Что такое шариковщина. Шариковщина явление социальное

Сочинение

«Шариковщина» как социальное и моральное явление (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)

Михаил Афанасьевич Булгаков, как и всякий творческий человек, несомненно обладал тонкой душевной организацией, остротой восприятия. Поэтому он не мог не чувствовать и не переживать сложность и трагичность современного ему постреволюционного общества, не ощущать сильнее и острее других те жуткие и уродливые общественные процессы. Их философское переосмысление отразилось в повести «Собачье сердце». Что есть перерождение Шарикова как не трансформация социального строя, при которой все, кто были «никем», социальными низами, стали «всем»? В сюжете этого произведения отразились общие настроения эпохи смут, репрессий, господства животной тупой силы над здравым смыслом. Шариков – своеобразный антигерой, олицетворяющий антиразумное общество, не имеющее стойких моральных ценностей, отказавшееся от опыта и мудрости поколений, традиций. Необходимо заметить, что «шариковщина» получается в результате «швондеровского» воспитания. В связи с этим, для понимания замысла автора, следовало бы поподробнее рассмотреть образ Шарикова и его «учителей» — Швондера и профессора Преображенского. Профессор явился для Шарикова первым учителем человечности. Ведь научиться говорить – еще не значит стать человеком! Он хотел преодолеть изначальную звериную сущность своего творения, сделать его высокоразвитой личностью.

Профессор Преображенский, воплощение образованности и высокой культуры, становится выразителем авторских мыслей в повести. По убеждениям это сторонник старых дореволюционных порядков. Все его симпатии на стороне прежнего режима, при котором «был порядок» и ему жилось «удобно и хорошо». Ученый очень определенно высказывается о наступившей «разрухе», о неспособности пролетариев справиться с ней. По его мнению, прежде всего, нужно людей научить элементарной культуре, только тогда разруха исчезнет, будет порядок. Но эта философия Преображенского терпит крушение. Он не может воспитать в Шарикове разумного человека: “Я измучился за эти две недели больше, чем за последние четырнадцать лет. ” Швондер же видел в Шарикове лишь ячейку советского общества, «жильца» своего большого «Дома». Его целью было делать из Шарикова не человека, но «пролетария». И восторжествовал Швондер, потому что пролетарием стать, как оказалось, легче, чем человеком. Образ «пролетариата», рисуемый Булгаковым, оказывается откровенно негативным. Результаты подобного швондеровского воспитания мы видим в поведении еще не оформившегося получеловека. Одним из первых слов, которые он отчетливо произнес, стало определение — «буржуи». Это уничижительное обращение относилось к тем, кто «не любил пролетариат», а следственно, им не являлся. Швондер играет немаловажную роль в становлении характера Шарикова. Его влияния нельзя не заметить: это существо в беседе с Преображенским буквально повторяет слова и фразы Швондера не только о правах, но и о своем превосходстве над буржуями: «Мы в университетах не обучались, в квартирах из 15 комнат с ваннами не жили. » Невероятно красноречив эпизод за обедом, когда между профессором и Шариковым происходит следующий разговор:

9 стр., 4282 слов

Образ Шарикова в повести «Собачье сердце» М. Булгакова

... с Преображенским, профессором. Кроме того, он начинает понимать, что давший ему вторую жизнь ученый — классовый враг. Сочинение на тему Шариков человек или животное. Прошу помочь с написанием сочинения Повесть Михаила ... «не свое дело» — это попытка «кухарок» управлять государством. У швондеров и шариковых живет толь­ко одна идея — «экспроприировать экспроприаторов». Отбирать чужое, заработанное ...

— Что же вы читаете? Эту… как ее… переписку Энгельса с этим… как его — дьявола – с Каутским. Позвольте узнать, что вы можете сказать по поводу прочитанного? . Что вы со своей стороны могли предложить? Да что тут предлагать?… А то пишут, пишут… конгресс, немцы какие-то… Голова пухнет. Взять все, да и поделить…»

Вот и наглядный результат швондеровского воспитания! Существо, стоящее на самой низшей ступени развития, по словам профессора Преображенского, еще только формирующееся, слабое в умственном отношении, «чьи поступки чисто звериные». Но оно уже «позволяет себе с развязностью совершенно невыносимой подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как все поделить»! Не этим ли самым и занимался пролетариат, бездумно взяв чужое, разрушив его до основания, и бестолково поделив? Темнота, безграмотность, агрессия и бездумность гомункула Шарикова как нельзя лучше иллюстрируют типичных представителей «нового строя», «нового мира». Рассуждения о человеческой природе, о ее темном и зверином начале в целом свойственны творчеству Михаила Афанасьевича Булгакова. В этой же повести через сатиру и юмор, построенный на контрастах, нам раскрывается глубокая философская подоплека произведения. Комичен, но горек образ Швондера, решившего воспитать Шарикова в «марксистском духе», ужасен и символично уродлив сам процесс «очеловечивания зверя». Новаторство же повести «Собачье сердце» не только в сатирическом мастерстве Булгакова, но и в сложной философской концепции этого произведения. В своей повести автор поставил вопрос о власти темных инстинктов в жизни человека, о бессилии человечества в борьбе с животным началом, просыпающимся в людях. Трагедия же заключается в том, что в жизни шариковых и швондеров очень много. И «шариковщина» как социальное и моральное явление навряд ли когда-нибудь изживет себя.

Что такое шариковщина. Шариковщина явление социальное

Из повести Булгакова становится понятным термин «шариковщина». В данном случае его название идет от фамилии Шариков и ассоциироваться у читателя с чем-то наглым, необразованным и неконтролируемым.

Шариков Полиграф Полиграфович, появился в результате серьезного научного эксперимента, который проводили профессор Преображенский и доктор Борменталь.

Два заслуженных деятеля медицины сделали операцию по пересадки сердца от человека к собаке. Эксперимент увенчался успехом, и оперируемый пес по кличке Шарик, выжил. Помимо этого «подопытный» постепенно «превратился» в существо, напоминающее человека, то есть Шарикова.

4 стр., 1731 слов

Песня о любви, о земле, о жизни…» – повесть Чингиза Айтматова «Джамиля

... с произведением Айтматова получилось более чем удачным и, конечно же, я обязательно его продолжу. «Джамиля» - как повесть, так и героиня, чьим именем она названа - это сама жизнь. Жизнь, которая ... землей, которые чтут предков, долг перед Родиной. В повести о любви есть и тема войны – ведь муж Джамили Садык на фронте, Данияр вернулся калекой, а женщины вынуждены ...

Почему же все-таки в существо, а не в человека? Автор наделяет его способностью ходить, говорить, рассуждать, однако лишает самого главного – души. «Собачья натура» не выродилась из Шарикова. Он становится наглым, лживым, завистливым, к тому же очень глупым. Все эти людские пороки ему достались от , который был при жизни пьяницей и самодуром.

Все попытки профессора воспитать «подопечного» заканчиваются провалом. с презрением относится к своему «спасителю». Он жаждет власти, денег и требует часть жилплощади у Преображенского.

«Шариковщина» творится в квартире профессора. Крики, скандалы, сломанные вещи, пьяные дебоши и похотливые приставания к прислуге. Автор делает акцент на том, что Полиграф превращает жизнь профессора в настоящий ежедневный кошмар. Ведь будучи интеллигентом, никогда не допускал подобного в своей жизни.

Булгаков, дает читателю задуматься о смысле жизни, о том, что каждый человек «кузнец своего счастья». Всегда, какими бы ни были намерения, прежде чем что-то сделать, стоит лишний раз подумать о последствиях. Впустить в свою жизнь «шариковщину» — легко, вывести ее – бывает практически невозможно.

Булгаков специально делает акцент на том, что Шариков прислушивается только к Швондеру. Ведь «пролетариат» не учит добру, манерам и духовному развитию. Он пытается с помощью Полиграфа хоть как-то досадить профессору.

С подачи , Полиграф устраивается на должность. Под его непосредственным руководством должен происходить отлов бродячих животных. Однако все сводится к полному истреблению котов на улицах, так как Шариков к ним питал огромную ненависть.

И в этом случае автор показывает «шариковщину». Ведь даже на работе, Полиграф не перестает думать только о своих интересах. Он пользуется служебным положением, чтобы «поквитаться» с кошками, иными словами, учиняет самосуд.

Шарикову нет места в обществе. Он одинок, но не переживает по этому поводу. Шводнер составляет ему «компанию», которая ведет к утопии обоих. Пролетарий будто бы «затягивает» мужчину, толкая его на «подвиги» лицемерия, жестокости и лжи.

Однажды, присутствовавший при очередном скандале с профессором, доктор Борменталь не выдерживает. Он решает раз и навсегда «расправиться» с агрессором Шариковым.

Жил товарищество кинулось на поиски Полиграфа. Явившись на квартиру к Преображенскому с милицией, Швондер оказался в глупом положении. На пороге их встретило существо, которое еще передвигалось на двух ногах, но уже отдаленно напоминало Шарикова. Через некоторое время «шариковщина» навсегда ушла в небытие…

«ШАРИКОВЩИНА». Михаил Афанасьевич Булгаков — один из самых значительных писателей и драматургов XX века. Разнообразное по тематике и стилю, его творчество отмечено величайшими художественными открытиями. Видя и подвергая острой критике все недостатки бур­жуазного строя, писатель также не признавал идеализированного от­ношения к революции и пролетариату. Злободневная критика яв­лений социальной и политической жизни того времени достигает своей вершины в повести «Собачье сердце», наполненной яркими гротескными и сатирическими образами и картинами.

Всю свою жизнь утверждавший культурные и духовные ценно­сти человечества, Булгаков не мог спокойно относиться к тому, как на его глазах эти ценности утрачивались, сознательно уничтожались, теряли смысл для общества, подверженного «массовому гипнозу» революционных перемен. Повесть «Собачье сердце» была названа критиками «острым памфлетом на современность». Но время пока­зало, что вопросы, затронутые в произведении, актуальны не только для эпохи, в которую жил и творил Булгаков. Описанные в повести явления и созданные автором образы остаются актуальными и в наши дни.

4 стр., 1738 слов

Булгаков врач и писатель

... – Сами знаете, человеку без документа строго воспрещается существовать». Шариков у автора желает именовать себя Полиграфом Полиграфовичем. И здесь высмеивается ... Булгакова. 1.Биография М. А. Булгакова. Знаменитый русский писатель Булгаков Михаил Афанасьевич был рождён 15-го ... Что ж, преследование своих – характерная черта всех шариковых. Они уничтожают своих, словно заметая следы собственного ...

Писатель воспринимал революцию как опасное эксперименти­рование с живой жизнью, когда случайное открытие кладется в ос­нову бездумного эксперимента, ведущего человечество к катастро­фе. И главная опасность заключается не в самих переменах, проис­ходящих с людьми, а в характере этих перемен, в том, каким пу­тем, какими методами эти перемены достигаются. Эволюция так­же меняет человека, но разница заключается в том, что эволюция прогнозируема, а эксперимент — нет, так как в нем всегда таятся неучтенные возможности. К каким драматическим последствиям это может привести, и показывает нам М. Булгаков. Профессор Преоб­раженский пересаживает гипофиз человека дворняге по кличке Шарик, в результате чего получается совершенно новое существо — гомункулус по фамилии Шариков.

«Новая область открывается в науке: безо всякой реторты Фаус­та создан гомункул. Скальпель хирурга вызвал к жизни новую че­ловеческую единицу». Произведен уникальный эксперимент на человеке. Но насколько страшным окажется этот эксперимент, ге­роям еще предстоит узнать.

Что же получается, когда все эти человеческие и животные ка­чества объединяются в новом существе? «Вот что-с: две судимости, алкоголизм, «все поделить», шапка и два червонца пропали… — хам и свинья…» Шариков, которому его создатель мешает жить так, как ему хочется, стремится уничтожить своего «папашу» при помощи политического доноса.

Конечно, немаловажную роль сыграли здесь люди из породы «уп­ростителей и уравнителей», в лице которых революционная идея предстала в своем гипертрофированном облике. Такие люди стре­мятся отменить сложную культуру, созданную европейским чело­вечеством. Швондер пытается подчинить своей идеологии Шарико­ва, но не учитывает того, что в Полиграфе Полиграфовиче дегради­ровала сама человеческая порода, и потому ему не нужна никакая идеология. «Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня, — говорит Преображенский. — Ну, сей­час он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если Кто-нибудь, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швон- дера, то от него останутся только рожки да ножки».

Булгакова очень волновали подобные последствия соединения революционного эксперимента с психологией человеческой толпы. Потому в своем произведении он стремится предупредить людей о грозящей обществу опасности: процесс формирования шариковых может выйти из-под контроля и он окажется губительным для тех, кто способствовал их появлению. Вина при этом в одинаковой сте­пени ложится на «дураков» швондеровина «умников» Преображен­ских. Ведь идея эксперимента с человеком, рожденная в кабинете ученого, давно вышла на улицу, воплотившись в революционных преобразованиях. Потому писатель ставит вопрос об ответственнос­ти мыслителей за разработку идей, запущенных в жизнь.

Не случайно Шариков так легко находит в человеческом обще­стве свою социальную нишу. Таких как он, только созданных не в лаборатории ученого, а в лаборатории революции, уже массы. Они начинают без разбору теснить все, что не укладывается в рамки их идеологии, — от буржуазии до русской интеллигенции. Шарико­вы постепенно занимают все высшие эшелоны власти и начинают отравлять жизнь нормальным людям. Более того, они берут на себя право распоряжаться этой жизнью. «Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей».

1 стр., 431 слов

Шариков Булгакова и современные шариковы (по повести М. А. Булгакова ...

... Шарикова можно получить без помощи дворняжки — из обычного homo sapiens, если опять некому будет заняться его воспитанием. В этом смысле повесть М. А. Булгакова ... и Швондеров. Сбылась идея Шарикова все разделить поровну, и каждый получил бумагу с названием «ваучер» (почти собачье ... Шариков, торжествующий хам. Никем иным, кроме хама, этот мутант и не мог быть, ведь его исходный материал — бродячий пес и ...

Противник всяческого насилия, профессор Преображенский в качестве единственно возможного пути воздействия на разумное существо признает только ласку: «Террором ничего поделать нельзя, — говорит он… — Это я утверждаю, утверждал и буду утверждать. Они напрасно думают, что террор им поможет. Нет-с, нет-с, не поможет, какой бы он ни был, — белый, красный и даже коричневый! Террор совершенно парализует нервную систему*. И все же его попытки привить Шарикову элементарные культурные навыки тер­пят крах.

«…весь ужас в том, что у него

уж не собачье, а именно человеческое

сердце. И самое паршивое из всех,

которые существуют в природе».

М. Булгаков

Когда в 1925 г. была опубликована повесть «Роковые яйца», один из крити-ков сказал: «Булгаков хочет стать сатириком нашей эпохи». Теперь, на пороге нового тысячелетия, мы можем сказать — он им стал, хотя и не собирался. Ведь по природе своего дарования он лирик. А сатириком его сделала эпоха. М. Булга-кову отвратительны были бюрократические формы управления страной, он не выносил насилия ни над ним самим, ни над другими людьми. Писатель видел главную беду своей «отсталой страны» в бескультурье и невежестве. И он бросил-ся в бой на защиту того «разумного, доброго, вечного», что сеяли умы русской интеллигенции. И орудием борьбы Булгаков избрал сатиру. В 1925 г. писатель закончил повесть «Собачье сердце». Содержание повести — невероятная фанта-стическая история превращения собаки в человека — представляла собой остро-умную и злую сатиру на социальную действительность 20-х годов.

Основой сюжета послужила фантастическая операция гениального ученогоПреображенского со всеми неожиданно трагическими для него последствиями. Пересадив собаке в научных целях семенные железы и гипофиз мозга, профессор получил homo sapiens ,

которого чуть позже назвали Полиграфом Полиграфовичем Шариковым. «Очеловеченный» бродячий пес Шарик, вечно голодный, всеми, кому не лень, обижаемый, оживил в себе того человека, мозг которого послужил донорским материалом для операции. Им был пьяница и хулиган Клим Чугункин, случайно погибший в пьяной драке. От него Шариков унаследовал и сознание своего «пролетарского» происхождения со всеми соответствующими со-циальными нравами, и ту бездуховность, которая была свойственна обыватель-ской малокультурной среде чугункиных.

Но профессор не отчаивается, он намерен сделать из своего подопечного че-ловека высокой культуры и нравственности. Он надеется, что лаской и собствен-ным примером сможет повлиять на Шарикова. Но не тут-то было. Полиграф Полиграфович отчаянно сопротивляется: «Всё у вас, как на параде… Салфетку —туда, галстук — сюда, да «извините», да «пожалуйста», а так чтобы по-настоящему, это нет».

С каждым днём Шариков становится всё опаснее. Тем более, что у него появ-ляется покровитель в лице председателя домкома Швондера. Этот борец за соци-альную справедливость и Энгельса почитывает, и статейки в газету пописывает. Швондер взял шефство над Шариковым и воспитывает его, парализуя профессорские усилия. Ничему полезному этот горе-воспитатель своего подопечного не на-учил, зато сумел вдолбить очень заманчивую мысль: кто был ничем, тот станет псом. Для Шарикова — это программа к действию. В очень короткий срок он получил документы, а через неделю-другую стал совслужащим и не рядовым, а заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных. Меж-ду тем натура у него, что и была — собачье-уголовная. Нужно видеть и слышать, и какими эмоциями он рассказывает о своей деятельности на этом «поприще»: «Вчера котов душили-душили». Впрочем Полиграф Полиграфович одними кота-ми не довольствуется. Своей секретарше, которая по объективным причинам не может ответить на его домогательства, злобно угрожает: «Попомнишь ты у меня. Завтра я тебе устрою сокращение штатов».

17 стр., 8418 слов

Нравственные уроки в повести «собачье сердце»

... произведения Собачье сердце, Булгаков Краткое содержание Собачье сердце, Булгаков Краткая биография Михаила Булгакова Источник: http://www.sdamna5.ru/nravstvennye_sobachje План-конспект урока по литературе (11 класс) на тему: Конкурсный урок по повести М.А.Булгакова “Собачье сердце” 11 класс “Шарик-Шариков.Рождение ...

В повести, к счастью, история двух превращений Шарика имеет счастливый конец: вернув собаку в исходное состояние, профессор, посвежевший и, как ни-когда, весёлый, занимается своим делом, а «милейший пёс» — своим: лежит на коврике и предаётся сладостным размышлениям. Но в жизни, к нашему большо-му сожалению, Шариковы продолжали размножаться и «душить-душить», но уже не кошек, а людей. Материал с сайта

Заслуга М. Булгакова состоит в том, что ему удалось с помощью смеха раскрыть глубокую и серьёзную идею повести: угрожающая опасность «шариковщины» и её потенциальные перспективы. Ведь Шариков и его соратники опасны для общества. Идеология и социальные претензии класса-«гегемона» заключают в себе угрозу беззакония и насилия. Безусловно, повесть М. Булгакова — не только сатира на «шариковщину» как агрессивное невежество, но и предупреждение о вероятных её последствиях в общественной жизни. К сожалению, Булгакова не услышали или не захотели услышать. Шариковы плодились, размножались, при-нимали активное участие в общественной и политической жизни страны.

Примеры этого мы находим в событиях 30—50-х годов, когда безвинных и безответных людей травили, как когда-то Шариков по роду службы отлавливал бродячих котов и собак. Советские Шариковы демонстрировали собачью верность, проявляя злость и подозрительность к тем, кто был духом и разумом высок. Они, как и Шариков Булгакова, гордились своим низким происхождением, низким образованием, даже невежеством, защищаясь связями, подлостью, хамством и при всяком удобном случае втаптывая в грязь людей, достойных уважения. Эти проявления шариковщины очень живучи.

Сейчас мы пожинаем плоды этой деятельности. И никто не может сказать, сколько это будет продолжаться. К тому же, «шариковщина» и сейчас как явле-ние не исчезла, может быть, только поменяла своё лицо.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Повесть М. А. Булгакова “Собачье сердце” написана в 1925 году. К этому времени последствия Октябрьского переворота – социального эксперимента в масштабах всей страны – уже вполне прояснились. Именно с этой точки зрения рассматриваются в повести результаты эксперимента профессора Преображенского – Шариков и “шариковщина”.

3 стр., 1234 слов

Черты революционной эпохи в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

... - последняя точка в обрисовке революционной эпохи, описанной в повести «Собачье сердце». Итак, Москва 20-х годов в повести Булгакова — это город ... Шариков, искусственно выведенный гуманоид, выступает в повести как реализация целей пролетарской революции, провозгласившей своей целью создание нового человека. Научный эксперимент профессора Преображенского, как и использование открытия профессора ...

По происхождению Шариков, с одной стороны, бродячий пес, с другой стороны – беспутный пьяница, и совмещает в себе многие их черты. Главное чувство Шарикова – ненависть ко всем, кто его обижал.

Характерно, что чувство это как-то сразу оказывается близким классовой ненависти пролетариата к буржуазии (Шариков читает переписку Энгельса с Каутским), ненависти бедных к богатым (распределение жилплощади силами домового комитета), ненависть необразованных к интеллигенции. Получается, что весь новый мир построен на ненависти к старому. А для ненависти много не надо. Шариков, чьим первым словом было название магазина, где его обварили кипятком, очень быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращает свое невежество в оружие против образованности. У него даже появляется духовный наставник – председатель домкома Швондер.

Шариков необходим Швондеру, потому что Швондер внутри – точно такой же шариков. В нем та же ненависть и страх перед силой, та же тупость. Ведь именно он способствует продвижению Шарикова по службе – тот становится уполномоченным по уничтожению бродячих собак и кошек. Ну, кошки еще понятно – пережиток прошлого. Но собак-то за что? И тут проявляется моральная основа “шариковщины” – неблагодарность и уничтожение себе подобных ради того, чтобы доказать свое отличие от них, самоутвердиться. Желание возвыситься за счет других, а не ценой собственных усилий характерно для представителей так называемого нового мира. Швондер, вдохновляющий Шарикова на подвиги (например, на завоевание квартиры Преображенского), просто еще не понимает, то следующей жертвой будет он сам.

Когда Шариков был собакой, к нему можно было испытывать сочувствие. Совершенно незаслуженные лишения и несправедливости сопровождали его жизнь. Может быть, они дают право Шарикову и ему подобным на месть? Может быть, они борются за справедливость? Но в том – то и дело, что Шариков и шариковы думают только о себе. Справедливость в их понимании – это пользоваться теми благами, которыми раньше пользовались другие. О том, чтобы создать что – то для других, речи вообще нет. Об этом и говорит профессор Преображенский: “Разруха – в головах”. Люди перестали заниматься делом, а занимаются борьбой, урыванием куска. Почему после революции нужно ходить в калошах по коврам, воровать шляпы в парадных? Люди сами творят разруху и “шариковщину”. Такова социальная основа “шариковщины”: рабы, которые пришли к власти, однако полностью сохранили рабскую психологию. С одной стороны – это покорность и угодливость по отношению к вышестоящим, с другой стороны – холуйская жестокость к зависимым от них людям или таким же, как они.

В повести М. Булгакова профессор Преображенский сам исправляет свою ошибку. В жизни сделать это гораздо сложнее. Милый пес Шарик не помнит, что был уполномоченным Шариковым и уничтожал бродячих собак. Настоящие шариковы такого не забывают. Поэтому социальные эксперименты, в результате которых появляется “шариковщина”, очень опасны.

( 4

оценок, среднее:

5.00

из 5)

Сочинения по темам:

  1. Швондер – один из героев повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”; представитель пролетариата, председатель домкома. Автор описывает героя с нескрываемой…
  2. Действие повести Булгакова «Собачье сердце» происходит в Москве. Зима 1924/25 года. В большом доме на Пречистенке живет и ведет прием…
  3. Наш мир устроен так, что любое понятие воспринимается только в противопоставлении с другим понятием. Так добро может быть до конца…
  4. При изучении школьного курса литературы мы имеем де­ло с тем или иным художественным произведением. Для того чтобы его понять и…

Тема дисгармонии, доведенной до абсурда из-за вмешательства человека в законы развития общества, с блестящим мастерством и талантом раскрыта Михаилом Булгаковым в повести «Собачье сердце». Эта идея реализуется писателем в аллегорической форме: незатейливый, добродушный пес Шарик превращается в ничтожное и агрессивное человекообразное существо. Именно этот эксперимент профессора Преображенского и положен в основу повести.

7 стр., 3160 слов

Смешон или страшен Шариков? по повести Булгакова «Собачье сердце»

... морального стержня существуют и в наши дни. Сочинение » Собачье сердце – Булгаков » Смешон или страшен Шариков в повести М. Булгакова «Собачье сердце» Вон он на цыпочках, и не богат ... Шариков, доносит на Преображенского. Чародею-профессору из интересующей нас повести удается превратить человека обратно в собаку. Хорошо, что Преображенский осознал, что природа насилия над собой не терпит. Шариковы ...

Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной благоустроенной квартире. Гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению. Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью и создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга. Для этого эксперимента он выбирает уличного пса Шарика.

Вечно голодный горемычный пес Шарик по-своему неглуп. Он оценивает быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа с ее многочисленными магазинами, трактирами на Мясницкой «с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак», «где играли на гармошке и пахло сосисками». Наблюдая жизнь улицы, он делает умозаключения: «Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь»; «Повар попадается разный. Например, — покойный Влас с Пречистенки. Скольким жизнь спас». Увидев Филиппа Филипповича Преображенского, Шарик понимает: «Он умственного труда человек…», «этот не станет пинать ногой». I

И вот профессор совершает главное дело своей жизни — уникальную операцию: он пересаживает псу Шарику гипофиз человека от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот — Клим Петрович Чугункин, двадцати восьми лет, судился три раза. «Профессия — игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь).

Причина смерти — удар ножом в сердце в пивной». В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо, целиком унаследовавшее «пролетарскую» сущность своего «предка». Булгаков так описывает его внешность: «Человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие… Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными ниточками бровей начиналась густая головная щетка». Первые произнесенные им слова были ругань, первое отчетливое слово: «буржуи».

С появлением этого человекообразного существа жизнь профессора Преображенского и обитателей его дома становится сущим адом. Он устраивает дикие погромы в квартире, гоняется (по своей собачьей сущности) за котами, устраивает потоп… Все обитатели профессорской квартиры в полной растерянности, о приеме пациентов даже речи быть не может. «Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом…» Хозяин дома негодует: «Окурки на пол не бросать — в сотый раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В квартире не плевать! С Зиной всякие разговоры прекратить. Она жалуется, что вы в темноте ее подкарауливаете. Смотрите!» Шариков же говорит ему в ответ: «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете… Что вы мне жить не даете?»

1 стр., 482 слов

Профессор Преображенский в повести Собачье сердце Булгакова (образ ...

... люди рождаются от обычных женщин, а не путём научных опытов. ` Профессор Преображенский в повести Собачье сердце Популярные сочинения ... оправдал надежд доктора Преображенского. Добродушный пёс превратился в грубого, злоупотребляющего алкоголем асоциального человека Шарикова, очень похожего характером ... стает чем-то более чем просто собака. Хозяин может больше времени проводить с собакой, чем со ...

«Неожиданно появившееся… лабораторное» существо требует присвоить ему «наследственную» фамилию Шариков, а имя он себе выбирает — Полиграф Поли-графович. Едва сделавшись неким подобием человека, Шариков наглеет прямо на глазах. Он требует от хозяина квартиры документ о проживании, уверенный, чтов этом ему поможет домком, который защищает «интересы трудового элемента». В лице председателя домкома Швондера он тут же находит союзника. Именно он, Швондер, требует выдачи документа Шарикову, утверждая, что документ самая важная вещь на свете: «Я не могу допустить пребывания в доме бездокументного жильца, да еще не взятого на воинский учет милицией. А вдруг война с империалистическими хищниками?» Вскоре Шариков предъявляет хозяину квартиры «бумагу от Швондера», согласно которой ему полагается в профессорской квартире жилая площадь в 16 квадратных метров.

Швондер также снабжает Шарикова «научной» литературой, дает ему на «изучение» переписку Энгельса с Каутским. Человекоподобное существо не одобряет ни того, ни другого автора: «А то пишут, пишут… Конгресс, немцы какие-то…» Вывод он делает один: «Надо все поделить». Причем он даже знает, как это сделать. «Да какой тут способ, — отвечает Шариков на вопрос Борменталя, — дело не хитрое. А то что же: один в семи комнатах расселился, штанов у него сорок пар, а другой шляется, в сорных ящиках пропитание ищет».

Полиграф Полиграфович быстро находит себе место в обществе, где «кто был ничем, тот станет всем». Швондер устраивает его заведующим подотделом очистки города от бродячих животных. И вот он предстает перед изумленным профессором и Борменталём «в кожаной куртке с чужого плеча, в кожаных же потертых штанах и высоких английских сапожках». По всей квартире разносится вонь, на что Шариков замечает: «Ну, что ж, пахнет… известно: по специальности. Вчера котов душили-душили…»

Нас уже не удивляет, что он взялся за преследование бродячих собак и кошек, несмотря на то, что сам вчера принадлежал к их числу. Последовательно «развиваясь», он пишет донос-пасквиль на своего создателя — профессора Преображенского. Шарикову чужды совесть и мораль. У него отсутствуют нормальные человеческие качества. Им движет лишь подлость, ненависть, злоба…

В повести профессору удалось обратное превращение Шарикова в животное. Но в реальной жизни шариковы победили, они оказались живучими. Именно поэтому мы говорим сегодня о таком явлении, как шариковщина. В основе этого социального слоя — самоуверенные, наглые, убежденные в своей вседозволенности, полуграмотные люди (если они вообще достойны звания людей).

Этот новый социальный класс стал опорой тоталитарного государства, в котором поощрялись клеветничество, доносы, просто серость. Воинствующая посредственность — вот основа шариковщины. В повести Шариков вновь превращается в собаку, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, славный путь, и в тридцатые — пятидесятые годы продолжая травить людей, как когда-то, по роду службы, — бродячих котов и собак.

Собачье сердце в союзе с человеческим разумом — главная угроза нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям.

«Теперь, когда наша несчастная Родина находится на самом дне ямы позора и бедствия, в которую ее загнала «великая социальная революция», у многих из нас все чаще и чаще начинает являться одна и та же мысль. Она проста: а что же будет с нами дальше…»Михаил Булгаков

Если читатель заглянет в Краткую литературную энциклопедию, чтобы получить справку о Михаиле Булгакове, то в первую очередь он узнает, что будущий родился в 1891 году «в семье профессора». Здесь есть небольшая неточность: отец Булгакова, доцент Киевской духовной академии, стал профессором только в 1907 году. Но тем не менее для нас это важный факт биографии писателя. Ведь одним из главных героев повести «Собачье сердце» является интеллигентнейший человек, профессор Преображенский.

В повести перед нами развертывается реальная картина новой советской жизни. Так уж получилось, что мечта деятелей русского возрождения сбылась в уродливой форме. В России действительно появился «новый человек», он получил имя «гомо советикус». Литераторы в своих произведениях начали исследовать данный феномен. И появился ряд пародийных произведений у таких выдающихся сатириков, как Зощенко, Эрдман, Катаев.

«Гомо советикус» отлично вписался в новые политические и социальные условия. Большевистский режим как нельзя лучше отражал его «генотип». Такой человек верил в свою правоту, был агрессивен и нетерпим к чужому мнению.

Михаил Булгаков не мог пройти мимо такого явления и создал целую серию портретов «гомо советикуса». Почти в одно время вышли его сатирические повести «Роковые яйца», «Дьяволиада» и «Собачье сердце».

«Шариковщина — явление социальное»

“Теперь, когда наша несчастная Родина находится на самом дне ямы позора и бедствия, в которую ее загнала “великая социальная революция”, у многих из нас все чаще и чаще начинает являться одна и та же мысль. Она проста: а что же будет с нами дальше. ” Михаил Булгаков

Если читатель заглянет в Краткую литературную энциклопедию, чтобы получить справку о Михаиле Булгакове, то в первую очередь он узнает, что будущий писатель родился в 1891 году “в семье профессора”. Здесь есть небольшая неточность: отец Булгакова, доцент Киевской духовной академии, стал профессором только в 1907 году. Но тем не менее для нас это важный факт биографии писателя. Ведь одним из главных героев повести “Собачье сердце” является интеллигентнейший человек, профессор Преображенский. В повести перед нами развертывается реальная картина новой советской жизни. Так уж получилось, что мечта деятелей русского возрождения сбылась в уродливой форме. В России действительно появился «новый человек», он получил имя «гомо советикус». Литераторы в своих произведениях начали исследовать данный феномен. И появился ряд пародийных произведений у таких выдающихся сатириков, как Зощенко, Эрдман, Катаев. «Гомо советикус» отлично вписался в новые политические и социальные условия. Большевистский режим как нельзя лучше отражал его «генотип». Такой человек верил в свою правоту, был агрессивен и нетерпим к чужому мнению. Михаил Булгаков не мог пройти мимо такого явления и создал целую серию портретов «гомо советикуса». Почти в одно время вышли его сатирические повести «Роковые яйца», «Дьяволиада» и «Собачье сердце». Итак, перед нами главный герой повести «Собачье сердце» — профессор медицины Филипп Филиппович Преображенский. Он практикует модное в то время омолаживание человека. Надо отдать должное таланту ученого: Преображенский известен своими трудами и за границей. Днем он принимает пациентов, а вечером берется за изучение медицинской литературы. Не чужд профессор и маленьких земных радостей: любит вкусно покушать, поблистать в уважаемом обществе в дорогой одежде, поболтать со своим помощником Борменталем на разные скользкие темы. Словом, перед нами типичный интеллигент, которому советская власть еще не успела, как говорится, окончательно перекрыть кислород. Впрочем, такой ученый большевикам не мешает: ведь он не занимается политикой. В один прекрасный день в доме профессора появляется дворняга Шарик. Его характер удивительным образом созвучен «гомо советикусу»: пес готов на все ради куска колбасы, у него вздорный и агрессивный характер. Проходя мимо швейцара, Шарик думает: «Вот бы тяпнуть его за пролетарскую мозолистую ногу». На чучело совы он смотрит с такими чувствами: «А сова эта — дрянь. Наглая. Мы ее разъясним». В порядке эксперимента Преображенский пересаживает Шарику семенные железы человека. И вот на глазах изумленного ученого пес постепенно превращается в человекоподобное существо. Шарик, или уже Полиграф Полиграфович Шариков, быстро находит в человеческом обществе свою социальную нишу. Все происходит, как в советском государстве: низы, дорвавшись до власти, начинают теснить все, что раньше занимало это социальное жизненное пространство. Совмещающий в себе прошлое бродячей собаки и пьяницы-люмпена, Шариков “рождается” с одним чувством — ненавистью к тем, кто его обижал. Здесь и классовая ненависть пролетариата к буржуазии (Шариков читает переписку Энгельса с Каутским), ненависть бедных к богатым (распределение квартир силами домового комитета), ненависть необразованных к образованным и т. д. В итоге весь “новый мир” построен на ненависти к старому. Ведь для ненависти многого не надо. Она сама по себе разрушает, а что будет потом — это мы посмотрим. Шариков, чьим первым словом было название магазина, где его обварили кипятком, очень быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности. У него уже есть “духовный наставник” — председатель домкома Швондер. Карьера Шарикова поистине удивительна: от бродячего пса до уполномоченного по уничтожению бродячих кошек и собак. Можно понять, почему Шариков ненавидит кошек. Но собак-то за что? И тут проявляется одна из основных черт Шарикова: ему чужда благодарность (в отличие от Шарика).

Наоборот, он мстит тем, кто знает его прошлое. Он мстит себе подобным, чтобы доказать свою отличность от них, самоутвердиться. Желание возвыситься за счет других, а не ценой собственных усилий, характерно для представителей так называемого “нового мира”. Швондер, вдохновляющий Шарикова на подвиги (например, на завоевание квартиры Преображенского), просто еще не понимает, что следующей жертвой станет он сам. -Шариков-пёс вызывал некоторое сочувствие. Лишения и несправедливости сопровождали его жизнь. Может быть, они дают право Шарикову и ему подобным на месть? Ведь что-то сделало их такими озлобленными и жестокими? Разве Преображенский, во время голода и разрухи живущий в пяти комнатах и каждый день шикарно обедающий, думает о голодных нищих и социальной справедливости? Но вся беда в том, что и шариковы не думают о социальной справедливости. Они думают только о себе. Справедливость в их понимании — это попользоваться теми благами, которыми раньше пользовались другие. Не разделить поровну, тем более не заработать, а забрать себе! О том, чтобы создать что-либо для всех, вообще речи нет. Поэтому профессор Преображенский восклицает: “Разруха — в головах”. Каждый перестает делать дело, а занимается только борьбой, урыванием куска. Интеллигент недоумевает, почему при революциях надо ходить в калошах по коврам и воровать шляпы из передних? Люди сами творят разруху и шариковщину. Булгаков мастерски показывает психологический тип русского ученого, который еще не сталкивался со всеми «прелестями» большевистского режима. Увлекшись своими разработками, профессор не заметил, что зашел слишком далеко и создал представителя суровой власти. И в этом глубокий смысл повести. Русская интеллигенция в поисках всеобщего счастья пошла на эксперимент, чудовищного результата которого не ожидала. Новоявленный Шариков буквально сживает ученого со свету. Профессор в позднем раскаянии сетует на свою ошибку: “Я заботился совсем о другом, об евгенике, об улучшении человеческой породы. И вот на омоложении нарвался». Осознав свою роковую ошибку, профессор Преображенский совершает новую операцию, чтобы освободить человечество от этого кошмара. Он возвращает Шарикова в прежнее состояние. В наше время очень остро стоит вопрос об ответственности каждого человека за результаты своего труда. Многочисленные безответственные эксперименты над природой привели к катастрофе в экологии. Научные открытия в XX веке позволили создать супероружие, которое не имеет смысла использовать, ибо тогда погибнет вся планета. Результаты социальных экспериментов мы постоянно ощущаем на себе. В повести Михаила Булгакова “Собачье сердце” описан биосоциальный эксперимент. Чисто научное любопытство профессора Преображенского приводит к появлению на свет необычного существа — монстра Шарикова! В новом обществе к власти приходят рабы, которые ни в чем не изменили свою рабскую сущность. Только на месте угодливости и покорности высшим у них появляется столь же холуйская жестокость к зависимым от них людям. Власть шариковы получили раньше, чем основы культуры, образования. В повести М. Булгакова профессор сам исправляет свою ошибку. В жизни это сделать гораздо сложнее. Прекрасная собака Шарик не помнит о том, что была уполномоченным Шариковым и уничтожала бродячих собак. Настоящие, “человеческие” шариковы такого не забывают. Раз получив власть, они добровольно не отдадут ее. Поэтому социальные эксперименты, на волне которых поднимаются шариковы, опаснее всех прочих экспериментов.

Что такое шариковщина

Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» написана в 1925 году. К этому времени последствия Октябрьского переворота — социального эксперимента в масштабах всей страны — уже вполне прояснились. Именно с этой точки зрения рассматриваются в повести результаты эксперимента профессора Преображенского — Шариков и «шариковщина».

По происхождению Шариков, с одной стороны, бродячий пес, с другой стороны — беспутный пьяница, и совмещает в себе многие их черты. Главное чувство Шарикова — ненависть ко всем, кто его обижал.

Характерно,

что чувство это как-то сразу оказывается близким классовой ненависти пролетариата к буржуазии (Шариков читает переписку Энгельса с Каутским), ненависти бедных к богатым (распределение жилплощади силами домового комитета), ненависть необразованных к интеллигенции. Получается, что весь новый мир построен на ненависти к старому. А для ненависти много не надо. Шариков, чьим первым словом было название магазина, где его обварили кипятком, очень быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращает свое невежество в оружие против образованности. У него даже появляется духовный наставник — председатель домкома Швондер.

Шариков необходим Швондеру, потому что Швондер внутри — точно такой же шариков. В нем та же ненависть и страх перед силой, та же тупость. Ведь именно он способствует продвижению Шарикова по службе — тот становится уполномоченным по уничтожению бродячих собак и кошек. Ну, кошки еще понятно — пережиток прошлого. Но собак-то за что? И тут проявляется моральная основа «шариковщины» — неблагодарность и уничтожение себе подобных ради того, чтобы доказать свое отличие от них, самоутвердиться. Желание возвыситься за счет других, а не ценой собственных усилий характерно для представителей так называемого нового мира. Швондер, вдохновляющий Шарикова на подвиги (например, на завоевание квартиры Преображенского), просто еще не понимает, то следующей жертвой будет он сам.

Когда Шариков был собакой, к нему можно было испытывать сочувствие. Совершенно незаслуженные лишения и несправедливости сопровождали его жизнь. Может быть, они дают право Шарикову и ему подобным на месть? Может быть, они борются за справедливость? Но в том — то и дело, что Шариков и шариковы думают только о себе. Справедливость в их понимании — это пользоваться теми благами, которыми раньше пользовались другие. О том, чтобы создать что — то для других, речи вообще нет. Об этом и говорит профессор Преображенский: «Разруха — в головах». Люди перестали заниматься делом, а занимаются борьбой, урыванием куска. Почему после революции нужно ходить в калошах по коврам, воровать шляпы в парадных? Люди сами творят разруху и «шариковщину». Такова социальная основа «шариковщины»: рабы, которые пришли к власти, однако полностью сохранили рабскую психологию. С одной стороны — это покорность и угодливость по отношению к вышестоящим, с другой стороны — холуйская жестокость к зависимым от них людям или таким же, как они.

В повести М. Булгакова профессор Преображенский сам исправляет свою ошибку. В жизни сделать это гораздо сложнее. Милый пес Шарик не помнит, что был уполномоченным Шариковым и уничтожал бродячих собак. Настоящие шариковы такого не забывают. Поэтому социальные эксперименты, в результате которых появляется «шариковщина», очень опасны.

Гениальность идеи

Автор хочет, чтобы человек стал идеальным. Проблемы российской действительности 20-х годов ставили в тупик многих образованных представителей интеллигенции, рабочих и крестьян. Общество менялось, метясь в поисках истины. Каков он идеальный человек?

Профессор Преображенский – гениальный хирург. Он воплощает мечты автора. Все, что видел Булгаков в российской действительности, возмущало его. Терялась культура, умирала духовность. Революция меняла ценности человека. Автор заметил, что страна движется к катастрофе. Эксперимент, проводимый в стране, порождал страшных людей. Они не уважали рядом живущих, не изучали уроки истории, не понимали профессиональных потребностей человека. Предсказать, к чему они приведут Россию, сложно для самых образованных людей. Итог мог быть самым ужасным – потеря человеческой сути, превращение в развратных, агрессивных «животных» с потребностями пить, «жрать» и унижать.

Шариковщина как социальное и моральное явление

Михаил Булгаков писал свои бессмертные произведения в переломную эпоху, когда вместе с царской Россией уходили и старые ценности и идеалы, а на место них воздвигались новые, социалистические ценности великого и могучего Социалистического государства. Фактически это была эпоха грандиозного эксперимента отдельных личностей над миллионами людей. Эксперимент, который привел к совершенно не тем результатам, к которым стремились.

Этот глобальный эксперимент показан в сатирической и фантастической повести советского писателя «Собачье

сердце». Причем, М. Булгакову так тонко удалось отобразить замаскировать действительность, что с первого взгляда повесть кажется нам смешной. Главным образом благодаря главному герою с «собачьим сердцем» — Полиграфу Полиграфовичу Шарикову. Но вглядевшись внимательно, можно заметить, что шариковщина — это не порок отдельных людей, а болезнь целого общества.

В результате революции, или — эксперимента профессора Преображенского, в России возник целый класс таких Шариковых. Они, эти пролетарии, маргиналы без образования, без этических ценностей, вылезли наружу и начали предъявлять свои права на более

благоустроенную жизнь. Вооружившись социалистическими лозунгами, называя себя «трудовым элементом» и «защитниками революционных интересов», Шариковы считают себя выше каких-то профессоров с университетским образованием. Ведь недаром в квартире ученого Шариков ведет себя более чем вульгарно, нагло и нахально. Шариковщина как социальное явление — это покрывшая общество язва «трудового элемента», готового на все, чтобы разрушить прежнее общества с его остатками буржуазности. Это — именно та самая «разруха в головах людей», о которой говорит профессор Преображенский.

Но еще более страшно моральное разложение общества. Шариковы не признают этических ценностей, таких человеческих качеств как доброта, уважение к людям, искренность, сочувствие. Шариковы думают исключительно о самих себе, и им наплевать не только на окружающих людей, но и на окружающий мир вообще. Именно в это время и расцветает доносительство, что так ясно показано в последних главах. В доносе Швондера и Шарикова просто ссыпаются обвинения на контрреволюционные речи, на «меньшевика» Борменталя, социал-прислужницу Зину… Именно подобными формулировками будут изобиловать доносы 30-х гг.

Шариковы могут только разрушать, а их «человеческие сердца» наполняются чванливостью, злобой, себялюбием. Профессор Преображенский говорит о том, кого он создал так: «Весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе» В этой короткой фразе и заключается вся сущность новорожденного советского общества. Шариковщина, к сожалению, как нельзя ярче расцвела именно в годы становлению Советского государства. Но это явление, социально и морально низкое, все-таки не может полностью исчезнуть из жизни нашего общества.

Появление «шариковщины»

Автор показывает насколько нелепо рождение нового человека. Профессор пересаживает дворняге мозг Чугункина, алкоголика и уголовника. Пес, безобидный и голодный, под действием человеческого материала становится уникальным видом новой страны. Эксперимент хирурга сравним с революционными преобразованиями России. Опасный опыт можно оправдать с позиции медицины. Научные разработки хирургии дают возможность сделать массу выводов. Результаты поражают ведущих ученых в сюжете и дают почву для размышления врачам в реальности. Параллель: человек – животное, идет с момента возникновения разумных существ. Человеческий облик не смог изменить суть характера, еще более усилился животными потребностями.

Шариковы в прошлом и настоящем

В прошлую эпоху появление шариковых объяснялось социальными проблемами. Но их появление стало настолько живучим, что уже целые поколения людей с собачьим сердцем гуляют по России. Шариков начинает уничтожать кошек, то есть тех, кто слабее его, но постепенно переходит и на себе подобных – собак. В таких людях нет сочувствия и сожаления, они идут вперед, не задумываясь о горе, которое они приносят окружающим. Если верить сюжету, их ждет та же судьба, которую они заслуживают. Их ставят на место или возвращают на начальную ступень. Так происходит в сюжете книги. Шариковы далеки от социальной справедливости, им безразлично против кого воевать. Они рвут куски для себя, и получают власть. К вышестоящим проявляют покорность, угодливость и лесть. К зависимым от них – жестокость. В головах нет стремления измениться, стать образованными и культурными.

Профессор принимает ошибку экспериментальной операции. Он исправляет ее, возвращая собаку в свой первозданный вид. В реальности шариковых нельзя уничтожить. Они живучи и равнодушны. Социальные опыты над людьми так легко не остановить. Эксперименты порождают множество пороков. Обратное перерождение шариковых в мирных трудолюбивых людей – это новая проблема. Кто способен ее решить? Ответить на вопрос сложно. швондеров и шариковых принимают везде, где любят лесть и обман. Думать о других – не их задача. Смысл жизни – в унижении, в порабощении себе подобных. Автор призывает учиться на ошибках прошлого. Ценить ту культуру, к которой пришел народ. Показывает силу образованности человека. Как остановить размножение наглецов, кто сможет это сделать, какой строй нужен России?

Источники:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/chem-opasnyi-sharikovyi-dlya-obschestva/

https://www.allsoch.ru/sochineniya/876 https://obrazovaka.ru/sochinenie/sobache-serdce/sharikovschina.html

Булгаков м. а. — Шариковщина явление социальное

“Теперь, когда наша несчастная Родина находится на самом дне ямы позора и бедствия, в которую ее загнала “великая социальная революция”, у многих из нас все чаще и чаще начинает являться одна и та же мысль. Она проста: а что же будет с нами дальше…” Михаил Булгаков Если читатель заглянет в Краткую литературную энциклопедию, чтобы получить справку о Михаиле Булгакове, то в первую очередь он узнает, что будущий писатель родился в 1891 году “в семье профессора”. Здесь есть небольшая неточность: отец Булгакова, доцент Киевской духовной академии, стал профессором только в 1907 году. Но тем не менее для нас это важный факт биографии писателя. Ведь одним из главных героев повести “Собачье сердце” является интеллигентнейший человек, профессор Преображенский. В повести перед нами развертывается реальная картина новой советской жизни. Так уж получилось, что мечта деятелей русского возрождения сбылась в уродливой форме. В России действительно появился «новый человек», он получил имя «гомо советикус». Литераторы в своих произведениях начали исследовать данный феномен. И появился ряд пародийных произведений у таких выдающихся сатириков, как Зощенко, Эрдман, Катаев. «Гомо советикус» отлично вписался в новые политические и социальные условия. Большевистский режим как нельзя лучше отражал его «генотип». Такой человек верил в свою правоту, был агрессивен и нетерпим к чужому мнению. Михаил Булгаков не мог пройти мимо такого явления и создал целую серию портретов «гомо советикуса». Почти в одно время вышли его сатирические повести «Роковые яйца», «Дьяволиада» и «Собачье сердце». Итак, перед нами главный герой повести «Собачье сердце» — профессор медицины Филипп Филиппович Преображенский. Он практикует модное в то время омолаживание человека. Надо отдать должное’таланту ученого: Преображенский известен своими трудами и за границей. Днем он принимает пациентов, а вечером берется за изучение медицинской литературы. Не чужд профессор и маленьких земных радостей: любит вкусно покушать, поблистать в уважаемом обществе в дорогой одежде, поболтать со своим помощником Борменталем на разные скользкие темы. Словом, перед нами типичный интеллигент, которому советская власть еще не успела, как говорится, окончательно перекрыть кислород. Впрочем, такой ученый большевикам не мешает: ведь он не занимается политикой. В один прекрасный день в доме профессора появляется дворняга Шарик. Его характер удивительным образом созвучен «гомо советикусу»: пес готов на все ради куска колбасы, у него вздорнгш и агрессивный харак тер. Проходя мимо швейцара, Шарик думает: «Вот бы тяпнуть его за пролетарскую мозолистую ногу». На чучело совы он смотрит с такими чувствами: «А сова эта — дрянь. Наглая. Мы ее разъясним». В порядке эксперимента Преображенский пересаживает Шарику семенные железы человека. И вот на глазах изумленного ученого пес постепенно превращается в человекоподобное существо. Шарик, или уже Полиграф Полиграфович Шариков, быстро находит в человеческом обществе свою социальную нишу. Все происходит, как в советском государстве: низы, дорвавшись до власти, начинают теснить все, что раньше занимало это социальное жизненное пространство. Совмещающий в себе прошлое бродячей собаки и пьяницы-люмпена, Шариков “рождается” с одним чувством — ненавистью к тем, кто его обижал. Здесь и классовая ненависть пролетариата к буржуазии (Шариков читает переписку Энгельса с Каутским), ненависть бедных к богатым (распределение квартир силами домового комитета), ненависть необразованных к образованным и т. д. В итоге весь “новый мир” построен на ненависти к старому. Ведь для ненависти многого не надо. Она сама по себе разрушает, а что будет потом — это мы посмотрим. Шариков, чьим первым словом было название магазина, где его обварили кипятком, очень быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности. У него уже есть “духовный наставник” — председатель домкома Швондер. Карьера Шарикова поистине удивительна: от бродячего пса до уполномоченного по уничтожению бродячих кошек и собак. Можно понять, почему Шариков ненавидит кошек. Но собак-то за что? И тут проявляется одна из основных черт Шарикова: ему чужда благодарность (в отличие от Шарика).

Наоборот, он мстит тем, кто знает его прошлое. Он мстит себе подобным, чтобы доказать свою отличность от них, самоутвердиться. Желание возвыситься за счет других, а не ценой собственных усилий, характерно для представителей так называемого “нового мира”. Швондер, вдохновляющий Шарикова на подвиги (например, на завоевание квартиры Преображенского), просто еще не понимает, что следующей жертвой станет он сам. -Шариков-пёс вызывал некоторое сочувствие. Лишения и несправедливости сопровождали его жизнь. Может быть, они дают право Шарикову и ему подобным на месть? Ведь что-то сделало их такими озлобленными и жестокими? Разве Преображенский, во время голода и разрухи живущий в пяти комнатах и каждый день шикарно обедающий, думает о голодных нищих и социальной справедливости? Но вся беда в том, что и шариковы не думают о социальной справедливости. Они думают только о себе. Справедливость в их понимании — это попользоваться теми благами, которыми раньше пользовались другие. Не разделить поровну, тем более не заработать, а забрать себе! О том, чтобы создать что-либо для всех, вообще речи нет. Поэтому профессор Преображенский восклицает: “Разруха — в головах”. Каждый перестает делать дело, а занимается только борьбой, урыва-нием куска. Интеллигент недоумевает, почему при революциях надо ходить в калошах по коврам и воровать шляпы из передних? Люди сами творят разруху и шариковщину. Булгаков мастерски показывает психологический тип русского ученого, который еще не сталкивался со всеми «прелестями» большевистского ре жима. Увлекшись своими разработками, профессор не заметил, что зашел слишком далеко и создал представителя суровой власти. И в этом глубокий смысл повести. Русская интеллигенция в поисках всеобщего счастья пошла на эксперимент, чудовищного результата которого не ожидала. Новоявленный Шариков буквально сживает ученого со свету. Профессор в позднем раскаянии сетует на свою ошибку: “Я заботился совсем о другом, об евгенике, об улучшении человеческой породы. И вот на омоложении нарвался». Осознав свою роковую ошибку, профессор Преображенский совершает новую операцию, чтобы освободить человечество от этого кошмара. Он возвращает Шарикова в прежнее состояние. В наше время очень остро стоит вопрос об ответственности каждого человека за результаты своего труда. Многочисленные безответственные эксперименты над природой привели к катастрофе в экологии. Научные открытия в XX веке позволили создать супероружие, которое не имеет смысла использовать, ибо тогда погибнет вся планета. Результаты социальных экспериментов мы постоянно ощущаем на себе. В повести Михаила Булгакова “Собачье сердце” описан биосоциальный эксперимент. Чисто научное любопытство профессора Преображенского приводит к появлению на свет необычного существа — монстра Шарикова! В новом обществе к власти приходят рабы, которые ни в чем не изменили свою рабскую сущность. Только на месте угодливости и покорности высшим у них появляется столь же холуйская жестокость к зависимым от них людям. Власть шариковы получили раньше, чем основы культуры, образования. В повести М. Булгакова профессор сам исправляет свою ошибку. В жизни это сделать гораздо сложнее. Прекрасная собака Шарик не помнит о том, что была уполномоченным Шариковым и уничтожала бродячих собак. Настоящие, “человеческие” шариковы такого не забывают. Раз получив власть, они добровольно не отдадут ее. Поэтому социальные эксперименты, на волне которых поднимаются шариковы, опаснее всех прочих экспериментов.