Искусство витража

Курсовая работа

Художественный витраж – это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности. В последнее время дизайнеры интерьеров в своей работе все чаще применяют витражные элементы.

Художественные витражи, применявшиеся главным образом для декорирования церковных зданий, сегодня все глубже проникают в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей все больше дополняет светская, отражающая современные течения в культуре и искусстве. Витражи в виде узоров, различных композиций или картин выполняются из цветных или бесцветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости, с применением красок или же без них. Витражи, состоящие из отдельных деталей, усиливаются свинцовой лентой, монолитные стекла арматуры не требуют. Витражи выигрывают не только от яркого солнечного света, но и от мягких тонов заката и сверкающих вечерних огней.

Много различных витражей сохранилось в мире, созданных выдающимися живописцами, художниками и мастерами. Немало красивейших витражей создано руками мастеров, чьи имена остались неизвестными. Художник принадлежит своей эпохе, но произведения искусства часто перерастают свою эпоху, становятся вечными. Подобные витражи-шедевры сохранились во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и других странах.

Для знакомства с техникой и художественными приемами росписи по стеклу нами были рассмотрены следующие источники таких авторов: Саламатов Ю.П. ,Майкл Виггинтон,Игорь Клисов,СИ. Козлова, Е.Л. Козлова, Гусарчук Д.М., Корчинова О.В., Павловский В.В.

Данные авторы свидетельствуют о том, что с помощью красок для росписи по стеклу VETRO COLOR фирмы «FERRARIO» стала возможна яркая роспись стекла без применения сложных высоко-температурных технологий. Краски великолепно подходят для росписи окон, стеклянных предметов освещения, а также для другой прозрачной росписи в интерьерах. Цветовая гамма представлена 24 тонами, некоторые цвета имеют кроющие свойства. Для получения новых оттенков их можно смешивать друг с другом, а для высветления применить бесцветное средство, имеющее тот же состав, что и прозрачная краска. Краски имеют жидкую консистенцию, что обеспечивает получение ровной поверхности, устойчивы к выцветанию, не смазываются, погодостойкие (после лакирования), выпускаются в пластиковых флаконах 50 мл с завинчивающейся крышкой. Для работы желательно использовать кисти высокого качества.

18 стр., 8910 слов

Искусство витража. История и технология

... Витражи в виде узоров, различных композиций или картин выполняются из цветных или бесцветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости, с применением красок или же без них. Витражи, ... изготовления тонкого листового стекла, использование свинцового профиля, а также разделение на производителей стекла и мастеров-витражистов. Техника средневекового витражного искусства была описана в ...

В педагогике существует проблема освоения школьниками современных направлений декоративно-прикладного искусства, результаты которых могут быть использованы в интерьере собственного дома.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что роспись по стеклу является на современном этапе очень востребованным видом декоративно-прикладного искусства, среди профессиональных художников и людей увлеченных художественным и декоративным творчеством.

Это направление очень интересно разнообразием своих техник выполнения и приемов работы. Изделия, выполненные художественной росписью занимают почетное место в наших домах среди других творений человека, потому что они являются уникальными, оригинальными и неповторимыми. Назначение витражей и изделий из стекла разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов.

В наше время очень популярны витражные вставки для мебели, а также декорирование витражным стеклом ниш, перегородок, дверей и потолков. Очень часто в интерьере наших домов стали появляться и другие декоративные изделия в технике росписи по стеклу. Это все возможные вазы для цветов, посуда, люстры и бра выполненные в этой технике, фоторамки с элементами художественной росписи и многое другое.

Цель работы: Разработать и изготовить витраж, сохранением прозрачности.

Задачи работы:

1) проработать имеющуюся литературу про искусство витража и его изготовление;

2) сформулировать основные требования, предъявляемые к работе при выполнении витража,

3) выполнить технологическую карту изготовления витража,

4) изучить основные технологии изготовления витража,

Актуальность темы заключается в том, что искусство витража всегда притягивает внимание, это прелестное украшение и художественное яркое решение для любого интерьера, это оригинальный заменитель стекла и одновременно возможность, не упускать солнечного света, оставаясь спрятанным от чужого внимания. Если возникает необходимость оживить интерьер, создать что-то запоминающееся и, тем не менее, не кричащее, или же скрыть какой-нибудь дефект – витраж будет самым оптимальным и отнюдь не компромиссным

Объект исследования: Процесс обучение учащихся образному мышлению на уроках изобразительного искусства.

Предмет исследования: Обучение школьников декоративной композиции на примере витража.

ГЛАВА I. Искусство витража

1.1. История возникновения и развития витражного искусства

Хотите, чтобы мир стал весёлым и радостным? Возьмите жёлтое стекло и посмотрите сквозь него. А мрачным и тревожным? Тогда подойдёт фиолетовое или тёмно-красное… Когда-то, много веков назад, древние художники поняли красоту и выразительную силу солнечного луча, пропущенного через цветное стекло. Так появился первый витраж – декоративная композиция из окрашенных стёкол.

Название происходит от латинского слова «витрум» — «стекло», но это не просто стекло, это, скорее подвижная картина. На ней идет постоянная смена цветовых и световых эффектов: освещенные солнцем прозрачные цветные стекла переливаются множеством оттенков. А вечером, искусственный свет, проникая через витраж, придает новое своеобразное звучание этой прозрачной музыке цвета.

21 стр., 10202 слов

Витражное искусство. История и современность

... искусства в историческом аспекте; рассмотреть современные направления и виды в технике витраж; ознакомиться с вариантами использования техники витража в современном интерьере; провести эксперимент по освоению различных приёмов росписи стекла; ... потолков. Очень часто в интерьере наших домов стали появляться и другие декоративные изделия в технике росписи по стеклу. Это все возможные вазы для цветов, ...

Магия цветного стекла известна давно. Еще туземные племена, очарованные сверканием цветного стекляруса, меняли его на золото. А в средние века в грандиозных готических соборах доверчивые обыватели, завороженные сверкающей игрой цветного света под высокими куполами, впадали в состояние религиозного гипноза. В те времена оконные проемы храмов украшались сложным орнаментом из многоцветного стекла и составляли важную часть и без того очень насыщенного интерьера собора.

В период Возрождения талантливые художники, усовершенствуя технологии окраски стекла, добивались новых тонких оттенков и яркости цвета. Витражи стали живописными сюжетными картинами. И витраж перебрался в частное жилище, насыщая цветом убранства домов аристократов.

Эпоха расцвета модерна стала для витража благодатным временем. Орнамент приобрел «текучесть», линии стали изгибаться, цветовая палитра усложнялась. А витражи стали использоваться в качестве межкомнатных перегородок, внутренних дверей, в плафонах люстр и даже стали частью потолка, образуя как бы потолочное цветное окно.

В эпоху Древнего Египта и Древнего Рима мы найдём первые ростки этого искусства. Прошли столетия. В эпоху средневековья все помыслы человека были обращены к Богу. Входя в храм, он как бы попадал в другой мир. Всходило Солнце, и сквозь окна церкви, куда были вставлены сотни разноцветных стёкол, начинал струиться волшебный свет красных, синих, зелёных и жёлтых лучей. Горожане любовались самыми разнообразными орнаментами, композициями на религиозные сюжеты. Все детали, каждый кусок стекла скреплялись между собой прокладками из самого мягкого металла – свинца. Витраж стал великим искусством.

Секреты передавались от отца к сыну. До нас дошёл редчайший трактат монаха Теофила конца 11-го века, посвящённый тонкостям изготовления цветных стёкол. И сейчас нас восхищают витражи в соборах городов Шартра и Руана во Франции, Милана и Италии, Домского собора в Риге.

Наивысшего расцвета искусство витража достигло в средние века в странах Западной Европы. Витражами украшали громадные стрельчатые окна готических соборов, городских ратуш, замков.

Известные художники разных эпох – Альберхт Дюрер (1471-1528 гг.), Ханс Хольбейн Младший (1497-1543 гг.), Фернан Леже (1881-1955 гг.) охотно обращались к искусству витража. В одном из окон Третьяковской галереи можно увидеть замечательный витраж, изображающий всадника. Автор его – русский художник Михаил Врубель.

В архитектуре ХХ века витраж стал одним из самых значительных видов декоративного убранства, украшающих общественные сооружения. Например, в вестибюле станции московского метро «Новослободская» установлены 92 орнаментальных витража, подсвеченных электрическими лампами. Сегодня витражи всё чаще стали появляться в квартирах и особенно на дачах.

К сожалению, настоящий классический витраж достаточно сложен в исполнении и требует не только высокой квалификации мастера, но также дефицитных материалов. Поэтому дело это нужно начинать с простейшего рисунка и обычного стекла. Ведь при изготовлении сложных витражей применяется специальное цветное стекло, которое скрепляется свинцово-оловянным профилем П-образной формы при помощи пайки.

9 стр., 4057 слов

История происхождение муранского (венецианского) стекла

... он непременно лопнет. Часто стеклянные изделия расписываются жидким золотом в 24 карата. Венецианское стекло не только красиво, но и обладает необычайной твёрдостью. В последнее время ... Это теперь на главной муранской набережной Стекольщиков гостеприимно раскрыли свои двери Музей стекла и Международная школа стекла. В стародавние времена венецианцы держали втайне секреты мастерства не хуже ...

Классический способ слишком трудоёмок для создания витражей в оконных проёмах веранды. Но для этого можно сделать витражи по упрощенной и вполне доступной технологии. Тем более, что упрощается технология, но никак не художественное достоинство витража, которое зависит от способностей и вкуса умельца, решившего приобщиться к этому прекрасному ремеслу.

1.2 Современные витраж

Возрождение витража в наше время ознаменовалось появлением новых его форм: декоративное панно с подсветкой на стене, ширма, подвесной потолок, колонны и светильники.

Новые технологии позволяют моделировать из стеклянных пластин просто фантастические вещи. Стекло может быть не только плоским, ему можно придавать изогнутую форму, добавить наполнитель в виде воздушных пузырьков или цветных тонких нитей, а можно «вплести» тонкую «золотую» проволоку, которая будет давать дополнительные яркие блики при прохождении света.

В современном витраже прекрасно сочетаются новые технологии, последние дизайнерские разработки и традиции старых мастеров, дошедшие до нас из глубины веков. На легендарном острове Мурано многие поколения стеклодувов чтут традиции предков, создавая непревзойденные шедевры ручной работы и сегодня. В изготовленных ими витражных пластинах стекло разных оттенков еще в расплавленном состоянии затекает одно в другое и, неравномерно остывая, создает на границе сплава неповторимый рельеф. А сами пластины могут теперь соединяться прочными стальными профилями и свободно крепиться к потолку, создавая подобие цветной прозрачной стены, парящей в воздухе.

Использующие витраж предметы интерьера тоже приобретают новые, оригинальные формы. Например, ширма может теперь не опираться на ножки, ее можно также подвесить к потолку на прочных тросиках, при этом она может передвигаться, служа раздвижной прозрачной перегородкой и «живой» картиной, в которой играет свет. А колонна из цветного стекла за счет использования подсветки, помимо украшения интерьера, является еще и светильником.

Даже межкомнатная дверь может стать самостоятельным художественным произведением, если в нее вставлен авторский витраж, а не стандартное рифленое стекло. А если за окном у вас неприглядный вид, стоит собрать витраж с внутренней стороны стеклопакета — это и интерьер украсит, и «исправит» панораму за окном.

Витраж, являясь прекрасным украшением, попадая в обстановку дома становится и предметом функциональным: перегородки в комнате, раздвижные и стационарные, потолки, своеобразные цветные светильники и плафоны, двери шкафов и даже цветные полупрозрачные межкомнатные перегородки, заменяющие стены. Как правило, это вещи ручной работы, ценность которых как произведения искусства со временем только возрастает, Не говоря уже о том, что интерьер, декорированный витражом, приобретает магическое своеобразие. Использование витража, как и всякого оригинального произведения искусства, требует определенных финансовых затрат, иногда довольно значительных. Поэтому дешевле использовать раздвижные перегородки и двери из обычного стекла или зеркал. Иногда в таких перегородках используются нетрадиционные материалы: всевозможные плетеные вставки или ткань.

8 стр., 3644 слов

Изучение витража

... росписи и многое другое. Цель курсовой работы: изучение и разработка методических рекомендаций педагогу по совершенствованию учебного процесса по спецкурсу «Витраж в интерьере». Объект исследования: ... на стекле. Сегодня витражами называют практически любые элементы интерьера, которые представляют собой заполнение пространства стеклом, будь то окна, двери, оформление перегородок или витрин, панно ...

Технологически раздвижные двери крепятся к потолку или, если это двери шкафа, то к верхней части его корпуса. Возможен вариант крепления раздвижных дверей к полу или, соответственно, к нижней части шкафа. Современные системы крепления абсолютно исключают возможность их выпадения с направляющих, по которым они передвигаются, благодаря применению специальных зацепов. Обрамление стеклянных или зеркальных дверей и перегородок выполняется из прочного аннодированного («метализированного») и полированного сплава нескольких цветов, а также из материала, имитирующего дерево.

На стеклянную или зеркальную поверхность перегородок с помощью технологий термической обработки, так называемой «сериграфии», можно нанести тонкий графичный рисунок. И тогда на зеркале появится контур дерева в японском стиле или пейзаж.

Основная область применения раздвижных дверей — межкомнатные двери или двери шкафов-купе.

Раздвижные механизмы дверей различаются технологически, по способу крепления двери и по тому, каким образом «убирается» дверное полотно: складывается, например, гармошкой или сдвигается целиком, закрепленное в раме. В любом случае использование раздвижных дверей имеет целью экономию места, так как распашные двери требуют перед собой незанятого мебелью пространства.