Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — многоплановое
произведение, в котором причудливо переплетаются три основные
сюжетные линии: история Христа, одновременно являющаяся
романом Мастера; взаимоотношения Мастера и Маргариты; события,
связанные с пребыванием дьявола в современной Булгакову Москве.
Последняя сюжетная линия является сатирической: писатель
использует нечистую силу как своеобразный прожектор, беспощадно
высвечивающий социальные и человеческие недостатки Москвы
и москвичей. Сатирическое обозрение занимает основной объем первой
части и достигает кульминации в главе «Черная магия и ее
разоблачение».
Воланд еще не назван прямо — сатаной (это сделает Мастер в следующей
главе), но читатель, конечно, уже догадывается, что с «профессором
» Воландом дело нечисто. Вряд ли артист-фокусник, пусть
даже самого высокого класса, мог бы с такой точностью предсказать
смерть Берлиоза, «выкинуть» в Ялту Степу Лиходеева, свести
с ума Бездомного, занять «нехорошую квартиру» № 50. К тому же
Воланд говорит о своем пребывании во дворце Понтия Пилата,
знакомстве с Кантом — его могущество не исчерпывается московскими
«проделками». В начале главы читатель еще не знает, зачем
Воланду понадобилось выступление в театре Варьете, но подозревает
какой-то подвох.
Прибывшего в театр мага встречает финдиректор Римский. Остальные
представители администрации таинственно исчезли: директор
Лиходеев шлет в театр какие-то фантастические телеграммы о том,
что он якобы заброшен «гипнозом» в Ялту, администратор Варенуха
отправился с этими телеграммами в «соответствующие органы»
и тоже пропал. «Но за что?!» — недоумевает Римский, боясь позвонить
в то грозное учреждение, куда ушел Варенуха. Булгаков бесстрашно
затрагивает в романе крайне опасную тему репрессий 30-х годов.
Невинных людей арестовывали, они исчезали, как будто «их черт
утащил», а остальные продолжали жить в покорности и страхе. Булгаков
находит в себе силы высмеять эту рабскую покорность. Так,
например, Варенухе «повезло»: его всего лишь похитили демоны и
превратили на время в вампира.
Женские образы в романе Мастер и Маргарита
... воплощения женских образов в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1. Проанализировать образ Маргариты в романе; 2. Рассмотреть второстепенные женские образы и особенности их воплощения. 1 ОБРАЗ МАРГАРИТЫ В РОМАНЕ: ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ АВТОРА И ЧИТАТЕЛЯ 1.1 Прототип образа Маргариты ...
Явление мага производит сильное впечатление на работников
театра, особенно поражает его свита. Воланд в черной полумаске
сдержан и молчалив, зато его спутники начинают представление уже
за кулисами. «Длинный клетчатый в треснувшем пенсне» непрерывно
болтает какую-то чепуху и тут же демонстрирует «магическую аппаратуру
», вытащив у Римского золотые часы. Огромный черный
кот еще не разговаривает, но уже расхаживает на задних лапах и пьет
воду из стакана, как человек.
Выступление мага начинается довольно странно. Вместо того,
чтобы развлекать публику, он усаживается в неизвестно откуда взявшееся
на сцене кресло и начинает обсуждать с «клетчатым» Фаготом
Москву и москвичей. Воланд отмечает, что город и его обитатели
сильно изменились внешне, но его интересует «гораздо более важный
вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?» Теперь становится
ясно, зачем Воланду понадобилось это выступление. Давно
не бывавший в Москве дьявол хочет узнать, каковы ее нынешние
жители. Настоящее представление будет давать публика, а зритель
окажется лишь один-Воланд.
Далее начинается проверка москвичей различными дьявольскими
соблазнами. Впрочем, ничего сверхъестественного в этих соблазнах
нет — Воланд лишь заставляет зрителей раскрыться внутренне.
Фагот устраивает денежный дождь, и публика охотно бросается
с мест ловить «капризные бумажки». Бездарному конферансье Бенгальскому,
надоедающему всем пошлыми замечаниями, кот Бегемот,
по просьбе зрителей, отрывает голову. Причем голова продолжает
жить и даже умолять о прощении. Зрители заступаются за беднягу
конферансье, и Бегемот «нахлобучивает» голову на место.
Воланду достаточно наблюдений, чтобы сделать вывод:«… люди
как люди. Любят деньги… Ну, легкомысленные… ну, что же… и милосердие
иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… квартирный
вопрос только испортил их…» Убедившись в том, что человеческая
природа не меняется, дьявол исчезает. Но его спутники
продолжают раскрывать недостатки публики.
На сцене появляется «дамский магазин», в котором гражданки
могут бесплатно приобрести недоступные советскому человеку заграничные
наряды, косметику, сумочки… Естественно, что после
минутного замешательства публика валом валит на сцену, возникает
чудовищный ажиотаж, даже один мужчина прорывается в магазин
за подарком для больной супруги.
Завершается глава разоблачением, но только не «черной магии»,
а присутствующего в зале начальства. Когда важное в культурном
мире лицо, товарищ Семплеяров, просит произвести идеологически
необходимое разоблачение всех чудес, Фагот публично разоблачает
начальника. Выясняется, что Семплеяров «берет под покровительство
хорошеньких девиц», соблазняя их обещанием главной роли
Сатирическое изображение Москвы и москвичей в романе М. Булгакова ...
... состояние. Истинная натура москвичей проявляется лишь тогда, когда эти граждане материалистического государства оказываются вовлечены в нечто, отличное от ежедневной чертовщины их жизни. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» московское народонаселение подвергается ...
в театре. Происходит невиданный скандал, публика хохочет, и в этой
неразберихе тают в воздухе Фагот с Бегемотом.
Итак, сеанс «черной магии» является кульминацией первой части
романа. Собрав полный зал в Варьете, Воланд проводит своеобразное
«социологическое исследование», заставляя москвичей обнажить
душевные недостатки. Конечно, не все горожане таковы, среди них есть
Мастер и Маргарита, способные к настоящему творчеству и любви,
Бездомный, переживающий внутренний переворот, но в Варьете
собираются обыватели, подверженные обычным человеческим страстям.
Они падки до денег и нарядов, легкомысленны и лживы — словом,
«люди как люди». Булгаков не мог исправить человеческую природу
и социальные пороки своего времени, но он противопоставлял им
мощное оружие — беспощадный смех. Поэтому время не властно
над его удивительным романом.