Роспись по дереву

Отчет по производственной практике

Введение

Роспись по дереву — это один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Издавна украшение различных деревянных изделий цветной росписью высоко ценилось, а в каждом доме непременно было несколько расписных досок или тарелок. Сегодня интерес к росписи по дереву активно возрождается и профессия художника росписи по дереву становится актуальной.

Целью данного исследования является изучение профессии художника росписи по дереву и рассмотрение практической стороны этого искусства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить теоретические основы росписи по дереву, рассмотреть технологии выполнения различных видов росписи, ознакомиться со специальным оборудованием и материалами, приобрести практические навыки при росписи деревянного изделия, закрепить полученные знания и навыки в процессе росписи, а также проанализировать литературу народного декоративно-прикладного творчества.

Описание технологической практики

Для освоения профессии художник росписи по дереву была организована технологическая практика, которая проходила в ГОАОУ СПО ТМТТ «Томский механико-технологический техникум». В течение двух недель проводились занятия в специально оборудованных мастерских для росписи по дереву, где изначально было знакомство с правилами техники безопасности при работе в мастерской.

Томской механико-технологический техникум был открыт в 1976 году, а профессия художник росписи по дереву была введена в 1980 году. Эта профессия актуальна и на сегодняшний день, так как развитие у общества любви к историческому прошлому способствует возрождению интереса к росписи по дереву и формирует определенные навыки и умения, способствующие развитию мировоззрения.

Художник росписи по дереву является специалистом по выполнению художественных работ, связанных с декорированием изделий народных промыслов разной сложности и области применения. После освоения данной профессии выпускники могут работать на предприятиях, занимающихся производством художественных изделий, принимать участие в выставках и ярмарках, а также вести самостоятельную трудовую деятельность в данном направлении.

Заключение

Технологическая практика по росписи по дереву в ГОАОУ СПО ТМТТ «Томский механико-технологический техникум» позволила ознакомиться с основами этого искусства, изучить технологии выполнения различных видов росписи, приобрести практические навыки и закрепить полученные знания. Профессия художника росписи по дереву актуальна и предоставляет множество возможностей для профессионального развития.

9 стр., 4285 слов

Изучение Городецкой росписи

... И именно на занятиях по Городецкой росписи можно формировать навыки кистевой росписи, которые являются неотъемлемой частью процесса ... рукоделия были монастыри. Значительного развития художественная обработка дерева достигла в великом Новгороде, жителей которого даже ... власти скупщиков, объединяются в промысловые артели. Большую работу по возрождению, подъему и развитию художественных промыслов ...

Виды росписи по дереву: традиционная и авторская

Роспись по дереву условно можно разделить на традиционную и авторскую. Традиционная роспись развивалась в деревнях. Для нее характерна простота, лаконичность. Авторская роспись изготавливалась в городах мастерами. Эти работы отличались изяществом и профессионализмом. Техника сюжетных росписей сводилась к тому, что мастер наносил четкий контур рисунка на поверхность изделия, а затем раскрашивал его в разные цвета. Краски клались очень свободно и размашисто. Сюжетом для росписи служили обозначения различных символов, которые отождествляли Солнце-символ радости, Птицу-символ счастья и успеха, Утку- знак заката.

Направления росписи: графическое и кистевое

Для росписи по дереву характерны два основных направления — графическое и кистевое. Сначала возникла графическая роспись. В основу этой росписи положен линейный графический рисунок. Мастер рисовал травный или цветочный узор тонкой линией с помощью пера или палочки. Затем заливал фигуры разноцветными красками. Такой росписью искусно владели мастера, жившие на Северной Двине. Они писали свои композиции на светлом фоне зелеными, желтыми и красными красками. Но главным здесь был черный контур, который очерчивал весь растительный орнамент — кустики и цветы с крупными резными листьями.

Другое направление — свободная кистевая роспись. Эта роспись строится на выразительности живописного мазка и цветового пятна. Мастера этого стиля работают сразу кистью, моделируя цветом растительные формы, фигуры животных и людей.

Один из таких центров росписи — широко известная Хохлома. Этот старинный русский народный промысел родился в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным тонами по золотистому фону. Технологический процесс создания хохломских изделий и в настоящее время сохраняет основные принципы, найденные еще в XVII-XVIII столетиях. Первым этапом является вытачивание на токарном станке белой деревянной посуды — «белья». Затем следует грунтовка — покрытие жидким раствором глины, далее идет лужение серебром, оловом, а в настоящее время алюминием. Изделие становится гладким, блестящим, готовым для росписи. Нанесенная роспись закрепляется в печи. После чего изделие лакируют и подвергают горячей сушке, в зависимости от состава лака. Готовые изделия сияют солнечным блеском, становятся очень прочными и легкими.

Народное и декоративно-прикладное искусство стало неотъемлемой частью художественной культуры. На сегодняшний день роспись является одним из актуальных направлений. Ценность произведений декоративно-прикладного искусства отражают художественные традиции, миропонимание, художественный опыт народа и сохраняет историческую память. Жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь красоту. Гжельская керамика, городецкие блюдца, посуда, расписанная под хохлому, всё больше входят в наш быт как художественные произведения, сохраняя историческую связь времен.

Глава 2. История городецкой росписи

Во время прохождения технологической практики была освоена городецкая роспись по дереву.

26 стр., 12991 слов

Городецкая роспись и её роль в формировании навыков кистевой ...

... процесс начинается с подцветки резных донец. Мастера начинают оживлять цветом светлый тон древесины и вставки из черного дуба. Более свободная техника росписи позволяла создавать новые сюжеты, учила ... работы. 1.1 История и развитие Городецкого промысла Небольшой приволжский городок Городец стал в наши дни центром развития разнообразных народных ремесел: это и резьба, и инкрустация по дереву, ...

Данная роспись держит свое начало от резных Городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Толковый словарь русского языка В.И. Даля объясняет, что слово «донце» означает «дощечку, на которую садилась пряха, втыкая в нее гребень». Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью. Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком: жених дарил ее невесте, отец — дочери, муж — жене. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили.

Украшение городецких донец мастерами донец на донец было осуществлено с использованием инкрустации — уникальной техники, заключающейся в вырезании фигур из дерева другой породы и вставке их в соответствующие углубления. В дальнейшем мастера расширили свой арсенал приемов, применяя подкраску, используя яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, а также добавляя синий, зеленый, красный цвета, делая доней еще более красочным и нарядным.

Для увеличения производства прядильных донец мастерам пришлось упростить технику декоративного оформления. Начиная со второй половины XIX века сложную и трудоемкую технику инкрустации стали заменять простая резьба с подкраской, а в 1870-х годах на городецких донцах преобладает живописная манера украшения.

Свободная техника росписи позволяла создавать новые сюжеты и учила красоте свободного живописного мазка. Каждый мастер имел свои любимые оттенки цвета и сочетание, однако при этом использовались общие приемы для создания гармоничного колорита. Городецкие мастера также обладали умением создавать равновесие красочных пятен на поверхности предмета, достигая единства колорита и завершенности росписи.

Народные мастера городецкого промысла разработали оригинальную живописную систему, нашли уникальные образы и разработали богатейший арсенал приемов живописной проработки деталей сюжета и элементов орнамента. Помимо донцов, мастера также украшали детские каталки и стульчики.

Городецкий стиль характеризуется содержательностью, а основное впечатление от росписей создают жанровые сцены. Изображения являются условными по характеру и очень вольны и декоративны по форме.

Наиболее распространенные сюжеты городецких росписей связаны с бытом крестьянства и купечества, а также пышными парадными костюмами. Однако цветочные мотивы, такие как пышные «розаны», являются одними из основных тем. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в росписях также присутствуют декоративные образы птиц и животных. Фон зачастую оставляется прозрачным, чтобы показать текстуру дерева, что делает росписи еще более декоративными.

Орнамент и техника росписи изделий в городце

Городецкие народные промыслы, а особенно городецкая роспись, представляют собой уникальную разновидность декоративно-прикладного искусства. Роспись в городце яркая, насыщенная, богатая цветами и формами. Она имеет известные общие принципы, но при этом каждый мастер придавал ей свою индивидуальность.

Техника росписи

Роспись ведется кистью свободным и сочным ударом, без предварительного рисунка. Техника очень разнообразна: мастера могут использовать широкие мазки, тонкие линии или виртуозные штрихи. Перед росписью изделие проходит сложный этап подготовки, который заключается в грунтовке мелом и промазывании клеем.

10 стр., 4558 слов

Городецкая роспись

... Городецкая роспись. Цель курсовой работы - охарактеризовать специфику Городецкой росписи. Задачи: ознакомится с историей возникновения росписи Городца; проанализировать технику исполнения росписи; охарактеризовать основные сюжеты Городецкой росписи; проанализировать современное состояние данного ремесла. 1. История городецкой росписи Роспись, ... превращали донце в произведение искусства. В дальнейшем ...

Интересным был способ росписи, когда основные цвета прокладывались с последующей линейной разработкой. Роспись дополнялась «оживкой» – тонкой разделкой орнаментальных форм белилами. Городецкие художники использовали разнообразные способы оживки, например, точки, скобки, капли или спирали.

Разновидности изображаемых цветков

Самым распространенным цветком в городецком орнаменте является купавка. Она имеет большую подмалевку и рисуется скобками по ее краю, которые уменьшаются в размерах до сердцевинки. Вторым по популярности цветком является розан, у которого ярко выраженный центр и лепестки одного размера, окружающие его. Техника росписи скобок у них одинакова.

Еще одним распространенным цветком является ромашка, которую рисуют прикладыванием кончика кисти и быстрым поднятием, что создает мазок-каплю. У ромашки есть сердцевина, вокруг которой рисуют лепестки-капли.

Городецкие листья

Городецкие листья представляют собой разнообразные по форме, размеру и расцветке элементы орнамента, расположенные группами вышеописанных цветков. Листья могут располагаться парами, тройками, либо быть отдельными элементами.

Городецкая роспись: символы и композиция

Городецкая роспись является уникальным искусством, неразрывно связанным с российской народной культурой. Главными символами росписи являются Городецкая птица и Городецкий конь, которые олицетворяют семейное счастье и богатство соответственно.

Городецкая птица: символ семейного счастья

Городецкая птица воплощает разнообразные формы птицы, такие как павлин, петух и сказочная птица. Изображение птицы начинается с плавной линии, отображающей изгиб шеи и груди. Затем наносится линия, определяющая форму головы и спины, а также линия крыла, нитевидные клюв и ноги. Туловище птицы чаще всего выполняется черным цветом, а крыло закрашивается зеленой краской.

Хвост птицы может быть выполнен разными способами. Например, можно ограничить его с двух сторон линиями, определяющими его силуэт, и закрасить его алым цветом. Или можно прорисовать каждое перышко хвоста в два цвета. Прорисовка птицы начинается с головы и заканчивается хвостом. Оживки делаются белилами, которые наносятся тонкими мазками.

Городецкий конь: символ богатства

Городецкий конь, являющийся символом богатства, обычно изображается черного цвета. У него маленькая головка на круто изогнутой шее и аккуратно причесанная грива. Для создания изображения коня используются разные методы. Одни художники свободными маховыми мазками пишут контур всей фигуры и только потом закрашивают его. Другие строят фигуру коня цветовыми пятнами, начиная с груди и шеи.

Очертания коня дополняются сбруей, седлом, а также задней и брюшной частва туловища. Плоскость, ограниченная линиями сбруи и седла, остается светлой. Часто седло и сбрую делают алым цветом, а детали головы, ног и хвоста подчеркиваются белилами.

Композиция в Городецкой росписи

Все произведения Городецкой росписи создаются в соответствии с законами композиции. Несоблюдение или незнание данных законов может нарушить гармонию произведения. Основные принципы композиции декоративно-прикладного искусства заключаются в единстве содержания и формы, а также соответствии формы произведения его определенному назначению. Кроме того, равномерное чередование элементов рисунка способствует достижению ясности и выразительности композиции.

Ритмически организованный рисунок может стать основой для создания орнамента, однако орнамент — это не только повторение сходных элементов. Важное значение имеет также красивая и четкая прорисовка общего силуэта произведения.

Глава 3. Технология выполнения городецкой росписи по дереву

Для выполнения индивидуального задания — роспись деревянной заготовки в стиле Городец потребовались материалы и инструменты, представленные ниже.

  • Профессиональные масляные краски «Мастер Класс»
    Изготавливает их завод художественных красок «Невская Палитра» г. Санкт-Петербург. Палитра состоит из красок на основе натуральных земляных, кадмиевых, кобальтовых и железоокисных пигментов. Эти краски отличаются чистотой цвета и высокой светостойкостью, не меняет изначального тона после высыхания.
  • Уайт-спирит «Нефрас — С4 — 155/205»
    Уайт-спирит — сильнодействующий бензин-растворитель прозрачного цвета, предназначенный для разбавления масляных лаков. Также данное средство используется для обезжиривания поверхностей и разбавления густотертых и обычных масляных красок. В своей работе использовала для промывания кистей от масляной краски.
  • Тройник- (1/2 масляного лака, 1/2 уайт-спирита или скипидара, 1/10 льняного масла)

В ходе исследования было выявлено, что тройник является важным инструментом для разбавления художественных масляных красок и лаков в процессе работы. Он также применяется для удаления краски с инструментов и способствует улучшению оптических свойств красок.

Лак нитроцеллюлозный (НЦ) был использован для грунтования изделия, благодаря своим быстросохнущим свойствам. Его следует наносить на поверхность с помощью краскопульта или плоской кисти.

Лак пентафталевый (ПФ), напротив, подходит для финишного покрытия изделия. Он создает гладкую, прочную пленку с глянцевой фактурой, устойчивую к воде, моющим средствам и стиранию.

Для размешивания красок использовали мастихин № 10, а для удобства расположения кистей — деревянную подставку. Для нанесения масляной краски на деревянную заготовку применяли кисти различных размеров.

Технология городецкой росписи отличается от хохломской своей простотой, особенно в плане подготовки основы. Городецкая роспись совершается непосредственно на деревянной основе, которая может быть покрыта грунтовой краской различных цветов.

Глава 4. Экскурсия на действующее предприятие багетной мастерской «Господин Оформитель»

Во время прохождения технологической практики была организована экскурсия на предприятие багетной мастерской «Господин Оформитель». Багетный салон «Господин оформитель» существует в Томске с 2006 года и предлагает широкий ассортимент багетов из дерева, пластика и специального картона для паспарту.

На предприятии представлены более 300 видов багетов, произведенных в России, Италии, Испании, Великобритании, Чехии, США и Корее. Каждый вид багета имеет свою уникальную текстуру и оттенок, позволяющие подобрать идеальный вариант для оформления любого произведения искусства.

Кроме багетов, мастерская «Господин Оформитель» также предлагает более 200 видов специального картона для паспарту. Паспарту — это рамка, располагающаяся между произведением искусства и багетом, которая придает работе завершенный и эстетически привлекательный вид. Разнообразие цветов и оттенков картона позволяет создать уникальное оформление для каждого произведения.

В процессе экскурсии студенты имели возможность ознакомиться с технологией производства багетов и изучить различные этапы работы мастерской. Сотрудники «Господин Оформитель» рассказали о выборе материалов, применяемых в производстве багетов, а также о технике их изготовления.

Особое внимание уделено качеству и долговечности багетов. Сотрудники мастерской рассказали о специальных обработках и покрытиях, которые делают багеты устойчивыми к воздействию внешних факторов, таких как влага и солнечные лучи. Это позволяет сохранить исходный вид и качество оформления произведения искусства на протяжении длительного времени.

Экскурсия на предприятие «Господин Оформитель» позволила студентам получить ценный опыт и знания о производстве багетов и их применении в оформлении произведений искусства. Благодаря этому они смогут лучше понять и применять техники оформления в своей дальнейшей работе.

Введение

Технологическая практика в области художественной росписи проводилась с целью изучения различных методов и техник росписи в оформлении элементов интерьера, а также производства багетов.

Раздел 1. Художественная роспись

1.1 Теоретические основы росписи

Авторы ведущих исследований в области росписи подчеркивают важность творческого подхода, цвета и фактуры. Также, одним из ключевых элементов росписи является техника работы с помощью которой создаются изображения. Художественная роспись является неповторимым явлением в народной культуре, богатой и уникальной в своем виде.

1.2 Техника выполнения росписи

Основным инструментом для росписи служит кисть, хотя существует множество способов: покраска губочной резинкой, мазок, точка. в работе с использованием штифтов немалой популярностью пользуются также стеклошлифователь и резцовая гравировка. Также иногда используются акрилы, различные клеи, бусины и пушистые материалы для создания различных эффектов

1.3 Роспись в интерьерах

В современном мире очень востребованы услуги художников по росписи интерьеров — фрески, граффити, роспись дизайна — все это пользуется высоким спросом. Роспись стен способна изменить интерьер даже простой комнаты, сделав его ярким и незабываемым.

Раздел 2. Изготовление багетов

2.1 Технология производства

Основная материалом для изготовления багетов является дерево. Технологический процесс изготовления багетов включает в себя раскрой рамочного багета и сборка рамок на станке. Для завершения процесса, необходимо закрепить на рамке заднюю панель, стекло и подвеску. Окончательно готовую багетную рамку можно использовать для оформления картин, зеркал и других предметов.

2.2 Технологические сложности

Технологический процесс изготовления багетов на первый взгляд кажется простым. Но на самом деле здесь имеется свой ряд сложностей, который требует от мастеров внимательности и точности.

Заключение

На основе изученных технологий, было произведено изделие в стиле городец. Во время прохождения технологической практики, были получены навыки составления правильно оформленной композиции, изготовления багетов и выполнения художественной росписи.

Приложение 1

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МАСТЕРСКОЙ.

К самостоятельной работе по декорированию изделий росписью, допускаются лица, прошедшие медицинское освидетельствование, получившие знание об охране труда, прошедшие вводные и первичные инструктажи.

Обучающейся выполняет только те работы, которые им поручены мастером.

В мастерской должны быть:

  1. Рабочие столы покрыты пластиком светлых тонов.
  2. Общее и местное освещение.
  3. Общеобменная вытяжная вентиляция.
  4. Лакокрасочная комната, оборудованная вентиляцией.
  5. Металлический сейф для хранения горючих материалов.
  6. Раковина для мытья рук.

Лакокрасочная комната должна быть оборудована:

  • Вытяжной вентиляцией
  • Пожаро — и взрывобезопасными светильниками.
  • Огнетушителем.
  • Ящиком с песком.

Лакокрасочные материалы хранятся в специально отведанном месте, в устойчивой и плотно закрытой таре.

Помещение мастерской должно быть сухим, светлым с естественным и искусственным освещением, с нормальной температурой и влажностью воздуха, стены и потолок окрашены в светлые тона.

Помещение должно своевременно убираться и содержаться в чистоте.

В данном исследовании были рассмотрены требования безопасности, связанные с работой в лакокрасочной мастерской. Работники данного помещения должны принимать меры предосторожности для обеспечения безопасности и предотвращения несчастных случаев.

Одним из важных требований является обеспечение свободного открытия всех дверей эвакуационных выходов в направлении выхода из здания. Это гарантирует возможность быстрой эвакуации при возникновении чрезвычайной ситуации.

Также важно соблюдать правила техники безопасности и обучать обучающихся и сотрудников этим правилам. Для обеспечения безопасности в лакокрасочной мастерской должно работать не менее двух человек, чтобы в случае плохого самочувствия одного из них, другой мог оказать помощь.

Перед началом работы необходимо провести инструктаж по технике безопасности и строго выполнять указания мастера учебно-производственной мастерской. Все работники должны быть в специальной спецодежде, иметь аккуратно убранные волосы и правильно организовать свое рабочее место.

В ходе работы также необходимо соблюдать определенные правила безопасности. Работники должны следовать последовательности технологического процесса, правильно держать кисти, фиксировать локоть и закрывать емкости с растворителями и уайт-спиритом.

Для обеспечения безопасности во время работы лакокрасочная мастерская должна быть оборудована эффективными средствами пожаротушения, а в случае возникновения пожара необходимо немедленно применить эти средства и принять меры по эвакуации персонала.

Во время перемен работники должны покидать мастерскую, чтобы проветрить помещение, и во избежание ингаляции вредных веществ. Запрещается мыть руки скипидаром и растворителем, вместо этого следует использовать растительное масло.

По окончанию работы необходимо привести в порядок рабочее место, убрать инструменты и емкости в специально отведенные места. После каждого занятия также проводится влажная уборка помещения для поддержания чистоты и безопасности.

В случае возникновения аварийной ситуации необходимо немедленно сообщить мастеру учебно-производственной мастерской и оказать первую доврачебную помощь, если это требуется. Важно соблюдать все требования безопасности и быть готовым к действиям в чрезвычайных ситуациях.

В случае разлития лакокрасочных материалов и легко летучих жидкостей (растворитель, скипидар, уайт-спирит, тройник) их следует сначала засыпать песком, затем удалить при помощи веника и совка и помыть в этом месте пол.

При травмировании или внезапном заболевании необходимо сообщить мастеру учебно-производственной мастерской, сопроводить пострадавшего к врачу или вызвать скорую помощь.

Приложение 2

Технологическая карта на выполнение городецкой росписи.

Наименование операции

Т.У.

Оборудование и приспособления, инструменты

Схема, фотографии

1

Разработка эскиза композиции

Между элементами должен быть зазор в 0,5 мм

Лист А3, калька, карандаш

2.

Шлифование деревянной заготовки, покрытие её лаком в 4 слоя с промежуточной сушкой.

В помещении должна работать вытяжка. Лак сохнет в течение 12 часов

Наждачная бумага, лак, плоская кисть №8

3.

Нанесение эскиза композиции на деревянную заготовку

Линия должна быть четкой, не обведенной по нескольку раз

Переводная бумага, карандаш

4.

Выполнение подмалевков на деревянной заготовке

Разведение краски средней густоты. Линии от переводной бумаги полностью закрываются краской.

Плоская кисть № 2, масляная краска, тройник, палитра, мастихин, ветошь

5.

Покрытие деревянной заготовки аквалаком

Наносится тонкий слой аквалака. Кисть сразу промыть проточной водой

Плоская кисть № 8

6.

Выполнение тенежки на заготовке

Линии четкие, не выходят за пределы подмалевка.

Кисть Рублефф №2, тройник, масляная краска, палитра, мастихин, ветошь

7.

Выполнение бликовки на заготовке

Кончик кисти хорошо выправлен. Бликовка выполняется максимально тонкая

Кисть № 2, тройник, масляная краска, палитра, мастихин, ветошь

8.

Покрытие готового изделия лаком в 2 слоя

Работа с вытяжкой. Изделие просыхает минимум 24 часа

Плоская кисть № 8, лак