является тема искусства
Главный герой произведения, художник Чартков, стремится к материальным благам и признанию, поэтому избирает дорогу распущенности и греховности. Стоит упомянуть о том, что первоначально фамилия героя звучала иначе — Чертков и должна была ассоциироваться у читателя с чертом.
Художник талантлив и одарен, но принадлежит к бедному классу. Однажды к нему в руки попадает необычный портрет. На нем изображен человек немолодых лет с подозрительно реалистичными глазами. Мистическим образом человек на картине становится реальным. Художник видит, как этот человек считает деньги. Незаметно Чартков крадет сверток с тысячью червонцами. Этот кульминационный эпизод тесно связан с фрагментом из «Пиковой дамы» А. С. Пушкина. После окончания пересчета человек возвращается в картину.
На украденные деньги художник покупает себе одежду, оплачивает квартиру на Невском проспекте и начинает принимать заказы. Обычно заказчики просили нарисовать не их, а маски, похожие на их лица, но с отсутствием недостатков на них. Незаметно для себя главный герой учится искажать реальные черты лиц людей на те, которые хотели видеть заказчики, теряя зрение художника. Через некоторое время Чартков становится известным художником и начинает хорошо зарабатывать. Жизнь наконец-то наладилась. Но продолжалось это недолго.
Как-то раз главный герой прибывает на выставку в Академию Художеств. В выставочном зале он видит работу своего приятеля. Чарткова просят оценить ее. Художник и рад бы высказать несколько критических строк, но картина эта выполнена безупречно. Именно тогда наш герой понимает всю ничтожность и бездарность своей деятельности. Все это время его искусство было ложным, а творчество его превратилось в обычное ремесло, каких тысячи.
Художник предпринимает попытки вернуть утраченное искусство в свои работы, но все тщетно, и попытки эти не увенчались успехом. Герой желает избавиться от пресловутого портрета, но и это не спасает ситуацию.
Денежные средства оказались для Чарткова важнее искусства, поэтому со временем он теряет свой талант, так как искусство его утратило всякий смысл. Художник погибает тогда, когда предает творчество и губит свое предназначение, — такой мудрости учил Чарткова его наставник, но ученик совсем позабыл о ней.
6 стр., 2572 словНа английском языке с переводом. «Роль искусства в жизни человека» ...
... Сочинение на тему: Роль искусства в моей жизни Искусство является неотъемлемой частью жизни каждого государства, города и человека. Слово «искусство» ... мира. Поэтому роль искусства в жизни человека просто огромна! Художники, скульпторы, поэты, музыканты и каждый человек, который ... на две части. В первой говорится о неком Чарткове, увидевшем портрет старика в каком... В словаре С. И. Ожегова языку ...
История портрета
автор раскрывает историю зловещего портрета
Проклятие это стало распространяться и на владельцев этого портрета. Все они так или иначе были несчастны. Судьба занесла портрет на аукцион. На нем некий художник Б. заявляет о своих правах на представленное художественное произведение. Он рассказывает историю о своем отце, который и написал портрет ростовщика. Во время его написания отец чувствовал, как что-то темное и дурное настигает его и вырывается в мир.
Вскоре отца стали настигать неприятности — скончались его жена и дети. Старшего сына он отправил учиться, а сам ушел в монастырь, отмаливать свой грех. Заказчикам этот портрет также принес несчастия. Когда художник Б. завершает свой рассказ, картина исчезает. Автор не дает точных ответов на вопрос о случившемся. Может быть, ее украли, а может дело тут вовсе не в краже.
Таким образом, Н. В. Гоголь четко раскрывает проблему настоящего искусства и творчества. Чартков в погоне за прибылью забыл об истинной цели искусства, а художник Б., наоборот, всю жизнь посвятил духовному, отказавшись от мирского. Но ни одного из героев не принуждали делать тот или иной выбор, они сделали его сами. Поэтому можно сказать, что в произведении поднимается еще одна немаловажная проблема — проблема выбора. Оба героя первоначально не были богаты и известны, но только один из них выбрал путь материального богатства, не понимая, какую чудовищную ошибку он совершает.
Однако позже Чартков все-таки поплатился за свою алчность и лицемерие. Такой исход событий является наглядным примером того, как грешный человек платит за свои грехи собственным благополучием.
Символизм в произведении
Портрет в повести Гоголя — это не просто жанр изобразительного искусства, раскрывающий внутренний мир человека через его лицо, а предмет, ставший лицом человека. Сам портрет ростовщика с подозрительно выразительными глазами — символ материальной составляющей окружающего нас мира. А эти самые глаза — символ нереализованной духовности и творческого начала в каждом из нас.
Сам образ портрета символизирует искусителя, главной задачей которого является переманивание людей с тропы духовности на тропу материального и мирского, от божественного к демоническому. Но портрет ли всему виной?
Эти три мотива дают читателю возможность представить все происходящее в повести:
- искусство,
- искушение,
- зло.
Искусство вдохновляет людей и дает возможность постичь окружающий мир. Искусство вечно и превосходно, потому что оно несет в себе красоту, совершенство и добро. И каждый может найти в нем что-то чудесное, как Чартков находит что-то волшебное в портрете со стариком. Этот обычный портрет привлекает его, и Чартков попадает под его влияние. Но старик — это зло, которое разрушает жизнь художника и убивает его.
Жанрообразующие факторы
Произведение Гоголя в жанровом своеобразии является повестью. Главными аргументами в защиту этой версии являются: внушительный объем и относительно небольшое количество персонажей. О направлении, в котором написана повесть, можно вести рассуждение достаточно долго. На этот счет существует огромное количество мнений.
Проблема выбора: аргументы. Проблема выбора в жизни человека
... шара люди, влюбляясь и вставая перед каким-то выбором, страдали, не зная, какой путь им стоит избрать. Эта проблему исследовали в своих произведениях и русские писатели. Проблема выбора в любви встречается в ... непременно, должен быть разрешён. Разрешить же его человек может, прибегнув к нескольким хитрым способам. Сочинение на тему «Выбор и последствия» Рано или поздно каждый из нас ...
Целесообразно было бы сказать, что произведение собрало в себе несколько направлений. Ярче всего выражены такие направления, как романтизм и реализм. Реализм проявляется в тщательном описании деталей окружающей обстановки, подробностей и дополнений, которые толком не влияют на развитие сюжета. Романтизм же проявляется в мире фантастики Гоголя и приеме антитезы.
Искусство по Гоголю , Открытым остается один вопрос:
Искажая черты лица людей, Чартков перестал осуществлять это самое предназначение, а художник Б. посвятил ему практически всю жизнь, пытаясь исправить ошибку своего отца. К тому же основной целью работы Чарткова была денежная выгода, его давно уже не интересовала глубина и изысканность его трудов. Каждый, кто так или иначе связан с искусством, сталкивался с подобной проблемой и каждый совершал этот весьма нелегкий выбор.
Наверное, осуждать тех, кто выбрал материальный путь, тоже будет не совсем правильно. Это решение должно остаться неприкасаемой частью творческого пути человека. Не исключено, что существуют такие ситуации, в которых выбор материальных благ будет довольно разумным. Но каждый, ступивший на эту дорогу, должен четко понимать с какими трудностями и разочарованиями ему придется столкнуться в будущем. Он должен осознавать, что отныне он является обычным ремесленником, а возвышенные идеи и замыслы остались по его желанию где-то позади.
Если человек, проработав все эти нелегкие вещи, все-таки продолжает идти по пути материальных богатств, что ж, это его выбор. К тому же кто-то все-таки должен выполнять пусть и ложные людские прихоти.
Проблематика повести
Проблемы, которые поднимает Гоголь в своем произведении, актуальны и в настоящее время и дают хорошую пищу для размышлений. И сейчас нелегкая судьба творческих людей приводит их на развилку материального и духовного. Выбор этот осуществляют, конечно, не только творческие личности, а все вокруг и не раз в жизни. В таких ситуациях важно уметь трезво оценивать положение, а не гнаться за манящими благами.
Повесть можно считать своеобразной притчей о сразу нескольких смертных грехах:
Повесть является, с одной стороны, своеобразной историей с четкой моральной позицией, а с другой стороны, достаточно загадочным и мистическим произведением с не менее загадочными и мистическими персонажами.