Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина

Сочинение

Таким образом, Пушкин подчеркнул значение темы сво­боды и воли в своей поэзии.

В раннем творчестве поэт понимает свободу как внеш­нюю — свободу в государстве. Постепенно Пушкин изменяет свои взгляды и приходит к выводу, что ценность представля­ет только внутренняя свобода, которая ограничивается нрав­ственным идеалом самого человека. В конце жизни поэт вос­принимает вольность как философскую категорию.

В начале своего творческого пути Пушкин высказывает взгляды «государственного человека». Он рассуждает о внешней свободе человека, о свободе, которую ему дает госу­дарство. Александр Сергеевич Пушкин пишет оду «Воль­ность», в которой поучает царей и воспевает свободу и воль­ность. Для поэта свобода возможна в государстве, в котором Закон един для всех:

Лишь там над царскою главой

Народов не легло страданье,

Где крепко с Вольностью святой

Законов мощных сочетанье;

Где всем простерт их твердый щит,

Где сжатый верными руками

Граждан над равными главами

Их меч без выбора скользит…

[sms]

Царь должен первым подчиниться Закону, потому что власть в стране принадлежит государю, значит, он должен показывать пример своим подданным:

Владыки! Вам венец и трон

Дает Закон — а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас Закон.

Пушкин в оде «Вольность» приводит исторические при­меры, доказывая, что любое нарушение Закона приводит к необратимым последствиям и не может быть оправдано. Поэт вспоминает Великую французскую революцию 1789 года и убийство Павла I в Михайловском Замке.

В конце стихотворения автор преподносит урок правите­лям, призывая их обратиться к Закону, так как считает, что это единственный возможный путь для установления спра­ведливости:

Склонитесь первые главой

Под сень надежную закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

Своими идеалами Пушкин делится с близким другом Чаадаевым. В стихотворении «К Чаадаеву» (1818) лириче­ский герой выбирает путь борьбы с самовластием. Он готов умереть за то, чтобы восторжествовала свобода:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Более глубокое понимание свободы поэт выражает в сти­хотворении «Деревня». Важную роль играет композиция произведения: оно состоит из двух частей, противопостав­ленных друг другу, то есть Пушкин использует прием анти­тезы. Первая часть представляет собой описание природы, что характерно уже для раннего творчества поэта, так как в природе он видит образец и пример для подражания. Приро­да живет по своим законам, которые никто не нарушает, и поэтому в ней есть гармония. Люди должны ориентироваться на природу и учиться у нее следовать Закону:

10 стр., 4557 слов

А.С.Пушкин — поэт-историк

... Если “историками делаются - поэтами рождаются”, - зачем тому, кто родился таким поэтом, делаться еще и историком? Вторая проблема: Как работал Пушкин- историк? Каков ... Но оно не устраняется мятежами и революциями. Свободу должно, прежде всего, завоевать в своем сердце, ... непрерывно изменяющийся, развивающийся, прогрессирующий по определенным общим законам, то есть взгляд исторический. Сам 19 век ...

Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в Истине блаженство находить,

Свободною душой Закон боготворить…

Однако гармонии первой части противоречит «мысль ужасная», которая возникает, когда лирический герой пере­водит взгляд от природы к обществу. Пушкин осуждает и «барство дикое, без чувства, без закона», и «рабство тощее», так как обе стороны нарушают Закон.

В конце стихотворения поэт, с одной стороны, выражает надежду, что свобода восторжествует, а с другой — сомнева­ется, что это возможно:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Постепенно Пушкин отказывается от былых идеалов и приходит к осмыслению внутренней свободы. В стихотворе­нии «Чаадаеву» (1824) Пушкин снова обращается к теме сво­боды, но осознает ее по-другому. Это произведение перекли­кается со стихотворением шестилетней давности, тоже обращенным к Чаадаеву. Поэт размышляет об истории хра­ма в Тавриде, сравнивая свою дружбу с Чаадаевым с дружбой Ореста и Пилада. В конце стихотворения Пушкин делает вы­вод, что теперь считает дружбу главной ценностью и готов отдать за нее жизнь:

…И, в умиленьи вдохновенном,

На камне, дружбой освященном,

Пишу я наши имена.

Поэт остается верным своим друзьям на протяжении всей жизни, поэтому после поражения восстания декабристов в 1825 году, несмотря на то что его взгляды изменились, он возвращается к понятию внешней свободы, чтобы поддер­жать участников восстания, среди которых было много его друзей. В качестве примера могут служить стихотворения «Во глубине сибирских руд…» и «Арион».

В стихотворении «Во глубине сибирских руд…» поэт дает своим товарищам надежду на то, что их дело не пропало да­ром, что «темницы рухнут и свобода… примет радостно у входа…».

Стихотворение «Арион» написано на годовщину казни пяти декабристов. В этом произведении автор в иносказа­тельной форме описывает события, связанные с декабриста­ми. Использовав в первой строчке местоимение «нас», Пуш­кин подчеркивает свою причастность к делу друзей, таким образом пытаясь их поддержать. Последние строчки стихо- творения свидетельствуют, что лирический герой продолжа­ет начатое дело:

…Я гимны прежние пою

И ризу влажную мою

Сушу на солнце под скалою.

К концу жизни для Пушкина свойствен философский взгляд на окружающую действительность. Это касается и от­ношения к свободе. Философское осмысление категории сво­боды раскрывается в стихотворении «(Из Пиндемонти)». В нем поэт отказывается от общественного положения (госу­дарственной службы), от мирской суеты: «Всё это, видите ль, слова, слова, слова».

9 стр., 4354 слов

Первый русский национальный поэт Пушкин

... поэт сказал: ..кровь людей то славы, то свободы То гордости багрила алтари. В смелом стремлении изменить порядок жизни Пушкин жаждал соединить "слова" и "дела", искусство и действие. Его стихотворения ... и Людмиле" В поэме явственно прорывается стихия народного языка, освобождение от оков классицизма. Правда, метод еще достаточно противоречив. Когда Пушкин, в "Кавказском пленнике" (1821) стремился ...

Пушкин размышляет об «иных правах», «иной свободе», которые являются, по мнению автора, истинными ценностя­ми. Для Пушкина главное — это внутренняя свобода, кото­рая ограничена нравственным идеалом самого человека:

…Никому