Сочинение на лингвистическую тему по тексту В. Крапивина (пошаговая инструкция)
(1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки. (2)И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко под облаками шумит её зелёная грива и выходит конь на простор и несёт Альку по сказочным странам.
(3)Было всё хорошо, но вдруг нависла над Зелёной Гривой беда.
(4)Подошёл как-то высоченный парень в клетчатой рубахе. (5)На плече он нёс длинную тяжёлую рейку с белыми и чёрными отметинами.
(6)Парень спросил:
(7)— Березу объезжаешь, значит?
(8)— Нет, — тихо сказал Алька. (9)— Это я играю.
(10)Парень закурил и лениво сообщил:
(11)— Ну, скоро твоей игре конец!
(12)— Почему? — спросил Алька, с беспокойством глядя на незваного гостя.
(13)Тот охотно объяснил:
(14)— Здесь мост через овраг построят. (15)А берёзу твою — под корешок.
(16)— Дяденька, не надо, она же красивая! — крикнул Алька и прыгнул на землю.
(17)— Ха! (18)Не надо! (19)А мост?
(20)— А если в другом месте сделать мост? — попросил Алька. (21)— Тут везде места много, чтобы его построить.
(22)Он двумя руками держал Зелёную Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор.
(23)Парень затоптал недокуренную папиросу и объяснил:
(24)— Новое место искать надо, а я, пацан, устал, и, конечно, некогда мне. (25)Меня помощник ждёт на той стороне.
(26)Он поднял рейку и вдруг ухмыльнулся.
(27)— Слушай, малёк, давай заключать договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое место. (28)По рукам?
(29)Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого зависит жизнь Зелёной Гривы!
(30)— Хватай и двигай вперед, — ухмыляясь, велел парень.
(31)Алька торопливо схватил тяжеленную рейку. (32)Он еле тащил её и скоро совсем выбился из сил, а парень поднимался впереди и иногда оглядывался:
(33)— Ползёшь, пацан?
(34)Алька молча кивал и полз вверх по косогору. (35)Он боялся сказать, что очень устал. (36)Вдруг тогда этот парень разозлится и срубит Зелёную Гриву, несмотря на то что Алька выполнил его условие?
(37)Наверху стоял мужчина в серой кепке и парусиновом пиджаке.
(38)— Ты откуда, малец? — услышал он густой голос. (39)— Руку давай. (40)Ух и увозился! (41)Мать-то тебе задаст. (42)А рейку где взял?
По тексту В. П. Крапивина про Альку
... спасения Зелёной гривы. В предложениях 63-67 мы видим, что Матвей Сергеевич высоко оценивает готовность Альки сохранить березу и считает, что мальчик вырастет добрым и верным другом, каким ... предложениях 31, 35 и 36 мы видим, как Алька, прилагая все силы, несет тяжелую рейку. Этот поступок доказывает преданность и готовность мальчика жертвовать собой ради спасения березы, которую считает ...
(43)Алька оглянулся и кивнул на парня, который, ухмыляясь, подходил к ним.
(44)— А ну, Касюков, — негромко сказал мужчина, — отвечай, ты что это с ребёнком делаешь?
(45)— А что, Матвей Сергеевич, — всё ещё улыбаясь, без зазрения совести начал парень, — трудовое воспитание.
(46)На щеках Матвея Сергеевича заходили тугие узлы.
(47)— Вот возьму я эту рейку, — тихо сказал он, — и сломаю о твой хребет. (48)Ах ты дуб-бина! (49)Я тебя с практики к чёртовой бабушке отошлю и в техникум напишу! (50)Я тебе устрою баню! (51)А зачем ты, малец, этого балбеса слушал?
(52)— Он сказал… берёзу срубят… если не понесу, — прошептал Алька.
(53)— Берёзу?
(54)—Ага. (55)Вон ту. (56)Потому что будет мост… (57)Дяденька, правда срубят?
(58)Матвей Сергеевич чуть улыбнулся.
(59)— Твоя, что ли, берёза-то? — поинтересовался он.
(60)— Моя… (61)То есть она ничья. (62)Я играю с ней. (63)Правда срубят? — снова со страхом спросил он.
(64)— Нет, — сказал Матвей Сергеевич. (65)— Чего же дерево губить?
(66)Он обнял Альку и прижал к себе.
(67)— Расти, сынок. (68)Из тебя настоящий человек выйдет.
Шаг 1. Прежде чем начать работу над сочинением, внимательно ознакомьтесь с заданием.
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
в научном
не менее 70 слов
без опоры на прочитанный текст
аккуратно
Шаг 2. Обязательно обратите внимание на ключевые (выделенные жирным шрифтом) слова в формулировке задания и строго следуйте заданному алгоритму (плану):
- Тезис (можно сформулировать по словам автора представленной в задании цитаты)
- Комментарий тезиса.
- Аргумент 1 (по тексту).
- Аргумент 2 (по тексту).
- Вывод.
Шаг 3. Оформляем тезис и комментируем его.
Известный лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Лингвист указывает на взаимодействие и связь между двумя обширными разделами языкознания: лексикой, изучающей словарь языка, и грамматикой, которая помогает правильно связать слова в словосочетании и предложении. Но оба раздела, взаимодействуя между собой, помогают людям передавать свои мысли и чувства посредством речи. Докажем справедливость этих слов текстом В. Крапивина.
Шаг 4. Работаем над осмысливанием аргументации.
По русскому языку «Средства выразительности речи»
... слово ввести дитя в область духовной жизни народа" Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 тт. М.-Л.,1948-1952. - Т.3. Изучением средств выразительности речи ... – одна из стилистических фигур: повторение одного и того же слова или группы слов в ... как они представляют собой два противоположных явления, а сами термины могут составлять антонимическую пару. И. Б. Голуб в «Стилистике русского языка» ...
При осмысливании основного содержания сочинения на лингвистическую тему нужно обязательно соотнести главную мысль цитаты с тем разделом языкознания, о котором говорится в ней, и вспомнить выразительные средства языка, связанные с указанным разделом лингвистики, потому что вам предстоит анализировать именно средства выразительности речи. Чаще всего в цитатах фигурируют следующие языковые средства:
- лексические – это все тропы (то есть слова и выражения в переносном значении), а также другие понятия, связанные со словом и его значением (синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова, профессионализмы, диалектизмы, архаизмы, историзмы, неологизмы и т.д.);
- синтаксические – ряды однородных членов, обращения, простые осложнённые предложения, вводные слова, парцелляция и т.д.;
- морфологические – части речи;
- грамматические – синтаксические, морфологические и словообразовательные (вместе взятые).
Словарь языка
Шаг 5. Работаем над написанием аргументов.
Аргумент 1., Аргумент 2.
Шаг 6. Делаем вывод.
Таким образом, лингвист Г. Степанов прав, так как лексические и грамматические явления в своей взаимосвязи могут многое сказать читателю о характере того или иного героя произведения.
Шаг 7. Проверяем и корректируем написанное сочинение (я тоже перепроверила и кое-что скорректировала).
И вот что получилось в результате.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (в научном стиле)
Известный лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Языковед указывает на связь между двумя обширными разделами языкознания: лексикой, изучающей словарь языка, и грамматикой, которая помогает правильно связать слова в словосочетании или предложении. Но оба раздела, взаимодействуя между собой, помогают людям передавать свои мысли и чувства посредством речи. Докажем справедливость этих слов текстом В. Крапивина.
Очень часто человек использует в речи слова в соответствии со своей воспитанностью, образованностью. Например, с точки зрения лексики, слова «пацан» (пр. 24, 33) и «малёк» (пр. 27) являются просторечно-фамильярными и являются речевой характеристикой малообразованного и грубого студента Касюкова. А слова «дяденька» (пр. 16, 57), «малец» (пр. 51) и «сынок» (пр. 67), имеющие к тому же уменьшительно-ласкательные суффиксы, принадлежат людям воспитанным и вежливым, типа Альки и Матвея Сергеевича. Так работают лексика и грамматика в своей взаимосвязи.
С точки зрения синтаксиса, который является одной из составных частей грамматики, все перечисленные слова в предложениях являются обращениями (словами, называющими того, к кому обращаются с речью).
Однако в устах разных людей все эти обращения имеют также и разные смысловые оттенки, опять же передающие отношение автора к своим персонажам и дающие характеристику каждому из них. В этом мы опять обнаруживаем тесную связь между грамматикой и лексикой.
Роль детства в жизни человека – аргументы и – СПАДИЛО
... роли детства в жизни человека, аргументы в пользу влияния ранних лет на становление личности, дети могут в школе на уроках литературы. Этот вопрос поднимается во многих классических произведениях. Тема для сочинения «Роль детства в жизни человека» встречается на ЕГЭ. ...
Таким образом, лингвист Г. Степанов абсолютно прав в том, что лексические и грамматические явления в своей взаимосвязи могут многое сказать читателю о характере того или иного героя произведения и о авторском отношении к этим героям.
Шаг 8. Оформляем собственный вариант сочинения на лингвистическую тему.
Успехов!
Делитесь с друзьями в соцсетях полезной информацией!
Поделиться ссылкой: , Работа над комментарием в сочинении №21
Читаем внимательно исходный текст и определяем проблему.
В данном тексте В.П. Крапивина можно выделить 5 проблем:
- Проблема взаимосвязи поколений, отношений между взрослыми и детьми.
- Проблема роли детских воспоминаний.
- Проблема взросления, приобретения жизненного опыта.
- Проблема одиночества людей в старости.
- Проблема роли книг в жизни человека.
Напишем комментарий по первой проблеме — проблеме взаимосвязи поколений, отношений между взрослыми и детьми.
Находим в тексте примеры, иллюстрирующие её.
Что такое дружба?
Дружба – это одно из фундаментальных чувств, на котором зиждется человечество. Оно, так или иначе, присутствует во всех аспектах жизни. Так же как и тема любви, тема дружбы присутствует во всех произведениях литературы. Для вас мы написали три варианта сочинений, написанных по отрывкам из текстов к ОГЭ.
Первый вариант сочинения (по тексту Ю.М. Нагибина* «И вот появился в моей жизни Павлик…»)
Определение понятия
Дружба – это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, которые в любой момент могут пройти серьезные испытания. Понятие «дружба», пожалуй, можно поставить в один ряд с понятием «любовь». Оба этих великих чувств играют в жизни человечества несоизмеримую роль. Известно огромное количество случаев, когда дружба помогала в самых сложных ситуациях.
Аргумент из прочитанного текста
Так, в тексте Юрия Михайловича Нагибина представлена ситуация, когда дружба двух школьников проходит серьезное испытание. Главный герой обманывает учительницу, и предаёт своего друга Павлика, сказав, что это именно он должен был сказать ему про домашнее задание по немецкому языку. Тем самым, главный герой побуждает учительницу отругать Павлика. Главный герой думает, что он ничего «такого» не сделал, однако его друг, Павлик очень сильно на него обижается и не разговаривает с ним в течение года. Очевидно, что они не смогут больше быть такими же близкими друзьями. Я согласен с Павликом, так как мелкое предательство в будущем с легкостью может превратиться в нечто большее. Если человек предает один раз, то он с легкостью может сделать это и в следующий раз.
Аргумент из личного опыта
Мне кажется, что люди порой недооценивают ценность друзей детства. Когда люди становятся взрослыми, у них появляются свои заботы, цели и они перестают общаться с друзьями детства. Я думаю, что надо постараться сохранить отношения, ведь именно с ними мы прошли столько радостей и бед вместе.
Заключение
Подводя итоги, я бы хотел сказать, что в жизни обязательно надо иметь хороших, порядочных и добрых друзей. Необходимо дорожить их доверием, помогать друг-другу в трудные минуты и радоваться вместе. Дружба – важнейшая часть жизни.
В чем заключается проблема становления личности: аргументы из ...
... Сочинения по литературе с метками Аргументы из литературы. sochineniya-na5.ru Проблема самовоспитания и нравственного самосовершенствования Разбор темы сочинения: "Самовоспитание и нравственное самосовершенствование", подготовка к ЕГЭ по русскому языку Проблема самовоспитания и нравственного самосовершенствования ... собственное сознательное отношение к собственной жизни...», — пишет С. Львов. Текст ...
* Нагибин Юрий Маркович (1920–1994) – писатель-прозаик, журналист и сценарист. Его произведения, посвященные темам войны и труда, воспоминаниям детства, судьбам современников, переведены на многие языки мира.
Второй вариант сочинения (по тексту В.П.Крапивина* «И вот появился в моей жизни Павлик…»)
Определение понятия
На мой взгляд, настоящая дружба – когда человек находится рядом с тобой не только, когда ему это нужно, но и в тех ситуациях, когда тебе требуется его помощь. Когда он приходит к тебе на помощь в нужной ситуации, не спрашивая, надо тебе это или нет. Только настоящий друг способен понять тебя и дать ценный совет. К сожалению, настоящих друзей, как правило, много не бывает.
Аргумент из прочитанного текста
Например, в тексте В.П.Крапивина, мальчик, который только недавно вместе с мамой переехал в новый дом, казалось бы, нашел много приятелей. С ними можно поиграть, поболтать о чём-нибудь. Однако среди них нет ни одного, кто смог бы стать для мальчика настоящим, лучшим другом. С кем он мог бы поделиться своими секретами, посоветоваться, чтобы он был бескорыстным. Если я не ошибаюсь, то главный герой не может найти настоящего друга среди них, потому что сам он интеллектуально перерос их уровень. Ему просто не повезло встретить человека, который бы имел схожие с ним интересы.
Аргумент из личного опыта
В моей жизни было немало случаев, когда я принимал обычные приятельские отношения за настоящую дружбу. В этом смысле я нашел у себя много общих черт характера с главным героем текста В.П.Крапивина. Я долгое время думал, что не каждому дано встретить в жизни настоящего друга. Причина этого, как я в то время думал, были во мне самом. Я мнил себе, что я недостаточно хороший человек и при этом сильно переживал. Но впоследствии я убедился, что нет «плохих» людей, которые негодны для настоящей дружбы. Просто в вашей жизни не настал еще тот момент, когда вы встретите лучшего друга. А это непременно случится, рано или поздно.
Заключение
В заключение, я бы хотел сказать, что не надо отчаиваться, если у вас нет настоящего друга. Каждый человек рано или поздно встречает «родственную» душу. Человека, который будет бескорыстно и безвозмездно помогать во всем.
*Крапивин Владислав Петрович – современный писатель, журналист, автор книг о детях и для детей, в том числе фантастических.
Третий вариант сочинения (В.А.Осеевой-Хмелевой * «В это утро Динка проснулась с тревогой на душе.…»)
Определение понятия
Основой крепкой дружбы является доверие, честность и взаимоуважение. Настоящий друг никогда не обманет, не предаст и будет рядом в трудную минуту. Нередко можно встретить ситуации, как дружба перерастает в любовь.
Аргумент из прочитанного текста
Так в тексте Валентины Александровны Осеевой-Хмелевой представлена ситуация, когда девушка выбирает между дружбой и любовью. Ей нелегко сказать Андрею о том, что она любит Лёню. Однако в то же время она понимает, что сделать это необходимо, так как иначе это будет предательство их дружбы. Да, раньше ей приходилось врать друзьям, но это было детское, безобидное вранье. Теперь же она чувствует, что повзрослела, и её действия будут иметь гораздо иные, более ответственные последствия.
«что такое взаимовыручка» по тексту яковлева
... взаимовыручке мы лучше понимаем эти предметы. Таким образом, взаимовыручка необходима каждому, она помогает нам в жизни и делает людей лучше. Источник: http://sdam-rus.ru/gotovoe-sochinenie-15-3-vzaimovyruchka/ Что такое взаимовыручка? Взаимовыручка ... она сказала! (По Л.Ф. Воронковой)* * Воронкова Любовь Фёдоровна Готовое сочинение 15.3 “Что такое взаимовыручка” взаимовыручка В тексте Л.Ф. Воронковой ...
Аргумент из личного опыта
Я думаю, что самая крепкая дружба – это дружба, которая зародилась в детстве. В ней практически не бывает предательств и она, во многих случаях, длится всю жизнь. Однако иногда бывают случаи, что приходится выбирать между дружбой и чем то другим. Например, личной жизнью, карьерой. Мне кажется, что надо всеми силами попытаться сохранить дружественные отношения, ведь друзья детства – это те люди, которые порой знают нас гораздо лучше родителей, а, может быть, и нас самих.
Заключение
Дружба – это одно из самых ценных отношений между людьми. Когда нам плохо и нам нужна помощь – мы обращаемся к друзьям, когда мы счастливы – мы также хотим поделиться своей радостью с друзьями. Поэтому так важно осознавать, что нельзя холодно относиться к вопросам дружбы. К чувствам друзей надо относиться так же ответственно, как это делает главная героиня текста В.А.Осеевой-Хмелевой.
* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902–1969) – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».