Народные истоки образа Катерины (по драме А. Н. Островского «Гроза»)

Сочинение

«Мы стараемся, — писал А. Н. Островский, — все наши идеалы и типы, взятые из жизни, как можно реальнее и правдивее изобразить до самых мельчайших бытовых подробностей…» В своей пьесе «Гроза» выдающийся драматург сделал решительный шаг к открытию истинно народного героического характера.

Именно поэтому его Катерина, которая явилась самым поэтическим воплощением народного характера в пьесе, так привлекает и располагает к себе любого читателя.

С самых первых страниц, из строк народной песни открывается перед нами поэзия народной жизни: прекрасная природа, картины ночного гулянья молодежи, рассказы Катерины о детстве и религиозных переживаниях. Характер героини сформировался на этих культурных основах русского народа, эти основы стали частью ее души, частью ее самой.

В мироощущении Катерины мы видим сочетание языческой древности и новых веяний христианской морали. Вера героини неотделима от солнечных восходов и закатов, росистых трав, цветущих лугов, полетов птиц, порхания бабочек и стрекоз. В самих монологах Катерины звучат знакомые мотивы русских народных песен:

Какова-то молоденька,

Какова-то молоденъка я бывала,

По утру раным-раненъко,

По утру раным-раненъко я вставала…

Привлекает внимание и сцена молитвы Катерины: «какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится». Ее молитва — это настоящий праздник духа, праздник воображения: ангельские хоры в столпе солнечного света, которые перекликаются с пением странниц, щебетанием птиц. «Точно, бывало, — говорит героиня, — я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится». В храме Катерина переживает истинную радость жизни, такую же, какую ощущает в окружении пробуждающейся природы.

Влияние народной культуры ощущается с самого детства героини. «Такая уж я зародилась горячая! — вспоминает она. — Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!» Этот поступок напоминает нам о народной сказочной мечте о правде и справедливости. В народных сказках девочка обращается к речке за помощью и спасением, и речка укрывает ее своими берегами.

19 стр., 9412 слов

Катерина в чем трагизм ее положения. Душевная трагедия катерины

... человеческие права Центральное место в драме Островского “Гроза” отведено Катерине. За этой героиней ... никак не удивилась. Поскольку жизнь Кати никак не изменилась после замужества. Образ Катерины в пьесе «Гроза»: трагизм «женской доли» в интерпретации А. Островского ­Катерина в борьбе за свои ...

Вся дальнейшая судьба Катерины также напоминает судьбу героини народной песни, непокорной молодой снохи, отданной за немилого «чуж-чуженина» в «чужедальную сторонушку», что «не сахаром посыпана, не медом полита». Оказавшись в семье мужа, героиня не видит привычного ей мира, там нет искренности, открытости. В мире Кабановых нет места солнцу и птицам, ангельским хорам, журчанию ручьев. Там никто этого словно не замечает. Там «все как будто из-под неволи», там царит суровый религиозный дух, который губит все возвышенные мечты девушки, там веет холодом и угрозой. В мире Кабановых исчезли открытость и щедрость народного мироощущения. Конечно же, эта обстановка душит, угнетает Катерину: «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем». И действительно, взращенная на русских просторах, расцветшая вместе с луговыми травами и цветами поэтическая душа героини увядает в мире Диких и Кабановых.

Все богатство внутреннего мира Катерины: сила чувств, человеческое достоинство, нравственная чистота, правдивость натуры, решительность и другие качества отражаются в ее речи. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержишь меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!» — говорит она.

И все-таки «охота строить воздушные видения», по словам критика Н. А. Добролюбова, не только не пропала в сердце Катерины, но, наоборот, еще больше обострилась, когда она попала в семью мужа. Иначе откуда могло взяться знаменитое восклицание героини: «Отчего люди не летают!»

Жизнелюбие русского народа торжествует в образе героини Островского. Душа Катерины — из числа тех избранных русских душ, которым чужды компромиссы, душ, которые жаждут вселенской правды и на меньшее не согласны.