Анализ стихотворения Цветаевой «бабушке»

Сочинение

Анализ стихотворения М.Цветаевой «Бабушке».

Стихотворение М.И. Цветаевой «Бабушке» написано в 1914 году. Оно связано с портретом, висевшим в доме в Трехпрудном, изображавшим реальное лицо – польскую бабушку Марины. Цветаева любила упоминать ее, создав образ пленительной романтичной юной польки, связывая «бабушку» и с Мариной Мнишек, и с собственным характером и судьбой. Элементы точного описания портрета слились в стихах с воображаемыми возвышенно-романтическими подробностями.

В «Воспоминаниях» Анастасии Цветаевой, сестры Марины, можно прочитать упоминание об этой бабушке, с которой они даже не были знакомы.

«Приняли меня мои польские бабушки с самым настоящим сердечным жаром, самая старая подарила мне фотографию трех сестер, с грустными лицами, в пышных платьях, из которых самая красивая и самая печальная – мать моей матери, умершая 27 лет».

Мария Лукинична Бернацкая — мать Марии Александровны, скончавшаяся в двадцать семь лет — происходила из старинного, но обедневшего польского дворянского рода. Умерла после родов Марии Александровны, матери Марины, оставив дочь 19 дней. В память о ней остался портрет, — увеличенная фотография, которая висела в спальне родителей Марины. Анастасия писала о ней: «…темноокое, с тяжелыми веками, печальное с точно кистью проведенными бровками, правильными, милыми чертами, добрым, горечью тронутым ртом (много позже мы узнали, что впервые встретились они на балу…).

Черный атлас старинного покроя кофты, широкой… И память смутно хранит тусклость жемчужин на этом портрете — на руке ли? В ухе, серьгой? Старинной моды два локона, строго, по одному у щеки, прямой пробор темных волос, и через все, надо всем – этот тяжелый взгляд куда-то вбок, мимо, вдаль весомый, как сама печаль, как — быть может — ожидание смерти?»

В стихах Цветаевой часто встречаются смерть и жизнь, и вопрос о том, как судьбы тех, давно уже ушедших людей отражаются в судьбах нас, живущих сейчас.

Девушка рассматривает портрет своей бабушки, умершей совсем молодой — много лет назад. Овальная рама. Изображённая на портрете женщина одета по моде того времени: в чёрное платье с раструбами (расширениями в виде воронки).

«Продолговатый и твердый овал» – ряд твердости. «Черного платья раструбы» – ряд твердости, так как ключевое слово – раструб, он вызывает ассоциацию с металлом. Платье явно накрахмаленное – твердость, жесткость, неподатливость. «Юная бабушка», – инверсионная симметрия. Вызывает ощущение невозможности – невозможно быть юной и быть бабушкой (отметим, что там, где возникает инверсионная симметрия, может возникнуть не только предчувствие утраты, но и ощущение невозможности), но люди, ушедшие из жизни молодыми, навсегда остаются такими в памяти потомков. Лирическая героиня пытается проникнуть во внутренний мир женщины на портрете: «Юная бабушка! Кто целовал / Ваши надменные губы?» – образ насыщен в высокой степени невозможности. Невозможен поцелуй таких надменных губ. Но здесь же присутствует сема твердости – в выражении надменных губ. Точнее, не твердости, а неприступности.

10 стр., 4832 слов

Моя цветаева. роль Цветаевой в русской литературе (Цветаева Марина)

... заявляет: Я женщин люблю, что в бою не робели, Умевших и шпагу держать, и копье, — Все школьные сочинения по литературе Сочинение на тему: «Творческий путь Марины Цветаевой». Марина Ивановна Цветаева — одна ... же отвожу место пьедестала для одного поэта, давно закравшегося мне в душу. Я однозначно могу выделить Марину Цветаеву и назвать ее своим любимым поэтом. Серебряный век одарил нас ...

Взгляд поэтессы словно скользит по изображению, с лица и губ переходит на руки, на локоны — всё это вызывает ассоциации, впечатление отражается в эпитетах и сравнениях. « По сторонам ледяного лица // Локоны в виде спирали». Спираль, как и раструб, восходит к представлению о прохладном металле. Но тут возникает еще одна тема – тема холодной чистоты, тема, которая связана с холодом, чистотой, неприступностью – острота. Спираль заострена, конец раструба, кстати, тоже. «Темный, прямой и взыскательный взгляд, Взгляд к обороне готовый» – темный, потому что открытый (видно, что глаза темные).

Юные женщины так не глядят» – невозможность, не могут так глядеть юные женщины. «Юная бабушка, кто вы?» – женщины в поэзии Цветаевой всегда очень грешные, страстные, земные – очень женщины. С бабушкой же связывается следующий комплекс качеств: острота, неприступность, невозможность, холод, чистота. Все эти качества для обычной цветаевской лирической героини совершенно немыслимы.

Что же это за существо героиня стиха? Цветаева не знает, вернее, разум ее не знает. Но подсознание находит ответ: «Сколько возможностей вы унесли, // И невозможностей сколько…» Это ответ. Смерть – вот тот мир, которому принадлежит данное существо. И моментально объясняются все присущие бабушке качества: очищение смертью, холод, чистота – холод могилы. И все эти качества сливаются в одно: невозможность быть такой твердой, такой бесстрастной, такой твердой и неприступной – земной женщине, человеку; невозможно живому быть – мертвым.

Рассматривая звуковую организацию стиха, можно увидеть, что в стихотворение часто встречаются гласные буквы: а, е, и .

повтор гласных [Е] и [И] – придает произведению напевность и лиричность

повтор гласных [А] создается обозначением твердого характера героини, целенаправленности, устремленности.

По наличию в стихотворении большого количества сонорных и звонких, можно предположить, что в стихотворении присутствует аллитерация согласных звуков.

Больше всего в тексте существительных, то есть текст носит номинативный характер, и внутренний мир героя определяется четкими конкретными контурами, предметами. Прилагательные имеют качественную оценку, а глаголы (целовал, играли, унесли, погасли) употреблены в форме прошедшего времени. В стихотворении Цветаевой «Бабушке» есть прилагательные, обозначающие цвет: «чёрное платье», «тёмный взгляд», но не они создают цветовое восприятие стихотворения. Оно наполнено светлыми красками, хотя светлые цвета в стихотворении прямо не названы. Но само словосочетание «юная бабушка» уже воспринимается читателем как понятие чего-то светлого, гордого, возвышенного.

Стихотворение написано трехстопным дактилем, в перекрестной рифме.

11 стр., 5491 слов

Анализ стихотворения Еще томлюсь тоской желаний Тютчева

... взгляда на письма со взглядом душ «на ими брошенное тело»? Какие еще эпитеты и метафоры особенно привлекли ваше внимание при чтении стихотворения и почему? В письмах перед женщиной ... со смерти первой супруги, Тютчев посвятил ей проникновенное стихотворение «Еще томлюсь тоской желаний». ... возлюбленной, забранной безжалостной смертью. срочно нужен анализ стихотворения Тютчева «Еще томлюсь тоской желаний» ...

Рифма стиха смешанная: первая и третья строфы имеют ударение на первый слог от конца – ова/л – целова/л — мужская рифма.

Вторая и четвертая строфы написаны женской рифмой, так как ударение падает на второй от конца слог – растру/бы – гу/бы.

Марина Цветаева очень часто использует в своих стихотворениях контраст. Так в стихотворении «Бабушке» мы читаем: « Юная бабушка, кто вы?» Такой прием усиливает личный возбудимый настрой лирической героини. Юная женщина на портрете – юная лирическая героиня, «бабушка» — по возрастной принадлежности и «бабушка» — по пережитому, накопленному опыту.

Когда мы читаем: «День был невинен, и ветер был свеж» — невольно хочется задать вопрос самому себе: какой день был невинен, какой ветер был свеж: тот, в который лирическая героиня рассматривает портрет, или тот, в который художник рисовал этот портрет? В момент создания стихотворения или десятки лет до этого? Непривычно звучит по отношению к дню прилагательное «невинен» (чист, непорочен), странно выглядит определение «тёмные» по отношению к слову «звёзды». Время и пространство словно смещаются, вызывая некие космические изменения, которые приводят героиню к внезапному прозрению:

  • Бабушка! -— Этот жестокий мятеж В сердце моём — не от вас ли?..

В последней строфе Цветаева использует риторический вопрос. Риторические вопросы — стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению: « — Бабушка! — Этот жестокий мятеж // В сердце моем — не от Вас ли?»