Тема любви в рассказе Темные аллеи Бунина

Сочинение

Тема любви в рассказе Темные аллеи Бунина сочинение

В данном рассказе автор рассказывает об истинной любви, которую влюбленные ощущают глубоко в сердце на высоком духовном уровне. Старый военный случайно оказывается на постоялом дворе. И хозяйка этого двора, это его возлюбленная, с далекой юности.

При встрече Надежда сразу узнала Николая, он ее тоже, в разговоре они обсуждают простые обыденные вещи, но в душе кипит фонтан эмоций.

Николай из богатой семьи и закрутив роман с молодой служанкой не чувствовал никаких обязательств от этой связи. Надя же наоборот была безумно влюблена в богача и хотела стать его женой. Но в связи с разным социальным положением этот союз не имел прав на существование.

Поэтому после бурного и долгого романа Николай без зазрения совести бросил возлюбленную и женился на женщине своего круга. Надя же будучи служанкой в его доме так и осталась жить всю жизнь одна. Но благодаря усердному труду смогла стать хозяйкой постоялого двора.

Для жизни у нее есть все, но нет ни возлюбленного, ни семьи, ни детей. Николай же наоборот всю жизнь провел в законном браке, от этого брака у него есть сын. Но этот союз не принес ему ожидаемого душевного удовлетворения.

Он хоть и любил безумно жену, она родила ему сына, но вскоре нашла себе нового возлюбленного, предав этим Николая. Сын тоже не очень любит отца, общается с ним редко.

На старости лет богатый военный остался один, вот результат его жёсткого отношения к Наде, которая всю жизнь любила его одного, и любит до си пор.

Их встреча на склоне лет принесла обоим радостные и приятные воспоминания. Оба очень рады друг другу. Они вспоминают минуты счастья, которые дарили друг другу в далекой юности. Но эти отношения не стали поводом для образования новой семьи.

Герои остаются одинокими и несчастными, это сюжетная линия Бунина, этим поворотом событий автор показывает насколько могут быть бесполезны долгие отношения. Ведь люди их не ценят, и любовь перерастает в привычку, проходит страсть и влюбленность.

Но это и есть вся ценность этих отношений, они остаются в памяти человека, он помнит о них всю жизнь. И благодаря чистым искренним отношениям человек знает, что такое любовь и истинное счастье.

Прощаясь, Николай признается Надежде, что именно в ней, он потерял самое ценное и дорогое, что могло быть в его жизни. Ведь это их взаимная и искренняя любовь. Все произведение пронизано сочувствием и сожалением об утраченной любви.

10 стр., 4643 слов

Мое представление о ценностях семейной жизни – “Ценности моей семьи”

... семья, в которой есть любовь. Нет любви, нет семьи. Сочинение это я пишу не просто так, я точно знаю, что любовь живет в ... семья. Семья – это главная ценность в нашем мире. Без родственников жизнь человека не полноценна. Именно семья всегда поможет и поддержит в трудные минуты нашей жизни. ... и заботятся обо мне. Семья ‒ это великая ценность сама по себе. Но и внутри семьи есть свои собственные ...

Получается, главный герой ощутил любовь к двум женщинам, но остался в результате один. Надежда же любила раз в жизни. И этот ее возлюбленный жестоко с ней поступил. Бросил ее, но это не помешало ей любить его всю свою жизнь.

И во всем этом виноват Николай, ведь это он из-за социального неравенства отказался от Нади. Он отказался от ее искренней преданной любви, взамен получил военную карьеру. Но тут нахлынули воспоминания, и он целует руки бывшей возлюбленной.

После этого жалеет об этом поступке, так как это ниже его достоинства целовать руки хозяйке постоялого двора. Получается, из-за своих амбиций герой произведения не готов лишиться ни богатства, ни уважения богатых знакомых и сослуживцев. Для него главное в жизни это мнение общества и приличное благосостояние чин и карьера.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема любви в рассказе Темные аллеи Бунина

Популярные сегодня темы

В. Маяковский, один из самых ярких представителей футуризма 20 века. Считается что благодаря ему футуризм получил известность. Так же Маяковский был известен как автор советских плакатов и лозунгов

Два русских писателя – Бунин и Куприн, относятся к первой половине 20 века. Их общей темой произведения была любовь. Их произведения заставляли, и до сих пор заставляют, полностью погрузиться в содержание

Конец XIX и начало XX века русская литература, мощно и стремительно взлетела на творческий пьедестал. Были подхвачены традиции пушкинского «золотого века», последующий период был назван «серебряным веком»

Одним из последних творений Антона Павловича, была пьеса «Вишнёвый сад». Пьеса была закончена в 1903году, а поставлена уже в начале 1904 года.

Мне кажется, что любовь, одна из движущих сил в нашем мире. Она двигает скалы ближе друг к другу, соединяет сердца, роняет звезды, для того, чтобы кто-то загадал найти свою любовь, и конечно же, нашел.

Поэзия Бунина — “живопись словом”

Школьное сочинение

Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,

Прошел внезапный дождь косыми полосами —

И снова глубоко синеют небеса

Над освеженными лесами.

Выдающийся талантливый и своеобразный писатель Иван Алексеевич Бунин родился и сформировался как художник слова “в том плодородном Подстепье”, где, как писал он сам, “образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым”. Именно Толстой, а также Пушкин и Чехов стали для будущего писателя и поэта главными “богами” в литературе, на творчество которых он равнялся, И все же в художественном стиле Ивана Бунина много нового, оригинального, не похожего на стили других мастеров. Это относится в первую очередь к его поэтическому слову.

В поэзии Бунин использует классические двусложные или трехсложные размеры, но при этом наполняет их таким интонационным богатством живого русского слова, что эти размеры приобретают совершенно неповторимое, новое, “бунинское”, звучание.

Бунин — настоящий художник, чутко воспринимающий и тонко чувствующий красоту окружающего мира во всем богатстве звуков, красок, эмоций. Особенно это проявлялось в поэзии, где глубину восприятия он с величайшим мастерством выливал в мелодичные строки.

2 стр., 766 слов

О русском языке : о любви к родному слову

... не просто быть образованными в сфере родного языка. Поэтому необходимо не только бороться с халатным отношением к языку, но и прививать любовь к родному слову. Обогащая свой словарный запас, можно стать интересным ... задумывается. Но ведь именно этим путём можно прийти к гибели родного языка: так вот, по словечку, выкидывать из речи родные слова, убивать их, и, таким образом, утратить нашу ...

Трудно найти другого поэта, который в области красок, звуков и запахов, всего того, как говорил сам Бунин, “чувственного, вещественного, из чего создан мир”, достиг бы такого полного раскрытия тончайших подробностей, деталей, оттенков. Восхищают его описания времен года с неуловимыми бликами света и тени на стыке дня и ночи, на утренних и вечерних зорях, в саду, на деревенской улице, в поле или в лесу. При этом поэт передает не только цвета, но и звуки, и запахи, и ощущения:

Щеглы, их звон, стеклянный, неживой,

И клен над облетевшею листвой,

Уже весь голый, легкий и ветвистый.

  • Беру большой зубчатый лист с тугим

пурпурным стеблем, — пусть в моей тетради

останется хоть память вместе с ним

об этом светлом вертограде

с травой, хрустящей белым серебром.

Он словно не пишет, а рисует словами живописные картины. Так, например, в стихотворении “Листопад” создается впечатление, что поэт не просто восхищается красотой золотой осени, а водит кистью художника, запечатлевающего пейзаж на полотне:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Столько красок, тепла и света, столько радости, роскоши и величия в описании этого осеннего леса! Мы словно сами окунаемся в волшебство этого царства природы — такого яркого, многогранного, такого живого! А когда мы попадаем в раннее весеннее утро, скованное легким морозцем, где хрустит тонкий лед, или в грустный осенний сад, наполненный запахом мокрой листвы, или в ночную зимнюю вьюгу, или оказываемся посреди летнего поля, где в “серебряно-матовых отливах ходит молодая рожь”, — то все эти картины окружающего мира превращаются в наши личные переживания, оживая на наших глазах и вызывая лирические воспоминания и мечты.

Живопись словом присуща в полной мере и прозаическим произведениям Бунина. Писатель восхищенно рисует родные места с их хлебными полями, синими черноземами и белой тучной пылью степных дорог, с овражками, заросшими дубняком, с покалеченными ветром лозинами, с березовыми и липовыми аллеями усадеб, с травянистыми рощицами и тихими луговыми речками. Как кисть художника подмечает и отражает на холсте все эти детали, придавая обычным и привычным вещам неповторимую красоту и очарование, так и Бунин мастерским словом передает и одушевляет каждый листочек, каждую травинку, каждый лепесток. Так, например, в рассказе “Золотое дно”, восхищаясь красотой русских лесов и полей, широко используя эпитеты, писатель старается передать читателю представшую перед ним яркую картину, наполненную разнообразием красок, звуков и запахов: “А лес-то. славный лес. Горько и свежо пахнет березами, весело отдается под развесистыми ветвями громыхание бубенчиков, птицы сладко звенят в зеленых чащах. На полянах, густо заросших высокой травой и цветами, просторно стоят столетние березы по две, по три на одном корню. Предвечерний золотистый свет наполняет их тенистые вершины. Внизу, между белыми стволами, он блестит яркими длинными лучами, а по опушке бежит навстречу тарантасу стальными просветами. Просветы эти трепещут, сливаются, становятся все шире. И вот опять мы в поле, опять веет сладким ароматом зацветающей ржи, и пристяжные на бегу хватают пучки сочных стеблей. “

52 стр., 25602 слов

По истории русской литературы : «Проза И.А. Бунина эмигрантского периода»

... Бунина любовь — это только мгновение, солнечный удар. За ним может не последовать изменений, но в нем оправдание всей их жизни. актуальность темы дипломной работы ... 16 февраля 1924 года в Париже, Иван Алексеевич Бунин закончил словами: «Да будет нашей миссией не сдаваться ни ... Мережковский, Александр Куприн - цвет русской литературы XX века. Вглядываясь в жизнь русской эмиграции, нетрудно убедиться: ...

В прозаических произведениях Ивана Бунина мы встречаем множество вдохновенных описаний природы, быта деревни и мелкопоместной усадьбы. При этом пристальное внимание писатель уделяет деталям интерьера, пейзажа. Так, он никогда не ограничивается сообщением о том, что путник прилег отдохнуть под деревом, — обязательно называет и дерево, и птицу, чей голос слышен в ветвях, и травы, и цветы, и животных, которых этот путник видит вокруг. Бунин всегда рисует фон, на котором разворачивается событие или действует персонаж: “Старые глубокие калоши кондуктора были в засохшей грязи, хлястик шинели висел на одной пуговице. Бревенчатый мостик, по которому он шел, лежал косо. Дальше, возле рвов, промытых вешней водой, росли чахлые лозинки. И Кузьма невесело взглянул и на них, и на соломенные крыши по слободской горе, на дымчатые и сиреневые тучи над ними, и на рыжую собаку, грызшую во рву кость. ” (“Деревня”).

Причем автор делает акцент даже на самых мелких деталях и особенностях: “На окраине слободы, возле порога глиняной мазанки, стоял высокий старик в опорках. В руке у старика была длинная ореховая палка, и, увидав проходящего, он поспешил притвориться гораздо более старым, чем был, — взял палку в обе руки, поднял плечи, сделал усталое, грустное лицо. Сырой, холодный ветер, дувший с поля, трепал космы его седых волос. ” (“Деревня”).

При описании человека такие детали помогают уже с самой первой встречи составить впечатление о персонаже, глубже проникнуть в характер героя, зримо представить его перед собой: “Годам к сорока борода Тихона уже кое-где серебрилась. Но красив, высок, строен был он по-прежнему; лицом строг, смугл, чуть-чуть ряб, в плечах широк и сух, в разговоре властен и резок, в движениях быстр и ловок. Только брови стали сдвигаться все чаще да глаза блестеть еще острей, чем прежде” (“Деревня”).

Бунин — не просто мастер необычайно точных и тонких зарисовок. Он обладал исключительной способностью своим поэтическим словом проникать в самые потаенные уголки человеческой души, вызывая из памяти давно минувшие мгновения, придавая им новое звучание, окрашивая в новые краски, заставляя нас снова и снова переживать волнующие моменты. И тогда, всем своим существом ощущая прелесть жизни и красоту окружающего мира, мы вместе с поэтом готовы воскликнуть:

Сочинение Темные аллеи Бунина (разум и чувство и тема любви)

Борьба разума с чувствами, как и борьба добра со злом была и будет актуальна во все времена. Споры на эту тему могут продолжаться бесконечно, художники, писатели, поэты в своих произведениях до скончания веков будут обращаться к этой теме. Вот и И.А. Бунин сделал фундаментом всех своих рассказов из цикла «Темные аллеи» именно любовь – сильное, страстное, порой опасное чувство, находясь во власти которого мы отодвигаем разум на второй план. События его рассказов разворачиваются вокруг любви мужчины и женщины, но каждая история по-разному раскрывает это чувство, показывая не только его светлые, но и темные стороны: здесь и необузданная страсть, и предательство, и платоническая любовь и измены, и самоотверженная любовь, и любовь-самопожертвование.

10 стр., 4811 слов

Любовь в рассказах Бунина

... затевая интрижку с привлекательной попутчицей, находит настоящую любовь и страдания на всю жизнь. Из-за давления общества персонаж рассказа «Темные аллеи» Николай Алексеевич бросает Надежду, за что после ... годные его творческого пути, раскрывалась с разной стороны. В начале своего творчества Бунин описывал любовь между молодыми людьми, как нечто легкое, естественное и открытое. Она красива ...

Автор не отвечает на столь волнующие всех вопросы о том насколько продолжительно это чувство, как его удержать, вернуть, отпустить, он лишь делает акцент на том, что это чувство не подвластно разуму, им невозможно управлять. Этот сборник И.А. Бунин считал своим лучшим произведением.

Сборник начинается с рассказа, давшего название всему циклу – «Темные аллеи». Главный герой – Николай Алек­сеевич спустя много лет, будучи уже в почтенном возрасте, встречает свою бывшую возлюбленную. Он не сразу узнал в хозяйке постоялого двора, который был местом их первой встречи, ту самую Надежду, бывшую крепостную, которую когда-то с легкостью оставил. Между ними завязалась беседа в ходе которой выяснилось, что Надежда всю жизнь любила Николая Алек­сеевича и даже не вышла замуж, но так и не смогла его простить. Он в свою очередь признается, что их роман был всего лишь мимолетным увлечением, но счастлив в жизни он так не был, любил жену, а она ему изменила и бросила. В разговоре Николай Алексеевич говорит о том, что мол чего уж теперь говорить о прошлом, ведь любовь проходит, как и молодость. Но Надежда с ним категорически не согласна.

Эта встреча произвела на него неизгладимое впечатление и уезжая, он начал думать о том, что было бы, если бы он взял в жену справедливую и умную Надежду. Быть может оставив Надежду он упустил своё счастье, которое было так близко? А быть может, если бы он смог вернуться в прошлое он поступил бы точно также, ведь их разделяло разное социальное положение?

История трагична. Испортив жизнь Надежде он испортил жизнь и себе. Она полюбила всем сердцем и доверилась, а он отплатил ей предательством. Он же в свою очередь, жил своей жизнью, не вспоминая о былом увлечении, но тоже пережил предательство жены, которую любил. Да и сын вопреки ожиданиям отца вырос подлецом.

В своих произведениях Бунин указывает на то, что чувства наряду с разумом играют в нашей жизни огромную роль.

2 сочинение

Любовь является одним из самых прекрасных чувств. Поэты, писатели, художники, композиторы и иные творцы посвящают свои лучшие творение любовной теме. Её изображают как страдание, мучение, спасение, возрождение и истину человеческой жизни.

Размышляя о страданиях и чувственности, вспоминается рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Темные аллеи». Это произведение вошло в цикл с одноименным названием.

Сюжет рассказа «Темные аллеи», на первый взгляд, кажется не столь выразительным и, даже, типичным для любовного произведения. Генерал Николай Алексеевич, который является главным персонажем, прибывает на почтовую станцию, где встречает свою прошлую любовь – Надежду. Сейчас она является хозяйкой на постоялом дворе, а Николай Алексеевич заметно постарел, и даже не сразу узнает свою бывшую возлюбленную.

Читатель узнает, что всю свою жизнь Надежда любила только Николая Алексеевича. И хотя они были молоды, ей все же неприятно, что генерал оставил её одну.

Николай Алексеевич не раскаивается в своем поступке, однако, читателю становится понятно, что он не забывал Надежду. Семья у генерала не сложилась – супруга изменила, а сын вырос неблагодарным человеком.

3 стр., 1434 слов

Тема любви в рассказах Бунина

... поскольку любовь ценна именно своей мимолетностью. Она появляется в жизни человека, чтобы оставить навсегда в ней яркий след. Тема любви в рассказах Бунина Несколько интересных сочинений ... аллеи». В нем она отображена как великое счастье, несмотря на то, что в конце завершается трагедией. Любовь двух людей, встретивших друг друга уже в зрелом возрасте, показана в рассказе «Солнечный удар». Именно в ...

Анализируя рассказ, можно сделать вывод, что Николай Алексеевич и Надежда сумели сохранить трепетные чувства друг к другу. Однако, генерал сделал свой выбор. Он уезжает. И при этом, осознает, что только Надежда смогла подарить ему истинные чувства любви.

Почему же Николай Алексеевич бросил свою первую любовь? Ответ очевиден. Он – будущий генерал никак не мог связать свою жизнь с простой и обычной девушкой. Чтобы о нём подумали, да как бы это отразилось на его репутации? Подобного Николай Алексеевич допустить не мог.

Но, с другой женщиной, генерал счастья не смог построить. И семейная жизнь явно не сложилась. А ведь все могло бы быть иначе.

Героиня произведения «Темные аллеи» Надежда, тоже счастья не смогла приобрести. Она стала одинокой хозяйкой. С непростым характером и нравом. Тем не менее, Надежда смогла сохранить свою любовь к генералу. Они расстались, хотя и любили друг друга.

Темные аллеи (разум и чувство и тема любви)

Популярные сочинения

Роман Преступление и наказание написал в середине девятнадцатого столетия великим писателем Ф. М. Достоевским. Является очень психологическим и в то же время философским произведением.

Александр Сергеевич Пушкин – великий и неповторимый писатель и поэт русской литературы. Его знают все, от мало до велика, ведь он наша ценность. Творчество Александра Сергеевича Пушкина

Очень многие известные художники брали за основу своего творчества прекрасные русские просторы. Русь-матушка хоть раз вдохновляла почти каждого, кто-то видел свою музу в широких зеленых просторах полей

Тема любви в рассказе И. А. Бунина «Тёмные аллеи»

Судьба Ивана Алексеевича Бунина была и счастливой, и трагичной. Он достиг непревзойдённых высот в своём искусстве, первый среди русских писателей получил Нобелевскую премию, был признан выдающимся мастером слова. Но тридцать лет Бунин прожил на чужбине, с неутолённой тоской по Родине и постоянной душевной близостью с ней.

От этих переживаний родился величайший по своей художественной ценности цикл рассказов «Тёмные аллеи», который вышел в 1943 году в Нью-Йорке в урезанном составе. Следующее издание этого цикла состоялось в Париже в 1946 году. Оно включало в себя тридцать восемь рассказов. Этот сборник отличался от освещения любви в советской литературе.

Сборник назван по заглавию одного из рассказов, входящих в него. Бунин вспоминал о том, как был написан этот рассказ: «Перечитывал стихи Огарёва и остановился на известном стихотворении:

Была чудесная весна!

Они на берегу сидели,

Во цвете лет была она,

Его усы едва чернели…

Кругом шиповник алый цвёл,

Стояла тёмных лип аллея…

Потом почему-то представилось то, чем начинается этот рассказ, – осень, ненастье, большая дорога, тарантас, в нём старый военный. Остальное всё как-то само собой сложилось». Так появился и замысел, и название произведения.

Герой рассказа «Тёмные аллеи», ещё будучи молодым помещиком, соблазнил крестьянку Надежду. А затем его жизнь пошла своим чередом. И вот по прошествии многих лет он, будучи уже военным в больших чинах, проездом оказывается в тех местах, где любил в молодости. В хозяйке заезжей избы он узнаёт Надежду, постаревшую, как и он сам, но всё ещё красивую женщину.

18 стр., 8947 слов

Верность и измена в рассказе «темные аллеи»

... для сочинения) У.: Дома вы прочитали рассказ И.А.Бунина «Темные аллеи». Как этот рассказ соотносится с теми ассоциативными рядами, которые мы только что составили? У.: Назовите основные темы данной новеллы (любовь, ... К каким выводам приходит герой после встречи с Надеждой? Чем является для него его неудавшаяся жизнь? (расплатой на предательство, карой за когда-то преданную любовь) – Почему Бунин не ...

Встреча бывших влюблённых и составляет сюжетную канву произведения. Бунин показывает себя настоящим знатоком человеческой души, он тонко передаёт внутренние переживания героев. Их краткий разговор содержит в себе больше эмоциональной, чем фактической информации.

Интересно различие в поведении героев. Николай Алексеевич – старик-военный, ему уже под шестьдесят, а он краснеет, как провинившийся юноша, перед этой женщиной: «Он покраснел до слёз». А Надежда? Она спокойна и мрачна, каждое её слово отдаёт горечью и болью, она как бы выносит приговор своему давнишнему обидчику: «Что кому бог даёт, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело», «Всё проходит, да не всё забывается».

Хотя, как выясняется позже, жизнь уже наказала старика: он никогда не был счастлив в жизни после того, как бросил Надежду… И имя-то у неё какое – Надежда!

Интересно то, что эта женщина до сих пор любит своего бывшего барина: «Сколько не проходило времени, всё одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот…» А он не верит ей, потому, что сам не любит, да и вряд ли любил.

И всё же, героем рассказа Бунина владеет чувственная память о том, что некогда ощущалось, осязалось. Он вспоминает молодость, неповторимые минуты счастья. Героиня пронесла любовь к нему через всю жизнь, не вышла замуж и не смогла простить, что ее любимый пренебрёг ею, она так и осталась несчастной.

И герой тоже был несчастлив. Вот что Николай Алексеевич говорит в своё оправдание перед Надеждой: «Никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста. Извини, что, может быть, задеваю твоё самолюбие, но скажу откровенно,- жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня ещё оскорбительнее, чем я тебя». И вот героиня отомщена…

Таким образом, любовь у Бунина не переходит в семейное русло, не разрешается счастливым браком. Бунин лишает своих героев вечного счастья, лишает потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере страсти. Любовь по привычке не может быть лучше, чем любовь молниеносная, но искренняя.

Так у героя рассказа «Тёмные аллеи», несмотря на кратковременность, испытанные чувства остаются вечными: они вечны в памяти героя именно потому, что мимолётна жизнь. И если б не эта случайная встреча на постоялом дворе на закате дня и молодости, давнишняя любовь к своей бывшей крепостной не была бы омрачена ничем и сияла бы дивной лампадой. Именно поэтому с такой горечью старик произносит слова: «Будь здорова, милый друг. Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни».

Тема любви у Бунина является сквозным мотивом, который пронизывает всё творчество, связывая, таким образом, российский и эмигрантский период. Она позволяет ему соотнести глубокие душевные переживания с явлениями внешней жизни, а также проникать в тайны человеческой души, исходя из влияния на человека объективной действительности.

Тема любви в творчестве

сочинение

Ивана Алексеевича Бунина по праву называют величайшим писателем XX века. Из-под его пера выходили прекрасные стихи, романы и рассказы. Важнейшей темой в творчестве И.А. Бунина была тема любви. Именно ей целиком посвящён цикл рассказов «Тёмные аллеи», созданный писателем уже в эмиграции, в годы Второй мировой войны. Этот сборник – своеобразное подведение итогов. Написанный уже в конце жизни, он собрал в себе самые сокровенные мысли и чувства Бунина, его переживания и убеждения, воплощённые в удивительные по форме и содержанию новеллы.

2 стр., 826 слов

Любовь у Бунина разрушает чаще, чем созидает и причины этого ...

... и позволяет детально разглядеть влияние любви на человека- порою созидательное, а порой разрушительное. ... озаряющая жизнь человека, но делающая это время самым счастливым. Бунин уверен, что счастье не может ... был страстно влюблен в Надежду, крепостную. Сословное неравенство сыграло роковую роль в судьбе влюбленных. Николай Алексеевич так и не сумел проявить храбрость и вопреки общественному мнению и ...

Главную идею «Тёмных аллей» можно сформулировать так: «Всякая любовь – счастье, даже если она безответна и несёт страдания». Возьмём для примера два рассказа из цикла – «Чистый понедельник» и «Холодная осень».

В первом произведении взаимоотношения мужчины и женщины поставлены в центр сюжета. Главный герой влюблен в героиню, он балует её подарками, цветами, походами в дорогие рестораны и театры, хотя и чувствует, что всё это мало интересует молодую женщину:

Мужчина любит женщину страстно, всем сердцем, любовь к ней становится смыслом его существования. В героине же живет какая-то отчуждённость, её больше интересует духовная жизнь, а не материальные блага, даже любовь героя не приносит ей удовлетворения. Она любит старинные храмы, певчих, колокольный звон, поэтому буквально в одночасье молодая женщина пропадает из его жизни. Попробовав всё, что может дать человеку мирская жизнь, и не найдя в ней чистоты и истинной духовности, героиня решает отказаться от прошлого и уходит в монастырь, где, как ей думается, она сможет получить душевный покой и стать счастливой. Герою не понятен её выбор, и он продолжает жить, чувствуя лишь постоянную боль от утраты:

Бунин показывает, как разлука буквально «сшибает» героя, сводит его с ума. Говоря о молодом человеке после расставания с девушкой, он отмечает бесцельность его существования. Красавец, богатый и неглупый человек, он оказывается в душевной изоляции после ухода возлюбленной. Всем этим автор доказывает то, как много может значить для человека любовь. Любовь и есть сама жизнь, а значит, её потеря равноценна потере смысла бытия.

В рассказе «Холодная осень» перед нами любовная история длиною в целую жизнь. Тема любви здесь тесно связана с темой смерти. Надо отметить, что в своих произведениях Бунин нередко сближает два этих мотива, как бы желая подчеркнуть, что по значимости своей в жизни человека любовь стоит наравне со смертью, и так же, как смерть, представляет для него одну из величайших загадок. Главная героиня «Холодной осени» провожает на Первую мировую войну своего жениха и говорит, что не сможет пережить его смерть… Тем не менее она переживает не только гибель возлюбленного, но и революцию 1917 года, эмиграцию, скитания по бесконечным городам Европы, где она и её спутники были никому не нужны, зарабатывание на жизнь тяжёлым трудом, одинокую старость. Но, несмотря на то, что жизнь героини была полна событий, вспоминает она только тот холодный осенний вечер, когда прощалась с любимым. Композиция рассказа построена так, чтобы подтвердить важность этого момента для женщины. Если описанию прощального вечера в сентябре 1914 г. отведена бОльшая часть произведения, то повествованию о скитаниях героини после него – всего один абзац. Она сама говорит:

И по прошествии многих лет героиня ждёт смерти как радостного момента встречи с первой и единственной любовью, ставшей главным «событием» в её жизни, которое помогло ей уцелеть в бесконечной череде потерь, разочарований и обид.

8 стр., 3740 слов

Любовь в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи» материал по литературе

... любовь ушла, оставив на всю жизнь не только память о настоящем счастье, но горечь вины и сожаление об утрате. Тема любви в рассказе Бунина «Тёмные аллеи» Иван Алексеевич Бунин ... разное социальное положение? История трагична. Испортив жизнь Надежде он испортил жизнь и себе. Она полюбила всем сердцем ... темой для творчества была библия, истории их неё. Сочинение Язык мой — друг мой (по пословице для 4 ...

Таким образом, для Бунина любовь – это высшая ценность, которую жизнь может подарить человеку. Но, читая «Тёмные аллеи», мы убеждаемся, что любовь для писателя – это всегда и трагедия. Бунин не верит в долгие и счастливые отношения, для него любовь скоротечна, за первыми радостями всегда стоят либо привыкание, либо разочарование. Бывает и так, что непреодолимые обстоятельства вынуждают героев расстаться. Поэтому герои его произведений изменяют друг другу, расходятся или умирают. И, несмотря на всё это, продолжают искать любовь – это лучшее чувство на земле, возвышающее, примиряющее со всеми невзгодами, дающее надежду и опору в жизни. Искать так, как это делал их создатель – И.А. Бунин.

ТЕМА ЛЮБВИ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА «ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ»

ТЕМА ЛЮБВИ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА. Есть в литературе темы, которые считаются вечными. Они при­сутствуют в творчестве всех писателей и никогда не оставляли и не оставят равнодушным ни одного читателя. Эти темы волнуют каждо­го из нас, ставят перед нами вопросы, ответы на которые многие про­должают искать всю свою жизнь. Одной из таких тем является тема любви. Сколько чудесных строк, сколько великих произведений по­священо этому волшебному чувству! Сколько споров, раздумий вы­зывает оно! Сколько счастья дарит и сколько страданий приносит человеку! Тема любви стала центральной и в творчестве Ивана Алек­сеевича Бунина — одного из наиболее чутких художников слова.

Цикл «Темные аллеи» — последнее творение Бунина-прозаика, завершившее его шестидесятилетний творческий путь. Сам писа­тель называл «Темные аллеи» книгой о любви и часто говорил о том, что для любви нет преград, что и в семнадцать, и в семьдесят лю­бят одинаково, что любовь, страдание и разлука связаны неразрыв­но. Несовершенство жизни, сословные предрассудки, даже случай­ности определяют трагедийность любовных коллизий в его произ­ведениях. И все же писателю каждый раз удается остановить «пре­красное мгновенье». Не является исключением и рассказ «Темные аллеи», давший название целому циклу. Толчком к созданию этого

рассказа стала, по признанию автора, прямая ассоциация со стихот­ворением Огарева «Обыкновенная осень», строки из которого вспо­минает главный герой: «Кругом шиповник алый цвел, стояли тем­ных лип аллеи…»

Мы становимся свидетелями случайной встречи двух когда-то (тридцать лет назад) любивших друг друга людей — уже немоло­дого, но еще бравого офицера и красавицы-хозяйки постоялого дво­ра, тогда молодого барина и дворовой крестьянки. Но если в стихот­ворении Огарева первая любовь давно забыта и совершенно не меша­ет обычному течению жизни героев, их «хладнокровным» встречам, то в рассказе Бунина все иначе. С самых первых строк возникает какое-то сложное чувство, словно предчувствие тягостного разоча­рования. Это грустное настроение усиливают пейзажные зарисовки и тщательно подобранные выразительные детали: «холодное осен­нее ненастье», дорога, залитая дождями и изрезанная «многими черными колеями», «закиданный грязью тарантас», «тройка довольно простых лошадей, с подвязанными от слякоти хвостами». На этом невеселом фоне происходит знакомство с главным героем. Николай Алексеевич — убеленный сединами, но еще чернобровый и моложа­вый «старик-военный»: стройная не по годам фигура, высокий рост, офицерская выправка, «красивое удлиненное лицо с темными гла­зами», обрамленное седыми слегка вьющимися у висков волосами и такими же белыми усами и бакенбардами.

Николай Алексеевич производит впечатление красавца-аристок- рата, «хозяина жизни»,способного противостоять окружающей бес­приютности. Это чувство подчеркивается сходством с Александром II, которое было распространено среди военных в пору его царство­вания. Одно только выдает героя — его «строгий и вместе с тем усталый взгляд». Надежда — «темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина».

Простая чистая горница постоялого двора, где встретились Ни­колай Алексеевич и Надежда, как бы отгорожена от внешнего мира с его осенней непогодой, тревогами и волнениями. В этой уютной комнатке, где было «тепло, сухо и опрятно» и так «сладко пахло щами», где приятно было отдохнуть с дороги, забыв на время о хо­лоде и ненастье, именно в этой горнице разыгрался последний акт жизненной драмы героев.

Много лет назад они были молоды, прекрасны душой и телом. Невзирая на разницу в социальном положении, они полюбили друг друга, полюбили пылко и страстно, как это бывает в юности. Нико- ленька, как Надежда тогда называла его, был пленен ее волшебной красотой. «Ах, как хороша ты была! — вспоминает он. — Как горя­ча, как прекрасна! Какой стан, какие глаза! Помнишь…»

Конечно, она все помнит. Да и как она могла забыть, ведь он был так «отменно» хорош собой, такие прекрасные стихи ей читал про «томные аллеи»… Это ему она отдала и «свою красоту», и «свою горячку», а он ее так «бессердечно» бросил. «Сколько раз… хотела руки на себя наложить от обиды одной, уж не говоря обо всем прошлом». «Как же можно такое забыть», — вздыхает Надежда.

Всего несколько торопливых реплик, несколько взглядов, а пе­ред нами проносятся вся жизнь героини. Вскоре после разлуки с любимым Надежда получила вольную. При ее красоте, молодости, обретенной свободе она могла выйти замуж, нарожать детей, найти свое счастье с другим. Но не сделала этого, «не могла». «Отчего не могла? — изумляется Николай Алексеевич. — Что ты хочешь ска­пать?» — «Что ж тут объяснять? Небось, помните, как я вас люби­ла», — звучит ответ. Эти простые слова заставили Николая Алексе­евича покраснеть, почувствовать давно забытое волнение, задумать­ся о прожитой жизни. «…Он покраснел до слез, нахмурясь, опять зашагал… — Все проходит, мой друг, — забормотал он. — Любовь, молодость — все, все. История пошлая, обыкновенная.

С годами все проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать». — «Что кому Бог дает, Нико­лай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело». Он поднял голову, остановившись, болезненно усмехнулся: «Ведь не могла же ты любить меня весь век!» — «Значит, могла. Сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот…»

В образах и взволнованных речах героев перед нами предстают неисповедимые пути любви, самой жизни и человеческой души, с лабиринтами их бессознательных движений и «темных аллей».

Герои рассказа давно расстались, но Надежда, сохранившая лю­бовь в своем сердце, сумела сберечь себя как личность и жизнь про­жить достойную. Она содержит постоялый двор, «деньги в рост дает», «богатеет», но живет по совести, строга и справедлива, за это люди ее уважают.

Николай Алексеевич, «оскорбительно» бросивший ее из-за пред­рассудков общества, напротив, наказан жизнью сполна. «Никогда я не был счастлив, — признается он бывшей возлюбленной. — Жену без памяти любил, а она обманула, изменила, бросила».

Сын, которого обожал и на которого возлагал большие надежды, вырос негодяем, наглецом, «без сердца, без чести, без совести». Ни­колай Алексеевич совершенно искренне признается Надежде: «Ду­маю, что… потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни». « …Лишь бы Бог меня простил. А ты, видно, простила». Но Надежда не про­стила его, не смогла забыть нанесенную обиду именно потому, что старая любовь и поныне жива в ее сердце: как в юности у нее не было никого дороже Николеньки, «так и потом не было» и никогда не будет. И именно потому, что все еще любила, она подошла и на прощание «поцеловала у него руку, а он поцеловал у нее…».

Когда тройка навсегда уносила Николая Алексеевича прочь от постоялого двора и от Надежды, он пребывал в смятении. Toхмуро думал: «Да, как прелестна была! Волшебно прекрасна!», то со сты­дом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у нее руку, и тут же стыдился своего стыда. «Разве неправда, что она дала мне лучшие минуты жизни. Да, пеняй на себя. Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные. »

Но не случайно в самом начале рассказа мы испытывали грусть от предстоящего разочарования. «…Боже мой, что же было бы даль­ше? — спрашивает себя герой. — Что, если бы я не бросил ее? Ка­кой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой гос­тиницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей? И, закрывая глаза, качал головой». А Надежда еще долго стояла у окна, провожая взглядом свою любовь, свое несостоявшееся счастье. В новеллах цикла «Темные аллеи» как бы сталкиваются и спорят между собой два голоса: один утверждает, что любовь, как и все остальное на свете, проходит, другой же — что любовь остает­ся в душе навсегда. В заглавном рассказе цикла эти два голоса осо­бенно слышны. Мы стали свидетелями не эпизода из «обыкновен­ной» «пошлой» истории, а события, всколыхнувшего души героев.

Случайная встреча пробудила у Надежды воспоминания остав­ленной, но всю жизнь продолжавшей любить женщины, у Николая Алексеевича, когда-то бессердечно ее бросившего и теперь неожи­данно для себя признавшегося, что он потерял в ней «самое дорогое, что имел в жизни», — горестное сожаление о безвозвратно утерян­ном счастье. Герои «Темных аллей», хочет сказать нам автор, не вла­стны над собой, как и любой человек не волен в своей любви, они не могли контролировать свои чувства, а потому теперь так несчастны. Ведь жизнь души неподвластна разуму, она неизъяснима.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.