Сравнительная характеристика Евгения Онегина и Григория Печорина

Сочинение

Дитя света

Онегин – молодой дворянин, который не нашел смысла своего существования. События, происходящие вокруг него, характеризуют жизнь целого поколения русского общества. Именно под влиянием традиции произошло воспитание молодого человека. Он быстро разочаровывается и стареет душой. Герой романа пользуется тем, что преподносит ему судьба: гуляет по бульварам, посещает балы, веселые пирушки и театральные представления. Казалось бы, чего не хватает молодому и привлекательному дворянину, все есть: ум, внешность, положение. Евгений отходит в сторону от светской жизни, устав от бесполезной суеты.

Евгений живет строго по законам света. Он боится осуждения, высмеивания. Удивительно, что основной сюжет романа разворачивается в тот период, когда юноша подается светскому мнению. Он делает все не так, как хочет его душа и требует сердце. Поступки продиктованы страхом и подчинением правилам, установленным высшей знатью.

Возрождение личности происходит в ходе путешествия по стране. Россия меняет его мировоззрение. Онегин понимает, в каком прекрасном государстве он живет. Он проникает в суть противоречий российского устройства, уходит от высшего света.

Автор не завершает произведение строгим вердиктом. Судьба героя остается открытой. Загадку может разгадать читатель. Каждый по-своему выстроит будущее персонажа. Герой своего времени может поселиться в деревне, скучать и читать. Возможно, перейдет в ряды свободомыслящей части молодежи. Что станет с душой Онегина? Погаснет искра, разгоревшаяся внутри, или погаснет от безответной любви и обиды.

Наиболее яркие черты персонажей

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина была бы незавершенной без упоминания о самокритичности героев. Первого терзают угрызения совести после дуэли с Ленским. Онегин не в силах оставаться в местах, где случилась трагедия, бросает все и начинает скитаться по свету.

Герой романа Лермонтова признает, что причинил за всю свою жизнь достаточно много горя людям. Но, несмотря на это понимание, Печорин не собирается изменять себя и свое поведение. И самокритичность Григория не приносит никому облегчения – ни ему самому, ни окружающим. Такое отношение к жизни, себе, людям изображает его как «нравственного калеку».

Несмотря на различия Печорина и Онегина, оба они имеют много общих черт. Особо выражена у каждого из них способность прекрасно разбираться в людях. Оба героя являются хорошими психологами. Так, Онегин выделил Татьяну сразу же, при первой встрече. Из всех представителей поместного дворянства Евгений сошелся только с Ленским.

12 стр., 5561 слов

По роману Пушкина, «Евгений Онегин»

... уже человек с немалым жизненным опытом. Это "взросление" поэта отражено в романе. Главный герой - Евгений Онегин - так же как и сам поэт взрослеет, умнеет, набирается жизненного опыта, теряет друзей, заблуждается, страдает. ...

Герой Лермонтова также правильно судит о людях, которые встречаются ему на пути. Печорин дает достаточно меткие и точные характеристики окружающим. Кроме того, Григорий превосходно знает женскую психологию, может с легкостью предсказать поступки дам и, пользуясь этим, завоевывает их любовь.

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина позволяет увидеть истинное состояние внутренних миров персонажей. В частности, несмотря на все несчастья, которые каждый из них причинил людям, оба они способны на светлые чувства.

Эгоистичная натура

Печорин – другой герой своего времени. Он постоянно анализирует совершенные деяния. Смотрит на свои поступки с холодным взглядом созерцателя. В душе молодого человека нет покоя. Он ищет свое место в жизни, не замечая, как пагубно влияет на судьбы других. Речь и записи в дневнике доказывают, что Григорий не бесчувственен. Но его действия всегда стоят на границе между добром и безнравственностью, любовь и подлостью. Печорин не хочет портить свою «будущность», хотя подвергает себя смерти и опасностям.

Внешне можно увидеть жестокую натуру, эгоизм персонажа. Евгений не стоит в стороне от жизни, он ее меняет, вмешивается в ход событий. Печорин заставил контрабандистов исчезнуть из города, привел к гибели Грушницкого, вмешался в судьбу Белы, сделал Мери несчастной.

Что будет с ним дальше, чьи судьбы он еще затронет? Загадка.

Что общего у персонажей?

Сравнение Онегина и Печорина следует начинать с анализа черт характеров героев. Оба персонажа весьма критичны по отношению к людям и жизни. Понимая пустоту и однообразие своего существования, они проявляют недовольство собой. Их угнетает окружающее положение и люди, погрязшие в клевете и злобе, зависти.

Разочаровавшись в обществе, герои впадают в меланхолию, начинают скучать. Онегин для удовлетворения своих духовных запросов пытается начать писать. Но его быстро утомляет «упорный труд». Чтение также ненадолго увлекает его.

Печорин тоже достаточно быстро утомляется от любого начатого им дела. Однако, попав на Кавказ, Григорий все же надеется, что под пулями скуке места не будет. Но и к военным действиям он привыкает очень быстро. Наскучили лермонтовскому персонажу и любовные приключения. Это можно увидеть в отношении Печорина к Мери и Бэле. Добившись любви, Григорий быстро теряет к дамам интерес.

В чем еще сходство Печорина и Онегина? Оба героя эгоистичны по натуре. Они не считаются ни с чувствами, ни с мнениями других людей.

5 стр., 2409 слов

Сравнительная характеристика Печорина и Онегина

... Григорий быстро теряет к дамам интерес. В чем еще сходство Печорина и Онегина? Оба героя эгоистичны по натуре. Они не считаются ни с чувствами, ни с мнениями других людей. Сравнительная характеристика Онегина и Печорина ...

Общее у героев

Разные характеры двух персонажей оставляют их героями своей эпохи. Интересные личности наделены авторами особой силой. ИХ душевные переживания близки современникам, молодежь других столетий находит в них схожие черты. Молодые люди противоречивы и неординарны. Время, в котором им пришлось жить, осталось не понятым. Они не смогли найти в нем применение своим знаниям и способностям. Лишние люди появляются во все эпохи. Выхватить их образ и представить читателю сумели два великих классика. Аристократический лондонский «денди» Онегин обретает новые личностные качества, осознав пагубность влияния высшего света. Самодержавный режим обрекает Печорина на трагическое существование человека с пылкой душой.

Персонажи двух романов приближают к читателям жизнь 19 века. Художественные произведения передают эпоху так ярко и реально, что можно согласиться с литературоведами, называющими их энциклопедиями.

Написать сочинение «Онегин и Печорин герои своего времени» можно, если разобраться в глубине понятия «лишний человек». Предложенный материал станет помощью и подсказкой.

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина

А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов — талантливые писатели начала 19 века, чей гений не подлежит сомнению, а произведения и сегодня высоко ценятся во всем мире. Именно им принадлежит главная роль в создании особого героя, которого позже назовут «лишним человеком». Героя, который не подходит своему времени, не может отыскать в нем себя, а также мирно существовать в обществе других людей. Именно такими персонажами являются Евгений Онегин и Григорий Печорин.

Онегин и Печорин — главные герои произведений «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени», характер и судьба которых в свое время остались непонятыми и непризнанными критиками и читателями, как и произведения в целом. На сегодняшний день с уверенностью можно заявить, что эти юноши являются очень точной картиной целого поколения молодых людей, которое росло и формировалось в довольно непростых условиях 20-30-ых годов 19 столетия.

После смерти Александра I на престол взошел его брат Николай I, известный своей реакционной политикой, строгостью и стремлением к самодержавию. Бесспорно, при обоих императорах мощь империи росла и крепла, была одержана победа в Отечественной войне и ряде других, но политическая жизнь дворянского сословия была достаточно сумбурна и нестабильна. Восстание декабристов лишь усилило волнения. Целое поколение молодых людей не могло найти себя в измененном мире, где общественная жизнь постепенно затихала, а из всех доступных занятий в больше степени оставалось лишь праздное светское времяпровождение.

Именно к этому поколению относятся и Онегин, и Печорин, что становится ясно с первых глав произведений. Оба героя чувствуют всепоглощающую апатию и скуку, им надоел высший свет и его примитивные увеселения. Евгений и Григорий считают себя лишними людьми, вокруг которых, как и с ними лично, не происходит ничего по-настоящему волнующего.

Оба героя ищут утешения в любви, но каждый их романтический интерес достаточно быстро сходит на нет. На страницах «Евгения Онегина» мы видим лишь отношения Евгения с Татьяной, о предыдущих пассиях говорится лишь вскользь. Что касается Григория Печорина, о его любовных увлечениях можно судить по отношению к таким героинями, как Мери, Вера и Бэлла. Он откровенно играет с девушками, заставляет их испытывать ровно те эмоции и чувства, которые ему нужны.

2 стр., 665 слов

Странные люди Чацкий, Онегин, Печорин (по произведениям А.С. ...

... людей. Онегин понимал все несовершенство окружающего его мира, но не предпринимал никаких попыток борьбы. В этом главное его отличие от Александра Чацкого. Григорий Печорин ... в действительности он не похож на обычного дворянина холодным умом, ... героев заключается в их одиночестве. И все же каждый из них – типичный представитель своего времени. Они кажутся странными, как инородные тела, но лишь ...

Оба героя отлично разбираются в психологии и с легкостью предугадывают действия окружающих. Манипулировать влюбленными героинями для них достаточно легко. Но если Онегин поступает с Татьяной благородно и отказывает ей во взаимности напрямую, объясняя причины, то Печорин скорее развлекается, чем испытывает настоящие чувства и заботится о чужих. Бэлла быстро надоедает ему, завоевание Мери больше похоже на азартную игру, а его попытка восстановить отношения с Верой лишь усиливает страдания женщины. Оба героя в итоге чувствуют горькое разочарование, с которым не могут справиться: Онегин бросается в ноги любимой женщины, Печорин скачет за Верой, теряет коня и плачет на земле как ребенок.

Подобной схожести не наблюдается по отношению к дуэли и событиям вокруг нее. Онегин соглашается на дуэль не раздумывая, перед ней спокойно спит, а после не может выдержать случившееся и начинает свои бессмысленные путешествия. Печорин же о дуэли знает заранее и пользуется моментом, обдумывает грядущее событие. Перед встречей с противником он взволнован, не может уснуть, но после смерти Грушницкого спокойно прощается с остальными участниками и уходит с места происшествия. Прочь его гонят отнюдь не чувства, а опасность быть арестованным.

Григория можно назвать более циничным и жестоким человеком, его неуемная энергия жаждет выхода, а не найдя его в создании и созидании обращается в разрушительную силу. Евгений более апатичен, он предпочитает наблюдать за течением жизни и не способен изменять пространство вокруг себя. Они страдают от заключения в своем времени, не представляют своей жизни в будущем и не видят смысла и высшей цели в настоящем.

Оба героя в какой-то степени являются автопортретами самих авторов, которые заложили в них свои потаенные страхи, размышления и стремления. Пушкин и Лермонтов, как и их книжные альтер-эго, были довольно молоды, застали смену императора и события, связанные с декабристами. Так же, как и Печорин с Онегиным, писатели были достаточно умны, изобретательны, обаятельны и не лишены крутого нрава, так же с трудом находили свое место среди современников, часто оставались непонятыми. Сама эпоха диктовала им такие известные и важные для развития отечественного и мирового искусства произведения.

Почему Печорин и Онегин – «лишние люди»?

Общество достаточно отрицательно относилось к героям. Окружающие не могли понять поведения персонажей. Точка зрения, взгляды и мнения Печорина и Онегина не совпадали с общепринятыми, посему воспринимались в штыки. Оба персонажа чувствуют свое одиночество в свете, среди толпы, чувствующей превосходство этих молодых людей. В образах Печорина и Онегина авторы выразили протест против гнусности и затхлости светского общества того времени, лишающего людей цели, вынуждающего растрачивать впустую свои силы, не найдя применения ни своим способностям, ни умениям.