Мастер коротких рассказов (Чехов А. П.)

Сочинение

Антон Павлович Чехов мастер коротких рассказов. В своих произведениях он раскрывает глобальные темы, поднимает актуальные до сих пор проблемы. В этом и состоит талант автора — в умении скрыть в небольшом коротком жанре глубокий смысл. И в каждом из своих рассказов в центр внимания он ставит людей — человека большого и маленького, запутавшегося и пытающегося найти выход, одинокого и окруженного обществом, человека, который просто живет в этом мире, пытаясь совладать с особенностями тяжелого и жестокого уклада жизни.

Так, некоторые его рассказы, «Маска», «Толстый и Тонкий», «Смерть чиновника», «Хирургия», сатиричны и обличительны.

Автор высмеивает человеческие пороки, такие, как, например, чинопочитание и невежество. Антон Павлович, прекрасно владея искусством слова, оживляет свои идеи в произведениях, из-за чего они становятся более понятными нам, читателям.

«Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились… Длинный подбородок жены стал еще длиннее»

Он описывает мельчайшие, детально важные подробности в каждом из своих героев, и они — эти герои — будто вот-вот предстают перед нами со всеми своими особенностями и пороками, которые мы прекрасно замечаем, о которых мы должны задуматься.

Еще одной, не менее важной темой в чуть более позднем творчестве Чехова стала духовная деградация. Многие рассказы, «Учитель словесности», «Крыжовник», «Человек футляре», «Душечка», «Ионыч», повествуют именно об омертвении души. Человек не может жить, полностью отрешившись от духовного мира. Любовь, искусство, стремление к высоким идеалам, умение заметить неладное и исправить направленное своего жизненного пути — это то, что должно делать человека Человеком, думающим и достойным. Духовная деградация приводит к более быстрой и физической смерти, люди, наделенные талантом, даром мысли, речи и возможности переворачивать мир, не могут быть заточены в рамки своих же пороков.

«Человеку нужен весь земной шар, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего боевого духа».

Так, например, в рассказе «Крыжовник» автор показывает «заточенного» в усадьбе персонажа, главной целью которого с самого детство было приобретение этого дома, где он может закрыться от окружающего его мира. И человек не должен ставить перед собой такие задачи, иначе — это ведет к его полной деградации.

14 стр., 6935 слов

Гуманистическая тема «маленького человека» в рассказах Чехова

... и тема «маленького человека» — тема Гоголя и Достоевского, поднявших «малость» и унижение до трагедийных высот. Чехову принадлежат удивительные слова о человеке, в котором «все должно быть прекрасно и лицо, и одежда, и душа, и мысли», и люди ... например, Беликов из рассказа «Человек в футляре». Болезнь русского общества глубоко волнует писателя, выступавшего противником «футлярной жизни», деградации ...

В «Душечке» Чехов поднимает тему пустой души. В центре рассказа приятная на вид девушка, которая постоянно испытывает какие-то чувства к мужчинам («Она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого»).

Каждый из них становится ее идеалом — она полностью копирует стиль жизни и мысли своих новых избранников, не имея собственного слова («Какие мысли были у мужа, такие и у нее»).

Неспособная мыслить и анализировать, все, что могла дать Душечка — это полное подчинение. И рассказ о пустой внутренне, но притягательной снаружи даме имеет открытый финал не случайно — ее деградация прослеживается на протяжении всего рассказа и этим небольшим произведением, к сожалению, не ограничивается.

Антон Павлович Чехов умел не только видеть и обличать человеческие пороки, но еще и чувствовать, переживать героям. Его произведения «О любви» и «Дама с собачкой», например, показывают внутренние переживания влюбленных друг в друга героев, которые по каким-то причинам не могут быть вместе. Их сковывает их же страх, они боятся выйти за рамки, боятся,

что их не поймет общество. Ограниченные чужим мнением, они могут совершить одну из самых больших ошибок — прожить всю жизнь без любимого человека.

«Ненужные дела и разговоры всё об одном отхватывают на свою долю лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов остается какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха, и уйти и бежать нельзя».

Автор говорит о том, как важно не упускать счастье, которое когда-то было в руках. Нужно преодолевать себя, свои внутренние страхи, нужно не бояться быть непонятым.

Антон Павлович ставил в центр своего творчества человека, каким бы он ни был. Весь спектр особенностей его характера и души находит отражение в рассказах автора. Люди могут быть разными, но вот их пороки и проблемы, вся жизнь есть в произведениях Чехова