Дивишься драгоценности нашего языка

Сочинение

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи

«Предметы для лирического поэта в нынешнее время»

(Два письма к Н. М. Я. у)

Твое стихотворенье «Землетрясенье» меня восхитило. Жуковский также был от него в восторге. Это, по его мненью, лучшее не только из твоих, но даже из всех русских стихотворений. Взять событие из минувшего и обратить его к настоящему — какая умная и богатая мысль! А примененье к поэту, завершающее оду, таково, что его следует всякому из нас, каково бы ни было его поприще, применить к самому себе в эту тяжелую годину всемирного землетрясенья, когда всё помутилось от страха за будущее. Друг! перед тобой разверзается живоносный источник. В словах твоих поэту:

И приноси дрожащим людям

Молитвы с горней вышины!

заключаются слова тебе самому. Тайна твоей музы тебе открывается. Нынешнее время есть именно поприще для лирического поэта. Сатирой ничего не возьмешь; простой картиной действительности, оглянутой глазом современного светского человека, никого не разбудишь: богатырски задремал нынешний век. Нет, отыщи в минувшем событьи подобное настоящему, заставь его выступить ярко и порази его в виду всех, как поражено было оно гневом божьим в свое время; бей в прошедшем настоящее, и в двойную силу облечется твое слово: живей через то выступит прошедшее, и криком закричит настоящее. Разогни книгу Ветхого завета: ты найдешь там каждое из нынешних событий, ясней как день увидишь, в чем оно преступило пред богом, и так очевидно изображен над ним совершившийся страшный суд божий, что встрепенется настоящее. У тебя есть на то орудья и средства: в стихе твоем есть сила, и упрекающая и подъемлющая. То и другое теперь именно нужно. Одних нужно поднять, других попрекнуть: поднять тех, которые смутились от страхов и бесчинств, их окружающих; попрекнуть тех, которые в святые минуты небесного гнева и страданий повсюдных дерзают предаваться буйству всяких скаканий и позорного ликованья. Нужно, чтобы твои стихи стали так в глазах всех, как начертанные на воздухе буквы, явившиеся на пиру Валтасара, от которых всё пришло в ужас еще прежде, чем могло проникнуть самый их смысл.

А если хочешь быть еще понятней всем, то, набравшись духа библейского, опустись с ним, как со светочем, во глубины русской старины и в ней порази позор нынешнего времени и углуби в то же время глубже в нас то, перед чем еще позорнее станет позор наш. Стих твой не будет вял, не бойся; старина даст тебе краски и уже одной собой вдохновит тебя! Она так живьем и шевелится в наших летописях. На днях попалась мне книга: Царские выходы . Казалось, что бы могло быть ее скучней, но и тут уже одни слова и названья царских убранств, дорогих тканей и каменьев — сущие сокровища для поэта; всякое слово так и ложится в стих. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. Да если только уберешь такими словами стих свой — целиком унесешь читателя в минувшее. Мне, после прочтенья трех страниц из этой книги, так и виделся везде царь старинных, прежних времен, благоговейно идущий к вечерне в старинном царском своем убранстве.

6 стр., 2818 слов

Тема поэта в стихах Пушкина

... людей», показывать всю правду жизни. Предназначение поэта – сочинение Творчество А.С. Пушкина – это тот фундамент, ... Плюсковой». В них поэт «воспевает свободу миру», стремиться «на тронах поразить порок». Он горд ... видевшего Господа. Лирический герой произведения влачится по пустыне «томим духовной жаждой» и ... части характер стиха меняется, становится более бунтарским. Пушкин утверждает, что поэт обязан ...

Попрекни же прежде всего сильным лирическим упреком; умных, но унывших людей. Проймешь их, если покажешь им; дело в настоящем виде, то есть, что человек, предавшийся унынию, есть дрянь во всех отношениях, каковы бы ни были причины уныния, потому что унынье проклято богом. Истинно русского человека поведешь на брань даже и против уныния, поднимешь его превыше страха и колебаний земли, как поднял, поэта в своем Землетрясении.

Воззови, в виде лирического сильного воззванья, к прекрасному, но дремлющему человеку. Брось ему с берега доску и закричи во весь голос, чтобы спасал свою бедную душу: уже он далеко от берега, уже несет и несет его ничтожная верхушка света, несут обеды, ноги плясавиц, ежедневное сонное опьяненье; нечувствительно облекается он плотью и стал уже весь плоть, и уже почти нет в нем души. Завопи воплем и выставь ему ведьму старость, к нему идущую, которая вся из железа, перед которой железо есть милосердье, которая ни крохи чувства не отдает назад и обратно. О, если б ты мог сказать ему то, что должен сказать мой Плюшкин, если доберусь до третьего тома. «Мертв душ»!

Опозорь в гневном дифирамбе новейшего лихоимца нынешних времен и его проклятую роскошь, и скверную жену его, погубившую щеголяньями и тряпками и себя, и мужа, и презренный порог их богатого дома, и гнусный воздух, которым там дышат, чтобы, как от чумы, от них побежало всё бегом и без оглядки.

Возвеличь в торжественном гимне незаметного труженика, какие, к чести высокой породы русской, находятся посреди отважнейших взяточников, которые не берут даже и тогда, как всё берет вокруг их. Возвеличь и его, и семью его, и благородную жену его, которая лучше захотела носить старомодный чепец и стать предметом насмешек других, чем допустить своего мужа сделать несправедливость и подлость. Выставь их прекрасную бедность так, чтобы, как святыня, она засияла у всех в глазах, и каждому из нас захотелось бы самому быть бедным.

Ублажи гимном того исполина, какой выходит только из русской земли, который вдруг пробуждается от позорного сна, становится вдруг другим; плюнувши в виду всех на свою мерзость и гнуснейшие пороки, становится первым ратником добра. Покажи, как совершается это богатырское дело в истинно русской душе; но покажи так, чтобы невольно затрепетала в каждом русская природа и чтобы всё, даже в грубом и низшем сословии, вскрикнуло: «Эх, молодец!», почувствовавши, что и для него самого возможно такое дело.

6 стр., 2688 слов

«Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет ...

... Дороги, которые мы выбираем» автора О. Генри Уильям — RuLit — Страница 1 О’Генри Дороги, которые мы выбираем О’ГЕНРИ ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ (из сборника «Коловращение» 1910 г.) В ... что место бургомистра просто так никому не дается. Ну, а если о деле, то в двух словах – нужно достать некий артефакт, который ... день. Обычно после обеда, если не было срочных дел, он дремал в кресле-качалке на заднем ...

Много, много предметов для лирического поэта — в книге не вместишь, не только в письме. Всякое истинное русское чувство глохнет, и некому его вызвать! Дремлет наша удаль, дремлет решимость и отвага на дело, дремлет наша крепость и сила, — дремлет ум наш среди вялой и бабьей светской жизни, которую привили к нам, под именем просвещения, пустые и мелкие нововведенья. Стряхни же сон с очей своих и порази сон других. На колени перед богом, и проси у него Гнева и Любви! Гнева — противу того, что губит человека, любви — к бедной душе человека, которую губят со всех сторон и которую губит он сам. Найдешь слова, найдутся выраженья, огни, а не слова, излетят от тебя, как от древних пророков, если только, подобно им, сделаешь это дело родным и кровным своим делом, если только, подобно им, посыпав пеплом главу, раздравши ризы, рыданьем вымолишь себе у бога на то силу, и так возлюбишь спасенье земли своей, как возлюбили они спасенье богоизбранного своего народа.

Примечания

↑ 1) (1803 – 1847) — русский поэт, один из ярких представителей золотого века русской поэзии, называвший себя «поэтом радости и хмеля», «поэтом разгула и свободы».

Статья на тему «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок!»

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок!

«Я люблю свой язык: он понятен для всех, он певуч, как русский народ многолик, как держава наша, могуч!» Нельзя не согласиться со словами А.Яшина?

Писатели и поэты разных времен и народов всегда отзывались о нем с восторгом. Наш язык один из самых сильных и живых языков. Люди веками создавали гибкий, выразительный и певучий язык. В каждом слове слышится особенность национального характера. Русская речь окрашена неповторимой эмоциональностью. Великое множество оттенков настроения: раздражительность, восторг, радость и гнев, можно выразить только на нашем языке.

русская душа, эхо мира и стоны человеческие, и зерцало божественных видений».

Человек не может считаться культурным без умения говорить грамотно и использовать богатейшую лексику русского языка. Огромного богатства лексических, грамматических и морфологических форм не существует ни в одном другом языке мира. Н.М.Карамзин говорил: « Язык наш выразителен не только для высокого красноречия. Для громкой живописной поэзии, но и для звуков сердца и чувствительности». Сколько замечательных произведений разных жанров написано на необычайно красивом и необычном языке?! Мы передаем всю красоту природы и внутреннего мира людей. Во все века люди выражают нежные чувства и ощущения, говорят о любви, детстве, материнстве. Слова способны вызвать слезы восторга, жалости и щемящей душу нежности.

« все доступно нашему языку. Он властен все выразить, изобразить и передать. В нем стихийность и четкость; и простата и размах, и паренье ; и мечтательность, и сила, и ясность. Это язык острого слова и режущей мысли. Язык волевых решений и пророчества. Язык самобытного русского нрава. И русский народ, создавший этот язык, сам способен достигнуть душевной и духовной высоты, на которую зовет его-его язык»

6 стр., 2986 слов

Богатый русский язык (богатство русского языка) рассуждение

... «В чем секрет русского языка», «Русского слова» и «Почему я люблю русский язык?» Давайте поразмышляем вместе, а рассуждения напишем в виде сочинения на тему: «Великий и могучий русский язык». русский язык Богатство, благозвучие и величие русского языка – предмет восхищения многих ...

Уже более века прошло с тех пор, как вышел в свет первый рассказ Сэра Артура Конан Дойла, повествующий о приключениях легендарного детектива Шерлока Хомса, но и сегодня произведения о сыщике пользуются огромной популярностью у читателей. Нас все еще волнует интрига, и возникает желание узнать разгадку очередной тайны.

Чем же Хомс так популярен? Почему спустя более ста лет он остается актуальным?

Шерлок выделяется из огромного числа героев детективного жанра тем, что в его образе переплетаются совершенно разнообразные качества. Зачастую это абсолютно противоположные черты, делающие его неординарной личностью. Он разносторонне развитый человек, обладающий многими талантами. Располагая множеством умений, он все свое существование посвящает раскрытию преступлений. При этом он старается использовать все свои возможности по максимуму. Шерлок не старается помочь людям своим призванием, он не считает служение закону долгом. Сыщик лишь пытается удовлетворить свой интерес, который чудесным образом совпадает с потребностями общества, жаждущего справедливости. У него есть убеждения, особая мораль, которой он пользуется в тех случаях, когда считает, что поступить по закону в ситуации будет несправедливо. Но эти убеждения имеют характер правил чести, жизненных принципов, основанных на честности с самим собой. Ими он никогда не злоупотребляет, а использует очень редко и исключительно во благо общества.

Шерлок ощущает почти физическую потребность в работе. Он никогда не позволяет себе скучать, а его разум постоянно работает. Сэр Артур Конан Дойл показывает нам идеальную машину мысли, созданную, чтобы безотказно и самоотверженно разгадать самые трудные и запутанные загадки жизни. Его работа не отягощена излишними эмоциями всевозможными чувствами и переживаниями, на которые обычный человек растрачивал бы уйму энергии и силы. Нет…Порою даже может показаться, что Хомс вовсе не способен чувствовать все то, что свойственно человеческой душе, но это не так. Он способен на дружбу, уважение, ненависть, просто Шерлок относится к ним с некоторым презрением и не позволяет им затмевать свой разум. Ему неведома слепая ненависть, равно как и слепая любовь.

Любовь сыщика- отдельная тема. Вообще Хомс в своей жизни любви не испытывает. Он убежденный холостяк. Но все-таки однажды детектив встречает девушку по имени Ирэн Адлер, к которой проникается особенным уважением. Возможно, у любого другого героя подобное чувство можно было бы назвать влюбленностью, но не у Шерлока… Его единственная страсть-дело, а единственная слабость-азарт. К своей работе он относится как к игре, и когда им овладевает азарт, он становится способным ан все, лишь бы доказать правоту своей версии и убедиться в ней самому.

Проблема сохранения правильной русской речи, чуткости к слову. (ЕГЭ по русскому)

Уже ни для кого не секрет, что русский язык теряет своё величие и могущество. Исконно русские слова вытесняются из речи сленгом и зарубежными фразами, яркие и глубокие выражения заменяются всевозможными сокращениями и аббревиатурами, человеческая речь наполняется словами-паразитами, тем самым постепенно уничтожая прелесть русского языка.

В данном тексте И. Руденко предлагает задуматься над тем, какой лексикой насыщена наша речь.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

16 стр., 7939 слов

Описание кабинета русского языка. Мой класс русского языка (описание) ...

... «Наш класс» с информацией об учащихся 5 класса и их достижениях. В кабинете русского языка и литературы собирается, документируется, систематизируется, хранится и обобщается опыт ... речи 9-11 класс Текст-описание 9-11 классы Текст-рассуждение 9-11 классы Текст-повествование 9-11 классы Приобретенные таблицы, диски, рабочие тетради по литературе, тестовые задания по русскому языку для всех классов ...

Эксперты сайта Критика24.ру

Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Журналистка пытается донести до читателя важность проблемы сохранения русской речи, пытается на примерах показать, как именно теряет силу русский язык. Она считает, что слова могут заставить человека оттаять или надолго, если не навсегда, замерзнуть, могут пробуждать чувства добрые или взывать к самым низменным. Также Руденко приводит примеры того, как небрежно относится телевидение к нашему родному языку, как часто люди раскидываются необдуманными словами, тем самым в корне меняя их истинный смысл. Не забывает сказать она и про важные и нужные русские слова, которые вытесняются более современными, но менее значимыми, не имеющими глубокого смысла эпитетами. Говорит она и о потерянном слове «товарищ», о словах-паразитах, употребляемых не к месту. В конечном итоге, журналистка приходит к выводу, что забывая и изменяя неповторимую русскую речь, мы теряем не только богатство нашего языка, но и социальный, нравственный и человеческий смысл русских слов, и поэтому так важно оставаться чуткими к слову и учиться быть чуткими к человеку.

Я полностью разделяю мнение И. Руденко в отношении этой проблемы, ведь русский язык-наше национальное достояние, которое нужно оберегать.

А Николай Васильевич Гоголь восхищался красотой русского языка: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи». Он подчеркивал своеобразие, величие русской речи и ее неповторимость.

Что касается моего взгляда на проблему сохранения русского языка, то я, с точки зрения нравственности, считаю ее одной из наиболее важных для русского народа, ведь именно благодаря нашей речи мы можем в полной мере передавать окружающим наши мысли и чувства. С оскудением нашего языка возникнет проблема недосказанности, проблема недопонимания людьми друг друга, и, в конце концов, мир станет серым, а люди неинтересными. Поэтому очень важно оберегать нашу речь и уделять ей должное внимание.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id24599