В литературе ХIХ века можно найти описание совершенно различных семей: провинциальная семья Лариных, столичные семьи, заполняющие салон Анны Павловны Шерер, крестьянские семьи в описаниях Н.А. Некрасова, купеческие и мещанские семьи А.Н. Островского. Даже «Бесы» происходили из вполне традиционных семей и заводили собственные семьи по ходу действия романа. Как ни странно, в революционном, по тем временам, произведении Н.Г. Чернышевского «Что делать?» изображена такая же традиционная семья, и по сюжету романа герои стремятся образовать столь же традиционную, признанную обществом семью.
Даже краткий перечень произведений русской литературы свидетельствует о том, что образ традиционной, православной, патриархальной семьи, счастливая она или несчастливая, был так же незыблем, как явление природы. И герои любили, страдали, погибали, побеждали или проигрывали, ощущая себя в рамках вековых традиций.
Из произведений XIX века мы рассмотрим тему семьи в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». В этом романе мы знакомимся с жизнью нескольких дворянских семей: Ростовых, Болконских, Курагиных.
Очень доброжелательна атмосфера в семье Ростовых. В ней царят любовь и уважение друг к другу, искренность и чуткость, внимательность и сердечность, нравственная чистота. Ростовы – разумные, гостеприимные, хлебосольные хозяева. Это семья патриархальная, ей близки народные традиции и обычаи. Родители ответственно и с любовью относятся к воспитанию своих детей и сироты Сонечки. Каждый член этой семьи – индивидуальность. Сын Николай – человек бескорыстный и храбрый. Он очень любит своих родителей. Наташа – чуткая, поэтичная, искренняя, сердечная. В ней много наивного, детского. У нее добрая душа и отзывчивое сердце. Во время пожара в Москве она помогает раненым выехать из города, отдает им подводы. Жизнь других для нее выше собственного благополучия. Она прекрасная мать и жена. Для Толстого она – идеал женщины. Петя – светлая и гармоничная личность. Все дети в семье вырастают истинными патриотами. Они стремятся быть полезными, нужными и любимыми.
Портреты героев романа Толстого «Война и мир
... интриг, русскому солдату…». Безухов Пьер — один из главных героев романа; вначале герой повести о декабристе, из замысла которой возникло произведение. ... легко переносившую свое положение». Образ Л. сложился у Толстого в первой редакции и оставался без изменений. В ... урожденная Трузсон, некоторые черты которой и были использованы Толстым. «Маленькая княгиня» пользовалась всеобщей любовью из-за своей ...
Семья Болконских отличается от семьи Ростовых. Здесь царит разум, а не эмоции. Болконские не проявляют открыто своих чувств, но они близкие по духу люди. Они истинные патриоты, любовь к Родине и собственная жизнь для них неразделимы.
Семья Болконских описана Толстым с большой симпатией. Мы видим три поколения семьи: князь Николай Андреевич, его дети Андрей и Марья, внук Николинька. Лучшие душевные качества и черты характера передаются в этой семье из поколения в поколение. Старый князь – человек чести и долга. Он – участник походов Суворова, честный, мужественный воин. Для него главное достоинство человека – «ум и деятельность», а главные пороки – праздность и лень. Он всегда чем-то занят: управляет имением, не притесняя крестьян, работает на станке или в саду, занимается с дочерью (дает ей уроки алгебры и геометрии, развивая в ней стремление к знаниям и деятельности), пишет мемуары. В детях он воспитывает высокие нравственные качества. Сыну Андрею говорит: «Твоя дорога – дорога чести». И князь Андрей честно выполняет наказ отца, находясь на передовой, в центре военных действий, «там, где он нужен Родине». Андрей Болконский воплощает в себе лучшие черты дворянской молодежи. Он находится в постоянном нравственном поиске, стремится к самосовершенствованию, ищет смысл жизни. Пройдя через ошибки и заблуждения, он избавляется от ложных идеалов (культа Наполеона, например), обретает себя и свое счастье (любовь к Наташе).
Князь Андрей – мужественный и смелый человек. Он погибает, защищая свое Отечество. Княжна Марья – скромная девушка, воспитанная в большой строгости. Она умеет понять своего отца и других людей. Главная черта Марьи – жертвенность: жить для других. Она кажется нерешительной, робкой, но в нужный момент проявляет твердость.
Способность к внутреннему изменению и стремление к самосовершенствованию Л.Н. Толстой считал одним из ценнейших свойств человека [5].
Любимые герои Толстого меняются, а нелюбимые – статичны. Они всегда одинаковы.
Семья Курагиных является полной противоположностью семьям Болконских и Ростовых. Каково это семейство? Их объединяет только кровное родство. Они не близки по духу, не воспринимают друг друга как родных. Старая княгиня ревнует свою дочь.
Анатоль и Элен испытывают друг к другу далеко не родственные чувства. Князь Василий – честолюбивый, непорядочный, склонный к интригам человек. Он сам признается в том, что лишен «шишки родительской любви», а дети для него – «обуза его существования». Ипполита отец пристроил на дипломатическую службу, повесу Анатоля хочет женить на богатой княжне Болконской. Этой семье присущи многие пороки: подлость, лицемерие, корыстолюбие.
Символично, что у Курагиных нет наследников, значит, эта семья не имеет будущего. Какие выводы делает Толстой? Он хочет показать, что семья должна быть связана не только родственными, но и духовными узами, тогда семья будет жить. Так, продолжается род Болконских. Андрей погиб, а его сын Николинька растет. И, конечно, его смогут воспитать в семье Болконских настоящим человеком [11].
Счастливые моменты в жизни князя Андрея Болконского (по роману ...
... князь Андрей не удовлетворен жизнью света, живет по другим, более возвышенным и благородным правилам и принципам. В 1805 году происходит первое столкновение России и наполеоновской Францией. Болконский, которые ... принося в этот мир любовь и добро. 0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Смотрите ...
Л. Н. Толстой показывает, что «мысль семейная» — одна из главных в романе.
1.2. Семья в русской литературе XX века
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/tema-semi-v-russkoy-literature/
Говоря о русской или советской литературе 1920 – 1930 годов невозможно обойти вниманием роман-эпопею Михаила Шолохова «Тихий Дон». И хотя в нем изображен социальный срез практически всех слоев общества царской, а затем революционной и раннесоветской России, история страны все равно главным образом отражается в истории одной конкретной семьи [4].
Шолохов изобразил типичную семью, несмотря на описание необычного характера Мелеховых, вызванного примесью восточной крови. Да, у них не совсем обычная внешность, не совсем типичный, взрывной характер, но они живут, как все. Как положено. Как жили предки. В семье есть порядок, иерархия, четко выстроенные отношения поколений, поскольку речь идет о расширенной семье, определенная последовательность действий: сын женился; у сына родился ребенок; надо строить дом, чтобы отселить старшего сына; пора женить младшего; невеста должна быть равной, из приличной семьи, примерно соответствующего достатка. Таков порядок, и он поддерживается. Это мирная, штатная жизнь семьи, которая и шла бы своим чередом, если бы… Не война, не революция, не…
Роман начинается как раз с описания нарушения устоев. Но ведь это мгновенно и жестко так и расценивается, как нарушение устоев, как в глазах всех окружающих, так и семьи Мелеховых. То есть, устои еще есть, и они крепки. Их поддерживает общество, и человек, нарушающий их, ставит себя вне общества, и получает полный набор социальных последствий: общественное осуждение, возможные неприятности по службе (речь идет о жалобе атаману), а главное, последствия экономические. Как ни увлечен Григорий Аксиньей, как ни сходит с ума от страсти, он не забывает об угрозе отца лишить наследства. И это оказывается важнее любовной истории. И это достоверно, потому что Григорий, в отличие от Аксиньи, происходит из семьи, где семейный порядок пока еще ничем не нарушен. У Аксиньи отношения в семье не выстроены, связи со своей семьей нет, нет и продолжения рода.
Разрушение привычного уклада жизни страны, а значит, и каждой конкретной семьи, и описывается на всем протяжении романа [6].
И даже озвучивается устами героев, в основном, старшего поколения. «Все не так». «Все не как положено». «Все, не как у людей». Инерция прежней жизни еще существует, но изменить ничего уже нельзя. Очень ярко это видно в истории замужества Дуняшки. Она добивается от матери согласия на брак и благословления, потому что не может при ее воспитании и всей истории жизни начать жить с мужчиной без этого. Но она уже не просит, а требует, и даже шантажирует мать, что было бы немыслимо в прежней, довоенной жизни.
На примере семьи М. Шолохов показал величайший сдвиг в судьбе всего народа, в жизни всей нации.
В 1920 годы политика правительства и главных идеологов коммунизма по-прежнему была направлена на разрушение традиционной семьи. Есть масса статей Троцкого об организации детских садов, ясель, фабрик-кухонь, пунктов детского питания, интернатов и всего такого. Намерения, возможно, были позитивны. Освободить женщину от монотонного, утомительного, не имеющего видимых результатов труда, для того, чтобы она могла самореализоваться. А заботу о детях берет на себя государство.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ
... на Россию в 1812 году. В стихотворении М. Ю. Лермонтова “Бородино” показан необычайный героизм русских людей во время Бородинского сражения. Вывод: описывая различные исторические события, писатели осмысливали историю ...
Литература военного времени. Вне зависимости от авторского стиля, объема произведения, конкретного сюжета общий настрой можно сформулировать почти лозунгами, или, как теперь говорится, слоганами: «Жди меня, и я вернусь, только очень жди». «Мне в холодной землянке тепло от твоей негасимой любви». «Ты меня ждешь, и у детской кроватки не спишь, и поэтому, знаю, со мной ничего не случится». Это миф даже не советский и не российский, а общечеловеческий. Мужчины воюют, женщины сохраняют дом и детей. То, что женщины тоже воевали, не говоря уже о безумно тяжелой работе в тылу, тоже нашло свое отражение в литературе. Миф о женщинах-товарищах действовал, женщины тоже рамках этого мифа.
Однако ситуация в стране была такова, что требовала укрепления традиционной семьи, или, во всяком случае, поощрения рождаемости. Именно в 1930 – 1950 годы законодательно резко усложняется процедура развода, и запрещаются аборты. Как известно, это не принесло желаемого результата, и осуждение разводов и абортов перешло в сферу общественного мнения. Кроме того, власть имела достаточно административных и партийных рычагов воздействия на мужчин, желающих оставить семью. Это также отражено в литературе.
Из советских произведений 1950-1960 годов хотелось бы остановиться на романе Г.Е. Николаевой «Битва в пути». Это классический советский производственный роман. В нем утверждаются, даже декларируются семейные ценности, необходимость сохранения семьи, важность семейного благополучия для воспитания и социализации детей.
Действие романа начинается в марте 1953 года. К тому времени старшей дочери главного героя лет 15 – 16. То есть, она родилась перед войной, росла в военные годы, по сюжету романа в Сибири, где он работал на танковом заводе. Среднему сыну лет 12, младшему 4 – 5. Г.Е. Николаева не описывает эту часть жизни героев, она вообще очень мало описывает быт, и чего стоило обеспечить выживание и уход за тремя детьми в те годы. Современникам все было понятно, они сами так жили.
Мы знакомимся с героями в период начала «перестройки», смены идеологии, как сказано в романе, с монументальной на человеческую. По ощущениям самого героя «никогда он не работал с таким напряжением. Он чувствовал, что и он, и Катя держат испытание, и она его не выдерживает».