Какова философская проблематика рассказов Чехова?
Среди героев Чехова полно насекомых. В «Смерти чиновника» мельчайший человек помирает из-за того, что нечаянно начихал на лысину высокопоставленному лицу. Другие насекомые — человек в футляре, несчастный обладатель крыжовника, который ради него сжил со света жену и вообще всю свою жизнь посвятил тому, чтобы наконец на своем участке земли жрать этот кислый крыжовник (и лицо у него при этом такое, что вот-вот хрюкнет в одеяло).
Все эти насекомые копошатся там только для того, чтобы мы почувствовали присутствие в мире чего-то бесконечно более прекрасного, свободного, спасительного. Вот почему для Чехова отвратительны любые проповедники, любые законченные учения. Он верит только в прекрасное, в музыку, в бога, но совершенно не принимает никакого сектантства. Поэтому и толстовское учение ему глубоко чуждо, тем более смирение, в том числе христианское. Особую ненависть вызывает толстовская идея непротивления. В знаменитом рассказе Толстого «Много ли человеку земли нужно» герой пытается расширить свои владения и наконец умирает, после чего оказывается, что земли человеку нужно всего два аршина.
На это Чехов ответил блистательно: это трупу, покойнику нужно два аршина, а человеку нужен весь мир.
Велик Антон Папвлович именно в своих рассказах, где с прирожденностью едкостью высмеивает все пороки своего окружения.Сам прожив весьма трудную жизнь мальчика из семьи купца, Антон Павлович сохранил в себе неистребимую иронию и сарказм — именно выводить на поверхность все пороки тогдашней царской России и так, что многие его рассказы такие, как «Человек в футляре», Тонкий и толстый», «Смерть чиновника», Анна в петлице» стали зеркалом всего пошлого и подлого в человеческой натуре.Если хорошо приглядеться к современным людям и нашему окружению, мы поймем, что и в начале 21 века остались те же характеры и те рабские души, которые боятся всего и всех, становятся премудрыми пескарями ради сохранения своего мерзкого покоя, готовы пойти на унижение и лизоблюдство. Прошло много лет, но человеческие типы и человеческие характеры остались прежними.Вот и именно в этом и философская глубина рассказов Антона Павловича Чехова.
Чехов пришел в русскую литературу, когда в ней творили такие гиганты, как Толстой и Достоевский, скрупулезно, чуть ли под лупой рассматривавшие конфликт добра со злом.
По трилогии Антона Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
... главе угла. В итоге, человек достиг своей цели, но остался одинок и как то сразу потерял смысл жизни. В рассказе «О любви» всё ... есть – «человек в футляре»? Человеческое существо, которое живёт в собственном узком мирке и которому просто противопоказанна жизнь вне футляра. Писатель с самого ... была ещё одна мечта – иметь у дома крыжовник. Мечты сбылись в итоге, но какой ценой. От его жадности умирает ...
Темы, которые затрагивал Чехов, в корне отличались: за кажущейся простотой поднятых Чеховым проблем скрывается глубочайшая пропасть, в которой растворяются и тонут человеческие судьбы.
Чехова — моралист мелких пороков. Его герои страдают не из-за убийства, грабежа или прелюбодеяния. Он как автор не навязывает читателям никакой конкретной позиции, не выдает моральных императивов и не обещает мистического просветления. Он просто ставит диагноз, но делает это как настоящий доктор — ненавязчиво и беспристрастно, с большой осторожностью и деликатностью.
Герои рассказа
В рассказе два героя – становой пристав Прачкин и его сын-школьник Ваня. Своего рода персонажем этого рассказа можно считать и стихи Пушкина, безвинно страдающие от грубой «критики» Прачкина.
Семён Ильич Прачкин – становой пристав, т.е. полицейский начальник полиции стана – нескольких деревенских волостей. Таким образом, действие происходит в сельской местности, где живут те самые мужики, которых изображал Пушкин в знаменитой картине зимы в начале пятой главы романа в стихах «Евгений Онегин», – и, разумеется, тоже зимой. Чуткое к сезонной проблематике «Родное слово» К.Д. Ушинского (к 1884 г. вышедшее уже юбилейным пятидесятым изданием) рекомендовало младшим школьникам в соответствующее время года выучить соответствующее стихи Пушкина наизусть. За этим делом мы и застаём Ваню Прачкина. О последнем читатель знает только то, что сегодня он старательно учит стихи, а вчера где-то «стекло разбил».
Проблематика рассказов Чехова
Антон Павлович Чехов — талантливейший русский писатель, который смог в своих произведениях раскрыть и показать русский менталитет, указать на важные моменты нашего исторического развития. в полной мере проблематика произведений раскрылась в его коротких рассказах, с которыми знаком любой школьник. Вспомним некоторое из них.
Рассказ «Хамелеон» повествует об эпизоде с бродячей собакой, о которой одни говорили, что она генеральская, а другие что просто уличная. Очумелов, главный герой, менял свое мнение в зависимости от мнения толпы. Чехов ставит перед читателями важные проблемы: подхалимства, чинопочитания, зависимости от чужого мнения и власти. когда прочитаешь рассказ, то становится понятен смысл названия. Очумелов, как хамелеон, меняет «окрас», пытаясь приспособиться к ситуации и выгадать себе пользу.
Проблема чинопочитания явно звучит и в произведении «Толстый и тонкий». Главные герои, друзья детства, после многих лет разлуки случайно встречаются. Казалось бы радостная встреча, но она оказалась омрачена тем самым чинопочитанием. Тонкий оказывает ниже по чину перед Толстым. Теперь все их веселое и беззаботное детство перечеркнуто «табелем о рангах». Тонкий тут же раскланивается перед Толстым, стараясь во всем ему угодить.
«Футлярность» — еще одна важная проблема в творчестве Чехова. Вспомним его рассказ «Ионыч». Главный герой — молодой врач Старцев Дмитрий Ионович приезжает работать в земскую больницу. Познакомившись с жителями города, Старцев понимает, что все они никак не пытаются возвысить идеалы, что их устраивает обыденность и повседневность. Старцев же, в свою очередь, стремится к духовному развитию, к многозначительным разговорам. К сожалению, после невзаимной любви Старцев стал потихоньку превращаться в Ионыча, все глубже уходя в свой «футляр». Через несколько лет он будет рад тому, что не женился, будет вечерами пересчитывать деньги и окончательно превратится в обывателя этого города.
Мастер коротких рассказов (Чехов А. П.)
... его полной деградации. В "Душечке" Чехов поднимает тему пустой души. В центре рассказа приятная на вид девушка, которая ... на протяжении всего рассказа и этим небольшим произведением, к сожалению, не ограничивается. Антон Павлович Чехов умел не только ... чуть более позднем творчестве Чехова стала духовная деградация. Многие рассказы, "Учитель словесности", "Крыжовник", "Человек футляре", "Душечка", " ...
Литературное направление, жанр
«Не в духе» — юмористическая миниатюра, в первой публикации – скорее сатирическая, поскольку глупость и невежество полицейского чиновника в «осколочном» варианте соседствовала с яркими фактами рукоприкладства и ненависти к тому самому народу (крестьянам), о благе которого он, по долгу службы, обязан был бы печься. Готовя рассказ для полного собрания сочинений, Чехов сместил акценты на «общечеловеческие» мотивы. Рассказ в его окончательном виде приглашает читателя посмеяться над тем, какие, в сущности, мелкие материальные потери заставляют нас выходить из себя, срывая зло на ближних и на ни в чём не повинной классической литературе.
Популярные сегодня темы
Весна. Какое теплое слово. Наверное, ни одно время года так не ждут как весну. Весна в наш город приходит каждый раз по-новому. Метельный февраль засыпает снегом. Зима не хочет уходить и цепляется за каждый день.
В основу этой картины, легла история из сказки, благодаря которой, и оказался Иван – Царевич, в таком необычном месте, как болоте. Вся интрига заключалась в том, что на первом плане, явно видно удивление молодого царского сына
Тургенев как писатель является прекрасным примером создания запоминающихся персонажей, лаконично передающих атмосферу произведения, его смысл и цель. Также Тургенев часто писал произведения
Роман «Доктор Живаго» – один из литературных шедевров 20 века. За написание романа, над которым велась усердная работа в течение десяти лет, Пастернак получил Нобелевскую премию по литературе.
Евгений Базаров, один из главных героев романа. Он разительно отличается от других персонажей в книге. В первую очередь он отличен от всех своими прогрессивными взглядами.
Сюжет и композиция
Накануне вечером Семён Ильич Прачкин проиграл восемь рублей в карты. Деньги небольшие, но становому приставу обидно, и он «не в духе». Переживая вчерашнее, он ходит из угла в угол своей комнаты.
В соседней комнате Ваня Прачкин зубрит «Зима. Крестьянин, торжествуя…». Торжество «какого-то мужика» приводит станового пристава в истинное бешенство. На эту и каждую последующую строку Пушкина Прачкин отвечает раздражённой репликой.
Комизм каждой реплики станового пристава двойственного происхождения. Во-первых, он критикует автора впервые услышанных им стихов за сочувствие мужицкой семье, которая, по мнению полицейского чина, не только недостойна такового сочувствия, но и явно нарушает целый ряд законодательных установлений Российской империи. Во-вторых, в каждой своей реплике Прачкин сам себе мучительно напоминает подробности вчерашнего проигрыша в карты, лишь самым косвенным образом связанные с пушкинскими стихами (или вовсе никак с ними не связанные).
Тем временем создаётся впечатление движения мужика, чья лошадка, «снег почуя, плетётся рысью как-нибудь», из хрестоматии прямо к Прачкину на двор, когда наконец, прервав зубрёжку, Ваня объявляет, что-де мужик привёз муку. Распорядившись принять мучную взятку, становой пристав всё же не повеселел («Но и мука не развеселила Прачкина»).
А. П. Чехов как обличитель мещанства и пошлости
... обывателем или гражданином – человек определяет сам. А.П.Чехов – обличитель мещанства и пошлости Никто не понимал так ясно и тонко, Как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, Никто до него не умел так беспощадно ... предложена мысль автора о том, насколько распространенным бывает пресловутый «футляр» в окружающей жизни: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, ...
Рассказ заканчивается в тот момент, когда в поиске выхода накопившейся злобы становой пристав, наконец, вспоминает, что Ваня вчера стекло разбил, и объявляет сыну, что собирается его за это высечь.
Проблематика повести А.П.Чехова «Палата №6»
Повесть А.П.Чехова «Палата №6» затрагивает острые общественные и философские проблемы. В этом произведении автор пытается решить вопрос о насилии над человеческой личностью, праве и бесправии, смирении и борьбе за справедливость. В этом рассказе изображен маленький захолустный городок. Но подробно автор останавливается на местной больнице, точнее, на одной палате — №6. В ней, как в фокусе, отразилась вся русская жизнь. Это мрачное помещение сравнивается с тюрьмой. Душевно больные фактически обречены на медленную смерть. Условия существования для них просто невыносимы. Судьба этих пациентов никого не волнует. В городе больница значится только формально, потому что она должна быть по предписанию. Чехов проводит прямое сравнение ее с тюрьмой. У больных свои арестантские одежды, решетки на окнах, жестокий сторож Никита. Среди хмурых обитателей палаты №6 автор уделяет особое внимание Ивану Дмитриевичу Громову. Он болен манией преследования. Повествователь дает нам его предысторию. Эта болезнь вызвана невыносимыми условиями жизни, постоянным насилием одних и полным бесправием других. Нужда не дала герою возможности окончить университет. Громов был вынужден вернуться в родной город. Но здесь он начал страдать от нищеты духовной: «О чем, бывало, ни заговоришь с ним, он все сводит к одному: в городе душно и скучно жить, у общества нет высших интересов, оно ведет тусклую и бессмысленную жизнь, разнообразя ее насилием, грубым развратом и лицемерием; подлецы сыты и одеты, а честные люди питаются крохами». Мысль о насилии все больше овладевает сознанием впечатлительного героя. А жизнь на каждом шагу дает ему новую пищу для худших опасений. Он видит вооруженных конвойных, которые ведут закованных в цепи арестантов. Перед Громовым постоянно мелькают полицейские надзиратели, исправники, городовые. При этом герой трагически чувствует полную беззащитность: «А судебная ошибка при теперешнем судопроизводстве очень возможна, и ничего в ней нет мудреного». Это и есть самое страшное. Человеку негде искать защиты, справедливости. Его жизнь ничего не стоит. В обществе насилие считается «разумной, целесообразной необходимостью». Чехов очень точно описывает ход развития душевной болезни. Однажды в городе, на кладбище произошло убийство. Нервы Громова не выдержали. Он подумал, что его могут подозревать в убийстве. Громов вдруг побежал по улице, а вокруг кричали люди, лаяли собаки. Так он оказался в палате №6. В больнице работает скромный доктор Рагин. Когда он прибыл в город осмотреть больницу, то сразу понял, что это «учреждение высшей степени безнравственное и вредное для здоровья жителей». По его мнению, «самое лучшее, что можно было сделать это – выпустить больных на волю, а больницу закрыть». Это были здравые мысли, но вслед за ними возникли другие, которые позволили молодому врачу оставить в больнице все, как было. Коллеги помогли Рагину увидеть в этом решении «истинную мудрость». У доктора своя жизненная философия. Он считает, что все в мире – «суета сует». Он привык лишь созерцать. Если нет условий для положительных изменений, то незачем и бороться. Рагин утверждает, что на этом свете все незначительно и неинтересно, «кроме высших духовных проявлений человеческого ума». Жизнь – это досадная ловушка. Но это общее несчастье объединяет людей. Они чувствуют себя лучше, когда «сходятся вместе и проводят время в обмене гордых, свободных идей. В этом смысле ум есть наслаждение незаменимое». Каждый день Рагин выписывает много газет, журналов. Он словно закрывается ими от реальной жизни. Философия Рагина заключена в смирении и терпении. Андрей Ефимович понимает, что жизнь неизбежно состоит из потерь, страданий, несправедливости, приводит человека к смерти. Какой смысл тогда с этим бороться? Философия Рагина подчинена главной задаче – оправдать, обосновать его жизненную ничтожную практику. Рисуя образ Рагина, А.П.Чехов думал не столько о тех философах, на имена которых ссылается Рагин, о другом вопросе. Если вдуматься в позицию этого героя, то можно прийти к выводу, что она порождена атмосферой насилия и деспотизма в обществе. Один из исследователей творчества Чехова высказал интересную мысль. Для того чтобы на самом деле презирать страдания, ничему не удивляться, быть всем довольным (как утверждает о себе Рагин), надо довести себя до животного состояния. В таком состоянии находился один из самых мрачных обитателей палаты – заплывший жиром мужик. Жизнь сталкивает доктора Рагина и пациента Громова. Происходит конфликт их жизненных позиций. Громов не любит высокопарных слов. Он защищает естественные человеческие порывы. Когда человеку плохо, он кричит, протестует, реагирует. Человеку не все равно, что происходит с ним. Рано или поздно любому терпению приходит конец. Никакая философия не может остановить естественные чувства, желания. Учения, проповедующие равнодушие к богатству, удобствам жизни, страданиям и смерти, непонятны «для громадного большинства, так как это большинство никогда не знало ни богатства, ни удобств жизни. А презирать страдания значило бы для него презирать самую жизнь». Философия доктора Рагина для Громова – это философия «российского лежебока»: «Нас держат здесь за решеткой, гноят, истязуют, но это прекрасно и разумно, потому что между этой палатой и теплым, уютным кабинетом нет никакой разницы. Удобная философия: и делать нечего, и совесть чиста, и мудрецом себя чувствуешь». Эти слова Громова заставили Рагина о многом задуматься. Его философия оказалась не жизнеспособна. После увольнения со службы Рагин отправился в путешествие вместе с развязным Михаилом Аверьянычем. Во время поездки доктор очень быстро стал утрачивать философский взгляд на мир. Его коллеге, хитрому Хоботову, удается упрятать Рагина в палату №6. А сам он занял место Андрея Ефимыча. Только тогда Рагин почувствовал всю губительность своей философии. Никита жестко ударил своего бывшего начальника. Рагин закричал, стиснул подушку и впервые осознал, что такую же невыносимую боль должны были испытывать изо дня в день эти люди: «Как могло случиться, что в продолжение больше, чем двадцати лет он не знал и не хотел знать этого?». Так сама жизнь разрушает все философские иллюзии доктора, совершает трагическое возмездие. Авторские симпатии принадлежат больному Громову за его ненависть к пассивности и насилию. Чехов подчеркивает его отзывчивость, порядочность, нравственную чистоту. В искренних словах Громова автору «слышится что-то чрезвычайно хорошее». Вся его несчастная судьба, облик внушали повествователю «хорошее, теплое, грустное чувство». Название повести символично. Палата №6 – это образ патологии общества, его реальное, неприглядное лицо. Это мрак, на который закрывают глаза одни и в котором беспомощно страдают другие. Думаю, Чехов хотел подчеркнуть, что серьезные общественные проблемы касаются каждого человека. Если их не решать, не бороться с ними, то никто из нас не может ручаться за то, что рано или поздно ему не грозит попасть в палату №6.
Жизнь и творчество
... на творчестве Антона Павловича. Прекрасная природа, разговоры о музыке, искусстве, литературе, дружба с художником Левитаном. Чехов много и ... профессором. С ним начинались дебаты на темы вырождения, права сильного и т. д., и именно Вагнер явился прототипом фон Корена ... очень заботливая и любящая, жила исключительно жизнью детей и мужа. Но, при этом, страстно любила театр, хотя и посещала его ...