В этом мире счастье приходит случайно. Если ты будешь стремиться к счастью, то никогда не достигнешь его. Стремись к другим целям – и очень возможно, что ты найдешь счастье, о котором даже не мечтал.
Натаниэль Готорн. |
Всегда кажется, что нас любят за то, что мы так хороши. Но не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.
Виктор Петрович Астафьев (1.05.1924 — 29.11.2001)
1 мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых родился сын Виктор.
В семь лет мальчик потерял мать — она утонула в реке, зацепившись косой за основание боны. В. П. Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему «не верится, что мамы нет и никогда не будет». Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка — Екатерина Петровна.
С отцом и мачехой Виктор переезжает в Игарку — сюда выслан с семьей раскулаченный дед Павел. Астафьев герань на снегу «Диких заработков», на которые рассчитывал отец, не оказалось, отношения с мачехой не сложились, она спихивает обузу в лице ребенка с плеч. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом- интернат. «Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки», — напишет впоследствии В. П. Астафьев.
Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ «Васюткино озеро». Окончив школу-интернат, подросток зарабатывает себе на хлеб в станке Курейка. «Детство мое осталось в далеком Заполярье, — напишет спустя годы В. П. Астафьев. — Дитя, по выражению деда Павла, «не рожено, не прошено, папой с мамой брошено», тоже куда-то девалось, точнее — откатилось от меня. Чужой себе и всем, подросток или юноша вступал во взрослую трудовую жизнь военной поры».
Собрав денег на билет. Виктор уезжает к Красноярск, поступает и ФЗО. «Группу и профессию в ФЗО я не выбирал — они сами меня выбрали», расскажет впоследствии писатель. Окончив учебу, он работает составителем поездов на станции Базаиха под Красноярском.
Биография Виктора Астафьева
Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт. Воюет на Брянском, Воронежском и Степном фронтах, объединившихся затем в Первый Украинский. Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией» и «За освобождение Польши». Несколько раз он был тяжело ранен.
Осенью 1945 года В. П. Астафьев демобилизуется из армии и вместе со своей женой — рядовой Марией Семеновной Корякиной приезжает на ее родину — город Чусовой на западном Урале. По состоянию здоровья Виктор уже не может вернуться к своей специальности и, чтобы кормить семью, работает слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником, мойщиком мясных туш, вахтером мясокомбината.
В марте 1947 года в молодой семье родилась дочка. В начале сентября девочка умерла от тяжелой диспепсии — время было голодное, у матери не хватало молока, а продовольственных карточек взять было неоткуда.
В мае 1948 года у Астафьевых родилась дочь Ирина, а в марте 1950 года — сын Андрей.
В 1951 году, попав как-то на занятие литературного кружка при газете «Чусовской рабочий», Виктор Петрович за одну ночь написал рассказ «Гражданский человек»; впоследствии он назовет его «Сибиряк».
С 1951 по 1955 год Астафьев работает литературным сотрудником газеты «Чусовской рабочий».
В 1953 году в Перми выходит его первая книжка рассказов — «До будущей весны», а в 1955 году вторая — «Огоньки». Это рассказы для детей. В 1955-1957 годах он пишет роман «Тают снега», издает еще две книги для детей: «Васюткино озеро» (1956) и «Дядя Кузя, куры, лиса и кот» (1957), печатает очерки и рассказы в альманахе «Прикамье», журнале «Смена», сборниках «Охотничьи были» и «Приметы времени». С апреля 1957 года Астафьев — спецкор Пермского областного радио. В 1958 году увидел свет его роман «Тают снега». В. П. Астафьева принимают в Союз писателей РСФСР. В 1959 году его направляют на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени М. Горького. Два года он учится в Москве.
Конец 50-х годов отмечен расцветом лирической прозы В. П. Астафьева. Повести «Перевал» (1958-1959) и «Стародуб» (1960), повесть «Звездопад», написанная на одном дыхании всего за несколько дней (1960), приносят ему широкую известность.
В 1962 году семья переехала в Пермь, а в 1969 году — в Вологду.
Исследование о творчестве В. П. Астафьева в 60-е годы
В 60-е годы В. П. Астафьев стал чрезвычайно плодотворным писателем. В это время он написал повесть «Кража» (1961-1965) и несколько новелл, которые позднее были объединены в повесть в рассказах «Последний поклон». Среди этих новелл были «Зорькина песня» (1960), «Гуси в полынье» (1961), «Запах сена» (1963), «Деревья растут для всех» (1964), «Дядя Филипп — судовой механик» (1965), «Монах в новых штанах» (1966), «Осенние грусти и радости» (1966), «Ночь темная- темная» (1967), «Где-то гремит война» (1967), «Фотография, на которой меня нет» (1968), и «Бабушкин праздник» (1968).
В 1968 году повесть «Последний поклон» была выпущена в Перми в виде отдельной книги. В этот период жизни В. П. Астафьева в Вологде он также создал две пьесы: «Черемуха» и «Прости меня». Спектакли поставленные по этим пьесам были успешно представлены на сценах различных российских театров.
Уже в 1954 году Астафьев задумал повесть «Пастух и пастушка. Современная пастораль» — «любимое свое детище». Он осуществил свой замысел почти через 15 лет, в течение трех дней, «совершенно обалделый и счастливый», написав «черновик в сто двадцать страниц», который затем отшлифовал. Повесть была написана в 1967 году, но трудно проходила через цензуру и впервые была опубликована в журнале «Наш современник», № 8, 1971 года. В течение 1971 и 1989 годов писатель возвращался к тексту повести, восстанавливая ранее удаленные фрагменты.
За повести «Перевал», «Последний поклон», «Кража» и «Пастух и пастушка» В. П. Астафьеву была присуждена Государственная премия РСФСР имени М. Горького в 1975 году. В 60-е годы он также написал ряд рассказов, включая «Старая лошадь» (1960), «О чем ты плачешь, ель» (1961), «Руки жены» (1961), «Сашка Лебедев» (1961), «Тревожный сон» (1964), «Индия» (1965), «Митяй с землечерпалки» (1967), «Яшка-лось» (1967), «Синие сумерки» (1967), «Бери да помни» (1967), «Ясным ли днем» (1967), «Русский алмаз» (1968) и «Без последнего» (1968).
Творческий путь В. П. Астафьева
Владимир Петрович Астафьев — выдающийся советский и российский писатель, поэт и общественный деятель XX века. Его творческий путь начался с появления цикла затесей — лирических миниатюр и раздумий о жизни. С 1965 года, они печатались в различных изданиях, как в центральных, так и в периферийных журналах.
В 1972 году, «Затеси» были собраны в отдельную книгу под названием «Деревенское приключение», изданную в издательстве «Советский писатель». Среди известных произведений в этой книге можно найти «Песнопевицу», «Как лечили богиню», «Звезды и елочки», «Туру», «Родные березы», «Весенний остров», «Хлебозары», «Чтобы боль каждого…», «Кладбище», «И прахом своим», «Домский собор», «Видение», «Ягодка» и «Вздох». Жанр затесей стал постоянным элементом творчества писателя.
В 1972 году В. П. Астафьев создает «Оду русскому огороду», называя ее своим «радостным детищем».
С 1973 года начинается публикация рассказов, которые впоследствии составят знаменитое повествование «Царь-рыба». Некоторые из этих рассказов были опубликованы с потерями в тексте, из-за которых автор огорчился и заболел, не возвращаясь к этой повести и не делая новых редакций. Но много лет спустя, он обнаружил страницы, снятые цензурой, и опубликовал главу «Норильцы» в 1990 году под названием «Не хватает сердца». В книге «Мальчик в белой рубахе», изданной в 1977 году в издательстве «Молодая гвардия», впервые была опубликована повесть «Царь-рыба».
За повествование в рассказах «Царь-рыба» В. П. Астафьев стал лауреатом Государственной премии СССР в 1978 году. В то же время, писатель вновь обращается к теме своего детства, публикуя новые главы к произведению «Последний поклон». Среди этих глав можно найти «Пир после победы», «Бурундук на кресте», «Карасиная погибель», «Без приюта», «Сорока», «Приворотное зелье», «Гори, гори ясно» и «Соевые конфеты». Повесть о детстве была издана в двух книгах в 1978 году в издательстве «Современник».
В период с 1978 по 1982 год, В. П. Астафьев работал над повестью «Зрячий посох», которая была опубликована только в 1988 году. За эту повесть писатель стал лауреатом Государственной премии СССР в 1991 году.
Творческий период В. П. Астафьева
В 1980 году Василий Петрович Астафьев переехал жить на свою родину — в Красноярск. Этот переезд стал началом нового, чрезвычайно плодотворного периода его творчества. В Красноярске и в Овсянке, деревне его детства, он написал несколько произведений, среди которых роман «Печальный детектив» (1985) и рассказы «Медвежья кровь» (1984), «Жизнь прожить» (1985), «Вимба» (1985), «Светопреставление» (1986), «Слепой рыбак» (1986), «Ловля пескарей в Грузии» (1986), «Тельняшка с Тихого океана» (1986), «Голубое поле под голубыми небесами» (1987), «Улыбка волчицы» (1989), «Мною рожденный» (1989), «Людочка» (1989), «Разговор со старым ружьем» (1997).
В 1989 году В. П. Астафьеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
17 августа 1987 года скоропостижно умирает дочь Астафьевых, Ирина. Ее привозят из Вологды и хоронят на кладбище в Овсянке. Виктор Петрович и Мария Семеновна забирают к себе маленьких внуков Витю и Полю.
Жизнь на родине В. П. Астафьева всколыхнула его воспоминания и подарила читателям новые рассказы о детстве. Появились главы, такие как «Предчувствие ледохода», «Заберега», «Стряпухина радость», «Пеструха», «Легенда о стеклянной кринке», «Кончина». В 1989 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла книга «Последний поклон», состоящая из трех книг. В 1992 году были добавлены еще две главы — «Забубенная головушка» и «Вечерние раздумья». Над созданием «Животворящего света детства» писателю потребовалось более тридцати лет творческого труда.
На родине В. П. Астафьева была создана его главная книга о войне — роман «Прокляты и убиты». Он состоит из двух частей: «Чертова яма» (1990-1992) и «Плацдарм» (1992-1994).
Написание этого романа отняло у писателя немало сил и здоровья и вызвало бурную читательскую полемику.
В 1994 году В. П. Астафьеву была присуждена Российская независимая премия «Триумф» за выдающийся вклад в отечественную литературу.
В 1995 году за роман «Прокляты и убиты» В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии России.
С сентября 1994 года по январь 1995 года Василий Петрович работает над новой повестью о войне «Так хочется жить». В 1995-1996 годах он пишет еще одну «военную» повесть «Обертон». В 1997 году он завершает повесть «Веселый солдат», которую начал писать еще в 1987 году. Война не оставляет писателя, тревожит его память. «Веселый солдат» — это он сам, израненный молодой солдат Астафьев, возвращающийся с фронта и примеряющийся к мирной гражданской жизни.
Виктор Астафьев, безусловно, является одной из самых ярких фигур в литературе XX века. Издание его Собрания сочинений в 15 томах в 1997-1998 годах в Красноярске подтверждает высокую ценность и подлинный вклад Астафьева в отечественную словесность. Сам автор активно участвовал в работе над изданием, предоставляя подробные комментарии к своим произведениям.
Признательность высокого уровня к его творчеству пришла в том же 1997 году, когда В. П. Астафьев получил Международную Пушкинскую премию. На следующий год он был удостоен премии «За честь и достоинство таланта» Международного литфонда, что лишь усиливает его славу и значимость в современной литературической сфере.
В дополнение к этому, совершенно исключительно, почти одновременно был отмечен и другим величайшим почётом — премия имени Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности была присуждена ему в конце 1998 года. Это свидетельствует о ещё более глубоком признании значимости его влияния на литературу.
Нерастрачивающийся творческий потенциал Астафьева явно постоянно освежается. Его девиз «Ни дня без строчки» демонстрирует непрекращающуюся активность и трудолюбие. Уже сейчас на столе писателя — новые фрагменты произведений.
В своих размышлениях Астафьев высказывается о любви и страстях, рисуя параллели между чрезмерной любовью и вкусной пищей, столь вредной для желудка, как и излишние чувства для души.