Духовное наследие города Белгорода

Научно - исследовательская работа

Каждый храм – молитва в храме,

Слово доброе, совет.

Каждый храм — людская память

О героях, коих нет…

Белгородский край издавна считают одним из самых известных в России по обилию, красоте и благодатной силе православных храмов, часовен, чудотворных икон и целебных источников, питающих душу народа.

Белгородская земля уникальна. Недаром её называют святым Белогорьем., Белгород является крупным духовным центром России, насчитывает около 20 храмов.[14,9]

И всех нас радует тот факт, что в нашем городе разворачивается и набирает силу обширная работа по восстановлению и охране российского духовного наследия вообще, и храмов в частности. Тема «Духовное наследие города Белгорода» позволяет более глубоко изучить духовную историю Белгородчины, опираясь на опыт прошлых поколений. У подрастающей молодежи эти страницы должны вызывать чувство гордости за свой православный край.

Постараемся найти ответ на вопрос: как сохранить и передать последующим поколениям ценностные основы жизни и деятельности православных храмов и их служителей с целью идентификации личности с учетом местных духовных традиций?

Актуальность

— между духовным оскудением общества, его нравственной деградацией и соблюдением духовных заветов православного христианства на основе бережного отношения к историческому наследию.

— между интересом потомков к истории и культуре нашего края и недостаточной степенью изученности судьбы тех храмов и соборов, которые своей одухотворенностью и верой служили и служат Богу и Отечеству, созидая Великую Россию;

  • между известными храмами в прошлом и совершенно несправедливо забытыми и заброшенными сегодня;

— между имеющимися памятными местами в истории малой родины и отсутствием механизмов их возрождения.

Объект исследования

Предмет –

Цель исследования —

Задачи исследования:

— определить значимость, пути возвращения, сохранения архитектурных памятников, достопочтимых мест в нашем крае на примере храмов и соборов города Белгорода,

4 стр., 1883 слов

Символика православного храма

... реферата послужили исследования таких русских ученных и историков, как Стародубцев О.В., кандидат богословия, Кудрявцев М.П., Лосев А.Ф., и т.д. Глава 1. Символика православного храма. 1.1 История развития символики православного храма. ... что непосредственно изобразить невозможно. Таким образом, пребывание в храме суть важнейшая сторона сложной духовной работы, это форма духовного развития, это путь ...

Методы исследования

В ходе исследовательской работы использовались методы: анализ документов и литературы, сравнения и сопоставления, обобщение, интервьюирование, посещение храмов и соборов в городе Белгороде.

Степень изученности и научная новизна

Данная тема мало изучена и исследована, несмотря на то, что на сегодняшний день является очень важной и подчас необходимой. К данной теме обращались краеведы: , , которые рассматривали историю становления и развития храмового зодчества в Белгородском регионе.

в книгах «Пройдемся по старому Белгороду», «Белгородская старина», опираясь на архивные данные, пишет об улицах города, их судьбах за полтора века, ярких событиях из жизни белгородцев, связанных с общей истории страны, фрагментарно касается описания храмов.

Автором впервые была предпринята попытка дать свод наиболее значимых архитектурных памятников, Святынь, которые являются гордостью Белгородской области, представляют большой культурный и исторический интерес.

Для написания исследовательской работы использовались архивные материалы (ГАБО), электронные ресурсы.

Практическая значимость

Данное исследование имеет и практическую значимость, т. к. выявленные материалы можно использовать при проведении в школе, подготовке школьных сайтов, изучении истории, литературы, написании творческих работ. Надеемся, что наше исследование поможет патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Полученный материал может служить основой для ответов на вопросы молодежи XXI века о роли православных храмов города.

Глава 1. Храмы города Белгорода и их история

Невозможно представить себе современный русский город или по­сёлок без храма. Эти особенные, неповторимые и вместе с тем близкие каждому русскому человеку архитектурные со­оружения всегда были главным украшением городских и сельских пейзажей России. Украшают, облагораживают суетное наше храмы, раду­ют глаз, умиротворяют душу внешней зримой красотой и гар­моничным звоном колоколов.

Но только ли для украшения и эстетического удовлетворения Россиян затрачивается столько сил и средств на строительство и сохранение церквей, соборов, часовен? Конечно же, нет. Главное их назначение в другом. Каждый день в храмах проводятся , звучат песно­пения, возносятся к Богу общие и частные молитвы. Особенно много народу собирается здесь в православные праздники и дни поминовения усопших.

Помнят православные христиане, что «кому Церковь — не мать, тому Бог — не отец».

1.1. Архитектура храмов

Православные храмы являлись центром сосредоточения высших знаний и достижений в области культуры. В Белгородской епархии в Х VII веке было 542 храма,[12,120] к 1764 г. только в Белгородском уезде было 79, игравших важную роль в воспитании как духовных, так и эстетических начал народа. (Приложение док.1, 3) Наличие в епархии такого количества храмов говорит о многом – каждый храм есть логически завершенный, со своей гармонией выразительных средств, центр религиозного искусства, способного вызвать резонанс в душах прихожан. Сами храмы, их внешний облик и внутреннее пространство были выстроены в стройную систему, в которой прихожанин испытывал наиболее сильное воздействие на свой внутренний мир.

15 стр., 7320 слов

Подготовка к сочинению «Храм Покрова на Нерли» презентация по ...

... великолепной постройке- храме Покрова на Нерли. Тема нашего урока: Сочинение – описание «Чудный собор». Учитель: Обратимся к храму Покрова на Нерли Чтобы настроиться на восприятие, послушаем стихотворение Наума Коржавина «Церковь Покрова на Нерли» и ...

Храмы Белгородской епархии строились по-разному, но в строгом соответствии с церковным . Наиболее характерны храмы в виде креста, означавшие, что крест Христов – основа Церкви и ковчег для спасения людей. Круглые храмы означали вечность Церкви и Царства Небесного, в виде восьмиугольной звезды знаменовали собой Вифлиемскую звезду и Церковь как путеводную звезду ко спасению, прямоугольный (кораблем) в плане храм — Ноев ковчег.

Объемно-планировочная символика православного храма очень важна для понимания глубины православного воздействия на чувства прихожанина. Все христианские храмы ориентированы алтарем на восток, что символизирует обращенность к Богу – Солнцу Правды. К рассматриваемому периоду к куполе храмов закрепилось изображение Христа – Пантократора (по – гречески значит Вседержитель).

Вокруг Христа – сияние славы, в круге славы – силы небесные: архангелы, херувимы, серафимы, они предстоят пред Небесным Престолом, «поюще, вопиюще, взывающее и глаголющее: свят, свят, свят Господь Бог Саваоф» [15, 181] К этому периоду относилась Успенско-Николаевская Церковь. (Приложение .док. 8)

Далее, в барабане изображаются пророки. Это ветхозаветные избранники, слышавшие голос Божий и сообщавшие избранному народу его волю. Купол соединяется с четвериком при помощи парусов — конструктивных элементов полусферической формы, которые заполняют углы, образующиеся на стыке кубического тела храма и цилиндрического барабана. Паруса осмысливаются также символически, как соединение небесной и земной сфер, на них обычно располагают изображения евангелистов, которые также соединяли небо и землю, распространяя по миру Благую весть. Арки – как мосты между мирами, на них изображают обычно апостолов, которых послал Господь в мир проповедовать Евангелие всей твари. Арки и своды опираются на столбы. На них изображаются святые подвижники – мученики и воины, которых называют «столпами» Церкви, своим подвигом они держат Церковь, как столбы держат своды храма.[ 15,176]

1.2. Преображенский кафедральный собор

Храм Преображения Господня был построен на средства прихожан на месте обветшавшего деревянного храма в 1813 году. Архитектор — Евгений Алексеевич Васильев. (По его проектам были возведены университетский храм и колокольня Успенского собора в г. Харькове).[14, 35] В начале XX века приход храма исчислялся 186 горожанами. При храме действовала двухклассная церковно-приходская школа. В конце 20-х годов XX века, после закрытия Свято-Троицкого собора, Преображенский храм получил статус кафедрального собора. Но в 1962 году он также оказался в числе храмов, подлежащих закрытию. Здание храма было передано областному краеведческому музею.

В 1990 было начато Богослужение в Ильинском приделе. Полностью собор возвращен Церкви в июле 1991 года.

В сентябре 1991 года в Преображенский кафедральный собор были перенесены мощи святителя Иоасафа, епископа Белгородского , чудотворца ( гг.), которые сегодня являются главной святыней Белгородской и Старооскольской епархии. 1911 г., согласно Определению Святейшего Синода, одобренному императором Николаем II , состоялось прославление епископа Иоасафа в лике святых и обретение его чудотворных мощей. До декабря 1920 г. святые мощи покоились в Свято-Троицком соборе города Белгорода. В это время они были вскрыты большевиками и отправлены сначала на несколько месяцев в Курск , затем в Москву , в музей наркомзема.[3,37]

12 стр., 5643 слов

Храмы-памятники Москвы

... благодарная Тайдула подарила Святителю Алексию, он заложил монастырь в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех (1358/60 гг.) К этому же типу мемориальных храмов относится собор Смоленской иконы Божией ... которого иногда и называют само столетие — век Ивана Грозного. На высоком берегу Москвы-реки неподалеку от знаменитого села Коломенского, ставшего загородной резиденцией русских государей вознеслась ...

Но нетленные мощи святителя Иоасафа Белгородского

Этот факт они более двадцати лет хранили в строжайшей тайне. И только в 1991 году тайна была раскрыта Аркадием Васильевичем своей дочери. В том же году вновь обретенные мощи после проведенной идентификации привезли в Москву , где они до сентября находились в патриаршем Богоявленском соборе. Затем раку с нетленными мощами перевезли в Курск. И ровно через восемьдесят лет после канонизации Православной Церковью Белгородского святителя его мощи вернулись в его престольный град.

С середины 1990-х гг. в епархии установлена новая благочестивая традиция: ежегодно , в праздник Преображения Господня, мощи святителя Иоасафа крестным ходом переносятся из Преображенского кафедрального собора в Николо-Иоасафовский собор, где пребывают до 16 сентября , когда после малой вечерни с акафистом переносятся крестным ходом в Преображенский кафедральный собор. (Приложение 3).

Там совершается всенощное бдение . 17 сентября, в день прославления (1911 г.) и второго обретения мощей святителя, в соборе совершаются на трех престолах три Божественные Литургии (в 3 часа ночи, 6 часов утра и 9 часов утра — архиерейским служением) и молебен у мощей святителя. Всенощное бдение, три Божественные Литургии и молебен совершаются в кафедральном соборе также 23 декабря , в день преставления (1754 г.) святителя.

Особо почитаемой святыней Преображенского собора стала чудотворная икона Святителя Николая

икона Божией Матери

Духовенство храма:

1.3. Смоленский собор

Смоленский собор был заложен

В 1825 году на средства купца Михаила Константиновича Мачурина верхний храм был отделан мрамором. А в 1839 году в храме был освящен третий престол во имя Архистратига Михаила, небесного покровителя купца-благотворителя. При храме действовала церковно-приходская школа. После октябрьского переворота 1917 г. храм был закрыт, использовался как складское помещение. В 1943 г., подавляя сопротивление фашистов, по храму вела огонь советская артиллерия. Он получил сильные повреждения.

В 1958 и 1974 годах предпринимались попытки взорвать «не подлежащее восстановлению» здание. Но в конце 80-х было принято решение о начале реконструкции. Первоначально в соборе предполагалось разместить органный зал. В 1992 году храм был возвращен верующим. 23 декабря 1994 года был освящен нижний храм, 1995 года, в Великий четверг, возобновлен колокольный звон, 11 июня 1996 года Преосвященным Иоанном, епископом (ныне архиепископ) Белгородским и Старооскольским, освящен верхний храм. В Смоленском соборе хранится особо почитаемая Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница»).

Смоленская икона чудесно просияла в ночь на 1703 г. над вратами крепостной стены г. Белгорода. Эта святыня находилась в Смоленском соборе с момента его освящения и до закрытия в 1920-е гг. Долгое время чудотворная икона хранилась в домах верующих белгородцев.

9 стр., 4129 слов

Храм Василия Блаженного

... XVIII-XIX вв. икона находилась над входом в придел Василия Блаженного. 3.1.2. Церковь святого Василия Блаженного Нижняя церковь была пристроена к собору в 1588 году над захоронением св. Василия Блаженного. Стилизованная надпись ... [2] . 2.2. Собор в конце XVI — XIX вв. В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, для устройства которой в северо-восточной части собора были заложены ...

В декабре 1994 года, когда был освящен возрожденный нижний храм, Смоленская икона была возвращена в собор, где и пребывает ныне. Кроме этой святыни, в соборе пребывают особо почитаемые иконы преподобного Серафима Саровского , священномученика Владимира, священномучеников Кипрских, Тихона, Патриарха Московского. Собор является памятником архитектуры. Это редкий для Белгородского региона тип двухэтажного храма, построенного в стиле . (Приложение 6)

Духовенство храма:

1.4. Николо-Иоасафовский собор

Никольский храм (таково первоначальное название Иоасафовского собора) был возведен на Новом городском кладбище на средства прихожан в 1799 году. (Приложение 3, док.9, 10).

В 1837 году к храму была пристроена трапезная усердием купца, церковного старосты Василия Кирпичникова. В 1867 году расширен и пределы главной церкви усердием церковного старосты Cемёна Васильевича Пешкова и прихожан. С этого времени храм стал четырехпрестольным. (Приложение 4, док.4)

Помимо главного престола во имя Святителя Николая

В конце сороковых годов XX века ее верхний ярус был разобран, восстановлен в 1990 году. Иконостас собора был изготовлен в XIX веке. Святынями храма являются гробница святителя Иоасафа, подсаккосник, палица и епитрахиль святителя Иоасафа; чудотворная икона Божией Матери «Песчанская». Собор является памятником архитектуры, соединившим в себе черты раннего и позднего классицизма. В настоящее время в соборе имеется два престола: Главный — во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских ; Южный придел — во имя святителя Иоасафа Белгородского .

Духовенство собора:

1.5. Храм Великомученика Георгия Победоносца

Закладка камня для строительства храма произведена 25 мая 1997 г. Храм деревянный, построен в 2001 году. Архитектор — . По архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, на улице Королева спроектировано и осуществляется строительство Духовно-просветительского центра в храмовом комплексе во имя Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Около храма Великомученика Георгия Победоносца находятся часовни: Живоначальной Троицы и в честь Преподобного Серафима Саровского.

Часовню 2003 года освятил архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, вернувшийся из Дивеева после празднования столетия обретения мощей преподобного Серафима Саровского. Архитектор — О. Боровикова. (Приложение6).

Каждое утро начинается здесь с акафиста преподобному Серафиму Саровскому

Духовенство храма:

1.6. Храм Архангела Гавриила

Храм Архангела Гавриила

2001 года храм освящен архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном. Архитектор — . Храм Архангела Гавриила состоит в ассоциации домовых храмов при ВУЗах Российской Федерации, учреждённой по благословению Его Святейшества,Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II .

Вход в храм Архангела Гавриила представляет собой два крыла, на которых написаны христианские заповеди. Совсем недавно построенный, он восхищает своей внешней красотой и богатым внутренним убранством. Хотя храм и выдержан в традициях древнерусского зодчества, он замечательно вписывается в пейзаж университетского городка. Это неудивительно, потому, что храм, внутренние дворики, фонтан перед БелГУ и общее благоустройство набережной реки Везёлка – дело рук одного человека Надежды Алексеевны Молчановой.

Напротив главного входа в университет мы можем увидеть самого Архангела Гавриила, увековеченного в . Каждый вечер в его ладони загорается фонарь, озаряющий путь людям. Внутри храма у алтаря находится уникальная икона в убранстве из воска — пожертвование одной из жительниц города. «Молодёжно-университетский», как его называют, храм был освящен осенью 2001 года Архиепископом Иоанном Белгородским и Старооскольским. В настоящее время в нём постоянно совершаются богослужения, и двери храма всегда открыты перед прихожанами.

Настоятель:

1.7. Храм Корсунской иконы Божией Матери

Настоятель:

1.8. Крестовоздвиженский храм

Крестовоздвиженский храм был построен на средства графини и братьев-купцов Николая и Егора Мухановых в 1863 году. Главной святыней храма является чудотворный Крест, присланный помещику Юрию Выродову его братом, послушником Афонского монастыря. (Датируется первой половиной XVIII века).

Но помещик не питал к святыне благоговения и однажды после неудачной охоты приказал бросить Крест в болото. (Приложение9,10).

Чудесное обретение поруганной святыни произошло в конце XVIII века. Слепой, услышавший во сне обещание, что будет исцелен, если найдет и вынесет из трясины Крест, тотчас прозрел, прикоснувшись к своей находке. Засвидетельствовано немало случаев исцелений от различных недугов пред кошарской святыней.

Согласно Курской духовной консистории, в 1909 г. при храме была церковно-приходская школа, 357 прихожан. В советские годы храм закрывался на очень непродолжительное время. Он не был подвержен разорению. В нем сохранилось несколько старинных икон. Например, икона Божией Матери «Скоропослушница» , образ Архистратига Михаила. В 1997 году при храме открыты воскресная школа для детей и катехизические курсы для взрослых. Храм является памятником архитектуры эпохи эклектики. В декоре храма преобладают архитектурные элементы из русского зодчества.

Духовенство храма:

Глава 2. Православные святые и святыни

2.1. Икона Николая Ратного

Иконе святителя Николая, именуемой «Николай Ратный» более 500 лет. По преданию, она защитила жителей села Устинка (Шебекинский район) от нападения монголо-татарских войск. Увидев неприятеля, насельники Николаевской пустыни, находившейся в селе, вышли ему навстречу с иконой святителя Николая Чудотворца. Священники и монахи остановились на берегу реки и разом воскликнули: «Воротитесь: иначе силою Креста Господня святитель Николай потопит вас в сей реке». Переправлявшиеся через реку татары вдруг остановились, начали тесниться и падать с плотины в воду. Рассказ об этой победе был широко известен по всей стране. В Южной России икона святителя Николая Ратного очень почиталась. Богатые и знатные подарили ей золотой оклад. В 1765 году образ с почестями перенесли в белгородский кафедральный Свято-Троицкий собор. И ежегодные майские крестные ходы стали проходить от Белгорода до Устинки. Этот тридцатикилометровый крестный ход был одним из самых многочисленных в России.

В советские годы почитаемая икона была утеряна. После закрытия большевиками Свято-Троицкого мужского монастыря в 1923 году древняя икона, как исторически ценная, должна была стать музейным экспонатом. Но она неожиданно исчезла. Некоторые архивные данные указывали, что икона сопровождала непрекращавшиеся крестные ходы, но уже без утраченного золотого оклада. На памятном месте в Устинке, где произошла чудесная победа над татарами, по распоряжению властей были разбиты огороды. Но и это обстоятельство не нарушило вековой традиции. Затем наступило время коммунистических запретов.

К концу восьмидесятых только несколько паломников отправлялось в Белгород, чтобы пройти крестным ходом с иконой святителя Николая. Образ тогда пребывал в Иоасафовском соборе. Икону нашли в подсобном помещении – она потемнела от времени, на ней был толстый слой копоти. Началась активная работа по поиску архивных материалов. Известный белгородский краевед Александр Крупенков нашел подробное описание иконы. Размеры и особые приметы совпадали с найденной. Нужна была высокопрофессиональная восстановительная работа. [6,29]

В начале мая 1995 святыня вернулась в Белгород после реставрации. И после многолетнего перерыва состоялся торжественный крестный ход в Устинку. На месте, где несколько веков назад свершилось чудо, был установлен крест и вырыт колодец.

Икона «Николай Ратный» (Приложение11).

небольшая по размеру, помещена в прекрасный резной киот. Николай Чудотворец изображен на ней в полный рост, а в правом и левом верхних углах находятся поясные изображения Спасителя и Богородицы. Сегодня образ находится в Преображенском кафедральном соборе города Белгорода. Святому молятся во всех нуждах, а также воины и болящие.

2.2. C моленская икона Божией Матери «Одигитрия»

(Приложение12).

2.3. Святитель Иоасаф – «заветов Христовых носитель»

Святитель Иоасаф родился в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, 1705 г., на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. При крещении назван Иоакимом. Он происходил из древнего благочестивого малороссийского рода Горленковых. В 1712 г. семилетнего Иоакима отец отдал в Киевскую Духовную Академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. В течение семи лет испытывал себя будущий святитель, наконец, открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг. Но в 1725 г. он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. (Приложение13).

1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря с возведением в сан игумена. В своем монастыре все силы игумен полагал на благоустройство обители, в прошлом бывшей оплотом православия в борьбе с унией.

В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года он был вызван в Москву и вскоре распоряжением Святейшего синода назначен наместником Свято-Троицкой Лавры. В обители Преподобного Сергия он так же самоотверженно исполнял послушания Церкви (в те годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара).

1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского. Вступив на архиерейскую кафедру, святитель Иоасаф строго следил за благочестием и состоянием храмов, за правильностью совершения богослужения и особенно за нравственностью паствы. Особенно большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций. Как и прежде, святитель Иоасаф все силы отдавал архипастырскому служению, не щадя своего здоровья.

Святитель Иоасаф обладал огромной любовью к людям, но в тоже время отличался строгостью в вопросах соблюдения правил и традиций православия. Он тщательно следил за исполнением обязанностей церковнослужителей и мирян, простых верующих. Святитель Иоасаф за время своего короткого служения в Белгороде издал несколько указов, касающихся православного образа жизни.

Указ о требованиях, предъявляемых к вступающим в брак, рассказывает о правилах, которые большинство людей не соблюдают от лени или незнания. Также Святителем были изданы указы о соблюдении установленных церковью постов и Святых Таинств. Здесь говорится, что некоторые люди не исполняют православных правил и с этим необходимо бороться.

Указом об обучении народа молитвам, Святитель Иоасаф обязал всех священников Белгородской епархии знать молитвы наизусть и учить народ, который был в основной своей массе . Здесь можно упомянуть и ещё об одном указе, касающемся точного и неуклонного соблюдения уставов монашеской жизни. То есть, Святитель Иоасаф стремился к тому, чтобы священники и монахи были примером для верующих, чтобы они обучали и просвещали народ.

Святитель часто ездил по епархии; в селах и деревнях знакомился с бытом и настроениями простых людей. Он испытывал священников в знании истин православия и выполнении их обязанностей. Поэтому народ знал, что православную веру подлежит соблюдать в чистоте и не поврежденности, жить по заповедям Божьим.

Наверное, недаром Святителя Иоасафа называют хранителем заповедей Божьих и «заветов Христовых носителем». Много лет отделяет нас от его жизни, но и сейчас можно с уверенностью сказать, что такие его душевные качества как любовь, милосердие, терпение, доброта – это пример для подражания многим людям XXI века, а жизнь Святителя Иоасафа – образец патриотизма, духовного и нравственного совершенства.

Заключение

Анализируя источники, мы пришли к выводу, что на территории Белгородского края Церковь — важное средство реализации духовно-нравственных, культурно-образовательных и патриотических задач. Действительно, многообразная деятельность просвещенного духовенства Белгородской епархии стала важным фактором культурной жизни края и России.

Белгородчина имеет давнюю и чрезвычайно интересную духовную историю жизни и процветания: здесь жили и живут истинно верующие люди, чьи результаты благочестивой деятельности и верующей жизни вошли в сокровищницу духовного наследия города Белгорода. Из поколения в поколение белгородцы передают уважительное отношение к духовному прошлому, настоящему и будущему.

. Мы все почти утратили от прежней жизни России, но сохранили святые храмы, в которых молились наши предки, сберегли святыню, завещанную нам, именно наследие старой Руси продолжает оставаться подлинным основанием национальной жизни, сердцевиной этого наследия, одухотворяющим началом – Церковь, ее благодатная жизнь во всем многообразии и богатстве ее духовного опыта.

Именно Русская Православная Церковь сообщила белгородскому обществу духовно-нравственные ценности, ориентировала его на высокий идеал христианской святости, выразителем которого явились выходцы Белгородской епархии – святитель Иоасаф Белгородский и преподобный Серафим Саровский.

В Белгородской области много внимания уделяется работе по развитию и совершенствованию, а так же восстановлению храмовой сети. Православие играет большую роль в жизни молодых людей, особенно у нас на Белгородчине. Оно помогает воспитывать гражданина, патриота своей страны, а для начала – просто человека. Ведь быть человеком, значит создавать, формировать себя, находить в себе то лучшее, что делает человека венцом творения, образом и подобием Божьим.

Десять лет прошло с момента возрождения Белгородской и Старооскольской епархии. За эти годы наш край подтвердил своё название – Святое Белогорье не только словами, но и делами. Проанализировав материалы газеты «Белгородские епархиальные », можно с уверенностью сказать, что православная жизнь в Белгородской области развивается быстро и в тесном взаимодействии со светской властью.

В области поставлена задача создания и восстановления духовно-нравственной среды в каждом районе и городе, для её реализации разработаны специальные программы, направленные на развитие православия, сохранения исторического и духовного наследия региона, создание условий для приобщения населения, и прежде всего, детей и молодежи к народным духовно-нравственным традициям Белгородчины

Сегодня между Управлением культуры области и епархией существует соглашение, по которому осуществляются совместные проекты, связанные с духовным просвещением и духовно-нравственным воспитанием на Белгородчине. Стали традиционными фестивали духовной музыки, в которых участвуют церковные и светские .

Духовная жизнь белгородцев намного обогатилась: принимают крещение не только дети, но и взрослые, освящаются источники, ведутся душеспасительные беседы в храмах. Священники объясняют людям, как нужно жить в наше неспокойное время.

Благодаря губернатору и правительству нашего края, многим богатым предприятиям и людям, которые не остались равнодушными к будущему Белгородчины и всей страны, в нашей области каждый год строятся новые храмы, реставрируются и возрождаются старые церкви. Несколько лет назад был восстановлен Холковский мужской монастырь с подземным храмом, который является не только святыней Белогорья, но и образцом его культуры, историческим памятником края. Преображается и Марфо-Мариинский женский монастырь в г. Белгороде. Его некогда заброшенные здания поражают нас после реставрации своей красотой и величием. Сегодня ни один город не может сравниться по количеству открывшихся и отреставрированных храмов, вновь обретённых святынь.

Считаем, что данная работа может служить основой для дальнейших исследований в области изучения влияния православия на молодёжную среду и материалом для проведения музейных уроков и экскурсий для школьного краеведческого музея.

Исследовательская работа вдохновила на написание стихотворения.

Чистый звон колокольный

Над землею плывет.

Он к заутренней службе

Созывает народ.

Я предчувствую тайну

И вхожу в светлый храм.

Я пришла неслучайно

К этим белым вратам.

Богом заняты мысли,

Я иду, чуть дыша.

И к неведомой выси

Воспаряет душа.

Все заботы, печали

Улетят, словно дым.

От чего же назвали

Белогорье Святым?

Есть в учебниках школьных

Этот древний рассказ.

Православных спасали

Здесь иконы не раз.

От набегов татарских,

От фашистов в бою

Защищали иконы

Свято землю свою.

Купола золотые,

Словно солнце блестят.

В их волшебную силу

Люди верить хотят.

Кто в сердцах своих веру

И любовь сохранил.

Того крест чудотворный

навсегда излечил.

Белгородский источник-

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/nauchno/hramyi-belgoroda-istoriya-i-sovremennost/

Монастырский, святой.

Поднимал обреченных,

Исцелял их водой.

И священные мощи

Помогали не раз:

От душевных болезней,

Слепоты и проказ.

Поневоле поверишь

В святость русской земли,

Если слезы увидишь,

Что с иконы текли.

Когда храмы закрыли-

Никого у дверей.

И крестить запретили

В церкви малых детей.

Но сейчас возрожденье

Русской церкви идет.

И с утра в ней толпится

Православный народ.

А на темной иконе

Вдруг появится лик.

Прихожане в поклоне

Слышен радостный крик.

И захочется в небо,

Словно птица, взлететь,

И на все это чудо

С высоты посмотреть.

Как с Россией великой

Процветает моя,

Небольшая святая

И родная земля.

1. ГАБО. Ф. 135.Оп.7.Д. 5. Л. 1-19

2. ГАБО. Ф. 135.Оп. 7. Д. 5. Л. 3.

3. ГАБО. Ф. 128.Оп. 1. Д.2. Л. 16-17.

4. ГАБО. Ф. 135. Оп. 7. Д. 5. Л. 65.

5. Белгородская правда — 2007; №19

6.электронный ресурс:

:// www

http://www. ***** ;

http://www. *****

http://www. *****

http:// www. beladm. *****.

ЛИТЕРАТУРА

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/nauchno/hramyi-belgoroda-istoriya-i-sovremennost/

1. Храмы Белгорода//. М. Баранов — Белгород, 20с.

2. Белгородская энциклопедия.- Белгород, 2000,- 392с.

3. Чудеса Святителя Иоасафа//.Н. Жевахов — Изд-во Знамение, СПБ, 2008.- 48с.

4. Крупенков в воспоминаниях белгородцев // — Изд-во «Константа», 2008.-194с.

5. Крупенков первого салюта // — Издательский дом «В. Шаповалов», 200с.

6. История чудотворной иконы Николая Ратного//- Белгород, 2001.- 78с.

7. Крупенков по старому Белгороду// – Изд-во «Константа», 201с.

8. Новиков словарь юного литературоведа // — М., 200с.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/nauchno/hramyi-belgoroda-istoriya-i-sovremennost/

9. Овчинников // — Белгород, 2003.-167с.

10. Пономарева и культура в Белгородском крае. Белгород // О. Б Пономарева.- 200с.

11. Памятники Отчества. Святое Белогорье. М., 20с.

9.Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 1. СПб.,

12. Православные русские обители. СПб., 1990– 296с.

13. Семенова покровом : мир чудотворных икон// А. К Семенова.- Изд-во Невский проспект: СПБ, 2002,- 263с.

14. Храмы Белгородской и Старооскольской епархии» с.

15. Цапенко Левобережной Украины

16..Языкова иконы// И. К Языкова.- М.,1995. – 125с., ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение№1

 языкова иконы и к языкова м  1

 языкова иконы и к языкова м  2

Приложение

 языкова иконы и к языкова м  3

Преображенский кафедральный собор Приложение

 языкова иконы и к языкова м  4

Приложение

 языкова иконы и к языкова м  5

Николо-Иоасафовский собор Приложение

 языкова иконы и к языкова м  6

Приложение

Приложение 1

Приложение

Храм Великомученика Георгия Победоносца

Приложение 2

Храм Архангела Гавриила Приложение

Приложение 3

Храм Корсунской иконы Божией Матери Приложение

Приложение 4

Крестовоздвиженский храм Приложение

Приложение 5

Икона НИКОЛАЯ РАТНОГО Приложение

Приложение 6

C моленская икона Божией Матери «Одигитрия»

Приложение 7

Святитель Иоасаф Приложение

Приложение 8