Торговля, как процесс обмена товарно-материальными ценностями, известна начиная с каменного века. Как в то время, так и сейчас, сутью торговли является предложение к обмену, либо к продаже товарно-материальных, а также нематериальных ценностей с целью извлечения выгоды из этого обмена.
Торговля возникла с появлением разделения труда, как обмен излишками производимых продуктов, изделий. Обмен сначала носил натуральный характер; с возникновением денег возникли предпосылки для установления товарно-денежных отношений. Торговля является одним из самых могущественных факторов исторического процесса. Нет такого периода в истории, когда она не оказывала бы в большей или меньшей степени влияние на общественную жизнь. Начиная со скромного обмена внутри страны и кончая раскинувшейся по всему миру сетью сложнейших коммерческих операций, разнообразные виды торговых сношений всегда так или иначе реагируют на различные стороны общественной жизни. Поэтому, тема курсовой работы «История торговли и торгового предпринимательства России» обладает определенной актуальностью.
Целью курсовой работы является изучение истории торговли и торгового предпринимательства России.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе будут решены следующие задачи:
- описать историю торговли и торгового предпринимательства России XI-XXвв.;
- раскрыть значение торговли в рыночной экономике;
- исследовать функции торговли;
- рассмотреть перспективы развития торговли Рязанской области.
Объект исследования — торговое предпринимательство России.
Предмет исследования — история торговли и торгового предпринимательства России XI-XXвв.
При написании курсовой работы использовались методы сопоставления, сравнения, обобщения и группировки и другие.
Для написания курсовой работы использовались учебные пособия следующих авторов: Эриашвили Н.Д. , Марковой А.Н., Заславской М.Д. , Афанасенко И. Д. и многих других.
торговля предпринимательство история
1. Из истории торговли и торгового предпринимательства в России
Первые упоминания о внутренних формах торговли в России относятся к 8-9 векам.
Центром всей экономической жизни становится Киев. Замыкая собой цепь русских городов по великому водному пути, он являлся главным сборным пунктом русской торговли и в короткое время достигает удивительного процветания.
Рынок — торг, торжище — являлся тем местом, где производились все торгово-обменные операции на Руси. Торговля носила ярмарочный характер и главным торговым днем считалась пятница, когда на главной площади города открывался рынок. По данным летописей Киевской Руси уже существовало плотничество, гончарное дело, кузнечное мастерство, ткацкое дело, выделка мехов и кожи. Но все изделия этих промыслов вначале имели сбыт только на внутреннем рынке, который был первым проявлением розничной торговли. Главными предметами русской внешней торговли стали в основном продукты звероловства, пчеловодства и сельского хозяйства.
Возрождение торговли и ремесла на Руси в 14-15 веках
... торговли в 14-15 веках. В 14-15 веках выделяются несколько основных направлений внешней торговли: Южное направление, Дон, через которое Москва была связана с Крымом. Здесь русские купцы вели торговлю ... собственником был князь Наряду с возрождением ремесел после 1240 г. шло быстрое восстановление нарушенных торговых связей русских земель. Этому способствовала, в частности, заинтересованность ...
В 9 веке в Киевской Руси, с возникновением товарно-денежных отношений, развитие торговли ускорилось. В это время Киевская Русь ещё не являлась единым государством, каждый город представлял собой отдельное княжество, у каждого были свои рынки, внутренняя и образовавшаяся внешняя торговля. Внутреннюю торговлю вели чаще всего без посредников сами производители, внешнюю — купцы.
Следующий этап становления торговли можно отнести к 12 веку. После раздробления Руси и упадка Киева экономическим центром становится Новгород. В Новгороде торг занимал обширное место и подразделялся на ряды сообразно роду продаваемых товаров или происхождению сидевших в лавках купцов. Обозначилось проявление первой специализации в торговле.
После принятия христианства, торговые операции стали проводить под покровительством церкви и в непосредственной близости от нее. Духовенство хранило в церквях меры и весы. Там же устанавливались особые лари, в которых хранились торговые договора, записки и книги для закрепления торговых сделок, подвальные помещения служили местом хранения товара.
Начиная со второй половины XIV века, центром торговых отношений на Руси, становится Москва. Она становится средоточением всей русской торговли и промышленности. Она дает торговле вес, меру, монету, направление торговой деятельности. Именно в Москве происходят все весомые торговые сделки, издаются государственные указы для регламентации и поддержки коммерции, здесь же живут богатейшие купцы.
В образовании русского централизованного государства в 15-16 вв. имела значение торговля между княжествами. Во внутренней торговле стали участвовать многие социальные группы (ремесленники, крестьяне, служилые люди, дворяне, бояре), а также монастыри. Основной формой торговли в городах стали ежедневные рынки. Возникли различные Гостинные дворы и торговые ряды с направленной специализацией товаров по видам и географической направленности или принадлежности. Гостинные дворы существовали в основном для оптовой торговли. Розничная и мелкорозничная торговля была сосредоточена в торговых рядах: лоскутный, ветошный, рыбный, охотный и др. Названия рядов полностью соответствовали ассортименту товаров, которые там предлагались к продаже населению.
Стали развиваться различные виды передвижной торговли и различный торг, которым занимались скупщики, прасолы, коробейники и т.п. Однако остатки феодальной раздробленности и многочисленные внутренние таможенные пошлины задерживали развитие внутренней торговли. Стала развиваться ярмарочная торговля. Сбором налогов с торговли и таможенными сборами ведал Приказ Большой казны. [4]
Из истории торговли и торгового предпринимательства в России XVII-XIXвв.
Успешному развитию торговли в 17 веке содействовал принятый в 1653 году Торговый Устав [3].
РАЗВИТИЕ ТОРГОВОЙ СФЕРЫ В ГОРОДАХ
... особенностей развития торговой сферы в городах. Задачи реферата выражены в следующем: Определить сущность понятия торговля, торговая ... торговли. В период централизованной административной экономики оптовые ярмарки получили распространение в середине 60-хгг. В это время они имели положительное значение, ... одинаковых товаров. Однако в дальнейшем оптовые ярмарки стали приобретать все более ...
К началу эпохи правления Петра Великого на территории России обозначились четкие тенденции в развитии торговли:
- специализация торговли;
- разделение торговли на опт и розницу;
- большое количество торговых мест и их разнообразие;
- концентрация торговли в определенных местах по ассортиментному профилю;
- разделение торговли на сезонную (эпизодическую) и постоянную.
Во второй половине 17 века появились торговые компании. Расширялись внешнеторговые связи с Индией и Китаем. В это время правительство России осуществляло политику меркантилизма и ограничивало торговлю иностранных купцов на своей территории.
Следующий этап развития торговли в 17 веке характеризовался следующими особенностями и принятыми реформами:
- ведущее место в экспорте заняли промышленные товары;
- торговля получила активный баланс: экспорт превысил импорт;
- создана «Коммерц-коллегия» — государственный орган по контролю и руководству торговлей в России.
Таможенная реформа 1753-1757 гг. Отменила внутренние пошлины на торговые операции, что способствовало росту всероссийского рынка.
Во 2-й половине 18 века в Москве возникли первые магазины при купеческих домах. В 1797 году было разрешено иметь лавки при жилых домах, которые имели витрины и выставки.
В 18 веке торговля развивалась на принципах протекционизма. Высокие ввозные пошлины защищали внутренний рынок государства. В 1802-1810 гг. Торговлей ведало Министерство коммерции, с 1810 года — Министерство финансов. Во 2-й половине 19 века объем торговли резко увеличился. Рост городского населения и численности рабочего класса привел к расширению емкости внутреннего рынка. В 1885 году оборот внутренней торговли составлял около 5 млрд.руб., в 1900 — уже свыше 11 млрд. руб.
Наряду с Москвой, Санкт-Петербург также стал занимать особое место в развитии торговли. В это время в Санкт-Петербурге была создана первая товарная биржа.
В конце 19 века возникли акционерные торговые товарищества, развивалась оптовая биржевая торговля. В 1885 году уже было более 700 тысяч торговых заведений, в 1900 — около 1.5 млн. Оборот внешней торговли за 1861-1900 вырос почти в 4 раза, а таможенные доходы государства — в 5 раз.
Из истории торговли и торгового предпринимательства в России XXвв.
Вступление России на рубеже 19-20 веков в стадию империализма вызвало дальнейший рост торговли и ее концентрацию в руках монополий. Падала доля ярмарок во внутреннем товарообороте, развивалась магазинная форма торговли, появилась кооперативная торговля. В 1905 году было создано Министерство торговли и промышленности. В годы 1-й мировой войны 1914-1918 гг. сократилось производство потребительских товаров,
росли цены, развивалась спекуляция. Царское правительство пыталось нормировать торговлю отдельными продуктами. Возник продовольственный кризис. После Октябрьской революции 1917 года Советским государством была создана новая система торговли — социалистическая, значительно отличающаяся от предыдущих форм торговли.
Торговля при социализме. При наличии в социалистическом обществе товарно-денежных отношений торговле стали присущи закономерности, вытекающие из действия экономических законов социализма.
Гг. — ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ. УСИЛЕНИЕ САМОДЕРЖАВНОЙ ВЛАСТИ. События, ...
... Юрия Хмельницкого. 1678 г. — Проведена общая перепись населения. 1679—1681 гг. — Податная реформа (переход к подворному обложению вместо посошного). 1682 г. — Отмена местничества. Теперь при назначении ... государственные налоги. Были введены налоги на занятия торговлей и ремеслом. Войны с Польшей и Швецией сопровождались разорением населения. Неурожаи, эпидемии. На Дону скопилось большое количество ...
В СССР Коммунистическая партия и Советское государство с первых лет Советской власти уделяли большое внимание всемерному развитию и совершенствованию торговли. Наряду с национализацией была установленная государственная монополия на торговлю. Эти меры подорвали экономические позиции капиталистических элементов, облегчили борьбу со спекуляцией и создали условия для улучшения снабжения трудового народа. В целях обеспечения централизованного снабжения населения товарами, организации заготовок сельскохозяйственных продуктов в ноябре 1917 года был создан Народный комиссариат по делам продовольствия. Установлено централизованное распределение предметов потребления. С января 1919 года введена продразверстка, которая с переходом к новой экономической политике была заменена продналогом. Начав с товарообмена в рамках местного хозяйственного оборота, государство перешло к организации торговли в масштабах всего народного хозяйства. По мере укрепления социалистических форм в экономике страны, развития государственной и кооперативной торговли, вытеснялись частные посредники в оптовой и розничной торговле. В 1924 году был образован Народный комиссариат внутренней торговли, преобразованный в 1946 году в Министерство торговли СССР.
Для сбыта продукции были созданы отраслевые синдикаты и другие оптовые государственные организации. Важную роль играли товарные биржи и ярмарки. Розничная торговля находилась преимущественно в руках потребительской кооперации. Государственная торговля была представлена небольшой сетью торгов и других организаций. Постепенное укрепление позиций торговли позволило уже в 1925-1926 гг. перейти к планированию завоза важнейших потребительских товаров в основные экономические районы страны и усилить роль планового начала во всех рыночных связях. Создавалась система оптовых баз, неуклонно расширялась торговая сеть государственной, кооперативной торговли и общественного питания, колхозная торговля.
Система внутренней социалистической торговли в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Обеспечила регулярное и устойчивое снабжение населения и Советской Армии. Несмотря на огромные трудности, вызванные войной, уже в конце 1947 года была отменена карточная система, введенная в 1941 г., и осуществлен переход к открытой торговле. К 1950 году был превзойден довоенный уровень розничного товарооборота и восстановлена торговая сеть. В последующие годы были обеспечены высокие темпы развития внутренней торговли, которая превратилась в одну из крупных отраслей народного хозяйства. [2]
В процессе развития социалистической экономики были созданы и получили развитие 3 формы внутренней торговли: государственная, кооперативная и колхозная.
Ведущая государственная торговля обслуживала главным образом сегмент потребителей — городское население, кооперативная торговля — в основное сельское население. Потребительская кооперация ведет также комиссионную торговлю. Государственная и кооперативная торговля совместно образуют организованный рынок страны, на котором цены устанавливаются непосредственно государством. На долю государственной торговли приходится 69% общего объема розничного товарооборота, на долю кооперативной — около 29%. Специфика колхозной торговли состоит в том, что она не планируется государством, осуществляется по свободным ценам и в ней отсутствует посредник. На долю колхозного рынка приходится 2% общего объема товарооборота.
Развитие торговли и улучшение обслуживания населения неразрывно связаны с созданием материально-технической базы, внедрением более совершенных видов торгового оборудования и технологических процессов, а также дальнейшим совершенствованием методов повышения эффективности торговли. Увеличивается сеть специализированных магазинов. Строятся крупные универсальные магазины по продаже товаров повседневного спроса, создаются крупные складские хозяйства, холодильники, плодовые и овощные базы и комбинаты. Большое значение для ускорения прогресса в торговле имело Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1972 года «О некоторых мерах по улучшению торговли и ее технической оснащенности». Значительное развитие получает механизация и автоматизация торговых процессов. Внедрение прогрессивных методов продажи товаров обеспечивает повышение экономической эффективности в коммерческой деятельности, работы предприятий торговли и способствует улучшению культуры обслуживания населения. Появились прогрессивные методы продажи товаров методом самообслуживания, продажа по образцам, по заказам населения, с доставкой на дом и др. К началу 1975 года товарооборот магазинов, применяющих прогрессивные методы продаж в государственной и кооперативной торговле страны достиг 55% от общего товарооборота, в том числе по методу самообслуживания — 47%.
В конце 20 века и начале 21 в связи с социально-политическими изменениями в жизни страны, торговля претерпевает немалые изменения и получает толчок к активному развитию в связи с переходом на рыночные отношения. Появление частного, развитие малого и среднего бизнеса также благоприятствуют расширению значения сферы торговли и услуг, а также их совершенствованию. Но при этом развитие не было безоблачным. Финансовый кризис 1997 года ввел Россию в глубокий кризис и покупательская способность населения была ничтожно мала. Именно в это время стали появляться социальные магазины и сети магазинов эконом-класса.
С ростом экономики и выходом из кризиса, начинается развитие торговли. Появляются крупные торговые сети. Появляются новые экономические модели и способы повышения эффективности коммерческой деятельности, заимствованные из-за рубежа. К 2005 году слово ритейл используется для указания крупного бизнеса, основанного на розничной торговле. В торговле ритейл покупает товары или продукты оптом у производителей или импортеров, а затем продает в розницу конечному пользователю. Магазины находятся в конце цепочки. Маркетологи производителей товаров стали рассматривать его как необходимую составную часть их общей стратегии распределения. В это же время стали появляться формы торговли по каталогам, интернету. Появились различные методы привлечения и охват различных сегментов потребителей с помощью рекламы и различных акций, основанные на современной науке влияния на повышение эффективности в коммерческой деятельности — маркетинге. Уже в 2007 году объем продаж российского рынка розничной торговли оценивался в 240 млрд.долларов и рынок розницы в России по объемам занимал 12 место в мире. Локомотивом, обеспечивающим такой стабильный рост отрасли торговли, стали крупные торговые сети.
На сегодняшний момент трудно представить себе серьезную производственную или коммерческую фирму, осуществляющую торговую деятельность, которая бы не имела в своей структуре маркетинговый отдел или отрицала эффективное использование методов и стратегии маркетинга.
2. Торговля в рыночной экономике
Торговля является важной отраслью экономики, играющей значительную роль в жизни общества. Ее главными целями являются: бесперебойное обеспечение доступности разнообразных товаров для населения; удовлетворение потребностей различных отраслей экономики в произведенной продукции. Данная отрасль воздействует всеми имеющимися у нее возможностями на производство товаров промышленности и сельского хозяйства, доводимых ею до потребителя. ФЗ от 28 декабря 2009 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» под торговлей понимает вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров. В зависимости от целей, назначения торговля делится на два вида:
- а) оптовая торговля, связанная с приобретением и продажей товаров для использования их, как правило, в предпринимательской деятельности;
- б) розничная торговля. Она связана с приобретением и продажей товаров для использования в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с предпринимательством.
Оптовая и розничная торговля выполняют свои функции на соответствующих этапах товародвижения. Оптовая торговля — деятельность по перемещению значительного количества товаров, связанная с их приобретением для последующей перепродажи. Оптовая торговля не только выполняет роль связующего звена между изготовителем и розничным продавцом в различных районах рынка, но и помогает проникать на новые рынки. Оптовая торговля может быть многоцелевой и специализированной по группам (видам) товаров или областям их применения. В таблице 1 представлена классификация оптовых торговых предприятий по основным признакам: форме собственности, назначению, обслуживаемой территории и товарному профилю.
Таблица 1
Классификация предприятий оптовой торговли
Форма собственности |
Предназначенность |
Сфера территориального обслуживания |
Товарно-торговый профиль |
|
Частная |
Выходные |
Районные, межрайонные |
Узкоспециализированные |
|
Смешанная |
Торговые |
Городские |
Специализированные |
|
Муниципальная |
Торгово-закупочные |
Областные, краевые |
Универсальные |
|
Государственная |
Торгово-снабженческие |
Региональные, межрегиональные |
Комбинированные |
|
Кооперативная |
Распределительные холодильники |
Федеральные |
Смешанные |
|
Оптовая торговля предшествует розничной, в результате оптовой продажи товары не переходят в сферу личного потребления, они поступают либо в производственное потребление, либо приобретаются розничной торговлей для реализации населению. Таким образом, оборот оптовой торговли представляет собой совокупный объем продажи товаров производственным и торговым предприятиям, а также посредниками другим торговым предприятиям и юридическим лицам для последующей реализации населению или для производственного потребления.
В своей деятельности все предприятия оптовой торговли, как основу своей инфраструктуры, используют (на правах собственности или аренды) различные товарные склады. По характеру выполняемых функций можно выделить следующие типы товарных складов:
- накопительные склады служат для приемки товаров от промышленных предприятий мелкими партиями и последующей их отправки крупными партиями в районы потребления.
- распределительные склады расположены в местах потребления. Сюда для непродолжительного хранения поступают крупные партии товаров, после последующей необходимой подсортировки они отправляются в розничную сеть.
Различные технологические, транспортные и климатические причины обусловливают наличие складов сезонного хранения, досрочного завоза, а также транзитно-перевалочных складов.[6]
Значение оптовой торговли в рыночных условиях сложно переоценить. Оптовая торговля выполняет ряд существенных функций. Их можно разделить на два вида: традиционные — главным образом организационно-технические (организация оптовой купли-продажи, складирование и хранение запасов, преобразование ассортимента товаров, их транспортировка) и новые, возникающие под влиянием развития рынка.
Специализация оптовой торговли на выполнении контактной функции (связь производителя товара с покупателем) обеспечивает значительную экономию издержек обращения, что обусловливает уменьшение числа контактов. В результате покупатель (т. е. розничная торговля), экономит время, так как освобождается от закупок у множества производителей, снижает материальные затраты, связанные с хранением, формированием ассортимента товара и их доставкой.
Оптовики обеспечивают эффективность торгового процесса. Мелкому производителю с ограниченными финансовыми ресурсами не под силу создать и содержать организацию прямого маркетинга. Даже располагая достаточным капиталом, производитель предпочитает направлять средства на развитие собственного производства, а не на организацию оптовой торговли. Эффективность деятельности оптовых торговцев практически всегда выше благодаря размаху операций, большему числу деловых контактов в сфере розничной продажи и наличию специальных знаний и умений. Розничные торговцы, имеющие дело с широким ассортиментом товаров, обычно предпочитают закупать весь набор товаров у одного оптовика, а не по частям у разных производителей.
В процессе товародвижения от изготовителей к потребителям конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей, является розничная торговля.
Розничная торговля — деятельность, связанная с продажей товаров и услуг конечным (непосредственным) потребителям для личного, некоммерческого использования.
При розничной торговле материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, т.е. становятся собственностью потребителей. Это происходит путем купли-продажи, поскольку потребители приобретают нужные ему товары в обмен на свои денежные доходы. Здесь создаются стартовые возможности для нового цикла производства и обращения, так как товар превращается в деньги.
Розничная торговля с учетом специфики обслуживания потребителей подразделяется на стационарную, передвижную, посылочную.
Стационарная торговая сеть — наиболее распространенная, включает в себя как крупные современные, технически оборудованные магазины, так и ларьки, палатки, киоски, торговые автоматы. При этом различают магазины самообслуживания, в которых покупатель имеет свободный доступ к товарам. Разновидностью стационарной торговли являются также магазины типа «магазин-склад».
Создаются магазины, торгующие товарами по каталогам. Подобная торговля основана на предварительном отборе товара. Каталоги могут быть выданы потенциальным покупателям, посетившим данный магазин, или разосланы им по почте. Покупатель, изучив каталоги, отобрав товар, направляет заказ с указанием своих реквизитов в магазин почтой (или по телефону).
Немалые потенциальные возможности имеет организация продажи товаров через торговые автоматы. Они удобны тем, что могут работать круглосуточно, без торгового персонала. Устанавливаются автоматы внутри магазина или вне его (на улицах, вокзалах, в кафе, вестибюле гостиниц и т.д.).
Передвижная торговая сеть способствует приближению товара к покупателю и оперативному его обслуживанию. Эта торговля может быть развозной с использованием автоматов, вагонолавок, а также разносной с применением лотков и других несложных устройств. Разновидностью данного вида торговли является прямая продажа на дому.
Посылочная торговля занимается обеспечением населения, предприятий, организаций книжной продукцией, канцтоварами, аудио — и видеозаписями, радио — и телеаппаратурой, лекарственными средствами.[7]
Начиная с 2001 года, российская розничная торговля переживает настоящий бум в своем развитии. Положительные тенденции в развитии макроэкономических параметров привели к тому, что ежегодный рот отрасли последние несколько лет находится на отметке 20-25% (в Европе данный показатель не превышает 3% годового роста).
Основные тенденции, существующие в секторе — уход от уличной торговли, формирование крупных сетевых операторов, развитие новых стандартов и форматов торговли, продвижение крупных сетей в регионы страны, увеличение объема торговых площадей.
Рассмотрим и сравним объемы реализованных продовольственных товаров (без учета объема скрытой деятельности) за 2014 и 2015 года на примере Рязанской области по данным службы государственной статистики данного региона [19] :
В данном графике мы можем наблюдать достаточно успешную тенденцию роста реализованных продовольственных товаров , что несомненно положительно сказывается на экономическом развитии региона.
Торговля в России превратилась в один из важнейших двигателей экономического роста экономики страны с момента начала экономических реформ и либерализации рынка в конце 1980-х годов. С начала 2000-х годов главным катализатором роста современной торговли является рост потребительского спроса на внутреннем рынке страны, который позволяет сглаживать колебания на экспортных направлениях.
3. Функции торговли
Торговля — это особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена.
Общественное разделение труда и выделение торгового капитала из общего промышленного капитала выделило торговлю в отдельную самостоятельную отрасль хозяйства и экономики.
Торговля относится к числу важнейших отраслей народного хозяйства и выполняет функцию доведения произведенного общественного продукта до конечного потребителя. Торговые предприятия, приобретая произведенный продукт, освобождают производителя от выполнения не свойственных ему функций обращения. Тем самым ускоряется процесс реализации (общественного признания) произведенного продукта, т.к. специализированные торговые предприятия могут лучше изучить состояние рынков, знают, когда, куда и какие товары должны быть направлены для быстрейшей реализации. [13]
В настоящее время в России торговля является одной из динамично развивающихся отраслей народного хозяйства. Именно торговля в значительной степени обеспечивает налоговые поступления в государственный бюджет, способствуя тем самым укреплению экономической базы государства.
Рассмотрим данные, предоставленные Федеральной службой государственной статистики за 2014 год, по числу хозяйствующих субъектов торговли по видам экономической деятельности Российской Федерации. (Таблица 2)
Таблица 2
Субъекты торговли |
2014 год |
|
Организации оптовой и розничной торговли; по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
1697,4 тыс. |
|
В том числе: |
||
Торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт |
144,3 тыс. |
|
Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
1176,4 тыс. |
|
Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования |
376,7 тыс. |
|
Индивидуальные предприниматели в розничной торговле, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; по ремонту бытовых изделий и предметов личного пользования |
1437,1 тыс. |
|
Торговля подразделяется на два вида:
Оптовая торговля — это любая деятельность по продаже товаров и услуг тем, кто приобретает их в целях или дальнейшего использования (переработка, пошив), или перепродажи. Поэтому при оптовой торговле товар закупается крупными партиями и в больших объемах.
Розничная торговля — это особая деятельность людей, связанная с осуществлением акта купли-продажи товаров конечным потребителям. Эта деятельность представляет собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена, и является завершающим звеном движения товара в сфере обращения.
Важной сферой торговой деятельности является оптовая торговля, т.е. торговля товарами с последующей их перепродажей или переработкой. Субъекты оптовой торговли занимаются коммерческим посредничеством и являются промежуточными звеньями в товаропроизводящей цепи.
Оптовые предприятия специализируются на установлении хозяйственных связей между производителями товаров и розничными торговыми предприятиями и другими покупателями, а также на закупке и продаже товаров со складов и оказании соответствующих услуг.[15]
Основные функции торговли:
- § реализация произведенной потребительной стоимости (товаров).
Выполнение этой функции создает экономическую предпосылку для воспроизводства совокупного общественного продукта и связывает производство с потреблением;
- § доведение предметов потребления до потребителей. Именно за счет торговли происходит пространственное перемещение товаров от производителей к потребителям, причем в торговле продолжаются процессы производства в сфере обращения (а именно — транспортировка, хранение);
- § поддержание баланса между предложением и спросом. Одновременно торговля активно воздействует на производство в вопросах объема и ассортимента производимых товаров;
- § сокращение издержек обращения в сфере потребления (затраты покупателей на приобретение товаров) путем совершенствования технологии продаж, информационных услуг и т.п.;
- § функции, связанные с внедрением маркетинга, а именно: рыночные исследования, определение цены, создание служб сервиса, разработка товара и т.п.
Выступая в качестве организатора рынка и рыночных отношений, торговля осуществляет коммерческие операции. Благодаря торговле продажа населению и хозяйствующим субъектам товаров становится предметом хозяйственной деятельности специальных торговых организаций и других субъектов предпринимательской деятельности.
4. Перспективы развития торговли Рязанской области
Анализ современного состояния оптовой торговли Рязанской области показал, что достигнутый уровень ее организационно-технического развития, складская инфраструктура, формы и методы обслуживания клиентов, технология доставки товаров существенно отстают от современных требований рынка и не могут обеспечить в полном объеме решение перспективных задач по увеличению розничного товарооборота, количества предложений на соответствующие товары и продвижению продукции рязанских товаропроизводителей.
В настоящее время сложилась и действует многоканальная и многозвеньевая система товароснабжения розничной торговли, в которой преобладают мелкие посреднические предприятия, что ведет к некомплектным и нерегулярным поставкам товаров, завышению издержек обращения и, в конечном счете, к необоснованному росту цен.
В настоящее время в области работает около 200 предприятий оптовой торговли. В 2010 году общий объем оборота оптовой торговли организаций всех видов деятельности составил 132,89 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 8,8% больше, чем в 2009 году.
Несмотря на рост оптового оборота, значение оптового звена как основного регулятора рынка во многом утрачено, что проявляется в снижении значимости оптовых организаций в формировании товарных ресурсов для рынка, организации поставок в розничную торговлю и сбыта продукции товаропроизводителей области.
Серьезным препятствием для увеличения объемов реализации произведенной продукции является отсутствие логистических распределительных центров, где сельскохозяйственная продукция могла бы быть доработана, расфасована, сформирована в приемлемые по объему и качеству партии товаров.
Потребности регионального рынка должны удовлетворяться предприятиями различного типа: современными логистическими распределительными центрами, оптовыми предприятиями регионального масштаба, средними и мелкими оптовыми предприятиями, такими как оптовые продовольственные рынки, торговые дома, мелкооптовые магазины.
Необходимо восстановление и развитие областных оптовых предприятий с полным комплексом процесса товародвижения от производителя до потребителя. С решением этого вопроса будет предотвращено заполнение товарного рынка низкокачественной импортной продукцией, снижение конкурентоспособности местных товаропроизводителей, повышение затрат на закупку товаров розничными торговыми предприятиями, искусственное удорожание товаров за счет увеличения числа посредников.
В настоящее время торговля в Рязанской области представлена достаточно разветвленной сетью торговых организаций. В Рязанской области функционируют около 7,7 тысяч объектов розничной торговли общей торговой площадью 704 тысячи кв. м.
В розничной торговле занято более 60 тысяч человек, что составляет около 11% экономически активного населения Рязанской области.
В Рязанской области создан благоприятный инвестиционный климат. В 2009-2010 годах было открыто более 70 предприятий розничной торговли, что позволило создать дополнительно около 1 000 рабочих мест.
Розничная торговля является важным источником пополнения бюджетов всех уровней. Организации розничной и оптовой торговли в 2010 году заплатили в консолидированный бюджет Рязанской области 3,5 млрд. рублей, или 10,2% от общего объема платежей. Это — второе место среди других видов экономической деятельности после обрабатывающей промышленности. По итогам 2009 года доля торговли в валовом региональном продукте составила 15,7%.
Оборот розничной торговли в 2010 году составил 97,0 млрд. рублей и увеличился в товарной массе по сравнению с предыдущим годом на 3,2%. Оборот розничной торговли на 90% формировался торговыми организациями и индивидуальными предпринимателями вне рынка. Доля продажи товаров на рынках составила 10% (в 2009 году — 9,5%).
При нормативе минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по Рязанской области 469 кв. м на 1000 человек, по итогам 2010 года фактическая обеспеченность в среднем по области составляла 614 кв. м на 1 000 человек, с 2008 года этот показатель увеличился на 26%.
В Рязанской области в среднем обеспеченность современными торговыми площадями составляет 70 кв. м на 1 000 жителей, а в городе Рязани — чуть более 140 кв. м. Обеспеченность жителей России современными торговыми площадями составляет 73 кв. м на 1 000 человек, в развитых странах ЕЭС этот показатель в 7 раз больше — более 500 кв. м.
Доминирующее положение среди предприятий современных форматов занимают предприятия сетевой торговли.
На территории Рязанской области работает 132 торговых предприятия шестнадцати крупных продовольственных транснациональных, федеральных и региональных торговых сетей.
В городе Рязани работают торговые предприятия всех представленных в области продовольственных сетей. В 16 муниципальных образованиях Рязанской области работает большое число предприятий федеральных («Дикси», «Магнит», «Пятерочка», «Глобус») и двух региональных («Барс», «Снедь») сетевых компаний.
Для рынка Рязанской области, как и для всего российского рынка розничной торговли, характерна низкая доля продаж, приходящаяся на современные каналы торговли. Недостаточный уровень развития современных каналов торговли приводит к недостаточно высокому качеству обслуживания населения, более узкому ассортименту, недостаточной прозрачности отрасли и, соответственно, низкой собираемости налогов.
Удельный вес сетевых торговых структур в общем обороте розничной торговли Рязанской области за три года вырос с 17 до 23%.
Кроме этого, недостаточен уровень развития дистанционной торговли. Продажи через сеть Интернет, каталоги, телемагазины, продажи на дому составляют ничтожный процент от оборота розничной торговли.
Слабое развитие дистанционной торговли, с одной стороны, отмечается как положительный фактор, так как подобные каналы зачастую характеризуются низкой прозрачностью операций. С другой стороны, именно дистанционная торговля является успешной альтернативой традиционным розничным точкам на удаленных и мало привлекательных для торгового бизнеса территориях. Потому недостаточное развитие дистанционной торговли является одним из факторов низкой географической доступности товаров для населения. Кроме того, для дистанционной торговли нет необходимости поддерживать дорогостоящую торговую инфраструктуру, содержать персонал торгового зала, платить высокие арендные ставки.
В Рязанской области по-прежнему сохраняется диспропорция в обеспеченности торговыми площадями жителей городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов. Наиболее обеспечены торговыми площадями жители городов Касимова (952 кв. м), Рязани (805 кв. м).
В среднем в городах области обеспеченность составляет 773 кв. м, в поселках городского типа — 560 кв. м, в сельской местности — 287 кв. м на 1 000 человек.
Также наблюдается диспропорция в показателях развития торговли и конкуренции в разрезе муниципальных образований Рязанской области. Есть стабильно отстающие районы и районы со стабильно высокими показателями. В 24 (83%) муниципальных образованиях Рязанской области обеспеченность площадями торговых объектов больше минимального норматива, в то же время в 5 (17%) муниципальных образованиях Рязанской области обеспеченность площадями торговых объектов меньше, чем расчетный норматив минимальной обеспеченности (в 2009 году — соответственно 22 и 7 муниципальных образований или 76% и 24%).
Около 30% населения Рязанской области проживает в 2 000 населенных пунктах, не имеющих сети стационарных торговых объектов. И только жители половины из них обеспечиваются товарами первой необходимости посредством развозной торговли, остальные вынуждены совершать покупки в районных центрах или в населенных пунктах, обеспеченных торговым обслуживанием. Основная проблема — дефицит торговых объектов и торговых площадей в малых и отдаленных населенных пунктах Рязанской области.
Даже в самых высокоорганизованных системах торгового обслуживания имеют место рыночная и уличная торговля.
По территории Рязанской области проходят две федеральные автодороги, трассы областного значения, поэтому возникает потребность в организации придорожного сервиса.
Необходимо найти решение проблем придорожной торговли на всей протяженности автодорог, проходящих по территории Рязанской области.
В Рязанской области работают 42 розничных рынка (из них — один сельскохозяйственный) на более чем 11 тысяч торговых мест. На рынки открыт доступ местным сельхозтоваропроизводителям для реализации продукции. На сельскохозяйственном рынке для них предоставляется не менее 50% торговых мест, на универсальных — до 20%.
Рынки как структура потребительского сектора вносят свой вклад в решение ряда социальных проблем благодаря установлению относительно низких цен, достаточному ассортименту, территориальной доступности товаров и услуг; обеспечению занятости населения посредством предоставления рабочих мест в сфере непосредственной торговой деятельности, управления и обслуживания рынков. Рынки играют важную роль в развитии свободной конкуренции, как между собой, так и с розничными торговыми предприятиями.
Учитывая социально-экономическую роль рынков, их следует рассматривать не как временный, а как развивающийся объект, имеющий долгосрочную перспективу.
Основной проблемой на пути развития розничных рынков встает необходимость выполнения требований Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», в соответствии с которым с определенного законодательством срока для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения, что потребует значительных финансовых вложений со стороны управляющих рынками компаний.
Одной из актуальных проблем торгового обслуживания является сохранение социальной направленности в деятельности торговых организаций и создание благоприятных условий для их деятельности.
Статья 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» запрещает вводить дополнительную процедуру аккредитации торговых предприятий. В связи с этим в Рязанской области не проводится специальной аккредитации и не присваивается официальный статус социального магазина.
Магазины предоставляют постоянные скидки инвалидам и ветеранам. Льготами пользуются около 50 тыс. человек, которым продаются социально значимые продовольственные товары со скидкой 5-10%. Торговыми предприятиями ежегодно выделяются средства для оказания адресной благотворительной помощи, проводятся акции по снижению цен на отдельные группы товаров, приуроченные к праздничным и юбилейным датам.
Для обслуживания населения труднодоступных, отдаленных и малонаселенных пунктов организована выездная торговля.[20]
За 2015 год сложилась следующая динамика показателей потребительского рынка [19]:
- оборот розничной торговли составил 168,4 млрд. рублей и сократился в товарной массе по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 9,7%;
- общий объем оборота оптовой торговли организаций всех видов деятельности составил 257,6 млрд.
рублей, что на 3,4% меньше 2014 года;
— Таким образом, из анализа текущего состояния торговли следует, что существуют значительные возможности для дальнейшего роста и развития торговой отрасли. Эти возможности связаны, в первую очередь, с увеличением общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов, увеличением конкуренции между торговыми компаниями, развитием кооперации и дистанционной торговли.
Заключение
В данной курсовой работе мы изучили историю становления торговли и торгового предпринимательства России с ХI — ХХ вв.
Первые упоминания о внутренних формах торговли в России относятся к 8-9 векам. Центром всей экономической жизни становится Киев. Замыкая собой цепь русских городов по великому водному пути, он являлся главным сборным пунктом русской торговли и в короткое время достигает удивительного процветания.
В 9 веке в Киевской Руси, с возникновением товарно-денежных отношений, развитие торговли ускорилось. Внутреннюю торговлю вели чаще всего без посредников сами производители, внешнюю — купцы. Следующий этап становления торговли можно отнести к 12 веку. После раздробления Руси и упадка Киева экономическим центром становится Новгород. В Новгороде торг занимал обширное место и подразделялся на ряды сообразно роду продаваемых товаров или происхождению сидевших в лапках купцов. Обозначилось проявление первой специализации в торговле.
Начиная со второй половины XIV века, центром торговых отношений на Руси, становится Москва. Она становится средоточием всей русской торговли и промышленности. Во внутренней торговле стали участвовать многие социальные группы (ремесленники, крестьяне, служилые люди, дворяне, бояре), а также монастыри. Основной формой торговли в городах стали ежедневные рынки.
К началу эпохи правления Петра Великого на территории России обозначились четкие тенденции в развитии торговли. Во второй половине 17 века появились торговые компании. Расширялись внешнеторговые связи с Индией и Китаем. Таможенная реформа 1753-1757 гг. Отменила внутренние пошлины на торговые операции, что способствовало росту всероссийского рынка. В 18 веке торговля развивалась на принципах протекционизма. Высокие ввозные пошлины защищали внутренний рынок государства. В конце 19 века возникли акционерные торговые товарищества, развивалась оптовая биржевая торговля.
Вступление России на рубеже 19-20 веков в стадию империализма вызвало дальнейший рост торговли и ее концентрацию в руках монополий. После Октябрьской революции 1917 года Советским государством была создана новая система торговли — социалистическая, значительно отличающаяся от предыдущих форм торговли. Начав с товарообмена в рамках местного хозяйственного оборота, государство перешло к организации торговли в масштабах всего народного хозяйства. По мере укрепления социалистических форм в экономике страны, развития государственной и кооперативной торговли, вытеснялись частные посредники в оптовой и розничной торговле.
В конце 20 века и начале 21 в связи с социально-политическими изменениями в жизни страны, торговля претерпевает немалые изменения и получает толчок к активному развитию в связи с переходом на рыночные отношения. Появление частного, развитие малого и среднего бизнеса также благоприятствуют расширению значения сферы торговли и услуг, а также их совершенствованию. Финансовый кризис 1997 года ввел Россию в глубокий кризис и покупательская способность населения была ничтожно мала. С ростом экономики и выходом из кризиса, начинается развитие торговли. Появляются крупные торговые сети. Появляются новые экономические модели и способы повышения эффективности коммерческой деятельности, заимствованные из-за рубежа. Появились различные методы привлечения и охват различных сегментов потребителей с помощью рекламы и различных акций, основанные на современной науке влияния на повышение эффективности в коммерческой деятельности — маркетинге.
Торговля является важной отраслью экономики, играющей значительную роль в жизни общества. Ее главными целями являются: бесперебойное обеспечение доступности разнообразных товаров для населения; удовлетворение потребностей различных отраслей экономики в произведенной продукции. В зависимости от целей, назначения торговля делится на два вида: оптовую и розничную. Оптовая торговля предшествует розничной, в результате оптовой продажи товары не переходят в сферу личного потребления, они поступают либо в производственное потребление, либо приобретаются розничной торговлей для реализации населению.
В настоящее время в России торговля является одной из динамично развивающихся отраслей народного хозяйства. Именно торговля в значительной степени обеспечивает налоговые поступления в государственный бюджет, способствуя тем самым укреплению экономической базы государства.
Анализ современного состояния оптовой торговли Рязанской области показал, что достигнутый уровень ее организационно-технического развития, складская инфраструктура, формы и методы обслуживания клиентов, технология доставки товаров существенно отстают от современных требований рынка и не могут обеспечить в полном объеме решение перспективных задач по увеличению розничного товарооборота, количества предложений на соответствующие товары и продвижению продукции рязанских товаропроизводителей.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/zarojdenie-i-stanovlenie-torgovogo-predprinimatelstva/
1. Предпринимательское право: учебник Н.Д. Эриашвили, под ред. Н.М. Коршунова, П.В. Алексия , издательство ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право 2012 г. 533 с.
2. История экономики: учебное пособие: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Экономика», «Менеджмент» (квалификация «бакалавр») / М. Д. Заславская. — Москва: Дашков и Кє, 2013. — 293 с.
3. Экономическая история России: учебник . Маркова А.Н., Сметанин А.В., Федулов Ю.К. -Юнити-Дана * 2012 год * 319 страниц
4. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории: учебное пособие. Ольштынский Л.И. Логос , 2012 . — 406 с.
5. Экономическая история: Учебник для бакалавров . Толмачёва Р.П.
Дашков и К; 2013. — 320 с.
6. Экономика предприятия: учебник для вузов. под ред. В.Я. Горфинкеля . Юнити-Дана * 2012 год * 767 страниц
7. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие. Дробышева Л.А. Дашков и К * 2014 год * 150 страниц.
8. Экономическая теория: Учебник для бакалавров. Войтов А.Г. , Дашков и К * 2012 год * 391 страница
9. Экономика и управление социальной сферой: Учебник для бакалавров под ред. Е.Н. Жильцова, Е.В. Егорова : Дашков и К * 2015 год * 496 страниц
10. Россия в потоке времени. История предпринимательства. История русской цивилизации Кн. 2 / Афанасенко И. Д. — 2012. — 551
11. Мандрик, А. Т. История предпринимательства в России: учеб. пособие / А. Т. Мандрик. — Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2012.
12.Сметанин, С. И. История предпринимательства в России: курс лекций / С. И. Сметанин. — М.: Логос, 2014.
13. Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы. Учебное пособие. В.П. Попков; Е.В. Евстафьева. СПб.: Питер, 2011.- 352 с.
14.Предпринимательство: учеб. / под редакцией В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011 — 581 с.
15.Предпринимательство: учеб. / под редакцией М.Г. Лапусты. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 667 с.
16.Самарина В.П. Основы предпринимательства: учеб.пособие / В.П. Самарина. — М.: КНОРУС,2009. — 224 с.
17.Административное право России: Учебник. Алехин А.П. , Кармолицкий А.А. Зерцало-М, 2013 год, 750 страниц.
18. Алексунин В.А. Маркетинг: Учебник для ссузов, с.112
19. Федеральная служба государственной статистики — http://ryazan.gks.ru/
20. Министерство экономического развития Рязанской области — http://mineconom.ryazangov.ru/ .