Главный герой романа Родион Раскольников — необычный преступник. Свое преступление — убийство ростовщицы Алены Ивановны — он совершает под влиянием созданной им философии. Философия эта была выстрадана Раскольниковым, и своим преступлением он хотел подтвердить ее правильность в своих глазах и в глазах остальных людей. Поэтому психологический анализ состояния преступника до и после совершения преступления в романе тесно связан с анализом теории Раскольникова, представляющейся Достоевскому «знаменьем времени».
Родион Раскольников — студент, вынужденный из-за отсутствия средств оставить учебу. Его мать изо всех сил старается помочь ему, но она сама живет очень бедно. Сестра Раскольникова, Дуня, устраиваетеся гувернанткой в семью богатых помещиков, которые всячески унижают ее. Раскольников глубоко страдает от голода и нищеты. Он сознает, что не только он сам, но и тысячи других людей Гобречены на нищету, бесправие и раннюю смерть. Это понимание порождает в нем постоянную и напряженную работу мысли, направленную на поиски выхода из сложившегося несправедливого положения вещей.
Однако главной причиной его преступления стали не горе и нищета. «Если б только я зарезал из того, что голоден был… то я бы теперь… счастлив был»,— говорит он после исполнения своего страшного замысла. Главной же причиной послужила созданная им теория. Размышляя о причинах существующего неравенства и несправедливости, Раскольников приходит к выводу, что существует резкое различие между двумя категориями людей. В то время как огромное количество людей молчаливо и покорно подчиняются всему, что преподносит им жизнь, немногие — «необыкновенные» люди — являются подлинными двигателями истории человечества. При этом они дерзко нарушают общепризнанные нормы морали и не останавливаются перед преступлением для того, чтобы навязать человечеству свою волю. Современники проклинают этих людей, но потомки признают их героями. Раскольников не только обдумал эту идею, но даже изложил ее в газетной статье за год до совершения убийства. Возникают вопросы, которые Раскольников формулирует так: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?»
Он стремится противопоставить себя «обыкновенным», рядовым людям. Раскольников не хочет, подобно большинству людей, молчаливо повиноваться и терпеть. Но отсюда, по его мнению, возможен лишь один вывод — он должен доказать себе и окружающим, что он не «тварь дрожащая», а прирожденный «властелин судьбы», имеющий право преступать нравственные законы. Этот вывод и приводит Раскольникова к его преступлению, которое он рассматривает как испытание, необходимое для того, чтобы определить, принадлежит ли он к породе «необыкновенных» людей или ему остается повиноваться и терпеть, как остальным, слабым натурам.
Двойники Раскольникова в романе Преступление и наказание Достоевского
... Раскольникова в романе Достоевского Преступление и наказание Родион Раскольников – молодой человек, бывший студент, совершивший преступление. К этому приводить его бесчеловечная идея, о делении людей на два типа: «твари дрожащие» и «право имеющие». Но вначале своего пути Раскольников и ...
Своим преступлением Раскольников бросает вызов миру социального неравенства и подавления человеческой личности. Однако он не осознает, что его «идея» только укрепляет бесчеловечность существующего порядка вещей. Его протест противоречит сам себе, поскольку он предполагает право одних людей диктовать другим свою волю. Последние же вынуждены быть пассивными объектами их действий. Это противоречие и составляет трагическую ошибку, лежащую в основе философии Раскольникова. В ходе развития событий он на личном опыте убеждается, что его бунт против существующей бесчеловечности сам носит бесчеловечный характер, ведет к нравственной гибели личности. Раскольникову удается совершить задуманное убийство. Но этот поступок приводит к иному результату, чем тот, которого он ожидал. Он убеждается в том, что мораль «необыкновенных» людей, которая так привлекала его до совершения преступления, оказалась ему не по плечу. Истинную красоту и нравственность Раскольников теперь видит не в тех людях, которые ставят себя выше обыкновенных, рядовых людей, а в тех, кто, подобно Соне Мармеладовой, среди голода и унижений сохраняют в своей душе веру в жизнь и глубокое отвращение к злу и насилию.
Таким образом, Достоевский приводит своего героя к пониманию очень важных истин, заключающихся в том, что гордыня грешна, что законы жизни не подчиняются законам арифметики и что людей не судить надо, а любить, принимая их такими, какими их создал Бог.
«Преступление и наказание» — одно из самых сложных и совершенных произведений
теории Раскольникова
Родион Раскольников — студент, вынужденный из-за отсутствия средств оставить учебу. Его мать изо всех сил старается помочь ему, но она сама живет очень бедно. Сестра Раскольникова, Дуня, устраивается гувернанткой в семью богатых помещиков, которые всячески унижают ее. Раскольников глубоко страдает от голода и нищеты. Он сознает, что не только он сам, но и тысячи других людей обречены на нищету, бесправие и раннюю смерть. Это понимание порождает в нем постоянную и напряженную работу мысли, направленную на поиски выхода из сложившегося несправедливого положения вещей.
Честность Раскольникова помогает нам понять, что причины его преступления кроются не только в страшных социальных условиях, которые действительно угнетают человека, но и в отчуждении от людей, от которых он ожидает зла, и в добрые их намерения не верит.
Сестру и мать Родион обвиняет в шиллеровском прекраснодушии. Таким образом, мы видим, что на преступление Раскольников идет не из героического желания осчастливить бедных, хотя он им сочувствует, и не из любви к человечеству.
У Раскольникова есть своя вина , которая ведет к преступлению . Она противоположна вине Мармеладова, который хочет, чтобы его любили. Раскольников исходит из презрения к людям, которых он считает «тварями дрожащими». Он человек отдельный, отчужденный от других людей, интересующийся больше не миром, а самим собой.
Когда воскресает Раскольников? (о романе «Преступление и наказание» ...
... темам: сочинение на тему их воскресила любовь преступление и наказание преступление раскольникова наступает воскрешение человека в раскольникове через любовь когда возродился раскольников преступление и наказание раскольников Этапы отношений Знакомство Странное стечение обстоятельств, случайная встреча ...
Я пытался понять: почему Ф.М.Достоевский дал ему эту фамилию и такое имя? И решил, что именно из-за отчуждения от людей, обрубания связей с ними, раскол – в этом и есть суть героя. Совершив убийство, Раскольников ещё более отделён от человечества: «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказалось в душе его…».
«Вы все надоели мне смертельно, и я хочу быть один»,
жизнь «про себя» – признак гордости и недоверия к людям
странная мысль
О теории Раскольникова мы поначалу узнаём из уст Порфирия Петровича, заинтересовавшегося статьёй Раскольникова: «Все люди как-то разделяются на обыкновенных и необыкновенных. Обыкновенные должны жить в послушании и не иметь права преступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон – собственно, потому что они необыкновенные». Право на преступление, по теории Раскольникова, даётся природным неравенством людей. Но Родион не соглашается с этим примитивом, он тут же вступает в спор с Порфирием, выдвигая более высокие причины права на преступление. Высокие цели оправдывают в глазах героя любые средства, вплоть до кровопролития.
И в конце романа Раскольников остаётся пылким приверженцем своей теории, даже готовясь сделать явку с повинной. Объясняя Дуне, почему его великолепный замысел обратился в глупость, Раскольников оправдывает себя. Он хотел добра людям, хотел сделать тысячи добрых дел: «…ну, я решительно не понимаю: почему лупить в людей бомбами, правильною осадой, более почётная форма?..».
«углублён в самого себя и ото всех как бы заперся».
Таким образом, роман Достоевского убеждает нас в том, что не столько социальные условия, сколько нравственное заблуждение, утрата человечности ведут к преступлению.