Тема семьи в русской литературе

Курсовая работа

В литературе ХIХ века можно найти описание совершенно различных семей: провинциальная семья Лариных, столичные семьи, заполняющие салон Анны Павловны Шерер, крестьянские семьи в описаниях Н.А. Некрасова, купеческие и мещанские семьи А.Н. Островского. Даже «Бесы» происходили из вполне традиционных семей и заводили собственные семьи по ходу действия романа. Как ни странно, в революционном, по тем временам, произведении Н.Г. Чернышевского «Что делать?» изображена такая же традиционная семья, и по сюжету романа герои стремятся образовать столь же традиционную, признанную обществом семью.

Даже краткий перечень произведений русской литературы свидетельствует о том, что образ традиционной, православной, патриархальной семьи, счастливая она или несчастливая, был так же незыблем, как явление природы. И герои любили, страдали, погибали, побеждали или проигрывали, ощущая себя в рамках вековых традиций.

Из произведений XIX века мы рассмотрим тему семьи в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». В этом романе мы знакомимся с жизнью нескольких дворянских семей: Ростовых, Болконских, Курагиных.

Очень доброжелательна атмосфера в семье Ростовых. В ней царят любовь и уважение друг к другу, искренность и чуткость, внимательность и сердечность, нравственная чистота. Ростовы – разумные, гостеприимные, хлебосольные хозяева. Это семья патриархальная, ей близки народные традиции и обычаи. Родители ответственно и с любовью относятся к воспитанию своих детей и сироты Сонечки. Каждый член этой семьи – индивидуальность. Сын Николай – человек бескорыстный и храбрый. Он очень любит своих родителей. Наташа – чуткая, поэтичная, искренняя, сердечная. В ней много наивного, детского. У нее добрая душа и отзывчивое сердце. Во время пожара в Москве она помогает раненым выехать из города, отдает им подводы. Жизнь других для нее выше собственного благополучия. Она прекрасная мать и жена. Для Толстого она – идеал женщины. Петя – светлая и гармоничная личность. Все дети в семье вырастают истинными патриотами. Они стремятся быть полезными, нужными и любимыми.

10 стр., 4824 слов

Портреты героев романа Толстого «Война и мир

... интриг, русскому солдату…». Безухов Пьер — один из главных героев романа; вначале герой повести о декабристе, из замысла которой возникло произведение. ... легко переносившую свое положение». Образ Л. сложился у Толстого в первой редакции и оставался без изменений. В ... урожденная Трузсон, некоторые черты которой и были использованы Толстым. «Маленькая княгиня» пользовалась всеобщей любовью из-за своей ...

Семья Болконских отличается от семьи Ростовых. Здесь царит разум, а не эмоции. Болконские не проявляют открыто своих чувств, но они близкие по духу люди. Они истинные патриоты, любовь к Родине и собственная жизнь для них неразделимы.

Семья Болконских описана Толстым с большой симпатией. Мы видим три поколения семьи: князь Николай Андреевич, его дети Андрей и Марья, внук Николинька. Лучшие душевные качества и черты характера передаются в этой семье из поколения в поколение. Старый князь – человек чести и долга. Он – участник походов Суворова, честный, мужественный воин. Для него главное достоинство человека – «ум и деятельность», а главные пороки – праздность и лень. Он всегда чем-то занят: управляет имением, не притесняя крестьян, работает на станке или в саду, занимается с дочерью (дает ей уроки алгебры и геометрии, развивая в ней стремление к знаниям и деятельности), пишет мемуары. В детях он воспитывает высокие нравственные качества. Сыну Андрею говорит: «Твоя дорога – дорога чести». И князь Андрей честно выполняет наказ отца, находясь на передовой, в центре военных действий, «там, где он нужен Родине». Андрей Болконский воплощает в себе лучшие черты дворянской молодежи. Он находится в постоянном нравственном поиске, стремится к самосовершенствованию, ищет смысл жизни. Пройдя через ошибки и заблуждения, он избавляется от ложных идеалов (культа Наполеона, например), обретает себя и свое счастье (любовь к Наташе).

Князь Андрей – мужественный и смелый человек. Он погибает, защищая свое Отечество. Княжна Марья – скромная девушка, воспитанная в большой строгости. Она умеет понять своего отца и других людей. Главная черта Марьи – жертвенность: жить для других. Она кажется нерешительной, робкой, но в нужный момент проявляет твердость.

Способность к внутреннему изменению и стремление к самосовершенствованию Л.Н. Толстой считал одним из ценнейших свойств человека [5].

Любимые герои Толстого меняются, а нелюбимые – статичны. Они всегда одинаковы.

Семья Курагиных является полной противоположностью семьям Болконских и Ростовых. Каково это семейство? Их объединяет только кровное родство. Они не близки по духу, не воспринимают друг друга как родных. Старая княгиня ревнует свою дочь.

Анатоль и Элен испытывают друг к другу далеко не родственные чувства. Князь Василий – честолюбивый, непорядочный, склонный к интригам человек. Он сам признается в том, что лишен «шишки родительской любви», а дети для него – «обуза его существования». Ипполита отец пристроил на дипломатическую службу, повесу Анатоля хочет женить на богатой княжне Болконской. Этой семье присущи многие пороки: подлость, лицемерие, корыстолюбие.

Символично, что у Курагиных нет наследников, значит, эта семья не имеет будущего. Какие выводы делает Толстой? Он хочет показать, что семья должна быть связана не только родственными, но и духовными узами, тогда семья будет жить. Так, продолжается род Болконских. Андрей погиб, а его сын Николинька растет. И, конечно, его смогут воспитать в семье Болконских настоящим человеком [11].

3 стр., 1112 слов

Счастливые моменты в жизни князя Андрея Болконского (по роману ...

... князь Андрей не удовлетворен жизнью света, живет по другим, более возвышенным и благородным правилам и принципам. В 1805 году происходит первое столкновение России и наполеоновской Францией. Болконский, которые ... принося в этот мир любовь и добро. 0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Смотрите ...

Л. Н. Толстой показывает, что «мысль семейная» — одна из главных в романе.

1.2. Семья в русской литературе XX века

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/tema-semi-v-russkoy-literature/

Говоря о русской или советской литературе 1920 – 1930 годов невозможно обойти вниманием роман-эпопею Михаила Шолохова «Тихий Дон». И хотя в нем изображен социальный срез практически всех слоев общества царской, а затем революционной и раннесоветской России, история страны все равно главным образом отражается в истории одной конкретной семьи [4].

Шолохов изобразил типичную семью, несмотря на описание необычного характера Мелеховых, вызванного примесью восточной крови. Да, у них не совсем обычная внешность, не совсем типичный, взрывной характер, но они живут, как все. Как положено. Как жили предки. В семье есть порядок, иерархия, четко выстроенные отношения поколений, поскольку речь идет о расширенной семье, определенная последовательность действий: сын женился; у сына родился ребенок; надо строить дом, чтобы отселить старшего сына; пора женить младшего; невеста должна быть равной, из приличной семьи, примерно соответствующего достатка. Таков порядок, и он поддерживается. Это мирная, штатная жизнь семьи, которая и шла бы своим чередом, если бы… Не война, не революция, не…

Роман начинается как раз с описания нарушения устоев. Но ведь это мгновенно и жестко так и расценивается, как нарушение устоев, как в глазах всех окружающих, так и семьи Мелеховых. То есть, устои еще есть, и они крепки. Их поддерживает общество, и человек, нарушающий их, ставит себя вне общества, и получает полный набор социальных последствий: общественное осуждение, возможные неприятности по службе (речь идет о жалобе атаману), а главное, последствия экономические. Как ни увлечен Григорий Аксиньей, как ни сходит с ума от страсти, он не забывает об угрозе отца лишить наследства. И это оказывается важнее любовной истории. И это достоверно, потому что Григорий, в отличие от Аксиньи, происходит из семьи, где семейный порядок пока еще ничем не нарушен. У Аксиньи отношения в семье не выстроены, связи со своей семьей нет, нет и продолжения рода.

Разрушение привычного уклада жизни страны, а значит, и каждой конкретной семьи, и описывается на всем протяжении романа [6].

И даже озвучивается устами героев, в основном, старшего поколения. «Все не так». «Все не как положено». «Все, не как у людей». Инерция прежней жизни еще существует, но изменить ничего уже нельзя. Очень ярко это видно в истории замужества Дуняшки. Она добивается от матери согласия на брак и благословления, потому что не может при ее воспитании и всей истории жизни начать жить с мужчиной без этого. Но она уже не просит, а требует, и даже шантажирует мать, что было бы немыслимо в прежней, довоенной жизни.

На примере семьи М. Шолохов показал величайший сдвиг в судьбе всего народа, в жизни всей нации.

В 1920 годы политика правительства и главных идеологов коммунизма по-прежнему была направлена на разрушение традиционной семьи. Есть масса статей Троцкого об организации детских садов, ясель, фабрик-кухонь, пунктов детского питания, интернатов и всего такого. Намерения, возможно, были позитивны. Освободить женщину от монотонного, утомительного, не имеющего видимых результатов труда, для того, чтобы она могла самореализоваться. А заботу о детях берет на себя государство.

1 стр., 478 слов

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ

... на Россию в 1812 году. В стихотворении М. Ю. Лермонтова “Бородино” показан необычайный героизм русских людей во время Бородинского сражения. Вывод: описывая различные исторические события, писате­ли осмысливали историю ...

Литература военного времени. Вне зависимости от авторского стиля, объема произведения, конкретного сюжета общий настрой можно сформулировать почти лозунгами, или, как теперь говорится, слоганами: «Жди меня, и я вернусь, только очень жди». «Мне в холодной землянке тепло от твоей негасимой любви». «Ты меня ждешь, и у детской кроватки не спишь, и поэтому, знаю, со мной ничего не случится». Это миф даже не советский и не российский, а общечеловеческий. Мужчины воюют, женщины сохраняют дом и детей. То, что женщины тоже воевали, не говоря уже о безумно тяжелой работе в тылу, тоже нашло свое отражение в литературе. Миф о женщинах-товарищах действовал, женщины тоже рамках этого мифа.

Однако ситуация в стране была такова, что требовала укрепления традиционной семьи, или, во всяком случае, поощрения рождаемости. Именно в 1930 – 1950 годы законодательно резко усложняется процедура развода, и запрещаются аборты. Как известно, это не принесло желаемого результата, и осуждение разводов и абортов перешло в сферу общественного мнения. Кроме того, власть имела достаточно административных и партийных рычагов воздействия на мужчин, желающих оставить семью. Это также отражено в литературе.

Из советских произведений 1950-1960 годов хотелось бы остановиться на романе Г.Е. Николаевой «Битва в пути». Это классический советский производственный роман. В нем утверждаются, даже декларируются семейные ценности, необходимость сохранения семьи, важность семейного благополучия для воспитания и социализации детей.

Действие романа начинается в марте 1953 года. К тому времени старшей дочери главного героя лет 15 – 16. То есть, она родилась перед войной, росла в военные годы, по сюжету романа в Сибири, где он работал на танковом заводе. Среднему сыну лет 12, младшему 4 – 5. Г.Е. Николаева не описывает эту часть жизни героев, она вообще очень мало описывает быт, и чего стоило обеспечить выживание и уход за тремя детьми в те годы. Современникам все было понятно, они сами так жили.

Мы знакомимся с героями в период начала «перестройки», смены идеологии, как сказано в романе, с монументальной на человеческую. По ощущениям самого героя «никогда он не работал с таким напряжением. Он чувствовал, что и он, и Катя держат испытание, и она его не выдерживает».