Мечта и реальность в произведение В. А. Каверина «Два капитана»

Сочинение

Детство — прекрасная пора. Это время познания мира, торжества фантазии и мечты. Маленький ребенок пытается определить для себя образец, на который нужно ориентироваться. Он мечтает освоить профессию того человека, который является для него примером. Но бывают и такие истории, которые рассказывают о невероятной силе детской тяги к определенной цели. Именно об этом и идет речь в произведении «Два капитана». О мечте и реальности повествует автор романа.

Потерянная экспедиция

На примере судьбы главного героя Александра Григорьева автор показал, при каких условиях человек может достигнуть цели, которую он себе обозначил, как самую важную. Чтобы осуществить мечту детства — открыть тайну пропавшей экспедиции капитана Татаринова, Саня проявил такие качества характера, как:

  • мужество;
  • стойкость;
  • вера в себя и своих близких;
  • упорство;
  • бесстрашие.

Приключения, которые выпали на долю этого героя, люди, встретившиеся на его жизненном пути, — это все закалило характер и помогло выстоять под ударами судьбы, а также узнать причины погубленной экспедиции.

Еще с детства Саня был любопытным и незаурядным мальчишкой. Обожал приключенческие истории. У него всегда было желание совершить какое-нибудь значимое открытие или обнаружить клад.

Когда же мальчик Санька Григорьев стал мечтать разгадать тайну исчезновения капитана Татаринова и его команды? Знакомство с полярной экспедицией произошло случайно, когда по странному стечению обстоятельств письма пропавших ее участников попали к тете Даше, которая стала читать записи детям вместо книг. Эта история произвела огромное впечатление на маленького Сашу, его волновала судьба исчезнувшей команды, в голове постоянно были рассуждения о причинах такого исхода экспедиции.

его увлекла личность самого капитана Татаринова, человека:

  • сильного;
  • идейного;
  • отважного.

Именно глава полярной экспедиции стал для Саши примером, светлым романтическим образом исследователя, который не боится трудностей.

Идет к своей цели и достигает ее, несмотря на то, что она забирает у него жизнь. Под впечатлением истории о пропавшей полярной экспедиции герой решает докопаться до истины, установить справедливость и вернуть славу команде Татаринова.

6 стр., 2718 слов

«Бороться и искать, найти и не сдаваться». Открытие ...

... искать и нашел экспедицию капитана Татаринова? Его поиски были восстановлением правды в жизни и восстановлением чести честного человека. Почему роман назван “Два капитана”? Два капитана – это два “ведущих по жизни”– капитан Татаринов и капитан ... в ОСОВИАХИМ. 8. Спокойствие в любви. 9. Прочитал дневник. Какая была цель у Сани? У Сани была цель – найти экспедицию капитана Татаринова. ... о полярном летчике ...

Судьба и мечта Сашки

Мальчик загорелся желанием освоить профессию летчика, которая позволит добраться до севера и разгадать волнующие воображение тайны. То есть ребенок придумывает способ достижения своей мечты и ставит себе задачи. С этого момента судьба проверяет решение Саши на прочность. Осуществиться ли детская мечта ребенка, воплотится ли она в реальность? Это все зависело только от самого Саши. И главный герой романа своим характером, целеустремленностью, стойкостью и решительностью доказывает: мечта может стать реальностью, только нужно следовать своей цели и не отступать перед трудностями.

А на долю тогда еще юного мечтателя выпало немало ударов судьбы. Странная немота осложняла ему жизнь в детстве и помешала спасти отца от тюрьмы.

мальчик избавился от недуга слишком поздно

Познакомившись с семьей капитана Татаринова и хорошо проанализировав свои знания об экспедиции, мальчик начал догадываться о том, кто же действительно виноват в гибели путешественников. Но Сашу обвинили в клевете. Таким образом, трудное детство, омраченное потерей родителей и другими бедами, не только не сломало героя, но и придало решимости доказать свою точку зрения на причины гибели полярной экспедиции.

Достижение поставленных задач

Мальчик понимает важность осуществления своей детской мечты и начинает двигаться к цели. Взрослея, он последовательно, по крупицам собирает материалы о команде Татаринова. Поступает в летную школу и становится пилотом, добивается назначения на север. Волею судьбы он оказывается на месте исчезнувшей экспедиции.

Фотографии и записи капитана Татаринова подтверждают догадки Саши. С помощью найденных материалов летчик Григорьев рассказывает обществу о тех открытиях, которые успели сделать исследователи, а также указывает на личность человека, погубившего команду.

Мечта, сформировавшаяся в детстве, осуществляется в реальности. Такой финал обусловлен силой характера Григорьева, его уверенностью в своих решениях, твердостью и настойчивостью. Отражают невероятную мощь героя и слова клятвы, данной Сашей и Петей друг другу: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Эта фраза становится девизом жизни Александра Григорьева, а также — лейтмотивом всего романа.

Указанные в тексте слова отражают стойкое убеждение писателя в том, что нужно следовать своей цели, не сдаваться под гнетом трудностей и неудач, никогда не опускать руки. Нет ничего невозможного. Все достижимо, если приложить определенные усилия. Даже призрачная, практически фантастическая мечта сможет найти свое осуществление в реальности, если человек будет придерживаться принятого решения, превозмогая сложности. Вселяющие силу слова не только помогли Саше открыть тайну пропавших исследователей, но и добиться счастья в личной жизни.

Литературное воплощение главного героя

Кто же является прототипом Александра Григорьева в реальной жизни? Есть ли люди на земле, способные показать такую невероятную силу духа? Существует несколько вариантов исторических прототипов главного героя романа «Два капитана».

2 стр., 742 слов

Анализ романа Каверина «Два капитана»

... назвал свой роман «Два капитана», потому что в центре повествования находится капитан Саня Григорьев, который хотел установить факты экспедиции другого капитана – Татаринова. Заглавие способствует соединению двух поколений, прошлого ... об идее своего романа: «Восстановление справедливости». Так, автор поднимает тему героизма и долга, проблему противостояния лжи и лицемерию. Писатель хочет донести до ...

Из воспоминаний писателя следует, что на создание романа повлияла встреча с ученым-генетиком Михаилом Лобашевым в санатории. Исследователь поразил В. А. Каверина своим необычным характером. Молодого человека отличали упорство и определенность жизненных планов.

Можно отметить следующие схожие проблемы, с которыми они столкнулись в детстве:

  • сиротство, жизнь без родителей;
  • время скитаний и обучение в школе-коммуне;
  • получение образования и освоение желаемой профессии.

Также прототипом Александра Григорьева можно считать героически погибшего летчика Самуила Клебанова. Этот человек тоже оказал влияние на писателя, так как именно он рассказал обо всех сложностях, тонкостях своей профессии В. А. Каверину.

Рассуждая над рассказом, можно отметить: образ Александра Григорьева, отражающий невероятно сильный характер, способный мечту превратить в быль, — отнюдь не фантастика. Примеры волевых, увлеченных и удивительно стойких людей можно найти в реальной жизни. Также и образ капитана Татаринова, который несет в себе мысль автора о силе мечты, не является выдумкой писателя. У отважного и идейного путешественника тоже есть свои исторические примеры.

Прототип Татаринова

Кто же из реальных людей помог В. А. Каверину создать на страницах своего романа исследователя севера? Личность и судьба Татаринова представляет собой некий сплав из биографий нескольких путешественников:

  1. Время похода капитана и избранный его командой маршрут повторяет экспедицию на север под началом Григория Брусилова.
  2. Внешний вид, характер, система убеждений роднят Татаринова с другим путешественником — с Георгием Седовым. Он тоже руководил одной из полярных экспедиций.
  3. Исчезновение команды Татаринова похоже на судьбу группы Владимира Русанова, он тоже являлся исследователем севера.

О чем говорит наличие прототипов? Оба героя В. А. Каверина — капитаны Татаринов и Григорьев — вынесены в название романа совершенно оправданно, так как отражают главную мысль писателя о реальном воплощении мечты, демонстрируют невероятную силу духа. То, что знаковые фигуры произведения имеют исторических прототипов, говорит о следующем: удивительная целеустремленность — это не недостижимый идеал, это не выдумка автора, такое возможно и в реальной жизни, поскольку есть люди, подтверждающие своими биографиями идеи создателя произведения.

Таким образом, можно сделать вывод: мечта и реальность удивительно сочетаются в романе В. А. Каверина «Два капитана». Эти два понятия не существуют раздельно, они дополняют друг друга и в финале соединяются. Воплощение мечты в реальность стало возможным благодаря тем усилиям, которые прилагал главный герой Саша Григорьев для того, чтобы добиться поставленной в детстве цели.

В. А. Каверин за написание этого романа, посвященного одной из вечных тем словесного искусства, получил признание в литературных кругах (он был удостоен Сталинской премии второй степени), а также любовь читателей. Идея произведения «Два капитана» нашла свое выражение в детективной форме с описанием удивительных приключений. Такое сочетание не осталось незамеченным у любителей чтения.

3 стр., 1165 слов

Моя мечта — путешествия: примеры сочинений о поездках по миру

... удовольствия. Во-вторых, такие задания, в том числе сочинение «Мое путешествие», прекрасно развивают речевые навыки и воображение. В-третьих, ... мира. На уроках географии и истории мы изучаем континенты и страны. Но что для нас Америка, Европа, Азия? Просто схематические ... бы путешествовать. Я — не исключение. Путешествовать по миру без ограничений — моя заветная мечта. Когда я вырасту, я хочу стать ...

Это произведение очень популярно у юношей. Оно дает понятие о том, что нужно всегда и везде быть твердым и решительным: и в жизни, и в любви, и в дружбе. Сила — в правде. А человек, который не лжет, всегда одерживает победу.

Предоставленные аргументы для сочинения «Два капитана. Тема мечты и реальности в произведении» помогут ученикам на ЕГЭ. Кроме того для визуализации картинки можно посмотреть цветной шестисерийный советский фильм (с одноименным названием) режиссера Евгения Карелова.

Еще примеры сочинений по направлению: Мечта и реальность: