Фортепианное творчество А.Н. Скрябина

Магистерская работа

Философские исследования и поиск выразительности

В период между 1898 и 1903 годами Александр Скрябин активно занимается философскими исканиями. Он ведет уроки фортепиано в Московской консерватории и преподает в музыкальных классах Екатерининского института. Пребывая в Москве, композитор находит близких друзей в лице С. Н. Трубецкого и становится членом Московского философского общества. Общение с В. Я. Брюсовым, К. Д. Бальмонтовым и Вяч. И. Ивановым помогает ему погрузиться в символистское мировоззрение и ократить убеждение в магической силе музыки, способной спасти мир. Тем временем Скрябин с нетерпением исследует новые возможности музыкальной выразительности и художественные формы, способные воплотить его идеи и образы. Он приступает к написанию симфонических произведений, в которых освоение новых тембров, полифонических и полиритмических сочетаний, а также искусство построения масштабных форм шаг за шагом приближают его к непрерывному течению музыки. Радость и свобода становятся ключевыми образами в финалах его произведений. Однако ни насыщенность, ни мощь звучания не отвечают его стремлениям. Вместо этого конечная радость свободного духа ассоциируется у него с эйфорией экстатического танца, трепетной игрой языков пламени и ослепительным светом.

Четвертая соната, Соната №4

Четвертая соната Александра Скрябина отличается особой сжатостью тематического материала. С этого момента его музыка все больше движется в сторону тематического интервала. Композитор стремится к целостности музыкальной ткани, сочетая высотные составляющие горизонтали и вертикали, а также тематические и фоновые голоса.

a trios mains

Prestissimo

Вся музыка Скрябина стремится избегать резких контрастов в ритмике, регистрах и динамике. Чтобы передать свое звукоощущение, композитор вводит понятие «волны», по которому голоса фактурной ткани движутся в одном направлении. Форма волны также отражается в динамике произведения, включая короткие взлеты, спады и кульминации.

Утопическая философская концепция Скрябина

Утопическая философская концепция Скрябина особенно ярко заявляет о себе в зрелый период творчества. В это время композитор упорно изучает историю человеческой мысли — от И. Канта и Ф. Шеллинга до Ф. Ницше и Е.П. Блаватской, от мистических учений Древнего Востока до марксизма — и напряженные поиски в сфере музыкального языка, становящегося все более и более индивидуализированным.

13 стр., 6200 слов

Интерпретация Четвертой сонаты С.С. Прокофьева

... А Шнитке, и воспоминания многих современников композитора. 1. Творческие принципы С.С. Прокофьева и их проявление в фортепианных сонатах прокофьев фортепианный соната драматургический Культура XX века - сложный, ... непродолжительным. Вскоре стало очевидным, что Скрябин и Прокофьев - художники-антиподы. По мере того как первый из них все больше стремился к тонкой передаче сложных субъективных ...

Скрябина интересовало понятие «универсума», значение «абсолюта» в субъективном сознании, иначе говоря — значение того духовного начала, которое Скрябин понимал как «божественное» в человеке и в мире, сделало для него особенно привлекательным учение Шеллинга о «мировой душе». Скрябин пытался разрешить волнующие его проблемы в творчестве и построить свою художественную модель мира. В сущности, Скрябину импонировало все, в чем он ощущал дух свободы, пробуждение новых сил, где он усматривал движение к ВЫСШЕМУ СВЕТУ. Философские чтения, беседы и диспуты являлись для композитора процессом возбуждения мысли, к ним его влекла та никогда не удовлетворявшая жажда всеобщей, радикальной истины о мире и человеке, с которой неразрывно связана этическая природы скрябинского творчества.

Третий период — время от Третьей симфонии до «Прометея» (1904-1910)

Третий период характеризуется полным господством главной романтико-утопической идеи композитора («Мистерия») и окончательным формированием нового стиля.

Соната № 5 ор.53, как пишет Л. Гаккель, не может считаться идеальным образцом позднего скрябинского формотворчества или даже его примером. Как отмечает ученый, «…все поздние сонаты Скрябина выдержаны в канонической схеме сонатного allegro, что не мешает им воплощать идею «материального» и «духовного”…» [1]. Решающими факторами являются динамика, темп, плотность фактуры. Даже обычная у Скрябина полная реприза не противоречит идее: это виток спирали, разгорание эмоционального тонуса музыки.

Основой мелодии и гармонии данной сонаты устанавливается нонаккорд. Кроме того, в этом сочинении также нивелируются различия регистров, что наблюдалось еще в Сонате № 4. Из других особенностей сочинения следует отметить нервную, текучую ритмику. Скрябин избегает четных метров, используя трехдольность и пятидольность как метры без резких контрастов «сильного-слабого».

Список литературы:

  1. Гаккель Л. Фортепианная музыка ХХ века. — Л., 1990. — С. 55.

Четвертый период (1910-1915)

Отмечен еще большей сложностью содержания. Возрастает роль мрачных, сурово-трагических образов; музыка все больше приближается к характеру мистического священнодействия (последние сонаты и поэмы).

В эти годы растет его известность и признание. Скрябин много концертирует, и каждая его новая премьера становится значительным художественным событием. Расширяется круг почитателей таланта Скрябина.

В эти годы в центре интересов композитора проект «Мистерии», приобретающий все более конкретные очертания. Идея «Мистерии» подсказанная ему Вяч. Ивановым, в сущности, не что иное, как «биография духа», расширенная до космических масштабов. «Мистерия» мыслилась как совершающееся где-то в Индии грандиозное соборное действо, в которое вовлечены и люди, и весь окружающий мир, и все искусства (включая «симфонии» ароматов, прикосновений и т.п.), возглавляемые музыкой. Участники действа как бы проживают всю космогоническую историю «божественного» и «материального», достигая экстатического воссоединения «мира и духа», а тем самым полного освобождения и преображения, в чем, по идее композитора, и должно заключаться «последнее свершение». За этим поэтическим, по сути, видением скрывалась вековечная жажда великого «чуда», мечта Скрябина о новой эре, когда человек, победив зло и страдания, станет равным Богу.

13 стр., 6311 слов

Питирим Сорокин русский период творчества

... деятельность П. А. Сорокина Через год Сорокин, закончив университет, был оставлен при кафедре уголовного права и ... периода творчества Сорокина становится его монографическая работа, над которой он работает зимой 1912/13 года, «Преступление и кара, подвиг и ... период Сорокин публикует ряд заметок и эссе, не говоря уж о многочисленных рецензиях, рефератах и обзорах современной зарубежной философской и ...

Пианистический стиль позднего периода приводит к пределу многие черты романтического «образа фортепиано». Композитор ищет неопределенные состояния фортепианной фактуры, или промежуточные состояния между вертикалью и горизонталью (линейные последования на педали, различные виды вибрато), он лишает нижний пласт звучания традиционных опорных функций. Как отмечает В. Дернова, последний период творчества «…представляет собою значительные трудности и для исполнения. Тонкая и прозрачная фактура требует идеального владения фортепианной звучностью, неисчерпаемое разнообразие ритма может передать только музыкант с особо чуткой нервной организацией…» (Дернова В. Гармония Скрябина. — Л., 1968. — С. 113).

Значительное место в творческом наследии композитора занимают этюды. Всего Скрябин создал 26 произведений этого жанра. Если Ляпунов и Рахманинов в трактовке концертного этюда тяготели к программности, картинности, то Скрябин писал произведения, которые можно было бы назвать «этюдами-настроениями» или «этюдами-переживаниями» (термин Д. Благого).

В отличие от Рахманинова и Ляпунова, Скрябин в своих этюдах стремился рельефно выявлять специфику жанра и решать в художественной форме определенные задачи, связанные с развитием у исполнителей пианистического мастерства. Хотя уже в раннем периоде молодой композитор использовал синтетические приемы изложения, свободно сочетая элементы мелкой и крупной техники, пальцевых пассажей и двойных нот, он писал этюды, специально предназначенные для освоения тех или иных видов фактуры — различных фигураций в партиях правой и левой руки, терций, секст, октав, аккордов. Основываясь в этом отношении на традициях этюдной литературы 19 века, автор внес в них немало нового. Своеобразие виртуозности Скрябина придало особое качество применявшимся им традиционным формулам пианистической техники. Уже в ор.8 многие последования октав, аккордов, терций приобретают необычную трепетность, создают впечатление как бы полетных. Особой подвижностью отличается левая рука. Ей свойственны частые перемещения в пределах нижнего и среднего регистра, охват большого звукового поля, молниеносные броски на широкие интервалы.

Цикл этюдов ор.8 — одно из крупнейших достижений Скрябина в области пианизма. Сфера образности, раскрываемая им в этих этюдах, очень широка. Одним из наиболее драматических считается этюд № 9.

Впечатление еще большего своеобразия производят сочинения ор.65 с их смелым опытом развития приемов игры параллельными нонами, септимами, квинтами и всем комплексом выразительных средств поздней манеры письма композитора.

Глава III. Образные сферы музыки А.Н. Скрябина

III.1 Общая характеристика

Николаева А.

Скрябинский динамизм, приобретающий в зрелые годы специфический характер полетности, является одной из самых ярких черт и его фортепианного творчества. Постоянным присутствием движения в разных планах изложения — неустанно гибкими фигурациями, трелями, тремоло, всплесками коротких мелодических фигур, сложностью ритмической жизни фактурных линий — создается нервная трепетность звучания, словно передающая трепет, биение пульса жизни.

16 стр., 7734 слов

Стилевая, композиционная и драматургическая роль фугированных ...

... это две большие оратории «Сотворение мира» (1799) и «Времена года» (1801), написанные после пребывания в Лондоне и под впечатлением генделевских ораторий». «Либретто оратории «Времена года» написано также [как и либретто оратории «Времена года» -прим. автора ...

поэме ор.32 № 1

Однако при явных генетических связях с изложением романтиков для скрябинской фактуры нехарактерны многие из тех средств, что образуют фортепианный мир романтизма, а именно: октавы, двойные ноты, общие формы движения в технически выделенной и пассажной форме.

В зрелые годы происходит некоторое сближение его стиля со стилем импрессионизма. Проявляется это в тяге к многоплановой фактуре, в утонченной проработке ткани, разорванности изложения.

В музыке Скрябина отчетливо прослеживается три основные образно-эмоциональные линии. Условно их можно определить как лирику, образы движения и воли. На протяжении творческого пути композитора внутри этих сфер происходят значительные изменения. Если в ранние годы лирика музыки Скрябина носит поэтичный, светлый характер, то в более поздних произведениях она превращается в специфическое состояние томления, романтическая героика — в экстатическую накаленность. Внутри сферы движения рождается образ полета, который играет огромную роль в творчестве композитора.

прелюдии ор.2 H-dur

Звучание прелюдии с ее прозрачной полифонизированной фактурой удивительно легко. Это впечатление легкости создается благодаря широкому расположению звуков в аккордах, а также обилию залигованных нот.

Николаева А.

этюд ор.8 №7

В ранних фигурациях Скрябина формируется характерная для его стиля полиритмия, способная передать чувство легкости, зыбкости и становящаяся в зрелые годы одним из ярких средств при воплощении полетного начала.

1899-1903 годы в творчестве Александра Скрябина являются переходным периодом, характеризующимся изменениями в жанровой ориентации и образном плане его фортепианного стиля. В это время происходит сжатие крупных циклических форм до одночастных сонат и укрупнение малых форм, что приводит к появлению жанра поэмы. Лирика в музыке Скрябина становится напряженнее, обостряется характер стремления и тяги, что отражается в образах томления.

Средний период творчества композитора является ключевым этапом его эволюции в фортепианном стиле. В это время происходит поворот в отношении к способу изложения музыкальных идей, который в поздние годы приведет к предпочтению коротких, непостоянных форм фактуры. Этот стилевой сдвиг проявляется в полетности музыкальных произведений Скрябина — их своеобразной характерной прерывистости и частых пауз.

Кристаллизация ярких состояний в музыке Скрябина, особенно полетности, становится заметной именно в среднем периоде его творчества. Это состояние проникает во все эмоциональные сферы и отражается в укорачивании фактурного пласта. Таким образом, развернутые фигурационные построения уступают место «мозаичной» ткани.

Музыкальные произведения Скрябина в этом периоде отличаются особенными чертами фортепианного изложения. Их выражение характеризуется почти аскетической строгостью, отличающейся от пышного фактурного стиля Листа и Рахманинова.

Лирическая сфера первой сонаты Скрябина имеет особый тип выражения. Фортепианное изложение в этих произведениях отличается фигурационностью, проникнутой динамикой. Скрябин привносит в свое творчество различные формы фигурирования, такие как прелюдии, этюды, экспромты и мазурки.

Фигурационность, присутствующая в музыке Скрябина в этом периоде, проявляется в различных формах. Прелюдии, этиюды и поэмы имеют особенности фигурирования в разных тональностях, таких как H-dur, a-moll, fis-moll, es-moll и других.

11 стр., 5140 слов

Серебряный век и творчество А.Н. Скрябина

... активно выходят на эксплицитный уровень в начале нового тысячелетия. 1.2 Музыка серебряного века Вслед за блестящим расцветом в 1870-е годы творчества композиторов «Могучей кучки» и Чайковского русская музыка в конце ...

В целом, фортепианный стиль Александра Скрябина в период с 1899 по 1903 годы проходит через значительные изменения, связанные с сокращением крупных и расширением малых форм, а также с появлением новых эмоциональных выражений и фигураций.

Алексеев А.

образов «воли»

этюды ор.8 №№ 9, 12

Воплощение «волевых» образов всех периодов оказывается связанным с наиболее стабильными у Скрябина видами изложения. Так, например, сквозь все его творчество проходит определенный вид фактуры — триоли повторяющихся аккордов.

этюд ор.8 № 9

экстатического горения

И где бы эта фактура ни появлялась, она везде выражает высочайшую степень эмоционального накала. Именно поэтому композитор обращается к ней для воплощения образов экстаза, наполняя ее новым гармоническим звучанием. Для Скрябина они являются моментами высшего подъема творческой энергии. Присущие мелодике экстазов энергичные взлеты вызывают ассоциации с фанфарами труб. Сгущение эмоционального напряжения, достигаемое в этих образах, во многом обусловлено особенностями их гармонического языка. Обычно в сочинениях XIX века героические темы в гармоническом отношении были более простыми, чем лирические. Скрябин же для характеристики состояния экстаза использует те же сложные гармонии, что и в образах томления. Примером этому может служить кода Четвертой сонаты, где и проявляются указанные черты.

первая тема побочной партии сонаты h-moll

Прелюдия ор.48 Fis-dur

В последние годы экстатически-волевые образы становятся почти исключительно принадлежностью крупных произведений.

Несмотря на то, что в подобных состояниях Скрябин стремился воплотить грандиозное, космическое, изложение в этой сфере не бывает ни компактно-массивным, ни излишне утяжеленным. Как отмечает А. Николаева, для Скрябина «…грандиозность не ассоциируется с мощностью, она не исключает ни нервной ритмики, ни летучести фактуры…».

Алексеев А.

главной партии 2 части сонаты № 4

Развитие темы и эффект восхождения в музыке А.Н. Скрябина

В творчестве Александра Николаевича Скрябина ярко выражены приемы использования небольших мотивов, создающих впечатление нарастающих фаз восходящих движений. Эти мотивы разделены краткими паузами и введены в различные голоса, что придает композициям эффект пространственной перспективы.

Уже первые аккорды создают впечатление взлета, благодаря стремительным скачкам в верхнем и нижнем голосах. Этот эффект усиливается тем, что автор облегчает звучание второго аккорда, при этом в партии правой руки присутствует только один звук, а не два, как в предыдущем аккорде.

Во втором мотиве мелодия поднимается еще выше, а интенсивность стремления к кульминационному звуку усиливается благодаря «разбегу» к нему и смене позиции руки. В следующей фразе набирается еще большая высота, чем прежде.

Партия левой руки часто использует прием легкого снятия последнего звука мотива, что, в сочетании с противодвижением восходящего верхнего голоса, усиливает впечатление взлета.

Схожие фактурные приемы были характерны для фортепианной литературы XIX века, однако они приобретают новое качество в творчестве Скрябина. Острые ритмические рисунки, непрерывная гармоническая неустойчивость, разреженность ткани — все эти элементы становятся характерными средствами передачи образов полета в его «Окрыленной поэме».

4 стр., 1718 слов

Первое впечатление Маши Троекуровой о Дубровском,и первое впечатление ...

... главный вопрос — о чести, благородстве и верности. И Петр Гринев блестяще разрешает его. Итак, это мое понимание романа А. С. Пушкина «Дубровский» и его главного героя Дубровского. Сочинение 6 класс. ... отчего проблемы людей его не будут интересовать. Но первое впечатление сразу улетучивается, когда в дом Дубровских приходит беда. Владимир становится другим человеком, его легкомысленность исчезает. ...

В поздних сочинениях Скрябина полетное начало зачастую ассоциируется с образами пламени. Это выразилось в использовании всплесков пассажей, распределенных между партиями двух рук или в пределах позиции руки. Короткие тираты в верхнем регистре создают впечатление взлетающих искр, а трели и тремолирующие фигуры мерцающего пламени подчеркивают эффект полета.

Особенности стиля А.Н. Скрябина

Черты стиля композитора тесно связаны с его исполнительской манерой. Его приемы развития темы и создания эффекта восхождения состоят в использовании мотивов, нарастающих фаз восходящих движений, и применении фактурных приемов, таких как легкое снятие последнего звука мотива и противодвижение восходящего верхнего голоса.

Скрябин также использовал характерные приемы музыке XIX века, однако в его творчестве они получили новое качество. В его поздних сочинениях часто ассоциируется с образами пламени, которое он передает через всплески пассажей, тираты и трели.

В целом, стиль А.Н. Скрябина отличается заостренностью ритмического рисунка, непрерывной гармонической неустойчивостью, изменчивостью темпа и разреженностью ткани. Эти особенности становятся характерными средствами передачи типично скрябинских образов полета.

Хентова С.


Другая существенная черта агогики подводит к характеристике динамической стороны исполнения. Агогика Скрябина неразрывно связана с динамикой его сочинений. Нередко Рахманинов длительные crescendo сочетает с некоторым темповым расширением. Скрябин почти всегда crescendo связывает с accelerando, diminuendo — c ritardando. Другое свойство скрябинской динамики заключается в следующем. В то время как у Рахманинова crescendo и diminuendo обычно приводят к динамическим кульминациям, Скрябин чаще избегает результативности. Скрябин предпочитает из poco a poco crescendo большой протяженности постепенно переходить в poco a poco diminuendo.


Поиски разнообразных колоритов диктовали все особенности скрябинской фактуры. Сравнительно редко композитор использовал полнозвучные аккордовые комплексы. Чаще он «расщеплял» целостные аккорды, применял арпеджированные аккорды в самом широком расположении. Скрябин старался максимально расширить охват клавиатуры.
Скрябинские колориты создавались также умелым сопоставлением крайних регистров, смелым использованием верхнего регистра ( Гирлянды , К пламени , Десятая соната ).

Для фактуры поздних сочинений важно отметить большую роль аккордовой вертикали как определяющего фактора. Наряду с этой «гармоничностью» важна и тематичность, связь с мелодическими образованиями.

Известно, что Скрябин придавал огромное значение ритму. Он считал, что на ритмах основана вся магия, которой и является музыка, хранящая в себе неисчислимые ритмические возможности. Он определял ее как звуковое заклинание.

2 стр., 618 слов

Сочинения | Сочинения 9 класс. Образ праведницы в рассказе Солженицына ...

... рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни ... все на свои места, подводит итог человеческой жизни. Что же оставит в наследство своим близким Матрена-праведница, каким словом помянут ее, как ... ее праведность, многие осудили, но забыли ли? Останется она жить в памяти приемной дочери, не забудет ее жизненных уроков учитель, недолго ...

Основной чертой метроритмического строения ранних сочинений Скрябина является присущая им большая гибкость — задержания, синкопы, сочетания ассиметричных групп, излюбленная триоль, сохраняющая свое значе6ние в последующие годы. Нередки ритмические увеличения и уменьшения, свойственные и второму периоду.

Месхишвили Э.

фортепианное творчество композитор скрябин

Раскрывая некоторые исполнительские особенности стиля Скрябина, особое внимание следует уделить педали. Скрябин был мастером педализации, что отмечали многие современники композитора. Педаль была очень важна для композитора, который постоянно искал новые колориты.

Вторая соната

Исследователи отмечают, что в игре Скрябина второй сонаты решающее значение имели разнообразные приемы педализации. Скрябин предпочитал избегать полной педали, считая, что ее действие слишком «материализует» звучность. Он почти не прибегал и к так называемой ритмической педали. Вместо этого, не снимая ноги с педали и изменяя только глубину ее нажатия, композитор создавал красочные «оттенки» педализации. У Скрябина была своя терминология для педальных приемов и оттенков, таких как «вибрирующая педаль», «булавочная педаль», «педальный туман» и другие.

Павчинский С.

Вместо заключения

Фортепианные сочинения Скрябина рано привлекли к себе внимание исполнителей. Со второй половины 90-х годов их стали исполнять русские пианисты Ф. Кенеман, М. Мейчик, проживающий подолгу в России И. Гофман, К. Игумнов, А. Гольденвейзер.

Третьей сонаты

В дальнейшем, отчасти в связи с выездом Скрябина за границу (с весны 1904 года по 1909 год), интерес к его произведениям в России несколько ослабевает. С 1909 года и особенно после 1912 года, вплоть до смерти Скрябина, произведения его вновь часто звучат в концертах (В. Буюкли, С. Фейнберг).

Кульминацией можно считать 1915-1917 годы, когда в число исполнителей сочинений Скрябина включается С. Рахманинов. Активными интерпретаторами Скрябина становятся также пианисты Е. Бекман-Щербина, Л. Николаев, И. Добровейн. Затем, после перерыва, вызванного революционными событиями и войной, вновь увеличивается количество пианистических выступлений, посвященных творчеству Скрябину, вплоть до начала 20-х годов (В. Софроницкий, С. Фейнберг, Г. Нейгауз).

До революции произведения Скрябина активно исполнялись в различных музыкальных обществах Москвы и Петербурга. Так, например, в «Кружке любителей русской музыки», организованном в 1896 году, с успехом исполнялись скрябинские этюды ор.8 и концерт для фортепиано с оркестром. Кроме того, творчество Скрябина пропагандировалось в так называемых «Беляевских концертах» (официально — «Общедоступные русские симфонические концерты»), в концертных организациях С. Кусевицкого и А. Зилоти.

Дельсон В.

Прокофьев, например, так описывал свое впечатление от исполнения Рахманиновым Пятой сонаты Скрябина: «Когда эту сонату играл Скрябин, у него все улетало куда-то вверх, у Рахманинова же все ноты необыкновенно четко и крепко стояли на земле…». Подобное высказывание встречается в воспоминаниях музыковеда А. Оссовского: «…Как передать необычайно поразившее, сперва даже озадачившее неожиданностью впечатление от исполнения Рахманиновым музыки Скрябина?. Смысл, характер, экспрессия, стиль стали совсем иными…, стали наплывать иные образы — плотные, прочные, резцом гравера четко очерченные…Стремительный полет в безбрежность сменился решительной поступью по твердой земле. Исчез характер импровизации…».

4 стр., 1626 слов

Сочинение образ левши

... вариант Левша по своей натуре является весьма приятным русским ... спасение России. Приведенный подробный анализ образа главного героя сказа пригодится ученикам 6 классов при подготовке сочинения на тему «Образ Левши в рассказе Лескова «Левша»» Тест по произведению 6 ...

Чуткие интерпретаторы фортепианного творчества Скрябина, которые смогли уловить интонационный строй, стиль и характер образов скрябинской музыки, появились, в основном, лишь после смерти композитора. К числу таких исполнителей принадлежали В. Софроницкий, Г. Нейгауз, С. Фейнберг, С. Рихтер, об особенностях игры которых стоит хотя бы вкратце упомянуть.

Дельсон В.

Выступления Софроницкого с концертами из произведений Скрябина начались в 1920-х годах. Пианист редко дарования, Софроницкий с самого начала приобрел репутацию яркого и глубокого интерпретатора творчества Скрябина. Тонкая и нервная, но высокоорганизованная конституция пианиста, по словам ученого, соответствовала передаче быстрой смене настроений и образов музыки Скрябина. Сильно развитое чувство меры в художественном мышлении пианиста никогда не допускало перехода романтически-эмоционального накала в экспрессивную преувеличенность.

Исследователь замечает, что Софроницкий естественно воплощает особенности скрябинского ритма. В его интерпретации он лишен суеты и представляет собой крепкую основу, скрепляющую форму произведения.

Не менее искусно исполнитель осуществляет подголосочные произведения — специфическая скрябинская полифония, особенно развитая в его позднем сонатном творчестве. Кроме того, Софроницкий тонко раскрывает все богатство паузирования в скрябинской фортепианной музыке, виртуозно используя при этом педаль.

Среди исполненных Софроницким сочинений Скрябина числятся 10 сонат,19 поэм, все этюды, прелюдии, множество мазурок, концерт для фортепиано с оркестром, а также фортепианная партия в Прометее. Из крупных произведений излюбленными номерами его программы были Третья, Четвертая, Девятая и Десятая сонаты, а также Сатаническая поэма и поэма К пламени.

Не менее интересным и талантливым исполнителем сочинений Скрябина был Генрих Нейгауз. Как и Софроницкий, он не слышал игры самого композитора.

Дельсон В

Скрябинский репертуар пианиста достаточно обширен. Именно Нейгауз является одним из первых исполнителей цикла из всех десяти сонат Скрябина в двух фортепианных вечерах. Помимо этого, им исполнены многие прелюдии, поэмы, концерт для фортепиано с оркестром, фантазия ор.28 и другие сочинения. Нейгаузу также удается тонко воплотить образы лирической проникновенности, теплоты.

Четвертой сонаты

Фейнберг выявляет в творчестве Скрябина в первую очередь близкие его психическому складу образы стремительного «volando» и экстатичности. Порывистая игра пианиста раскрывает в этих полетных образах в большей степени их экспрессионистические, чем романтические черты. Менее ярко, по мнению Дельсона, удаются Фейнбергу волевые и героические образы, образы мужественной борьбы и психологического драматизма.

В начале 1940-х годов в отечественную пианистическую культуру вошел новый исполнитель произведений Скрябина всех периодов творчества — Святослав Рихтер. Он являлся ярким интерпретатором произведений Моцарта, Шуберта, Мусоргского, Чайковского.

6 стр., 2741 слов

По музыке 6 класс – по музыкальному произведению: пример готового ...

... маленький рассказик – интересное и необычное. Как написать сочинение по музыкальному произведению? Подготовка к написанию сочинения Прослушивание музыки. Нельзя написать сочинение по музыкальному произведению, если его не прослушать ... передать свои чувства и эмоции по поводу прослушанного. Написание сочинения по музыкальному произведению – сколько должно быть слов? И в первом, и во втором классе ...

В исполнении Рихтером сочинений Скрябина обычно меньше суровости и мужественности, не столь подчеркнуты элементы драматичности. В связи с этим вспоминается смягченная трактовка первой темы Седьмой сонаты, которая относится к группе типичных скрябинских тем «самоутверждения».