Лишние люди» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети

Сочинение

Сочинение на тему «Лишний человек» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» 3.00/5 (60.00%) 2 votes

Выражение «Лишние люди» в русской литературе появилось именно благодаря заслуге И. С. Тургенева. Образ «лишнего человека» и «героя нашего времени» были несколько тождественными и характеризовались достаточно определенными сопутствующими мотивами, деталями поведения, набором сюжетных функций, и, конечно же, эпохой.

Изображая в своем романе «Отцы и дети» Базарова, Тургенев следует литературной традиции своего времени, благодаря чему Базаров обретает формальное сходство с «лишними людьми» из других литературных произведений. Если задуматься и вспомнить историю литературы, то такими людьми в ней были и Чацкий, и Рудин, и Печорин, и Онегин. Но почему же Базаров относится к галерее этих персонажей? Почему мы ставим его в один ряд с другими литературными персонажами, воплощающими в себе «лишних людей? Почему эти люди назывались современниками «героями нашего времени», нам известно. А для того, чтобы ответить на первый поставленный вопрос, следует обратить особое внимание на эпоху, в которую жили герои романа «Отцы и дети», и ситуацию, в которой оказался Базаров. При этом не менее важен и характер этого персонажа.

Действие романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» происходит в 1859 году, в то время, когда на общественную арену выходит новое сословие – сословие разночинцев. При этом накануне крестьянской реформы 1861 года накал политических страстей достиг своей высшей точки. Основные политические баталии происходили между сторонниками либеральных реформ и демократически настроенными революционерами.

В своем романе И. С. Тургенев преследует цель максимально объективно показать представителя молодого поколения, оценить сильные и слабые стороны его идейных принципов. «Если Базаров называется нигилистом, то надо читать – революционером», — так о своем герое писал автор. Он наделил Базарова максимально реалистическими взглядами, которые в то время были присущи большинству представителей нового поколения.

На протяжении действий всего романа, частично в испытании любовью к Анне Сергеевне Одинцовой, частично в спорах с Павлом Петровичем, И. С. Тургенев раскрывает слабые стороны идеологии Базарова. Герой практически не видит разницы между человеком и каким-либо другим существом. Базаров заявляет, что «человек – это та же лягушка». Осознавать различие он начинает, только по-настоящему полюбив. В связи с этим в душе героя намечается серьезный конфликт, такой же точно, как и тот, что переживали Онегин, Печорин и другие «лишние люди».

3 стр., 1265 слов

Базаров — человек и мыслитель — по роману Отцы и ...

... мятежного нигилиста будил мысль, заставлял каждого задуматься над своей собственной жизнью. Иван Тургенев Отцы и дети Роман Сочинение Школьная программа ... человека-борца, человека с огромной силой воли, это отрицание выродилось в его одностороннее развитие, в глубокую крайность, которая привела к духовному одиночеству и к полной неудовлетворённости жизнью. Базаров ...

Как и следовало ожидать, трагическое противоречие, которое возникло в душе главного героя, в данной ситуации разрешается единственно возможным для Базарова способом – его смертью. Подобное крушение надежд и душевный кризис испытали все «лишние люди». Лично для своего героя писатель выбрал особенный вариант – смерть. И. С. Тургенев считал, что без подобного финала роман бы оказался незаконченным, повисла бы какая-то недосказанность. Причем, в смерти Базарова прослеживается некая печальная ирония, ведь человек, свято веривший в медицину и естественные науки, умирает при вскрытии трупа от случайного пореза.

Только перед смертью в душе главного героя появляется некоторое примирение с несостоятельностью своих жизненных позиций и с жизненной реальностью. Его душа несколько смягчается и как бы раскрывается для любви. Базаров перестает сопротивляться своим чувствам к Анне Сергеевне и становится более терпимым по отношению к родителям. Трагическое примирение звучит своеобразным примирительным аккордом. И. С. Тургенев опровергает ошибочное мировоззрение главного героя и противопоставляет его взглядам законы, по которым существует человек и природа, противопоставляет весь ход вещей в этом мире. Ведь в обществе, как и в природе, все развивается так же естественно и постепенно.

В романе «Отцы и дети» на примере Базарова мы видим свойственный всем «лишним людям» кризис личности. Вне всякого сомнения, это были лучшие представители своего времени, и именно из-за этого им было суждено осознать свое неправильное восприятие жизни и свои ошибки. Так случилось и с Базаровым, ведь он был лучшим представителем «нового» поколения, сильной, неординарной личностью, которая в силу особенностей своего характера не смогла переосмыслить жизненные ценности.

О подобном типе героев В. Г. Белинский говорил: «Жизнь… без смысла, силы без применения…». Внук дьяка и «лекарский сын» — «как Сперанский» — таким контрастом честолюбивых претензий главного героя подчеркивается бесплодность прожитой им жизни. В конце жизненного пути Базарова ожидает бесславный конец: он умирает в расцвете лет, без потомства, без семьи, не принеся обществу практически никакой пользы.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что образ Базарова полностью соответствует концепции «лишних людей», которая была обозначена такими великими русскими писателями, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и А. С. Грибоедов. Поэтому главного героя романа И. С. Тургенева со всей ответственностью можно назвать «лишним человеком», тем более, что это почти одно и то же, что и «герой нашего времени».

Похожие сочинения

  • Сочинение на тему: Можно ли согласиться с Д.И Писаревым что смерть базарова — это подвиг? Главный герой четвертого романа Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров – сильнейший характер. Этот студент-дворянин, […]
  • Сочинение на тему: «Почему Владимир состарился?» по повести И. Тургенева «Первая любовь» Произведений на тему любви и разлуки в русской литературе очень много, причем жанры этих произведений отличаются […]
  • Сочинение на тему: «Наташа Ростова – любимая героиня романа» по роману Л. Толстого «Война и мир» До сих пор не утихают споры о самобытной жизни и невероятной силе таланта выдающегося русского писателя Льва […]
  • Сочинение на тему: «Почему способности в учебе важнее, чем трудолюбие» Если говорить сухим языком словарной формулировки, то способности можно назвать индивидуальными свойствами каждого […]
  • Сочинение по роману Ивана Мележа «Люди на болоте», на тему: «Любовь Василия и Ганны» В своём романе «Люди на болоте» Иван Мележ придумал множество образов, надолго западающих в память. Самыми яркими […]
  • Сочинение на тему: «Человек и природа в лирике М. Лермонтова» Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда […]

Тема лишнего человека в образе Евгения Базарова

И.С. Тургенев прекрасно показал качества и уклад русских людей в период 1850-х годов. В то время страна была погружена в бурные политические споры по поводу отмены крепостничества на Руси. В это время появилось течение, которое предзнаменовал автор, а именно, – нигилизм, представители которого стремились к отрицанию всех идеалов, которые, по их мнению, были оторванными от жизни и не имели никаких прочных фактов и доказательств.

3 стр., 1241 слов

«Что делает Евгения Базарова героем своего времени?»

... Базаров в наше время. Сочинение Тургенева оживает и подтверждается трагическими судьбами тех, кто пытается найти и проложить новые пути. Тургеневский Базаров стал исторически достоверным героем. ... Печориным. Печорин, как и Базаров, — герой своего времени. Каждый из них является главной фигурой в своих произведениях. Они — лишние в современных им обществах. У героев ... нигилиста Базарова многогранен и ...

Главный персонаж произведения «Отцы и дети» – Базаров, как раз являлся нигилистом. Его можно было охарактеризовать

как некое «болезненное общественное явление» из-за своей несвоевременности возникновения и отстраненности от общества того времени. Но нельзя смело назвать такого человека «лишним», он имеет право и место быть. Более того, он пытается принести обществу какую-либо пользу, «мечтая обламывать множество дел».

Базаров яро отвергает общепринятые и догматичные людские ценности, но, однако ничем не заменяет их. Этот персонаж чужд как дворянству, так и всему обществу в целом.

Герой Тургенева помещен в такую жизненную атмосферу и такие жизненные условия, где оказывается просто противным исключением из

всех существующих правил. В романе «Отцы и дети» он показан как единственный представитель нового поколения, поколения детей а не отцов, критикуя всех остальных героев произведения, вступая в споры со всеми персонажами и отрицая их взгляды на мир.

Смерть Базарова немного меняет его, заставляет пересмотреть некоторые свои жизненные идеи и принципы. Но уже поздно. Лишь в самый финальный момент он осознает, что совершенно не был никому нужным и чувствует себя по-настоящему лишним человеком: «Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?» – вот чем можно охарактеризовать финишную прямую всего существования этого героя. В русской литературе Базаров был не единственным таким, «лишним» человеком: подобные слова читатели могли бы услышать от Чацкого, Онегина, Обломова и Печорина. Всех этих персонажей объединяет тот фак, что им просто не было место в обществе и полноценно жить в нем, не предаваясь душевным терзаниям, было просто-напросто невыносимо.

Все же, не поворачивается язык назвать Базарова таким уж и лишним человеком, некоторые черты его характера Тургенев заметно преувеличил. Базаров по праву должен быть удостоен хотя бы капли уважения. Как писал Писарев: «Если “базаровщина” – это болезнь, то это болезнь именно нашего времени».

9 стр., 4290 слов

Черты портера Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

... и только. Посмотрите эти сочинения Базаров и Павел Петрович (сочинение) Споры Базарова и Павла Петровича представляют социальную сторону конфликта в романе Тургенева «Отцы и ... человека. Эту позицию также слабой не назовешь. Слабыми в нигилистической теории Базарова являются его эстетические взгляды. Герой отрекается от таких понятий, как «искусство», ... что из всех героев и героинь Наташа Ростова ...

Выражение «лишние люди» впервые употребил именно Тургенев. Фигуры «лишнего человека» и «героя времени» в русской литературе более или менее тождественны и характеризуются вполне определенным набором сюжетных функций, деталей поведения, сопутствующих мотивов, конечно же, эпохой. Изображая Базарова, Тургенев следует этой литературной традиции, отсюда и формальное сходство образа Базарова с образами «лишних людей». Если вспомнить историю литературы, то к таким образам можно отнести Евгения Онегина, Печорина, Рудина и даже Чацкого. Почему же мы относим Базарова к этой галерее героев? Почему ставим с ними в один ряд? Почему вышеназванных персонажей называли «героями своего времени», мы знаем. Теперь следует обратить внимание на эпоху, в которую жил Базаров, ситуацию, в которой он оказывается. Безусловно, очень важен характер самого героя. Итак, действие романа Тургенева разворачивается в 1859 году. Это время выхода на общественную арену нового сословия – разночинцев. Накал политических страстей накануне крестьянской реформы 1861 года достиг своего апогея. Основные сражения происходили между революционерами-демократами и сторонниками либеральных реформ. Тургенев в своем произведении ставит задачу показать представителя нового поколения максимально объективно, оценивая слабые и сильные стороны его идейных принципов.

«Если Базаров называется нигилистом, то надо читать – революционером», — писал автор. Он наделяет своего героя крайне материалистическими взглядами, которые были присущи многим представителям молодого поколения. Далее, на протяжении всего романа, Тургенев раскрывает слабые стороны позиции Базарова, частично, в спорах с Павлом Петровичем, частично, в испытании любовью к Анне Сергеевне Одинцовой. Базаров не видит разницы между человеком и другим существом. Он говорит, что «человек – это та же лягушка». Но он начинает осознавать это различие, полюбив. Намечается конфликт в душе героя, конфликт, который переживали и Онегин, и Печорин, и Рудин. Трагическое противоречие в душе главного героя разрешается единственно возможным в данной ситуации способом – смертью Базарова. Душевный кризис и крушение надежд испытали все вышеперечисленные «лишние люди». Для своего героя Тургенев избрал особый вариант – смерть. Писатель считал, что без такого финала роман не был бы закончен. Осталась бы своеобразная недосказанность. И поэтому есть какая-то мрачная ирония в том, что человек, верящий «свято» в естественные науки и медицину, умирает от случайного пореза при вскрытии трупа. Но перед смертью в душе Базарова происходит некое примирение с действительностью, с несостоятельностью своих жизненных позиций.

Он как бы смягчается и открывается для любви: становится более терпимым по отношению к родителям, перестает сопротивляться любви к Одинцовой. Трагическое противоречие разрешается своеобразным примирительным аккордом. Автор опровергает ошибочные воззрения своего героя, противопоставляя его взглядам весь ход вещей, законы, по которым существует природа и сам человек. В обществе все развивается так же, как и в природе – постепенно, естественно. Мы видим кризис личности, свойственный всем лишним людям. Но не стоит забывать, что, несмотря на ошибочность своих идей, и Онегин, и Печорин, и Рудин были сильными личностями. Это были лучшие представители своего времени, и именно потому, что они лучшие, им было суждено осознать свои ошибки, свое неправильное восприятие жизни. Так же произошло и с Базаровым, ведь это лучший представитель «нового» поколения, неординарная, сильная личность, которая не смогла в силу своего характера переосмыслить жизненные ценности. «Жизнь… без смысла, силы без применения…» — так говорил В. Г. Белинский о подобном типе героев. Бесплодность прожитой жизни подчеркивается контрастом честолюбивых претензий Базарова: «лекарский сын» и дьячковский внук – «как Сперанский». Но ожидает его бесславный конец: герой романа умирает во цвете лет, без семьи, без потомства, не принеся обществу видимой пользы. Итак, видно, что образ Базарова практически полностью укладывается в концепцию «лишних людей», обозначенную такими великими писателями, как Грибоедов, Пушкин, Лермонтов. Поэтому так можно назвать и Базарова, учитывая, что «лишний человек» практически приравнивается к «герою своего времени».

7 стр., 3416 слов

Образ Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети»

... повествования и биографии основных героев, которые, несомненно, отражают эпоху того времени. 2. Образ Баранова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» тургенев базаров роман произведение В 1869 году, касаясь истории создания этого романа, Тургенев писал: «…в основание главной фигуры, Базарова, легла ...

«Лишние люди» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

1. Традиция изображения «лишних людей». 2. Трагедия Базарова. 3. Отношения с Аркадием. Проблема «лишнего человека» не раз поднималась на страницах произведений многих известных русских писателей XIX столетия. Авторов интересовало, что служит толчком к появлению такой категории людей, куда входят и Онегин из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, и Печорин из «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, и Базаров из «Отцы и дети» И. С. Тургенев. Что выделяет этих исключительных людей из общей массы, и как они могут адаптироваться в чуждой для себя окружающей среде? В целом все писатели сходятся на мысли, что само время ответственно за появление подобных одиночек, которые привносят в его течение что-то новое, заставляют обычных людей остановится и задуматься о своем предназначении в жизни. Проповедуя какие-либо экстравагантные идеи, непонятные обычному обывателю, эти люди не могут найти себя, как-то определиться в этом мире. Они, по сути своей, не «лишние», а просто заблудившиеся во времени. Возможно, родись Печорин чуть раньше, когда среди передовой дворянской молодежи еще допускались свободолюбивые мысли и безумные поступки, или Базаров чуть позже, когда материалистов в стране стало настолько много, что они даже захватили власть, эти люди наверняка нашли бы себе применение.

В результате же так называемым «лишним людям» суждено проживать свои дни в атмосфере непонимания и отторжения. Общество, какое бы оно ни было справедливое и разумное, сразу выделяет тех, кто не только не может найти себе приемлемое занятие, но и свысока относится к окружающим, не терпит подобного к себе отношения. Невозможность направить свою неуемную энергию в нужное русло, заставляет Онегиных, Печориных, Базаровых совершать жестокие поступки: дуэль Евгения Онегина или дело с контрабандистами Печорина. Эти люди настолько акцентированы на собственной персоне, что совершенно не замечают окружающих людей, с их чувствами и проблемами. Находясь в разладе с самим собой, «лишний человек» старается заменить душевную пустоту какими-либо внешними происшествиями и событиями, развеять скуку, что нередко оборачивается настоящим несчастьем для тех, кто их окружает.

Евгений Базаров, наверное, в меньшей степени, нежели Онегин или Печорин, относится к категории «лишних людей», однако и он не может самореализоваться в этой жизни. Он боится задумываться о будущем, поскольку не видит себя в нем: «Да и, кроме того, что за охота говорить и думать о будущем, которое большею частью не от нас зависит? Выйдет случай что-нибудь сделать — прекрасно, а не выйдет — по крайней мере, тем будешь доволен, что заранее напрасно не болтал». Этот человек хорошо разбирается в естественных науках и медицине, повышает свой профессиональный уровень, проводя различные опыты и пробуя все ощутить «собственноручно», однако он не знает, для чего все это делает, поскольку у него нет никаких жизненных планов и задач. Базаров живет одним днем, что лишает смысла даже его научные занятия. Придерживаясь идей нигилизма, отвергая все старое, он тем не менее даже не имеет представление, что впоследствии образуется на расчищенном месте, надеясь на проявление воли других людей. Естественно, научные опыты довольно скоро надоедают Базарову, поскольку деятельность, лишенная цели, быстро сходит на нет. Вернувшись домой к родителям, Евгений перестает заниматься исследованиями и впадает в глубокую депрессию. Однако будучи от природы человеком деятельным, он не может просто сидеть дома, предаваясь печали. Базаров начитает помогать своему отцу в медицинской практике. Это помогает молодому человеку занять свои мысли, почувствовать свою полезность, даже если среди пациентов находятся только простые люди. Тем не менее это не удовлетворяет главного героя. Его трагедия заключается в том, что он, считающий себя в какой-то мере сверхчеловеком, вдруг обнаруживает, что и ему ничего человеческое не чуждо. Безответно влюбившись в Одинцову, он вдруг осознает, что больше не властен над собственными чувствами: «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы со своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а, оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Тем не менее без таких людей Россия не могла бы обойтись во все времена. Несмотря на его взгляды, Базарова нельзя обвинить в отсутствии образованности, ума или проницательности. Он, оставаясь материалистом, тем не менее при постановке правильных целей, мог бы принести много пользы обществу, к примеру лечить людей или открывать новые физические законы. Кроме того, яростно выступая против предрассудков, он подвигал окружающих людей двигаться вперед в своем развитии, по-новому смотреть на некоторые вещи. Его друг и последователь Аркадий, попавший под сильное влияние Евгения, довольно спокойно воспринимает весть, что отец женился на девушке, не равной ему по социальному положению, и у него растет маленький брат: «Напрасно ж она стыдится. Во-первых, тебе известен мой образ мыслей (Аркадию очень было приятно произнести эти слова), а во-вторых — захочу ли я хоть на волос стеснять твою жизнь, твои привычки? Притом, я уверен, ты не мог сделать дурной выбор; если ты позволил ей жить с тобой под одною кровлей, стало быть, она это заслуживает: во всяком случае, сын отцу не судья, и в особенности я, и в особенности такому отцу, который, как ты, никогда и ни в чем не стеснял моей свободы». С другой стороны, впечатлительному Аркадию стоило на какое-то время сойтись с Базаровым, поскольку только через эту дружбу молодой аристократ понял несостоятельность идей нигилизма и смог отыскать себя в этой жизни, вплотную занявшись хозяйственной деятельностью вместе с отцом. То есть, сам не подозревая того, Евгений послужил поводом для того, чтобы человек пересмотрел свои жизненные приоритеты. Нигилист в какой-то мере помог и отцу Аркадия. Общение с нигилистом заставило его еще с большим рвением взяться за дело, чтобы доказать окружающим, а главное самому себе, что «песенка его еще не спета». И все же смерть главного героя романа не случайна. Из жизни всегда выпадает тот, кто не знает, как дальше жить. Однако можно надеяться, что смерть героя — это трагедия отдельно взятой личности, Базарова, а не всех подобных ему людей. Возможно, если бы Базарову не удалось встретить такой женщины, перед которой он спасовал, в которую бы влюбился, то все бы сложилось совершенно иначе. В этом случае его чувства так и остались бы не востребованными, не разбуженными, не столь острым бы был и внутренний конфликт. Тогда осталась бы надежда, что со временем Базаров превратился бы в хорошего ученого или уездного врача. Он бы трудился на благо отечества, хотя время от времени и шокировал бы обывателей своими резкими высказываниями и экстраординарными поступками. Безусловно, Евгений не оставил бы своей раздражающей манеры с некоторой долей презрения относиться к окружающим людям, однако он не смог бы не помогать им и не влиять на умы невольных почитателей. Таким образом, можно сделать вывод, что каждый человек, приходящий в этот мир, нужен. Он не может быть лишним, поскольку по своей природе уже является великой уникальностью и индивидуален.

11 стр., 5498 слов

Евгений Базаров в романе И.С. Тургенева Отцы и дети и отношение к нему автора

... отношение Базарова к Аркадию. ― Выяснить как же относился автор к своему главному герою. 2. Евгений Базаров в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» и отношение к нему автора 2.1.Образ Базарова, Идеологические убеждения Базаров - сын бедного уездного лекаря; Тургенев ... пренебрежительного отношения к культуре в современной ему России. Титаническая личность Базарова была симпатична автору потому, ...

2 стр., 577 слов

Жизнь Евгения Онегина в Деревне

... Всё это говорит нам о том, что Онегин – это «лишний человек», который нигде не может найти себе места. ` Жизнь Евгения Онегина в Деревне Популярные сочинения Митраша – главный герой сказки-были М.М.Пришвина ... брата на два года Центральную роль в произведении занимает тема взаимодействия между поколениями. Ярчайшими представителями разных поколений являются Базаров и Павел Петрович. Варвара Кабанова ...

Базаров — герой своего времени или лишний человек?

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» показано русское общество конца 1850-х годов. Это время в России ознаменовалось бурными политическими спорами, ведшимися в преддверии отмены крепостного права. Вся Россия, по сути, раскололась на два противоборствующих лагеря: на либералов-дворян и на революционных демократов-разночинцев. Обе стороны понимали необходимость перемен, но представляли их по-разному.

Революционные демократы придерживались более радикальных мер. Это противостояние проникало во все сферы жизни, и Тургенев очень правильно увидел и показал этот процесс. Но был и еще один процесс, который Тургенев фактически предсказал. Это было возникновение нового течения — нигилизма.

Нигилисты не имели никаких положительных идеалов, они отрицали все, что казалось им оторванным от жизни, не имеющее под собой доказательств и фактов. Главный герой романа Евгений Базаров — персонаж чрезвычайно интересный, порой противоречивый. По сути, он единственный представитель нового поколения в романе. Аркадий, его мнимый ученик, хочет быть человеком нового времени, с новыми представлениями и совершенно напрасно «напяливает» на себя базаровские идеи. Он всегда говорит громче и пафоснее Базарова, что и выдает в нем ложность его нигилизма.

Он нисколько не пытается скрыть свои увлечения, которые Базаров презрительно именует «романтизмом». Аркадий откровенно рад видеть отца в начале романа, тогда как Евгений смотрит на родителей несколько свысока. Аркадий не скрывает своей привязанности к Кате, в то время как Базаров мучительно пытается задушить в себе любовь к Анне Сергеевне. Базаров — нигилист по духу, Аркадий — на словах. Таковы же Кукшина и Ситников, с той лишь разницей, что они вдобавок еще и невоспитанны.

8 стр., 3672 слов

Студент-нигилист Базаров: образ в романе «Отцы и дети»

... как раз во имя него. Сочинение на тему базаров положительный или отрицательный герой В моем воображении с детства ... жизнь, понять ее, посочувствовать. Он говорит, что будет уважать лишь того, кто не спасует перед ним, человека ... и революционером. В те времена в России дух отрицания всего старого, отжившего ... странное, противоречивое отношение сохранилось и в романе. Тургеневу были чужды базаровские идеи, ...

Базаров с пылом врывается в жизнь, стремясь как можно больше подорвать традиционные устои общества. Как и Онегин, Базаров одинок, но его одиночество создается резким противостоянием всем и вся. Базаров часто употребляет слово «мы», но кто эти мы — так и остается непонятным. Не Ситников же с Кукшиной, которых тот откровенно презирает. Казалось бы, появление такого человека, как Базаров, не могло не потрясти общество.

Но вот он умирает, и, читая эпилог романа, мы видим, что судьба всех героев романа сложилась так, как если бы никакого Базарова вообще не было. Лишь добрая Катя вспоминает в счастливую минуту свадьбы о безвременно ушедшем друге. Евгений — человек науки, но в романе нет ни единого намека на то, что он оставил в науке какой-нибудь след. Так что же?

Неужели Базаров «Прошел над миром без шума и следа?» Неужели Базаров был всего лишь лишним человеком в обществе или его жизнь стала образцом для многих, в том числе и тех, кто хотел и мог что-то менять? Тургенев не знал ответа на этот вопрос. Его пророческий дар помог ему раскрыть настоящее, но не позволил заглянуть в будущее.

На вопрос этот ответила история. Тургенев поместил своего героя в такие условия, где он кажется исключением из правила. Он, как уже говорилось, едва ли не единственный представитель поколения детей в романе.

Ни одному из остальных героев не удалось избежать его критики. Он вступает в споры со всеми: с Павлом Петровичем, с Анной Сергеевной, с Аркадием. Он белая ворона, возмутитель спокойствия. Но в романе показана лишь достаточно замкнутая среда. На деле же Базаров не был единичным представителем нигилизма в России.

Он был одним из первых, он лишь указал дорогу другим. Волна нигилизма прошлась по России, проникая во все новые и новые умы. Перед смертью Евгений отрекается от многих своих идей. Он становится похожим на других людей: он дает волю своей любви, он разрешает отпеть себя священнику. Перед лицом неизбежной гибели он отметает все наносное, второстепенное.

Он понимает, что его воззрения были ошибочны. Он осознает тщетность прожитой жизни, но разве это значит, что он не был нужен России? Смерть Базарова стала смертью его доктрины лишь у Тургенева. Как знать, не была ли бесплодность жизни Базарова попыткой Тургенева подавить в себе пророческие тревоги за будущее России, внушить себе, что Базаровы приходят и уходят, а жизнь продолжается?

Все же Базаров — человек своего времени, причем далеко не худший. Многие его черты были преувеличены Тургеневым, это так, но как человек, Базаров достоин уважения. По словам Писарева, «На людей, подобных ему, можно негодовать, сколько душе угодно, но признавать их искренность — решительно необходимо… Если базаровщина — болезнь, то она — БОЛЕЗНЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ…»