По произведению Детство Толстого (7 класс)

Сочинение
  • Толстой Л. Н.
  • Сочинение по произведению Детство Толстого

Главным героем в этом произведении является десятилетний мальчик, которого зовут Николенька. Он выходец из дворянской семьи, общается с ребятами из таких же семейств. Мальчик был очень наблюдательным, он словно видел каждого человека насквозь. Мальчик очень строг к своим поступкам и действиям, он старается быть справедливым во всем. Он рос в обычной семье. Растет мальчик в спокойной доброй обстановке, поэтому у мальчика много положительных черт. Дома создан домашний уют и тепло, его все любят.

Николенька очень любит свою семью, гордится ей. Особенно он любит свою маму, она для него была ангелом. Он обожал ее улыбку, считал ее самой красивой на планете. Отец же был серьезным строгим мужчиной. Также у мальчика имелась няня. Однажды он поссорился с ней, она наказала его, за то, что тот испачкал скатерть. Мальчика это разозлило, он даже хотел ей отомстить. Но позже няня пришла к нему мириться и принесла гостинцев, мальчику стало стыдно и он очень раскаялся, даже мог заплакать в таких ситуациях. Николенька всегда осознавал, где он был не прав, в чем виноват. Мальчик сделал вывод из всего, что присутствовало в его жизни. Он хорошо осознавал, что на добро люди отвечают тем же. Мальчик всегда стремился к любви, красоте.

Когда мальчик приехал в столицу, то очень опечалился, ведь это привело к тому, что он расстался с мамой. Вскоре он узнал о таком светлом чувстве, как любовь, по началу это было для него чем-то непонятным, потому что новое чувство. Мальчик был очень чист и искренен перед этим чувством.

Когда умерла его мать, он узнал об этом страшном событии из письма, то он потерял всякий смысл в жизни, и это светло чувство любви не имело для Николеньки никакого значения. Мир словно пал перед ним. Он не понимал и не осознавал, что происходит с его жизнью. Увидев свою любимую и самую красивую маму в гробу, он долго не мог прийти в себя, мальчик был в отчаянии. После этого дня, детство у мальчика Николеньки закончилось.

Автор произведения хотел описать детство, каким он его видит. Также хочет донести до читателей, что является детством глазами детей.

Для Толстого самым важным событием были именно моменты в детстве, когда рядом была мама. От нее чувствовались большая искренняя любовь и доверие. Для мальчика из книги мир не был таким безупречным, и он оказался один без самого важного человека на земле. Именно на этом моменте у него случился переход в другую жизнь.

3 стр., 1093 слов

Как детство влияет на жизнь человека?

... Николеньки Иртеньева, маленького мальчика, который рассказывает о своих поступках и о своём виденье жизни. Автор одним из первых в русской литературе показал детство ... детство оказывает решающее влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Именно в эти годы формируется характер, закладываются нравственные ценности, и ... ё жизнь. Знакомство с Валеком и Марусей открыло главному герою другую сторону жизни. Ему ...

Другие сочинения: ← Дружба Жилина и Дины в рассказе Кавказский пленник↑ Толстой Л. Н.Главные герои рассказа Кавказский пленник →

Главные герои

Образ и характеристика каждого персонажа находятся в данной статье . Здесь же мы приводим лишь самые основные сведения о жизни и характере героя.

  1. Николенька Иртеньев — главный герой, мальчик из дворянской семьи. Он очень тонко чувствует мир, умен не по годам, но сам процесс учебы скучен для него. Николенька старается во всем найти суть, смысл, но часто ошибается из-за обостренной чувствительности и вспыльчивости. Он добр, но ведом: его легко сбить с пути, ведь он часто подражает старшим или более сильным ровесникам.
  2. Мама — в самой повести автор не показывается характер женщины напрямую, но мы можем проследить ее влияние на сына. Благодаря доброму материнскому сердцу, мальчик стал таким чутким и сострадательным.
  3. Папа – рассудительный и строгий мужчина. Герой любит его не меньше, отец сохраняет авторитет перед сыном в любой ситуации.
  4. Наталья Савишна — экономка, бывшая няня мамы Николеньки. По своей натуре очень альтруистичная женщина, готова всю себя отдать ради семьи, которой служит.
  5. Карл Иванович — учитель Николеньки, очень добрый и заботливый человек, желающий для мальчика только лучшего.

Краткое содержание повести «Детство» (Льва Толстого)

Повесть начинается с пробуждения десятилетнего Николеньки Иртеньева. Три дня назад мальчик отпраздновал свой день рождения, и теперь он проснулся от удара хлопушки. Карл Иванович – наставник, который частенько разговаривает с детьми на немецком и учит их основным предметам. В это утро он ведет Николеньку с братом Володей к матушке, которая заждалась уже в зале, а затем к отцу, работающему в кабинете, чтобы поздороваться. Николенька любит родителей и любуется красотой материнского лица. Отец кажется ему загадочным, но это не лишает его привлекательности.

В кабинете дети узнают, что завтра им предстоит долгий путь в Москву. Теперь они будут там жить и получать знания. Николенька поминает, что как только он с братом покинет родной дом, Карл Иванович будет уволен и это его расстраивает. Несмотря на печальные известия, наставник все же продолжает заниматься немецким и историей с мальчишками. Его обижает, что после 12-ти лет верной службы хозяева решили попрощаться с ним.

Семья приезжает на охоту. Николенька бросается за зайцем, но терпит неудачу. Во время игр мальчик целует Катеньку в плечо. Как оказалось, он давно влюблен в дочь гувернантки Мими. Вскоре Карл Иванович приходит в кабинет к Петру Александровичу и просит отправить его вместе с детьми в Москву. Старик готов совершенно бесплатно работать учителем, лишь бы только быть рядом с Николенькой и Володей.

3 стр., 1036 слов

Образ Ивана Флягина в повести Н. Лескова «Очарованный странник»

... этого требует обстановка. Флягин находится в гармонии с обществом, когда окружение слажено, он готов сразиться с лихом, встающим на его дороге. На образе "очарованного богатыря" Ивана Флягина Лесков раскрывает перед ... не всегда разрушающая сила. Когда еще совсем мальчиком Иван едет с графом и графиней в Воронеж, их повозка чуть не срывается в пропасть. Он останавливает лошадей, спасает своих ...

В это время в доме отдыхает Гриша, а дети подсматривают за ним. Автор знакомит нас с бывшей няней матери главного героя Натальей Савишной. Сейчас она продолжает работать в доме, но в качестве служанки. Утром, собираясь в дорогу, мальчик вспоминает счастливое детство, а его мама плачет горькими слезами.

Прошел месяц. Николенька живет в доме бабушки в Москве. Вскоре у нее день рождения, и мальчик решил подарить ей стихи собственного сочинения. На празднование приезжает княгиня Корнакова. Именно ей отец решил поведать о том, что его сын некрасивый и страдает по этому поводу. Затем мальчик знакомится с Иваном Ивановичем, которому бабушка рассказывает о развлечениях Петра Алексеевича. Вскоре среди гостей Николенька замечает двенадцатилетнюю Соню. Она заставляет его сердце биться чаще, и он намерен привлечь ее внимание. Во время танцев ему удалось станцевать с ней. В эту ночь он признается своему брату Володе, что влюбился.

Спустя шесть месяцев, отец получает известие от матушки о том, что она тяжело заболела и просит привести сыновей. Петр Алексеевич исполняет просьбу, и уже вскоре они приезжают в деревню. В этот же день женщина умирает в ужасных муках. Во время похорон Николенька пугается внешности маменьки, которую любил больше всего на свете и быстро покидает комнату.

Спустя три дня все, кроме Натальи Савишны, уезжают в Москву. Женщина остается одна в доме, затем тяжело болеет и умирает. Ее хоронят возле могилы ее воспитанницы.

Темы

  1. Основная тема повести — становление личности. Человек приобретает индивидуальность, начиная с самого детства. События в раннем возрасте в дальнейшем влияют на судьбу людей, определяют ее во многом. Толстой показывает диалектику души героя – процесс его развития. Каждой черте, каждому жесту есть объяснение, и искать его нужно именно в детстве.
  2. Еще одна немаловажная тема – воспитание . Героя окружают заботой и вниманием с юных лет, он чувствует себя нужным. Поэтому хорошие качества зачастую мешают ему поступать дурно. Это не заслуга генетики, он просто хорошо воспитан, и, усваивая манеры в городской среде, он постепенно становится все более рассудительным и дальновидным.
  3. Материнская любовь – тоже центральная тема в повести. Именно мама научила сыновей тонко чувствовать мир вокруг них, наградила детей обостренным чувством справедливости и сочувствия. Получая ласку и теплоту материнского участия, они и сами стали милосердными, внимательными и неравнодушными людьми, которые были в состоянии признать ошибки и загладить вину.
  4. Тема семьи – тоже очень важный аспект.

    Взаимоотношения родственников во многом определяют будущее детей. Видя процветающий дом и благополучие, они стремятся построить свою жизнь по образу и подобию родных.

  5. Роль учителя . Толстой понимает всю важность воспитателя для воспитанника. Карл Иванович не распускает учеников, проявляет твердость, но при этом он искренне расположен к ним. Старик любит и уважает детей, не позволяя себе грубостей в отношении них.

История создания

Лев Николаевич всегда был заинтересован жизнью и душой простого русского человека, и в 1851 году, будучи на Кавказе с братом, Толстой основательно взялся за написание повести “Детство” – первой части трилогии, которая должна была показать все этапы развития и становления личности. Многие истории и факты из книги взяты из жизни самого автора. Он тоже во всем ровнялся на брата, рано потерял маму и искал себя с самого рождения.

14 стр., 6585 слов

По «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого

... Многомудрый Литрекон рассудил, что главные герои «Повести о настоящем человеке» будут хорошо смотреться в таблице — ... войной погубил единственного любящего его человека. В рассказе Толстого «Кавказский пленник» противопоставляются два ... деревне. Однако враги нашли их в доме местной жительницы и решили допросить ... вернуться на фронт. Любовь к Отечеству, любовь к людям помогли Мересьеву преодолеть себя ...

биографии

Проблематика

В данной повести Толстой затрагивает многие проблемы, актуальные и по сей день. Мы перечислим лишь основные.

  • Потеря близкого человека . Дети особенно близко к сердцу принимают утраты. Особенно в семье. Писатель показал, как сыновья тоскуют по матери, как им больно ее потерять. Они просто не знают, как жить дальше. Эта проблема не имеет универсального решения, но родные должны сделать все возможное, чтобы дети не чувствовали себя сиротами. Это единственный выход из положения, и Толстой показывает, как необходимо себя вести в подобной ситуации.
  • Дурное влияние . Ребенок очень подвержен влиянию извне. Его легко сбить с пути истинного, особенно, если его воспитывали мягко, без особой требовательности. Николай поддался вредным настроениям и стал вести себя дурно по отношению в другому мальчику, повинуясь стадному чувству. Он подражал Сереже Ивину и хотел ему понравиться. К сожалению, взрослые не всегда вовремя замечают источник дурного влияния, и это попустительство может привести к тому, что правильное воспитание не даст свои плоды.
  • Неосторожность и неосмотрительность взрослых . Сами родители часто совершают ошибки в воспитании. Например, Толстой показал это на приеме у бабушки, где на маленького Николеньку сильно давили родственники. Бабушка во всеуслышание уверяла людей, что ее внук ухаживает за маленькой гостьей, он очень смутился и растерял уверенность в себе. Впечатлительность ребенка надо принимать в расчет и не пугать его своими разоблачениями, тем более, при посторонних.
  • Проблема выбора жизненного пути . Герой мечется между добром и злом, между призваниями, между девочками, которые ему нравятся. Он еще не определился с тем, что собой представляет.

Суть

В основе повести лежат события из жизни Николеньки Иртеньева, главного героя. Повествование ведется от лица самого Коли, мальчик рассказывает о быте в дворянском доме, охоте, учителе, первой влюбленности, личных переживаниях и тяжелых временах. Мы видим мир глазами мальчика 10 лет, который только начинает понимать суть вещей, чувств и поведения людей.

кратком содержании по главам

Вывод: чему учит?

Данная повесть учит ценить свою семью, свой дом и быть внимательней ко всему, что нас окружает. Быть рядом с людьми, которых мы любим, учиться на ошибках, чтобы делать жизнь своих близких лучше с каждым днем.

Также автор учит читателя ответственности. Рождение ребенка – это очень важный и ответственный шаг, который делает вся семья, а не одна только мама. Каждый родственник, каждый друг семьи должен принимать участие в воспитании детей, быть внимательным к их нуждам, ведь это наше общее будущее.

7 стр., 3148 слов

Чем жив человек? Лев Толстой, «Чем люди живы»: краткое содержание и анализ

... во вражду?↑ 11 классСила любви → ` Сочинение-рассуждение на тему «Чем люди живы?» Чем люди живы? Передо мной поставлен, казалось бы, простой вопрос. Но чем дольше я задумываюсь, тем сложнее на него ответить. Наш народ, ... обществом тех людей, которые, по сути, и сами общаться не умеют. И это главная проблема нашего века, да и вообще человека в любую эпоху и столетие – человек просто боится ...

Сами же дети должны извлечь нравственные уроки: любить и уважать родных, думать своей головой, а не повторять чужие ошибки. Нужно ценить себя, не унижаясь перед другими детьми и не пытаясь завоевать их дружбу, если сами они относятся к вам надменно. Также ребенок должен научиться объективно оценивать мир вокруг и людей, не позволяя первым и неверным впечатлениям затмить доводы разума.

Автор: Камилла Шарапова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!