Кантата “К радости” на слова Фридриха Шиллера, дипломное сочинение Петра Ильича Чайковского, прозвучала в Концертном зале Дома-музея Чайковского в Клину в 126-ю годовщину со дня смерти композитора – 6 ноября 2019 года.
Сочинение исполнил Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева.
Концерт был также приурочен к 125-летию Дома-музея Чайковского, основанного братом композитора, Модестом Чайковским. В программе вечера звучали две партитуры Чайковского: Пятая симфония и кантата “К радости” Шиллера, по сути, первое его крупное сочинение. Именно эта партитура, написанная Чайковским к окончанию Санкт-Петербургской консерватории, стала началом его профессиональной жизни.
Задание, данное первому в истории Петербургской консерватории выпускнику по композиции, Чайковскому – создать хоровое сочинение на текст Шиллера, стало для молодого композитора, своего рода, вызовом. Именно эту оду Шиллера использовал в своей Девятой симфонии Людвиг ван Бетховен. Но Чайковский и не пытался вступить в борьбу с великим композитором: он создал совершенно иное произведение - соответствующее духу своего времен и собственной творческой индивидуальности.
Его музыка к гимну “К радости” впервые прозвучала 29 декабря 1865 года на публичном выпускном концерте, состоявшемся в Театральном зале Михайловского дворца (в этом здании ныне располагается Русский музей).
Солистами тогда были ученики консерватории, а за дирижерским пультом стоял Антон Рубинштейн.
Русский текст на основе нескольких имевшихся переводов составил сам Петр Ильич Чайковский. При жизни композитора кантата “К радости” не была издана и больше не исполнялась. Автограф партитуры после выпускного экзамена остался в библиотеке Петербургской консерватории, где хранится и поныне.
Первая публикация Кантаты была осуществлена только в 1960 году. За последние годы к этому сочинению Чайковского обращались такие музыканты, как Александр Рудин и Томас Зандерлинг. Проявил интерес к этой партитуре и Риккардо Мути, который, возможно, исполнит ее с Чикагским симфоническим оркестром.
Мой любимый композитор (Моцарт, Бетховен)
... руку величайшего композитора. Сочинение «П.И.Чайковский — великий русский композитор» Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор Спасибо, ... Мир композитора многолик и разнообразен. П.И.Чайковский – композитор, дирижер, музыкальный критик. Профессор Московской консерватории. Автор ... мелодии в опере «Мазепа», «Черевички», хотя настоящий композитор, творец – это явление не национального, а ...
В Клину, в Доме-музее Чайковского юношеский опус композитора был исполнен Большим симфоническим оркестром с Владимиром Федосеевым, с участием солистки театра Метрополитен-опера Любови Петровой, солиста “Новой оперы” Алексея Татаринцева, лауреата премии “Грэмми” Николая Диденко, лауреата международных конкурсов Дарьи Хозиевой и Московского хора имени А. Кожевникова (художественный руководитель – Николай Азаров).
Кантата была представлена Владимиром Федосеевым с трепетом и внимательностью к деталям, с ощущением тончайших нюансов, из которых выросли будущие шедевры композитора, в том числе, и прозвучавшая во втором отделении Пятая симфония.
Исполнение авторской версии Кантаты “К радости” Петра Чайковского стало возможным благодаря исследовательской работе Тамары Сквирской, подготовившей это сочинение в рамках “Академического полного собрания сочинений Чайковского” – совместного проекта Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П. И. Чайковского и Государственного института искусствознания. Концерт в Клину концерт можно считать историческим событием. Проект будет продолжен в Вене и Москве.
Соорганизатор концерта – Фонд Елены Образцовой, открывший этим проектом цикл “Чайковский. Путешествие во времени”.