Астафьев герань на снегу

Сочинение
В этом мире счастье приходит случайно. Если ты будешь стремиться к счастью, то никогда не достигнешь его. Стремись к другим целям – и очень возможно, что ты найдешь счастье, о котором даже не мечтал.

Натаниэль Готорн.

Всегда кажется, что нас любят за то, что мы так хороши. Но не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.

Виктор Петрович Астафьев (1.05.1924 — 29.11.2001)

1 мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых родился сын Виктор.

В семь лет мальчик потерял мать — она утонула в реке, зацепившись косой за основание боны. В. П. Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему «не верится, что мамы нет и никогда не будет». Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка — Екатерина Петровна.

С отцом и мачехой Виктор переезжает в Игарку — сюда выслан с семьей раскулаченный дед Павел. Астафьев герань на снегу «Диких заработков», на которые рассчитывал отец, не оказалось, отношения с мачехой не сложились, она спихивает обузу в лице ребенка с плеч. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом- интернат. «Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки», — напишет впоследствии В. П. Астафьев.

Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ «Васюткино озеро». Окончив школу-интернат, подросток зарабатывает себе на хлеб в станке Курейка. «Детство мое осталось в далеком Заполярье, — напишет спустя годы В. П. Астафьев. — Дитя, по выражению деда Павла, «не рожено, не прошено, папой с мамой брошено», тоже куда-то девалось, точнее — откатилось от меня. Чужой себе и всем, подросток или юноша вступал во взрослую трудовую жизнь военной поры».

Собрав денег на билет. Виктор уезжает к Красноярск, поступает и ФЗО. «Группу и профессию в ФЗО я не выбирал — они сами меня выбрали», расскажет впоследствии писатель. Окончив учебу, он работает составителем поездов на станции Базаиха под Красноярском.

Биография Виктора Астафьева

Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт. Воюет на Брянском, Воронежском и Степном фронтах, объединившихся затем в Первый Украинский. Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией» и «За освобождение Польши». Несколько раз он был тяжело ранен.

Осенью 1945 года В. П. Астафьев демобилизуется из армии и вместе со своей женой — рядовой Марией Семеновной Корякиной приезжает на ее родину — город Чусовой на западном Урале. По состоянию здоровья Виктор уже не может вернуться к своей специальности и, чтобы кормить семью, работает слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником, мойщиком мясных туш, вахтером мясокомбината.

В марте 1947 года в молодой семье родилась дочка. В начале сентября девочка умерла от тяжелой диспепсии — время было голодное, у матери не хватало молока, а продовольственных карточек взять было неоткуда.

В мае 1948 года у Астафьевых родилась дочь Ирина, а в марте 1950 года — сын Андрей.

В 1951 году, попав как-то на занятие литературного кружка при газете «Чусовской рабочий», Виктор Петрович за одну ночь написал рассказ «Гражданский человек»; впоследствии он назовет его «Сибиряк».

С 1951 по 1955 год Астафьев работает литературным сотрудником газеты «Чусовской рабочий».

В 1953 году в Перми выходит его первая книжка рассказов — «До будущей весны», а в 1955 году вторая — «Огоньки». Это рассказы для детей. В 1955-1957 годах он пишет роман «Тают снега», издает еще две книги для детей: «Васюткино озеро» (1956) и «Дядя Кузя, куры, лиса и кот» (1957), печатает очерки и рассказы в альманахе «Прикамье», журнале «Смена», сборниках «Охотничьи были» и «Приметы времени». С апреля 1957 года Астафьев — спецкор Пермского областного радио. В 1958 году увидел свет его роман «Тают снега». В. П. Астафьева принимают в Союз писателей РСФСР. В 1959 году его направляют на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени М. Горького. Два года он учится в Москве.

Конец 50-х годов отмечен расцветом лирической прозы В. П. Астафьева. Повести «Перевал» (1958-1959) и «Стародуб» (1960), повесть «Звездопад», написанная на одном дыхании всего за несколько дней (1960), приносят ему широкую известность.

В 1962 году семья переехала в Пермь, а в 1969 году — в Вологду.

Исследование о творчестве В. П. Астафьева в 60-е годы

В 60-е годы В. П. Астафьев стал чрезвычайно плодотворным писателем. В это время он написал повесть «Кража» (1961-1965) и несколько новелл, которые позднее были объединены в повесть в рассказах «Последний поклон». Среди этих новелл были «Зорькина песня» (1960), «Гуси в полынье» (1961), «Запах сена» (1963), «Деревья растут для всех» (1964), «Дядя Филипп — судовой механик» (1965), «Монах в новых штанах» (1966), «Осенние грусти и радости» (1966), «Ночь темная- темная» (1967), «Где-то гремит война» (1967), «Фотография, на которой меня нет» (1968), и «Бабушкин праздник» (1968).

В 1968 году повесть «Последний поклон» была выпущена в Перми в виде отдельной книги. В этот период жизни В. П. Астафьева в Вологде он также создал две пьесы: «Черемуха» и «Прости меня». Спектакли поставленные по этим пьесам были успешно представлены на сценах различных российских театров.

Уже в 1954 году Астафьев задумал повесть «Пастух и пастушка. Современная пастораль» — «любимое свое детище». Он осуществил свой замысел почти через 15 лет, в течение трех дней, «совершенно обалделый и счастливый», написав «черновик в сто двадцать страниц», который затем отшлифовал. Повесть была написана в 1967 году, но трудно проходила через цензуру и впервые была опубликована в журнале «Наш современник», № 8, 1971 года. В течение 1971 и 1989 годов писатель возвращался к тексту повести, восстанавливая ранее удаленные фрагменты.

За повести «Перевал», «Последний поклон», «Кража» и «Пастух и пастушка» В. П. Астафьеву была присуждена Государственная премия РСФСР имени М. Горького в 1975 году. В 60-е годы он также написал ряд рассказов, включая «Старая лошадь» (1960), «О чем ты плачешь, ель» (1961), «Руки жены» (1961), «Сашка Лебедев» (1961), «Тревожный сон» (1964), «Индия» (1965), «Митяй с землечерпалки» (1967), «Яшка-лось» (1967), «Синие сумерки» (1967), «Бери да помни» (1967), «Ясным ли днем» (1967), «Русский алмаз» (1968) и «Без последнего» (1968).

Творческий путь В. П. Астафьева

Владимир Петрович Астафьев — выдающийся советский и российский писатель, поэт и общественный деятель XX века. Его творческий путь начался с появления цикла затесей — лирических миниатюр и раздумий о жизни. С 1965 года, они печатались в различных изданиях, как в центральных, так и в периферийных журналах.

В 1972 году, «Затеси» были собраны в отдельную книгу под названием «Деревенское приключение», изданную в издательстве «Советский писатель». Среди известных произведений в этой книге можно найти «Песнопевицу», «Как лечили богиню», «Звезды и елочки», «Туру», «Родные березы», «Весенний остров», «Хлебозары», «Чтобы боль каждого…», «Кладбище», «И прахом своим», «Домский собор», «Видение», «Ягодка» и «Вздох». Жанр затесей стал постоянным элементом творчества писателя.

В 1972 году В. П. Астафьев создает «Оду русскому огороду», называя ее своим «радостным детищем».

С 1973 года начинается публикация рассказов, которые впоследствии составят знаменитое повествование «Царь-рыба». Некоторые из этих рассказов были опубликованы с потерями в тексте, из-за которых автор огорчился и заболел, не возвращаясь к этой повести и не делая новых редакций. Но много лет спустя, он обнаружил страницы, снятые цензурой, и опубликовал главу «Норильцы» в 1990 году под названием «Не хватает сердца». В книге «Мальчик в белой рубахе», изданной в 1977 году в издательстве «Молодая гвардия», впервые была опубликована повесть «Царь-рыба».

За повествование в рассказах «Царь-рыба» В. П. Астафьев стал лауреатом Государственной премии СССР в 1978 году. В то же время, писатель вновь обращается к теме своего детства, публикуя новые главы к произведению «Последний поклон». Среди этих глав можно найти «Пир после победы», «Бурундук на кресте», «Карасиная погибель», «Без приюта», «Сорока», «Приворотное зелье», «Гори, гори ясно» и «Соевые конфеты». Повесть о детстве была издана в двух книгах в 1978 году в издательстве «Современник».

В период с 1978 по 1982 год, В. П. Астафьев работал над повестью «Зрячий посох», которая была опубликована только в 1988 году. За эту повесть писатель стал лауреатом Государственной премии СССР в 1991 году.

Творческий период В. П. Астафьева

В 1980 году Василий Петрович Астафьев переехал жить на свою родину — в Красноярск. Этот переезд стал началом нового, чрезвычайно плодотворного периода его творчества. В Красноярске и в Овсянке, деревне его детства, он написал несколько произведений, среди которых роман «Печальный детектив» (1985) и рассказы «Медвежья кровь» (1984), «Жизнь прожить» (1985), «Вимба» (1985), «Светопреставление» (1986), «Слепой рыбак» (1986), «Ловля пескарей в Грузии» (1986), «Тельняшка с Тихого океана» (1986), «Голубое поле под голубыми небесами» (1987), «Улыбка волчицы» (1989), «Мною рожденный» (1989), «Людочка» (1989), «Разговор со старым ружьем» (1997).

В 1989 году В. П. Астафьеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

17 августа 1987 года скоропостижно умирает дочь Астафьевых, Ирина. Ее привозят из Вологды и хоронят на кладбище в Овсянке. Виктор Петрович и Мария Семеновна забирают к себе маленьких внуков Витю и Полю.

Жизнь на родине В. П. Астафьева всколыхнула его воспоминания и подарила читателям новые рассказы о детстве. Появились главы, такие как «Предчувствие ледохода», «Заберега», «Стряпухина радость», «Пеструха», «Легенда о стеклянной кринке», «Кончина». В 1989 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла книга «Последний поклон», состоящая из трех книг. В 1992 году были добавлены еще две главы — «Забубенная головушка» и «Вечерние раздумья». Над созданием «Животворящего света детства» писателю потребовалось более тридцати лет творческого труда.

На родине В. П. Астафьева была создана его главная книга о войне — роман «Прокляты и убиты». Он состоит из двух частей: «Чертова яма» (1990-1992) и «Плацдарм» (1992-1994).

Написание этого романа отняло у писателя немало сил и здоровья и вызвало бурную читательскую полемику.

В 1994 году В. П. Астафьеву была присуждена Российская независимая премия «Триумф» за выдающийся вклад в отечественную литературу.

В 1995 году за роман «Прокляты и убиты» В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии России.

С сентября 1994 года по январь 1995 года Василий Петрович работает над новой повестью о войне «Так хочется жить». В 1995-1996 годах он пишет еще одну «военную» повесть «Обертон». В 1997 году он завершает повесть «Веселый солдат», которую начал писать еще в 1987 году. Война не оставляет писателя, тревожит его память. «Веселый солдат» — это он сам, израненный молодой солдат Астафьев, возвращающийся с фронта и примеряющийся к мирной гражданской жизни.

Виктор Астафьев, безусловно, является одной из самых ярких фигур в литературе XX века. Издание его Собрания сочинений в 15 томах в 1997-1998 годах в Красноярске подтверждает высокую ценность и подлинный вклад Астафьева в отечественную словесность. Сам автор активно участвовал в работе над изданием, предоставляя подробные комментарии к своим произведениям.

Признательность высокого уровня к его творчеству пришла в том же 1997 году, когда В. П. Астафьев получил Международную Пушкинскую премию. На следующий год он был удостоен премии «За честь и достоинство таланта» Международного литфонда, что лишь усиливает его славу и значимость в современной литературической сфере.

В дополнение к этому, совершенно исключительно, почти одновременно был отмечен и другим величайшим почётом — премия имени Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности была присуждена ему в конце 1998 года. Это свидетельствует о ещё более глубоком признании значимости его влияния на литературу.

Нерастрачивающийся творческий потенциал Астафьева явно постоянно освежается. Его девиз «Ни дня без строчки» демонстрирует непрекращающуюся активность и трудолюбие. Уже сейчас на столе писателя — новые фрагменты произведений.

В своих размышлениях Астафьев высказывается о любви и страстях, рисуя параллели между чрезмерной любовью и вкусной пищей, столь вредной для желудка, как и излишние чувства для души.