Нигилизм Базарова в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)

Сочинение

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» показано русское общество конца 1850-х годов. Это время в России ознаменовалось бурными политическими спорами, ведшимися в преддверии отмены крепостного права. Вся Россия, по сути, раскололась на два противоборствующих лагеря: на либералов-дворян и на революционных демократов-разночинцев.

Обе стороны понимали необходимость перемен, но представляли их по-разному. Революционные демократы придерживались более радикальных мер. Это противостояние проникало во все сферы жизни, и Тургенев очень правильно увидел и показал этот процесс. Но был и еще один процесс, который Тургенев фактически предсказал. Это было возникновение нового течения – нигилизма. Нигилисты не имели никаких положительных идеалов, они отрицали все, что казалось им оторванным от жизни, не имеющее под собой доказательств и фактов. Главный герой романа Евгений Базаров – персонаж чрезвычайно интересный, порой противоречивый. По сути, он единственный представитель нового поколения в романе. Аркадий, его мнимый ученик, хочет быть человеком нового времени, с новыми представлениями и совершенно напрасно «напяливает» на себя базаровские идеи. Он всегда говорит громче и пафоснее Базарова, что и выдает в нём ложность его нигилизма. Он нисколько не пытается скрыть свои увлечения, которые Базаров презрительно именует «романтизмом». Аркадий откровенно рад видеть отца в начале романа, тогда как Евгений смотрит на родителей несколько свысока. Аркадий не скрывает своей привязанности к Кате, в то время как Базаров мучительно пытается задушить в себе любовь к Анне Сергеевне.

Базаров – нигилист по духу, Аркадий – на словах. Таковы же Кукшина и Ситников, с той лишь разницей, что они вдобавок еще и невоспитанны. Базаров с пылом врывается в жизнь, стремясь как можно больше подорвать традиционные устои общества. Как и Онегин, Базаров одинок, но его одиночество создаётся резким противостоянием всем и вся. Базаров часто употребляет слово «мы», но кто эти мы – так и остается непонятным. Не Ситников же с Кукшиной, которых тот откровенно презирает. Казалось бы, появление такого человека, как Базаров, не могло не потрясти общество. Но вот он умирает, и, читая эпилог романа, мы видим, что судьба всех героев романа (за исключением стариков-родителей Базарова) сложилась так, как если бы никакого Базарова вообще не было. Лишь добрая Катя вспоминает в счастливую минуту свадьбы о безвременно ушедшем друге. Евгений – человек науки, но в романе нет ни единого намека на то, что он оставил в науке какой-нибудь след. Так что же? Неужели Базаров «Прошел над миром без шума и следа?» Неужели Базаров был всего лишь лишним человеком в обществе или его жизнь стала образцом для многих, в том числе и тех, кто хотел и мог что-то менять? Тургенев не знал ответа на этот вопрос. Его пророческий дар помог ему раскрыть настоящее, но не позволил заглянуть в будущее.

7 стр., 3334 слов

Базаров и Аркадий. Сравнительная характеристика ( )

... времена. Посмотрите эти сочинения Базаров и Павел Петрович (сочинение) Споры Базарова и Павла Петровича представляют социальную сторону конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети». Здесь ... лишь обычная привязанность учителя и ученика, исходя из которой у Базарова с Кирсановым и сложилось впечатление крепкой дружбы. Молодым людям не удается даже сохранить теплые приятельские отношения. Аркадий, ...

На вопрос этот ответила история. Тургенев поместил своего героя в такие условия, где он кажется исключением из правила. Он, как уже говорилось, едва ли не единственный представитель поколения детей в романе. Ни одному из остальных героев не удалось избежать его критики. Он вступает в споры со всеми: с Павлом Петровичем, с Анной Сергеевной, с Аркадием. Он белая ворона, возмутитель спокойствия. Но в романе показана лишь достаточно замкнутая среда. На деле же Базаров не был единичным представителем нигилизма в России. Он был одним из первых, он лишь указал дорогу другим. Волна нигилизма прошлась по России, проникая во все новые и новые умы. Перед смертью Евгений отрекается от многих своих идей. Он становится похожим на других людей: он дает волю своей любви, он разрешает отпеть себя священнику. Перед лицом неизбежной гибели он отметает все наносное, второстепенное. Он понимает, что его воззрения были ошибочны. Он осознает тщетность прожитой жизни, но разве это значит, что он не был нужен России? Смерть Базарова стала смертью его доктрины лишь у Тургенева. Как знать, не была ли бесплодность жизни Базарова попыткой Тургенева подавить в себе пророческие тревоги за будущее России, внушить себе, что Базаровы приходят и уходят, а жизнь продолжается? Все же Базаров – человек своего времени, причем далеко не худший. Многие его черты были преувеличены Тургеневым, это так, но как человек, Базаров достоин уважения. По словам Писарева, «На людей, подобных ему, можно негодовать, сколько душе угодно, но признавать их искренность – решительно необходимо… Если базаровщина – болезнь, то она – БОЛЕЗНЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ…»

Предложения интернет-магазинов

Похожие материалы:

  • Автор и его герой в романе Тургенева «Отцы и дети» — .
  • Базаров в любви и смерти — .
  • Базаров и Аркадий. Сравнительная характеристика — .
  • Базаров и Кирсанов — .
  • Базаров и Одинцова (по роману И.А. Тургенева «Отцы и дети») — .

Можно ли Базарова назвать «лишним» человеком? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Выражение «лишние люди» впервые употребил именно Тургенев. Фигуры «лишнего человека» и «героя времени» в русской литературе более или менее тождественны и характеризуются вполне определенным набором сюжетных функций, деталей поведения, сопутствующих мотивов, конечно же, эпохой.

7 стр., 3416 слов

Образ Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети»

... 2. Образ Баранова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» тургенев базаров роман произведение В 1869 году, касаясь истории создания этого романа, Тургенев писал: «…в основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача… В этом замечательном человеке ...

Изображая Базарова, Тургенев следует этой литературной традиции, отсюда и формальное сходство образа Базарова с образами «лишних людей». Если вспомнить историю литературы, то к таким образам можно отнести Евгения Онегина, Печорина, Рудина и даже Чацкого. Почему же мы относим Базарова к этой галерее героев? Почему ставим с ними в один ряд? Почему вышеназванных персонажей называли «героями своего времени», мы знаем. Теперь следует обратить внимание на эпоху, в которую жил Базаров, ситуацию, в которой он оказывается. Безусловно, очень важен характер самого героя.

Итак, действие романа Тургенева разворачивается в 1859 году. Это время выхода на общественную арену нового сословия – разночинцев. Накал политических страстей накануне крестьянской реформы 1861 года достиг своего апогея. Основные сражения происходили между революционерами-демократами и сторонниками либеральных реформ. Тургенев в своем произведении ставит задачу показать представителя нового поколения максимально объективно, оценивая слабые и сильные стороны его идейных принципов. «Если Базаров называется нигилистом, то надо читать – революционером», — писал автор. Он наделяет своего героя крайне материалистическими взглядами, которые были присущи многим представителям молодого поколения.

Далее, на протяжении всего романа, Тургенев раскрывает слабые стороны позиции Базарова, частично, в спорах с Павлом Петровичем, частично, в испытании любовью к Анне Сергеевне Одинцовой. Базаров не видит разницы между человеком и другим существом. Он говорит, что «человек – это та же лягушка». Но он начинает осознавать это различие, полюбив. Намечается конфликт в душе героя, конфликт, который переживали и Онегин, и Печорин, и Рудин.

Трагическое противоречие в душе главного героя разрешается единственно возможным в данной ситуации способом – смертью Базарова. Душевный кризис и крушение надежд испытали все вышеперечисленные «лишние люди». Для своего героя Тургенев избрал особый вариант – смерть. Писатель считал, что без такого финала роман не был бы закончен. Осталась бы своеобразная недосказанность. И поэтому есть какая-то мрачная ирония в том, что человек, верящий «свято» в естественные науки и медицину, умирает от случайного пореза при вскрытии трупа.

Но перед смертью в душе Базарова происходит некое примирение с действительностью, с несостоятельностью своих жизненных позиций. Он как бы смягчается и открывается для любви: становится более терпимым по отношению к родителям, перестает сопротивляться любви к Одинцовой.

Трагическое противоречие разрешается своеобразным примирительным аккордом. Автор опровергает ошибочные воззрения своего героя, противопоставляя его взглядам весь ход вещей, законы, по которым существует природа и сам человек. В обществе все развивается так же, как и в природе – постепенно, естественно.

Мы видим кризис личности, свойственный всем лишним людям. Но не стоит забывать, что, несмотря на ошибочность своих идей, и Онегин, и Печорин, и Рудин были сильными личностями. Это были лучшие представители своего времени, и именно потому, что они лучшие, им было суждено осознать свои ошибки, свое неправильное восприятие жизни. Так же произошло и с Базаровым, ведь это лучший представитель «нового» поколения, неординарная, сильная личность, которая не смогла в силу своего характера переосмыслить жизненные ценности.

«Жизнь… без смысла, силы без применения…» — так говорил В.Г. Белинский о подобном типе героев. Бесплодность прожитой жизни подчеркивается контрастом честолюбивых претензий Базарова: «лекарский сын» и дьячковский внук – «как Сперанский». Но ожидает его бесславный конец: герой романа умирает во цвете лет, без семьи, без потомства, не принеся обществу видимой пользы.

5 стр., 2481 слов

П.П. Кирсанов и Е. Базаров как герои-антагонисты

... Базаров. Но он искренне верит, что народ по духу своему революционен, поэтому нигилизм -- проявление именно народного духа. 3. Взгляды героев на природу и искусство Имеются разногласия Базарова и Павла Петровича в ... в 60-е годы XIX века. Тургенев ставит вопросы, волнующие передовых людей того времени: в чем расхождение между революционерами-демократами и либералами; как надо относиться к народу, ...

Итак, видно, что образ Базарова практически полностью укладывается в концепцию «лишних людей», обозначенную такими великими писателями, как Грибоедов, Пушкин, Лермонтов. Поэтому так можно назвать и Базарова, учитывая, что «лишний человек» практически приравнивается к «герою своего времени».

Похожие статьи:

Тургенев И.С. → Характер конфликта в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Тургенев И.С. → Смысл названия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Тургенев И.С. → Тема дворянской усадьбы в романе И. Тургенева «Отцы и дети»

Тургенев И.С. → Через какие испытания проходят герои романа Тургенева «Отцы и дети»?

Тургенев И.С. → Столкновение теории с жизнью в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Сочинение на тему базаров в системе действующих лиц

«Я хотел сделать из него лицо трагическое – тут было не до нежностей»,– пишет о Базарове в одном из писем к Случевскому 14 апреля 1862 года И. С. Тургенев. Первоначально по замыслу автора Базаров – «…не без цинизма, фраз и действительных способностей. Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ (смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского).

Живет малым, доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает… Знает довольно много – энергичен, может нравиться развязностью, в сущности, бесподобнейший субъект – ибо без всякого энтузиазма и веры… Независимая душа и гордец первой руки». Прототипом главного героя, Базарова, был молодой провинциальный врач, поразивший писателя умом и духовной силой. Первое наше знакомство с Базаровым происходит 20 мая 1859 года. Молодой человек, Аркадий Кирсанов, возвращается домой после учёбы и привозит с собой погостить своего приятеля, представившегося как «Евгений Васильев». Вскоре мы узнаём, что Базаров – сын уездного лекаря и дворянки. Он не только не стыдится своего положения в обществе, но даже отвергает свои дворянские корни. «Чёрт его знает. Секунд-майор какой-то»,– с пренебрежением говорит он об отце своей матери. По самому первому описанию мы видим, что Базаров умён и самоуверен. Он полностью посвятил свою жизнь естественным наукам и медицине. Он признаёт за истину только то, что можно увидеть и пощупать, а все остальные чувства – это «вздор» и «романтизм». Базаров – ярый материалист, доходящий в своих убеждениях до крайностей. Он отвергает музыку, поэзию, живопись, искусство вообще.

В окружающей природе он видит мастерскую человека, и не более того. «Что же такое Базаров?»– спрашиваем мы словами Павла Петровича. Интересно, что уже описание внешности героя говорит нам о неординарности его натуры: высокий рост, обнаженная красная рука, «длинное, худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом», «большие зеленоватые глаза и висячие бакенбарды песочного цвета», лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Еще можно заметить отношение автора к герою – оно не прочитывается прямо, но, если сравнивать с тем, как иронично говорит Тургенев о внешности Павла Петровича, то можно заметить некоторое уважение и симпатию к столь необычному виду Базарова. Из этого описания можно сделать выводы о Базарове: его красная обнаженная рука говорит об отсутствии щегольства, простоте и «плебействе», а медлительность, вернее, неохотливость действий создает некое ощущение бестактности, даже невежества. У Базарова особые взгляды на жизнь: он – нигилист, то есть «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Жизненное кредо Базарова построено на отрицании: «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».

18 стр., 8562 слов

Евгений базаров: характеристика и образ героя в романе и.с. тургенева ...

... Базаров умирает, Тургенев пытается показать о том, что наконец-то герой получил умиротворение и покой. Сочинение Характеристика и образ Базарова Иван Сергеевич Тургенев ... одре он меняет все свои убеждения. В этом эпизоде показана эволюция героя. Он понимает, что никакой ... интересно отношение Базарова к народу, он считает себя его представителем и пользуется уважением у истинных представителей народа ...

Не раз он высказывает свои идеи: «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «природа пустяки…Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Рафаэль гроша медного не стоит», он отрицает даже любовь. Он отрицает и принципы либералов, и английский аристократизм, и логику истории, и авторитеты, и парламентаризм, и искусство, и общину с круговой порукой – одним словом, всё то, во что верили либералы – «отцы». Он смеётся над «таинственными отношениями между мужчиной и женщиной», ставит в один ряд слова: романтизм, художество, чепуха, гниль. Однако было бы неверным утверждать, что Базаров рубит сплеча, начисто отвергая всё. Отрицая абстрактную науку, Базаров выступает за конкретные, прикладные науки; отрицая авторитеты ради авторитетов, он считается с мнением «дельных» людей. «Я разделяю почти все его убеждения», – писал Тургенев о Базарове. Действительно, во многом сходны их взгляды на окружающую действительность, на различные общественные прослойки. Автора и героя сближают сознательное отношение к жизни, постоянные поиски. Для Тургенева эти поиски означали стремление понять человека, его духовный мир, научить его быть счастливым. Базаров – талантливый медик.

По сути дела, у врача та же цель, что и у настоящего писателя. Базаров не стремится извлечь выгоду из своей профессии. Он предпочитает бескорыстно лечить больных крестьян, занят экспериментом, ибо знает, как мало известно еще медицинской науке. Но в отношении Тургенева к Базарову сказалась и сословная неприязнь писателя, его умеренно – либеральные иллюзии. Будучи ярым сторонником постепенного реформаторского преобразования России и противником всякого насилия (революции), Тургенев не верил и не мог верить в перспективность революционной демократии. Вот почему автор сделал Базарова отчасти трагическим героем, он лишил его оптимизма, устремления в будущее, веры в светлые идеалы, он, наконец, сделал его нигилистом. И автор, и герой болезненно воспринимают зло, творящееся в России, они пытаются разобраться в его причинах, видят их в неправильном устройстве общества, ищут средства искоренения социальных бед. Тургенев борется за свою правду в романах и статьях. Его герой неуязвим в спорах, он не идет на компромиссы с совестью. Писатель и персонаж его романа стремятся говорить правду о жизни, им ненавистно пустословие. Тонкие психологи, они чувствуют малейшую фальшь и выражают к ней свое презрение: автор – изобразительными средствами, герой – действием.

Они не проводят жизнь в праздных развлечениях, большую часть времени посвящают труду. Тургенев – автор известных романов, повестей, пьес. Базаров много работает, кроме медицины занят химией и другими естественными науками. В своем Базарове Тургенев хотел изобразить выдающегося представителя бурной эпохи, в шторой многое его восхищало, но со многим в ней он не соглашался. Писатель считал, что Россия рано или поздно пойдет по «западному» пути развития, он не был сторонником революционного вмешательства в жизненное течение. Базаров стоит на позициях революционной демократии. Он хочет разрушить старое, гневно бичует пороки общества. Кроме того, автор и герой – люди разных темпераментов, наклонностей. Герой Тургенева противоречив. Стремясь переделать общество, он эгоистически боится, что кто-то воспользуется плодами его стараний. Тургенев в этом смысле «бескорыстнее» Базарова. главная цель писателя – помочь людям разобраться в жизни. В поступках Базарова, в способах обрисовки его характера чувствуется авторское отношение. Тургенев явно симпатизирует своему «нигилисту», ставит его выше других персонажей. Сила Базарова в его целеустремленности, смелости, широте взглядов, способности к самоанализу.

6 стр., 2623 слов

Базаров и русский народ (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

... романа Тургенева. Личность, созданная автором, привлекает читателя, вынуждает заострять на нем внимание из-за определенных качеств персонажа и харизмы. Описание и темперамент Будущий доктор Евгений Базаров ... Базарову жизни. Аркадий же постепенно остывает и приходит к тому, что для него больше подойдет размеренная семейная жизнь. ... ли России Базаров?» можно ответить положительно, написав мини-эссе на ...

Но Тургенев не может согласиться с огульным отрицанием того, что ему так дорого. Двойственность авторского отношения выразилась в противоречивости характера героя. Образ автора, как правило, многограннее образа любого его героя. Личность писателя раскрывается в каждой строчке. Тургенев был первым писателем, затронувшим проблему разночинцев-демократов. От него зависело, как изобразить враждующие стороны, повествуя об отцах и детях. Тургенев проводит своего героя через главное испытание – испытание любовью. Умный и сильный, выходивший из всех предшествующих коллизий победителем, но потерпевший фиаско в любви, наш герой заметно эволюционирует в сторону скептицизма и пессимизма. Попав во власть романтики, которую ранее считал белибердой, он поступается многими своими убеждениями и взглядами. Вполне естественно, что на первых порах Базаров не хочет сам себе сознаться в своём поражении. Но как бы он ни храбрился, ему не удаётся стать таким, каким он был до встречи с Одинцовой. После знакомства с ней в Базарове медленно назревают перемены, сопровождаемые внутренней борьбой героя с самим собой. Поначалу он ничуть не уступает себе: «Это что за фигура? На остальных баб не похожа», «посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа», «этакое богатое тело.

Хоть сейчас в анатомический театр. Первый сорт». Но проходит время. В поведении Базарова мы можем наблюдать некоторую растерянность, он не понимает, что же с ним происходит, он не верит в возможность каких-либо чувств. Он уже не может сохранять обычную выдержку и самообладание, легко раздражается. Тургенев пишет: «Настоящею причиной всей этой «новизны» было чувство, внушенное Базарову Одинцовой, чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас бы отказался с презрительным хохотом и цинической бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нем происходило». Базаров «с негодованием сознавал романтика в самом себе». Он начинает оперировать такими понятиями, как красота. Несмотря на то, что его любовь отвергнута, Базаров выходит из этого испытания обогатившим свою душу, себя. Пусть открытие способности любить Базарову стало болезненным и непростым, он становится после этого более понятным и человечным как для автора, так и для читателя. Во взглядах Базарова можно обнаружить много общего с идеями революционеров – шестидесятников. Но автор романа в перспективность революционно – демократического движения не верил. Он фактически привёл своего «революционера» Базарова в конце романа в тупик, лишил его веры в будущее, заставил отказаться от борьбы. Именно в этом сказалась позиция Тургенева. Однако автор не злорадствует над поверженным Базаровым, а, напротив, жалеет его, сочувствует ему, чем вызывает у читателя большую симпатию к трагической судьбе своего героя. Как медик, он первый поставил себе диагноз, но не испугался смерти, а просто смирился с ней. Единственное, о чём он жалел, это о том, что не успел достичь своей жизненной цели. Писатель отмечал, что восхищался Базаровым, а, работая над сценой его смерти, плакал навзрыд. Это были слезы художника, видевшего трагедию огромного человека, в котором отразилась часть его собственного идеала. Тем не менее, писатель утверждает, что «страстное, грешное, бунтующее сердце» героя билось во имя временных, преходящих целей: цветы, растущие на могиле Базарова, говорят о «вечном примирении и о жизни бесконечной…» Сцена смерти тоже символична. Тургенев выполнил свой замысел: он заставил Базарова отступить перед любовью, перед презираемой им романтикой, перед всесильной жизнью. Роман Тургенева «Отцы и дети» вызвал о себе различные мнения и толкования. Одни читатели обвиняли писателя в оскорблении молодого поколения, другие, напротив, с негодованием упрекали его в низкопоклонстве перед этим молодым поколением. Но сам Тургенев считал Базарова своим любимым детищем. Он никогда не выдумывал своих героев, а брал из жизни какого-то очень запомнившегося, заинтересовавшего его человека, и по ходу написания этот новый «тип» обрастал теми или иными характерными чертами. Это был реальный доктор Д., списанный почти с натуры. «Впечатление, оказанное на меня этой личностью, – писал Тургенев, – было очень сильно и в то же время не совсем ясно». Образ рождался трудно и противоречиво, потому что ничего подобного в литературе ещё не было. «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, …сильная, злобная, честная и всё-таки обречённая на гибель, потому что она всё-таки стоит в преддверии будущего», – так писал Тургенев в одном из писем. Основной идеей романа Тургенев считал торжество демократии над аристократией. Рисуя фигуру Базарова, Тургенев придал ему резкость и бесцеремонность тона не из желания оскорбить молодое поколение, а потому что видел в жизни подобных людей среди демократов-шестидесятников. Во многом он считал себя согласным с Базаровым, но он не видел реального будущего у своего героя, поэтому и дал ему погибнуть. Базаров был своего рода переходный тип к настоящим революционерам. Базаров умирает, но идеи его остаются в обществе, и обязательно найдётся человек нового поколения, который подхватит их и воплотит их в жизнь. «Автор проводит своего героя по книге, последовательно устраивая ему экзамены во всех сферах жизни – дружбе, вражде, любви, семейных узах. И Базаров последовательно проваливается всюду» («Формула жизни», П.Вайль, А.Генис).

10 стр., 4701 слов

Базаров и родители в романе Тургенева Отцы и дети

... сочинения: ← Образ и характеристика Базарова в Отцы и дети↑ ТургеневИспытание любовью Базарова и Одинцовой в романе Отцы и дети → Родители Базарова Василий Иванович Базаров ... Отношение Базарова к родителям Роман русского писателя И. С. Тургенева « ... Базаров понимает это, потому и просит Одинцову не забывать его стариков: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Эти слова из ...

Из письма Тургенева к А. А. Фету: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу! Вот тебе и тенденция».

klassreferat.ru

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» показано русское общество конца 1850-х годов. Это время в России ознаменовалось бурными политическими спорами, ведшимися в преддверии отмены крепостного права. Вся Россия, по сути, раскололась на два противоборствующих лагеря: на либералов-дворян и на революционных демократов-разночинцев. Обе стороны понимали необходимость перемен, но представляли их по-разному. Революционные демократы придерживались более радикальных мер. Это противостояние проникало во все сферы жизни, и Тургенев очень правильно увидел и показал этот процесс. Но был и еще один процесс, который Тургенев фактически предсказал. Это было возникновение нового течения – нигилизма. Нигилисты не имели никаких положительных идеалов, они отрицали все, что казалось им оторванным от жизни, не имеющее под собой доказательств и фактов. Главный герой романа Евгений Базаров – персонаж чрезвычайно интересный, порой противоречивый. По сути, он единственный представитель нового поколения в романе. Аркадий, его мнимый ученик, хочет быть человеком нового времени, с новыми представлениями и совершенно напрасно «напяливает» на себя базаровские идеи. Он всегда говорит громче и пафоснее Базарова, что и выдает в нём ложность его нигилизма. Он нисколько не пытается скрыть свои увлечения, которые Базаров презрительно именует «романтизмом». Аркадий откровенно рад видеть отца в начале романа, тогда как Евгений смотрит на родителей несколько свысока. Аркадий не скрывает своей привязанности к Кате, в то время как Базаров мучительно пытается задушить в себе любовь к Анне Сергеевне. Базаров – нигилист по духу, Аркадий – на словах. Таковы же Кукшина и Ситников, с той лишь разницей, что они вдобавок еще и невоспитанны. Базаров с пылом врывается в жизнь, стремясь как можно больше подорвать традиционные устои общества. Как и Онегин, Базаров одинок, но его одиночество создаётся резким противостоянием всем и вся. Базаров часто употребляет слово «мы», но кто эти мы – так и остается непонятным. Не Ситников же с Кукшиной, которых тот откровенно презирает. Казалось бы, появление такого человека, как Базаров, не могло не потрясти общество. Но вот он умирает, и, читая эпилог романа, мы видим, что судьба всех героев романа (за исключением стариков-родителей Базарова) сложилась так, как если бы никакого Базарова вообще не было. Лишь добрая Катя вспоминает в счастливую минуту свадьбы о безвременно ушедшем друге. Евгений – человек науки, но в романе нет ни единого намека на то, что он оставил в науке какой-нибудь след. Так что же? Неужели Базаров «Прошел над миром без шума и следа?» Неужели Базаров был всего лишь лишним человеком в обществе или его жизнь стала образцом для многих, в том числе и тех, кто хотел и мог что-то менять? Тургенев не знал ответа на этот вопрос. Его пророческий дар помог ему раскрыть настоящее, но не позволил заглянуть в будущее. На вопрос этот ответила история. Тургенев поместил своего героя в такие условия, где он кажется исключением из правила. Он, как уже говорилось, едва ли не единственный представитель поколения детей в романе. Ни одному из остальных героев не удалось избежать его критики. Он вступает в споры со всеми: с Павлом Петровичем, с Анной Сергеевной, с Аркадием. Он белая ворона, возмутитель спокойствия. Но в романе показана лишь достаточно замкнутая среда. На деле же Базаров не был единичным представителем нигилизма в России. Он был одним из первых, он лишь указал дорогу другим. Волна нигилизма прошлась по России, проникая во все новые и новые умы. Перед смертью Евгений отрекается от многих своих идей. Он становится похожим на других людей: он дает волю своей любви, он разрешает отпеть себя священнику. Перед лицом неизбежной гибели он отметает все наносное, второстепенное. Он понимает, что его воззрения были ошибочны. Он осознает тщетность прожитой жизни, но разве это значит, что он не был нужен России? Смерть Базарова стала смертью его доктрины лишь у Тургенева. Как знать, не была ли бесплодность жизни Базарова попыткой Тургенева подавить в себе пророческие тревоги за будущее России, внушить себе, что Базаровы приходят и уходят, а жизнь продолжается? Все же Базаров – человек своего времени, причем далеко не худший. Многие его черты были преувеличены Тургеневым, это так, но как человек, Базаров достоин уважения. По словам Писарева, «На людей, подобных ему, можно негодовать, сколько душе угодно, но признавать их искренность – решительно необходимо… Если базаровщина – болезнь, то она – БОЛЕЗНЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ…»

12 стр., 5682 слов

Базаров: характеристика. Образ Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

... «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного героя. Базаров – главный герой романа «Отцы и дети» – удивительно ...

11 стр., 5498 слов

Евгений Базаров в романе И.С. Тургенева Отцы и дети и отношение к нему автора

... отношение Базарова к Аркадию. ― Выяснить как же относился автор к своему главному герою. 2. Евгений Базаров в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» и отношение к нему автора 2.1.Образ Базарова, Идеологические убеждения Базаров - сын бедного уездного лекаря; Тургенев ничего ...

Рекомендуем посмотреть:

  • «Бунтующее сердце» (образ Е. Базарова)
  • «Отцы и дети» в русской критике
  • «Смерть героя» (анализ эпизода смерти Базарова).

    Отцы и дети Тургенев И.С.

  • «Бунтующее сердце» (образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
  • «Бунтующее сердце» (образ Евгения Базарова)
  • «Бунтующее сердце» (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») сочинение
  • «Отцы и дети» как философский роман — сочинение
  • «Отцы и дети» как философский роман
  • «Отцы» и «дети» в одноименном романе И. С. Тургенева
  • «Равнодушная» природа в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Базаров — герой своего времени или лишний человек?

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» показано русское общество конца 1850-х годов. Это время в России ознаменовалось бурными политическими спорами, ведшимися в преддверии отмены крепостного права. Вся Россия, по сути, раскололась на два противоборствующих лагеря: на либералов-дворян и на революционных демократов-разночинцев. Обе стороны понимали необходимость перемен, но представляли их по-разному. Революционные демократы придерживались более радикальных мер.

Это противостояние проникало во все сферы жизни, и Тургенев очень правильно

увидел и показал этот процесс. Но был и еще один процесс, который Тургенев фактически предсказал. Это было возникновение нового течения — нигилизма. Нигилисты не имели никаких положительных идеалов, они отрицали все, что казалось им оторванным от жизни, не имеющее под собой доказательств и фактов. Главный герой романа Евгений Базаров — персонаж чрезвычайно интересный, порой противоречивый.

По сути, он единственный представитель нового поколения в романе. Аркадий, его мнимый ученик, хочет быть человеком нового времени, с новыми представлениями и совершенно напрасно «напяливает» на себя базаровские

идеи. Он всегда говорит громче и пафоснее Базарова, что и выдает в нем ложность его нигилизма.

Он нисколько не пытается скрыть свои увлечения, которые Базаров презрительно именует «романтизмом». Аркадий откровенно рад видеть отца в начале романа, тогда как Евгений смотрит на родителей несколько свысока. Аркадий не скрывает своей привязанности к Кате, в то время как Базаров мучительно пытается задушить в себе любовь к Анне Сергеевне. Базаров — нигилист по духу, Аркадий — на словах. Таковы же Кукшина и Ситников, с той лишь разницей, что они вдобавок еще и невоспитанны.

Базаров с пылом врывается в жизнь, стремясь как можно больше подорвать традиционные устои общества. Как и Онегин, Базаров одинок, но его одиночество создается резким противостоянием всем и вся. Базаров часто употребляет слово «мы», но кто эти мы — так и остается непонятным. Не Ситников же с Кукшиной, которых тот откровенно презирает. Казалось бы, появление такого человека, как Базаров, не могло не потрясти общество.

Но вот он умирает, и, читая эпилог романа, мы видим, что судьба всех героев романа сложилась так, как если бы никакого Базарова вообще не было. Лишь добрая Катя вспоминает в счастливую минуту свадьбы о безвременно ушедшем друге. Евгений — человек науки, но в романе нет ни единого намека на то, что он оставил в науке какой-нибудь след. Так что же? Неужели Базаров «Прошел над миром без шума и следа?» Неужели Базаров был всего лишь лишним человеком в обществе или его жизнь стала образцом для многих, в том числе и тех, кто хотел и мог что-то менять?

Тургенев не знал ответа на этот вопрос. Его пророческий дар помог ему раскрыть настоящее, но не позволил заглянуть в будущее. На вопрос этот ответила история.

Тургенев поместил своего героя в такие условия, где он кажется исключением из правила. Он, как уже говорилось, едва ли не единственный представитель поколения детей в романе. Ни одному из остальных героев не удалось избежать его критики.

Он вступает в споры со всеми: с Павлом Петровичем, с Анной Сергеевной, с Аркадием. Он белая ворона, возмутитель спокойствия. Но в романе показана лишь достаточно замкнутая среда. На деле же Базаров не был единичным представителем нигилизма в России. Он был одним из первых, он лишь указал дорогу другим.

Волна нигилизма прошлась по России, проникая во все новые и новые умы. Перед смертью Евгений отрекается от многих своих идей. Он становится похожим на других людей: он дает волю своей любви, он разрешает отпеть себя священнику. Перед лицом неизбежной гибели он отметает все наносное, второстепенное.

Он понимает, что его воззрения были ошибочны. Он осознает тщетность прожитой жизни, но разве это значит, что он не был нужен России? Смерть Базарова стала смертью его доктрины лишь у Тургенева. Как знать, не была ли бесплодность жизни Базарова попыткой Тургенева подавить в себе пророческие тревоги за будущее России, внушить себе, что Базаровы приходят и уходят, а жизнь продолжается?

Все же Базаров — человек своего времени, причем далеко не худший. Многие его черты были преувеличены Тургеневым, это так, но как человек, Базаров достоин уважения. По словам Писарева, «На людей, подобных ему, можно негодовать, сколько душе угодно, но признавать их искренность — решительно необходимо… Если базаровщина — болезнь, то она — БОЛЕЗНЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ…»

Кого относят к “лишним людям”?

Кто такие “лишние люди”? Они обладают огромными возможностями, талантом, которому никак не найдут применение. Они не могут увидеть перспективу, поэтому часто во избежание скуки идут развлекаться. Проще и легче вряд ли станет. Праздные развлечения лишь будут разрушать их. Они приводят к азартным играм, дуэлям. Некоторые люди, которые исследовали данную проблему, считают Александра Чацкого первопроходцем в этом плане. Данный персонаж имел место в пьесе “Горе от ума”, написанной Грибоедовым. Пережитки для него ничего не значат, а в пьесе этот дворянин очень много говорит, но мало делает.

Онегин – самый яркий представитель

(Картина Ю. М. Игнатьева по роману «Евгений Онегин»)

Самым ярким представителем образа “лишних людей” является Евгений Онегин, о котором писал Пушкин. Дворянин молодой, образован. Он крутится в светском обществе, но не имеет определенных целей. Он начинал что-либо делать, но не мог закончить это.

Онегин несчастен, у него не складывается ни в дружбе, ни в любви. Белинский сравнивал Онегина с русским обществом, которое описано в поэзии. Николаевская Россия часто была представлена дворянами, которые разочаровались в жизни и устали от нее.

Происхождение и образование , Поэтому он не может с уверенностью причислить себя ни к одному из существовавших классов:

  • для высшего общества Евгений имеет слишком низкое происхождение;
  • простой народ не считает его своим;
  • ближе всего Базаров к разночинной интеллигенции с её вольнодумием, стремлением к радикальным политическим преобразованиям, попытками доказать несовершенство существующего строя.

Готовит Евгений себя к деятельности в области естественных наук. Он считает, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

Родители очень любят сына и гордятся им, но Базаров хотя и отвечает взаимностью, но сух в обращении и неразговорчив. Он презирает всяческие проявления романтики и любви.

Печорин, Обломов, Базаров

(Григорий Печорин)

Многие могут задаться вопросом: “Неужели забыли о Базарове, Обломове, Печорине?” Они также представляют “лишних людей”, каждый из которых обладает определенными особенностями. Что касается Печорина, то он отличается склонностью к рефлексии, наличием ума. Однако это не помогает ему реализовать себя. Этот герой саморазрушается. Но, если сравнивать Печорина и Онегина, то первый находиться в поисках причины собственного страдания.

(Илья Обломов)

Обломов, который является героем романа, написанного Гончаровым, способен дружить, любить, имеет доброе сердце. Но он предпочитает сидеть дома, он апатичный и вялый. Исследователи рассказывают, что именно этот герой является кульминацией в эпохе “лишних людей”.

(Базаров в спорах с Кирсановым Павлом Петровичем)

Если речь заходит о Евгении Базарове, роман “Отцы и дети”, то здесь все по-другому. Этот герой не дворянских кровей. Он ставит перед собой цели, занимается наукой. Однако Базаров не может отыскать место в обществе. Он отходит от всего старого, не понимая, что необходимо что-либо создать вместо этого. Поэтому его и относят к “лишним людям”.