Роспись по дереву

Отчет по производственной практике

Роспись по дереву — это один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Издавна украшение различных деревянных изделий цветной росписью высоко ценилось, а в каждом доме непременно было несколько расписных досок или тарелок. Сегодня интерес к росписи по дереву активно возрождается и профессия художника росписи по дереву становится актуальной.

Для освоения профессии художник росписи по дереву была организована технологическая практика, которая проходила в ГОАОУ СПО ТМТТ «Томский механико-технологический техникум». В течение двух недель проводились занятия в специально оборудованных мастерских для росписи по дереву, где изначально было знакомство с правилами техники безопасности при работе в мастерской (приложение 1).

Данное учебное заведение было открыто в 1976 году, а профессия художник росписи по дереву открылась в 1980 г. Эта профессия актуальна и на сегодняшний день. Актуальность её определенна развитием у общества любви к историческому прошлому и формирует определенные навыки и умения, которые способствуют становлению мировоззрения.

Художник росписи по дереву является специалистом по выполнению художественных работ, тесно связанных с декорированием изделий народных промыслов разной степени сложности, различного назначения и области применения. После освоения данной профессии имеется возможность работать на предприятиях, выпускающих художественные изделия, принимать участие в выставках, ярмарках, а также вести самостоятельную трудовую деятельность в данном направлении.

Целью прохождения технологической практики является рассмотрение практической стороны росписи по дереву и получение рабочей профессии художника росписи по дереву.

Для достижения поставленной цели, нужно решить задачи:

1. Изучение теоретических основ росписи по дереву;

3. Рассмотрение технологий выполнения различных видов росписи;

2. Знакомство со специальным оборудованием и материалами, предназначенными для росписи.

4. Приобретение практических навыков при росписи деревянного изделия;

5. Закрепление полученных знаний и навыков в процессе росписи.

6. Анализ литературы народного декоративно-прикладного творчества.

Глава 1. Роспись по дереву: история возникновения, виды росписи, актуальность

Художественная роспись — искусство декорирования красками или кистью какой-либо поверхности. Она является одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении многих столетий являлись частью повседневной жизни и культуры народа. Также роспись является ещё и самым популярным видом декоративно-прикладного искусства.

34 стр., 16635 слов

Художественная роспись на ткани

... декоративно-прикладном творчестве. Актуальность Тема моей дипломной работы - "Художественная роспись ткани". Она содержит две ... удивительной красоты пейзажи. Кисть в руке художника то сильно и резко подчеркивала ... т.д.), при обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль, ткани и др.). ... сферу общества. В условиях обновления общества по пути демократизации к социального прогресса ...

История росписи по дереву уходит в далекое прошлое, Когда люди научились изготавливать предметы и посуду из дерева, им захотелось каким-то образом украсить свой быт и обогатить его. Считалось, что расписные вещи отгоняли злых духов. В качестве красок изначально использовали сырье, которое было распространено в их местности (глина, уголь, мел), поэтому роспись каждого региона до сих пор уникальна и узнаваема.

Роспись по дереву условно можно разделить на традиционную и авторскую. Традиционная роспись развивалась в деревнях. Для нее характерна простота, лаконичность. Авторская роспись изготавливалась в городах мастерами. Эти работы отличались изяществом и профессионализмом. Техника сюжетных росписей сводилась к тому, что мастер наносил четкий контур рисунка на поверхность изделия, а затем раскрашивал его в разные цвета. Краски клались очень свободно и размашисто. Сюжетом для росписи служили обозначения различных символов, которые отождествляли Солнце-символ радости, Птицу-символ счастья и успеха, Утку- знак заката.

Для росписи по дереву характерны два основных направления — графическое и кистевое. Сначала возникла графическая роспись. В основу этой росписи положен линейный графический рисунок. Мастер рисовал травный или цветочный узор тонкой линией с помощью пера или палочки. Затем заливал фигуры разноцветными красками. Такой росписью искусно владели мастера, жившие на Северной Двине. Они писали свои композиции на светлом фоне зелеными, желтыми и красными красками. Но главным здесь был черный контур, который очерчивал весь растительный орнамент — кустики и цветы с крупными резными листьями.

Другое направление — свободная кистевая роспись. Эта роспись строится на выразительности живописного мазка и цветового пятна. Мастера этого стиля работают сразу кистью, моделируя цветом растительные формы, фигуры животных и людей.

Один из таких центров росписи — широко известная Хохлома. Этот старинный русский народный промысел родился в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным тонами по золотистому фону. Технологический процесс создания хохломских изделий и в настоящее время сохраняет основные принципы, найденные еще в XVII-XVIII столетиях. Первым этапом является вытачивание на токарном станке белой деревянной посуды — «белья». Затем следует грунтовка — покрытие жидким раствором глины, далее идет лужение серебром, оловом, а в настоящее время алюминием. Изделие становится гладким, блестящим, готовым для росписи. Нанесенная роспись закрепляется в печи. После чего изделие лакируют и подвергают горячей сушке, в зависимости от состава лака. Готовые изделия сияют солнечным блеском, становятся очень прочными и легкими.

Народное и декоративно-прикладное искусство стало неотъемлемой частью художественной культуры. На сегодняшний день роспись является одним из актуальных направлений. Ценность произведений декоративно-прикладного искусства отражают художественные традиции, миропонимание, художественный опыт народа и сохраняет историческую память. Жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь красоту. Гжельская керамика, городецкие блюдца, посуда, расписанная под хохлому, всё больше входят в наш быт как художественные произведения, сохраняя историческую связь времен.

16 стр., 7828 слов

По декоративно-прикладному искусству

... декоративно - прикладном народном искусстве, включая и промыслы, существует довольно обширная литература, посвященная как общим вопросам, так и отдельным частным проблемам их развития. Произведения ДПИ и народных художественных промыслов ... украшения глиняных изделий – покрытие и роспись ангобом – ... многокрасочную семью народов Донбасса. Из мозаичности их ... помощью штампиков из дерева, глины, металла. ...

Глава 2. История городецкой росписи

Во время прохождения технологической практики была освоена городецкая роспись по дереву.

Данная роспись держит свое начало от резных Городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Толковый словарь русского языка В.И. Даля объясняет, что слово «донце» означает «дощечку, на которую садилась пряха, втыкая в нее гребень». Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью. Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком: жених дарил ее невесте, отец — дочери, муж — жене. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили.

Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным.

Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения.

Более свободная техника росписи позволяла создавать новые сюжеты, учила красоте свободного живописного мазка, позволяющего писать без предварительного нанесения контура.

У каждого мастера были свои любимые оттенки цвета и их сочетание. При этом они использовали общие приемы для создания грамотного колорита. Городецкие мастера умели создавать равновесие красочных пятен на поверхности предмета, достигая единства колорита и завершенности росписи.

На протяжении всей истории промысла народные мастера создали оригинальную живописную систему, нашли неповторимые образы и разработали богатейший арсенал приемов живописной проработки деталей сюжета и элементов орнамента. Также мастера расписывали детские каталки и стульчики. Городецкий стиль отличается, прежде всего, содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме.

Осн овные сюжеты и техника их исполне ния.

В первую очередь мастера изображали быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимали цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях есть и декоративные образы птиц и животных. Декоративность мотивов подчеркивается с помощью цвета и различных приемов. Главная специфика городецкой росписи — это то, что мастера изображают сюжеты как правило, на прозрачном фоне, тем самым показывая текстуру дерева.

10 стр., 4558 слов

Городецкая роспись

... знаменитая Городецкая роспись. Цель курсовой работы - охарактеризовать специфику Городецкой росписи. Задачи: ознакомится с историей возникновения росписи Городца; проанализировать технику исполнения росписи; охарактеризовать основные сюжеты Городецкой росписи; проанализировать современное состояние данного ремесла. 1. История городецкой росписи Роспись, ...

Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Непосредственно перед росписью заготовка проходила сложный подготовительный этап, который заключался в грунтовке ее мелом и промазывании клеем. И только после этой предварительной работы мастер приступал к росписи. Интересным был способ росписи изделия — прокладка основных цветов с последующей линейной разработкой. Роспись дополнялась «оживкой» — тонкой разделкой орнаментальных форм белилами. В работах городецких мастеров «оживки» наносились всегда на однотонные силуэты, что придавало им некоторую объемность

Разновидность изображаемых цветков :

Купавка — самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Подмалевка у нее по размеру больше, чем у бутона. Подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Расписывать его начинают, как правило, с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки, по форме такие же, как и скобка внутри подмалевки, только меньшего размера. Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. Завершающий этап росписи — оживка выполняется, как правило, белилами.

Розан — имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи городца окружен скобками — лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины. Техника росписи скобок та же, что и у купавки.

Варианты разработок оживкой настолько многообразны, что трудно назвать даже самые распространенные. Городецкие художники применяют точки, скобки, капли, спирали.

Еще одним распространенным цветком является ромашка. Техника исполнения: кончиком кисти слегка прикасаются к поверхности бумаги, оставляя на ней тонкий след. Затем, не отрываясь от бумаги, кисть быстро прикладывают и поднимают. В результате у мастера получается мазок-капля — тонкий в начале и широкий на конце. Как и у розана, у него есть сердцевина, только вокруг нее рисуют лепестки-капли.

Городецкие листья довольно разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев.

Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и задиристый петух, и сказочная птица. Начинают писать их с плавной линии, изображающей изгиб шеи и груди, потом наносят линию, определяющую форму головы и спины, затем определяют линию крыла, нитевидные клюв и ноги. Чаще всего туловище выполняют черным цветом, крыло закрашивают зеленой краской. Хвост пишут по-разному, например, ограничивают с двух сторон линиями, определяющими его силуэт, и закрашивают. Лучше всего это выполнить алым цветом. В другом случае прорисовывают каждое перышко хвоста в два цвета. Разработку птиц начинают с головы и заканчивают хвостом. Оживки делают белилами, нанося тонкие мазки.

Городецкий конь — символ богатства. В основном он черного цвета, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причесанной гривой. Мастера изображают его несколькими способами. Одни свободными маховыми мазками пишут контур всей фигуры и только потом закрашивают его. Другие строят фигуру коня цветовыми пятнами, начиная с самого крупного вертикального элемента — груди и шеи. К ним пририсовывают очертания сбруи и седла, задней и брюшной части туловища. Плоскость, ограниченная линиями сбруи и седла, в этом варианте остается светлой. Чаще всего седло и сбрую делают алым цветом, а детали головы, ног хвоста — белилами.

19 стр., 9299 слов

Теоретические основы проблемы развития декоративного творчества ...

... ознакомлению старших дошкольников с гжельской народной росписью еще меньше: работы Н. Алексахина, Ю. Г. Дорожина, В. М. Логинова. актуальности ^ ^ Предмет исследования: ^ 2) дать характеристику гжельской народной росписи и методике обучения составлению орнаментальной композиции ... рисование, роспись изделий из папье-маше, аппликация, художественный труд, конструирование; игра или танец с оформленными ...

Композиция в Городецкой росписи.

Все произведения искусства создаются по законам композиции, несоблюдение или незнание которых может привести к нарушению гармонии.

Для композиции произведений декоративно-прикладного искусства основным является единство содержания и формы. Другой, уже специфический признак — соответствие формы произведения декоративного искусства его определенному назначению.

В значительной степени характер композиции определяется равномерным чередованием элементов рисунка, способствующим достижению ясности и выразительности композиции.

Ритмически организованный рисунок легко превращается в орнамент — основу композиции. Но орнамент — это не только многократное повторение сходных элементов рисунка. Очень важна красивая и четкая прорисовка деталей общего силуэта.

На резных донцах, хранящихся в музеях, чаще всего представлена композиция, изображающая двух всадников на вздыбившихся конях. Всадники располагаются по обе стороны дерева-цветка, с вершины которого взлетает лебедь. На нижних половинках донец мастера обычно изображали жанровые сцены гуляний кавалеров с дамами, сцены охоты и т.п. К концу XIX в. сложилась характерная форма растительного орнамента с определенными элементами: это бутоны, розаны и цветок купавка, которые’ бесконечно повторяются в различных вариантах. В центре композиционной плоскости художники размещают главное изображение: птицу, коня, человека, группу людей или растительный мотив.

Лица народные мастера писали в одной манере — в виде белого кружка, на котором тонкими черными линиями обозначают их черты. Прически, как у мужчин, так и у женщин отличаются большой изысканностью, но в окраске их применяют только черный цвет. В изображении самих фигур используется плоскостное цветовое решение, при котором основные крупные пятна (юбки, жакеты, пиджаки, брюки) окрашиваются без контура, в виде однотонного красочного силуэта. Излюбленным декоративным мотивом в искусстве городецких мастеров остаются яркие цветы и декоративные зеленые листья, которые придают росписи особую прелесть.

Глава 3. Технология выполнения городецкой росписи по дереву

Для выполнения индивидуального задания — роспись деревянной заготовки в стиле Городец потребовались материалы и инструменты, представленные ниже.

Профессиональные м асляные краски « Мастер Класс»

Изготавливает их завод художественных красок « Невская Палитра» г. Санкт-Петербург. Палитра состоит из красок на основе натуральных земляных, кадмиевых, кобальтовых и железоокисных пигментов. Эти краски отличаются чистотой цвета и высокой светостойкостью, не меняет изначального тона после высыхания.

Уайт — спирит « Нефрас — С4 — 155/205»

Уайт-спирит — сильнодействующий бензин-растворитель прозрачного цвета, предназначенный для разбавления масляных лаков. Также данное средство используется для обезжиривания поверхностей и разбавления густотертых и обычных масляных красок. В своей работе использовала для промывания кистей от масляной краски.

Тройник- (1/2 масляного лака,1/2 уайт-спирита или скипидара,1/10 льняного масла)

Тройник служит для разбавления художественных масляных красок и лаков в процессе работы. Также его применяют для удаления краски с инструментов. Быстро испаряется, способствует проникновению масел, содержащихся в краске, между слоями и в поверхностный слой грунта, упрочняя, таким образом, живописный слой. Способствует улучшению оптических свойств красок.

Лак нитроцеллюлозный (НЦ)

Матовый нитроцеллюлозный лак светло-желтого цвета. Быстросохнущий лак, поэтому наносить его на поверхность лучше с краскопульта, небольшие детали покрывают с помощью плоской кисти. В работе использовала его для грунтования изделия.

Лак пентафталевый (ПФ)

Лак, не имеющий цвета, водостойкий, устойчивый к стиранию. Использовала для финишного покрытия изделия. Наносила с помощью плоской кисти в два слоя. После высыхания лака, образуется гладкая, не имеющая цвета пленка с глянцевой фактурой и отсутствием дефектов, прочная, устойчивая к воде, моющим средствам и стиранию.

Для размешивания красок используют мастихин № 10 — тонкая упругая стальная пластинка в виде лопаточки или ножа. Цвета, нужные для работы смешивают на палитре — кусок стекла размером 15х15 с обработанными наждачной бумагой краями. Для удобного расположения кистей существует деревянная подставка. Излишки краски удаляются с помощью ветоши — небольшие отрезы текстиля, обладающие хорошей впитываемостью. Наждачная бумага требуется на начальном и финишном этапах для шлифования деревянного изделия. Для нанесения масляной краски на деревянную заготовку потребовались кисть «Рублефф» из волоса белки № 2 и плоские синтетические кисти № 3, № 4.

Технология городецкой росписи во многом проще создания хохломской, особенно в плане подготовки основы. Городецкая роспись совершается непосредственно на деревянной основе, которая при желании может быть покрыта грунтовой краской красного, черного или желтого цвета. Композицию будущего узора можно наметить тонкими линиями карандаша. Главная задача — наметить размеры основных элементов композиции, или узлов, например, животных и цветов. Однако опытные мастера пропускают этот этап, сразу нанося рисунок краской. По их мнению, технология росписи должна быть именно такой.

Для городецкой росписи подойдут как мягкие, так и твердые сорта деревьев, не подвергающиеся растрескиванию: береза, осина, липа, ольха и другие породы деревьев. В современном производстве используют заготовки из прессованной древесины.

На первом этапе выполнения работы деревянную заготовку шлифуют и покрывают НЦ лаком в несколько слоев с промежуточной сушкой. После чего сошлифовывают поднявшийся ворс.

Затем с помощью переводной бумаги переносят эскиз композиции на деревянную заготовку и начинают роспись масляными красками. Но перед тем как приступить к освоению росписи по дереву, нужно изначально правильно организовать свое рабочее место. Оно должно быть оснащено удобным рабочим столом, покрытым пластиком светлых тонов, достаточным для работы освещением, а также вытяжной вентиляцией. Необходимое для работы условие — хорошее проветривание помещения. Инструменты нужно размещать в определенном порядке. Перед собой художник кладет изделие и подставку с кистями. Справа от себя располагает палитру, мастихин, емкости с тройником и уайт-спиритом. Слева находится ветошь и подлокотник

Ещё одна важная необходимость — научиться правильно держать кисть. Её нужно держать перпендикулярно расписываемой поверхности. Локоть фиксируется, а кисть руки полностью свободна. Можно слегка опираться на мизинец, который едва касается поверхности.

После того как краска на изделии высохла, его нужно покрыть масляным лаком ПФ на 2 слоя. Затем уже готовое изделие должно просохнуть (приложение 3).

Более подробно технологический процесс городецкой росписи деревянного изделия рассмотрен в приложение 2

Глава 4. Экскурсия на действующее предприятие багетной мастерской «Господин Оформитель»

Во время прохождения технологической практики была организована экскурсия на предприятие багетной мастерской « Господин Оформитель». Багетный салон «Господин оформитель» существует в Томске с 2006 года. Имеет богатый ассортимент — более 300 видов багета из дерева, пластика и более 200 видов специального картона для паспарту. Предприятие работает с багетом производства России, Италии, Испании, Великобритании, Чехии, США, Кореи.

Классическим материалом для изготовления багета служит дерево. Технологический процесс включает в себя два основных этапа — раскрой рамочного багета на заготовки и сборка багетных рамок. Эти этапы производятся на двух — или однопильном станке с функцией фрезерования.

Сначала багетная заготовка устанавливается на опорную поверхность станка, фиксируется, задается необходимый размер изделия и распиливается пилой. Затем заготовка передается на следующий станок, на котором завершается процесс — с помощью скоб заготовки скрепляются. Для того, чтобы багетная рамка была окончательно готова, нужно на рамке закрепить заднюю панель, стекло и подвеску. Крепление панели и стекла производится вручную специальным степлером.

Технологический процесс изготовления багета на первый взгляд кажется простым. Но на самом деле здесь имеется свой ряд сложностей, который требует от мастеров внимательности и точности.

роспись дерево городецкий

Заключение

За время прохождения практики были изучены теоретические основы росписи, рассмотрены технологии выполнения различных видов росписи и приобретены практические навыки. Итогом технологической практики является изделие, расписанное в стиле городец.

Роспись — уникальное явление в народной культуре. Это широко распространенное в прошлом направление декоративно-прикладного искусства сейчас считается изюминкой. Всё больше и больше современные вещи расписывают в техниках хохломы и городца и делают колоритным даже очень скромное помещение. Также популярно выполнение росписи на стенах, колоннах и бордюрах. Роспись в городецком стиле яркая и преображает любую обстановку.

На практике была подробно изучена предложенная литература и выделено много полезной информации по оформлению элементов интерьера с помощью художественной росписи. Во время практической работы были приобретены навыки составления правильно оформленной композиции.

Знания и умения, полученные при прохождении технологической практики, окажут помощь для дальнейшего развития в сфере дизайна и будут применяться в решении многих творческих задач.

Цель и задачи, поставленные на первых этапах технологической практики, достигнуты в полном объеме.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/otchet/hudojestvennaya-rospis/

1. Величко Н. Роспись: Техники. Приемы. Изделия. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. — 176 с.:

2. Емильянова Т.И. Сложение стилистических особенностей Городецкой росписи на прялках/ Т.И. Емильянова.- М: Наука,1976.-115 с.

3. Жегалова С.К. Русская народная живопись/ С.К. Жегалова.- М: Полиграф,1984.-180с

4. Коновалов А.Е. Городецкая роспись. / А.Е. Коновалов.- Горький:МИР, 1988.-120с.

5. Марина Т.А. Городецкая живопись / Т.А. Марина.- М: Звезда ,1970.-105с.

6. Марина Т.А. Городецкая живопись // Звезда.М.1970.С.30-56

7. Марина Т.А. Городецкая живопись // Звезда.М.1970.С.56-58

8. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов: Учеб. пособие для студ. выс. учеб. заведений. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. — 304 с., 16 с. ил: ил.

9. Статья об истории Городца с офицального сайта города. [Электронный ресурс].

10. Толстухина Н.В. Художественная роспись по дереву. Городец / Н.В. Толстухина.-М: Экспресс, 2008. -140с.

Приложение 1

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МАСТЕРСКОЙ.

К самостоятельной работе по декорированию изделий росписью, допускаются лица, прошедшие медицинское освидетельствование, получившие знание об охране труда, прошедшие вводные и первичные инструктажи.

Обучающейся выполняет только те работы, которые им поручены мастером.

В мастерской должны быть:

а) Рабочие столы покрыты пластиком светлых тонов.

б) Общее и местное освещение.

в) Общеобменная вытяжная вентиляция.

г) Лакокрасочная комната, оборудованная вентиляцией.

д) Металлический сейф для хранения горючих материалов.

е) Раковина для мытья рук.

Лакокрасочная комната должна быть оборудована:

а) Вытяжной вентиляцией

б) пожаро — и взрывобезопасными светильниками.

в) Огнетушителем.

г) Ящиком с песком.

Лакокрасочные материалы хранятся в специально отведанном месте, в устойчивой и плотно закрытой таре.

Помещение мастерской должно быть сухим, светлым с естественным и искусственным освещением, с нормальной температурой и влажностью воздуха, стены и потолок окрашены в светлые тона.

Помещение должно своевременно убираться и содержаться в чистоте.

Все двери эвакуационных выходов должны свободно открываться в направлении выхода из здания.

О всяком несчастном случае необходимо непременно поставить в известность мастера учебно-производственной мастерской и оказать первую доврачебную помощь.

В лакокрасочной мастерской должны работать не менее двух человек (если одному станет плохо, другой придет на помощь)

Все обучающееся должны знать и выполнять требования техники безопасности.

Требования безопасности перед началом работы.

Перед началом работы обучающиеся проходят инструктаж по технике безопасности и строго выполняют все указания мастера учебно-производственной мастерской.

Надеть спецодежду, убрать волосы (в прическу или под косынку), включить местное освещение, правильно организовать рабочее место.

Проверить и подготовить рабочий инструмент и развести до рабочей консистенции красочный состав.

Для работы в лакокрасочной комнате необходимо включить вентиляцию

Требования безопасности во время работы.

Выполняя разные работы необходимо соблюдать последовательность технологического процесса.

Кисти следует держать тремя пальцами строго вертикально относительно поверхности.

Локоть во время работы должен быть фиксирован.

Емкости с уайт-спиритом и растворителем должны быть закрыты.

Лакокрасочная мастерская должна быть оснащена эффективными средствами пожаротушения.

Во время перемен обучающееся выходят из мастерской, перемещение проветривается.

Запрещается мыть руки скипидаром и растворителем, для этой цели необходимо использовать любое растительное масло, за тем вымыть руки теплой водой с мылом и смазать кремом.

Запрещается вытирать мастихин и кисти о халат.

Мастихин следует держать за деревянную ручку, лезвием вниз.

Требования безопасности по окончанию работы.

После работы необходимо привести в порядок рабочее место.

Инструменты и емкости убираются в специально отведенные места.

После каждого занятия в учебно-производственной мастерской проводится влажная уборка помещения.

Требования безопасности при аварийной ситуации.

В случае разлития лакокрасочных материалов и легко летучих жидкостей (растворитель, скипидар, уайт-спирит, тройник) их следует сначала засыпать песком, затем удалить при помощи веника и совка и помыть в этом месте пол.

При травмировании или внезапном заболевании необходимо сообщить мастеру учебно-производственной мастерской, сопроводить пострадавшего к врачу или вызвать скорую помощь.

Приложение 2

Технологическая карта на выполнение городецкой росписи.

Наименование операции

Т.У.

Оборудование и приспособления, инструменты

Схема, фотографии

1

Разработка эскиза композиции

Между элементами должен быть зазор в 0,5 мм

Лист А3, калька, карандаш

2.

Шлифование деревянной заготовки, покрытие её лаком в 4 слоя с промежуточной сушкой.

В помещении должна работать вытяжка. Лак сохнет в течение 12 часов

Наждачная бумага, лак, плоская кисть №8

3.

Нанесение эскиза композиции на деревянную заготовку

Линия должна быть четкой, не обведенной по нескольку раз

Переводная бумага, карандаш

4.

Выполнение подмалевков на деревянной заготовке

Разведение краски средней густоты. Линии от переводной бумаги полностью закрываются краской.

Плоская кисть № 2, масляная краска, тройник, палитра, мастихин, ветошь

5.

Покрытие деревянной заготовки аквалаком

Наносится тонкий слой аквалака. Кисть сразу промыть проточной водой

Плоская кисть № 8

6.

Выполнение тенежки на заготовке

Линии четкие, не выходят за пределы подмалевка.

Кисть Рублефф №2, тройник, масляная краска, палитра, мастихин, ветошь

7.

Выполнение бликовки на заготовке

Кончик кисти хорошо выправлен. Бликовка выполняется максимально тонкая

Кисть № 2, тройник, масляная краска, палитра, мастихин, ветошь

8.

Покрытие готового изделия лаком в 2 слоя

Работа с вытяжкой. Изделие просыхает минимум 24 часа

Плоская кисть № 8, лак