Древнегреческий философ Аристотель начал свой трактат «О душе» следующими словами: «…было бы правильно… отвести исследованию о душе одно из первых мест, так как это — знание о наиболее возвышенном и удивительном. Думается, что познание души много способствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы. Ведь душа есть как бы начало живых существ».
Прошли века, но и ныне очевидно, что психология (от греч. «психе» — «душа» и «логос» — «учение») — самая важная и самая сложная из наук. Уникальность психологии в том, что в ней сливаются познающий и познаваемое: человек открывает себя, собственные тайны. Рождение психологического знания можно назвать пробуждением самосознания человека. Люди долго направляли мысль прежде всего на внешний мир, но настал момент, и они осмелились заглянуть в глубины своего внутреннего мира. Постичь законы психики означает для человека возможность научиться управлять собой.
1. История профессии
Психология очень молодая наука — ей чуть больше века. Хотя за это время она накопила массу фактов, разработала методы исследования и доказала собственную практическую ценность, до сих пор ещё остаются загадкой многие проявления человеческой души, психической жизни людей.
Аристотель признан отцом психологии, как и многих других наук Его трактат «О душе» долгие века считался самым значительным сочинением в этой области. Аристотель видел основы психологии не только в философии, как Платон, но и в биологии, медицине; именно он сформулировал идею естественно-научного изучения психики.
Возникновение психологии как самостоятельной научной дисциплины связано с именем немецкого учёного Вильгельма Вундта (1832—1920).
В 1879 г. он открыл в Лейпциге первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию. Это было время поразительных успехов физики, химии, физиологии, медицины. Вундт хотел построить новую дисциплину по их образцу. В своей лаборатории Вундт начал использовать метод интроспекции (в буквальном переводе с латыни «смотрение внутрь») — наблюдения за собственным сознанием и выделения его элементов.
Радикальные изменения в представлениях о предмете психологии и её методах произошли с появлением бихевиоризма (от англ. behaviour — «поведение»).
Его программа была заявлена американским учёным Джоном Уотсоном (1878—1958).
Первая работа Уотсона «Психология глазами бихевиориста» увидела свет в 1913 г. в журнале «Психологическое обозрение». Бихевиоризм противостоял направлениям, которые опирались на субъективные методы исследования и пытались анализировать сознание путём самонаблюдений (структурализм и функционализм).
Учение Аристотеля
... вероятно, уже в I в. до н. э. 3. Психология: «О душе» в З-х кн., а также «Малые труды по ... в математике. «Метафизика» в принятой традицией форме начинается с определения первой философии («мудрости») и далее развертывается в ходе ... зрения должно рассматриваться движение и изменение, которых Аристотель, конечно, не отвергал. Принятие Аристотелем принципа исключенного противоречия формальной логики в ...
Настоящую революцию в развитии психологии совершил австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд. Новизна состояла уже в том, что он исходил не из логики теоретического познания, а из собственной врачебной практики. Фрейд пришёл к выводу, что развитие психики представляет собой процесс адаптации к враждебной окружающей среде. При этом основное «событие» в психической жизни происходит не в сфере сознания, как считалось всегда, а в области бессознательного. В русле психоаналитической теории Фрейда и в полемике с ней развивались аналитическая психология Карла Юнга, индивидуальная психология Альфреда Адлера, глубинная психология Карен Хорни и другие научные школы.
В 60-х гг. XX столетия в США появилось новое направление — гуманистическая психология. Она решительно выступила против жёсткой определённости истоков душевной жизни. Ведь при всех различиях и бихевиоризм, и психоанализ лишали человека свободы воли, возможности мыслить и действовать по собственному усмотрению. Гуманистическая психология, названная «третьей силой», предложила новый взгляд на человеческую природу. Лидеры направления Абрахам Маслоу и Карл Роджерс отстаивали идею целостности природы человека, подчёркивали роль сознательного опыта, свободы выбора, творческой инициативы, стремления людей к самосовершенствованию.
Ещё в середине XX в. психологии приходилось отстаивать своё место в ряду наук. Психолога путали с психиатром, область применения психологии была очень ограничена, её место в общественном сознании размыто. Особенно удручающим оказалось положение в нашей стране, где главным считалось развитие производства, техники. Привилегию заниматься изучением человека получили медицина и биология, с одной стороны, и идеологизированная философия и социология — с другой. Человек рассматривался либо с точки зрения деятельности его мозговых механизмов, либо как социально-исторический продукт (ведь сознание в соответствии с марксистской философией есть совокупность общественных отношений).
Психология, по сути, была не нужна. Не хватало исследовательских центров, отсутствовали специализированные учебные институты. Факультету психологии крупнейшего вуза страны — Московского государственного университета в 2006 г. исполнилось только 40 лет!
2. Профессия в современности
Сегодня психология превратилась из Золушки в Принцессу. Открылось множество факультетов и институтов, готовящих психологов разного профиля, возникли разнообразные центры, специализированные учреждения, консультации. Психология стала неотъемлемой частью жизни общества.
По степени популярности среди молодёжи профессия психолога занимает одно из первых мест, с ней конкурируют лишь профессии экономиста и юриста. Психологи трудятся в школах и детских садах, больницах и хосписах (клиниках для неизлечимо больных), на предприятиях и в фирмах, в исправительных учреждениях. Без их участия уже невозможны разработка новых средств коммуникации, менеджмент, реклама. Эффективность последней сегодня в большей мере строится на знании психологии человека, чем на качествах предлагаемой продукции. При продвижении товара или социальной идеи используется вербальная (словесная) информация в сочетании с игрой образами, цветом, формами, звуком; и всё это на неосознанном уровне формирует у человека заданные установки и желания. Такие общечеловеческие свойства, как любопытство, интерес к новизне, желание испробовать всё на собственном опыте, подталкивают купить пусть не очень нужную, но модную вещь. В последние годы получил распространение термин «пиар» (образован по первым буквам английского словосочетания puplic relations — «общественные связи»).
Выпускная работа «Устное народное творчество как средство ...
... устного народного творчества в развитии речи у детей младшего дошкольного возраста. Методы исследования:, База исследования Выпускная квалификационная работа ... труде человека. Фольклор - важное средство формирования личности ребенка и развития речи. Фольклор ... психологической науке. Идея развития пришла в психологию с теорией ... специфика самого процесса развития, не выясняется, как внешние условия ...
Это понятие включает формирование общественного мнения, подготовку общества к тем или иным решениям, влияние на результаты выборов. Чёрным пиаром называют достижение тех же целей нечестными средствами, например манипуляцией массовым сознанием. Различные пиар-технологии основаны на знании психологии человека.
Современные психологи занимаются проблемами воспитания и обучения, проблемами, которые связаны с профессиональной деятельностью, а также отношениями людей в различных группах. Специалисты исследуют особенности психики в экстремальных, критических ситуациях, работают с больными, с людьми пожилого возраста.
Если в начале XX в. психотерапией (психотерапия (от греч. «психе» — «душа» и «терапия» — «лечение»; дословно «исцеление душой») — особый вид взаимодействия людей, предполагающий оказание помощи психологическими средствами) занимались прежде всего врачи-психиатры, то в конце века — в основном психологи. Сформировавшееся после появления психоанализа различение психиатрии (работы с душевнобольными людьми) и психотерапии (помощи при глубоких психологических проблемах) сегодня дополнилось понятием психологического консультирования, которое предполагает работу со здоровыми людьми, переживающими психологический кризис или стремящимися к личностному росту.
Постепенно и в России встреча с психологом перестаёт восприниматься как свидетельство «ненормальности». Квалифицированная консультация или опыт работы в группе позволяют разобраться в себе, разрешить внутренний конфликт, улучшить отношения с другими людьми.
Психолог-консультант работает с клиентами по вопросам выбора профессии, планировании карьеры, обучения и воспитания детей, личностного роста, решения семейных проблем и т.д. В сфере организационного консультирования оказывает услуги фирмам, государственным службам и организациям по вопросам подбора и расстановки кадров, взаимоотношений в коллективе, создания благоприятного психологического климата.
Психолог-консультант выслушивает клиента, собирает подробную информацию о каждом индивидуальном случае, устанавливает с клиентом доверительные отношения, помогающие работе. Проводит необходимую диагностику. Анализирует полученные данные и изложенную ситуацию. Обсуждает возможные варианты ее изменения. Прогнозирует развитие ситуации при различных условиях. Дает рекомендации на основании данных, полученных в ходе работы…
3. Уникальные стороны профессии
Конкурсная работа «Я-психолог»
... это кирпичики моего роста как педагога-психолога. Работа с детьми – мое призвание. Готовясь к очередной встрече с учениками, я стараюсь найти для ребят что-то интересное : викторину, презентацию, игру – все, ... Занимаясь своим любимым делом, стараюсь помочь найти выход из любой ситуации. Применяю на занятиях элементы арттерапии, сказкотерапии, игротерапии. Огромное внимание в своей работе уделяю ...
Оценить продуктивность деятельности психолога довольно трудно. Результатом психологического консультирования или тренинга может быть, например, улучшение эмоционального состояния человека. В некоторых случаях это приводит к возрастанию эффективности работы, а в других — нет, но зато повышается удовлетворённость от процесса труда, улучшаются взаимоотношения с коллегами.
Иногда, обсудив с психологом свои проблемы, человек всё же уходит разочарованным, огорчённым или даже рассерженным. Лишь спустя какое-то время можно будет сказать, стала ли для него встреча с психологом импульсом к лучшему пониманию себя и преодолению возникших проблем или никаких позитивных изменений не произошло, а значит, психологом была выбрана неверная стратегия.
Эту профессию, как правило, выбирают люди, интересующиеся внутренним миром человека. Уже в юности они пытаются понять его законы, построить собственную жизненную философию, оценить истинные и мнимые ценности, часто имеют своеобразные интересы и увлечения. Тому, кто более прагматичен, их высказывания, образ жизни могут казаться странными. Нередко в подростковом возрасте, когда обостряется потребность в общении, такие люди становятся поверенными тайн и советчиками своих друзей. Они решают выбрать специальность психолога, чтобы раскрыть секреты человеческой психики и научиться профессионально решать психологические проблемы.
Заключение
Практическая психология сегодня в моде. Не иметь в штате организации психолога — несолидно.
Современный человек всё чаще в трудные периоды принимает решение обратиться за квалифицированной психологической помощью. В современном образовательном учреждении трудно обойтись без помощи специалиста психолога.
Профессия сегодня востребована и необходимость в данных специалистах по прогнозам ученых будет возрастать.
Список используемых источников
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/chem-professiya-psihologa-otlichaetsya-ot-professii-pisatelya/
- Ждан А. Н. История психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1990. 267 с.
- Иванова Е. М. Основы психологического изучения профессий. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987
- Климов Е. А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во Моск. ун-та. 2003.
- Климов Е.А. О профессиональном самосознании // Климов Е.А. Психология профессионала, М., 2005, с.68-75
- Климов Е. А. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия // Вопросы психол. 1983. N 1. С. 102-108.