Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века

Сочинение

Литература — это не только отдельные тексты, которые мы читаем с воодушевлением или скукой, — это и длительные исторические процессы, которые в этих текстах воплощаются.

Развитие литературы тесно связано с тем, как люди жили и как они воспринимали мир в разные периоды истории.

Мы собрали семь важных и интересных книг, которые помогут погрузиться в историю литературы. Это и классические научные работы, которые входят в культурный канон любого современного гуманитария, и более популярные книги, которые будут интересны практически каждому читателю — от подростка до школьного учителя.

Михаил Бахтин — Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса

Классическая работа русского философа и теоретика, которая раскрывает народные корни одного из главных достижений ренессансной культуры — романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле. Бахтин показывает, как в этом произведении разворачивается противостояние официальной и народной культуры, переворачивающей нормы и отрицающей средневековую «одностороннюю серьёзность».

Смех у Бахтина — динамическое, освобождающее начало. Книга о Рабле, которая была написана ещё в 1930-е годы, а впервые опубликована в 1965 году — это и ответ на вызовы времени, и великолепная историко-культурная работа, чтение которой захватит даже современного читателя, далекого от литературных штудий.

Карнавал […] освобождал сознание от власти официального мировоззрения, позволял взглянуть на мир по-новому; без страха, без благоговения, абсолютно критически, но в то же время и без нигилизма, а положительно, ибо раскрывал избыточное материальное начало мира, становление и смену, неодолимость и вечное торжество нового, бессмертие народа. Эта была могучая опора для штурма готического века и для выработки основ нового мировоззрения. Это и есть та карнавализация сознания, о которой мы говорили, — полное освобождение от готической серьёзности, чтобы проложить пути к серьёзности новой, свободной и трезвой.

6 стр., 2951 слов

Проблема нравственного выбора в русской литературе начала 20го века

... нравственными исканиями, с необходимостью нравственного выбора. А ведь именно внутренний духовный мир человека, нравственные проблемы, интересовали величайших русских писателей, произведения которых признаны классикой мировой литературы. ... с народом, что всегда в русской литературе оценивалось как богатство души человека, его близость к истокам, корням национальной культуры. Идея окрыляет Ниловну, ...

Литературные направления в таблицах

Прежде чем говорить о конкретных литературных тенденциях и жанрах, сначала необходимо узнать о литературных направлениях. Они представляют собой исторические воплощения художественного познания и воспроизведения мира, проявляющееся в идеологическом и эстетическом сообществе группы писателей.

В истории литературы выделяют: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм и постмодернизм.

Литературное направление

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/chelovek-i-istoriya-v-russkoy-literature/

Литературные направления Основные признаки и представители литературного направления
Классицизм
  • Ориентир на эстетичность античного искусства. Утверждается неоспоримый приоритет разума над чувствами. Авторы провозглашают принцип рационализма: искусству следует быть разумным, логически выверенным. Мимолетное отвергается, подчеркиваются сущностные свойства вещей. Гражданская тематика в произведении имеет форму в строгих творческих нормах по каноничному образцу.
  • Представители: Г. Державин, М. Ломоносов, В. Тредиаковский, И. Крылов, Д. Фонвизин
Сентиментализм
  • На смену строгости классицизма здесь воспевают чувство как существенный признак человеческой натуры. Герой (иногда и героиня) не боится чувствовать и открывать читателю свой эмоциональный мир, который разнообразен и переменчив. Признается, что независим от его сословия, каждый обладает богатым внутренним миром.
  • Представители: Я.М.

    Карамзин, молодой В.А. Жуковский

Романтизм
  • Главенствует прием романтического двоемирия. Автор создает конфликт противопоставления идеала героя его окружению. Несовместимость этого идеала и реальности реализуется в уходе в мир преданий и легенд, сна, фантазий, экзотических стран. Личность волнует романтиков в свете ее одиночества и разочарованности. Героя не отпускает понимание трагичности жизни, в то же время он выражает мятежность духа.
  • Представители: А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев, М. Горький.
Реализм
  • Упор на литературу как средство познания мира. Возвышается ее способность объективно отражать действительность. Предмет художественного исследования – взаимосвязь между характером и обстоятельствами, авторы показывают становление характера под воздействием среды. Однако, не отменяется способность вести борьбу и волей отстаивать право на самоопределение. Действительность показывается в постоянном развитии, представляя типичное в неповторимо-индивидуальном воплощении.

  • Представители: И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, И.А. Бунин, А.И. Куприн.
Критический Реализм
  • Ответвление весь XIX век. Несёт основные признаки реализма, но отличается более глубоким, всегда критичным, даже саркастичным авторским взглядом.
  • Представители: Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин.
Модернизм
  • Объединяет множество течений и школ с разнящейся эстетической концепцией. Общее одно – отказ от реализма и жесткой связи характеров и обстоятельств. Во главе самоценность личности и ее самодостаточность. Причины и следствия утомляют и низвергаются за ненадобностью.
Символизм
  • Первое значительное модернистское течение. Истоки направления в романтизме с его двойственностью. Отказавшись от познания мира, символисты его конструируют. Особый упор на подсознательное созерцание, познание тайного, заключенного в символах.
  • Представители: В.

    Брюсов, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб, А. Блок, В. Иванов, Л. Андреев, А. Белый.

Акмеизм
  • Реакция на несовершенство символизма, его настойчивую идею восприятия реальности как пародию на высшие сущности. Акмеисты осваивают многообразный внешний мир, провозглашая культуру высшей ценностью. В поэзии характерны стилистическое равновесие, четкость образов, выверенная композиция и детали.
  • Представители: Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам.
Футуризм
  • Основная черта этого авангардистского течения – свержение традиций прошлого, уничтожение старой эстетики, создание нового искусства будущего. Авторы верили в принцип «сдвига», отразившийся в лексическом и синтаксическом обновлении поэтического языка: вульгаризмах, неологизмах. Оксюморонах…
  • Представители: В. Хлебников, И. Северянин, В. Маяковский.
Постмодернизм
  • Эстетический и идеологический плюрализм породил антииерархичный текст, который отрицает мировоззренческую цельность, говорит о невозможности овладения реальностью единым методом или языком. Писатели подчеркивают искусственность произведений, не боятся сочетать стилистику разных направлений, жанров и эпох.
  • Представители: А. Битов, Д. А. Пригов, Саша Соколов, В. Пелевин, В. Ерофеев.

Помимо этих основных направлений часто выделяют:

  • Импрессионизм (последняя треть XIX — начало ХХ века) с желанием передать первое мимолетное впечатление захватывает в фокус внимания буйство чувств и эмоций. Композиция произведения четко фрагментарна. Внимание направлено не на общее, а на особенное и единичное. Ги де Мопассан, М. Пруст – достойные представители этого направления.
  • Экспрессионизм (1910 – 1920-е годы) сочетает критический пафос и ужас перед жестокой картиной бытия. Гибель человека и человечности, тяготение к абстрактности и гротеск — черты некоторых произведений Л. Н. Андреева и Ф. К. Сологуба.
  • Экзистенциализм (середина ХХ века) дает ощущение крушения всех ценностей. Трагизма человеческого существования непреодолим. Человека одинокого в привычном обществе видели Ж. П. Сартр, А. Камю.

Михаил Гаспаров — Об античной поэзии

Сборник научно-популярных статей классика отечественной филологии. В нём, кажется, можно найти всё, что должен знать неспециалист об античной лирике.

Книга Гаспарова не только восстанавливает исторический контекст создания произведений Катулла, Овидия, Авсония, её главная задача — представить эстетику и философию античности как единый комплекс представлений. Отдельные части книги посвящены интерпретации античных тем в русской литературе — у Державина, Пушкина и Чехова.

Отношение античного поэта к миру всегда было упорядочивающим, размеряющим, проясняющим. Это не потому, что античный человек не чувствовал романтического хаоса стихий вокруг себя. Наоборот, они были гораздо ближе к нему и потому не пленяли его, а пугали: между ним и ними ещё не было многих оград, воздвигнутых позднейшей цивилизацией, и потому искусство должно было не столько заигрывать с хаосом, сколько усмирять его.

Орест Сомов. «Киевские ведьмы»

Орест Сомов включал в свои тексты былички и бывальщины в их исконном виде. С помощью деталей русского и украинского фольклора писатель старался отразить подлинные картины народной жизни. Его повесть «Русалка» вышла с подзаголовком «Малороссийское предание», а «Кикимора» — как «Рассказ русского крестьянина на большой дороге». В сказке «Оборотень» автор «вывел напоказ небывалого русского оборотня» — простодушного сына колдуна, который по примеру отца обратился в волка, не ведая, что с этим делать и как стать снова человеком.

Герой повести «Киевские ведьмы» — казак Федор Блискавка — женился на красавице Катрусе, которая оказалась колдуньей. Блискавка проследил за женой и стал свидетелем шабаша на Лысой горе:

Невдалеке от себя увидел он и тещу свою, Ланцюжиху, с одним заднепровским пасечником, о котором всегда шла недобрая молва, и старую Одарку Швойду, торговавшую бубликами на Подольском базаре, с девяностолетним крамарем Артюхом Холозием, которого все почитали чуть не за святого: так этот окаянный ханжа умел прикидываться набожным и смиренником. И мало ли кого там видел Федор Блискавка из своих знакомых, даже таких людей, о которых прежде бы никак не поверил, что они служат нечистому, хоть бы отец родной уверял его в том под присягой. Вся эта шайка пожилых ведьм и колдунов пускалась в плясовую так задорно, что пыль вилась столбом и что самым завзятым казакам и самым лихим молодицам было бы на зависть.

Умберто Эко — О литературе

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/chelovek-i-istoriya-v-russkoy-literature/

Как известно, Умберто Эко — не только писатель, но и один из самых известных специалистов по семиотике. В этой книге раскрываются обе его ипостаси. И это последняя вышедшая в России книга Эко, поэтому она неизбежно воспринимается как завещание.

Это сборник эссе, которые рассказывают о том, как меняется роль литературы, о любимых писателях Эко (от Аристотеля до Джойса и Борхеса), о том, как создаются литературные произведения, о взаимоотношениях писателя и читателя.

…чтение – это не прогулка за городом, во время которой случайно, то там, то сям, собирались лютики-цветочки поэзии, выросшей из навоза разложившейся структуры. Чтение — это подход к тексту как к единому живому и многоуровневому организму.

«Книжный базар»

В подкасте литературный критик Галина Юзефович и переводчица, главный редактор книжного сервиса Storytel Анастасия Завозова обсуждают бестселлеры и рассуждают, почему их читать не стыдно. Говорят о «женской литературе» и фантастике, обсуждают списки книг, которые составляют современные писатели — Джоан Роулинг, Донна Тартт, Стивен Кинг. Они рассказывают, как «читать вглубь», делятся впечатлениями и заряжают вас любовью к книгам. Готовьтесь к тому, что после прослушивания подкаста ваш список к прочтению значительно увеличится. Выпуски выходят каждую среду, сегодня доступно уже больше 50 записей.

Юрий Лотман — О русской литературе

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/chelovek-i-istoriya-v-russkoy-literature/

Сборник статей литературоведа и культуролога, имя которого сегодня, кажется, знакомо почти каждому. Книга послужит отличным введением в историю русской литературы — от «Слова о полку Игореве» до «Мастера и Маргариты».

Книга содержит не только тонкие наблюдения о ходе литературного процесса, но и о том, как литературоведы подходят к анализу своего материала. Вторая часть сборника посвящена вопросам теории литературоведения и, в частности, анализу массовой культуры.

Историк смотрит на событие взглядом, направленным из настоящего в прошлое. Взгляд этот по самой своей природе трансформирует объект описания. Хаотическая для простого наблюдателя картина событий выходит из рук историка вторично организованной. Историку свойственно исходить из неизбежности того, что произошло. Но его творческая активность проявляется в другом: из обилия сохранённых памятью фактов он конструирует преемственную линию, с наибольшей надежностью ведущую к этому заключительному пункту.

«Blitz and Chips»

Автор подкаста — журналист и видеоблогер Гриша Пророков. Вместе со своими гостями он обсуждает кино и музыку, технологии и науку, видеоигры и современное общество. Какие изменения происходят в морали и этике сегодня, как воспринимается речь, что представляет собой современная эрудиция и как мы решаемся на серьезные изменения в жизни — обо всем этом в подкасте «Blitz and Chips». Новый выпуск — каждую неделю.

Александр Бестужев-Марлинский. «Страшное гадание»

Александр Бестужев-Марлинский был известным беллетристом XIX века. Иван Тургенев писал в 1869 году: «Пушкин был еще жив, но правду говоря, не на Пушкине сосредотачивалось внимание тогдашней публики. Марлинский все еще слыл любимейшим писателем». Бестужев-Марлинский не стремился к правдивому описанию народной жизни, зато его повести и романы отличались закрученными сюжетами и эффектными подробностями. Герой рассказа «Страшное гадание», офицер, отправился в метель на званый вечер. Он заблудился и попал в деревню на святочные посиделки.

— Мы будем гадать страшным гаданьем, — сказал мне на ухо парень, — закляв нечистого на воловьей коже. Меня уж раз носил он на ней по воздуху, и что видел я там, что слышал, — примолвил он, бледнея, — того… Да ты сам, барин, попытаешь все. Я вспомнил, что в примечаниях к «Красавице озера» («Lady of the lake») Вальтер Скотт приводит письмо одного шотландского офицера, который гадал точно таким образом, и говорит с ужасом, что человеческий язык не может выразить тех страхов, которыми он был обуян. Мне любопытно стало узнать, так ли же выполняются у нас обряды этого гаданья, остатка язычества на разных концах Европы.

Во время страшного ритуала главному герою явился незнакомец — то ли человек, то ли нечистая сила. События развивались стремительно: поступки, на которые у героев раньше не хватало мужества, убийства, преследование и снова роковая встреча. Как и во многих традиционных «страшилках», в конце герой понял, что все это было просто страшным сном.

Гончаров: Шуберт и Беллини

Николай Ярошенко. Портрет Ивана Гончарова (фрагмент).

1888. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник, Алупка, Республика Крым

Писатель Иван Гончаров страстно любил оперу. «Фреццолини принята хорошо, — сообщал он в письме о дебюте итальянской певицы, — но не с безумием, как у нас водится — и слава Богу!» В 1864 году в журнале «Голос» вышла заметка Гончарова о Полине Виардо, написанная по просьбе близкого друга певицы Ивана Тургенева.

Часто характер своих героев Гончаров раскрывал через их музыкальные предпочтения. Например, Марфинька из романа «Обрыв» пела романс Александра Варламова «Ненаглядный ты мой, как люблю я тебя» и арию Розины «Una voce poco fa» из «Севильского цирюльника» Джоаккино Россини: «…поет она звонко, чисто, и никакого звука любви не слышно в этом голосе… потом слышно, как она беспечно прервала пение и тем же тоном, каким пела, приказывает из окна Матрене собрать с гряд салату…»

Андрей Штольц из романа «Обломов» был любитель виртуозных пьес французского композитора Анри Герца, а Илья Обломов, как и сам автор, предпочитал вокальную музыку. Прекрасно пела героиня того же романа Ольга Ильинская. Среди ее любимых композиторов Франц Шуберт — автор камерных произведений. Этим Ольга отличалась от барышень, исполняющих лишь салонные романсы. И Обломов, и Ильинская восторгались оперой Винченцо Беллини «Норма». Каватина Нормы «Casta diva» лейтмотивом проходит через весь роман. Гончаров обращался к этой арии и до «Обломова», описывая пейзаж во «Фрегате «Паллада»: «Взошел молодой месяц и осветил лес… …Лес кажется совсем фантастическим. Это природная декорация «Нормы». Пней множество, настоящий храм друидов: я только хотел запеть «Casta diva», как меня пригласили в совет, как поступить».

Николай Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий»

Николай Гоголь был настоящим знатоком страшных историй. Его первая большая книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» поразила современников. Пушкин писал о ней: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности». Из восьми повестей сборника семь представляют собой по форме бывальщины, которые пересказывает пасечник Рудый Панько. Перед читателями оживают русалки, колдуны и черти, описанные не со страхом и трепетом — что было бы обычно для фольклора, — но с юмором, а иногда и поэтически возвышенно.

Левко посмотрел на берег: в тонком серебряном тумане мелькали легкие, как будто тени, девушки, в белых, как луг, убранный ландышами, рубашках; золотые ожерелья, монисты, дукаты блистали на их шеях; но они были бледны; тело их было как будто сваяно из прозрачных облак и будто светилось насквозь при серебряном месяце.

Николай Гоголь, отрывок из повести «Майская ночь, или Утопленница»

К повести «Вий», которая вошла в сборник «Миргород», Гоголь оставил комментарий: «Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал». Вия — фольклорного персонажа, которого считали предводителем гномов и духом преисподней, — Гоголь описал так:

…Ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. …Длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное. — Подымите мне веки: не вижу! — сказал подземным голосом Вий — и все сонмище кинулось подымать ему веки.

Островский: Чайковский и городской романс

Василий Перов. Портрет Александра Островского (фрагмент).

1871. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Александр Островский дружил с молодым Петром Чайковским и по его просьбе переделал свою комедию «Воевода» в оперное либретто. Позднее Чайковский написал музыку для пьесы «Снегурочка», правда, эта постановка не стала популярной у публики. Спустя семь лет после премьеры сказкой заинтересовался Николай Римский-Корсаков, автор многих сказочных опер. Завершая работу над произведением, композитор сказал: «Кончая «Снегурочку», я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги». 10 февраля 1882 года на сцене Мариинского театра прошла премьера — зрители были в восторге.

Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки.

Александр Островский

В свою «весеннюю сказку» Островский включил подлинные тексты народных песен. Именно «популярную музыку» — фольклор и романсы — он чаще всего использовал для создания особого настроения в своих произведениях. Главная певица в ряду героинь Островского — Лариса Огудалова из «Бесприданницы». Согласно авторским ремаркам эта девушка на выданье поет романс Александра Гурилева «Матушка, голубушка» о первой влюбленности. В пьесе также звучит романс Михаила Глинки на стихи Евгения Баратынского «Разуверение» («Не искушай меня без нужды»): «Уж я не верю увереньям, / Уж я не верую в любовь». А погибает героиня под звуки цыганского хора.

Похожим образом музыка создает эмоциональный фон в пьесе «Гроза». Начинается драма народной песней «Среди долины ровныя». А в последнем действии звучит старинный кант «Ночною темнотою покрылись небеса» на стихи Михаила Ломоносова. Обе песни поет часовщик-самоучка Кулигин.