Алексей всерьез и долго увлекался биологией

Сочинение

Сочинение ЕГЭ

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

СТАВИТЬ — ВЫДВИГАТЬ, ПРЕДЛАГАТЬ. Правильно ставить вопрос. Ставить новую тему, задачу. Ставить проблему на обсуждение.

Затронуть – обратить внимание на что-нибудь, слегка коснуться чего-нибудь. Затронуть вопрос. Затронуть проблему, тему.

Упомянуть – коснуться чего-нибудь в речи, рассказе

_____

В тексте Д.С. Гусмана автор затрагивает проблему о взаимоотношениях взрослого человека с ребенком. В современном мире взрослые люди слишком сильно заняты своими проблемами и заботами. Они не воспринимают всерьез глупые детские вопросы. Взрослые не понимают, почему их ребенку слишком интересен окружающий их мир. Какое влияние оказывают взрослые на еще не искушенных жизнью молодых людей? Размышляя над этой проблемой, автор приводит эпизод, когда он увидел настоящего доверчивого и бесхитростного ребенка. Автор рассказывает, что ребенок шел и пытался познать окружающий мир. Автор акцентирует внимание читателя на бесконечных вопросах, задаваемых малышом. Автор пишет: « Сынок, что ещё я могу рассказать тебе про луну, если не знаю больше того, что уже рассказал». Автор показывает эпизод взросления молодого человека. Несерьезные ответы взрослых людей приводят к грусти ребенка. Автор говорит: « Он усвоил жестокий жизненный урок….» Позиция автора заключается в том, что неправильное поведение взрослого человека с ребенком, обрекает его на гибель детской жизни.

19 стр., 9034 слов

Урок русского языка. -рассуждение по проблеме исходного текста ...

... Повторение композиции сочинения и критериев оценивания. Композиция сочинения (Слайд 3) Проблема это вопрос, над которым размышляет автор Комментарий к проблеме это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста Позиция автора это итог ...

_____

Достижения технического прогресса стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Они активно используются не только в повседневности, но и в военных действиях. Проблему негативных последствий технического прогресса затрагивает писатель И. Г. Эренбург.

Размышляя над этим вопросом, автор вспоминает эпизоды из Второй Мировой войны. Он обращает внимание читателя на то, что техника, которая должна была служить во благо человеку, стала средством устрашения. Автор пишет: «Гитлер решил: услышав звук мотора, люди будут бежать без оглядки». Эренбург говорит о том, что машинная мощь стала опорой Германии в войне: «немецкие танки долго представлялись удавом, перед которым цепенела, дрожала как осиновый лист Европа».

Автор считает, что « машина может быть добром и злом». К сожалению, удивительные изобретения в наше время используются для разрушения, запугивания, уничтожения и порабощения

1-й шаг:

Три базовых вопроса должны сопровождать чтение текста:

О чём этот текст?

Какие вопросы задаёт автор?

Как автор отвечает на эти вопросы?

Не надо подбирать аргументы к несуществующей проблеме. Надо понять исходный текст.

(1)В 1969 году в воронежской «Коммуне» я прочитал заметку «Заживо погребённый» о человеке, который в сорок втором году дезертировал из армии и в течение двадцати лет укрывался на чердаке. (2)Он недавно спустился на землю и назвал своё имя. (3)Тонких Николай. (4)Случай невероятный. (5)Как журналист, я немедленно выехал в Воронежскую область…(6)Село Битюг-Матрёновка. (7)Хата на краю села. (8)Дверь открыла женщина лет семидесяти. (9)Хозяйка не рада гостю, но голос искательный.–(10)Сейчас позову Николая…(11)Николай, как потом оказалось, первым увидел гостя – и сразу в сарай. (12) Любому человеку в его положении всякий разговор неприятен и тягостен. (13) Но гость сидит на скамейке, достал сигареты, закурить предлагает – надо поддерживать разговор.(14)Слово за словом я узнаю трагедию человека-труса.(15)В сорок втором, когда полыхал Воронеж, когда немцы рванулись к Волге, с холщовыми сумками за плечами из Битюг-Матрёновки в Липецк шла группа ребят. (16)Парни спешили к месту, где люди получали винтовки, потом садились в теплушки и отправлялись к Волге. (17)Каждый понимал, что ждёт его, но от страха руки только крепче сжимали винтовку.(18)А он испугался и бросил друзей, глухими дорогами пошёл назад, к дому.

(19) В подсолнухах дождался полуночи и, озираясь, постучал в хату у Битюга.–(20)Мама, открой…(21)Мать сжала его в объятиях.–(22)Сынок… (23)Живой, здоровый. (24)Никому не отдам… (25)Один раз живём…(26)Так начались страшные двадцать лет жизни на чердаке возле печной трубы. (27)Семь тысяч дней, похожих как близнецы. (28)Наперечёт известные звуки: это мать доит корову, это сестра повесила на стенку портфель, это скребётся мышь, это червяк точит стропила… (29)При каждом незнакомом звуке человек у трубы вздрагивал, сжимался в комок.(30)Летом, в тёмные часы между зорями, человек спускался к земле. (31)Озираясь, он обходил вокруг хаты, трогал руками подсолнухи, прикладывал ладони к остывающим после дневной жары тыквам. (32)Уснувшие кузнечики шарахались из-под ног. (33)Человек думал: «Это они меня боятся… (34)Часто думал: спущусь к людям, расскажу всё. (35)Боялся.(36)Уже не кары за трусость боялся – боялся жизни. (37)Я завидовал тем ребятам, которые не вернулись. (38)Я думал: им хорошо, лежат спокойно, им носят цветы, их помнят. (39)А я… (40)Зачем?.. (41)Много раз трогал руками верёвку. (42)Минута, и всё. (43)Кому я нужен? (44)Но жутко – живём один раз…»(45)Так через двадцать лет огородами к сельсовету прошёл никому не знакомый человек, назвал себя… (46)Вот и вся трагическая и жалкая судьба дезертира, променявшего живую жизнь на бесконечные годы страха. (47)Он живёт теперь среди нас, сам зарабатывает свой хлеб. (48)Он устаёт на работе, избегает людей. (49)Спит он по-прежнему на чердаке. (50)«Никак не привыкну к избе…» (51)Вечерами, перед тем как полезть на чердак, долго стоит во дворе, провожает закат.(52)Трусость в тяжкий для Родины час требует наказания. (53)Но у кого поднялась бы сейчас рука на этого жалкого, ссохшегося, с потухшими от страдания глазами человека, пережившего семь тысяч дней страха, наказавшего себя сверх всякой меры! (54)Этот человек и теперь говорит: «Живём один раз». (55)Но он понимает, как беспощадны для него эти слова. (56)Двадцать золотых лет зачёркнуто в жизни. (57)Да и теперь что за жизнь? (58)Не всякий подаёт руку. (59)А когда идёт по селу, острый слух ловит шёпот:–(60)Дезертир…(61)Презрение людей – самое тяжкое наказание для человека. (62)А живём один раз… (по В.М. Пескову*)*Василий Михайлович Песков (род. в 1930 году) — русский советский писатель, журналист, путешественник и телеведущий.

4 стр., 1722 слов

Жизнь и творчество Николая Алексеевича Некрасова

... В домашней жизни был очень скуп. Вел дом как зажиточный крестьянин, никаких удовольствий жене не делал и только в свои именины иногда устраивал обед и музыку. Николай в ... Достоевского «Бедные люди». Сборник дал Некрасову 2000 рублей, которые он отдал Белинскому на поездку в Малороссию со Щепкиным. ... и звуки» вышла, автор скрылся под буквами Н.Н. Придя в магазин через неделю, Некрасов узнал, что ни ...

«В этом тексте автор поднимает проблему, почему солдат может стать дезертиром».

«Наказание за проступок — вот проблема, которая находится в центре внимания автора».

«К чему приводит человека трусость? Над этой проблемой размышляет автор».

Пример детской работы:

В настоящее время множество людей, из-за развития индустрии развлечений, всё чаще сидят дома, играют в компьютерные или настольные игры и больше ничего не делают. Можно считать, что они тратят своё время зря? Именно эту проблему поставил в данном тексте советский писатель В.М. Песков. Писатель рассказывает нам историю одного солдата, дезертировавшего из армии в 1942 году и просидевшего на чердаке своего дома целых 20 лет. Автор доказывает, что Николай Тонких провёл эти годы впустую: «Двадцать золотых лет зачёркнуто из жизни». Песков показывает солдата очень жалеющего о сделанном: «Я завидую тем ребятам, которые не вернулись. А кому я нужен?». Николай искренне раскаивается в трусости, но ничего не изменишь, годы не вернёшь. В.М. Песков считает, что проведённый зря годы человеческой жизни — это худшее наказание, которое только можно придумать. Я полностью согласен с автором, и действительно, осознание человеком, что он прожил свою жизнь зря, никак не сохранил своё имя в истории или не оставил после себя потомков, продолжающих его род. Это самое ужасное, что можно только понять в своей жизни. В доказательство своей позиции мне первым делом приходит на ум Илья Ильич Обломов из романа Гончарова «Обломов». Илья Ильич олицетворение человека, проживающего свою жизнь зря. У него был шанс принести хоть какую-нибудь пользу, женившись на Ольге, но он его упускает. Так и закончил он свою жизнь, никак не вписав себя в историю. Другим произведением, рассматривающим проблему пустой траты времени, является роман Тургенева « Отцы и дети». Главный герой романа — Евгений Базаров, придерживается нигилистических взглядов, то есть хочет разрушить все старые устои, но не хочет внедрять что-то новое. Вся его жизнь была пустой, он жил только ради безоблачной идеи, отрицающей что-либо в этом мире. Но любовь к вдове Одинцовой заставляет его задуматься, правильны ли его взгляды на жизнь или нет. Он не может принять то, что он был не прав в своих взглядах, поэтому и принимает смерть без всякого сожаления к своей прожитой жизни, так как она была пуста и бессмысленна. И наконец, можно сделать вывод, что всегда в жизни нужно взвешивать свои действия и самое главное, не пытаться всегда жить ради развлечения. И нужно понимать, что ты пришёл на этот свет не просто так, и ты должен оставить после себя что-то полезное для следующих поколений.

3 стр., 1292 слов

Кирилл Троекуров из романа Дубровский (Образ и характеристика)

... его решения. Всемогущество над людьми – вот что главное в жизни Троекурова. Образ и характеристика Троекурова Герой произведения Пушкина под названием ... Троекуров надменный человек и любит мстить. ` Кирилл Троекуров из романа Дубровский Популярные сочинения Школьные занятие подошли к концу, ... уступать. Вражда между соседями с каждым днём только усугублялась. Троекуров, используя свои связи, решил ...

(1)Было мне тогда всего девять лет от роду. (2)Как-то раз в лесу, среди глубокой тишины, ясно и отчётливо почудился мне крик: «Волк бежит!» (3)Я вскрикнул и вне себя от испуга выбежал на поляну, прямо на пашущего землю мужика.

(4)Это был Марей — наш крепостной лет пятидесяти, плотный, довольно рослый, с сильною проседью в тёмно-русой бороде. (5)Я немного знал его, но до того почти никогда не случалось мне заговорить с ним. (6)Я в детстве мало общался с крепостными: эти чужие, с грубыми лицами и узловатыми руками мужики казались мне опасными, разбойными людьми. (7)Марей остановил кобылёнку, заслышав мой напуганный голос, и когда я, разбежавшись, уцепился одной рукой за его соху, а другою за его рукав, то он разглядел мой испуг.

  • (8)Волк бежит! — прокричал я, задыхаясь.

(9)Он вскинул голову и невольно огляделся кругом, на мгновенье почти мне поверив.

— (10)Что ты, какой волк, померещилось: вишь! (11)Какому тут волку быть! — бормотал он, ободряя меня. (12)Но я весь трясся и ещё крепче уцепился за его зипун и, должно быть, был очень бледен. (13)Он смотрел с беспокойною улыбкою, видимо боясь и тревожась за меня.

  • (14)Ишь ведь испужался, ай-ай! — качал он головой. — (15)Полно, родный. (16) Ишь, малец, ай!

(17)Он протянул руку и вдруг погладил меня по щеке.

  • (18)Полно же, ну, Христос с тобой, окстись.

(19)Но я не крестился: углы моих губ вздрагивали, и, кажется, это особенно его поразило. (20)И тогда Марей протянул свой толстый, с чёрным ногтем, запачканный в земле палец и тихонько дотронулся до вспрыгивающих моих губ.

  • (21)Ишь ведь, — улыбнулся он мне какою-то материнскою и длинною улыбкой, — господи, да что это, ишь ведь, ай, ай!

(22)Я понял наконец, что волка нет и что мне крик про волка померещился.

  • (23)Ну, я пойду, — сказал я, вопросительно и робко смотря на него.
  • (24)Ну и ступай, а я те вослед посмотрю.

(25)Уж я тебя волку не дам! — прибавил он, всё так же матерински мне улыбаясь. — (26)Ну, Христос с тобой, — и он перекрестил меня рукой и сам перекрестился.

(27)Пока я шёл, Марей всё стоял со своей кобылёнкой и смотрел мне вслед, каждый раз кивая головой, когда я оглядывался. (28)И даже когда я был далеко и уже не мог разглядеть его лица, чувствовал, что он всё точно так же ласково улыбается.

16 стр., 7663 слов

Рассуждение «Деньги в нашей жизни. Роль денег в жизни человека

... рода независимость, свобода выбора. Выбирать можно практически все и чем больше у человека денег, тем лучше его выбор. С помощью богатства можно улучшить условия жизни и подняться ... доброты, нравственности, любви к ближнему и веры. Несколько интересных сочинений Сочинение Проблема народного счастья в поэме Кому на руси жить хорошо Некрасова Николай Алексеевич Некрасов, один из ...

(29)Всё это разом мне припомнилось сейчас, двадцать лет спустя, здесь, на каторге в Сибири… (30)Эта нежная материнская улыбка крепостного мужика, его неожиданное сочувствие, покачивания головой. (31)Конечно, всякий бы ободрил ребёнка, но в той уединённой встрече случилось как бы что-то совсем другое. (32)И только бог, может быть, видел сверху, каким глубоким и просвещённым человеческим чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного человека и какая тонкая нежность таилась в нём.

(33)И вот когда здесь, на каторге, я сошёл с нар и огляделся кругом, я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных каторжников совсем другим взглядом и что вдруг исчезли всякий страх и всякая ненависть в сердце моём. (34)Я пошёл, вглядываясь в встречавшиеся лица. (35)Этот обритый и шельмованный мужик, с клеймами на лице, хмельной, орущий свою рьяную сиплую песню, может быть, такой же Марей. (36)Ведь я же не могу заглянуть в его сердце (По Ф. М. Достоевскому*).

(1)Эти трое были живые, смешливые, острые на язык. (2)Разговор шёл о новых книгах. (З) Было приятно слышать, как эти ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. (4)Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали новый роман Габриэля Гарсии Маркеса. (5)Они были в курсе последних фильмов и премьер, которых я ещё не видел, и книжных новинок, о которых я ещё понятия не имел. (6)Они сидели передо мной в своих замызганных спецовках, но видны были их модные стрижки, слова они употребляли на уровне наивысшего образования, разговаривать с ними было трудно и интересно.

(7)Когда они ушли, я обернулся к прорабу и похвалил его ребят.

(8)«Понравились… а Ермаков, значит, не произвёл?» — сказал он как-то неприятно-насмешливо. (9)Ермаков был плотник, с которым я разговаривал до этого, и Ермаков действительно «не произвёл». (10)Ничего не читал, не видел, не стремился. (11)Был он, очевидно, из тех забойщиков «козла», что часами стучат во дворах или режутся в карты.

(12)Так-то оно так, и прораб согласно качал головой. (13)Однако, к вашему сведению, Ермаков — золотой человек, один из самых честных и добросовестных работников. (14)Тот, на кого можно положиться в любой ситуации, сердечный, отзывчивый человек, работу которого, кстати, можно никогда не проверять. (15)Не то что эти молодцы, тяп-ляп, кое-как, лишь бы скорее. (16)Прораб говорил об этих троих с подчёркнутым пренебрежением, он был обижен за Ермакова, и мои оценки задели его несправедливостью.

(17)Позднее я имел возможность проверить его слова. (18)Он был прав, удручающе прав…

(19)Годами не убывающая очередь стоит в Эрмитаж. (20)С утра до вечера залы его полны горожан и приезжих издалека. (21)Какая часть из приходящих сюда действительно что-то получит для себя, как-то взволнуется произведениями великих мастеров, но сколько зайдёт сюда, чтобы отметиться, чтобы сказать, что был в Эрмитаже, для престижа, сколько из них скользят равнодушно-спокойным взглядом, запоминая, чтобы знать. (22)Ермаков, тот вообще не был в Эрмитаже, и в Павловске не был, и в Пушкине. (23)Был в Петергофе, фонтаны смотрел. (24)Огромная культурно-художественная жизнь такого города, как Петербург, проходит мимо него. (25)Но, может быть, этот откровенный неинтерес более честен, чем формальное приобщение к культуре (По Д. Гранину).

16 стр., 7521 слов

Проблема автора в Слове о полку Игореве

... его свободной манерой обращения к князьям, был человеком зрелых, если не преклонных лет. В 1945 году поэт Алексей Югов предложил в авторы «Слова о полку Игореве» «словутьного певца Митусу», упоминаемого Галицкой летописью под ...

  • Сравни 2 текста
  • Тексты похожи. Значит ли это, что проблема одна и та же?
  • Что в них разного?

Проблемы сходные, но авторы смотрят на проблему с разных сторон, поэтому и сочинения должны быть разными.

Когда размышляют о том, каким должен быть хороший врач, то часто профессиональное мастерство, знания, опыт противопоставляются нравственным качествам: чуткости, простоте, общительности. Кто-то резонно говорит, что врач не священник, что его дело — грамотно лечить, а не утешать. Другие возражают: физическое здоровье человека неразрывно связано со здоровьем душевным. Добрым словом, сочувствием, отзывчивостью можно добиться большего, чем самыми эффективными лекарственными препаратами.

17 июня два выпускника медицинской академии, Кирилл Максимов и Артём Беляков, одетые в строгие костюмы, торопливо шагали по улице, боясь опоздать на торжественное вручение дипломов. Вдруг, переходя улицу, Артём увидел, что в открытом канализационном колодце кто-то лежит. Знойное солнце, гул машин, спешащие люди, кусты пыльной сирени, сквозь которые стекают золотистые струи света… Всё как обычно! А тут, прямо под ногами, неподвижно лежит человек.

  • Кирилл, подойди!

Кирилл подошёл и посмотрел вниз, потом оглянулся по сторонам.

  • Пошли скорее! — приглушенным шёпотом прошипел он. — Вечно ты куда-нибудь влипаешь!
  • Куда пошли?! Может, человеку плохо!
  • Тёма, это не человек, а семьдесят килограммов всевозможной заразы!
  • Да тут любому упасть — нечего делать! Я сам чуть в эту дыру не свалился… Может, так же шёл человек, зазевался, и упал вниз…

Кирилл закатил глаза:

  • Тёма, у меня красный диплом, а у тебя синий. Знаешь, почему? Потому что я умный, а ты — нет. И вот тебе умный человек говорит: это бродяга отсыпается после бурной ночи. Пошли отсюда, пока не подцепили какую-нибудь чесотку.

Артём неуверенно оглянулся, потом вздохнул и стал спускаться по железной лестнице в шахту. Лежащий ничком мужчина, услышав посторонние звуки, резко вздрогнул, испуганно вскинул бородатое лицо с исцарапанными до крови скулами и что-то нечленораздельно крикнул.

  • Мужчина, с вами всё нормально? — спросил Артём. Сверху раздался хохот.
  • Тёма, ты ему сделай искусственное дыхание по методу «рот в рот»…
  • Вы не ушиблись? — громче спросил Артём, морщась от густого запаха пота и закисшей сырости.

Бродяга перевалился на бок и, недружелюбно сверля глазами вторгшегося в его жилище чужеземца, стал растирать затёкшие руки.

  • Аскорбинку ему дай или через пипетку рыбьего жира накапай! — веселился Кирилл.

Артём вылез из шахты. Кирилл, взвизгнув, изображая панический страх, отскочил в сторону.

  • Тёма, не приближайся ко мне. Ты теперь биологическое оружие массового поражения… Посмотри на себя! Пугало! Как ты пойдешь в таком виде диплом получать?!

Артём снял пиджак и горько вздохнул: на спине темнели жирные пятна, на локтях, словно присосавшиеся пиявки, висели тяжёлые капли жёлтой краски.

  • Король трущобных окраин! — насмешливо покачал головой Кирилл, глядя на удручённого друга. — Говорили ему умные люди…

…Когда на сцену под бурные аплодисменты вышел Кирилл, ректор вручил ему красный диплом и, пожимая руку, по-отечески ласково улыбнулся. Потом, не выпуская его руки, повернулся к важному чиновнику из Министерства здравоохранения и с гордостью показал на сияющего отличника.

19 стр., 9140 слов

«Лишние люди» в литературе. Тема «лишнего человека» в русской литературе

... соотносят с образом «лишнего человека» «Лишний человек», «лишние люди» – откуда взялся этот термин в русской литературе? Кто впервые так удачно применил его, что он прочно и надолго утвердился в произведениях Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Гончарова? Многие литературоведы ...

Артём, услышав свою фамилию, выскочил на сцену, стесняясь неуничтожимого запаха помойки, торопливо выхватил диплом из рук ректора и, ссутулившись, побежал на своё место (По Е. Лаптеву).

Иногда позиция автора четко не выражена в тексте:

(1)До сих пор вспоминаю тот разговор с отцом Сони Потехиной, который случился у меня после родительского собрания. (2)Василий Петрович тогда сам начал его:

(3) — Слышали: прямая линия короче кривой — геометрия! (4)И все верят в это, понять не хотят — в жизни-то геометрия совсем иная, там кривые пути всегда прямых короче. (5)А чему вы, преподаватель литературы, детей учите?

(6) — Русской литературе хотя бы. (7)А она тем знаменита, что лучше других разбирается в запутанной жизни. (8)Да, в запутанной, да, в сложной!

(9) — Вы учите — будь только честным и никак по-другому?

(10)- Учу.

(11)- И зла никому не делай — учите?

(12)-Учу.

(13) — И сильного не бойся, слабому помогай, от себя оторви — тоже учите?

(14)-Тоже.

(15) — А-а! — восторжествовал мой собеседник. — И это не по линеечке жить называется! (16)Не геометрию из книжек преподаёте! (17)3апутанно, сложно, а прямолинейненько-то поступай!

(18) — А вам бы хотелось, чтоб я учил — будь бесчестным, подличай, изворачивайся, не упускай случая сделать зло, перед сильным пасуй, слабому не помогай… (19)Неужели, Василий Петрович, вам хочется такой вот свою дочь видеть?

(20) — Я хочу… — Василий Петрович даже задохнулся от негодующего волнения. — Одного хочу — чтоб Сонька моя счастливой была, приспособленной! (21)Чтоб загодя знала, что и горы крутые, и пропасти в жизни встретятся, пряменько никак не потопаешь, огибай постоянно. (22)Ежели можно быть честной, то будь, а коль нельзя — ловчи, не походи на своего отца, который лез напролом да лоб расшиб… (23)Хочу, чтоб поняла, и крепко поняла, что для всех добра и люба не станешь и любви большой и доброты особо от других не жди. (24)Хочу, чтоб не кидалась на тех, кто сильней, кто легко хребет сломать может, а осторожничала, иной раз от большой нужды и поклониться могла. (25)Хочу, чтоб дурой наивной не оказалась. (26)Вот чего хочу! (27)Ясно ли? (28)Вот если бы этой сноровистой науке вы мою Соньку научили, я бы первый вам в ножки поклонился.

(29) — Всех этому научить или только одну вашу дочь?

(30) — Всех, всех, чтоб вислоухими не были!

(31) — Так что же получится, Василий Петрович, — все науку воспримут, все станут не вислоухие, а ловкачи, все будут стараться обманывать друг друга, хребет ломать тем, кто послабей… (32)В дурном же мире Соне жить придётся. (33)Не пугает это вас?

(34) — А что делать-то, когда он, мир, таков и есть, доброго слова не стоит? (35)И сменять его на другой какой, получше, нельзя — один всего. (36)Выхода нет — приспособляйся к нему.

(37) — Сменять наш мир на другой нельзя, а вот попробовать как-то исправить его…

2 стр., 560 слов

Добрый человек в моей жизни (4, 6.ю 9 класс)

... Добротой надо делится, иначе никак нельзя. ` Добрый человек в моей жизни Популярные сочинения В поэме Лермонтова М.Ю. Мцыри речь идет о ... хватает. Мама тот человек, который даже самую грустную историю из твоей жизни перекрасит в светлую. Скажет, как потом избежать таких сложностей. ... главное. Она определяет, чего ты добьёшься в жизни. Следом второй: голоден ли ты? А всё уже стоит готовое на столе ...

(38) — Ой, не учите вы детей наших мир исправлять. (39)На что мне весь мир! (40)Могу ли я с ним, со всем миром, справиться? (41)Иль надеяться могу, что справится Сонька? (42)С ума ещё не сошёл — ни себя, ни её Наполеоном великим не считаю! (43)Я маленький человек, и она в крупную не вырастет.

(44)Нужно мне совсем мало — чтоб дочь родная счастливо жила. (45)А остальные уж пусть сами как-нибудь без меня устраиваются… (46)А вы!

(По В. Тендрякову)

К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.

Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет. – 3 балла

Фрагмент сочинения:

Часто обеспеченный человек не обращает внимание на нуждающихся в его помощи людей. Он просто не хочет помогать им и даже не задумывается о последствиях. Должен ли человек помогать окружающим его людям? Вот вопрос, который волнует А.П.Чехова. Размышляя над этой проблемой, автор приводит в пример рассуждения о жизни Поликарпа Семеновича Иудина. Герой считает, что можно помочь любому человеку, для этого необходимо лишь приложить некоторое усилие. «А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю: стоило бы только пальцем шевельнуть»,- автор описывает мысли рассказчика. Иудин огорчен бессердечными людьми, которые имеют блага, но не помогают беднякам. Писатель пишет: «Бедняки гибнут, а богачам и дела нет…» Читатель догадывается, что авторская позиция совпадает с позицией героя-рассказчика. Автор считает, что обеспеченный человек должен жить не только ради себя, но и ради других людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Он должен помогать им.

Текст с неявно выраженной позицией автора:

Алексей всерьез и долго увлекался биологией, со школьных лет занимаясь в клубе юных биологов при местном университете, в который и поступил, и проучился два года, а потом внезапно прежнюю учебу и увлечения оставил навсегда.

Повод, казалось, был совсем смешным: стеклянная литровая банка с домашним борщом и обычный кипятильник.

В университете, на кафедре, Алексей был человеком своим и однажды в час неурочный зашел в один из кабинетов, где и увидел эту самую банку с борщом и торчащим из нее кипятильником, а рядом — хлеб ломтями. Борщ закипал, распространяя запах, этому кабинету несвойственный. За столом возле банки сидел заведующий кафедрой, любимый и уважаемый профессор. Алексей смутился: он зашел не ко времени, да и спросил некстати: “Столовая наша не работает?” — “Работает, — ответил профессор, — но так дешевле”.

Опомнившись, Алексей тут же ушел. За ним, закрываясь на ключ, щелкнула дверь.

Вначале был стыд оттого, что зашел некстати. Но потом в голове появилось иное, о нем стало думаться. Алексей хоть и жил в семье, обеспеченной материнскими трудами, но видел, что происходит в городе и стране. Бедность, безработица, нищенские зарплаты и пенсии, которых порою месяцами не дают. В студенческую столовую Алексей даже не заглядывал, зная, что там кормят пусть и дешево, но ужасно: пустые супы да каши. И кормятся там студенты сельские, из общаги. Но даже эта нищенская студенческая столовая профессору, оказывается, не по карману. У него ведь семья, дети. А для себя — этот борщ в стеклянной банке, принесенный из дома, ломти хлеба… Когда молодые лаборантки кое-как перекусывают на работе, это еще понятно. Но профессор…

2 стр., 518 слов

«Человеку нельзя жить без Родины»

... вывод о том, что семья и Родина – это единое целое, и одно не может существовать без другого. Очень важно помнить, что именно на ... достойные человека, любящего свой дом. И именно семья, прежде всего, должна взрастить в детях ответственность за поступки перед Родиной. Когда ... конечно, моя малая родина, мой лес, моё озеро, моя дорога в школу, мой родной дом. Я счастлива, что живу в мирной стране, ...

Алексей был уязвлен и даже поражен, у него будто глаза широко открылись, чтобы он мог ясно увидеть нынешнее и завтрашний день. Чужой и свой собственный.

Вот он — живой пример: долгие годы трудов, стараний. Ведь у этого профессора вначале было молодое стремление, какой-то дар, потом институт, аспирантура, кандидатская диссертация, потом докторская — это все годы и годы, труды и труды. Забрался, поднялся на вершину, о которой мечталось смолоду. В глазах, в голове Алексея словно фотографический снимок остался, и его можно было разглядывать: немолодой усталый человек в стоптанных дешевых башмаках, в заношенном костюме. Все это — обтерханные сорочки, давно из моды вышедшие галстуки, застиранные носки, запах плохого одеколона, — все это виделось раньше, но собралось воедино лишь теперь. И еще — эта стеклянная банка с борщом. Вот он — венец жизни. А что ему говорят домашние, этому профессору? А если и не говорят, то что думают.

Удивленной матери он сказал:

  • Я не буду там учиться, я не хочу быть нищим профессором.
  • Но, милый…

— пыталась она его отговаривать. — Это — временное. В конце концов, потом, когда-нибудь, все устроится. И тебе ведь это нравится.

  • Мне не нравится быть нищим, — твердо ответил Алексей. — Я хочу жить достойно. И не сидеть вечно на твоей шее. Ты можешь и не выдержать. Мы ведь растем, тяжелеем, как и наши запросы.

А отец пожал плечами:

  • Рационально… На сегодняшний день. — И, вздохнув, добавил: — Но скучно.

Алексей спорить с отцом не стал, потому что не хотел обижать его: отец — тот же профессор, но кто его кормит?

Уже тогда, в возрасте молодом, двадцатилетнем, Алексей все сделал по-взрослому: перешел в университете на факультет экономический; еще учась, стал помогать матери в ее делах; потом недолго стажировался в Германии, а вернувшись, теперь уже основательно начал работать в “хабаровском” концерне. Сейчас он занимался новым для Хабаровых делом — заводом по производству детского питания, запустить который должны были уже следующим летом.

А что до увлечения прежнего, молодого, то Алексей его оставил сразу и навсегда, с холодной рациональностью умного человека; а если что-то на первых порах и вспоминалось, то сразу вызывал в памяти ту самую профессорскую банку с борщом и кипятильником, из нее торчащим. Эта банка разом стирала любые добрые воспоминания, оставляя в душе лишь жалость к тому человеку, который сидел возле банки, ко многим и многим.

(Б. Екимов)

  • 3 точки зрения в тексте: профессора, Алексея и мамы. А Автор стал на чью-то сторону?Он кого-то защищает?
  • Какую проблему предлагает для размышления автор?

Жизнь разбивает иллюзии молодости («Ионыч» Чехова»)

Любимое дело или деньги? («м.души»,Павел Иван.Чичиков)

Чем руководствоваться при выборе профессии?

Влияние разных факторов на выбор профессии (жизн.пути)

Сочинение

Во все времена одним из главных человеческих достоинств была сила. Ей восхищаются, считают её даром. Но в чём же она заключается? Вот вопрос, над которым А.П. Чехов задумывается в своём произведении.

Проблему, затронутую автором, невозможно назвать неактуальной. Автор рассказывает о гувернантке Юлии Васильевне, над которой довольно жестоко пошутил герой, чьих детей она обучала. Мужчина был крайне возмущён тем, что девушка «не протестует», когда ей выплачивают гораздо меньше денег за работу, нежели было нужно. Юлия Васильевна даже не пыталась постоять за себя, она не была «зубастой», что было для героя странным. Для девушки же, напротив, такая ситуация казалась обычной.

А.П. Чехов убеждён в том, что жизнь требует от человека стойкости, готовности защищать себя и свои интересы. Быть сильным – это естественно для каждого из нас.

Я полностью разделяю точку зрения автора и считаю, что сила состоит не в спосбности обидеть того, кто слабее, не в желании продемонстри-ровать свою стойкость. Это то, что помогает нам справляться с трудностями, сохранять своё достоинство в любой ситуации. Попытаюсь доказать это примерами из литературы.

Вспомним замечательный рассказ Куприна «Куст сирени». Автор повествует о Николае Алмазове, совершившем ошибку в своей работе, вследствие чего ему пришлось отметить на схеме несуществующие кусты. Герой был в отчаянии, он понимал, что обман неминуемо раскроется. Мужчина проявил слабость, чего нельзя сказать о его жене Вере, взявшей всё под свой контроль. Она заложила украшения, а на вырученные деньги наняла садовника, который в нужном месте высадил кусты. Вера проявила свой характер. В сложной ситуации она не опустила руки, ведь ей было необходимо помочь мужу. В этом и заключается истинная сила.

Одно дело быть «зубастым» в быту, но сохранить себя в условиях войны, остаться верным своим идеалам в подобной ситуации – это совсем другое. В произведении Закруткина «Матерь человеческая» рассказана история женщины, потерявшей семью (её мужа и сына убили фашисты).

Невозможно даже представить, что почувствовала героиня, поняв, что теперь она одна в этом мире. Мы бесконечно уважаем героиню за то, что она нашла в себе силы продолжать жить. Но дальше происходит невероятное: женщина не убивает обнаруженного ею раненого немецкого солдата. Она заботится о нём, пытается спасти. Казалось бы, вот идеальная возможность отомстить за своих родных. Но героиня вновь оказывается сильнее обстоятельств. Она не даёт ярости завладеть её сердцем. Высшее проявление силы состоит не в том, чтобы забрать жизнь обидчика, а в том, чтобы её сохранить.

В заключение хотелось бы сказать, что человеческая сила имеет множество проявлений. Она заключается как в умении бороться, сражаться, так и в способности быть милосердным, простить обиду. Если человек имеет нравственные принципы, если ему есть, ради кого жить, он просто не позволит себе быть слабым.

“Историю истинной любви можно почувствовать ,прочитав произведение Евгения Онегина “Мастер и Маргарита”, где описывается история любви Татьяны, которая показывает настоящую цену чувств этой хрупкой девушки”.