Древние греки создали своеобразный тип цивилизации и культуры, ставший отправной точкой развития западноевропейского общества. На Востоке под давлением
Природная любознательность и способность улавливать самые тонкие отношения и оттенки стали предпосылками необычайной творческой продуктивности древних греков.
Уникальность культуры и характера необыкновенно
Культура Древней Греции прошла в своем развитии несколько периодов: крито-микенский, или эгейский (III тыс. – XII в. до н.э.); царский, или гомеровский (XI–VIII вв. до н.э.);архаический (VII–VI вв. до н.э.); классический (V – первая треть IV в. до н.э.), эллинистический (последние две трети IV–I в. до н.э.).
Попытаемся выделить наиболее характерные особенности
Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады «греческим чудом». Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Но что породило мысль о «чуде»? Греческая цивилизация — не единственная, да и не самая древняя. Когда она появилась, некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже тысячелетиями. Это относится, например, к Египту и Вавилону. Мысль о чуде греческой цивилизации вызвана, скорее всего, ее необычайно быстрым расцветов. Общество и культура Древнего Египта уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры находилась на той ступени развития, которая позволяет говорить о переходе от варварства к цивилизации. Создание греческой цивилизации относится к эпохе «культурного переворота» — VII — V вв. До н. Э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма государства — первая в истории демократии. В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет.
Культура древнего Египта
... было на заре египетской цивилизации в эпоху, которую египтяне назовут "временами Бога", когда египетский трон занимал царь Осирис. Религия Древнего Египта. Главный бог Египта – бог Солнца как "Восходящее ... представлений для того, чтобы облегчить народу веру. Пирамиды – символ Древнего Египта. Важнейшей чертой древнеегипетской культуры было возведение пирамид. В конце III тыс. и во II тыс. ...
Разве не было это чудом? Конечно, никто не имел в виду сверхъестественное происхождение греческой цивилизации, но указать исторические причины появления «греческого чуда» оказалось совсем непросто. Возникновение и расцвет греческой цивилизации, совершившиеся фактически на протяжении жизни нескольких поколений, составляли загадку уже и для самих греков. Уже в V в. до н. э. появились первые попытки объяснения этого феномена. Прародителем многих достижений греческой культуры был объявлен Египет. Одним из первых был здесь «отец истории» Геродот, чрезвычайно высоко ценивший культуру Древнего Египта. Знаменитый Ритор и Сократ утверждал, что Пифагор воспринял свою философию в Египте, а Аристотель называет эту страну родиной теоретической математики. Родоначальник греческой философии Фалес был финикийцем по происхождению. Приехав в Египет, он учился у жрецов, заимствовал у них представление о воде как первоначале всего сущего, а также знания по геометрии и астрономии. Такие же сведения мы находим у древних авторов относительно Гомера, Ликурга, Солона, Демокрита, Героклита и других выдающихся представителей греческой культуры. Что же заставляло греков искать восточные корни своей собственной культуры? Современная наука указывает несколько причин.
Во-первых, греки, знакомясь с египетской культурой и культурой других стран Древнего Востока, действительно, многое заимствовали, а в других случаях обнаруживали черты сходства между своей культурой и культурами востока. Зная о большой древности восточных цивилизаций, греки склонны были объяснять происхождение того или иного явления греческой культуры заимствованиями эллинов на Востоке, что казалось логичным. Во-вторых, этому способствовал консерватизм жизненных устоев, характерный для всех древних обществ. Греция не составляла исключения в этом отношении. Древним грекам было присуще глубокое уважение к старине. Вот почему греки были готовы щедро отдать другим народам свои собственные достижения. Современная наука дает и другие объяснения происхождения древнегреческой цивилизации. Ренан усматривал причину «греческого чуда» в свойствах, якобы присущих арийским языкам: абстрактности и метафизичности. Выделяли особую одаренность греков в сравнении с другими народами древности. Различные гипотезы рассмотрены в книге историка А. И Зайцева «Культурный переворот в Древней Греции VIII — V вв. до н. э.». Им приведены конкретные сведения, опровергающие расистские гипотезы.
Многие историки приходят к выводу, что причины величия греческой цивилизации следует искать не в расовой предыстории Греции, а в конкретной исторической действительности первого тысячелетия до н. э. Известный швейцарский ученый Андре Боннар в своей книге «Греческая цивилизация» утверждает, что греческая цивилизация и античная культура базировались на античном рабстве. Греческий народ прошел те же этапы развития, что и другие народы. Боннар утверждает, что греческого чуда не существует. В центре его книги люди, создавшие греческую цивилизацию и созданные ею. «Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации является человек. Она исходит из его потребностей, она имеет в виду его пользу и его прогресс. Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и мир, и человека, один посредством другого. Человек и мир, в представлении греческой цивилизации являются отражением один другого — это зеркала, поставленные друг против друга и взаимно читающие одно в другом».
Сравнительная характеристика стилей греческой и римской культуры
... культур, восприняли и греческое влияние, украсив себя дворцами, парками, театрами и храмами. Греки, в свою очередь, познакомились с культурными достижениями Вавилонии, Египта и других восточных цивилизаций. Встреча ... воображение людей и очаровывает до сих пор. Она была преемницей древневосточных культур, однако приобрела новые черты и стала колыбелью европейской культуры. В вопросе древнеримской ...
Греки понимали танец очень широко, рассматривая его и как гимнастику, средство оздоровления тела, и как мимическое искусство. К танцам относили шествие драматурга Софокла во главе процессии обнаженных юношей по Афинам после победы при Саламине, жонглирование и акробатику, военную муштру, погребальные и свадебные процессии и размеренные, строго одновременные жесты и движения хора в трагедии. Потребность в танце обусловлена самой природой человека, его внутренними ритмами, но греки стремились также к идеальной красоте, которая достигалась путем стилизации. Поскольку греки верили, что танец подарен людям богами, они проявляли большой интерес к эзотерическим культам, в которых существенную роль играл танец. Кроме оргиастических танцев, связанных с определенными ритуалами, древние греки любили торжественные процессии, особенно пеаны, которые являли собой род ритмически организованного шествия в честь того или иного божества с пением торжественных гимнов. Важную роль играли танцы в орфических и элевсинских мистериях.
ТАНЕЦ — ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец — возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танец, одно из древнейших проявлений народного творчества. Первоначально связанный со словом и песней, танец постепенно приобрёл самостоятельное значение. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении.
Танцевальные па (фр. pas — «шаг») ведут происхождение от основных форм движений человека — ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Сочетания подобных движений постепенно превратились в па традиционных танцев. Главными характеристиками танца являются:
Танец как явление культуры
... движениях. Танец в этом случае настолько связан с жизнью, что на языке мексиканских индейцев тарахумара понятия "труд" и "танец" выражаются одним и тем же словом. Глубоко воспринимая ритмы природы, люди ... Танцы древних греков можно разделить на священные (обрядовые, ритуальные), военные, сценические, общественно-бытовые. Примерно такие же по характеру танцы были и у других народов. Священные ...
- ритм — относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений;
- рисунок — сочетание движений в композиции;
- динамика — варьирование размаха и напряженности
движений;
- техника — степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук.
Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.
Кроме того, танец демократичен. Он приглашает тело к разговору, дает ему возможность высказаться. Танец помогает расширить творческий и личностный потенциал, избавиться от различных комплексов, исчезнуть страху перед публичным выступлением, учит расслабляться.
I. Костюм греческого народа
В общепринятом смысле костюм часто ассоциируют с модой. История моды неразрывно связана с историей костюма, однако между ними нельзя ставить знак равенства, поскольку история костюма началась вместе с историей первобытного общества, а мода, как социальное явление, появилась гораздо позже. Слово «мода» произошло от латинского «modis», что переводится как мера, образ. Способ, правило, предписание.
Костюм характеризует и дополняет картину общества на каждом этапе его развития. Почти каждый катаклизм в истории
В изучении истории костюма следует различать понятия «
Одежда – искусственный покров тела человека, защищающий его от неблагоприятных внешних
Костюм – образно решенный ансамбль, который объединяет одежду, обувь, прическу, грим, аксессуары и несет определенную эстетическую функцию.
Исторический костюм – это «изменяющаяся одежда», которая более или менее – в
В противоположность
В данной работе описывается женский костюм Древней Греции, его состав, эстетический идеал. А так же предоставлена современная
Древняя Греция занимала южную часть Балканского полуострова и близлежащие острова
Горы и морские заливы делили территорию на изолированные друг от друга области. Такое географическое положение служило естественной защитой от вражеских набегов и способствовало созданию самостоятельных в культурном, экономическом и политическом отношении городов-государств.
Наивысшего расцвета Греция достигла в период Афинского государства в V в. до н.э. Основными занятиями греческого населения были мореплавание, торговля, земледелие, и разные ремесла. Характерной чертой древнегреческого общества являлось отсутствие крупного землевладения. Это обусловило возникновение и развитие греческой демократии. Главной обязанностью каждого свободного гражданина была защита своего города-государства в междоусобных стычках, возникавших между полисами, и от внешних врагов Греции. Этот период истории носит название классического, еще его называют «золотым веком» в истории Афинского государства.
Роль и значение театрального костюма в искусстве сцены
... свою, новую культуру. В данной работе мною рассматривается театральное искусство России начала XX века, а именно особенности театрального костюма того периода. Театр (греч. θέατρον - основное значение - место для ... ещё и «видно», «выразительно», «образно». На протяжении всей своей истории театр использует магию костюма, существующую, впрочем, и в реальной жизни. Рубище бедняка, богатый наряд ...
Понятие о красоте Древние Греки связывали с
Победа в греко-персидских войнах вызвала подъем национального самосознания.
В архаический период сформировались основные принципы греческого искусства. В области архитектуры сделано гениальное изобретение – ордерная система, которая на протяжении веков и тысячелетий будет
Наивысшего расцвета Греция достигла в классический период. В это время были созданы шедевры древнегреческой архитектуры: храм Зевса в Олимпии, храмы Парфенон и Эрехтейон, а также прекрасные и гармоничные скульптурные произведения: статуи Зевса Олимпийского, дискобола, Афины Парфенос. В этот период были созданы также замечательные произведения прикладного искусства: черно – и краснофигурные вазы; получили развитие театральное искусство и спорт.
Пять чудес света из семи создали греческие зодчие и скульпторы, три из которых — в период эллинизма. Недаром Греции принадлежит почетная роль цивилизации, заложившей основы для развития искусства и культуры в Европе.
Костюм в Древней Греции складывался в тесной связи с условиями жизни греков и под влиянием их эстетических представлений. Создание костюма, грима, аксессуаров было таким же творением, как и все виды искусства. Пять особенностей отличали древнегреческую одежду: организованность, закономерность, пропорциональность, целесообразность и симметричность.
Греческий костюм складывался в тесной связи с условиями жизни греков и под влиянием их эстетических представлений. Благодаря тому, что божества представлялись эллинам в образах людей с идеальными формами тела, у них развился культ человеческого тела. Люди стремились приблизиться к созданному художниками божественному