1.2.Биография и творческая деятельность А.П. Сумарокова
Сумароков Александр Петрович известен как основатель русского классицизма, первый профессиональный писатель и драматург России. Это время числения его творчеству приходилось на период реформы Петра I, когда русская культура испытывала серьезные западные влияния. Сумароков, рожденный в дворянской семье, получил отличное образование, которое включало изучение латинского языка и знакомство с классической литературой. Поэтому его пьесы и лирика в значительной степени формировались под влиянием античной драмы и европейских классиков.
1.3. Особенности драматургии А.П. Сумарокова
Сумароков — одна из ведущих фигур в развитии русской драматургии XVIII века. Его пьесы отличаются строгим, правиленым строением развития сюжета, четко выраженной системой архетипов и символов. В его работах видно стремление к «чисто» художественному, «Классическому» изображению человека и общества, без идеологической окраски.
Глава вторая. Анализ пьесы «Рогоносец по воображению»
2.1 Общая характеристика пьесы
«Рогоносец по воображению» — это одна из наиболее известных и популярных пьес Сумарокова. Это произведение наполнено юмором, в нем автор вносит новую тему обыденной жизни в национальную драматургию, однако с заклеплеными темами и мотивов античной драмы.
2.2 Анализ героев и сюжета пьесы
«Рогоносец по воображению» — фарс о семейных отношениях, зависти и недоверии. Главные герои, как и в классической драме, проходят через различные испытания и разрешения конфликтов. Герои Сумарокова демонстрируют преобладание духа над страстями, что является основной темой классицизма.
Вернемся к главной теме работы и сделаем выводы.
Заключение
Драматургия Сумарокова и ее анализ проливают свет на важный период истории русской литературы. Он лип оформлен в контексте влияния европейского классицизма и культурных преобразований XVIII века. Пьеса «Рогоносец по воображению» весьма наглядно продемонстрировала смесь обыденности и классических моментов в творчестве Сумарокова
История русской театральной культуры 18 века
История русской театральной культуры 18 века неразрывно связана с именем А.П. Сумарокова. В пору становления профессионального театра в России он выступает одновременно и как драматург, заложивший основы национального репертуара, и как теоретик нового художественного направления — классицизма, и как деятельный, неутомимый организатор театрального дела.
Классицизм как литературное направление
... - относящийся к классицизму как к литературному направлению, воплощающий художественные принципы классицизма. Термин "классицизм" вошел в историю литературы в конце 19 - начале 20 века, благодаря работам ученых ... абсолютизма", а как "литературное направление, пережившее период яркого расцвета в XVII веке, в годы укрепления и торжества абсолютизма". Термин "классицизм" сохранил свою роль даже ...
Трагедии Сумарокова написаны в основном на исторические темы. В них главные герои были скорее носителями неких идей, чем конкретными историческими персонажами. В противоречие классицизму он вводит вместо рассказа о событиях, происходящих за сценой, их прямой показ. Он также вводит междуактный занавес, звуковые эффекты. Речь стремится приблизиться к разговорной. Тем не менее, его ориентация на законы классицизма и, в частности, на творчество Мольера, а весьма ощутимы.
Вершиной развития классицистской драматургии стало творчество Д.И. Фонвизина. С другой стороны, он может считаться родоначальником нового направления в русском театре — критического реализма. В технологию драмы он не внес ничего существенного, но впервые показал достоверную картину русской жизни, именно на этом, в дальнейшем, будет основываться национальный художественный метод.
Развитие комедийного жанра
Во второй половине XVIII века комедийный жанр получает широкое развитие. Драматурги Я.Б. Княжнин, В.В. Капнист, И.А. Крылов развивают новое направление — сатирическую комедию, в которой критикуют дворянское общество и его пороки. Н.Н. Николев и Я.Б. Княжнин создают «политическую трагедию».
В это же время возникает «слезная комедия» и «мещанская драма», представляющая на русской сцене новое направление — сентиментализм. Яркими представителями этого направления стали В.И. Лукин и М.М. Херасков. Значительное место в репертуаре русского театра начала 70-х гг. XVIII века занимает комическая опера. Она не похожа на оперные представления, в сущности, это была драма, включающая различные вокальные номера, сольные, хоровые и танцевальные сцены. Героями являлись крестьяне и разночинцы.
В начале XIX в. русская драматургия представлена разнообразными и яркими произведениями. В это время преобладает героико-патриотическая тема, связанная с наполеоновскими войнами. Одновременно возникает новый театральный жанр — «народно-патриотический дивертисмент». Важной темой становятся общественно-политические проблемы, которые занимают поместные дворянские круги. Трагедии В.А. Озерова отражают эти проблемы и получают широкое признание благодаря своей актуальности.
Комедийный жанр в первой четверти XIX в. представлен двумя направлениями. Сатирическая комедия, авторами которой стали И.А. Крылов, А.А. Шаховский, М.Н. Загоскин, отражает сатирическую сторону послереволюционной обстановки. Благородная или светская комедия, созданная Н.И. Хмельницким, представляет повседневную жизнь высших слоев общества.
В XIX в. в драматургии продолжают соблюдаться традиции просветительской драмы и правила классицизма, однако в нее начинают проникать сентиментальные мотивы. В первой четверти XIX в. перед декабристским восстанием возникает новая прогрессивная драматургия. Яркими представителями этого направления становятся А.С. Грибоедов и А.С. Пушкин, творчество которых оказывает решающее влияние на историю театра.
К середине XIX в. в русской драме становится популярным романтизм, представленный творчеством М.Ю. Лермонтова. Одновременно получает распространение мелодрама и водевиль, авторами которых становятся Д.Т. Ленский, П.А. Каратыгин и Ф.А. Кони. Водевили с переодеванием, основанные на французских образцах, становятся особенно популярными. В 40-е гг. на Александрийской сцене представляются до 100 водевилей за сезон.
Авторская песня направление русской поэзии
... артистами, лишь немногие из них становились придворными княжескими музыкантами в Ирландии, ... Этим объясняются некоторые сложности концертного существования бардовской песни, которой в принципе противопоказаны сцена, ... хх века. Ее роль в истории русской интеллигенции бесспорна. 2.Своеобразие авторской песни. Особый ... поэзией. Оттого, я думаю, столь органично сочетание музыки и слова в песнях «В кругу ...
От сентиментализма и романтизма русская драматургия быстро переходит к реализму, пропустив собой классицизм. Н.В. Гоголь становится представителем нового направления — критического реализма. Он получает широкое признание не только в драматургии, но и в театре. Гоголь выступает также и как теоретик, настаивающий на реалистической эстетике и нравственно-воспитательной роли театра, общественном характере конфликта в своих пьесах.
Постепенно реализм становиться доминирующим стилем в театре второй половины XIX в. Ярким представителем этого направления является А.Н. Островский. Его пьесы стали основой репертуара русского театра и в его, и в последующее время. Островским написано 47 пьес, это — исторические пьесы, сатирические комедии, драмы, «сцены из жизни», сказка. Он вводит новых героев в драму — купец-предприниматель; ловкий, энергичный, умеющий наживать капитал авантюрист; провинциальный актер и т.д. В конце жизни, являясь одним из директоров Императорских театров, отвечающим за репертуар, он внес много полезных перемен в развитие русского театра.
На рубеже XIX-ХХ вв. на театр одновременно имеют сильное влияние революционные и народнические идеи, вместе с тем и буржуазные вкусы. В это время получают широкое распространение французские комедии Лабиша, Сарду. Наиболее репертуарными отечественными драматургами становятся В. Крылов, И. Шпажинский, П. Невежин, Н. Соловьев писавшие на модные темы: любовные перипетии между представителями различных классов. Л.Н. Толстой открывает новую страницу в русской драматургии. Его непростая, личная попытка поиска истины, путей добра и общей справедливости, закономерно окончившаяся анафемой, нашла свое отражение в ряде пьес. В них он строит конфликт на столкновении правды человеческой и правды «официальной».
Россия в ХХ веке стала задавать тон не только в драматургии, но и в театре. Это в первую очередь связано с творчеством МХТ и того круга драматургов, с которыми он был связан. Русский театр дал миру целую плеяду замечательных драматургов. Среди них первое место несомненно принадлежит А.П. Чехову. Его творчество знаменует собой начало качественного нового этапа в истории уже не только русского но и Европейского театра. А.П. Чехов, хотя считается более символистом, имеет тем не менее, некоторые натуралистические характеристики в своих пьесах и часто, в свое время, интерпретировался как натуралист. Он принес новый тип конфликта в драматургию, новый тип построения и развития действия, создал второй план, зоны молчания, подтекст и многие другие драматургические приемы. Его влияние на драматургию ХХ в. (особенно русскую) весьма значительно.
Горький А.М. не ограничился только лишь постановкой социальных проблем. Он заложил основы нового художественного метода в искусстве — социалистического реализма. Свои революционные идеи он излагал с романтическим пафосом, воспевающим стихийный, в сущности богоборческий, бунт бунтаря-одиночки. Явно призывая к свершению революции, он тем не менее, не принял ее. Здесь мы можем видеть, насколько художественная и реальная действительность не адекватно понималась им. Второй период его творчества, после возвращения из эмиграции представляет собой короткую, но полную трагизма страницу его жизни.
Жанр драмы в творчестве Стивена Спилберга
... Жанр драмы зародился в Древней Греции под названием «серьезная пьеса». В таких пьесах изображалась обыденная жизнь греков. Драма берет начало еще в устном народном творчестве. ... появления драмы в Античном театре, основные тенденции развития драмы в Европе, драма, как основной жанр в кино. Вторая ... богам. Годом рождения театра считается 534 год до н. э. Появление актеров в этом же году, способствовало ...
Пьесы Л. Андреева тяготели к символизму, но символистскими в чистом виде не были. В них выразилась вся сложность и неоднозначность творчества Андреева. Некоторое время он находился во власти революционных идей, но впоследствии изменил свои взгляды. Обобщенность персонажей, схематичность основной коллизии, фантастичность обстановки и образов, некоторая приподнятость и патетика существования героев, все это сближает его драмы с театром экспрессионизма. Сам же Андреев свое направление в театре называл панпсихизмом. В пьесе «Жизнь Человека» он убирает ремарки, что с точки зрения технологии драмы, является само по себе революционно; вводит нарратора — Некто в сером, фантастические образы старух и т.д. Но заметного влияния на драматургию его творчество не имело, он скорее исключение из общих реалистических правил того времени.
Русская драматургия после 1917 г., под влиянием существующего строя в России, развивалась в основном в русле так называемого социалистического реализма (детища Горького) и в целом не представляет особого интереса. Стоит выделить лишь М. Булгакова, Н. Эрдмана и Е. Шварца, как единственных, пожалуй, продолжателей традиций русской драматургии. Все они находились под сильным цензурным гнетом, их творческая и личная жизнь была весьма драматична.[2]
Биография Александра Петровича Сумарокова
Александр Петрович Сумароков (1717-1777) — русский драматург, поэт, актер, режиссер и издатель. Сумароков родился на Двине в семье священника. С детства проявил большой интерес к литературе, начал писать стихи и заниматься театром. В 1739 году он переехал в Москву и начал работать в Московском университете как преподаватель.
Сумароков был плодовитым автором и написал более 70-ти произведений, в том числе драм, комедий, баллад, сатир, еретических стихотворений и литературно-критических трактатов. Он является первым в России крупным драматургом-просветителем, который старался воспитывать новое поколение честными, благородными и образованными людьми путем становления государственной личности на основе правил морали, рационального мышления и свободы творческого мышления.
Творчество Сумарокова
Сумароков был одним из основных представителей дворянской литературы. Его творчество имело узко дворянский характер и отражало интересы дворянства в России. Тем не менее, его классицизм стал важной вехой в развитии русской литературы XVIII века.
Основные творческие достижения Сумарокова включают в себя:
- Драмы «Хорёк», «Похождения Василия Богоявленского», «Недоросль», «Сила любви и ненависти», «Крепость Бастилья» и др.
- Комедии «Летний день», «Каменный прииск», «Собственник налогов», «Продавщики воздуха» и др.
- Литературно-критические трактаты, в том числе «Сокровище российского слова или творы разных авторов», «Письма о российской поэзии» и др.
Драмы Сумарокова отличались яркой психологической характеристикой персонажей, глубоким пониманием социальных проблем и широкой интерпретацией исторических событий. Комедии также были наполнены острым социальным смыслом, пародировали нравы дворянства и общественную систему того времени.
Жизнь и творчество А.П. Сумарокова
... сочинений Сумарокова (1781, 1787). 1.2 Сумароков как родоначальник трагедийного жанра Литературную славу принесли Сумарокову трагедии. Он первый ввел этот жанр в русскую ... драматических произведений не в последнюю очередь способствовало то, что в 1756 Сумароков ... годы царствования Екатерины II Сумароков уделял большое внимание созданию притч, сатир, эпиграмм и памфлетных комедий ... эпохи, а политическая ...
Творчество Сумарокова стало важной составляющей русской литературной культуры XVIII века, оказав огромное влияние на развитие драматургии, просветительства и литературной критики в России и за ее пределами.
Сумароков Александр Петрович
Александр Петрович Сумароков (14 (25) ноября 1718 – 1 (12) октября 1777) – видный писатель XVIII века, который зарекомендовал себя ценителем литературы при дворе и влиятельных кругах своего времени. Родился в дворянской семье, где получил домашнее образование, после чего продолжил обучение в Сухопутном шляхетном корпусе.
Творческая деятельность
Во время обучения в Сухопутном шляхетном корпусе Александр Сумароков начал заниматься литературной работой и переводил на русский язык примеры французской поэзии. Написал первую трагедию «Хорев», которая была напечатана в 1747 и играна при дворе в 1749 году.
Затем последовали еще восемь трагедий: «Гамлет», «Синав и Трувор», «Артистона», «Семира», «Ярополк и Димиза», «Вышеслав», «Димитрий Самозванец» и «Мстислав». Он также написал 12 комедий, включая «Тресотиниус», «Чудовища», «Приданое обманом», «Опекун», «Лихоимец», «Три брата совместники», «Ядовитый», «Нарцисс», «Рогоносец по воображению», «Пустая ссора», «Вздорщица» и «Мать совместница дочери». Он не ограничивался только написанием драматических произведений, но работал и в других областях литературы. Он был активным сотрудником академического журнала «Ежемесячные сочинения» и издал свой сатирико-нравоучительный журнал «Трудолюбивая пчела». Сборники его басен и стихотворений были опубликованы в разные годы.
Управление театром
Когда в 1756 году был учрежден постоянный театр, Сумароков был назначен его директором и долгое время был главным поставщиком театрального репертуара. Однако он был уволен в 1761 году и переехал в Москву в 1769 году.
Заключительные годы жизни
В Москве Сумароков жаловался на недостаток внимания от общества, на придирки цензуры и на невежество публики. Он разорился и потерял поддержку своих покровителей. Умер Александр Петрович Сумароков в 1777 году.
Сборники сочинений
После смерти Сумарокова вышло два издания его полного собрания сочинений в десяти частях. В сборник вошли его трагедии, комедии и другие произведения, включая критические статьи и мелочи в прозе.
Характерной чертой творчества Сумарокова является его склонность к критике и сатире. Основывая свое литературное направление на классицизме, поэт вдохновляется культурой Франции XVII — начала XVIII веков. Сумароков преобразует классическую традицию, снижая и упрощая ее, привнося более «низкую» тематику и личные интимные мотивы в свою поэзию. В этом преобразовании чувствуется жажда простоты и доступности языка, смягчения славянизмов и носительности русской речи.
История русской музыки
... называли попросту Лизанькой Урановой) Влияние народного творчества на развитие русской музыки Вкус к народной песне, несмотря на увлечение западными обычаями ... опера Арайа “Цефал и Проктис” на русский текст Сумарокова. В 1756 г. по указу правительства в Петербурге основывается ... был бас-буффо А. М. Крутицкий, написавший сам несколько комедий. Уже на исходе столетия восходит «звезда» русского вокального ...
Такой подход к творчеству осуществлялся в контексте острой литературной борьбы и противостояния с ломоносовской системой. В этой борьбе у Сумарокова имелись единомышленники, среди которых были Ржевский, Нартов, Аблесимов, Херасков, Карин, Поповский и многие другие поэты XVIII века. Эта кампания «снижения» и «упрощения» благоприятствовала приближению творчества Сумарокова к реальной жизни, но и в то же время ограничивала его интересы рамками его собственного класса.
Параллельно с «снижением» классической поэтики, Сумароков проявлял явную враждебность ко вновь появившимся в литературе буржуазным формам и жанрам. Это демонстрируется его презрением к слезным комедиям, появившимся в это время романам, и критикой конкурентов в лице других драматургов, таких как В. Лукин. Таким образом, Сумароков поддерживал широкие связи с литературными традициями прошлого, сохраняя при этом активную критическую позицию в отношении современных ему течений.
Литературная деятельность Сумарокова останавливает внимание своим внешним разнообразием. Им испробованы все жанры: в области лирики — оды торжественные, духовные, философские, анакреонтические, оды «вздорные» (пародии), эпистолы (послания), сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии; в области эпоса — идиллии, басни;в области драмы — трагедии, комедии, драмы «с голосами» (оперы) и т. д. В своей стихотворной технике он использовал все существовавшие тогда размеры, пробовал ввести в обиход размеры народной песни (дольники), античной поэзии («сапфические строфы»), делал опыты в области рифмы, применял разнообразные строфические построения. Из «высоких» жанров Сумароков оставил неприкосновенной только трагедию, действующие лица которой у него являются рупорами идей «просвещенного абсолютизма», а вся она — школой гражданской добродетели для подданных и монарха. Дидактическая задача ставится и комедии — «издевкой править нрав, смешить и пользовать прямой ее устав»: сатирическое жало комедии, направленное против невежества и скопидомства провинциальных помещиков, против поверхностной «образованности» щеголей и щеголих и особенно против ненавистного С. и его группе подьяческого (чиновничьего) сословия — имеет задачей повысить культурность дворянства и указать истинную, по мнению автора, причину государственного нестроения (начинавшегося кризиса помещичьего хозяйства) — злоупотребления низших агентов власти, мелкой бюрократии. С. предостерегает дворянство от пустого сословного чванства («не в титла, в действии быть должно дворянином»), от злоупотреблений помещичьей властью (см. в особенности «Хор к превратному свету», где «синица» рассказывает, что «за морем — людьми не торгуют, деревень на карту не ставят, с крестьян кожи не сдирают»).
Это не мешало ему быть убежденным сторонником крепостной системы, врагом каких бы то ни было преобразований в этой области (см. его замечания на екатерининский «Наказ» и его стихи о Пугачеве, написанные под свежим впечатлением 1773-1775).
Было бы неправильным игнорировать реакционную сторону творчества С. по сравнению с Ломоносовым.
Театр времен Сумарокова
... («О стихосложении»). Затем началась литературно-теоретическая и личная вражда писателей. А. П. Сумароков -- выдающийся драматург и поэт своего времени, страстно преданный литературному делу, верящий могущую силу ... отдать Кунсту в науку русских «робят», детей подьяческих и посадских, дабы они выучились «разным комедиям». Репертуар театра состоял преимущественно из пьес немецкого театра, которые, в ...
Повествование
Читатели XVIII века не всегда разделяли интерес множества современников к Сумарокову. А.С. Пушкин назвал его «слабым дитяти чужих уроков», а позднейшая критика склонна была отрицать у Сумарокова наличие какого-либо таланта, поддерживая точку зрения его литературных противников, таких как Тредиаковский, Ломоносов, Эмин и Лукин. Однако В.Г. Белинский находил, что «независимо от его таланта, нападки Сумарокова на крапивное семя всегда должны упоминаться историками русской литературы».
Возрождение интереса к Сумарокову началось в XX веке и получило продолжение в советское время. Была осуществлена переоценка его творчества, главными моментами которой были его вклад в развитие русского языка и литературы, а также приближение литературы к жизни. Буржуазными литературоведами проявлялся односторонний интерес к драматургическому творчеству Сумарокова, однако современные исследования все больше уделяют внимание его лирике, теоретическим воззрениям и литературной полемике. Исследования этой темы находятся на начальной стадии.
Русская комедия
Сумароков также внес значительный вклад в развитие русской комедии. В XVIII веке в России неизмеримый интерес к этому жанру подтверждается большим количеством переводов и адаптаций европейских комедий, которые были созданы русскими авторами. В этом процессе большую роль сыграл Сумароков. Российская комедия пользовалась огромной популярностью в связи с историческими традициями смеховой культуры, которые сложились еще в XVII веке, особенно выраженные в сатире. В теоретической концепции Сумарокова комедия неотрывно связана с сатирической задачей:
Свойство комедии издевкой править:
Смешив и пользовать прямыми устав.
Сумароков прекрасно умел демонстрировать бездушность чиновников и незнание официальных указов, щеголяние тех, кто наслаждается лишь волосами, а также бесполезность и невразумительность латынщиков в диспуте.
Заслуги Сумарокова в области русской комедии сложно переоценить. Он был важным фигурой в развитии жанра и обратил внимание на важные аспекты русской смеховой культуры и ее отражение в комедии. Его работы стали отправной точкой для многих русских авторов, которые продолжили развитие русской комедии в последующие времена.
Обзор жанра комедии Сумарокова
В своей «Епистоле о стихотворстве» Сумароков пишет о цели и смысле жанра комедии. Основополагающей задачей этого жанра является осмеяние порока на сцене. В своем творчестве Сумароков придерживался этой цели и строил свои комедии, исходя из данной задачи.
Первые комедии Сумарокова были созданы в 1750 году и назывались «Тресотиниуос», «Чудовищи» и «Пустая ссора» (изначальное название — «Ссора у мужа с женой»).
Они были представлены в Петербурге вместе с трагедиями.
Фабульная основа действия в ранних комедиях Сумарокова была проста: выбор родителями жениха для дочери, которой несколько претендентов желали стать мужем. Противоречия между планами родителей и желаниями дочери составляют основной источник комического действия. В этих комедиях отразилось влияние итальянской комедии масок, с которой Сумароков был хорошо знаком, так как итальянская труппа гастролировала в Петербурге. В итальянской комедии важная роль отводилась интриге, строившейся на проделках Бригеллы и Арлекина. В комедиях Сумарокова слуга играет единственную роль, и интрига присутствует в незначительной степени.
Александр Сумароков
... И., К хронологии и библиографии комедий А. П. Сумарокова, «Изв. Отд. русск. яз. и слов. Ак. наук», т. 28, 1924 Гуковский Г., Русская поэзия XVIII в., Л., ... выступлений драматурга В. Лукина (1765), в свою очередь, не называя имени, критиковавшего комедии Сумарокова. Литературная деятельность С. останавливает внимание своим внешним разнообразием. Им испробованы все жанры: ...
Большую роль в произведениях Сумарокова играют главные персонажи, которые обычно являются аллегорическими картинами основных привилегий и пороков общества периода, в который жил автор. Основной мотив сочетания памфлетности с комедийностью характерен для ранних комедий, где образы главных героев служат инструментом социальной критики.
Это можно хорошо проследить, например, на примере комедии «Ученые женщины». В этом произведении одним из важнейших персонажей является Тресотиниус, который, по мнению большинства исследователей, представляет собой искаженный образ В. К. Тредиаковского — литературного противника Сумарокова. Этот «ученый педант» становится заложником своих головокружительных знаний, что приводит к комедийным ситуациям и становится предметом поучительной критики.
Интересно, что вдоль традиционных тем и образов в комедиях Сумарокова можно отметить также явно выраженные черты пародии на жанры европейской драматургии. Главные же персонажи, такие как Брамарбас и Тресотиниус, с их пороками и чрезмерными привычками, являются неотъемлемой частью комического характера всего комедийного спектакля.
Но самое важное в комедиях Сумарокова — это использование юмора в качестве оружия для борьбы с недостатками общества своей эпохи. Свосеми противниками автор не просто боролся, но и поучительно обличал на комедийной сцене. Именно благодаря этому его произведения стали настоящим жанром ребуса, раскрывая аудитории двусмысленность той или иной стороны жизнедеятельности человека или общества.
Говоря о ранних комедиях Сумарокова, нельзя не отметить специфической тенденции в подходе драматурга к изображению обстановки, в которой протекает действие пьес. В отличие от трагедий, строившихся, как мы помним, на материале легендарных событий древнерусской истории, в комедиях Сумарокова действие почти лишено национальной окраски. На сцене подписываются брачные контракты, слуги довольно развязно ведут себя со своими господами, обманывая, поучая их. Из пьесы в пьесу в ранних комедиях Сумарокова переходят традиционные для европейского театра имена комедийных персонажей: Оронт, Валер, Дорант, Клариса, Доримена, Деламида, слуги Пасквин и Арликин. Словом, действие совершается в каких-то условных, далеких от русского жизненного уклада формах. Правда, выводя своих литературных противников или обрисовывая характеры недоросля Фатюя, вздорной дворянки Гидимы («Чудовищи»), Сумароков довольно удачно передает живые типы, порожденные национальными условиями жизни. Но это скорее исключения из правила. В чем же причина такого положения?
Сумароков стоял у истоков создания русской комедии нового типа. Он осознавал важность предпринимаемых им усилий по обогащению национального репертуара правильными пьесами, на что указывает, кстати, многозначительная реплика в его «Епистоле о стихотворстве», касающаяся предназначения жанра комедии:
Для знающих людей ты игрищ не пиши,
Анализ сцены дачи взятки в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (действие ...
... он тоже неспособен вести. Значит, не герой ведет действие, а действие ― героя. В этом состоит своеобразие разработки Гоголем ... "в полном параде и мундирах", "чтобы официально представиться ревизору". Для изображения внутреннего состояния чиновников Гоголь использует авторские ремарки, ... и не понимает, что все вручаемое ему ― это взятки, даваемые с определенной целью, он продолжает считать, что так ...
Смешить без разума — дар подлыя души.
Ярославский И. П.
Вместе с тем следует отметить интересную динамику развития комедийных составляющих в драматургии Сумарокова в этот этап творчества. Российский автор отойдет от низов, более приземленных и массовых колоритов итальянского фарса, к верховной, более изящной и изысканной истории, вдохновенной идеями классического французского драматурга Пьера Корнеля. Полно масштабные эсенциальные образы царей и принцесс в таких пьесах, как «Синовья в обиде» (1762).
Здесь главную роль играют не сугубо приземленные страсти и конфликты, но уже великие и трансцендентные побуждения — высокая политика, благородные трактаты о мужестве, обычаи, вопросы чести и виновности.
Очевидное отплытие от истоков этого жанра Сумароков оправдывал той идеей, что без могущественной исторической и государственной канвы, действительно глубокие, тревожные и важные вопросы не могут быть освещены на достойном уровне. Тем не менее, этот виток в его драматургической карьере многие исследователи воспринимают через призму упрощения и наклона к популяризации своего творчества. Несмотря на то, что Сумароков ощущал подвижность и переменчивость публичного вкуса, он не приемлет полного уподобления недоразвитого зрителя, который, по его мнению, ищет, прежде всего, низменное и тривиальное.
Развитие комедий Сумарокова в 1760-х годах
Комедии Сумарокова, написанные в 1760-х годах, представляют собой новую ступень в эволюции его комедийной сатиры. В отличие от его предыдущих произведений, действие в этих пьесах освобождается от фарсового комизма и приобретает гротескные черты. Основное внимание автор уделяет обличению центральных персонажей, которые воплощают порочные страсти.
Одним из таких персонажей является коварный Чужехват, главное действующее лицо комедии «Опекун». Он претендует на наследство сирот и незаконно превращает молодого дворянина в своего слугу. В комедии «Лихоимец» появляется ростовщик Кащей, который из-за своей скупости содержит своих слуг впроголодь и заставляет их воровать дрова. В комедии «Ядовитый» появляется безбожный лицемер и злоязычник Герострат, который шантажирует попавших от него в зависимость дочь и отца.
В этих комедиях складывается новый вид фабульного стереотипа, где временно торжествующему пороку, воплощенному в зловещих образах Чужехвата, Кащея и Герострата, противостоит страждущая добродетель. Добродетельные персонажи испытывают груз страданий, таких как утрата состояния, неизвестность происхождения и мнимая смерть родных. Однако порок неизбежно ожидает возмездие.
Драматург использует традиционные приемы «слезной» драмы. В пьесах присутствуют мотив узнавания по кресту, появление на сцене очевидцев преступления, внезапное обнаружение благородного происхождения невинно страждущих и неожиданно справедливое решение суда. В финале порок получает свое наказание, а добродетель торжествует. Все действие комедий становится своеобразным моральным уроком, призванным растрогать чувствительность зрителей.
Установка на чувствительность и связанный с этим отказ от приемов фарсового комизма означали поворот к серьезной нравоучительной комедии. Сумароков отныне не удовлетворяется сочетанием сатиры с развлекательностью, но ставит обличение в центр идейного замысла. При этом памфлетность по-прежнему остается отличительной чертой его комедий.
Целый ряд признаков в характере Чужехвата или Кащея дает основание считать, что в них Сумароков вывел карикатурный портрет своего зятя, А. И. Бутурлина, известного непомерной скупостью, ханжеством и жестоким обращением с дворовыми людьми.
Можно со всей вероятностью предположить памфлетный характер комедии «Ядовитый», где в образе злоязычника Герострата одновременно угадываются черты личности писателя Ф. Эмина и поэта И. С. Баркова Вопрос о прототипах памфлетных комедий Сумарокова подробно рассматривает П. Н. Берков в книге «История русской комедии XVIII века» (Л., 1977, с. 86—90).
В идейном плане такая памфлетность дополнялась широкими обобщениями, вытекавшими из острокритического отношения драматурга к отдельным явлениям тогдашней действительности — ростовщичеству, коррупции в судах, системе откупов, сословному чванству дворян.
Если в трагедиях зрелого периода установка на современность проблематики проявлялась в усилении аллюзионного начала, то в комедиях актуализация содержания достигалась пародированием кодекса сословной морали, когда в устах порочных персонажей извращалась самая суть нравственных понятий, определяющих добро и зло. Таковы, например, тирады о «чести», звучащие в рассуждениях Чужехвата или Кащея.
Сумароков подчинял, таким образом, памфлетность своих комедий широким сатирико-обличительным целям, что придавало их содержанию острую публицистичность. Не случайно Н. И. Новиков в споре с Екатериной II о допустимости в сатире нападок на личность ссылался на пример Сумарокова, на памфлетный характер его комедий, в частности на пьесу «Лихоимец»: «Когда представляют Лихоимца, тогда кажется, что не все скупые на Кащея смотреть будут. Меня никто не уверит и в том, чтобы Мольеров Гарпагон писан был на общий порок. Всякая критика, писанная на лицо, по прошествии многих лет обращается в критику на общий порок; осмеянной по справедливости Кашей со временем будет общий подлинник всех лихоимцев» {Сатирические журналы Н. И. Новикова. М.; Л., 1951, с. 137.}. Характерна апелляция к имени Мольера как решающий довод в пользу Сумарокова.
Последний этап комедийного творчества Сумарокова, приходящийся на начало 1770-х годов, протекал в обстановке новых веяний в русской драматургии. Они особенно заметно проявились в творческих исканиях группы молодых драматургов во главе с И. П. Елагиным. Назначенный в 1766 году директором придворных театров, Елагин сумел сплотить вокруг себя единомышленников, увлеченных сценой литераторов, в число которых входили Д. И. Фонвизин, В. И. Лукин, Б. Е. Ельчанинов. Обратившись поначалу к переводам и переделкам пьес европейских авторов, молодые драматурги очень скоро выдвинули свою программу обновления комедийного репертуара русской сцены. Теоретиком и наиболее плодовитым автором группы был В. И. Лукин. Он первым заговорил о необходимости создания национальной самобытной комедии. Именно он попытался конкретно обосновать те пути, которые позволяли, по его мнению, сблизить театр с потребностями русской жизни.
Изучение работы Лукина В. И. и Ельчанинова Б. Е.
В работе Лукина В. И. и Ельчанинова Б. Е. <> было освещено влияние программы Лукина на развитие драматургии в период деятельности Сумарокова. Мнение Лукина о комедиях, созданных Сумароковым, было крайне критическим: он считал их похожими на древние игры, которые утратили художественную ценность в современной общественной жизни.
Однако Лукин не только отрицал комедийные интермедии, выражавшие народный характер и красоту русского языка, но и не смог полностью приблизить комедию к национальной жизни. Убрав смех из своих произведений, он не смог дальше пройти и создать оригинальные комедийные сюжеты на основе русских нравов и условий.
Авторы работы приходят к выводу, что Лукин, ориентируясь на морализаторство, отрицал возможность создания настоящих комедий с коллизиями, вызванными русской реальностью. Следовательно, его программа не смогла полностью воплотиться и оставила пробел в развитии отечественной драматургии.
Проблема создания подлинно самобытной русской комедии была решена Д. И. Фонвизиным. Его комедия «Бригадир» (1769) завершала первый этап становления этого жанра на русской почве. Она несла в себе качественно новые принципы сценического искусства, объективно способствовавшие сближению театра с жизнью. Фонвизин сумел усилить обличительную действенность жанра комедии, вернув ей смех. Но это не было простым возвращением к внешнему комизму ранних опытов Сумарокова. На новом этапе сатирическая памфлетность «комедии характеров» Сумарокова должна была уступить место комически заостренному исследованию нравов общества. «Бригадир» Фонвизина и явился первым крупным достижением на этом пути. Будничная атмосфера, в которой протекает действие комедии, обусловила жизненность выведенных в ней типов. На фоне «Бригадира» особенно явственной представала половинчатость программы Лукина. Своей пьесой Фонвизин не только открыл нравы русского поместного дворянства в качестве объекта комедийной сатиры, но и утвердил новые в отечественной комедиографии принципы изображения этого мира. Суть этих принципов состояла в раскрытии характеров на основе их речевой индивидуализации. В лексике запечатлевалась принадлежность к определенной социальной среде. Портретность персонажей как бы вытекала из их погруженности в сферу повседневного общения, позволявшую выявить личность каждого. Именно на подобные принципы типизации и ориентируется Сумароков в своих последних комедиях. Созданные около 1772 года три комедии Сумарокова — «Рогоносец по воображению», «Мать — совместница дочери» и «Вздорщица» — несут на себе печать метода «Бригадира». Их можно рассматривать как своеобразный итог деятельности драматурга в этом жанре.
В фабульном отношении эти пьесы сохраняют отдаленную родственность с комедиями Сумарокова 1750-х годов. В них используются порой элементы фарса, встречаются коллизии, заимствованные у Мольера, господствует просторечная фразеология, сочетающаяся с грубоватым юмором фольклора. Но атмосфера действия во всех трех комедиях, сам метод типизации характеров качественно преобразились. Драматическая интрига в них отходит на второй план, и ведущая роль отводится нравоописанию.
Особенно показательна в этом отношении комедия «Рогоносец по воображению». Главными персонажами в ней выступает чета провинциальных мелкопоместных дворян с характерными именами — Викул и Хавронья. Необоснованные подозрения Викула к супруге, погруженной в домашние дела барыне, чем-то напоминающей Бригадиршу Фонвизина, составляет основу многочисленных комических эпизодов. Сцены ревности возникают по ходу развития мелодраматического сюжета — любви богатого графа к бедной девушке, воспитывающейся у этих добрых, но невежественных домоседов. Главный художественный интерес пьесы заключается в сочной бытописи нравов. Речевая индивидуализация образов Викула и Хавроньи произрастала из незатейливого жизненного уклада с его повседневными деревенскими заботами, хлебосольством. Этим людям свойственна непосредственность в выражении своих чувств, язык их — яркий образец живой разговорной русской речи, насыщенной народными пословицами и поговорками («Для милого дружка и сережка из ушка», «Не красна изба углами, красна пирогами», «Бывает и на старуху проруха», «Шила в мешке не утаишь» и т. д.).
И завершается вся комедия пословицей, которую произносит Викул, примиряясь с невольно обиженной им женой: «Поцелуй меня, Хавроньюшка: а кто старое помянет, тому глаз вон». По яркости и фольклорной окрашенности стиля последние комедии Сумарокова вообще выделяются на фоне его более ранних пьес.
В период написания этих комедий Сумароков уже несколько лет живет в Москве. Он весь в заботах о создании в Москве нового театра. Стареющий драматург не оставляет мысли о новых пьесах, хотя и сознает, что силы на исходе. О душевном состоянии Сумарокова в этот период красноречиво говорят его письма к императрице Екатерине II. В одном из них, от 30 апреля 1772 года, он делится с монархиней своими замыслами: «А я думаю, что и комедии мои не меньше поправки сделать могут, сколько принести увеселения и смеха, а комедии в Москве и ради прогнания невежества премудрому вашему правлению всеконечно угодны быти долженствуют, и России они всеконечно много плода принесут. А если время увядающей моей жизни и ослабевающие мои силы вашею монаршею милостию подкрепляемы будут, так я еще четыре года потрудиться уповаю и театру, а особливо комедиями услужить уповаю, ибо мне прозаические комедии сочиняти, имея и теорию и практику, и видя ежедневные в невежах глупости и заблуждения, очень легко» {Письма русских писателей XVIII века. Л., 1980, с. 153.}. И в последних комедиях Сумароков не перестает осознавать себя прежде всего сатириком. Хотя о памфлетности содержания этих пьес говорить нельзя, однако обличительный пафос их несомненен. И главным объектом обличения остаются по-прежнему пороки представителей правящего сословия, и прежде всего духовная ограниченность и сословное чванство дворян. Приемы сатирического осмеяния позорящих свое звание господ многообразны. Иногда это инвективы, попутно вкрапливаемые в речи нейтральных персонажей, вроде замечания служанки Нисы в адрес невежественных помещиков, кичащихся своим благородным происхождением: «Нет несноснее той твари, которая одною тенью благородного имени величается и которая, сидя возле квашни, окружена служителями в лаптях и кушаках… боярским возносится титлом» («Рогоносец по воображению»).
Гораздо чаще прямым объектом сатирического обличения оказываются сами главные персонажи комедий. Такова, например, стареющая кокетка и модница Минодора, ухаживающая за женихом своей дочери. А в образе дикой и своенравной помещицы Бурды (комедия «Вздорщица») по-своему предвосхищаются некоторые черты характера фонвизинской госпожи Простаковой.
Вяземский П. А., Глава вторая. Анализ пьесы «Рогоносец по воображению».
2.1. Содержание комедии «Рогоносец по воображению»
Комедия «Рогоносец по воображению» сочинена около 1772 года. В построении фабульной коллизии сочетаются традиции комедии Вольтера «Шотландка» (1760) — линия графа Касандра и Форизы и фонвизинской комедии «Бригадир»(1760) – чета помещиков.
Комедия входила в репертуар Петровского театра М.Е. Меддокса в Москве. Известно о постановке ее на сцене этого театра 2 ноября 1782 года.
В первом действии происходят следующие события:
В дом к дворянину Викулы приезжает Егерь графа с вестью о том, что граф Касандра собирается к ним прибыть. По приезду в дом к дворянину егерь встречается с Нисой служанкой жены дворянина и влюбляется в нее. Ниса в свою очередь влюбляется в Егеря. О чем мы узнаем позже из диалога Нисы с Флоризой. В этом же действии дворянин начинает думает о том, что Касандр намерен приехать за его женой. Диалог Викула с Хавроньей, где Хавронья начинает говорить про него только хорошее, а у Викула растет ревность. Далее из диалога Нисы с Флоридой мы узнаем, что Ниса влюблена в Егеря а Флориса очнь печальна и уже не надеется выйти за кого- лтбо замуж. Ниса же в свою очередь полна надежд на то, что приедет Егерь и заберет ее к себе, и что жить она должна в деревне. Снова диалог Викула с женой. Ревность Викула растет с каждым днем, он накручивает у себя в голове разные мысли о Касандре и Хавроньи. Тут приезжает сам граф Касандр. В ходе беседы Касандр рассказывает о том, что на Егеря напал медведь. Певрое действие заканчивается монологом Нисы, где она говорит: «Прошел мой сладкий сон, и миновалася моя надежда…».
Второе действие: Диалог за столом Викула, Хавроньи, Графа и Дворецкого. После диалога Викул с Хавроньей отправляются на отдых, Дворецкий по своим делам. Далее диалог Графа с Флоризой, где он признается в своих чувствах и получает взаимный ответ. Далее призжает Егерь за своей любовью. Признание Егеря в чувствах Нисе. В это время Викул и Хавронья успели поругаться. Ниса отвечает взаимностью Егерю. На этом заканчивается второе действие.
Третье действие: Граф выкупает за деньги Флорису у Хавроньи, в знак благодарности целует ей руку. В это время входит Викул. Монолог дворянина о том, что у него появились рога, и что это большой позор, ведь ни у кого из его предков такого не было. Диалог Викула с Дворецким, где Викул говорит, что и рад был бы развестись с женой, но любит ее слишком страстно. В последнем явлении все собираются вместе, где вся правда выясняется, и Викул понимает, что жена то ему не изменяла. Комедия заканчивается тем, что все становится на свои места. Викул и Хавронья крепко целуются.
Комедия «Рогоносец по воображению» относится к периоду зрелых комедий Сумарокова и является наиболее выдающейся. Здесь он поставил тему, развитую в «Недоросле» Фонвизина, — о варварской социальной практике темной реакционной помещичьей «массы».
Главные персонажи в ней выступает чета провинциальных мелкопоместных дворян с характерными, типичными именами – Викул и Хавронья. Ограниченность интересов, невежество, недалёкость характеризует их. При всё при этом персонажи комедии не односторонние. Высмеивая дикость, нелепость этих людей, которые говорят «о севе, о жнитве, о курах», Сумароков показывает и черты, вызывающие к ним сочувствие. Викул и Хавронья трогают своей взаимной привязанностью. Они добры к своей воспитаннице, бедной девушке дворового рода Флоризе.
Человек много думает о собственной персоне, принимая всё близко к сердцу. Стоит кому-то засмеяться за спиной, значит причина смеха может быть только в нём. А ежели кто поцелует руку жене, так тут стоит говорить о явной измене, скорее всего уже произошедшей. И не беда, если жене за шестьдесят. Мало ли в ней прыти? Двадцатилетние девушки рядом не стояли. Именно с таким воображением живёт дворянин Викул, не считаясь ни с чем: ни со временем на дворе, ни с разумным осмыслением понимаемого.
Принимая на себя, Викул не обращает внимания на повседневность. Сумароков не показал человека с твёрдыми убеждениями, представив вниманию аморфного персонажа, наделённого способностью ревновать. Викул не умеет гордиться и проявлять никаких других чувств, кроме сомнений в верности жены. Происходящее и без него могло быть показано зрителю, так как не так важны мысли хозяина дома, тем более ничего в действительности не представляющего.
Основное внимание уделяется обедневшей дворянке Флоризе и служанке жены Викула Нисе. Они интересны проживающим в соседнем имении графу Касандру и его егерю соответственно. Конфликта интересов между ними не происходит. Каждый понимает, какой выбор ему предстоит. Никто не мешает обоюдному счастью. Свадьбы будут легко сыграны, стоит о том объявить. Имеется единственное недоразумение, ни на что не влияющее. Речь о ревности Викула.
Но ничего просто не происходит. Отношениям следует зародиться. Достаточно сказать о намерении, как ответ скорее всего окажется положительным. Жизнь может внести коррективы, стоит того пожелать автору произведения. Будь в комедии пять действий, тогда бы нашлось место чему-то ещё. Для трёх же действий достаточно проявить интерес, поставить об этом в известность и устранить ряд возникших недоразумений, после чего занавес позволительно опустить.
Ревность Викула вносит дополнительную особенность в происходящие на сцене события. Он не выступает против и не создаёт интриг, всего лишь выражая беспокойство от кажущегося ему странным. Ведь неспроста жена взялась наводить дома порядок, готовить праздничные блюда и с нетерпением ждать приезда графа. К тому же известно, что ранее жена с графом встречалась в Москве, где они вместе посещали театральное представление. Да ещё жена говорит о положительном впечатлении от той встречи. От таких признаний не успокоишься. Не помогут обрести равновесие уверения жены в твёрдости прежней любви, якобы она не променяет мужа даже на принца.
Зритель к третьему действую полностью соглашается с мнением дворецкого, прямо говорящего Викулу о его подозрениях: “Уши вянут, милостивый государь”. Подумать только, на старости лет дворянин решил бить челом по инстанциям. Мало ли до какого маразма он дожил в окружающей его пасторали. Пусть зритель не печалится – все недоразумения сразу закончатся, стоит графу Касандру объявить об определённых намерениях, причём касательно не жены Викула, а Флоризы, против чего хозяин дома возражать не станет.[6]
2.2. Композиция комедии
Комедия написана в трех действиях. Линейная композиция.
1 действие:
Экспозиция:
Завязка: Приезд графа в дом Дворянина Викула. Явление 16.
Основное действие:
-
Явление 17- диалог за столом, где Флориза спрашивает у Дворецкого о готовности дома к приему и приезду гостя
-
Явление 18- Монолог Нисы, где она говорит, что «Прошел мой сладкий сон, миновалася моя надежда…».
2 действие:
-
Явление 1- диалог за столом хозяев дома и гостя, где Хавронья предлагает Графу различные угощения и игры.
-
Явление 2- граф узнает у Дворецкого как обстоят дела во владениях Дворянина Викула
-
Явление 3- монолог Графа
-
Явление 4- Признание графа в своих чувствах Флоризе
-
Явление 5- возвращение Егеря
-
Явление 6- выяснение отношений мужа с женой
-
Явление 7- признание в своих чувствах Егеря Нисе
3 действие:
-
Явление 1- Граф целует руку Хавронье
-
Явление 2- Викул увидел данное действо
-
Явление 3- монолог Викула о рогах на своей голове
-
Явление 4- диалог Дворецкого с Викулом, где Викул говорит, что разводится с женой не будет, так как страстно любит ее.
-
Явление 5- Ниса с Егерем заявляют о своей скорой женитьбе Дворянину Викулу
-
Явление 6- диалог Егеря с Викулом
-
Явление 7- Викул снова поднимает тему о «рогах на своей голове»
-
Явление 8- Хавронья оправдывается перед мужем, что ничего между ней и Графом не было
Кульминация:
<…>Флориза: «Подлинно, так сударь: ваша сожительница вам верна, а граф сегодня со мной обвенчается». <…> :
Развязка: у Викула все сомнения на счет своей жены развеиваются.
Финал: Крепкий поцелуй Хавроньи с мужем Викулом
2.3. Конфликт
В рассматриваемой нами комедии Сумарокова А.П. «Рогоносец по воображению» развивается внутренний конфликт, который состоит в сущности самого человека (в данном случае Викула).
Викул- человек, который сам себе накручивает мысль о том, что его жена ему изменяет.
2.4. Образы и характеристика героев
Хавронья . Женщина 60ти лет. Жена дворянина Викула. В свои годы выглядит очень хорошо и как сказал ее муж может любую молодую девушку словом поставить на место. Любит своего мужа. Верная, добрая по отношению к бедной девушке дворового рода Флорисе. Любит поесть. На встречи гостей наказывает ставить богатый стол.
Викул: Дворянин. Муж Хавроньи. Любит свою жену. Жадный. Параноик. Считает, что его жена изменила ему с Графом. Название комедии связано именно с этим героем. Именно он является тем, кто носит «Рога по воображению». Несмотря на свой не высокий статус, считает себя выше других.
Ниса. Молодая девушка. Верит в светлое будущее. Именно это ей помогает смотреть на жизнь позитивно. Благодаря вере в лучшее будущее и надежду дожидается своего будущего мужа
Флориза. Женщина в возрасте. Уже потеряла веру в свое замужество, да и желания особого нет как она говорит это в диалоге с Нисой.
Касандр. Граф. Влюблен во Флоризу. Любит охоту но не любит игры.
Заключение
Сумароков П.А. писал пьесы на актуальные в свое время темы. Его трагедии и комедии сложны в понимании, именно поэтому его произведения почти не ставили в театрах.
На примере комедии «Рогоносец по воображению» можно с уверенностью сказать, что проблема поднятая в пьесе актуальна и сейчас. Зачастую в жизни можно услышать истории, где из-за ревности люди делают не обдуманные поступки.
Список литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/sumarokov-a-p-dramaticheskie-sochineniya-l/
-
Библиотека русской драматургии. А.П. Сумароков. Драматические сочинения
-
Русская драматургия 18-19 веков. Сборник.
-
Журнал «Самиздат». Заметки и Сумарокове. Ирина Омежина
-
http://trounin.ru/sumarokov72/ Блог литературного обозревателя, критика, писателя
-
https://lektsii.org/ Развитие русской драматургии
-
https://yunc.org/ Русская драматургия-Юнциклопедия
-
http://www.litra.ru/Сумароков А.П.
-
http://az.lib.ru/s/Сумароков Александр Петрович А. Белецкий. Сумароков