Тема сочинения добро и зло в романе м. а. булгаков

Сочинение

Павлова Е. С. 11 «Б» класс

Сочинение по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 2006 год

«Мастер и Маргарита» очень сходен с романом И. В. Гёте «Фауст».

Михаил Булгаков взял из гётевского произведения цитату, которую вынес в качестве эпиграфа к своему роману:

…так кто же ты, наконец?

  • Я – часть той силы, что

Вечно хочет зла и вечно совершает благо.

Главным героем романа является Воланд.

Воланд – персонаж романа, возглавляющий мир потусторонних сил.

Воланд – это дьявол, сатана, «князь тьмы», «дух зла и повелитель теней» (все эти определения встречаются в тексте романа).

Воланд во многом ориентирован на Мефистофеля «Фауста» (1802 – 1832 гг.) Иоганна Вольфганга Гёте (1749 – 1832 гг.).

Воланд – «росту был …просто высокого», он неоднократно устремлял на Берлиоза пронзительный зелёный глаз и смеялся странным смешком. Особое внимание привлекают глаза Воланда:

Один – зелёный, а другой – как чёрная бездонная дыра.

Воланд одет во всё чёрное и всегда носит с собой трость с набалдашником в виде головы чёрного пуделя. Бездомному в какой-то миг кажется, что трость Воланда превратилась в шпагу, и на шпагу опирается Воланд во время Великого бала у сатаны, когда Маргарита видит, что «кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжёг загар». Это делает сатану похожим на выходца из тёплых южных краёв.

Воланд разным персонажам, с ним контактирующим, даёт разное объяснение целей своего пребывания в Москве. Берлиозу и Бездомному он говорит, что прибыл, чтобы изучить найденные рукописи Герберта Аврилакского (938 – 1003 гг.), средневекового учёного, который, даже став римским папой Сильвестром II в 999 гг., сочетал свои обязанности с интересом к белой, или натуральной магии, в отличие от чёрной магии, направленной людям во благо, а не во вред.

В редакции 1929 – 1930 гг. Воланд прямо называет себя специалистом по белой магии, как и Герберт Аврилакский (в окончательном тексте Воланд говорит уже о чёрной магии).

Сотрудникам Театра Варьете и управдому Никанору Ивановичу Босому Воланд объясняет свой визит намерением выступить с сеансом чёрной (в ранних редакциях — белой) магии. Буфетчику Театра Варьете Сокову уже после скандального сеанса сатана говорит, что просто хотел «повидать москвичей в массе, а удобнее всего это было сделать в театре».

20 стр., 9693 слов

Магическое в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

... след драгоценную подкову, подаренную Воландом Маргарите. Если говорить о проблематике романа, ... заголовках романа. В 1931 году Булгаков назовет свой роман так: " ... вопросы бытия. В ЗАДАЧИ работы входит: 1. Показать художественные ... энциклопедический словарь дает такое толкование магии, - обряды, связанные с ... Белой гвардии", библейские образы получают права реальных героев в романе "Мастер и Маргарита" ...

Маргарите Коровьев – Фагот перед началом Великого бала сообщает, что цель визита Воланда и его свиты в Москву – проведение этого бала, чья хозяйка должна «…непременно носить имя Маргарита во-первых, а во-вторых, она должна быть местной уроженкой». По утверждению помощника Воланда, из ста двадцати одной Маргариты не подходит никто, кроме героини романа.

Воланд многолик, как и подобает дьяволу, и в разговорах с разными людьми надевает разные маски, даёт совсем несхожие ответы о целях своей миссии. Между тем, все приведённые версии служат лишь для маскировки истинного намерения – извлечения из Москвы гениального Мастера и его возлюбленной, а так же рукописи романа о Понтии Пилате.

Сам сеанс чёрной магии отчасти понадобился Воланду для того, чтобы Маргарита, прослышав о происшедшем в театре Варьете, уже была бы подготовлена к встрече с его посланцем Азазелло. При этом всеведение сатаны у Воланда вполне сохраняется: он и его люди прекрасно осведомлены как о прошлой, так и о будущей жизни тех, с кем соприкасаются, знают и текст романа Мастера, буквально совпадающего с «евангелием Воланда», тем самым, что было рассказано незадачливым литераторам на Патриарших.

Не случайно Азазелло при встрече с Маргаритой в Александровском саду цитирует ей фрагмент романа о Понтии Пилате, чем и побуждает, в конце концов, возлюбленную Мастера согласиться обратиться к могущественному «иностранцу» — Воланду. Поэтому удивление Воланда, когда после Великого бала у сатаны он «узнаёт» от Маргариты тему его романа – всего лишь очередная маска. Действия Воланда и его свиты в Москве подчинены одной цели – встрече с извлекаемым из лечебницы творцом романа от Иешуа Га – Ноцри и Понтии Пилате и с его возлюбленной для определения их судьбы.

В «Мастере и Маргарите» события начинаются «в час небывалого жаркого заката», «когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо.» Перед появлением Воланда и его свиты Берлиоза охватывает «томление неизъяснимое» – неосознанное предчувствие скорой гибели. В редакции 1929 г. Воланд говорит, что «дочь ночи Мойра допряла свою нить» ( Мойра – древнегреческая богиня судьбы), намекая, что «таинственная нить» судьбы председателя МАССОЛИТа скоро прервётся.

Берлиоз обречён на смерть, поскольку самонадеянно полагал, что его знания позволяют безоговорочно отрицать и Бога, и дьявола, и сами живые, не укладывающиеся в рамки теории, основы жизни. Воланд предъявил ему «седьмое доказательство» от противного: литератора настиг рок в виде Аннушки – Чумы, нерасчётливо пролившей подсолнечное масло на рельсы, и девушки – вагоновожатой, не сумевшей затормозить.

У Булгакова Воланд олицетворяет судьбу, карающую Берлиоза, Сокова и других, переступающих нормы христианской морали. Это первый дьявол в мировой литературе, который наказывает за несоблюдение христианских заповедей.

У Булгакова Воланда в ранних редакциях звали Теодор, что в переводе с Древнегреческого значит «Божий дар». Здесь это не только пародия, но и указание на связь Воланда с Иешуа Га – Ноцри, который решает судьбу Мастера и Маргариты, но выполнить это решение просит Воланда.

15 стр., 7256 слов

М.А. Булгаков и его роман «Мастер и Маргарита»

... в своей книге «Булгаков и Пастернак как романисты: Анализ романов «Мастер и Маргарита» и «Доктор Живаго»» (1984): «Роман Булгакова для русской литературы, действительно, в высшей степени новаторский, а потому и нелегко дающийся в ... романа и его морально-этических началах, о том, кто является главным героем произведения: Мастер, Воланд, ... сцен - романа Мастера о Понтии Пилате происходит в течение одного ...

У Булгакова Воланд, как герой Гёте, желая зла, должен совершать благо. Чтобы заполучить к себе Мастера с его романом, он карает литератора – конъюнктурщика Берлиоза, председателя Барона Майгеля и множество мелких жуликов, вроде вора – буфетчика Сокова или хапуги – управдома Никанора Ивановича Босого. Однако стремление отдать автора романа во власть потусторонних сил – лишь формальное зло, поскольку делается с благословления и даже по прямому поручению Иешуа Га – Ноцри, олицетворяющего силы добра.

Однако добро и зло у Булгакова творится, в конечном счёте, руками самого человека. Воланд и его свита только дают возможность проявиться тем порокам и добродетелям, которые заложены в людях. Например, жестокость толпы по отношению к Жоржу Бенгальскому в Театре Варьете сменяется милосердием, и первоначальное зло, когда несчастному конферансье захотели оторвать голову, становится необходимым условием для проявления добра – жалости к лишившемуся головы конферансье.

Взаимодополняемость добра и зла наиболее полно раскрывается в словах Воланда, обращённых к Левию Матвею, отказавшемуся пожелать здравия «духу зла и повелителю теней»:

«Ты произнёс свои слова так, как будто ты не признаёшь теней, а так же и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как выглядела земля, если бы с неё исчезли все тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и всё живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп.»

«Зло необходимо. Если бы его не существовало, то не было бы и добра. Зло – единственная причина существования добра. Без гибели не было бы смелости, без страдания – сострадания. На что бы годились самопожертвование и самоотвержение при всеобщем счастье? Разве можно понять добродетель, не зная порока, любовь и красоту, не зная ненависти и безобразия? Только злу и страданию обязаны мы тем, что наша земля может быть обитаема, и жизнь стоит того, чтобы её прожить. Поэтому не надо жаловаться на дьявола. Он создал по крайней мере половину вселенной. И эта половина так плотно сливается с другой, что если затронуть первую, то удар причинит равный вред и другой. С каждым искоренённым пороком исчезает соответствующая ему добродетель.»

Иешуа через Левия Матвея просит Воланда взять с собою Мастера и Маргариту. С точки зрения Га – Ноцри и его единственного ученика, награда, дарованная Мастеру, несколько ущербна – «он не заслужил света, он заслужил покой.» А с точки зрения Воланда, покой превосходит «голый свет», ибо оставляет возможность для творчества, в чём сатана и убеждает автора романа о Понтии Пилате:

«…Зачем же гнаться по следам того, что уже кончено? (т.е. продолжать уже завершённый роман)…о, трижды романтический мастер, неужто вы не хотите днём гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели ж вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула?»

5 стр., 2348 слов

Что несут Воланд и его спутники миру :зло или добро

... жизни зло, они как свет и тень неразделимы. В романе «Мастер и Маргарита» две главные силы добра и зла, которые, по Булгакову, должны находиться на Земле в равновесии, воплощаются в образах Иешуа Га-Ноцри из Ершалаима, и Воланда, Сатаны в человеческом ...

Двоичность (бинарность) взгляда на окружающий мир характерна для христианского миропонимания. Свет и тьма, добро и зло в этом аспекте представляются абстрактными категориями, что не даёт возможности воспринимать окружающий мир во всей его полноте, тенях, полутонах. То, что является добром для одних, оборачивается злом для других. Комедия оказывается трагедией, а трагедия – фарсом в вечном театре жизни.

Один бал окончен. Жизнь продолжается до следующего!

«Сатана гулять устал,

Гаснут свечи, кончен бал!» (Игорь Тальков, песня «Бал сатаны»).