Сочинения | . «Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать…» (М.Е. Салтыков-Щедрин). (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Сочинение

Сочинение. «Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать…» (М.Е. Салтыков-Щедрин).

(По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

«Вошь ли я, как все, или человек?» — этот вопрос задал себе самый, пожалуй, противоречивый герой литературы XIX века, Родион Романович Раскольников. И сразу нашел однозначный ответ: «Человек!» Творец истории? Да. Помогающий людям? Безусловно. Великая личность! И все же как-то не по себе становится от такой трактовки понятия «человек». Цена слишком велика — жизнь других людей.

Сразу перед глазами предстает картина: сухая, немощная старушонка с полными ужаса глазами, прикрывающаяся рукой Лизавета, и кровь, липкая, страшная кровь везде. Где человек?! Раскольников топором будто отсек милосердие, жалость сострадание, веру, душу, «свою бессмертную душу» — то, что отличает людей от зверей.

Что же получается: желание стать человеком отдаляет Раскольникова от всего, связанного с этим понятием? Он доказал себе, что «имеет право». Казалось бы, теория подтвердилась, но… совесть не дает спокойно жить переступившему грань человеческого, отрекшемуся от Бога.

И все же герой возрождается. «В самом падшем существе он… раскрывает образ человеческий, то есть образ Божий», — напишет о Ф.М. Достоевском Н.А. Бердяев. Только для того, чтобы вернуть этот образ, необходим проводник от зла к добру, от неверия к вере. Такие герои часто присутствуют в произведениях Федора Михайловича. В «Преступлении и наказании» им стала Соня. В ее образе — вечное страдание и вечная любовь, как и в том, чье великое имя она произносит.

«Сонечка, вечная Сонечка! Пока мир стоит!» Раскольников сам отвечает нам на вопрос о роли героини в своей жизни. «Я тебя выбрал…» — скажет Родион ей и себе одновременно. Мы же внутренне спрашиваем: «Для чего? Зачем ему нужна маленькая, несчастная, святая Сонечка? Что она сможет для него сделать?»

Их жизни пересеклись в самый критический момент: они уже переступили, уже отделили себя от людей. Вера Раскольникова пошатнулась. Да и была ли она, эта вера, или ее заменила злосчастная теория?

Соня же осталась с крестом, с Богом, как бы не кощунственно это звучало в отношении к падшей женщине. Да, люди отгородились от нее, но ведь она нет. Соня воплощает собой истинную веру, способность соответствовать высшему идеалу, присущую только людям. «Не суди, да не судим будешь» — она не судит. «Возлюби ближнего своего…» — она любит и идет на жертвы, за это целует ей руки полусумасшедшая Катерина Ивановна, за это просит прощения умирающий Мармеладов. За это ее выбирает Раскольников, может быть, даже не понимая вначале почему.

3 стр., 1267 слов

Образ и характеристика Сони Ростовой в романе Война и мир Толстого

... необходимую жёсткость. Образ и характеристика Сони в романе Война и мир Несколько интересных сочинений Будучи в Бессарабии Горький ... людям везет в нашем мире. Сочинение про Соню Ростову Произведение Толстого “Война и мир” это, несомненно, мировой бестселлер, охвативший множество стран. В нём присутствует множество интересных личностей и персонажей, однако выделить стоит Соню Ростову. Соню ...

Порфирий Петрович в беседе с главным героем скажет: «Станьте солнцем, вас все увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем, то есть не только светит, но и греть…» Родион не может быть светилом, но ему необходимо, чтобы оно грело. И герой выбирает себе солнце — Соню. Вместе с ней придет смысл жизни, она откроет ему истинное значение слова «человек».

Встречи Сони и Родиона откровенны и чисты. Сразу вспоминаю слова Мармеладова: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». Раскольников идет к Соне. Только у нее мы видим настоящего Родиона, не хорошего или плохого, а настоящего. Он не врет, не притворяется. Он приходит за своим крестом, который готов нести, покаявшись. Его душа снова станет способной к милосердию, состраданию, любви. Вера вернет Раскольникова к людям и самого сделает человечнее.

Герой на каторге совершает первую попытку возвращения своей загубленной души, первый шаг к Богу. Ему предстоит нелегкий путь. У каждого из нас тоже есть такая возможность, ведь человек без веры нищ духом. Это прекрасно доказал «дитя неверия и сомнения», один из самых религиозных писателей — Федор Михайлович Достоевский.