Балет «Золушка»
Замысел балета родился у Прокофьева в 1940 году. В интервью для газеты Moscow News он сообщил, что Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова (ныне – Мариинский театр) заказал ему балет по русской сказке для
Галины Улановой
(1910–1998)
Николаем Дмитриевичем Волковым
Прокофьев не только избрал сюжет, основанный на сказке Шарля Перро, но и использовал соответствующую музыкальную стилистику. Как отметил И. В. Нестьев, – «В портретах спесивых и злых cecтер Золушки, в сценах придворных увеселений (бал во втором акте) слышались отзвуки европейской танцевальной музыки XVII – XVIII столетий, мотивы ироничной церемонности. И лишь лирические страницы, связанные с характеристикой Золушки, ее любви к Принцу, – окрашены русской душевностью, столь свойственной поздней лирике Прокофьева» 24 .
На первом этапе работы над спектаклем хореография разрабатывалась
Вахтангом Чабукиани
(1910 – 1992).
Тогда же, в январе 1941 г. Прокофьев написал некоторые балетные номера, о чем свидетельствует не только общая датировка, поставленная самим автором над нотным текстом рукописи: «1941–1944», но и дата, указанная им в начале второго акта: «13 янв[аря] 1941»
25
В июне 1943 г. композитор был приглашен в Пермь (в то время – г. Молотов), где в эвакуации находился Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова. Здесь и продолжилась работа над «Золушкой». Балетмейстером спектакля теперь стал
Константин Михайлович Сергеев
(1910–1992), так как Чабукиани к этому времени переехал в Тбилиси. Сергеев явился не только автором хореографии спектакля, но и исполнил партию Принца. Партию Золушки танцевала
Наталья Михайловна Дудинская
(1912–2003).
Ростислава Владимировича Захарова
«Клавир с точной разметкой инструментовки» 27 , как сам автор определил вид рукописи, написан на бумаге разного формата. Основной текст (клавир) – на 16-строчных партитурных листах синими или черными чернилами, дополнения (как правило, в виде партитуры) – на 12-строчных, карандашом. В первом акте, как и предупреждал Прокофьев А. С. Ляпунову в процитированном выше письме, отсутствуют вариаций феи Весны, феи Лета, феи Зимы. Он констатировал это и в записке, вложенной в рукопись28 . Готовя материалы для передачи в Библиотеку, композитор надеялся восполнить лакуны, но, по-видимому, перечисленные им вариации он либо не нашел, либо забыл о своем обещании.
Мариинский театр — символ русской культуры
... и фойе, а по бокам от основного здания появились флигеля Мариинский театр упрочил и развил традиции первой русской музыкальной сцены. С приходом в 1863 году Эдуарда Направника, ... Иван Ершов, Медея и Николай Фигнер, Софья Преображенская. Блистали на сцене артисты балета: Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Галина Уланова, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников. ...
В рукопись 2-го акта вложен печатный экземпляр «Трех пьес» Прокофьева для фортепиано, ор. 95. Над нотным текстом «Медленного вальса» из этого цикла автор поставил номер «49», в соответствии с порядковым номером в балете, и прямо в печатный текст внес разметку инструментовки. Кроме того, листы печатного издания перемежаются с рукописными листами партитуры, перед которой автором указано: «Дополнение к 49-му номеру».
Фортепианный цикл «Три пьесы» (ор. 95) был создан на основе музыкального текста балета (ор. 87).
Он включил в себя три стилизованных старинных танца XVI–XVIII столетий: Павану, Гавот и Медленный вальс. Вложенное в рукопись издание и разметка инструментовки в нем могут свидетельствовать о продолжении работы композитора над балетом уже после его постановок.
Помимо основного текста балета композитор передал нотные материалы, объединив их под названием «Золушка. Наброски» 29 . Здесь оказались эскизы, сделанные карандашом, черновики отдельных номеров оперы и беловые автографы, как с правкой, так и без нее.
В архиве С. С. Прокофьева, есть и полный машинописный текст либретто, написанного Н. Д. Волковым в Москве. Текст датирован 10 января 1941 г. В эту же единицу хранения помещен перечень номеров балета с регламентацией (в минутах) исполнения каждого номера, каждого акта и балета в целом
30
, куда Прокофьев внес уточняющие приписки карандашом и очень краткие нотные наброски.
Такая точность была очень важна для Прокофьева. Еще до сочинения музыки он предлагал балетмейстеру показать хореографию тех или иных частей балета и хронометрировал каждый номер. Одно из таких действий описал Н. Д. Волков: «…Прокофьев, подойдя к пианино, положил секундомер и сказал Чабукиани: “Теперь извольте протанцевать весь второй акт. И помните только одно – пока я не написал музыку, можете менять какие угодно хореографические рисунки, но когда я музыку напишу, то не переделаю ни одной ноты”» 31 .
В архиве есть и либретто, точнее, рабочий сценарий, создававшийся уже в 1944 г. Это все тот же текст Волкова, но с существенной карандашной правкой: из содержательной части вычеркнуты большие фрагменты текста повествовательного характера. Нетронутой осталась лишь основная сюжетная канва сказки. В конце сценария проставлена дата «18/24 апреля 1944», а на первом листе имеется карандашная помета: «С. С. Прокофьеву. 5/V. 44». Вероятно, в этот день он и был передан композитору.
Дополняет сценарий перечень номеров балета, составленный Прокофьевым и обозначенный им как «Разметки в минутах». Этот перечень отличается от предыдущего и формулировками, и авторскими указаниями. Здесь проставлены не только минуты, но в ряде случаев и секунды. Текст написан простым карандашом. Отдельные пометы, синим карандашом, адресованы Прокофьевым балетмейстеру К. М. Сергееву (его фамилия написана на полях простым карандашом), другие – себе самому. Например, номерам 9 и 10 из 2-го акта соответствует помета: «Убрать последн[ие] 8 тактов и войти через кусочек из № 9 I акт[а] прямо на главную тему». напротив номера 2 «Па-де-шаль» указано: «выход 15–20 сек»; после номера 19 «Кузнечики и стрекозы…» – «Остановить неожиданно» и т. д.
Балеты в творчестве Прокофьева
... в период с 1940 по 1944 год. Хореография балета имела множество редакций. Впервые «Золушка» на музыку Прокофьева была поставлена 21 ноября 1945 года на сцене Большого театра. ... Ранее на сюжет Золушки ставились балеты на музыку других композиторов. 8 апреля 1946 года в Кировском театре состоялась премьера нового балета Константина Сергеева на музыку Прокофьева. Спектакль оформил ...
Все рукописи, связанные с одним из самых ярких произведений балетного жанра, передают динамику процесса сочинения «Золушки». Они помогают воссоздать его историю от первоначального замысла композитора до его реального воплощения, а также отражают последующую работу над музыкальным материалом.
Галина Сергеевна Уланова. Фотопортрет с дарственной надписью Петру Цезаревичу Радчику от 28 декабря 1948 г. — Ф. 1485 (П. Ц. Радчик), оп. 1, № 148.
Николай Дмитриевич Волков.
Вахтанг Михайлович Чабукиани. Фотопортрет с дарственной надписью Петру Цезаревичу Радчику от 9 июня 1946 г. – Ф. (П. Ц. Радчик), оп. 1, № 149.
С. С. Прокофьев. Золушка. Балет. Акт 1. Автограф. 1941–1944. – Ф. 617 (С. С. Прокофьев), № 7, л. 2.
С. С. Прокофьев. Золушка. Балет. Акт 2. Автограф. 13 января 1941 г. – Ф. 617 (С. С. Прокофьев), № 8, л. 2.
Наталья Михайловна Дудинская (Золушка), Константин Михайлович Сергеев (принц) в сцене из балета С. С. Прокофьева «Золушка». [1946 г.]. – Ф. 1477 (Н. М. Дудинская, К. М. Сергеев), оп. 1, № . 350.
С. С. Прокофьев. Золушка. Балет в 3-х актах. № 49. Медленный вальс для фортепиано. Печатный экземпляр с разметкой инструментовки карандашом. – Ф. 617 (С. С. Прокофьев), № 8, л. 14.
С. С. Прокофьев. Золушка. Балет в 3-х актах. № 49. Медленный вальс для фортепиано. Печатный экземпляр с разметкой инструментовки карандашом. – Ф. 617 (С. С. Прокофьев), № 8, л. 14 об.–15.
С. С. Прокофьев. Золушка. Балет в 3-х актах. «Дополнение к 49-му номеру. Партитура. Автограф; карандаш. – Ф. 617 (С. С. Прокофьев), № 8, л. 15.
Перечень номеров балета «Золушка» с приписками С. С. Прокофьева. 1941 г. – Ф. 617 (С. С. Прокофьев), № 12, л. 13.
Рабочий сценарий балета «Золушка». 1944 г. – Ф. 617 (С. С. Прокофьев), № 11, л. 1.
С. С. Прокофьев. Балет «Золушка». «Разметки в минутах». 1944 г. – Ф. 617 (С. С. Прокофьев), № 11, л. 9.
Прокофьев о Прокофьеве. Статьи и интервью / Ред.-сост. В. П. Варунц. – М., 1991. – С. 187.
Прокофьев о Прокофьеве. Статьи и интервью / Ред.-сост. В. П. Варунц. – М., 1991. – С. 189.
Нестьев И. В. Жизнь Сергея Прокофьева. – М., 1973. – С. 504–505.
Прокофьев С. С. Золушка. Балет. Акт 1. Автограф. 1941–1944. – Ф. 617 (С. С. Прокофьев), № 7, л. 2; № 8, л. 2.
За эту работу в 1946 году балерина была удостоена Сталинской премии.
Формирование эмоционально-ценностного отношения к музыке у старших ...
... школьников эмоционально - ценностного отношения к музыке. Предмет: Приобщение к творчеству С.С. Прокофьева как условие формирования у старших школьников эмоционально - ценностного отношения к музыке. ... изучить опыт работы педагогов - музыкантов по формированию у старших школьников эмоционально-ценностного отношения к музыке, посредством приобщения к творчеству С.С. Прокофьева; Провести диагностику ...
Прокофьев С. С. Золушка. Балет в 3-х актах. Автограф. 1941–1944. – Ф. 617 (С. С. Прокофьев), № 7–9.
Прокофьев С. С. Золушка. – Ф. 617 (С. С. Прокофьев), № 7, л. 24.
С. С. Прокофьев. Золушка. Балет. Наброски. Черновой автограф; чернила, карандаш. – Ф. 617 (С. С. Прокофьев), № 10.
Перечень номеров балета Золушка с приписками С. С. Прокофьева. Балет. Наброски. Автограф; карандаш. – Ф. 617 (С. С. Прокофьев), № 12, л. 13.
Цит. по: Нестьев И. В. Жизнь Сергея Прокофьева. – М., 1973. – С. 451.