Рассуждение Анна Петровна уже давно не имела никаких иллюзий. Можно ли ставить материальные ценности выше семейных?

Сочинение

Подготовка к написанию сочинения — рассуждения в формате ЕГЭ

Аргумент(ы) 1.словом можно соединить людей, можно и разъединить их,

2.словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти

Вывод ОТСУТСТВУЕТ
  • Обязательно ли в тексте – рассуждении должны присутствовать все элементы схемы

ТЕЗИС – ДОКАЗАТЕЛЬСТВА — ВЫВОД

  • В какой части текста – рассуждения нужно искать основную мысль? Сформулируйте основную мысль этого текста. (Великая роль слова в человеческом обществе).

    Какое ключевое слова помогают сформулировать основную мысль?

  • В экзаменационном задании нам предлагают определить ПРОБЛЕМУ текста, а не основную мысль. В чем отличаются эти понятия?
  • Основная мысль конкретна, выражает цель, поставленную писателем при создании данного текста, а проблема – более широкое понятие.

Одной проблеме могут быть посвящены десятки и сотни текстов.

  • Работая над сочинением, можно идти от позиции автора к проблеме. Как правило, выявить и сформулировать мыль текста проще, чем сформулировать проблему. В этом случае можно использовать следующий алгоритм:

1. Выделить ключевые слова в тексте

2. Используя ключевые слова, сформулировать основную мысль текста

3. Записать ее в виде законченного предложения.

4. Определить, на какой вопрос отвечает это предложение.

5. Записать этот вопрос, который и будет проблемой текста.

  • Давайте потренируемся, проанализировав текст Максима Кронгауза.

На одном из семинаров мы беседуем со студентами, и один вполне воспитанный юноша в ответ на какой – то вопрос произносит: «Ну это же, как её, блин, интродукция». Он, конечно, не имеет при этом в виду обидеть окружающих и вообще не имеет в виду ничего дурного, но я вздрагиваю. Просто я не люблю слово блин.

Естественно, когда оно используется в качестве замены сходного по звучанию матерного слова. Точно так же я вздрогнул, когда его произнёс актёр Евгений Миронов при вручении ему какой – то премии (кажется, за роль князя Мышкина).

Объяснить свою неприязненную реакцию я, вообще говоря, не могу. Точнее, могу только сказать, что считаю это слово вульгарным, но подтвердить своё мнение мне нечем, в словарях его нет, грамматики его никак не комментируют. Но когда это слово публично произносят воспитанные люди, от неожиданности я всё ещё вздрагиваю.

  • Чтобы полнее проанализировать этот текст, я предлагаю разделиться на группы.

1-я группа

будет работать над рецензией к данному тексту. Ваша задача – выделить части композиции, прокомментировать содержание текста и поставить соответствующее количество баллов.

2-я группа

будет оценивать грамматическую сторону этого сочинения.

Проблема отношения родителей к своим детям.

Сочинение написано учеником общеобразовательной школы. Могут быть ошибки.

Текст Ларисы Григорьевны Матрос:

(1) Натка вышла из дома и направилась вдоль улицы. (2)Вопреки ясной, солнечной погоде на душе было мрачно и тягостно. (3)Сегодня мама купит ей платье, даже мысль о котором отравляет предпраздничное настроение. (4)Мама купила бы это платье ещё вчера вечером, когда они завершали «последний», как она сказала, тяжкий поход по магазинам. (5)Но их отказались обслужить, так как время работы торгового центра истекло и все кассы были закрыты. (6)Это было простое шёлковое белое платье, совершенно не соответствующее мечте Натки о наряде на выпускном балу, который состоится через два дня. (7)Она сама точно не знала, какое именно хочет. (8)Но знала точно, что не хочет такое платье, на котором настояла мама. (9)Натка вообще уже потеряла надежду на то, чтобы найти общий язык с мамой, которая с каждым днём становилась всё более агрессивной по отношению к ней. (10)Казалось, что мама только и ждёт чего-то плохого от неё, опасается плохих новостей о внедомашней и внешкольной жизни дочери, которая всё более замыкалась. (11)Но Натка знала себя. (12)Она знала, что заложенное именно мамой сидит в ней так прочно, что она никогда не сможет переступить черту, за которой то, на что падки некоторые её ровесники… (13)Натка знала, что никогда не позволит себе опустить планку требований к себе, не предаст своего идеала самой себя, стремление к которому ей внушала мама с самого раннего детства.

(14)Но, как бы назло самой себе, Натка свою внутреннюю «правильность» тщательно прятала за внешней бравадой, выраженной в манере разговаривать (неподобающей «приличной девушке», со слов мамы), в одежде. (15)«Словечки», мини-юбки, бикини и тому подобное пугали маму, приводили в шок, заставляли вырабатывать методы борьбы с помощью всё увеличивающейся шкалы запретов. (16)Это влекло противоположный эффект, и дочь придумывала всё более изощрённые (нередко успешные) способы противостояния. (17)Но подготовка к выпускному завершилась полным поражением Натки, олицетворённым в этом отвратительном платье, на котором настаивала мама тоном, не допускающим возражений. (18)В самом мрачном настроении Натка брела по городу куда глаза глядят. (19)На одной из улиц, где, как ей показалось, она вообще не бывала, её внимание привлекла витрина маленького (судя по всему, совсем нового) магазинчика. (20)Девушка из праздного любопытства отворила дверь, и перед ней предстало платье, которое просто приворожило её. (21)Светло-пепельного цвета, составленное из нескольких слоёв мягкого шифона. (22)Платье было без рукавов и даже без лямочек. (23)От драпировки у груди шифон спадал каскадом воланов разной ширины, которые, как воздушная спираль, обволакивали фигуру манекена.

(24)Натка не могла не примерить это чудо и, глянув в зеркало, не узнала себя. (25)Её фигура стала какой-то отточенной, с более длинной шеей и более округлыми плечами. (26)Платье было словно специально подогнано к натуральным цветам её внешности: пепельным волосам, персиковой коже и светло-карим глазам. (27)«Цена платья превышает вдвое стоимость того, что выбрала и уже наверняка купила мама в обеденный перерыв, — размышляла девушка, с грустью возвращая платье на место. — (28)Но здесь дело не только в цене. (29)Попадись это платье на глаза маме ранее даже при сходной цене, она бы всё равно не купила его, так как оно выходит за рамки её представления о платье, которое подобает носить “скромной девушке”». (30)Уже поздним вечером Натка зашла к старшей подруге (первокурснице университета) Оле и за чаепитием поделилась с ней своим настроением. (31)Семья подруги относилась к числу весьма зажиточных. (32)Оля предложила Натке взаймы деньги на неопределённый срок на полюбившееся платье. (33)Девушка возвращалась домой с мечтой о том, как завтра побежит прямо к открытию магазинчика за платьем-мечтой. (34)Натка осторожно повернула ключ входной двери, поскольку мама уже должна спать, как обычно в это время. (35)Девушка была рада тому, что так оно и оказалось и ей не нужно объясняться с мамой. (36)Она тихо прошмыгнула в свою комнату и нашла выключатель. (37)Когда вспыхнул свет, перед её глазами предстало разложенное посреди кровати то самое платье, которое она мерила в новом магазинчике несколько часов назад.

(По Л. Матрос*)

Сочинение по тексту:

Лариса Григорьевна Матрос – юрист, является доктором философии, а также писатель и литературный критик, в своем произведении поднимает проблему недоверчивого отношения родителей к своим взрослеющим детям.

Автор пишет про Натку и её не самые лучшие отношения с мамой. Несмотря на то, что главная героиня никогда не сможет приступить то, что заложено ей мамой с самого детства, она уже потеряла надежду на общий язык с мамой, которая с каждым днем относилась к ней все более агрессивно.

Лариса Григорьевна считает, что сущность характера подростков часто не соответствует их поведению, они прячут воспитанную родителями «правильность» за внешней бравадой, поэтому вызывают их сомнение в прочности нравственных установок.

Обратимся к произведению И.С.Тургенева «Отцы и дети». Главный герой произведения Евгений Базаров чувствует себя чужим к своим родителям. И, хотя по собственному признанию, любит их, но своим отношением приносит им огорчения.

В жизни часто встречаются противоречия между детьми и их родителями. Взрослые не всегда видят своего ребенка со всех сторон. Если они воспитывают его на высоких нравственных ценностях, но он не заправляет по утрам кровать, они начинают злиться и считать его не тем, кем хотели бы, но они даже не догадываются, что благодаря их воспитанию он никогда не пробовал курить и будучи в одиннадцатом классе не употребляет в своей речи мат.

В заключение хочу сказать, что не стоит судить ребенка по тем признакам которые вы наблюдаете, порой стоит стать к нему поближе и вы увидите, что он такой каким вы его растили.

Сочинение 1

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования) .

Сформулируйте позицию автора (рассказчика) . Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента) .

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1) Будни. (2) Они сплошная беспробудность. (3) Тягучая скука. (4) Непрестанный шум, время от времени прерываемый очередною неудачею. (5) О, плохое настроение! (6) А понедельник — это прообраз будней.

(7) Да, тогда дело с жизнью обстоит плохо! (8) Но нельзя перекладывать вину за это на «жизнь». (9) У тебя не хватает искусства жить; было бы глупо ожидать, что жизнь устроит тебе торжественный приём. (10) Так что твори сам и преображайся, иначе будни одолеют тебя. (11) А в жизни нет большего стыда, чем быть побеждённым — и не великаном, не могущественными врагами, не болезнью, а серою повседневностью существования. (12) Итак — искусство жизни! (13) Прежде всего: спокойно и мужественно смотреть в глаза врагу! (14) Нам никогда не избавиться от будней. (15) Они будут всегда. (16) Они составляют материю нашей жизни. (17) И если праздник служит лишь тому, чтобы, подобно молнии, осветить серость будней и обличить повседневность, то он нам вреден и мы недостойны его. (18) Только тот заслужил радость праздника, кто полюбил свои будни. (19) Как этого добиться?

(20) Этого можно достичь, отыскав священный смысл в своей будничной работе, погрузив его в глубину сердца и осветив и воспламенив повседневность лучом его света. (21) Это первое требование, даже первооснова искусства жизни. (22) Что есть ты во Вселенной? (23) Каковы твои деяния перед Отечеством?

(24) Ты ещё этого не уяснил? (25) Ты ещё этого не знаешь? (26) Как же ты живёшь? (27) Бессмысленно, слепо, тупо и бессловесно? (28) Тогда легко постичь «сплошную беспробудность» твоих будней. (29) И скуку, и плохое настроение, и всё им сопутствующее.

(30) Нельзя слепо воспринимать ежедневный труд как лишённую смысла работу по принуждению, как галерную пытку, как муку от зарплаты до зарплаты. (31) Надо одуматься. (32) Надо понять серьёзный смысл своей профессии и заботиться о ней во имя её высокого смысла. (33) Надо серьёзно отнестись к самому себе, а значит, и к собственной профессии, и к собственным будням. (34) Будни остаются, но их необходимо преобразить изнутри. (35) Они должны наполниться смыслом, ожить, стать многоцветными; а не оставаться «сплошной беспробудностью».

(36) Бессмысленно — это безрадостно. (37) Человек создан так, что не может жить безрадостно. (38) Тот, кто кажется живущим без радости, непременно выдумал себе замену радости. (39) Радость должна, однако, вырастать из повседневного труда, пусть даже только в том смысле, что трудишься всё лучше и лучше, повышаешь качество своего труда, перемещаясь тем самым вверх по ступеням совершенствования.

(40) Если же ты нашёл высокий смысл твоего труда и радость в его качестве, сможешь ли ты и после этого говорить о «сплошной беспробудности»? (41) Жизнь станет для тебя тогда светящейся нитью. (42) И взлёт в твоей жизни обеспечен. (43) Ведь радость высвобождает творческие силы, творческие силы создают качество, а качество труда вызывает радость от труда.

(44) Посмотри: так твои будни попадают в добрый круг духовного здоровья. (45) И теперь для тебя нет больше тягучих будней.

(по И. А. Ильину*)

Иван Александрович Ильин (1883—1954) — русский философ, писатель и публицист.

Пояснение.

Примерный круг проблем:

1. Проблема отношения человека к будням. (Как справиться со скукой будничной жизни? )

2. Проблема отношения к труду.

Справочный материал «Сочинение по тексту А. Приставкина»

Рейтинг

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

(1)Недавно я побывал в Троице-Сергиевой лавре. (2)Я бродил по многочисленным комнатам музея, без воодушевления

смотрел на бесконечные короны, да ризы, да всякие украшения одежды, и на их хозяев, тут же вправленных в рамки. (3)Музей этот очень богат, и, может, оттого нас запустили группой, заперли дверь огромным железным засовом и снаружи поставили милиционера.

(4)Так ходил я между златом с одной стороны да серебром — с другой, не зная, куда отворачиваться от неестественного блеска, которого, может быть, хватило бы для игры и перелива целому озеру Селигеру.

(5)И тут наткнулся я на оригинальную запись

, вывешенную на стене. (6)Это была опись 1641 года об оружии, установленном на крепостной стене монастыря. (7)Там писалось: «На красной башне против святых ворот пищаль полуторная, медная. (8)Другая пищаль на колѐсах, пушкарь у той пищали Первушка Фѐдоров».

(9)И словно бы всѐ ожило

тотчас, мне даже послышалось, как зашелестела парча, сброшенная с благородных плеч, и покатилась, звякнув, золотая пуговица, и вельможи в рамках покосились в окно — на месте ли сторожа, на посту ли пушкари, а то не приведи господи… (10)А Первушка Фѐдоров вот он, сидит у полуторной пищали, что на колѐсах, и поглядывает с крепостной стены спокойным оком. (11)Глаза у Первушки большие, глубокие, с синевой, руки крупные, в узлах, потому как прежде дома рубил и печки клал. (12)А рубаха самая что ни на есть домотканая, отбелѐнная на первых снегах, никто не сохранит эту рубаху и не положит под стекло.

(13)Я тогда счастливо переживал радость, что время обхитрило всѐ это — нержавеющее и вечное и донесло до меня живой, странно волнующий образ русского пушкаря. (14)Такое настроение я пронѐс через все комнаты музея, пока вежливый милиционер дважды не пересчитал нас и не открыл засова.

(15)— Ах ты, Первушка Фѐдоров, — приговаривал я про себя.

(16)— Ах ты, дорогой предок мой, Первушка! (17)Я не знаю и сейчас, верно твоего лица. (18)На старых деревянных иконах, где на передний план, почти на рамы властно взгромоздились угрюмые князья с жестокими самодержавными лицами и их любимые кони, я только предположительно нахожу тебя, мой дорогой предок. (19)3а объѐмными плечами князя, где скорой рукой мальчика-подмастерья выписаны сто шлемов подряд или просто жѐлтой охрой серпы волос, ты и стоишь там, предок Первушка Фѐдоров. (20)И ранее, и тогда, и много раз потом будет твориться эта несправедливая картина, и будут русский народ выводить общим фоном за плечами единого человека-иконы с жестокими неподвижными чертами. (21)И много раз я буду тебя угадывать, пушкарь Первушка Фѐдоров, только потому, что ты не покинул свою пищаль ни в 1641 году, ни триста лет потом. (22)В 1941! (23) А пока ты есть, Первушка Фѐдоров, на земле, будет жить земля русская, будут стоять на крепостной стене меткие пушкари и будет земля наша цела заботами тех пушкарей

  • (А. Приставкин*)

* Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931—2008) — русский писатель, общественный деятель. Широкую известность принесла повесть «Ночевала тучка золотая…» (1987)