Тамбовская областная картинная галерея и её влияние на культуру Тамбовщины

Отчет по производственной практике

Галерея является яркой достопримечательностью Тамбовской области и обладает богатым культурным наследием Центрально-Черноземного региона, в ее фондах около 5000 экспонатов.

В Тамбовской областной картинной галерее хранятся картины многих художников, которые жили и творили в нашем городе. Кроме того, там зачастую проходят фотовыстаки, выставки картин молодых художников и пр. Работают постоянные экспозиции русского, западноевропейского и советского искусства.

Переходя из зала в зал, за мимолетные мгновения посетитель перелетает из эпохи в эпоху — в данном, тамбовском, случае из петровских времен — в советскую Россию, из патриархального екатерининского уюта в спокойную регламентированность XIX века и обратно, и насквозь, и вперед.

Произведения Тамбовской галереи освещают жизнь и культуру своего времени.

1. История Тамбовской картинной галереи.

Тамбовская областная картинная галерея была открыта для обозрения 30 апреля 1961 года. Однако музейное собирательство в Тамбове имеет давние традиции. Первый музей в Тамбове основан в 1879 году в ознаменование 100-летнего юбилея учреждения Тамбовского наместничества.

Собственного помещения первый тамбовский музей не имел. Спустя пять лет (в 1884г.) по инициативе сенатора, историка и архивиста Н. В. Калачева (1819 –1885) в числе первых четырех (Орел, Тамбов, Рязань и Тверь) была создана Губернская ученая архивная комиссия, у которой также не было собственного помещения. Возникла идея объединения подобных учреждений под одной крышей. В Государственном архиве Тамбовской области хранится «Историческая записка о помещении Тамбовской ученой архивной комиссии» (1914), в которой сообщается, что Комитет Тамбовской публичной библиотеки решил надстроить третий этаж над зданием Публичной библиотеки для помещения Исторического Архива, заседаний Архивной комиссии, библиотеки и музея (здание на углу улиц Советской и Коммунальной).

Открытие Исторического архива и музея состоялось 17 июня 1887 года.

Следующий важный этап в развитии общественного собирательства в Тамбове связан с постройкой здания Общества по устройству народных чтений (1891 — 1892).

Здание возведено на средства известного тамбовского благотворителя Эммануила Дмитриевича Нарышкина (1813 — 1901), «друга Тамбовской бедности», как его называли современники. До сих пор здание именуют Нарышкинской читальней. Музей был переведен сюда летом 1893 года. Начиная с 1879 года вплоть до 1895 года музей находился в «периоде созидания и не был открыт для публики. По передаче его в ведение Общества он был открыт для публики с 16 февраля 1895 года два раза в неделю».

8 стр., 3631 слов

Урок в музее. Конспект «Описание помещения»

... музее экспозицией. Родители рассказывали мне о музее ещё до совместного посещения: и о чучелах самых разнообразных зверей, домашних и диких, и о небольшой ... музей← Прозвище это плохо или хорошо↑ Русский языкВзрослые и мы дети →Что дети делают в библиотеке → Сочинение ... в помещении их ... Картина написана так ... Ожидание какого-то ... года. Сочинение на тему Поход в Исторический музей В большей степени музеи ...

В первые годы советской власти в Тамбове функционировали несколько музеев, в том числе Художественный музей, куда поступали произведения из национализированных дворянских усадеб. В 1922 году Художественный музей был включен в состав Тамбовского губернского научно-художественного музея.

В 1929 — 1930 гг. Тамбовский научно-художественный музей становится окружным краеведческим музеем и перемещается в здание Спасо-Преображенского (Питиримовского) кафедрального собора. Только через тридцать лет из состава музея был выделен художественный отдел — образована Тамбовская областная картинная галерея.

Представительная и ежегодно увеличивающаяся часть экспозиции — советская. В ней хорошо представлены все виды искусства — живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство.

В галерее хранится свыше четырёх тысяч предметов живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, в том числе полотна русских художников XVIII — XX веков: Ф. С. Рокотова, В. Л. Боровиковского, Д. Г. Левицкого, К. П. Брюллова, В. А. Тропинина, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, В. А. Серова, А. М. Герасимова и др.; тамбовских художников — Н. А. Отнякина, В. Г. Белоцветова, А. И. Лёвшина, А. П. Краснова, Е. В. Рябинского, С. Е. Лебедева и др. Зарубежный отдел представлен искусством Италии XV – XIX веков, Фландрии и Голландии XVII века, Франции XVIII – XIX веков.

Сейчас галерея продолжает активную собирательскую работу, заполняя имеющиеся лакуны и пытаясь наиболее полно представить в своем собрании историю мирового изобразительного искусства. В галерее имеется библиотека, действует реставрационная мастерская.

2. Меценатство. П.С.Строганов и Б.Н.Чичерин.

Фонд Художественного отдела галереи постоянно пополнялся за счёт пожертвований местных меценатов — Л. А. Воейкова, Б. Н. Чичерина, Э. Д. Нарышкина, Араповых, Баратынских, Болдыревых и других.

Среди упомянутых дворянских собраний следует выделить два – они стали основой коллекции Тамбовской картинной галереи. Это собрание имения Караул, принадлежавшее знаменитому ученому Б.Н.Чичерину (1828-1904), и собрание имения Знаменка, принадлежавшее графу П.С.Строганову (1823-1911).

Именно из строгановского собрания попали в коллекцию Тамбовской галереи композиции К.Брюллова, посвященные итальянским событиям середины XIX века.

СОБРАНИЕ Б.Н.ЧИЧЕРИНА.

Знаменитый философ, правовед, общественный деятель Борис Николаевич Чичерин был видной фигурой русской умственной и общественной жизни второй половины XIX века. Чичерин был крепко связан с тамбовским краем, до самого поступления в Московский университет он постоянно жил здесь: зимой – в Тамбове, летом – в родовом имении Караул. Художественное собрание Чичерина отличалось изысканностью и вкусом – в нем были представлены, в частности, работы голландцев XVII века, итальянского художника XVI века Якопо Пальмы Младшего, нашего В.Тропинина – его кисти принадлежала картина «Старуха с чулком», изображающая, как утверждает большинство исследователей, жену художника.

47 стр., 23498 слов

Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков

... Музеи сосредоточивают в своих фондах главным образом предметы вещественные и изобразительные, в том числе произведения искусства, вместе с тем в музеях ... высокой, но еще не вполне самобытной. Приняв в конце Х веке христианство, киевский князь Владимир принял и византийскую ... и фресками работы выдающихся мастеров. Эти мозаики достойны стоять в ряду лучших творений византийского искусства, но в них есть ...

Нарышкин Эммануил Дмитриевич.

Самый известный тамбовский меценат и благотворитель, принадлежавший к старинному дворянскому роду, родился 30 июля 1813 года. Трудно переоценить вклад Эммануила Дмитриевича в развитие народного просвещения и культуры на Тамбовской земле, он затратил на это благородное дело 1,5 млн. руб. своих средств. Проживая с 1881 года в Петербурге, Эммануил Дмитриевич не порвал связей с Тамбовом. Постоянно приезжал сюда, интересовался организацией обучения и воспитания.

Главную улицу Тамбова украшает замечательное здание, в котором размещается ныне картинная галерея, — в историю нашего города оно вошло под именем «Нарышкинской читальни». Здание это построено Э. Д. Нарышкиным для Общества по устройству народных чтений; с 1892 года в нём проводились публичные лекции («народные чтения»), работали библиотека, читальня, историко-этнографический музей.

Прекрасно образованный, с чуткой душой, отзывчивой на все доброе и хорошее, Эммануил Дмитриевич горячо отдался новому своему делу – заботе о просвещении и помощи бедному люду. Такая широкая задача была нелегка, но она оказалась по силам Э.Д.Нарышкину и потребовала от него большого ума, воли и силы духа.

За бескорыстную благотворительную деятельность в 1878 г. Эммануилу Дмитриевичу Нарышкину было присвоено звание Почётного гражданина города Тамбова, а его портрет помещён в зале заседаний городской Думы.

3. Тамбовская культура в произведениях галереи.

Тема национальной самобытности, красоты крестьянского быта увлекла в начале XX века и Н.Я. Симонович-Ефимову, создавшую в одном из сел Тамбовщины серию ярких, насыщенных цветом, подлинно монументальных полотен, в которых поэтично воспевает столь поразившие ее красоту крестьянок, их прирожденную извечную стать, степенные плавные движения, величественные и захватывающие декоративностью костюмы.

Её работа «Хоровод» 1914 г. (Холст, масло. 134 х 102) находится в Тамбовской областной картинной галерее, она выразительно показывает характер тамбовских женщин через костюмы, танец, содержание картины как последний глоток мирного воздуха перед бурями ХХ века. Три монументальные женские фигуры в пестрых славянских одеждах застыли в ритме народного танца. Их движения неторопливы, поступь ленива и тяжела. Отсюда пошло шутливое присловье из локального фольклора: «Земля дрожит, когда танцуют тамбовские девушки».

Вывод.

Создание картинной галереи в Тамбове во многом подняло культуру города. Жители Тамбова теперь могли знакомиться с мировыми шедеврами искусства. Культура Тамбовщины также во многом определила сущность музея. Художники создавали полотна, вдохновляясь здешней жизнью. Тамбовская галерея неотделима от Тамбова, она даёт возможность понять его историю от вкусов интеллигенции, до жизни и быта простых людей.

16 стр., 7840 слов

Третьяковская галерея как явление культуры

... она до наших дней [6;23]. Датой основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год, когда молодой Третьяков приобрел первые работы современных ему русских художников, задавшись целью создать коллекцию, ... лице ее ведущих художников заявит дарителю: «…Весть о вашем пожертвовании давно облетела Россию и во всяком, кому дороги интересы русского просвещения, вызвала живейшую радость и ...

Специалисты отмечают высокий уровень собрания Тамбовской галереи. Произведения из ее фондов экспонировались на многих представительных выставках в Москве, Санкт-Петербурге, а также за рубежом (Нидерланды, Англия, Финляндия).

Некоторые из них признаны эталонными образцами творческого наследия мастеров (работы В.А.Тропинина, А.Молинари).

Многие вошли в альбомы, монографические исследования, неоднократно репродуцировались (работы Ф.А.Васильева, С.Ф.Щедрина, А.В.Куприна, западноевропейских художников — Ф.Монтемеццано, Мастера «Благовестия пастухам», А.Дзанки, М.Миревелта и др.).

Славу галереи составляют уникальные работы Я.ван Скореля и П.Назона.