Евгений Базаров, главный герой романа И.С. Тургенева «Отца и дети», – один из самых сложных и противоречивых образов русской классической литературы 19 века. Ему около тридцати лет, однако он считает себя человеком «не первой молодости». Он живет один, без семьи; его единственные родственники – старые родители.
У героя яркая запоминающаяся внешность: его волевое, энергичное лицо, выразительные глаза, широкий лоб (признак незаурядного ума) и спокойная, уверенная улыбка сразу привлекали внимание окружающих. По моде 19 века он носил бакенбарды, а его большие темные брови подчеркивали упрямый характер.
По образованию Базаров – врач. Он много учился и постоянно работал, ставя опыты над насекомыми и животными. И хотя по крови он принадлежал к дворянскому сословию, тем не менее, при случае подчеркивал свое «плебейское» происхождение, утверждая, что его «дед землю пахал».
Читатель узнает, что Базаров страстно увлечен естественными науками – биологией и химией. Во второй половине 19 века они были особенно популярны среди молодых людей, которые демонстративно увлекались модными идеями нигилизма, презрительно отрицая духовную сферу человеческой жизни. Именно таков Базаров, который не признавал любовь и искусство, а природу считал мастерской для ученого.
Все это было необычно для дореволюционного дворянского общества, которое привыкло к размеренному, чинному образу жизни, основанному на устоявшихся традициях. Базаров же сразу объявил, что не признает никаких авторитетов и мнений, чем поверг в шок своих слушателей. Помещики не понимали логику героя, который отрицал буквально все, что они считали смыслом своей жизни. В этом и проявилось противостояние двух поколений, вынесенное автором в заголовок романа.
Однако читатель понимает, что проблема не в возрасте: речь идет о глубоком, внутреннем идеологическом конфликте разных мировоззрений. Ни одна из сторон не только не хочет уступить, но даже не пытается понять другую.
Базаров кратко, но презрительно и даже грубо парирует доводы своего оппонента, а иногда не удостаивает его ответа. В свою очередь, Павел Кирсанов не стремится вникнуть в аргументы героя: он лишь негодует и возмущается, не снисходя ни к его возрасту, ни социальному положению.
В отношениях с окружающими Базаров холоден, дерзок, сух и насмешлив. Он постоянно подкалывает своего приятеля Аркадия, надменно общается с его отцом и дядей, иронизирует над Ситниковым и Кукшиной, которые пытаются ему подражать.
Нравственный выбор в жизни героев романа «Евгений Онегин» (Пушкин А. С.)
... связь с людьми. Второй нравственный выбор Евгений Онегин совершает в любви, этот выбор оказывается неправильным. ... Онегин наоборот разочарован в жизни и относится к ней скептически. Различное отношение героев к жизни ... свои чувства, а иначе неопытность может довести ее до беды. Третий нравственный выбор Онегина проявился в дружбе с Ленским, этот выбор тоже оказался неправильным. В дружбе Евгения ...
Зато герой сразу и быстро находит общий язык с простыми людьми. Все дворовые Кирсанова тотчас к нему привязались. Мальчишки с удовольствием ходили с ним ловить лягушек, а крепостная девушка Фенечка доверила ему лечить своего малыша. Причина такого успеха проста – герой не чинится и не заботится о церемониях, чем сразу привлекает к себе внимание и симпатии крестьян.
Базаров по-своему честен: он прямо говорит, что думает, не заботясь о реакции собеседников. Такая манера общения сблизила его с крепостными, но она совершенно не импонировала дворянам. Зато она приводила в восторг Аркадия, который изо всех сил, но тщетно пытался разыгрывать из себя нигилиста.
И лишь один человек не поддался своеобразному обаянию и противоречивой харизме героя. Этим лицом оказалась красивая и очень умная женщина – Анна Одинцова. Встреча с ней стала испытанием для героя, который оказался бессилен перед ее обаянием и сильной волей. Даже своей внешностью и внутренним миром героиня разрушила теорию Базарова о женщинах, которые, по его мнению, не могут быть красивыми и умными одновременно.
Одинцова, которая вела однообразную жизнь в своем деревенском поместье, заинтересовалась Базаровым как оригинальным человеком, не похожим на всех остальных. Он привлек ее внимание своими смелыми, дерзкими высказываниями и незаурядным поведением. Однако молодая женщина не влюбилась в него, так как больше всего ценила свой покой и домашний комфорт.
Она боялась любви, вернее, страсти Базарова, который был безудержен в своих эмоциях и чувствах. В отношениях с Одинцовой герой не рассчитал собственных сил. Он даже не сразу осознал, что влюбился в эту незаурядную женщину и изо всех сил пытался скрыть свои чувства под маской дерзкого поведения.
Искренне презирая романтические переживания и любовь, Базаров, тем не менее, не в состоянии справиться с собственным сердцем, которое властно заявило о себе самым неожиданным образом. В конце концов герой не выдержал и признался молодой женщине в любви.
Но его признание получилось довольно бурным и слишком эмоциональным, что напугало Одинцову. Впрочем, герой сумел сдержаться и взять себя в руки. Молодая женщина и ее гость расстались приятелями, однако с тех пор в жизни Базарова произошли серьезные перемены. Он сильно изменился, так как на собственном опыте убедился в крахе своих теорий.
Базаров продолжил свои привычные занятия, но уже без прежнего энтузиазма. Скорее, он повторял их по инерции, чем по убеждению, как это показал автор в начале романа. В этот трудный, переломный период жизни состоялась его дуэль с Павлом Кирсановым.
Герой, который отрицал светские обычаи и традиции и высмеивал дворянские условности, был вынужден принять вызов. В этом отношении он похож на Евгения Онегина, который тоже во многом под давлением общественных предрассудков согласился на поединок, хотя внутренне не желал его.
И тот, и другой на словах отрицали принятые нормы, но в решающие моменты оказались не в силах противопоставить себя обществу.
К счастью, дуэль Базарова и Кирсанова закончилась благополучно: последний отделался незначительной раной и кое-как помирился со своим противником. Данный инцидент окончательно выбил героя из колеи. Он снова убедился, что не в состоянии претворить свои смелые и дерзкие убеждения в жизнь.
«Герой – тот, кто творит жизнь вопреки смерти…» (по ...
... помню о них, мать! И они мне нужны, ибо только в памяти людей бессмертны герои! Она сказала: Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть... Нет! – возразил ... однажды, в глухом углу, около городской стены, она увидала другую женщину: стоя на коленях около трупа, неподвижная, точно кусок земли, она молилась, подняв скорбное лицо ...
В полном упадке духа он вернулся в поместье к своим старым родителям, где попытался снова погрузиться в работу, но у него ничего не получилось.
Теперь герой уже не увлекался своими опытами и больше времени проводил в разговорах с отцом и мужиками. Этот душевный надлом закончился трагически: Базаров неожиданно заразился тифом и умер.
Многие читатели с недоумением задаются вопросом, почему он погиб так внезапно? Ведь на первый взгляд его смерть никак не связана с его внутренним кризисом мировоззрения. Однако при внимательном, вдумчивом прочтении романа такую связь можно проследить. С самого начала повествования Базаров ведет себя чрезвычайно небрежно как по отношению к себе, так и к окружающим.
Он явно не ценил свой ум, талант, возможности и, хотя с энтузиазмом отдавался любимому делу, тем не менее, не считал его смыслом жизни. Герой ставил опыты и возился с лягушками и насекомыми, потому что именно такой род занятий больше всего импонировал его практическому складу ума.
Он не ценил дружбу Аркадия, нежную любовь матери, заботу отца, расположение Одинцовой, дружбу Фенечки, симпатию Николая Кирсанова. Точно так же он не дорожил и собственной жизнью. Герой умирал с раздражением и негодованием на самого себя; он не испытывал ни жалости, ни горечи, ни отчаяния перед близким концом. В этом смысле его смерть стала естественным продолжением и завершением всей его жизни.
В свете вышесказанного уместно сравнить судьбу Базарова с жизнью другого тургеневского героя Рудина. Последний тоже был энтузиастом, хотя с пафосом отставал идеи, прямо противоположные нигилизму. Как Базаров, он был силен лишь на словах, а делом не смог подтвердить верность своим идеалам.
Рудин погиб так же внезапно и странно: на революционных баррикадах в Париже, когда даже сами восставшие отказались от борьбы. Оба героя в буквальном смысле играли своей жизнью, так как не понимали простой истины: великие начинания начинаются с малых дел.
Впрочем, Базаров постоянно трудился и как будто делом подтверждал нигилизм. Однако он не рассчитал свои душевные силы, которые при первом серьезном испытании уступили место глухому отчаянию.
Вместе с тем Базаров – сильная личность. Он честен и прям и никогда не кривит душой. Герой не бравирует своими идеями, как Рудин; напротив, на вопросы о своих убеждениях он отвечает коротко и даже неохотно. Базаров – прямодушный человек, который не стремится к популярности, как его «последователи». Он – практик и всю свою энергию, волю и ум вкладывает в работу.
В конце романа автор показывает, что его персонажу не чужды сердечные переживания. На смертном одре при последнем разговоре с Одинцовой герой прощается с ней почти поэтическими словами, которые ему совершенно не свойственны. Базаров принадлежит к так называемым «лишним людям».
Этот тип в русской классической литературе стал популярен после выхода в свет романа «Евгений Онегин». Образ скучающего дворянина, который не мог найти свое место в жизни, был актуален для 19 века. Тургенев же довел эти черты до крайности. Его персонаж уже не скучает – он все отвергает и отрицает, однако взамен не предлагает ничего полезного и конструктивного.
Евгений базаров: характеристика и образ героя в романе и.с. тургенева ...
... Базаров умирает, Тургенев пытается показать о том, что наконец-то герой получил умиротворение и покой. Сочинение Характеристика и образ Базарова ... свои убеждения. В этом эпизоде показана эволюция героя. Он ... Базаров недооценил и которая оказалась выше разума. И имя этой силе – любовь. Базаров не в силах, что-либо противопоставить влюбляется в Ольгу Одинцову. Но так сложилась, что Ольга не любит Базарова ...
Даже любовь к Одинцовой не смягчила его упрямую, строптивую натуру. Герой остался верен себе до конца, хотя под влиянием нового чувства мог измениться в лучшую сторону и найти смысл жизни. Как известно, труд облагораживает человека, однако любовь способна полностью его изменить.
К сожалению, Базаров, поддавшись страстным эмоциям, не сумел пересмотреть свои взгляды на мир вообще и на свое место в нем – в частности. После короткого, но довольно эмоционального «объяснения» с Одинцовой у него началось то, что в наше время принято называть депрессией.
Это состояние вызвало апатию и равнодушие, которые привели к преждевременной духовной смерти героя.