Тема искусства в повести Гоголя Портрет

Сочинение

Тема искусства в повести Н.В.Гоголя «Портрет» играет доминирующую и связующую роль. В «Портрете» Гоголь поднимает вопрос, чтό есть подлинное искусство и чтό – только видимость искусства, а само таковым не является. Художник и его жизнь, его место в обществе, его цели в искусстве и его карьера; художник и черты его характера, его душевный облик, его духовность, стиль его работы и стиль его жизни – таков круг вопросов, поставленных Гоголем. И все эти вопросы объединяются темой искусства.

В повести рассказывается об истории одного портрета. В повествовании присутствуют характерные для гоголевского стиля мистические элементы, которые тесно переплетаются с элементами реалистическими. Текст содержит достаточно много небольших отступлений в виде рассуждений по теме искусства. Эти рассуждения носят философский и философско-религиозный характер, хотя язык прост и легок для восприятия. В конце повести автор подводит всем этим рассуждениям окончательный итог.

Состоит повесть из двух частей. В первой части рассказывается о том, как молодой, подающий большие надежды, но чрезвычайно бедный художник, по фамилии Чартков, случайно приобрел портрет, который круто изменил и всю его жизнь, и его самого.

Портрет дал Чарткову все, о чем нищий, никому не известный художник мог только лишь мечтать: деньги, признание в обществе, славу, комфортные условия жизни и т.д. Но он забрал у художника главное – его талант. Заканчивается первая часть на трагической ноте: портрет приводит Чарткова к безумию и гибели.

Во второй части описаны жизнь и творческий путь другого художника – того, кто создал этот роковой портрет. Здесь же поднимается и тайна завесы над тем, кто был изображен на портрете. Человек с широкими скулами, чьи глаза на портрете получились, как живые, и которые несли несчастье людям, при жизни был ростовщиком.

Этот ростовщик обладал огромными деньгами. Вместе с деньгами, которые он ссужал, к людям приходили беды и несчастья. Незадолго до смерти он возжелал быть запечатленным на портрете и выбрал для этой цели бедного талантливого художника. Ростовщик считал – и в этом он, как это следует из содержания повести, ничуть не ошибался, и в этом его мнение явно совпадает с позицией автора, – что сила искусства настолько велика, что оно может сделать его бессмертным. Так оно и получилось. Ростовщик продолжил свою жизнь на портрете, и, как был он сущим демоном при жизни, так и остался им на полотне, и, как приносил он людям несчастья при жизни, так и продолжал приносить их, будучи уже лишь собственным художественным изображением.

3 стр., 1396 слов

По изобразительному искусству "Русский портрет 18 века"

... Петра Первого. В живописи это с наибольшей наглядностью проявилось в портрете, с которым связаны первые достижения нового русского изобразительного искусства Жанр портрета в русском изобразительном искусстве восходит к ... чинами и званиями. Именно в портретном жанре, занявшем ведущее место в искусстве, были достигнуты подлинные вершины художественности. Вся жизнь этого времени проникнута пафосом ...

Художнику, написавшему его портрет, ростовщик денег, кстати, не заплатил. Но само присутствие портрета повлияло на художника так, что он сделался завистливым, и из-за завистливости чуть не загубил и себе, и одному из своих учеников и жизнь, и карьеру. Но, в отличие от Чарткова, он сумел выбраться из трясины греха. Потеряв жену и дочь, в чем автор тоже явно усматривает пагубное влияние портрета ростовщика – произведения искусства, гениально изображающего самое низменное, пагубное, демоническое, что может быть в человеке, – художник уходит в монастырь и принимает постриг. Через десяток лет сын художника, посетивший его в монастыре, обнаруживает отца и внешне, и внутренне совершенно преображенным. Художник спасся от проклятия написанного им портрета.

Почему же тогда не удалось спастись Чарткову? Чартков нашел деньги, спрятанные в раме портрета, принял их, а вместе с ними он мало-помалу принял и всю ту злую энергию, которую заключали портрет и неправедно нажитые деньги. Один за другим пришли пороки: лень, алчность, чревоугодие, сребролюбие и гордыня. Чартков внутренне оказался слабее, он не смог противостоять этим порокам, потому печальный конец, если следовать авторской логике, был неизбежен. Разбогатев, Чартков стал ленивым и жадным, он начал стремиться к большим барышам, использовать в работе шаблонные приемы, дешевые эффекты. Иными словами, он превратил искусство в ремесло. Он опустился на такую низкую ступень, что полностью потерял талант, и вернуть этот талант обратно было уже невозможно.

Позиция Гоголя в вопросах связи искусства с нравственностью творца близка пушкинской. Между строк «Портрета» явно прочитывается крылатая фраза из «Моцарта и Сальери» Пушкина: «Гений и злодейство – вещи несовместные». Гоголь развивает и углубляет эту мысль, перенося ее на искусство в целом.

Вариант 2

Поветь «Портрет» была написана Н.В.Гоголем в 1834 году. Основной темой произведения является тема искусства. В повети оно отражено в двух противопоставленных друг другу областях: чистое творчество, данное человеку свыше и корыстное искусство, направленное на обогащение.

В первой части повести автор рассказывает о судьбе молодого художника Чарткова. Герой подает большие надежды, учитель Чарткова предостерегает молодого художника, чтобы он не растратил свой талант в пустую. Главный герой живет не богато. Однажды на последние деньги он покупает картину с изображением ростовщика. В раме картины Чартков находит спрятанный там клад. Перед героем встает выбор: посвятить себя творчеству, продолжить развитие своего таланта или прославится, делая работы на заказ. И герой выбирает второй путь. Вскоре Чартков рисуя посредственные портреты, похожие друг на друга, смог разбогатеть, прославить свое имя и, кажется, добиться от жизни всего, о чем мечтал. Но однажды герой увидел полотно своего талантливого друга-художника. Товарищ Чарткова развивал свой талант, достиг совершенства в написании картин. Главный герой чувствует всю бездну своего падения. Он пробует снова вернуться к творчеству, но оказывается слишком поздно. Вскоре герой умирает.

11 стр., 5039 слов

Анализ проблемы искусства и художника на примере Гофмана ‘Житейские ...

... на страницах нашей работы. Целью работы является изучение проблемы искусства и художника в западноевропейской романтической литературе на примере романа Э. Т.А. Гофмана "Житейские воззрения кота ... как воплощения представлений Гофмана об "идеальном художнике". Работа состоит из введения, четырёх разделов, заключения и списка литературы. 1. Проблема искусства и художника в эстетике немецкого ...

Совсем по-другому сложилась судьба художника, который написал зловещий портрет. Этот человек был очень талантливым и вот однажды он решил изобразить на своем полотне духа тьмы, воплощение которого он видел в соседе-ростовщике. Ростовщик давал людям деньги на выгодных, как изначально казалось, для них условиях. Однако когда сумма подлежала возврату, то возрастала «неимоверно». Трагично складывалась и судьба людей после сделки с ростовщиком. Художник приступил к написанию портрета соседа, но закончить работу он не смог. Им овладевали тягостные чувства, художник стал замечать перемены в себе: завидуя таланту своего ученика, он начал портить его картины. После трагедии случившейся с семьей художника он отправляется в монастырь, где ищет способы самоотвержения. Наконец художник снова берет в руки кисть, пишет рождество Иисуса. Его творение – чудо, наполненное святостью.

Таким образом, в повести тема искусства раскрывается с двух противоположных сторон. Чарткова и неизвестного художника судьба заставляет сделать выбор, посылая героям испытания. И если первый герой отнесся к своему таланту, как к способу материального обогащения. То неизвестный художник напротив, не нажив больших богатств, сумел сохранить душу, обретя в своем творчестве спасение.

Сочинение Искусство в повести Портрет

Поскольку главный герой первой части этой повести — молодой художник Чартков, искусство в ней играет очень большую роль. Или, точнее, речь идет о двух его видах, о двух разных искусствах.

В самом начале мы видим героя подающим большие надежды, но бедным. Залюбовавшись в лавке одной из картин, портретом неизвестного старика, он не может даже заплатить назначенные за нее хозяином 75 копеек. Впрочем, тот, чтобы не терять уходящего покупателя, уступает и отдает за двугривенный.

Принеся картину домой и повесив на стену, художник в ту же ночь видит кошмарный сон: старик будто бы ожил, вышел из рамы, расположился в его комнате и считает золотые монеты. Это золото очень привлекает Чарткова, втайне мечтающего о богатстве. А на следующий день в портрете случайно обнаружился тайник, и из него выпал сверток с червонцами, точь-в-точь такой же, как во сне.

Часть полученных денег Чартков использует для публикации в газете заказной статьи об его талантах. Статья привлекает множество состоятельных заказчиков. И он поддается тому самому соблазну, от которого ранее предостерегал его профессор: становится модным живописцем.

Богатство и успех радуют художника в течение многих лет. Но однажды, увидев доставленную из Италии картину одного из друзей своей молодости, Чартков будто прозревает. По-настоящему гениальное произведение показывает ему, что он предал истинное искусство ради коммерческого, погубил свой талант, лишился возможности когда-нибудь написать такой же шедевр.

Попытки вернуться к прежнему стилю оказываются тщетными. И тогда, мучимый завистью, несостоявшийся творец начинает скупать лучшие, самые талантливые картины исключительно для того, чтобы их уничтожить. Потратив на свою борьбу против настоящего творчества весь имеющийся капитал, Чартков мучительно умирает с явными признаками безумия.

20 стр., 9705 слов

Судьба художника в повести гоголя «портрет»

... созидание. Продолжим анализ повести «Портрет». Тема искусства и образ художника в повести «портрет» Гоголя Анализ повести «Портрет» показывает, что центральное место занимает проблема творчества. Если вы пишите сочинение на эту ... неприятен, но в них видится притягательное зло. Чартков потрясён искусством неизвестного художника и на последние деньги покупает портрет. Ночью ему снится долгий сон о ...

Из второй части мы узнаем предысторию всего случившегося. Таинственный старик, оказывается, был ростовщиком, причем его деньги каким-то таинственным образом разрушали жизнь всех заемщиков. Опасаясь адских мук, этот ростовщик обратился к одаренному самоучке для написания портрета, чтобы затем каким-то мистическим образом перенести свою душу в этот портрет, и жить в нем даже после смерти.

Здесь автор, прибегнув к гротескному преувеличению, вновь подчеркивает исключительную силу искусства и его способность менять человеческие судьбы.

Тема искусства в повести Портрет

Тема искусства в повести Портрет

Несколько интересных сочинений

  • Велик наш мир, а еще более велико и разнообразно поведение в нем людей. Так уж сложилось тысячелетиями, что мы рождаемся красивыми и некрасивыми – как телом, так и душой.

  • Картина В.Маковского «От дождя» обладает довольно таки приятной и неимоверно реалистичной цветовой гаммой, тщательно прорисованными персонажами, гармоничными оттенками.

  • Данное произведение было создано В.М. Гаршиным в 1884. Литературоведы полагают, что толчком к написанию истории послужил случай, который произошел во время концерта А.Г. Рубинштейна.

  • Картина «Свежий ветер. Волга» была написана знаменитым русским живописцем И.И. Левитаном в 1895 году. Данная картина является одной из лучших работ художника, несмотря на то, что ее создание давалось Левитану нелегко.

  • Наше общество состоит из разных слоёв. Люди делятся не только по национальному признаку, вероисповеданию, но и социальному статусу. Кроме того сотрудники