Вокальное творчество Баха

Курсовая работа

Среди величайших композиторов прошлого Бах – явление исключительное. Этот художник и сегодня кажется нам неисчерпаемым, а его творчество – всеобъемлющим. Бах воплотил существенные стороны своей эпохи. Композитор раскрыл внутренний мир своего современника, его высокий нравственный идеал, его богатую сложную духовную жизнь.

Бах обобщил, подытожил художественные тенденции большой исторической эпохи. И вместе с тем, всей силой своего гения он устремлен в будущее. Действительно, все, что появилось в музыке после него, было им разработано или творчески предсказано. Творения Баха остались бы теми же, даже если бы его жизненный путь был иным.

Бах – музыкант-философ, размышляющий о самых глубоких вопросах человеческого бытия: о жизни и смерти, о нравственном долге и предназначении человека. Его философия – не умозрительные построения, она всегда окрашена чувством, искренним и правдивым.

Бах – лирик. Каждая строчка его музыки согрета теплом человеческого сердца. Но как бы ни были проникновенны лирические высказывания Баха, мы всегда ощущаем в них могучую дисциплинирующую власть разума. Чувство проверяется разумом; мысль вызывает живой эмоциональный отклик – в этом весь Бах. Нельзя понять его искусство, не ощутив этого нерасторжимого единства.

Многосторонность Баха ошеломляет. Острейший драматизм и чистая созерцательная лирика, воплощение чувств больших масс и интимная исповедь – все вмещает его искусство. Маленькие детские пьесы из тетради Анны Магдалины Бах соседствует с грандиозными органными фантазиями, высокий пафос мессы си-минор и пассионов – с живой жанровостью «Кофейной кантаты». Ему равно доступно величественное и простое.

Бах не был отдельной, обособленной личностью. В себе самом он пережил музыкальное развитие трех или четырех поколений Бахов. Когда вспоминаешь историю этой семьи, занимающей такое своеобразное место в немецкой художественной жизни, то кажется, что все творчество этих мастеров должно было привести к чему-то более совершенному. В творчестве Баха завершается определенный период немецкой музыки, воплотившийся в данной семье.

Глава 1. Хоровое творчество

Вся история немецкой средневековой музыки и поэзии ведет к Баху. Лучшее, что создала песня от XII до XVIII века, украшает его кантаты и «Страсти». Современники Баха не использовали ценное сокровище хоральных мелодий. Бах чувствует иначе. Он кладет в основу своего творчества хорал. Бах не только гармонизовал мелодию, он одновременно в звуках передает содержание текста. Из мотета под влиянием итальянской и французской инструментальной музыки образуется кантата. В течение целого столетия духовный концерт борется за свои права и свободу в церкви. Чувствуется, как эта музыка теряет свое богослужебное назначение. Она все больше выходит за рамки культа, стремится стать самостоятельной религиозной драмой, сходной по форме с оперой. В своем творчестве Бах увековечивает данный жанр.

21 стр., 10390 слов

Развитие жанров духовной музыки в творчестве знаменитых светских композиторов

... Выявление основных исторических этапов развития жанров духовной музыки; . Изучение художественно-стилевых особенностей духовной музыки в творчестве известных композиторов. Данная курсовая работа состоит из двух ... также представителями популярной музыки. 2 Западноевропейская музыка эпохи Возрождения Эпоха Возрождения (Ренессанса) является временем расцвета всех видов искусств и обращения их ...

В конце XVII века музыкальная драма – «Страсти» — требует, чтобы ее допустили в церковь. Разгорается спор за и против, которому Бах положил конец, написав две свои музыкальные драмы – «Страсти». И по тексту, и по форме они находятся в русле своего времени, но дух, который в них живет, преображает их и из преходящего создает вечное.

Глава 1. Хоровое творчество

Произведения вокально-инструментальных жанров – кантаты, оратории, пассионы, мессы – составляют основу баховского творчества. Самое великое, самое значительное в художественном наследии композитора принадлежит именно к музыке этого рода. Здесь полнее всего раскрылся его обобщающий взгляд на мир, ярче всего претворилось главное – философско-этическая – тема его творчества. Никогда не обращаясь к опере, Бах, тем не менее, настойчиво тяготел к синтетическим жанрам, где вокальная и инструментальная стихии выступают в единстве, где музыка связана с литературным текстом, определяющим ее образный мир, конкретизирующим ее содержание.

Примерно с начала XVIII века либретто немецкого церковного произведения того времени – духовного концерта, страстей, ораторий, кантаты – как правило, было неоднородно и составлялось чаще всего из трех основных источников. Это:

Исследование по музыке И. С. Баха

Исследование посвящено анализу связи между текстами из Библии, традиционными церковными песнями (хоралами) и авторской поэзией в творчестве И. С. Баха.

Бах не только использовал цитаты из Библии в своих произведениях, но и сочинял собственные тексты, иногда смешивая их с библейскими цитатами или церковными песнями. Целью данного исследования является выявление способов, средств и целей, которые побудили Баха применять такой подход в своем творчестве.

Метод

В рамках исследования будет произведен анализ музыкальных произведений Баха, включая кантаты, содержащие библейские цитаты и цитаты из церковных песен. Также будет изучена структура и содержание авторской поэзии в произведениях Баха.

Ожидаемые результаты

Ожидается выявление того, как Бах использовал библейские тексты и церковные песни в своем творчестве, а также определение влияния этих текстов на его собственную поэзию.

Кроме того, исследование приведет к пониманию важности музыки и слова в церковной культуре и религиозной практике времен Баха, а также их влияния на формирование его творческого стиля.

Заключение

Данное исследование будет способствовать расширению знаний о творчестве И. С. Баха и его подходе к использованию текстов из Библии, церковных песен и своей собственной поэзии в музыкальных произведениях. Результаты исследования могут быть полезны для дальнейших изысканий в области музыкальной эстетики и религиозного влияния на музыкальное искусство.

1.1 Кантаты

В течение долгого периода своей жизни каждое воскресенье Бах в церкви Св. Фомы руководил исполнением кантаты, тема которой выбиралась согласно лютеранскому церковному календарю. Хотя Бах исполнял и кантаты других композиторов, в Лейпциге он сочинил как минимум три полных годовых цикла кантат, по одной на каждое воскресенье года и каждый церковный праздник. Кроме того, он сочинил некоторое количество кантат в Веймаре и Мюльхаузене. Всего Бахом было написано более 300 кантат на духовную тематику, из которых только 200 дошли до наших дней (последняя — в виде единственного фрагмента).

13 стр., 6189 слов

Художественная космогония в метафизической прозе Ричарда Баха ...

... фигурант в контексте мировоззрения авторов литературных произведений, в данном конкретном случае - Ричарда Баха. Впервые понятие "метафизика" определил Аристотель. Для ... на бумагу". Именно так я и познакомился с "Иллюзиями"…" [1] предмет объект Целью данного исследования мы ... варианте она отдает преимущество письменному тексту - собственно Библии. Но, вместе с тем, онтология Священного Писания корнями ...

Композитор исходил из существовавших в его время типов кантат. Он усвоил особенности духовной немецкой кантаты – произведения хорового, опирающегося на мелодии протестантских хоралов. Бах овладел закономерностями светской сольной кантаты, сложившейся в итальянской музыке и очень близкой по духу опере. Кантаты Баха сильно различаются по форме и инструментовке. Некоторые из них написаны для одного голоса, некоторые — для хора; некоторые требуют для исполнения большого оркестра, а некоторые — всего несколько инструментов. Однако наиболее часто используемая модель такова: кантата открывается торжественным хоровым вступлением, затем чередуются речитативы и арии для солистов или дуэтов, а завершается всё хоралом. В качестве речитатива обычно берутся те же слова из Библии, что читаются на этой неделе по лютеранским канонам. Завершающий хорал часто предвосхищается хоральной прелюдией в одной из средних частей, а также иногда входит во вступительную часть в виде cantus firmus.

Наиболее известными из духовных кантат Баха являются “Christ lag in Todesbanden” (номер 4), ”Ein feste Burg” (номер 80), “Wachet auf, ruft uns die Stimme” (номер 140) и “Herz und Mund und Tat und Leben” (номер 147).

Кроме того, Бах сочинил и некоторое количество светских кантат, обычно приуроченных к каким-либо событиям. Повод мог быть разный: получение наследства, присвоение звания, свадебные торжества. Светские кантаты Баха отличаются от духовных прежде всего общей художественной атмосферой. В них ярче воплотилась народно-жанровая стихия, мир природы. Чаще всего они создавались по заказу богатых и именитых граждан. Среди самых известных светских кантат Баха — две Свадебных кантаты, шуточная Кофейная кантата и Крестьянская кантата. Кофейная кантата предвосхищает новый музыкальный жанр – немецкую комическую оперу (зингшпиль), которая появится несколькими десятилетиями позже.

1.2 Пассионы, или страсти

  • Страсти (от лат. passio — страдание), или пассион, являются одними из наиболее масштабных вокальных произведений Баха и состоят из 78 музыкальных номеров, в том числе речитативов (вокальная музыкальная форма, не подчинённая симметрическому ритму, род певучего разговора, включая чтение Евангелия нараспев), арий, хоралов и хоров. Общая продолжительность звучания — около 3 часов.
  • Страсти по Иоанну (1724) и Страсти по Матфею (ок. 1727) — произведения для хора и оркестра на евангельскую тему страданий Христа, предназначенные для исполнения на вечернях в страстную пятницу в церквях Св. Фомы и Св. Николая.
  • Пассионы являются одними из наиболее масштабных вокальных произведений Баха. Евангельский сюжет у Баха перерастает в подлинно народную эпопею. В ней раскрываются образы страдания Родины и народа, преломленные через скорбные раздумья самого композитора. В хорах, ариях, хоралах выражены думы и переживания народа. Через хорал устанавливается связь с народным песнетворчеством, и хорал составляет музыкальный стержень всего произведения. Благодаря драматизированному сюжету и конкретным действующим лицам, пассионы тяготеют к опере больше, чем другие хоровые произведения Баха.

1.3. Оратории и магнификаты

  • Наиболее известна Рождественская оратория (1734) — цикл из 6 кантат для исполнения во время рождественского периода литургического года. Пасхальная оратория (1734-1736) и магнификат представляют собой скорее обширные и тщательно проработанные кантаты и имеют меньший размах, чем Рождественская оратория или пассионы. Магнификат существует в двух версиях: изначальной (ми-бемоль мажор, 1723) и более поздней и известной (ре мажор, 1730).

Глава 2

18 стр., 8771 слов

Хоровое творчество И.С. Баха

... формах произведений И.С. Баха, о жанрах, в которых он работал, нельзя не удивиться обобщенности и завершенности в его творчестве значительных течений полуторавекового периода европейской музыки: хоровой полифонии эпохи Возрождения, протестантского хорала, немецкой ...

2.1.1 Посвящение курфюрсту

И.С.Бах переслал свою Мессу курфюрсту Саксонии Фридриху Августу III, который также был королем Польши и великим князем Литовским с 1734 года. В посвящении он написал «Светлейший курфюрст, милостивый государь!». Это произведение было частью задуманной стратегии Баха на придворную должность в Дрездене, как и другие его «дрезденские» композиции. В своем письме к курфюрсту, он выразил свое уважение и предложил свои услуги.

2.1.2. Карьера Баха в Дрездене

Бах в течение долгого времени был Камер-музыкантом и Капельмейстером курфюрста, и за годы работы он включил в репертуар множество значительных произведений. Композитор долго пытался добиться признания на дворе курфюрста и подниматься по служебной лестнице. Написание Мессы можно рассматривать как определенный шаг в рамках этой стратегии.

2.3 Выполнение «Мессы» в церквях Лейпцига

Полное исполнение «H-moll Messe» во время жизни Баха не отмечено ни в одном источнике. Отдельные части мессы использовались Бахом во время церковных служб в Лейпциге. К 1740 году все основные музыкальные компоненты мессы уже были готовы, но в каких-то концертных или литургических контекстах они исполнялись по отдельности.

2.4 Первое полное исполнение

В период после смерти Баха в 1750 году, его «Высокая месса» оставалась малоизвестной и редко исполняемой. Перш сохранил ее рукопись, однако не существует свидетельств o проведении полного выполнения «Высокой мессы» в XVIII веке. Первое известное полное исполнение мессы состоялось спустя столь долгое время, только в 1859 году в Лейпциге под руководством Карла Риделя.

Введение

Иоганн Себастьян Бах, немецкий композитор эпохи барокко, является одним из самых выдающихся музыкальных гений в истории. Он написал огромное количество музыкальных произведений, включая кантаты, оратории и органную музыку. Одним из его наиболее известных и значимых произведений является месса h-moll.

Контекст и история

Бах, будучи протестантом, в основном создавал музыку для исполнения в протестантских храмах. Однако он также написал полную католическую мессу, посвятив ее саксонскому курфюрсту Фридриху Августу. Фридрих Август, который был также королем Польши, перешел в католичество, и двор в Дрездене стал официально католическим. Бах, желая показать свое прилежание, написал несколько месс для курфюрста, включая мессу h-moll.

12 стр., 5959 слов

Мой любимый композитор — И. Бах

... -- сказал Мендельсон, ознакомившись с партитурами произведений Баха. Когда двадцатилетний Мендельсон в 1829 году исполнил ... вся устремлена в небо, к Богу. Последние сочинения Баха - "Музыкальное приношение" и "Искусство фуги" ... "Одному Богу слава" (Soli Deo gloria), "Иисус, помоги" (Jesu, juva), причем ... но прежде всего неотъемлемой составной частью великой музыкальной традиции, к которой ...

Месса h-moll

Месса h-moll была создана Бахом на протяжении многих лет. Он начал работать над ней еще в 1724 году, и последние поправки в партитуру вносил до своей смерти в 1750 году. Месса состоит из пяти частей:

Часть первая: «Господи, помилуй» — Kyrie

Эта часть является мольбой и просьбой о прощении.

Часть вторая: «Слава» — Gloria

Гимн хвалы и благодарения.

Часть третья: «Верую» — Credo

Догматическая часть, символ веры.

Часть четвертая: «Свят» — Sanctus

Литургическая кульминация, взятая из книги пророка Исайи.

Часть пятая: «Агнец Божий» — Agnus Dei

Благодарение и прославление Господа Иисуса Христа.

Месса h-moll является одним из самых сложных и грандиозных произведений Баха. Она требует большого количества исполнителей, включая сопрано, альт, тенор, бас, хоры и оркестр. Это произведение является воплощением музыкального мастерства Баха и его глубокой религиозной веры.

Заключение

Месса h-moll Баха является одним из величайших произведений в истории музыки. Она отражает его уникальный стиль и талант, а также его способность сочетать различные музыкальные жанры и влияния. Это произведение стало настоящим подарком для Фридриха Августа и олицетворяет гармонию между протестантской и католической традициями.

2.2 Структура частей мессы

Месса си минор состоит из четырёх разделов. Первый, включающий части Kyrie и Gloria, обозначен Бахом как собственно «месса». Два хора, разделяемые дуэтом для двух сопрано, грандиозные и по протяженности звучания, и по составу исполнителей. Они написаны всего на четыре слова: «Kyrie eleison» («Господи, помилуй») и «Christe eleison» («Христос, помилуй»).

Всего два слова на хор. Но сколь многообразно музыкальное воплощение этих слов в голосах хора, ведущих фугу. Здесь лирика, мольба, драматичность, трагизм. Это ощущение усиливается тем, что Бах часто передавал роль человеческого голоса инструментом. В ведении мелодии инструментальные партии в этих случаях не уступают вокальным. Названия номеров Мессы и в следующих частях служат лишь знаками, настраивающими на соответствующий «ключ восприятия».

Вторая часть

В начале 2-й части, Gloria (№4), радостно светло звучат трубы. Хор подхватывает ликующую тему, возглашая славу. Здесь господствуют широкие, распевные мелодии. Особенно выделяется №5, Laudamus — ария сопрано в сопровождении солирующей скрипки, как будто один из голосов хора вырвался со своей лирической песнью.

Следующая, 2-ая, обширная часть Мессы — «Gloria» («Слава») – содержит восемь разнообразных номеров: четыре хора, ария для альта (меццо-сопрано или контральто), дуэт сопрано и тенора, арии альта и баса. Это как бы законченный концерт из восьми номеров, развивающих жизнеутверждающую тему восхваления. Такова драматургия мессы: скорбность в «Kyrie» и пафос ликования в «Gloria». Завершается эта часть Мессы могучим хором «Cum sancto spiritu» («Со святым духом»), он предваряется артистической арией баса, сопровождаемой солирующей валторной и двумя фаготами.

3 стр., 1345 слов

Бетховен за сочинением торжественной мессы

... Торжественная месса написана на традиционный латинский текст праздничного церковного богослужения, разделенный на 5 частей, исторически сложившихся к концу Средневековья. Однако сам Бетховен не считал ее сочинением, ... композитора принадлежит «Торжественная месса» D-dur для четырех солистов, хора и оркестра ... нюю часть. «Gloria» — сложнейшее многочастное построение, включающее фугу. Основная тема части ...