Афин, даже долгие годы – совсем другое дело. В этом, например, существенное отличие от средневекового сознания. Там человек тоже имел свое место, но место это касалось прежде всего всеобщей духовной иерархии; каждый жив у Бога) Вот почему Сократ которого всю жизнь занимали именно вопросы этики, не мог даже помыслить себя вне этих границ. Его этика была не просто кабинетным занятием, о котором можно забыть, отвлекшись повседневными делами, или хобби, которому можно посвятить свободное время, но действительно способом жизни. Поэтому чаша с ядом была не так страшна, как изгнание.

Удивительно то, что греческие полисы с их весьма простой по нашим представлениям жизнью, с отсутствием комфорта, опять же по нашим понятиям, создали культуру такой неслыханной высоты. Все, чем мы пользуемся до сих пор, произошло отсюда. Как, почему усилия людей направлялись на предметы, которые не служили к обогащению или тому, что мы называем «качеством жизни». Ответ может быть один – у них было совсем другое представление о качестве. Трудно представить себе, чтоб народ, обладавший таким творческим потенциалом, не мог бы создать технократическую цивилизацию, если б захотел. Следовательно, ответ заключается именно в этом – они не хотели.

11 стр., 5112 слов

Жизнь и творчество Платона

... 30 тиранов хотело привлечь его на свою сторону как человека весьма популярного в народе и обществе. Но известно и то, что он от этого уклонился, рискуя подвергнуться репрессиям. ... почти 1000 лет, и была закрыта только императором Юстинианом в 529 г.» Руководство этой школой стало самым любимым делом в жизни Платона, даже его литературная деятельность в течение ...

Умение ограничить себя телесно, в удобствах и излишествах, направить свою энергию на предметы совсем другие – философию, поэзию, театр, скульптуру, искусство владения телом – можно отнести к бытию внутри полиса, особыми условиями жизни.

Так, по крайней мере, сказали бы материалисты. Но можно предположить и то, что, направив свой ум на созерцание Космоса, люди нашли в нем образец своего полисного бытия и оттуда черпали вдохновение для организации жизни и постижения смысла.

Может быть, поэтому греки так легко и гармонично восприняли христианство? Возможно, в их душе, как у Платона с его «идеями», жило предчувствие Высшей Истины?

*К.А.Сергеев, Я.А.Слинин. Природа и разум. Античная парадигма.