Актуальность романа Отцы и дети

Сочинение

Проблема «отцов и детей» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Проблема “отцов и детей” — это извечная проблема, возникающая перед людьми разных поколений. Жизненные принципы старших когда-то считались основой человеческого бытия, но они уходят в прошлое, и им на смену приходят новые жизненные идеалы, принадлежащие молодому поколению. Поколение “отцов” пытается сохранить все’то, во что оно верило, чем жило всю свою жизнь, иногда не принимая новые убеждения молодых, стремится оставить все на своих местах, стремится к покою. “Дети” более прогрессивны, всегда в движении, хотят все перестроить, изменить, они не понимают пассивности старших. Проблема -“отцов и детей” возникает почти во всех формах организации человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе в целом. Задача установления равновесия во взглядах при столкновении “отцов” и “детей” сложна, а в некоторых случаях ее нельзя решить вовсе. Кто-то вступает в открытый конфликт с представителями старшего поколения, обвиняя его в бездеятельности, в пустословии; кто-то, понимая необходимость мирного решения этой проблемы, уходит в сторону, предоставляя и себе, и другим право свободной реализации своих планов и идей, не сталкиваясь с представителями другого поколения.

Столкновение “отцов” и “детей”, которое происходило, происходит и будет происходить, не могло не отразиться в творчестве русских писателей. Каждый из них по-разному разрешает эту проблему в своих произведениях. Среди таких писателей хочется выделить И. С. Тургенева, который написал великолепный роман “Отцы и дети”. В основу своей книги писатель положил сложный конфликт, возникающий между “отцами” и “детьми”, между новыми и отживающими взглядами на жизнь. Тургенев лично столкнулся с этой проблемой в журнале “Современник”. Писателю были чужды новые мировоззрения Добролюбова и Чернышевского. Тургеневу пришлось уйти из редакции журнала. В романе “Отцы и дети” главными противниками и антагонистами являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Конфликт между ними рассматривается с точки зрения проблемы “отцов и детей”, с позиции их социальных, политических и общественных разногласий. Нужно сказать, что Базаров и Кирсанов отличаются по своему социальному происхождению, что, конечно, отразилось на формировании взглядов этих людей. Прародителями Базарова были крепостные крестьяне. Все, чего он добился, являлось результатом тяжелого умственного труда. Евгений увлекся медициной и естественными науками, проводил опыты, собирал различных жуков и насекомых.

12 стр., 5613 слов

Сочинение отцы и дети паустовский

... Отцы и дети (итоговое сочинение, аргументы) , Вариант 1 Роман “Отцы и дети”, И.С. Тургенев Роман “Отцы и дети”, написанный И.С. Тургеневым во второй половине 19-го века, не потерял актуальности и в наши дни. Конфликт ... все на своих местах, стремится к покою. “Дети” более прогрессивны, всегда в движении, хотят все перестроить, изменить, они не понимают пассивности старших. Проблема “отцов и детей” ...

Павел Петрович рос в атмосфере достатка и благополучия. В восемнадцать лет его определили в пажеский корпус, а в двадцать восемь лет он получил звание капитана. Переехав в деревню к брату, Кирсанов и здесь соблюдал светские приличия. Большое значение Павел Петрович придавал внешнему виду. Он всегда был хорошо выбрит и носил сильно накрахмаленные воротнички, что Базаров иронически высмеивает: “Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!..” Евгений же совершенно не заботится ни о внешности, ни о том, что подумают о нем люди. Базаров был большим материалистом. Для него имело значение только то, что можно потрогать руками, положить, на язык. Нигилист отрицал все духовные наслаждения, не понимая того, что люди получают удовольствие, когда любуются красотами природы, слушают музыку, читают Пушкина, восхищаются картинами Рафаэля. Базаров лишь говорил: “Рафаэль гроша медного не стоит…” Павел Петрович, безусловно, не принимал такие взгляды нигилиста. Кирсанов увлекался поэзией и считал своим долгом блюсти дворянские традиции. Огромную роль для раскрытия основных противоречий эпохи играют споры Базарова с П. П. Кирсановым. В них мы видим множество направлений и вопросов, по которым не сходятся представители молодого и старшего поколения.

Базаров отрицает принципы и авторитеты, Павел Петрович утверждает, что “…без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди”. Евгений разоблачает государственное устройство и обвиняет “аристократишек” в пустословии. Павел Петрович же признает старое общественное устройство, не видя изъянов в нем, боясь его разрушения. Одно из главных противоречий возникает между антагонистами в их отношении к народу. Хотя Базаров с презрением относится к народу за его темноту и невежество, все представители народной массы в доме Кирсанова считают его “своим ” человеком, потому что он прост в общении с людьми, в нем нет барской изнеженности. А в это время Павел Петрович утверждает, что Евгений Базаров не знает русского народа: “Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без веры…” Но после этих красивых слов при разговоре с мужиками отворачивается и нюхает одеколон. Разногласия, возникшие между нашими героями, серьезные. Базарову, чья жизнь построена на всеотрицании, не понять Павла Петровича. Последнему не понять Евгения. Кульминацией их личной неприязни и разногласий во взглядах явилась дуэль. Но главной причиной дуэли являются не противоречия между Кирсановым и Базаровым, а недоброжелательные отношения, которые зародились между ними еще в самом начале их знакомства друг с другом.

Поэтому проблема “отцов и детей” заключается в личной предвзятости друг к другу, ведь решить ее можно мирным путем, не прибегая к крайним мерам, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение “детей” будет больше проявлять уважения к старшим. Тургенев изучил извечную проблему “отцов и детей” с позиций своего времени, своей жизни. Он сам относился к плеяде “отцов” и, хотя симпатии автора на стороне Базарова, выступал за человеколюбие и развитие духовного начала в людях. Включив в повествование описание природы, испытывая Базарова любовью, автор незаметно включается в спор со своим героем, во многом с ним не соглашаясь. Проблема “отцов и детей” актуальна в наши дни. Она остро встает перед людьми, которые принадлежат к разным поколениям. “Дети”, открыто выступающие против поколения “отцов”, должны помнить, что лишь терпимость друг к другу, взаимное уважение помогут избежать серьезных столкновений.

12 стр., 5682 слов

Базаров: характеристика. Образ Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

... два уровня конфликта: внешний и внутренний. На внешнем уровне конфликт представлен спорами Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым. Споры с Павлом Петровичем Кирсановым касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров является по ...

Размышления о социальной грани взаимоотношений между поколениями (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

Жизнь так устроена, что на смену уходящим поколениям приходят новые — люди более энергичные, с широким взглядом на мир, с непредвзятыми суждениями о природе явлений.

Старшие передают младшим свой опыт, учат жизненным правилам, и их опыт поучителен и полезен для сыновей и вну­ков. «Дети» могут соглашаться или не соглашаться с «отцами» по ряду вопросов, но более всего их разводит социальная рознь, сословная разъединенность.

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1861) разночинец Евгений Базаров противостоит семейству Кирсановых — по­томственных дворян, представителей привилегированного сословия.

Шестидесятые годы XIX в. для России являются перелом­ными. Отмена крепостного права, становление финансово­промышленного капитала, революционные настроения в демократических массах — всё взрастило разночинцев, межсословную категорию населения. Это выходцы из духо­венства, мелких чиновников, купечества, мещанства, реже — из крестьянской среды. Сфера приложения сил этих людей была преимущественно умственная. Люди из «разных чинов» становились литераторами, военными, врачами, научными деятелями, людьми искусства. В движении разночинцев различают революционно-демократическое и буржуазно­демократическое направления.

Наиболее ярко черты разночинца-шестидесятника показаны в образе Евгения Базарова. Он, человек труда, попадает в чуж­дую для него обстановку жизни дворянских семейств, празд­ную и размеренную. В своих имениях, вдали от обеих столиц, русское дворянство наслаждается радостями бытия и благами, данными от рождения. Принадлежность к первому сословию в России, богатство, образованность, отсутствие необходимости тяжким трудом добывать хлеб насущный делают дворян Кирса­новых неуязвимыми для житейских бурь и треволнений.

Итак, на первых страницах романа появляется главный герой, приехавший из Петербурга разночинец Базаров, друг молодого Аркадия Кирсанова, будущий уездный лекарь (сей­час он — «по медицинскому факультету»).

Базаров наследует также маленькое имение с двадцатью двумя крепостными, где он «барин» скорее по названию, чем по сути. Точнее сказать, барство как образ жизни и представление о самом себе как о «барине» вовсе не свойственны бедному разночинцу с его «народным духом».

И вот он предстаёт перед богатыми, изнеженными барами Кирсановыми. Мягкий, с либеральными взглядами, любящий искусство, примерный семьянин и приветливый хозяин, Ни­колай Петрович, отец Аркадия, встречает своенравного гостя очень радушно и относится к нему более чем терпимо.

А старший брат его, Павел Петрович, аристократ с «принсипами», но без какого бы то ни было реального дела, сразу воз­ненавидел «волосатого» молодого человека с красными руками, не обученного приличным манерам.

Друг против друга их настраивает прежде всего сословная вражда и презрительное отношение к чувствам противника. Предки Павла Петровича — дворяне в нескольких предшествую­щих поколениях, а у Базарова один «дед землю пахал», вто­рой — «дьячок», низший духовный чин. Один горд своей высокородностью, второй — тем, что его предки нравственно чисты и уважаемы, потому что они — люди труда. Но их достоинства превращаются в недостатки в глазах противной стороны.

3 стр., 1053 слов

«Значит, вы все отрицаете?» (Базаров и Павел Петрович Кирсанов)

... Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы. Базаров отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему. Следующий вопрос касается нигилизма и роли нигилистов в жизни. Павел Петрович ... нравственной силой. Сочинение на тему о чем спорили базаров и кирсанов , О чем спорили Е. Базаров и П.П. Кирсанов в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Одна ...

«Самоломанный» Базаров считает, что «Всякий человек сам себя воспитать должен». И то, что Павел Петрович в свои сорок с небольшим лет «ни на что не стал способен» — непро­стительный порок, который нельзя оправдать ни жизненными трагедиями (у Павла Петровича — разбитая любовь), ни суро­вым временем, в условиях которого формировался характер молодого дворянина (это сороковые годы — эпоха «безвреме­нья»).

А для Базарова смысл жизни — в труде, который ему по сердцу. С его волей, одарённостью, со страстной преданностью делу быть бы ему талантливым врачом или учёным- иссле­дователем в области медицины. Но у него глобальные планы, связанные с переустройством России, и первый этап на этом пути — «сломать» то, что тормозит её развитие. Так что ему по плечу роль и политика, общественного деятеля, и крупного учёного.

Смысл нигилизма Базарова имеет не созидающий, а раз­рушительный характер: задача «полного и беспощадного от­рицания» того требует для России. Нужно «место расчистить» в консервативном, изжившем себя русском миропорядке, и это насущный вопрос времени.

«…И если он называется нигилистом, то надо читать: рево­люционером», — так писал о своём герое И.С. Тургенев. За отри­цание прекрасного, пренебрежительное отношение к духовным ценностям: музыке, природе, поэзии, святости веры — Базаров дорого расплатится, жизнь строго накажет бунтаря и мятеж­ника. Он уйдёт со сцены в расцвете лет и творческих сил. Ведь даже люди для физиолога-материалиста подобны деревьям в лесу: все одинаковые, и страдают они лишь из-за несовершен­ства общества. И отдельный человек с миром его чувств мало что значит для будущего уездного лекаря.

Критик Писарев так определил причины конфликта Базарова с миром, с современной ему социальной средой: «От сурового труда грубеют руки, грубеют манеры, грубеют чувства; человек крепнет и прогоняет юношескую мечтательность, избавляется от слезливой чувствительности: за работой мечтать нельзя…» В этих словах — и осуждение, и оправдание главного героя.

И только перед смертью Базаров говорит о неповторимости тех ценностей, которые особенно близки ему в последний роко­вой час. Это любовь к женщине и дорогим для него родителям, несостоявшийся замысел «обломать дел много» и даже красота поэтического слова, раньше ему непонятная: «Дуньте на уми­рающую лампаду, и пусть она погаснет».

Вывод: в социальном конфликте между поколениями побеж­дают «отцы», дворяне-либералы. Надолго ли? История покажет: конфронтация в обществе неизбежна.

Здесь искали:

  • Проблема отцов и детей в изображении Тургенева
  • Проблема отцов и детей в изображении Тургенева сочинение
  • проблема отцов и детей

Конфликт между отцами и детьми длится с начала времен и по сей день. Особенно остро он ощущается в периоды перемен общественной жизни, когда поколение прошлого выступает как консерватор, а молодежь ратует за новизну. Такая ситуация характерна для России 60-х гг. 19 в., свое отражение она нашла в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Столкновение старого и молодого поколения преодолевает рамки семейного конфликта и затрагивает социально-политическое устройство страны – социал-демократы встают на борьбу с либералами-аристократами.

16 стр., 7791 слов

Аргументы : отцы и дети в пьесе «горе от ума» (а. с. грибоедов)

... сочинение направление: отцы и дети. аргументы из пьесы грибоедова «горе от ума» и романа тургенева «отцы и дети»-что писать в сочинении? В комедии Грибоедова «Горе от ума» главный смысл заключён в противостоянии молодого поколения ...

Базаров и Павел Петрович

Молодой нигилист Евгений Васильевич Базаров противостоит дворянину аристократу Павлу Петровичу Кирсанову. Разница поколений выражена уже во внешности героев.

Базаров – человек огромной силы воли, человек слова, немного отстраненный от людей. Тургенев особое внимание уделяет живому уму героя. А Кирсанов описан лишь внешне: носит белое белье, накрахмаленные воротнички, лаковые полусапожки. Будучи в прошлом известным светским человеком, Павел Петрович сохранил свои привычки и в деревенской усадьбе брата – безупречность и элегантность образа.

Кирсанов ничего не делает, не имеет никаких обязанностей и стремлений, живет в свое удовольствие. Базаров же деятелен, все, что он делает, полезно для общества, для науки, для народа.

Жизненные позиции героев крайне противоположны. Они спорят постоянно и спорят обо всем на свете: о том, как дальше развиваться России, о реальном и иррациональном, о полезности науки и искусства, о патриархальности народа. Базаров утверждает, что все старое должно быть разрушено, а Павел Петрович уверен, что все это должно быть сохранено для будущих поколений. Кирсанова возмущает еще и то, что конкретного плана преобразования миропорядка у Базарова и его последователей нет. Они призывают лишь разрушать, а созидать не собираются. В ответ на упрек в этом, Базаров говорит, что сперва нужно «место расчистить».

Базаров и его родители

В отношениях Базарова с его родителями также отчетливо просматривается конфликт поколений. Базаров любит отца и мать, но в то же время испытывает презрение к их глупой бесцельной жизни. Несмотря на непонимания друг друга, родители любят Евгения. Любовь не прекращает существовать даже после смерти героя. В конце концов оказывается так, что только родителям Базаров был по-настоящему дорог.

Аркадий и семья

В семье Кирсановых противостояние поколений не столь очевидно. Аркадий Кирсанов постепенно превращается в копию своего отца. В жизни он ценит то же, что и он: дом, семейная жизнь, покой. Для него это намного важнее, чем борьба за всеобщее мировое благополучие. Аркадий всего лишь подражал Базарову, и это вызывало небольшие раздоры в семье. И когда Базаров уходит из поля зрения Аркадия, и конфликты сходят на нет.

Тема «отцов» и «детей» в русской литературе

Взаимоотношения отцов и детей – одна из первостепенных и значимых в русской литературе. Эта проблема отражена в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в драме «Гроза» А.Н. Островского, в творениях А.С. Пушкина и мн. др. Авторы как люди творческие стоят на стороне молодого поколения. Однако Тургенев не занимает определенной позиции, и предоставляет возможность читателю самому выбрать правильную идеологию. Я думаю, для Тургенева было важно показать, что только в мире и гармонии общество сможет правильно развиваться в дальнейшем.

Может считаться вечной. Однако в наибольшей степени она обостряется в переломные моменты общественно-социального развития, когда два поколения превращаются в выразителей совершенно разных эпох. Именно такой период и был изображен в произведении Тургенева. Тот конфликт, который представлен в романе «Отцы и дети», в действительности выходит очень далеко за пределы семейных взаимоотношений.

37 стр., 18147 слов

В чем заключается проблема становления личности: аргументы из ...

... admin в рубрике Сочинения по литературе с метками Аргументы из литературы. sochineniya-na5.ru Проблема самовоспитания и нравственного самосовершенствования Разбор темы сочинения: "Самовоспитание и нравственное самосовершенствование", подготовка к ЕГЭ по русскому языку Проблема самовоспитания и нравственного самосовершенствования Человек совершил проступок ...

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Софья Фамусова, выросшая в атмосфере лжи и обмана, тщательно скрывает свои чувства от отца, понимая, что он не позволит развитие отношений с Молчалиным. Делает всё наперекор батюшке. Молчалин напротив верен своему нравственному (или безнравственному) кредо, строит свою жизнь, как завещал отец: угождать всем людям без изъятья. Грибоедов даёт возможность поразмыслить читателю над завтрашним днём обоих героев.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Воспитание Петруши Гринёва остаётся за пределами страниц текста, но главное, что вынес молодой дворянин из общения с отцом (строгим и требовательным человеком), необходимость быть верным слову, беречь честь, соблюдать законы нравственности. Он поступает так во всех жизненных ситуациях. Даже когда отец запрещает жениться на любимой Маше Мироновой, он принимает его волю как обязательное требование.

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

Из детских воспоминаний Чичикова всплывает образ мрачного, недоброго, жестокого отца и его наставления о необходимости беречь и копить копейку, единственного идола в жизни Павла Ивановича. Чичиков строит свою жизнь по заветам отца и во многом преуспевает.

А.Н. Островский «Гроза»

Взаимоотношение между матерью и детьми в семье Кабановых основаны на страхе и лицемерии. Варвара привыкла ко лжи и пытается научить этому Катерину. Но у жены брата были другие отношения в семье, она не принимает ханжества свекрови и борется с ней своими средствами. Финал такого воспитания предсказуем: Варвара бежит из дома, Катерина уходит из жизни добровольно, Тихон восстаёт против матери.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

«Дети» в романе – Базаров и Аркадий Кирсанов – в начале повествования выступают единым фронтом против «отцов» в лице дяди Аркадия – Павла Петровича. Николай Петрович не сопротивляется смелым и дерзким высказываниям сына и его друга. И поступает мудро и дальновидно. Постепенно Аркадию открываются многие несовпадения в поведении его друга, и он возвращается в лоно семьи. А Базаров, так легко критикующий «романтизм» Кирсановых, абсолютно трепетно относится к подобному поведению своего отца, потому что любит своих родителей и бережёт их.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

В романе представлены несколько семейств, в каждом отношения строятся на определённых принципах. В семье Курагиных – это принцип выгоды и наживы. И отец, и его дети согласны на любые отношения, лишь бы они были выгодны, так заключаются браки. Таким же принципом руководствуется семейство Друбецких: унижение, угодничество – их орудие в достижении цели. Ростовы живут, как дышат: они радуются друзьям, праздникам, охоте – всему, что украшает нашу жизнь. Отец и мать во всём стараются быть честными с детьми и друг другом. Выгода для них не важна. Практически разоряя свою семью и себя, Наташа требует отдать подводы под раненых, только так может поступить настоящий патриот и милосердный человек. И матушка соглашается с дочерью. Подобны отношения между отцом и дочерью Болконскими. И хотя кажется, что отец слишком строг и нетерпим по отношению к дочери, на самом деле, он слишком хорошо понимает трудности предстоящей жизни своей дочери. Поэтому княжна Марья сама отказывает Анатолю Курагину, понимая, как прав её отец.

9 стр., 4447 слов

«Отношение отцов и детей», конфликт отцов и детей по роману «Отцы ...

... Любовный конфликт в творении крайне важен, ибо он показывает, какими, на самом деле, являются герои. ВЫВОД: Аркадий Кирсанов «Отцы и дети» — отношение Базарова к народу: сочинение, аргументы, цитаты «Отцы и дети» — отношение Базарова к народу Отношение Базарова к ...

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Родион Раскольников, объясняя причину убийства старухи-процентщицы, говорит, что он хотел матери помочь. На самом деле, он очень трепетно относится к матери, пытаясь вырваться из замкнутого круга нищеты. Он с трепетом и волнением вспоминает отца, от которого ему остались часы (заложенные старухе-процентщице).

Мать до конца не верит в преступление своего любимого Роди.

А.П. Чехов «Вишнёвый сад»

В пьесе дочь Аня, семнадцатилетняя девушка, отправляется за блудной матерью, потерявшейся где-то в Париже, чтобы вернуть её в лоно семьи, для решения проблем с имением. Раневская ведёт себя наивно и глупо. Здравым смыслом наделена только Варя, приёмная дочь всё той же Раневской. Когда Любовь Андреевна даёт проходящему нищему золотой, Варя не выдерживает и говорит, что в доме есть нечего, а барыня такими деньгами разбрасывается. Потеряв всё, Раневская уезжает в Париж и увозит деньги тёти, а дочерей бросает на произвол судьбы. Девушка Аня едет в столицу, и как сложится её жизнь, где она будет брать деньги на жизнь – непонятно. Варя уходит в экономки. Отцы и дети здесь меняются местами.

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

В семье Мелеховых всё держится на власти отца. И когда Пантелей Прокофьевич узнаёт о связи Григория с Аксиньей, он решает женить сына на Наталье. Григорий подчиняется воле отца. Но, понимая, что не любит свою жену, бросает всё и уходит с Аксиньей в работники. Он согласен на позор во имя любви. Но время рушит в мире всё, и рушится дом Мелеховых, устои казачьей жизни. И скоро никто не подчиняется законам жизни, все живут, как хотят. Дарья наступает на свёкра с непристойным предложением, а Дуняшка ставит мать в безвыходное положение и буквально заставляет её благословить на брак с Мишкой Кошевым.

Б. Васильев «Завтра была война»

В повести в центре внимания две семьи Искры Поляковой и Вики Люберецкой. Мать Искры – женщина-комиссар, волевая, властная, строгая. Но когда мать в очередной раз решает выпороть своим солдатским ремнём дочь, та отвечает в духе своей матушки – так же строго и бесповоротно. И мать понимает, что девочка повзрослела. У Вики с отцом совсем другие отношения – тёплые и доверительные. Когда девушка оказывается перед выбором: отказаться от отца или быть исключённой из комсомола, Вика принимает решение уйти из жизни. Она не может отказаться от любимого отца, какие бы подозрения на него не легли.

Читаемое в разделе:

  • Проблема роли человеческой памяти. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Проблема влияния природы на человека. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Проблема влияния учителя на воспитание ученика. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Проблема воздействия музыки на человека. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Проблема выбора профессии. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Проблема преодоления жизненных трудностей в годы войны. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Проблема раннего взросления на войне. Аргументы к сочинению ЕГЭ

Ранее опубликованные в разделе:

  • Проблема утраты духовных ценностей. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Проблема влияния учителя на воспитание ученика. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Проблема разрушающего влияния денег. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Проблема влияния природы на человека. Аргументы к сочинению ЕГЭ

Новые материалы раздела:

  • Проблема преодоления жизненных трудностей в годы войны. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Проблема времени в литературе. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Проблема роли человеческой памяти. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Проблема бездуховности современного общества. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Проблема взаимоотношения человека и власти. Аргументы к сочинению ЕГЭ

Взаимоотношения, раскрывающие главный конфликт

Рассмотрение проблемы отцов и детей в изображении Тургенева можно начать со следующей предпосылки: это противостояние коренится в первую очередь в разнице мировоззрений старинного русского дворянства и взглядов передовых представителей интеллигенции. Проблема противостояния отцов и детей раскрывается писателем во взаимоотношениях Базарова и Павла Петровича Кирсанова; Базарова с его собственными родителями, а также через примеры различных взглядов внутри семейства Кирсановых.

9 стр., 4344 слов

Бабка катерина иссохшая горбатенькая от возраста старушка никак ...

... онг-онг… Да что о птице говорить, если бабка Катерина, иссохшая, горбатенькая от возраста, но еще проворная старушка, никак не могла ... что постоянные жизненные проблемы и городская суета, в большинстве случаев, мешают уже полностью самостоятельным детям найти минутку для ... на этой ноте мне хотелось бы закончить своё сочинение. Постарайтесь окружить своих родителей заботой и вниманием, чтобы ...

Описание проблемы отцов и детей дается автором посредством изображения основного действующего персонажа, который в силу своего мировоззрения оказывается противопоставлен внешней среде. Молодой нигилист Базаров предстает перед читателем как отгороженный от всего внешнего мира человек. Он мрачен, однако вместе с этим у него развит внутренний стержень, его нельзя назвать слабым человеком. Давая описание своему главному персонажу, Тургенев особенно подчеркивает его незаурядные умственные способности.

Что представляет собой Кирсанов

Проблема отцов и детей в изображении Тургенева отражается даже во внешнем виде действующих лиц. Что касается описания Кирсанова, то здесь писатель большей частью характеризует его через облик. Павел Петрович предстает как привлекательный человек. Он предпочитает носить белые накрахмаленные рубашки. На нем надеты лаковые полусапожки. Когда-то в прошлом он славился в роли светского льва, однако ему удалось сохранить свои привычки даже у брата в деревне.

Кирсанов всегда отличается безупречностью, элегантностью. Он одевается в темный английский сюртук, на нем низенький галстук по последней моде. Уже с первого знакомства с этим персонажем становится понятно, что его взгляды существенно отличаются от воззрений Базарова. И тот образ жизни, который ведет Кирсанов, также разнится от занятий Базарова. Павел Петрович, как и многие представители тогдашнего дворянства, большей частью проводит свое время в ничегонеделании.

Проблема отцов и детей в романе Ивана Тургенева: качества Базарова

В отличие от Кирсанова, Базаров постоянно занят делом. Он стремится приносить пользу обществу, занимается решением конкретных проблем. Несмотря на то что Евгения не связывают с Павлом Петровичем родственные связи, именно на примере их взаимоотношений отражается проблема отцов и детей в изображении Тургенева. Описывая Базарова, Тургенев стремится отразить те качества, который были присущи молодежи его эпохи. Это решительность, смелость, настойчивость, умение отстаивать собственные взгляды.

Тургенев был убежден, что именно за такими людьми будущее Родины. То и дело читатель может проследить намеки автора на большую деятельность, которая предстоит Евгению Базарову. Однако в таком фанатичном нигилизме есть и некоторые минусы, которые Тургенев не принимает. Например, это полное отрицание эмоциональной составляющей человеческой жизни, неприятие чувств.

6 стр., 2982 слов

Нигилизм Базарова в романе Отцы и дети Тургенева с цитатами

... и образ Анны Одинцовой↑ ТургеневКонфликт поколений в романе Отцы и дети Тургенева → Сочинение 2 В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» явно прослеживается борьба двух противоборствующих сторон, двух лагерей, на ... на карту любви не является мужчиной и самцом. В жизни Базарова появилась Анна Одинцова. Базаров сразу обратил на неё внимание. «Это что за фигура? На остальных баб не похожа», — впечатлен ...

Личные качества представителя молодежи

Тургенев наделил Базарова такими качествами, как решительность в действиях и обоснованное личное мнение. Такие люди ставили перед собой цели и приносили настоящую пользу обществу. Подобными характеристиками обладали многие представители того исторического периода. Автор предполагал, что именно из таких людей будет состоять будущее России. Но как ярый поклонник нигилизма Базаров полностью отрицал внутренний мир и душевную эмоциональность. Он не допускал существование чувственной стороны жизни. В этом вопросе Тургенев категорически не согласен со своим персонажем. Многие критики предполагают, что именно по этой причине главный герой был убит автором.

Смотреть галерею

Столкновение двух героев

Чтобы продемонстрировать ошибочность подобной точки зрения, писатель сталкивает Базарова с одним из представителей аристократии — Кирсановым. Конфликт, который возникает между этими действующими лицами, еще раз доказывает: проблема отцов и детей в изображении Тургенева показана через родственную связь, однако лишь косвенно. Большей частью это вопрос столкновения представителей двух противоположных социально-политических лагерей.

Кирсанов и Базаров занимают противоположные позиции в этом противостоянии. И в частых спорах этих персонажей оказываются затронутыми практически все основные вопросы, по которым тогда расходились в своих суждениях демократы и либералы. К примеру, это такие непростые темы, как возможные пути дальнейшего развития общества, материализм и идеализм, искусство, различное отношение к народу. При этом Кирсанов стремится защитить старые устои. Базаров же, наоборот, выступает за их окончательное разрушение.

Противоположные жизненные позиции

Во время споров Базарова и Павла Петровича автор часто затрагивает темы политических разногласий. В этих вопросах демократы и либералы не приходят к консенсусу. Основные споры возникают на почве размышлений о дальнейшем развитии страны, о материальных ценностях, опыте, идеализме, науке, истории искусств и отношении к простым людям. Кирсанов уперто стоит на защите старых понятий, а Базаров, в свою очередь, стремится их разрушать. Кирсанов пытался упрекать оппонента в этом его стремлении. Но Базаров всегда отвечал, что необходимо сначала расчистить место, чтобы построить что-либо новое.

Смотреть галерею

Противостояние либерализма и демократии

Произведение Тургенева было написано через год после того, как на территории России было отменено крепостное право. В этой кризисной обстановке было неизбежным столкновение между поколением «отцов», или либералов, и «детей», или революционеров, придерживавшихся демократических взглядов.

Именно в этот исторический период возникает новый вид общественного деятеля — демократа, который все свои силы отдает на дело изменения существующего политического строя. При этом он не ограничивается словами. За его мировоззрением всегда стоят конкретные поступки.

Как раз таким и является главное действующее лицо произведения — Евгений Базаров. С самого начала он оказывается противопоставленным остальным действующим лицам. Его демократизм проявляется во взглядах, отношениях с людьми и даже любви.

Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева: отношения Базарова с родителями

Противоборство поколений можно наблюдать и во взаимоотношениях Базарова с его собственными родителями. Он наполнен совершенно противоречивыми чувствами по отношению к ним. Ведь Базаров, с одной стороны, признается, что любит родителей. Но с другой — он не может не презирать их «глупую жизнь». И от родителей главного героя отдаляют в первую очередь его собственные убеждения. Если у Аркадия можно наблюдать презрение к предыдущему поколению, которое обусловлено желанием подражать во всем своему другу, то у Евгения Базарова оно идет изнутри.

Родители Базарова: пример истинной любви, разрешающей конфликт

Проблема отцов и детей в романе Тургенева актуальна и в наше время, ведь разногласия могут возникать даже между близкими и любящими людьми. При этом можно видеть, что родители дорожат своим сыном. Старички любят его, и именно эта любовь позволяет смягчить те «острые углы», которые имеются в их общении. Любовь оказывается сильнее разницы в мировоззрениях, и она живет даже в тот момент, когда Базаров погибает.

Тему отцов и детей, особенно обостряющуюся в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох, можно считать вечной. Собственно такой период в истории России — 60е годы XIX века — изображен в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Представленный в нем конфликт отцов и детей уходит далеко за семейные рамки — это социальный конфликт старинного дворянства и аристократии и молодой прогрессивной интеллигенции.

Проблема отцов и детей вскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере взглядов внутри семьи Кирсановых.

Два поколения противопоставлены в романе даже их внешним описанием. Евгений Базаров предстает перед нами как отторженный от внешнего мира человек, мрачный и вместе с тем обладающий огромной внутренней силой и энергией. Описывая Базарова, Тургенев акцентирует внимание на его уме. Описание же Павла Петровича Кирсанова, напротив, состоит в основном из внешних характеристик. Павел Петрович внешне привлекательный человек, он носит накрахмаленные белые рубашки и лаковые полусапожки. Бывший светский лев, некогда шумевший в столичном обществе, он сохранил свои привычки, живя у брата в деревне. Павел Петрович всегда безупречен и элегантен.

В Базарове Тургенев отразил качества, которые начинали проявляться в молодежи того времени, такие, как решительность, стойкость в суждениях. Тем не менее, Тургенев считал, что за такими людьми будущее России. Мы то и дело замечаем намеки автора на предстоящую большую деятельность Базарова. Но в яром нигилизме есть и минусы, которые Тургенев не разделял со своим героем — это полное отрицание внутреннего мира человека, его эмоциональных, чувственных сторон жизни.

Чтобы показать эту ошибочность во взглядах, автор сталкивает героя с представителем аристократической элиты — Павлом Петровичем Кирсановым, человеком, который в своем лице представлял дворянское общество. Среднего роста, одетый в темный английский сюртук, модный низенький галстук и лаковые полусапожки. Таким мы впервые встречаем Павла Петровича Кирсанова. С первого взгляда становится ясно, что этот человек совершенно отличается от Евгения Васильевича своим отношением к жизни.

Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества — проводит время в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами. На мой взгляд, проблема отцов и детей наиболее глубоко показана в романе именно во взаимоотношениях этих двух героев, несмотря на то, что их не связывают непосредственные родственные отношения. Конфликт, возникший между Базаровым и Кирсановым, доказывает, что проблема отцов и детей в романе Тургенева — это и проблема двух поколений, и проблема столкновения двух разных социально-политических лагерей.

Эти герои романа занимают прямо противоположные жизненные позиции. В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы (о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу).

Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. А на упрек Кирсанова, что вы, мол, все разрушаете («Да ведь надобно и строить»), Базаров отвечает, что «сперва нужно место расчистить».

Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой — презирает «глупую жизнь отцов». От родителей Базарова отдаляют, прежде всего, его убеждения. Если у Аркадия мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция.

При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает. «Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России… Оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами… Но между ними есть одна (могила), до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре… Базаров похоронен в этой могиле… К ней… приходят два уже дряхлых старичка…»

Что же касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, мне кажется, что она не глубокая. Аркадий похож на своего отца. У него по сути те же ценности — родной дом, семья, покой. Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом благе. Аркадий лишь пытается подражать Базарову, и именно это является причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Старшее поколение Кирсановых сомневается «в пользе его влияния на Аркадия». Но Базаров уходит из жизни Аркадия, и все становится на свои места.

Проблема отцов и детей — одна из важнейших в русской классической литературе. Столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим» отразил в своей замечательной комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов, эта тема раскрыта во всей остроте в драме Островского «Гроза», ее отголоски мы встречаем у Пушкина и многих других русских классиков. Будучи людьми, смотрящими в будущее, писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения. Тургенев же в своем произведении «Отцы и дети» не выступает открыто ни на одной из сторон. Вместе с тем, он настолько полно раскрывает жизненные позиции основных героев романа, показывает их положительные и отрицательные стороны, что предоставляет читателю возможность самому решить, кто же был прав. Неудивительно, что современники Тургенева остро отреагировали на появление произведения. Реакционная печать обвинила писателя в заискивании перед молодежью, а демократическая — упрекала автора в клевете на молодое поколение.

Роман Тургенева «Отцы и дети», как бы то ни было, стоит в ряду лучших произведений русской классической литературы, а затронутые в нем проблемы остаются до сих пор актуальными. Тургенев беспристрастно передал все положительные и отрицательные стороны поколений; мощную силу, способную привести к изменениям в обществе, видел он в молодежи. Сила эта была как железная соха, не щадящая ни искусства, ни поэзии, ни даже самой любви. Тургенев не мог с этим не согласиться. Он понимал, что без этих простых вещей, жизнь будет тусклой, безрадостной, «не настоящей». Потому Иван Сергеевич был ближе к «аристократическим» суждениям о жизни. Несомненно, аристократы были не так энергичны, как нигилисты, но, проживая в семье, занимаясь своим показным обликом, небрежно ведя хозяйство, они были счастливы по-своему. А главное, к чему обязан стремиться человек — счастье.

Повсеместная актуальность проблемы

В старших классах ученикам задают написать сочинение по литературе. Проблема отцов и детей — это неразрешимый спор, длящийся сотни лет. Роман Тургенева «Отцы и дети» остается одним из лучших произведений мировой классики. Беспристрастное описание быта и отношений без прикрас дает понять читателю, что молодежь — это вечный двигатель. За ними — сила и новые свершения, изобретения и улучшение жизни. Но зрелые аристократы тоже живут своей жизнью, их нельзя осуждать. Они по-разному смотрят на жизнь, не понимают взглядов друг друга, но они счастливы. Каждый по-своему. В этом и есть смысл жизни. Просто быть счастливым.

Размышления о социальной грани взаимоотношений между поколениями (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

Жизнь так устроена, что на смену уходящим поколениям приходят новые — люди более энергичные, с широким взглядом на мир, с непредвзятыми суждениями о природе явлений.

Старшие передают младшим свой опыт, учат жизненным правилам, и их опыт поучителен и полезен для сыновей и вну­ков. «Дети» могут соглашаться или не соглашаться с «отцами» по ряду вопросов, но более всего их разводит социальная рознь, сословная разъединенность.

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1861) разночинец Евгений Базаров противостоит семейству Кирсановых — по­томственных дворян, представителей привилегированного сословия.

Шестидесятые годы XIX в. для России являются перелом­ными. Отмена крепостного права, становление финансово­промышленного капитала, революционные настроения в демократических массах — всё взрастило разночинцев, межсословную категорию населения. Это выходцы из духо­венства, мелких чиновников, купечества, мещанства, реже — из крестьянской среды. Сфера приложения сил этих людей была преимущественно умственная. Люди из «разных чинов» становились литераторами, военными, врачами, научными деятелями, людьми искусства. В движении разночинцев различают революционно-демократическое и буржуазно­демократическое направления.

Наиболее ярко черты разночинца-шестидесятника показаны в образе Евгения Базарова. Он, человек труда, попадает в чуж­дую для него обстановку жизни дворянских семейств, празд­ную и размеренную. В своих имениях, вдали от обеих столиц, русское дворянство наслаждается радостями бытия и благами, данными от рождения. Принадлежность к первому сословию в России, богатство, образованность, отсутствие необходимости тяжким трудом добывать хлеб насущный делают дворян Кирса­новых неуязвимыми для житейских бурь и треволнений.

Итак, на первых страницах романа появляется главный герой, приехавший из Петербурга разночинец Базаров, друг молодого Аркадия Кирсанова, будущий уездный лекарь (сей­час он — «по медицинскому факультету»).

Базаров наследует также маленькое имение с двадцатью двумя крепостными, где он «барин» скорее по названию, чем по сути. Точнее сказать, барство как образ жизни и представление о самом себе как о «барине» вовсе не свойственны бедному разночинцу с его «народным духом».

И вот он предстаёт перед богатыми, изнеженными барами Кирсановыми. Мягкий, с либеральными взглядами, любящий искусство, примерный семьянин и приветливый хозяин, Ни­колай Петрович, отец Аркадия, встречает своенравного гостя очень радушно и относится к нему более чем терпимо.

А старший брат его, Павел Петрович, аристократ с «принсипами», но без какого бы то ни было реального дела, сразу воз­ненавидел «волосатого» молодого человека с красными руками, не обученного приличным манерам.

Друг против друга их настраивает прежде всего сословная вражда и презрительное отношение к чувствам противника. Предки Павла Петровича — дворяне в нескольких предшествую­щих поколениях, а у Базарова один «дед землю пахал», вто­рой — «дьячок», низший духовный чин. Один горд своей высокородностью, второй — тем, что его предки нравственно чисты и уважаемы, потому что они — люди труда. Но их достоинства превращаются в недостатки в глазах противной стороны.

«Самоломанный» Базаров считает, что «Всякий человек сам себя воспитать должен». И то, что Павел Петрович в свои сорок с небольшим лет «ни на что не стал способен» — непро­стительный порок, который нельзя оправдать ни жизненными трагедиями (у Павла Петровича — разбитая любовь), ни суро­вым временем, в условиях которого формировался характер молодого дворянина (это сороковые годы — эпоха «безвреме­нья»).

А для Базарова смысл жизни — в труде, который ему по сердцу. С его волей, одарённостью, со страстной преданностью делу быть бы ему талантливым врачом или учёным- иссле­дователем в области медицины. Но у него глобальные планы, связанные с переустройством России, и первый этап на этом пути — «сломать» то, что тормозит её развитие. Так что ему по плечу роль и политика, общественного деятеля, и крупного учёного.

Смысл нигилизма Базарова имеет не созидающий, а раз­рушительный характер: задача «полного и беспощадного от­рицания» того требует для России. Нужно «место расчистить» в консервативном, изжившем себя русском миропорядке, и это насущный вопрос времени.

«…И если он называется нигилистом, то надо читать: рево­люционером», — так писал о своём герое И.С. Тургенев. За отри­цание прекрасного, пренебрежительное отношение к духовным ценностям: музыке, природе, поэзии, святости веры — Базаров дорого расплатится, жизнь строго накажет бунтаря и мятеж­ника. Он уйдёт со сцены в расцвете лет и творческих сил. Ведь даже люди для физиолога-материалиста подобны деревьям в лесу: все одинаковые, и страдают они лишь из-за несовершен­ства общества. И отдельный человек с миром его чувств мало что значит для будущего уездного лекаря.

Критик Писарев так определил причины конфликта Базарова с миром, с современной ему социальной средой: «От сурового труда грубеют руки, грубеют манеры, грубеют чувства; человек крепнет и прогоняет юношескую мечтательность, избавляется от слезливой чувствительности: за работой мечтать нельзя…» В этих словах — и осуждение, и оправдание главного героя.

И только перед смертью Базаров говорит о неповторимости тех ценностей, которые особенно близки ему в последний роко­вой час. Это любовь к женщине и дорогим для него родителям, несостоявшийся замысел «обломать дел много» и даже красота поэтического слова, раньше ему непонятная: «Дуньте на уми­рающую лампаду, и пусть она погаснет».

Вывод: в социальном конфликте между поколениями побеж­дают «отцы», дворяне-либералы. Надолго ли? История покажет: конфронтация в обществе неизбежна.