Мир крестьянства в произведении
Народ в романе «Война и мир» представлен широко. Крестьянство описано автором подробно. В изображении Толстого мир крестьянства самодостаточен и гармоничен. Писатель не считал, что его представители нуждаются в интеллектуальном воздействии. Герои-дворяне и не думают о том, что нужно «развивать» крестьян. Напротив, именно последние часто оказываются ближе к пониманию смысла жизни. Лев Николаевич изображает сложный духовный мир представителей дворянства и безыскусную одухотворенность русского крестьянина как различные, но вместе с тем взаимодополняющие начала бытия нашей страны. Способность устанавливать с народом контакт является показателем нравственного здоровья дворян в романе.
Зыбкость границ между сословиями
Неоднократно Толстой подчеркивает зыбкость границ между сословиями. Человеческое, общее делает их «прозрачными». Народ в романе «Война и мир» часто сближается, взаимодействует с высшими слоями общества. Ловчий Данило, например, исполнен «презрения ко всему» и «самостоятельности». Этот охотник позволяет себе смотреть на барина Николая Ростова «презрительно». Однако это не было оскорбительно для Николая. Он понимал, что этот человек все-таки принадлежал ему. Все равны во время охоты, все подчиняются порядку, заведенному однажды. Лишь в пылу охоты Данило может Илью Андреевича, который упустил волка, обругать, даже на него замахнуться арапником. Такое поведение крепостного в обычных условиях невозможно по отношению к барину.
Приведем другой пример того, как взаимодействует дворянство и народ в романе «Война и мир». Важным этапом духовной жизни одного из главных героев, Пьера Безухова, стала встреча в бараке для пленных с Платоном Каратаевым. Утерянную веру в жизнь ему вернул именно этот солдат-крестьянин. Основным нравственным критерием в эпилоге романа становится для Пьера возможное отношение к его деятельности Каратаева. И он делает вывод, что тот, вероятно, его общественной деятельности не понял бы, однако одобрил бы наверняка семейную жизнь, поскольку любил во всем «благообразие».
Сочинения по роману-эпопее «Война и мир» Л. Толстого
... роман художественный и философский смысл. Следует обратиться к основным значениям слова «мир», чтобы лучше понять идею, замысел автора. Народ, который живет вне войны, в состоянии покоя и стабильности; Крестьянские собрания; Повседневная жизнь ... Москвы в годы войны; в «Сочинениях Дениса Васильевича Давыдова» Толстой нашел материалы, положенные в основу партизанских сцен «Войны и мира»; В «Записках ...
Народ в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»
(360 слов) В работах многих критиков и публицистов часто можно встретить цитату Л.Н.Толстого «мысль народная». Однако не все знают, откуда именно «родом» это словосочетание. Такое понятие, как «мысль народная», Л.Н.Толстой раскрывает в произведении «Война и мир» на примере нескольких героев.
Кто же он, тот самый истинный человек из народа? Находясь в плену, Пьер знакомится с Платоном Каратаевым. Этот персонаж – собирательный образ народа. Платон стал воплощением всего «доброго», «круглого». Он разговаривает пословицами и поговорками, размышляет на жизненные темы, но не воспринимает жизнь всерьёз. Платон искренне любит свою Родину, уважает царя, с покорностью принимает все тяготы, которые преподносит ему судьба. Этот трудолюбивый, мудрый герой помогает Пьеру встать на новый жизненный путь, обрести истинные жизненные ценности.
Однако образ народа раскрывается и на примере других персонажей. Так, в исходе Отечественной войны особую роль сыграли партизаны. Л.Н.Толстой обращает внимание читателей на Тихона Щербатого. Партизан вёл войну по-своему. Он беспощадно убивал врагов, разбивал целые отряды. В отличие от Пьера, Тихон никогда не испытывал жалости к французу, персонаж делал все возможное, чтобы прекратить войну. Тихон Щербатый стал воплощением силы, смелости простого русского мужика.
Особое внимание в романе-эпопее автор уделяет «народным» сценам. В них лучше всего проявляется русский дух. Вспомним, как толпы солдат бежали с Аустерлица. Люди шли на бой, не осознавая его значимости. Они хотели не воевать, а спокойно жить. Именно поэтому автор изображает массовое бегство с поля сражения. Совершенно иной настрой у русских перед и во время Бородинской битвы. Все солдаты спокойно и как будто «легкомысленно» готовились к смерти. Они осознавали важность этого сражения, потому готовы были стоять насмерть. Князь Андрей так говорил перед этим событием: «Кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит». Во время Бородинского сражения французская артиллерия беспощадно палила по русским укреплениям. Однако наши стойкие солдаты не сдвинулись ни на шаг. Они до последнего стояли на своих позициях.
В романе Л.Н.Толстого народ – это не только солдаты, крестьяне. Это и дворяне, и купцы, и великие полководцы. Каждого человека затронула война. Автор показывает, как преображается народ в самые ответственные исторические периоды, на какие жертвы он способен ради спасения своей страны. Войну побеждают не опытные полководцы, а люди, которые неравнодушны к судьбе Родины. Именно поэтому «Великая армия» Наполеона, находившаяся в смятении, проиграла сильному духу русского народа.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Изображение бунта крестьян
Как изображен простой народ в романе «Война и мир»?
... волк - зубами. Образ Платона Каратаева Одним из ключевых образов произведения является Он особенно важен при раскрытии темы: "Народ в романе "Война и мир". Сочинение на эту тему ... поскольку любил во всем "благообразие". Изображение бунта крестьян Тема народа в романе "Война и мир" разнопланова. Толстой, изображая бунт богучаровских крестьян, выразил свое собственное отношение к консервативным ...
Тема народа в романе «Война и мир» разнопланова. Толстой, изображая бунт богучаровских крестьян, выразил свое собственное отношение к консервативным слоям патриархально-общинного мира, привыкшего сопротивляться любым переменам. В Богучарове стихийность народной жизни намного заметнее, чем в остальных местностях, поскольку здесь очень мало было помещиков, грамотных и дворовых. Небольшой замкнутой общностью живут здесь крестьяне. Они являются фактически изолированными от всего мира. Крестьяне без видимых причин вдруг начинают движение в некотором направлении, повинуясь непонятным законам бытия. Толстой подчеркивает, что в жизни крестьян из Богучарово были сильнее и заметнее, чем в других местностях, таинственные струи жизни русского народа, значение и причины которых бывают для современников необъяснимы. Через изображение бунта раскрывается с новой стороны тема народа в романе «Война и мир».
Причина бунта крестьян
Общее настроение, стихия бунта подчиняет себе полностью каждого крестьянина. Общим порывом был захвачен даже староста Дрон. Неудачей закончилась попытка княжны Марьи господский хлеб раздать крестьянам. Лишь «неразумная животная злоба» Ростова, его «неблагоразумный поступок» могли отрезвить эту возмущенную толпу. Грубой силе мужики подчинились беспрекословно, признавшись, что «по глупости» бунтовали. Лев Николаевич в произведении показал не только внешние причины бунта («сношения с французами» и слухи о «воле», которую отняли господа).
Скрытая глубинная общественно-историческая причина данного события заключалась во внутренней «силе», которая накопилась постепенно и, подобно лаве, вырвалась из кипящего вулкана. Именно поэтому восстал простой народ в романе «Война и мир».
Образ Тихона Щербатого
Образ Тихона Щербатого является важной деталью фрески о народной войне, которую создал Толстой. Тихон нападал на французов единственный из всей своей деревни. Он примкнул по собственной инициативе к «партии» Денисова и стал в ней вскоре одним из самых необходимых людей, проявив большую способность и охоту к партизанской войне. Через его образ также анализируется простой народ в романе «Война и мир».
Тихон в партизанском отряде занимал особенное место. Он выполнял всю черную работу, был самым храбрым и полезным человеком. Тихон, кроме того, играл роль шута и охотно поддавался сам этому чину. В его поведении и внешнем облике писатель заострил черты юродивого. У Щербатого было лицо, изрытое морщинами и оспой, с узкими маленькими глазами.
Образ Платона Каратаева
Одним из ключевых образов произведения является образ Платона Каратаева. Он особенно важен при раскрытии темы: «Народ в романе «Война и мир». Сочинение на эту тему невозможно написать, не упомянув этого персонажа. Это крестьянин, который оказался оторван от привычного уклада жизни и помещен в новые условия (французский плен, армия), в которых его духовность проявилась особенно ярко. Герой живет в гармонии со всем миром. Он относится с любовью ко всем людям. Платон глубоко чувствует жизнь, непосредственно и живо воспринимает людей. В изображении Толстого Каратаев — образец «естественного» человека, вышедшего из народа, воплощение народной нравственности, во многом инстинктивной.
«Чудесный, бесподобный народ!» (по роману Л.Н. Толстого «Война ...
... интеллигент тот, кто не разделяет себя и народ. Слова «чудесный, бесподобный народ!» в романе Толстого произносит полководец и прекрасный русский человек М. И. Кутузов, разделивший судьбу нации вместе с ... народ, в его милосердие, сострадание, щедрость сердца, в непреложный закон жизни: спасти свою душу — значит спасти Россию и в настоящем и в будущем. Бессмертные страницы романа «Война и мир» ...
Этот герой, олицетворяющий русский народ в романе «Война и мир», показан в произведении главным образом через восприятие его Безуховым. Пьер отмечает, что само присутствие в бараке этого человека создавало для пленных ощущение уюта. Безухова заинтересовало, как Платон разувался и устраивался в своем углу, поскольку что-то «круглое», «успокоительное» и «приятное» чувствовалось даже в этом.
Очень моложаво выглядел Каратаев, хотя ему было за 50 лет. Он казался здоровым и физически крепким человеком. В особенности в глаза бросалось «молодое» выражение лица Платона, которое имело вид «юности» и «невинности». Каратаев все время занимался чем-то, что, вероятно, вошло у этого героя в привычку. Попав в плен, он будто не ощущал, что такое болезнь и усталость, чувствовал себя в бараке так же, как дома.
Популярные сочинения
- Сочинение Характеристика и образ Муму (5 класс)
Муму – главная героиня одноимённого рассказа Ивана Сергеевича Тургенева. Трагическая история
- Характеристика героев пьесы «Вишневый сад»
В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» нельзя выделить главных и второстепенных персонажей. Все участники произведения важны для раскрытия главной цели пьесы. Социальное положение накладывает большой отпечаток на жизнь людей.
- Как Вакуле удалось преодолеть козни черта?
«Вечера на хуторе близ Диканьки» наверное, одно из любимых произведений школьников. В нём множество весёлых, мистических и реалистических сюжетов, которые не могут не запасть в сердце читателю.
Возвращение Каратаева к крестьянской жизни в непривычных условиях
Вне привычных условий, вне всего, что на него давило, Каратаев естественно и незаметно вернулся к крепостному укладу жизни. Он отбросил все чуждое, которое навязывалось ему насильно извне. Для Платона, представляющего народ в романе Толстого «Война и мир», особенно привлекательна крестьянская жизнь: дорогие воспоминания, а также представления о благообразии, связаны с ней. Поэтому он говорил в основном о событиях «христианского» быта, как он его называл.
Платон умер естественно, испытывая умиление и «тихий восторг» перед таинством смерти. Он воспринимал ее не как муку или наказание, поэтому не было страдания на его лице: оно было озарено выражением «тихой торжественности».
Образ Платона Каратаева является образом праведника из крестьян, который не только жил с людьми и со всем миром в ладу, восхищаясь проявлениями жизни, но и смог воскресить Пьера Безухова, зашедшего в духовный тупик. Для Пьера он навсегда остался олицетворением «простоты и правды».
ОБРАЗ «ДУБИНЫ НАРОДНОЙ ВОЙНЫ» (Л. Н. Толстой. «Война и мир»)
... образ «дубины народной войны». Вместе с тем он прославил русский народ, который смело, решительно и безоглядно поднял ее на врага. На этой странице искали : Дубина народной войны в романе Война и мир дубина народной войны Дубина народной войны сочинение сочинение на тему дубина народной войны дубина народной войны в романе война и мир сочинение Сохрани к ...
Тема народности и единения (на примере романа Л.Н. Толстого «Война и мир»
ТЕМА НАРОДНОСТИ И ЕДИНЕНИЯ
(на примере романа Л.Н. ТОЛСОТОГО «ВОЙНА И МИР»)
Это могучий голос народа,, Надо прислушаться к нему
Л.Н. Толстой
В 60-е годы 19 столетия Толстой создает главное из своих творений – роман-эпопею «Война и мир». Выросший из замыслы романа о вернувшемся из ссылки декабристе, он охватывает огромный круг вопросов, которые были важнейшими в развитии русской жизни того времени: это вопрос о справедливых и несправедливых войнах, и роль сильной личности в истории народов и стран, и место народа и каждого отдельного человека в историческом процессе и многое другое. В огромном произведении, состоящем их четырех томов, действует около 500 героев, каждый из которых бесконечным множеством нитей связан с другими людьми, и вместе представляет единое целое. «Чтобы понять всю мощь «Войны и мира», необходимо уяснить единство авторского замысла», — писал знаток творчества великого писателя Р.Роллан.
Сам Толстой говорил, что он нацелен на создание единого центра романа, который бы излучал свет на все происходящее. Таким центром стала мужицкая правда, ярче всех отразившаяся в Отечественной войне 1812 года, являющейся кульминационным центром романа. Война с французами разрушила прежние условия жизни, сгладила классовые противоречия и выдвинула на первый план главную силу – народ.
Все события и все герои романа даны в отношении войны 1812 года, и все они получают нравственную оценку писателя в зависимости от того, насколько каждый из них способен ощущать свое единство с народом.
Народ в романе Толстого – категория больше нравственная, чем социальная. Для писателя народ – это все лучшее, что есть в русской нации. Это не только простые солдаты, партизан Тихон Щербатый, старостиха Василиса, купец Фрапонтов, солдат Апшеронского полка Платон Каратаев, но и князь Андрей, Пьер Безухов, графинюшка, как ласково называл ее дядя, Наташа Ростова, полководец Кутузов. Для всех, кто составлял народ, характерно чувство, которое Лев Николаевич называл «скрытой теплотой патриотизма». Прекрасный знаток истории и человеческой психологии, автор показал, как не сразу война 1812 года становится народной. Вначале многие воспринимают ее равнодушно, как очередную военную кампанию: план обороны русской армии разрабатывает бездарный Пфуль, мужики в имениях больше ненавидят своих господ, чем далеких французов, даже умная и добрая княжна Марья осуждает войну лишь потому, что боится за судьбу брата. Но по мере того как французы наступают, в людях появляется протест, ненависть к врагу, желание отомстить за «порушенную жизнь».
Князь Андрей, думая о войне, как бы выражает мысли и чувства лучшей части нации « Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, их надо казнить…».
По-настоящему народной, отечественной война становится после сражения за Смоленск. Интересно проследить настроение купца Ферапонтова, который вначале жалеет свое имущество, оставшееся в городе, но когда на его глазах вражеская артиллерия разрушает все вокруг, он забывает о своих материальных потерях и думает только о мести врагу. Так война приняла народный характер, и это породило партизанское движение, которое позволило вовлечь широкие массы на защиту Отечества. Теперь, когда враг топтал русскую землю, убивал, грабил, оскорблял и унижал, народ взял инициативу в свои руки: не надеясь на царя, правительство и генералов, каждый истинно любящий Родину, почувствовал ответственность за ее судьбу. Перед ними проходит блестящий ряд русских типов, таких разных, но объединенных «скрытой теплотой патриотизма». Эти люди не умеют говорить громких слов о своей любви к России, их героизм незаметный – будничный, повседневный.
Роль фольклорного театра в духовной жизни русского народа
... -Гернгросс, вошли в русский язык лишь в XVIII в. В народе «театру» предшествовало «позорище», а «драме» - игрище. На протяжении XVII в. бытовал термин ... не только уклад жизни, но и традиционную культуру России. «Насаждая театр по линии равнения на Европу, Пётр ... литературных произведений (вплоть до Пушкина, Толстого, Лермонтова). Балаганный театр - так называемый театр для народа. Имеет те же тексты и ...
Ярким представителем защитников Родины является Тихон Щербатый – партизан из отряда Денисова. Ловкий, сильный, находчивый, он ненавидит врагов и уничтожает их всюду, где только может. В отряде Тихон выполняет самую трудную работу, ему дают сложные поручения. Но ненависть не убила в нем юмора, он любит шутку, часто и умело пользуется ею.
Подчеркивая широту партизанского движения Толстой пишет: «Партизаны уничтожали великую армию по частям… Были партии, мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные…». После захвата французами Москвы знакомимся с Платоном Каратаевым. Давая своему герою имя древнего философа, Толстой как бы указывает, что этот образ и есть самый высокий среди изображенных им людей, его понимание истории, времени, жизни становится самым верным. Платон Каратаев – бывший крестьянин, потом солдат, оказавшийся в плену. В нем есть много привлекательных черт – доброта, правдивость, естественность, умение легко переносить жизненные трудности. Он никогда не делает зла, любит друзей, врагов, но, странное дело, его самого не любит никто. Такая всепрощающая любовь не свойственна основной массе русского народа, не платоны каратаевы победили французов, не они стали «дубиной народной войны», а те, чья любовь и привязанность были действенными. Вероятно, этот образ нужен был писателю для того, чтобы помочь Пьеру Безухову понять мизерность своих личных сложностей перед лицом общих законов жизни.
Если Отечественная война 1812 года – кульминация романа, то Бородинское сражение – кульминация всей войны. Единение народа, всей нации перед лицом завоевателей достигает здесь высочайшей силы. Чувство общности, братства, стирания всех социальных граней особенно ярко проявилось в сцене накануне битвы.
Это и чувствует Наташа Ростова, которая говорит : «Миром, все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью», и простой солдат, объясняющий Пьеру: «Всем народом навалиться хотят…».
Уже к концу первого дня стало ясно, что Кутузов выиграл сражение. День Бородина – день торжества русского духа, хотя война это всегда жестокое испытание для человека. Только сплотившись, став как бы единым организмом, русский народ сумел и сумеет выстоять и победить!
«Мысль народная» в романе
«Мысль народная» — основная идея произведения «Война и мир». Лев Николаевич знал о том, что простая жизнь русского народа с ее «частными» интересами, судьбами, радостями, протекает независимо от встреч с Александром Наполеона, государственных планов Сперанского или дипломатической игры. Лишь те события истории, которые приводят народные массы в движение, касаются национальных судеб, способны изменить, всегда благотворно, хоть и драматически, отдельного человека. Именно патриотизм народа (в романе «Война и мир» Толстой описывает и его патриотические чувства) привел к победе русских над французами.
О нравтвенном образе жизни Толстого
... стремятся жить «здесь и сейчас». Для героев произведений Толстого – духовная жизнь, прежде всего. Вероятно, поэтому люди разных стран и разных ... беден. Зато княжна Марья, не наделенная внешней красотой, отличается тонкими душевными качествами, и читатель сразу влюбляется в нее, так ... любовь и любовь народа к родине. Хочется его читать снова и снова. Больше всего меня поразило в Толстом то, что ...
Простой народ в романе Война и мир
4.3
(8)
Изображению простого народа автор «Войны и мира» уделяет много внимания. Крестьянство выступает перед нами в лице крепостных, барщинных и дворовых, и в лице солдат, сохраняющих свои крестьянские черты, и в лице партизан. По мере изменения мировоззрения Толстого его интересуют разные стороны внешней и внутренней жизни крестьян, но рисует он их всегда необыкновенно правдиво и ярко. Изумительны по своему мастерству массовые сцены с их многообразием поведения и взаимоотношений отдельных персонажей; поражают своей жизненной правдой речевые характеристики.
При описании похода 1805 года в Австрии выступают, как живые люди, русские крестьяне, одетые в солдатские шинели, но не утратившие своего особого крестьянского облика. Они идут сражаться, сами не зная точно за что, с кем и куда. В походе люди проявляют свою обычную выносливость, простоту, добродушие, жизнерадостность — признак большой физической и моральной силы. Совершая утомительный переход, они перебрасываются между собой отдельными фразами. По команде капитана песенники выбежали вперед, запели песню, а вслед за тем выбежал вперед солдат и пустился в пляс. Но вот солдаты показаны в бою, в действии, в тяжелом труде в годину смертельной опасности, нависшей над Россией, и сразу чувствуется новая черта народного характера — стойкость и мужество.
Во время героического сражения под Шенграбеном оставшаяся без прикрытия «батарея продолжала стрелять и не была взята французами. В продолжение часа из сорока человек прислуги было убито семнадцать», но солдаты во главе со своим офицером продолжали мужественно бороться с превосходящими силами неприятеля. На протяжении нескольких лет работы над «Войной и миром» интерес Толстого к крестьянству возрастает и характер его изображения несколько видоизменяется. Все ярче выступает тяжелое положение народа. В имениях Безухова и после его «реформ» «крестьяне продолжают давать работой и деньгами все то, что они дают у других, то есть все, что они могут даты.
Старый князь Болконский приказывает отдать в солдаты своего дворового за то, что он по ошибке подал кофе сначала дочери князя, а не француженке, пользовавшейся в данное время расположением старика. Подобные проявления барского произвола были не единичными явлениями, как зто явствует из беседы Андрея Болконского с Пьером во время их поездки в Лысые Горы. Описывая охоту Ростовых, Толстой вводит новое, эпизодическое лицо — помещика Илагина, владельца замечательной охотничьей собаки, за которую «представительный учтивый барин» «год тому назад отдал соседу три семьи дворовых». Недовольство крестьян проявляется в «Войне и мире» неоднократно. Недовольство крестьян своим положением, сознание несправедливости существующего строя подчеркивает и такой небольшой эпизод. Когда раненого князя Андрея принесли на перевязочный пункт и врач велел немедленно нести его в палатку, «в толпе ожидавших раненых поднялся ропот.
Образ «русского труженика-солдата» в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»
... покоряется судьбе, он побеждает Смерть. А.Т. Твардовский в своем произведении показал жизненную силу человека, силу народного характера, а также привел читателя к осознанию нравственного величия русского труженика-солдата. ... не из-за воинского инстинкта, а «ради жизни на земле»; поверженный враг вызывает в нем только чувство жалости (обращение Теркина к немцу). Он скромен, хотя и может иногда ...
«Видно. и на том свете господам одним жить. — проговорил один». Близость французов пошатнула барскую власть. и мужики начинают открыто говорить о том. что у них давно наболело. Ненависть крестьян к помещикам была так велика. что и «последнее пребывание в Богучарове князя Андрея. с его нововведениями больницами. школами и облегчением оброка. — не смягчило их нравов, а. напротив. усилило в них те черты характера. которые старый князь называл дикостью». Не внушили им доверия и обещания княжны Марьи дать хлеб и заботиться на новых местах. куда она предлагала им переселиться.
Однако и дворяне не чувствуют себя спокойно. Смысл этого беспокойства ясно выражает Пьер. говоря в эпилоге Николаю Ростову. что нужно предупредить возможную пугачевщину. Но. несмотря на свое тяжелое положение. крестьяне не хотят отдать свою родину во власть захватчиков-французов и проявляют при этом безграничное мужество и стойкость. Мобилизованные мужики- ополченцы перед Бородинским сражением надели чистые рубахи: они приготовились к смерти. но не к отступлению. Выражением этой простой и искренней. чуждой всякой рисовки и театральности любви к своей родине является непоколебимая стойкость. мужество русских солдат. У доблестных русских воинов нет ничего показного. Стоят на своих местах и что французы не смеют атаковать более». Эта непостижимая сила русского войска была силой русского народа. боровшегося за свою родину. И Толстой снова ведет читателя к источнику этой силы русской армии — простым русским людям. крестьянам. одетым в солдатские шинели.
Тот самый князь Андрей, который некогда в разговоре с Пьером со своих аристократических позиций так презрительно отзывался о крестьянах, по мере близкого соприкосновения с солдатско-крестьянской массой в общем деле защиты родины проникался глубоким уважением к ним. В борьбе с захватчиками участвовала не только та часть народа, которая была мобилизована в армию. У французов после Бородинского сражения «не было фуража для корма лошадей и рогатого скота. Этому бедствию не могло помочь ничто, потому что окрестные мужики жгли свое сено и не давали французам». Огромную роль сыграло крестьянство в окончательном уничтожении врага и тем, что организовывало партизанские отряды, бесстрашно истреблявшие «великую» армию Наполеона.
Крестьяне, в том числе и солдаты, выступают в «Войне и мире» выпукло, живо, убедительно правдиво, благодаря огромному количеству отдельных ярких зарисовок, иногда небольших штрихов, характеризующих общий облик народной массы. Время от времени из общей массы выступают на более или менее длительный срок отдельные художественно законченные образы. Каждый из них имеет свои яркие особенности. Так, например, резко отличается от старосты Дрона Платон Каратаев, сыгравший такую важную роль в жизни Пьера Безухова. Полное равнодушие к лишениям, «роевое начало», простота, ласковость — все это поразило Пьера как резкий контраст с потребностью роскоши, карьеризмом, грубым эгоизмом и высокомерием «высшего света», общества Курагиных, Шерер и им подобных, так его тяготившего. Человечность, жалостливость этого русского мужичка помогли Пьеру снова вступить в мир человеческих отношений после страшног зрелища казни невинных людей в занятой неприятелем Москве.
ПУТИ ИСКАНИЯ СМЫСЛА ЖИЗНИ ПЬЕРА БЕЗУХОВА –
... Каратаева, не присущи Пьеру, по самой сути своего характера, он не способен принять жизнь без исканий. Познав правду Каратаева, Пьер ... шагистика, поселения, — мучат народ, просвещение душат! Что молодо, честно, то губят!». Цель жизни теперь для Пьера ясна: сводить « независимых ... желание изменить свою жизнь, построить ее на новых, правильных началах. Порвав с женой, Пьер снова пытается переосмыслить ...
Всматриваясь в несложную деятельность Каратаева, в его отношение к людям и вообще к жизни, Пьер, как ему казалось в это время, нашел разрешение мучившей его неудовлетворенности. Примиренность со всеми страданиями и лишениями, выпавшими на его долю, уверенность в целесообразности всего совершающегося казались Пьеру в это время величайшей мудростью жизни. Жизнь Каратаева, «как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». Положительные качества Каратаева в глазах Пьера не снижали ни его вороватость, ни отсутствие особых привязанностей: «Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого». Образ Каратаева не дается Толстым непосредственно от себя, а только через восприятие Пьера, причем в особом душевном состоянии, и это накладывает на него особый отпечаток. Особую значимость этому образу придает своеобразная речь, содержащая в себе очень немного собственно каратаевского, но в которой звучит многовековая народная мудрость. Но эти изречения отнюдь не всегда отражают его личные чувства и жизненные правила. Наряду с речевой характеристикой образ Каратаева раскрывается через его трудовую деятельность и отношение к окружающим людям. Толстого трогают терпение, покорность, беззлобие, жалостливость и трудолюбие Каратаева. Автор украсил его речь мудрыми изречениями, заимствованными из многовекового жизненного опыта ряда поколений, но отнюдь не показал его воплощением лучших черт народа, хотя фатализм Каратаева в какой-то мере и созвучен взглядам автора. Показывая в лице Каратаева бесконечное терпение и всеобъемлющую доброту и благожелательность, Толстой затушевывает остроту классовых противоречий между помещиками и крестьянами. Иной тип дан в образе партизана Тихона Щербатого. В то время, когда начальники больших отрядов еще не смели и думать о вторжении в самый центр французской армии, «казаки и мужики, лазившие между французами, считали, что теперь уже все возможно».
Среди этих мужиков, для которых «все возможно», своей необычайной удалью выделяется Тихон Щербатый. Сначала он ловил «миродеров», живя в своей деревне Покровское под Гжатью, а затем пристал к партизанскому отряду Денисова. Он там выполнял всякую тяжелую хозяйственную работу, а затем, когда проявил свою неустрашимость и ловкость, был зачислен в казаки. Тихон был самый полезный и храбрый человек в отряде. Никто больше его не открыл случаев нападения французов. Тихон не гордился своими подвигами, но однажды он был ранен и с тех пор не брал пленных: видимо, рана ожесточила его. Одним из проявлений внутренней силы Щербатого является и его способность изображать в юмористическом плане даже самые опасные положения, в которые он попадал. Наряду с любовью к родине, стойкостью, простотой и беззаветным мужеством, наряду с тесной товарищеской спайкой и чувством коллективности Толстой показывает особую черту русского народа — человечность. После того как враг был повержен, в душе народа «чувство оскорбления и мести» заменил ось «презрением и жалостью».
Когда Кутузов 5 ноября, в первый день Красненского сражения, ехал со своей «огромной свитой недовольных им, шушукающихся за ним генералов», он видел французских пленных, изуродованных болячками и разрывающих руками сырое мясо. То же беззлобное отношение к пленным проявляется и в описаниях последующих этапов изгнания французской армии из России. Русские солдаты поднимают и несут ослабевшего Рамбаля в офицерскую избу. Так в великом произведении Толстого встает крестьянская Русь во всем ее многообразии, со всеми ее противоречиями, с ее силой и слабостью.
Народная тема — это основная тема «Войны и мира». При этом следует отметить, что образ Каратаева находится в противоречии с общим изображением русского народа — бесстрашного защитника своей родины. Меньше внимания, чем крестьянству, в «Войне и мире» уделено городским низам, но изображены они с большой художественной силой и правдой.
В Смоленске население поджигает свои дома, чтобы ничего не досталось французам. Мелкий торговец Ферапонтов в отчаянии кричит, чтобы солдаты забирали все и что он сам подожжет свой дом. Этот заброшенный люд не верит в возможность оставления Москвы и, читая растопчинские афиши, направляется к графу Растопчину за указаниями, как и где принять участие в защите родного города. Но Растопчин с его показным, фальшивым патриотизмом не знает простого русского народа и боится его. Спровоцировав убийство Верещагина, он с заднего крыльца уезжает из Москвы, размышляя по-французски о том, что «народная толпа страшна, отвратительна. Они, как волки: их ничем не удовлетворишь, кроме мяса». А эти «волки», толпа, которую Растопчин толкнул на убийство, стала торопливо перемещаться около лежащего окровавленного трупа. Эти люди приняли затем на себя всю тяжесть жизни занятого не приятелем города, вплоть до расстрелов за поджоги, в которых они не были повинны. Таким образом, перед нами проходит русское крестьянство (и частично городские низы) во всем его многообразии, с его самоотверженной любовью к родине, с его бесстрашием, выносливостью, трудолюбием, с его глубокой человечностью — чертами, развившимися в условиях трудовой жизни. Именно в этом классе, несмотря на его слабости и теневые стороны, подмеченные зорким взглядом гениального писателя-реалиста, была сила России в то время.
4.3 / 5. 8