Архитектура русского барокко

Курсовая работа

Актуальность темы исследования

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что эпоха барокко — одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени — смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности, — эпоха барокко необычайно близка по духу. Именно поэтому мне было интересно обратиться к этой теме, чтобы найти в прошлом какие-то ориентиры, способные помочь поиску себя в сложных жизненных коллизиях.

Цель и задачи исследования

Цель данной работы — определить сущность пятиглавых храмов в архитектуре русского барокко. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть роль барокко в мировой архитектуре.
  2. Изучить специфические черты русского барокко.
  3. Раскрыть сущность пятиглавых храмов в архитектуре русского барокко.

Предмет и объект исследования

Предметом данной работы является стиль барокко в архитектуре, а объектом — храмовая архитектура эпохи барокко.

История термина «барокко»

В XVII веке не было создано теории искусства, и термин «барокко» появился позже. Существует несколько версий происхождения этого термина:

  1. От итальянского «baruecco» — жемчужина неправильной формы.
  2. «Baroco» — одна из форм схоластического (религиозно-догматического) силлогизма.
  3. От итальянского «barocco» — грубый, неуклюжий, фальшивый.

В XVIII веке термин «барокко» приобрел значение отрицательной эстетической оценки, обозначая все неестественное, произвольное и преувеличенное. Однако в XIX веке началось рассмотрение барокко как исторического стиля, а в XX веке произошло его «открытие» и признание как особого художественного явления. В этот период возникло интерес к местным, национальным вариантам барокко, и была проведена периодизация и установлены исторические границы стиля.

Барокко в Италии

В Италии победа феодалов, подавивших ростки раннего капитализма, привела к упадку производства и торговли, разорению городов и обнищанию населения. Однако знать и церковь продолжали строить роскошные дворцы и храмы.

Развитие архитектурных стилей в истории часто сопровождается усложнением форм и повышенной декоративностью. Таким образом, ренессанс сменился стилем барокко, который характеризуется особой экспрессией и причудливостью. Один из великих мастеров, внесших значительный вклад в формирование барокко, это Микеланджело Буонаротти. Он был известным скульптором, архитектором и живописцем, и его творчество отличается мощной пластической выразительностью.

6 стр., 2918 слов

Исследовательская работа «Русский язык на рубеже XX — XXI ...

... исчезновение некоторых слов и значений, то есть изменение русского лексикона. Двадцатый век оказался чрезвычайно интересным не только для историков, но и для лингвистов. По существу, над русским языком был проведен ... Именно этому посвящена данная работа. В ней рассматриваются изменения в социальном и коммуникативном статусе разных подсистем русского национального языка. 1. Русский язык — вчера, ...

Микеланджело начал создавать произведения барокко в 1520-1534 годах. Он построил капеллу Медичи и разработал проект вестибюля библиотеки Лауренциана во Флоренции. Эти работы стали первыми произведениями в стиле барокко.

Микеланджело ощущал трагедию изменений в общественно-культурной среде своего времени, и его произведения отражают мрачное отчаяние и напряженность. Скульптуры Микеланджело являются образами скованной силы и мятущегося духа. Такие черты можно наблюдать и в его архитектуре.

Интересно проанализировать, как Микеланджело решает композицию вестибюля библиотеки Лауренциана. Он стремится не просто украсить стены, а передать настроение своего времени. Если бы он просто добавил классические элементы, такие как пилястры и фронтоны, композиция была бы обычной и незаметной. Однако он создает произведение, которое выражает дух времени и вызывает особый интерес.

Барокко: характеристика и стиль

Архитектурный стиль барокко возник на фоне феодально-крепостнической реакции в Италии и других странах Центральной Европы. Это была эпоха, когда подавили первые проявления свободомыслия и попытки буржуазии добиться самоуправления. В этом контексте стиль барокко начал с выражения протеста подавленной силы.

Однако со временем пластическое богатство форм барокко получило популярность среди богатых заказчиков. Формы, в которые первоначально вкладывались определённые идеи, стали использоваться в качестве чисто композиционных приёмов для выражения иного содержания. Это сделало характер стиля более противоречивым, в котором нашли отражение и самодовольное торжество победившей реакции, и скованный протест подавленной свободы.

Черты стиля барокко

Наиболее видными мастерами барокко 17 века были Л. Бернини и Ф. Борромини. Однако, как и все архитекторы той эпохи, оба мастера использовали общие характерные черты:

  • нарочитая усложненность;
  • изломы и изгибы форм;
  • насыщенная пластика, придающая архитектуре внешнюю эффектность и пышность.

Характеристика композиции

Композиция в архитектуре барокко построена на контрастах, заострена. От спокойной ясности ренессанса не осталось и следа. Спаренные пристенные колонны создают напряжённый ритм и втиснуты в ниши, им тесно. Участки стены выдвинуты вперёд, как бы выпирают, и это подчёркнуто рельефной пластикой деталей.

Фронтон над дверью разорван, лестница резко расширяется книзу, заполняя собой почти всё помещение. Ступени причудливо изогнуты и волнами ниспадают вниз.

Мастера барокко

Наиболее известными мастерами барокко являются:

  • Л. Бернини (1598-1680);
  • Ф. Борромини (1599-1667).

Cооружения Бернини выражают торжественность и величие, Борромини же – духовный наследник Микеланджело; его произведения характеризуются напряженностью, экспрессией, контрастами, подчеркнутой динамикой масс и пространств.

Выводы

Таким образом, характер стиля барокко противоречив по своей природе. Он сделал акцент на пластическое богатство форм, которое выражало мощную эмоциональную идею, но в это же время нашло применение среди богатых заказчиков благодаря своей эффектности и пышности.

7 стр., 3373 слов

Барокко как стиль в западноевропейском искусстве

... новый стиль позднего барокко -- сицилийское барокко. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры ... форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко -- броская цветистость и динамичность; яркий пример -- творчество Рубенса и Караваджо. Микеланджело ... чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 ...

Особенности барокко в скульптуре, живописи и архитектуре

Барокко — это стиль, который отличается патетикой жестов, экспрессией ракурсов и сочной пластикой в скульптуре, а также красочностью, декоративностью и эффектами светотени в живописи. То же самое можно сказать и об архитектуре, где вся эстетика барокко основана на преувеличенном пафосе и стремлении поразить воображение.

Скульптура барокко отличается от других стилей своей выразительностью. Жесты скульптурных фигур наполнены патетикой и эмоциональностью. Ракурсы скульптур часто необычны и нестандартны, что создает впечатление движения и динамики. Пластика скульптур барокко ярка и насыщена, она придаёт фигурам объёмность и живость.

Живопись в стиле барокко также отличается яркостью и декоративностью. Картины барокко впечатляют своей красочностью и разнообразием оттенков. Художники барокко умело использовали эффекты светотени, чтобы создать впечатление объемности и глубины. Сгустки затененных участков контрастируют с яркими светлыми участками, создавая эффект глубинного пространства. Один из популярных приемов барокко — это использование света, прорывающегося через полураскрытые проемы и создающего разрезающий воздушную среду интерьера сноп света.

Архитектура барокко отличается сложностью и динамикой. Планы помещений в барокко имеют необычные формы, часто овальные, что придает пространству неопределенность и необычность. Конфигурация плана может быть очерчена прихотливыми изгибами линий, выпуклостями и вогнутостями стен. Архитектурные объемы могут быть усложнены дополнительными примыканиями соседних объемов, что создает впечатление бесконечности и динамики. Эффекты светотени также играют важную роль в архитектуре барокко, добавляя глубину и объемность строения.

В целом, барокко — это стиль, который характеризуется выразительностью, декоративностью и эффектами светотени. Он стремится поразить воображение зрителя и создать впечатление движения и динамики в скульптуре, живописи и архитектуре.

Введение

Стиль эпохи порождается не одним фактором, а является результатом сложного взаимодействия различных условий, которые определяют особенности культуры той эпохи. Каждый стиль отражает не только художественное мышление, но и социальные, экономические, политические, и интеллектуальные процессы, которые происходили в то время.

Архитектура барокко – это один из ярких примеров стиля, который был порождён несколькими факторами. С одной стороны, это была реакция на ренессанс и устремление к новому, с другой стороны, это был выраженный желание феодальной знати и католической церкви продемонстрировать свой престиж и могущество.

Стилевые особенности барокко

Одной из основных особенностей архитектуры барокко является динамичность форм и впечатление бесконечной и непрерывной плавности пространства. Это отличается от статичности и подчёркивания раздельности и ограничения пространства, что были характерны для эстетики ренессанса.

Для архитектуры барокко было характерно использование большого количества декоративных элементов, выразительных линий и изысканных форм. Фасады храмов и дворцов были оформлены множеством статуй, кариатид, куполов и башен, что придавало зданиям монументальности и величественности.

9 стр., 4256 слов

Особенности русского барокко на примере Екатерининского дворца

... Русское барокко - стиль в искусстве (в первую очередь, в архитектуре, скульптуре и живописи); российская "реплика" европейского стиля барокко в полной мере сложившаяся в русском ... метафора в смелых историко-культурных обобщениях: "эпоха Барокко", "мир Барокко", "человек Барокко", "жизнь Барокко". Барокко - один из главенствующих стилей архитектуры XVI - XVII веков, становление которого происходило ...

Декоративные мотивы, применяемые в архитектуре барокко, были связаны с естественными явлениями, такими как ветви, листья, воды, цветы. Этот вид декора в сочетании с роскошной отделкой и использованием золотых элементов делал архитектуру барокко настолько живописной, что она поражала свою красотой и эффектностью.

Социальные и культурные факторы

Факторы, которые привели к расцвету архитектуры барокко, были в значительной степени связаны социальными и культурными явлениями той эпохи. Устремление к новому, общественные настроения и особенности народной культуры Италии, из которой барокко породился, были важными социокультурными факторами.

Феодальная знать и католическая церковь использовали архитектуру барокко для выражения своего престижа. Роскошный декор и монументальные формы храмов и дворцов говорили об очевидном богатстве и величии. В то время богатство вызывало чувство почтения и выражало своеобразную идеологию «каственной чести».

Католическая церковь старалась использовать шикарность архитектуры барокко для привлечения верующих и придания весомости своим церковным церемониям. В торжественных службах подчёркивалась важность участия в культурной жизни и развитии культуры народа. Помимо всего этого, шикарность и роскошь барокко использовались и для ослепления идеологическими амбициями своей противоположности, протестантизма, который рос силы в то время и старался уменьшить влияние католической церкви.

Интеллектуальные особенности эпохи

Помимо социокультурных факторов, архитектура барокко была также порождена и интеллектуальными особенностями эпохи. Это время было насыщено новыми идеями и убеждениями, которые отражались в различных научных и интеллектуальных открытиях.

Резкое развитие географических и астрономических открытий привело к значительному расширению границ известного мира. Мышление современника резко изменилось и возникло понимание бесконечности пространства. В математике были сделаны новые открытия, включая метод интегрального и дифференциального исчисления, а Ньютон открыл закон тяготения.

Идеи о величии и всехобщности мироздания стали одним из главных элементов интеллектуальной жизни того времени. Архитектура барокко также отражала это новое мироощущение свободным изображением и ощущением бесконечных граней и контуров, что, в свою очередь, раздражало представителей ренессанса. Результирующая динамика форм и контуров придавала зданиям эстетическую составляющую и закавыка ощущения экстраординарной длинны, в связи с чем, архитектура барокко привлекала в себе значительное внимание.

Заключение

В целом, архитектура барокко была результирующим эффектом социокультурных, исторических и интеллектуальных факторов эпохи, арабесокой формой, оформившей тот период человеческой истории. Архитектуры всех эпох всегда являлись главными страницами в этом Đдоказательствах, а архитектура барокко не является исключением из этого правила. То, что в нее было воплощено, было насыщено новыми философскими и общественными идеалами и убеждениями, и она продолжает возвышаться и поражать своей уникальной красотой.

6 стр., 2999 слов

Искусство барокко и классицизма в XVIII веке

... в один ансамбль архитектуры, скульптуры живописи и декоративного искусства. Синтез классических искусств, включал монументальное искусство, характерен для стилей барокко, рококо, классицизм для русской художественной культуры второй половины 18 века. В изобразительном искусстве барокко преобладают виртуозные ...

Введение

Барокко – это художественный стиль, возникший в Италии в начале 17 века и распространившийся по всей Европе. Барокко характеризуется церемониальностью, пышностью и эмоциональностью в образах и формах, а также использует причудливые детали и украшения. Барокко оказал огромное влияние на художественное творчество, включая архитектуру, живопись и скульптуру.

Культовое строительство в эпоху барокко

Одной из сфер, где барокко проявил свою самую яркую сторону, стало культовое строительство. В этот период были возведены множество католических храмов и капелл, которые отличались изобилием красок, форм и украшений. Стилистические средства архитектуры в барокко были сверхмасштабными и направлены на то, чтобы внушить зрителю страх и благоговение. Величественные купола, колонны и арки создавали впечатление невероятного подъема и находили отклик в душе зрителя.

Примером такого культового сооружения является собор св. Петра в Риме. Здание было возведено Микеланджело в начале 16 века, а в середине 17 века дополнено фасадом в барочном стиле. Главным декоративным элементом на фасаде был входной портал, обрамленный роскошными украшениями, а внутри – величественная лестница, ведущая в парадные залы.

Барочная архитектура дворцов

Фасады барочных дворцов были более сдержанными, чем фасады культовых сооружений. Они демонстрировали торжественность и величественность благодаря роскошному оформлению окон и входных порталов. Многие из них имели широкие вестибюли и великолепные лестницы, ведущие на второй этаж, где находились парадные залы.

Также в барокко были разработаны приёмы ансамблевого строительства.

Сады барокко

В барокко была возведена множество загородных дворцов, окруженных парками и садами. На них было многочисленные фонтаны и искусственные гроты, а ландшафт оформлялся согласно вкусам эпохи с помощью симметричных аллей, посадок деревьев и аккуратно подстриженных кустарников.

Один из ярких примеров таких садовых ассамблей – это Версальский дворец. Он был возведен Людовиком XIV в 17 веке и занимал огромную территорию. Сады дворца были разработаны архитекторами Лебреном и Мансартом и стали воплощением идеалов барокко. Центральной фигурой парка был бассейн Аполлона, вокруг которого располагались аллеи, фонтаны и террасы.

Заключение

Барокко – это эпоха, когда художники и архитекторы искали непревзойденный путь к совершенному воплощению своей креативности. В архитектуре барокко все элементы становятся причудливыми и украшенными, и этот стиль оставил заметный след в храмах, дворцах и парках по всей Европе.

Барокко — архитектурный стиль, возникший в католической Италии, который не нашел широкого распространения в странах протестантской религии. Католицизм с его эстетикой театральной красоты был враждебно относится к протестантизму, поэтому в Англии, Шотландии, Скандинавских странах, Швейцарии и северной части Германии архитектура барокко не прижилась. Однако, в Голландии, которая освободилась от испанского владычества, архитектура отличается сдержанностью и простотой, но в соседней Бельгии, где было сильное влияние католицизма, строились иезуитские барочные церкви.

В Германии политическая реакция, которая наступила после буржуазно-демократических свобод, привела к усилению власти феодалов и клерикалов. Во второй половине 17 века и первой половине 18 века здесь началось строительство княжеских резиденций и церквей в стиле барокко.

10 стр., 4940 слов

Стиль барокко в архитектуре

... Цель курсовой работы - изучить историю архитектуры в стиле барокко; историю возникновения барокко; особенности архитектуры в стиле барокко, её черты, соотношение с другими стилями, различия; историю возникновения архитектуры в разных государствах. Задачи: изучить историю архитектуры в стиле барокко изучить ...

Барокко распространилось и в соседней с Италией Австрии, куда приглашали итальянских архитекторов для строительства дворцов после установления императорской власти.

Во Франции войны между католиками и гугенотами во второй половине 16 века закончились сплочением господствующих классов общества вокруг королевской власти и стабилизацией абсолютизма. Французское дворянство во многом следовало итальянской моде, поэтому стиль барокко оказал некоторое влияние на архитектуру во Франции, хотя в целом этот стиль не привился в этой стране.

Архитектурные стили в странах Пиренейского полуострова

В странах Пиренейского полуострова пышность и богатство декоративной пластики предвосхищает общеевропейский стиль барокко ещё в период ренессанса. В Испании и Португалии есть готические соборы, есть дворцы в стиле классицизма 18 в. Но такие постройки здесь единичны. В этих странах на протяжении 13-15 вв. формировался собственный архитектурный стиль – своеобразная экспансивная пластика. Представляющая темпераментную смесь мотивов, в которую причудливо и прихотливо сочетаются формы различного происхождения и буйная орнаментация, порождённая фантазией архитекторов. На этот своеобразный стиль повлияла роскошная архитектура арабов: испано-португальскому народному зодчеству такие черты не были свойственны. Но, возникнув, это каменное узорочье сделалось настолько привычным, что его же не смог вытиснуть классицизм. Став национальны в Испании и Португалии стиль «платереско» распространился и в архитектуре Латинской Америки, находившейся под испанским и португальским владычеством.

Развитие стилей в Европе

В 18 в. В разных странах Европы барокко переходит в стиль рококо (от французского «рокайль», что означает «раковина»; в орнаментации этого стиля были излюбленными мотивы морских раковин).

И, несмотря на то, что формы рококо измельчены, в отличие от пластичных барочных форм, его отличает такая же неумеренная, пышная декоративность.

Архитектурные стили в России

В России процессы образования нового после ренессанса стиля наиболее активно развернулись в Москве и во всей зоне ее культурного влияния. Декоративность, освобожденная от сдерживающих начал, которые несла в себе традиция XVI столетия, в московской архитектуре исчерпала себя, сохранившись в хронологически отстававших провинциальных вариантах. Но процессы формирования светского мировоззрения развивались и углублялись. Их отражали утвердившиеся изменения во всей художественной культуре, которые не могли миновать и архитектуру. В его пределах начались поиски новых средств, позволяющих объединить, дисциплинировать форму, поиски стиля.

Московское барокко в архитектуре XVII-XVIII вв.

Современные исследователи архитектурного наследия России относят к московскому барокко архитектурное направление XVII-XVIII вв. Название, введенное Николаем Горностаевым, носит скорее условный характер и не соответствует классическим определениям барокко в европейской архитектуре. Однако в этой архитектурной эпохе есть, несомненно, что-то особенное, своеобразное и русское.

В памятниках архитектуры XVII-XVIII вв.,охватывающих практически все города России, сохранились элементы средневекового наследия, однако постепенно формируется новое, более современное и универсальное направление. Новшествами, которые впоследствии стали определяющими для развития архитектуры России, было прежде всего применение универсального художественного языка, который не зависил от места конкретного элемента в структуре всего сооружения, а также использование архитектурных ордеров, которые придавали уникальный характер всем элементам здания и композиции в целом.

8 стр., 3529 слов

Реферат храм 4 класс

... связанные с храмом: архитектуру, живопись, музыку — следует воспринимать и рассматривать в совокупности. Храмовая архитектура Православный храм зародился в ... статую божества, стоящую в глубине храма. Русский православный храм на протяжении веков являлся как бы продолжением ... архитектуры стали еще заметнее. Дальнейший отход от византийских форм наметился в Успенском соборе Киево-Печерского монастыря ...

Также в московском барокко можно выделить близкие к барокко черты европейской архитектуры, как, например, осуществление пространственной взаимосвязанности между главными помещениями, большое внимание к центру композиции, контрастам, переходам от мягких, изогнутых очертаний к жестким, прямым и т.д.

Однако несмотря на все достоинства и новые решения данного эпохи, московское барокко сохранило свою оригинальность, воспроизводя свой почерк и характерный узор на фоне глади стен.

Иностранные влияния в архитектуре Московского барокко

Московское барокко как архитектурное направление существовало преимущественно в XVII-XVIII вв. По своей сути оно представляло собой комбинацию русских и западноевропейских традиций, а в произведениях московских мастеров были заметны как элементы барокко, так и раннего классицизма.

Некоторые иностранные архитекторы, работавшие в России, внесли свой вклад в создание московского барокко. Один из ярких представителей — Антонио Ринальди, построивший такие знаковые сооружения, как Китайский дворец в Ораниенбауме, Мраморный дворец в Петербурге и Дворец в Гатчине.

В то же время, как и средневековая русская архитектура, московское барокко оставалось более «наружным» и склонялось к собственно декоративности. Внутреннее пространство в большинстве случаев не получалось таким же выразительным и запоминающимся, что проявлялось в противоречивости произведений и их разной структуре и декоративной оболочке.

Своеобразие Сухаревой башни

Среди московских построек некоторые выделялись своей необычностью. Одна из таких — Сухарева башня, находившаяся на пересечении улиц Сретенки и Земляного вала.

Строительство башни началось в конце XVII века и было завершено к началу XVIII века. Она сочетала в себе черты средневековых западноевропейских соборов и ратуш и была украшена башенкой с часами. Внутри башни находились Школа математических и навигацких наук и первая в России обсерватория.

Однако в 1934 году башню пришлось разобрать, так как её расположение мешало движению. Таким образом, одна из необычных построек Москвы исчезла из городского пейзажа.

История развития московской архитектуры в XVIII веке

В XVIII веке в Москве и её окрестностях было построено множество храмов, которые отличались от традиционных русских архитектурных стилей и больше напоминали западноевропейские сооружения. Одним из таких примеров является церковь Архангела Гавриила, известная как «Меншикова башня», построенная в 1704-1707 годах по заказу А.Д. Меншикова архитектором Иваном Петровичем Зарудным. Основным элементом её композиции была объёмная и высокая колокольня в стиле барокко.

Огромную роль в развитии московской архитектуры в XVIII веке сыграл Дмитрий Васильевич Ухтомский. Он был создателем грандиозной колокольни Троице-Сергиева монастыря (1741-1770 гг.) и знаменитых Красных ворот в Москве (1753-1757 гг.).

Ухтомский предложил дополнить уже существующий проект колокольни двумя ярусами, что позволило ей достичь восьмидесяти восьми метров в высоту. Верхние ярусы не предназначались для колоколов, но придали постройке более торжественный вид и сделали её видимой издалека.

11 стр., 5119 слов

Первые древнерусские монастыри и храмы

... древнерусскую архитектуру, делят ее по периодам: архитектура предмонгольского периода, архитектура времен феодальной раздробленности, архитектура XIV-XV веков и т.д. Так, А. И. ... храмы являлись все же исключением. Большинство строившихся в XVI и XVII веках ... и XV веков отличаются очень мало. (Если сравнить, к примеру, псковские Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (1156) и ... первого яруса ...

Красные ворота, которые, к сожалению, не сохранились до наших дней, были одним из лучших образцов архитектуры русского барокко. Их строительство и последующие перестройки тесно связаны с жизнью Москвы XVIII века и являются показательными для той эпохи. В 1709 году, по случаю полтавской победы русских войск над шведской армией, были построены деревянные триумфальные ворота на конце Мясницкой улицы. В 1742 году, в честь коронации Елизаветы Петровны, эти ворота были заменены на каменные благодаря средствам московского купечества и по указу императрицы работы были поручены Ухтомскому.

Красные ворота были выполнены в форме древнеримской трёхпролётной триумфальной арки и считались самыми лучшими. Москвичи любили их и называли «красивыми». Ворота имели изящный шатёр, увенчанный фигурой трубящей Славы, а также скульптурные рельефы и статуи, олицетворяющие различные ценности и добродетели. Они были украшены более пятидесятью живописными изображениями.

Исследование проведено с целью изучения истории архитектурных сооружений в Москве. В ходе исследования было обнаружено, что в 1928 году замечательное сооружение Красные ворота было разобрано в связи с реконструкцией площади. На месте Красных ворот в настоящее время находится павильон метро, что свидетельствует о смене эпохи архитектуры.

Изучение архитектуры Москвы середины 17 века позволило установить, что основной движущей силой в этот период была культура посадского населения. Московское барокко, как и барокко вообще, стало прежде всего аристократической культурой. Основными типами зданий, где разворачивались процессы стилевого образования, стали дворцы и храмы. В последней четверти 17 века уже начали появляться боярские каменные палаты, которые предвосхитили черты будущих дворцов 18 века.

Важную роль в развитии архитектуры Москвы играла Голландия в конце XVII века. Она широко посредничала между русской и западноевропейской художественной культурой. Влияние голландской культуры можно увидеть в декоративной надстройке Уточьей башни Троице-Сергиевой лавры и колокольни ярославской церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Особенно ярким примером голландского влияния является ступенчатый фигурный фронтон, украшающий западный фасад трапезной Симонова монастыря в Москве, который был выполнен в 1680-х годах О. Старцевым.

Исследование также показало, что в это время уже существовали увражи с гравированными изображениями построек западноевропейских городов в крупнейших книжных собраниях Москвы. Это свидетельствует о том, что московская аристократия была ознакомлена с западными архитектурными тенденциями и воспринимала их в своих проектах.

Развитие русской архитектуры конца XVII в.

В конце XVII века здания монастырских трапезных заняли важное место в развитии русской архитектуры. Они стали связующим звеном между светской и церковной архитектурой, играя значимую роль в формировании новых архитектурных трендов.

Пространственная структура этих зданий была однотипной. Основной этаж возвышался над низким хозяйственным подклетом. На одной стороне этажа располагались служебные помещения, а на другой стороне открывался протяженный сводчатый зал, связанный через тройную арку с прилегающей церковью.

19 стр., 9242 слов

Центральные храмы города Екатеринбурга

... столицы Урала. Мы посетим 3 центральных храма Екатеринбурга, часовню – визитную карточку нашего города и самый старый на Урале женский Ново-Тихвинский монастырь. Продолжительность нашей экскурсии примерно 4 ... должна была полностью изменить ее облик и переделать из церкви XVIII века в стиле барокко на церковь в византийском стиле, напоминающую церкви архитектора К-Тона. К ...

Протяженность асимметричного фасада определялась пространством, объединенным по продольной оси. Фасады были украшены мерным ритмом окон, обрамленных колонками, которые несли разорванный фронтон. На фасаде трапезной Новодевичьего монастыря (1685-1687) этот ритм усилен длинными консолями, спускающимися от карниза по осям простенков.

Самой грандиозной постройкой среди подобных зданий была трапезная Троице-Сергиевой лавры (1685-1692).

В каждом простенке этой трапезной были установлены коринфские колонки с раскрепованным антаблементом. Колонки были сдвоены в местах примыкания поперечных стен. На аттике здания были установлены кокошники с раковинами, которые повторялись в завершении верхней части церкви, поднимающейся над главным объемом как второй ярус.

Развитие подобного типа посадского храма, начавшегося с московской церкви в Никитниках, достигло своего пика в постройках конца XVII — начала XVIII века, которые обычно именовались «строгановскими». Эти здания были возводимы богатым солепромышленником и меценатом Г.Д. Строгановым, при участии артеля, связанной со столичными традициями зодчества.

Фасады зданий строгановской школы были тройственно разчленены, что не только традиционно, но и обдуманно связано с конструктивной системой. Сомкнутый свод с крестообразно расположенными распалубками передавал нагрузку на простенки между широкими светлыми окнами.

Архитектурный ордер стал средством выражения структуры здания. Он был ближе к каноническому, чем на других русских постройках того времени, свидетельствуя о серьезном знакомстве с архитектурной теорией итальянского ренессанса, согласно исследователю строгановской школы И. Брайцевой.

Введение

Архитектурный ордер, система универсальная, начала подчинять себе композицию храмов конца XVII века, ритмический строй. Освобождение архитектурной формы от прямой и жесткой обусловленности смысловым значением, характерной для средневекового зодчества, стало возможным с укреплением светских тенденций культуры и ростом роли эстетической ценности формы и ее собственной организации.

Вместе с появлением новых типов объемно-пространственной композиции храма, не связанных с общепринятыми образцами и их символикой, зодчие начали создавать новые ярусные структуры, которые поражали своей симметричностью и завершенностью. Однако, в этих структурах традиционная ориентированность храма растворялась, и зодчих увлекала геометрическая игра, определяющая внутреннюю логику композиции независимо от философско-теологической программы.

Новые варианты композиции храма сохраняли связь с традиционным типом храма-башни, храма-ориентира, который собирал вокруг себя пространство. Однако, поиски выразительности развертывались свободно и разнообразно. Композиции типа «восьмерик на четверике», повторяющие структуру, распространенную в деревянном зодчестве, стали одним из первых выражений этих поисков.

Особенности русского барокко

Самобытность архитектуры русского барокко проявилась в органичном сочетании четкой фундаментальности и простоты плановых решений с живописностью силуэтов и фасадов. Она отличалась щедростью и фантазией декоративных форм, их многоцветием, которое традиционно развивало присущие искусству России мажорность и нарядность.

В середине 18 века возрождается исконно русское пятиглавие при постройке храмов, причем оно обогащается новыми самостоятельными решениями, заменяя тип храма начала столетия, увенчанного куполами во флорентийском духе.

Господство человека над природой

Стремление выразить господство человека над природой и стихией, его творческие возможности, находит выражение в контрастном сочетании геометризма окружающих дворцы регулярных садов и парков с огромной протяженностью пластичных фасадов и пышных амфилад парадных помещений. В интерьерах присутствует обилие проемов, зеркал, орнамента, который покрывает стены, а также живописные плафоны. Все это создает иллюзию безграничности пространства.

Заключение

Русское барокко в архитектуре проявило себя как самобытное направление, сочетающее четкую фундаментальность и простоту плановых решений с живописностью фасадов и декоративных форм. Оно также выражало господство человека над природой и стихией, создавая иллюзию безграничного пространства в интерьерах. Русское барокко оставило значительный след в архитектуре России и стало одним из важных этапов ее развития.

Расцвет русского барокко связан с именами А.В. Квасова (Большой Царскосельский дворец до его перестройки Растрелли, не сохранившаяся церковь Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади), П.А. Трезини (Фёдоровская церковь в Александро-Невской лавре), А.Ф. Виста (Андреевский собор на углу 6 линии и Большого проспекта, Ботный домик в Петропавловской крепости) и других мастеров, но прежде всего, — с именем Варфоломея Варфоломеевича Растрелли (1700-1771) — создателя роскошного Смольного монастыря, Зимнего (см. Приложения), Воронцовского, Строгановского дворцов, перестроенных им дворцов и павильонов в Царском Селе и Петергофе. Растрелли задал тон, масштаб дальнейшей застройке Дворцовой площади и Дворцовой набережной. [4, С.9]

В заключении я хочу повторить, что русское барокко мало похоже на европейское, в нем ярче выражен светский, более земной характер русского искусства xviii века. Савва Иванович Чевакинский (1713-1780) возвел великолепный Никольский морской собор с самой красивой колокольней Петербурга на берегу Крюкова канала, Шуваловский дворец на Итальянской улице, дворе Шереметьевых на Фонтанке и др. Неизвестный пока мастер (скорее всего П.А. Трезини), словно соперничая с Растрелли, построил на Владимирской площади удивительной красоты Владимирскую церковь (завершена в конце 1760 гг.).

Очень многое из созданного этим зодчим было позднее перестроено или просто исчезло. В 1760-1770 гг., в “золотой век Екатерины II” меняются архитектурные и художественные вкусы, на смену пышному “елизаветинскому барокко” приходит классицизм.

(на примере Новодевичьего монастыря)

Пятиглавие храмов в архитектуре русского барокко было охарактеризовано как преданием величества и богатства, так и своеобразием ансамбля, подчеркивающего престиж церкви, ее роль.

Ярким примером тому может служить один из самых удивительных по красоте и гармонии архитектурных ансамблей Москвы — Новодевичий монастырь.

Архитектура Новодевичьего монастыря

С точки зрения архитектуры, Новодевичий монастырь был построен в стиле московского или нарышкинского барокко, который сформировался в Москве к концу XVII века. Для этого стиля характерно яркое декоративное сочетание резных белокаменных деталей с красной кирпичной стеной. Пожалуй, Новодевичий монастырь является самым ярким примером данного стиля.

В XVII веке, под руководством Софьи, монастырь был реконструирован. То, что мы можем увидеть сегодня, относится к XVII веку.

Храмы

В монастыре сохранилось 6 храмов:

  • Смоленский собор
  • Успенская церковь при трапезной
  • Амвросьевская церковь при Ирининских палатах
  • 2 надвратные церкви (Преображения Господня, над северными воротами, храм Покрова Богоматери, над южными воротами)
  • Храм во имя преп. Варлаама и Иосафа в нижнем ярусе колокольни

Собор Смоленской иконы Божией Матери — старейший храм Новодевичьего монастыря. Он был построен в 1524-1525 годах и по архитектуре схож с Успенским собором Московского Кремля, хотя и отличается от него по ряду особенностей. Собор поставлен на высокий белокаменный подклет и сложен из большемерного кирпича; фасады его, разделенные лопатками на 4 прясла по длине и 3 — по ширине, практически лишены украшений. Только трехчастная апсида украшена тонким аркатурным пояском. Своды опираются на крестчатые столпы (новшество, привнесенное в русское зодчество итальянцами).

Храм окружен галереями с арочными проемами (часть которых ныне заложена) и маленькими приделами с южной и северной сторон. Ступени высоких крылец ведут ко входу в собор.

Исследование Росписей Собора Святых Бориса и Глеба

Росписи, сохранившиеся в соборе Святых Бориса и Глеба, относятся к 1526 — 1530 годам. Во времена Бориса Годунова фрески были поновлены, но не переписаны. Закрасили их позже, и только при реставрации в советское время, когда собор отдали музею, стенам собора был возвращен первоначальный вид.

Картины расположены в несколько ярусов на стенах и столпах и посвящены, главным образом, теме святых воинов и русских князей, чудесам Смоленской иконы Богоматери; в росписях прослеживается идея Москвы как третьего Рима. Это вполне объясняется временем их создания — периодом становления Российского государства. Росписи сводов, судя по стилю, все же были сделаны при Борисе Годунове.

Пятиярусный главный иконостас собора был сделан по заказу царевны Софьи в 1683 — 1686 годах мастерами Оружейной палаты. Иконостас, сделанный мастером из Шилова Климом Михайловым «со товарищи», резной и покрытый позолотой, неизменно притягивает взгляды посетителей музея.

Успенский храм Новодевичьего монастыря

Святитель Петр, перенося в 1325 году резиденцию русских митрополитов из Владимира в Москву, силу и благочестие Москвы ставил в тесную связь с построением в этом городе храма в честь Пресвятой Девы Марии; он рекомендовал великому князю Ивану Даниловичу Калите воздвигнуть здесь «храм, достойный Богоматери». Согласно этой воле святителя, в 1326 году в Москве была заложена первая каменная церковь во имя Успения Богоматери, и впоследствии значительная часть воздвигаемых на Руси храмов названа в честь этого праздника, и в ряду их — старинный чтимый верующими Москвы храм в Новодевичьем монастыре.

По своему первоначальному назначению храм Новодевичьего монастыря принадлежит к типу особых, строившихся только в монастырях храмов, — храмов-трапезных. Это сооружение полуцерковного, полугражданского характера: собственно храм занимает здесь небольшую часть; все остальное приноровлено для нужд, не имеющих непосредственного отношения к Богослужению.

Введение

В данной работе рассматривается тип храма-трапезной, который возник и развивался в общежительских монастырях. Такие храмы предназначались для удовлетворения потребностей иноческой общины, включая питание иноческого населения. Одним из наиболее величественных и интересных сооружений подобного рода является трапезная Новодевичьего монастыря с Успенским храмом при ней.

Целью данной работы является исследование архитектурных особенностей и исторической роли храма-трапезной в Новодевичьем монастыре.

1. Исторический контекст

Новодевичий монастырь был основан в 1524 году и длительное время являлся монастырем придворным, привилегированным. Он принимал наезжавших царей и других высокопоставленных лиц, а также устраивал многолюдные праздники и поминальные обеды. В связи с этим было решено строить трапезную палату, которая предназначалась не только для повседневного столования иночествующих, но и для приема гостей и проведения различных церемоний.

В 1685-1686 годах, по распоряжению сестры Петра I царевны Софьи, были построены обе церкви и трапезная в Новодевичьем монастыре. Сооружение здания было связано с общей перестройкой монастыря, в результате чего почти весь монастырский поселок был создан заново в едином стиле.

2. Архитектурные особенности

Трапезная Новодевичьего монастыря представляет собой обширное здание площадью свыше 2000 кв. м. Оно хорошо освещено и устроено на высоком подклете. Здание имеет целый ряд залов, три парадных крыльца и богатую наружную и внутреннюю отделку.

Храм-трапезная состоит из двух этажей. Внизу располагается «теплая» церковь во имя Успения Божией Матери, а вверху — «холодная» церковь в честь Сошествия Святого Духа. Между этажами есть узкая лестница, устроенная в южной стене.

Храм-трапезная Новодевичьего монастыря представляет собой единое сооружение, где храм сильно возвышен и равен двум кубам, поставленным один на другой.

Заключение

Трапезная Новодевичьего монастыря с Успенским храмом при ней является одним из наиболее величественных и интересных сооружений типа храм-трапезная. Она имеет важное историческое значение, так как служила не только для повседневного столования иночествующих, но и для приема гостей и проведения различных церемоний. Архитектурные особенности храма-трапезной делают его уникальным и привлекательным объектом изучения.

Характер архитектуры Успенской церкви с трапезной очень типичен для московского (нарышкинского) барокко. Высокий, столпообразный храм имеет примыкающие к нему более низкие алтарь с востока и трапезную с запада; формы окон и дверей прямоугольные, размеры их велики; на углах здания колонны, окна обрамлены наличниками; вся отделка отличается нарядностью; колористический эффект — красное (фон) с белым (декорации).

В 1976 году здание сильно пострадало от пожара, и было вскоре частично перестроено. Изменения сказались в следующем: разобрана широкая, открытая галерея на арках, окружающая палату, уничтожены кокошники, украшавшие верх церкви, пятиглавие заменено одной главой, переделаны крыльца. Но и при этих переделках вид здания сохранился довольно близким к прежнему; капитальные части его не изменились, и оно осталось одним из лучших памятников русской архитектуры конца XVII века.

Главный вход в храм — через северо-западное крыльцо. Оно примыкает к обширной прихожей-паперти, восточная стена которой украшена иконами, перед ними висят неугасимые лампады. Из прихожей в помещение трапезной — дверь, обрамленная интересным резным белокаменным порталом. Трапезная является сейчас основным местом стояния молящихся во время богослужений; посредством трех больших арок, имеющих художественно выполненное из резного белого камня обрамление, она соединяется с собственно храмом, который имеет небольшую площадь. Его внутреннее оформление новое: существующий в настоящее время иконостас установлен в 1945 году; ранее он находился в московской церкви в честь Святой Троицы в Хохлах. Иконостас деревянный, XVII века, состоит из четырех обычных ярусов икон; все иконы, за исключением нескольких местных, современны ему. Оформление иконостаса выполнено в виде занавеса; по замыслу автора, оно должно напоминать алтарные преграды первых веков христианства, когда алтари отделялись простыми занавесами.

Трапезная представляет собой обширный (площадью в 390 кв. м) хорошо освещенный зал, крытый единым, без промежуточных опор, сводом, в котором красиво врезываются сводики над оконными проемами.

В правой части трапезной, у восточной стены, примыкающей к Успенскому храму, находится придел во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Придел имеет небольшой одноярусный деревянный иконостас, устроенный в 1956 году; все иконы его — позднего происхождения. Алтарь придела очень невелик по размерам; в нем совершаются, главным образом, ранние литургии. Церковь Святого Амвросия епископа Медиоланского (современный Милан) возведена на территории монастыря из белого камня предположительно в конце 1600-х годов. Богослужения в Амвросиевском храме совершаются в день памяти святителя Амвросия (7/20 декабря) и при занятости Успенского храма. В остальные дни храм используется для выполнения молитвенного монашеского правила сестер и для прочтения псалтири (в день вычитывается вся псалтирь, несколько томов монастырского синодика и поминальные записки).

Надвратные храмы — Покрова Пресвятой Богородицы (построена в 1683 — 1688 годах) — над южным входом, трехглавый, с открытой террасой; в архитектурном стиле ощущается влияние южнорусского барокко и Преображения Господня (Спаса Преображения, 1687-1689гг.) — над северными воротами, пятиглавый, в стиле нарышкинского барокко; 3 яруса нарядных окон, внутри — восьмиярусный резной золоченый иконостас работы мастеров Оружейной палаты под руководством К. Золотарева (1688г).

К Преображенскому храму примыкает Лопухинский корпус (168301686гг.) — жилые палаты царевны Екатерины Алексеевны, где в 1727-1731 годы жила царица Евдокия Лопухина. Еще дальше, тоже вдоль стены — бывшая стрелецкая караульня при Напрудной башне, которая в 1698 — 1704 годы служила местом заточения царевны Софьи. Здесь расположена экспозиция, посвященная Филарету: множество документов, несколько икон, яркая изразцовая печь. [12, С.115]

Колокольня Новодевичьего монастыря относится к лучшим произведениям русского зодчества XVII века. Среди известных колоколен подобного типа она поражает особой соразмерностью пропорций. На 72-метровую высоту легко и свободно поднимается ажурный столп. Изысканная стройность и легкость достигнуты умелым распределением частей сооружения. Глухие ярусы чередуются с ажурными, облегченными арками, и каждый имеет своеобразное декоративное решение, не повторяющееся по рисунку. Необычно расположив колокольню за алтарными апсидами собора, зодчий, таким образом, завершил и объединил все постройки архитектурного ансамбля и одновременно четко определил центральное положение Смоленского собора — архитектурной доминанты Новодевичьего монастыря.

Таким образом, культура барокко занимает огромное историческое пространство: рубеж XVI-XVIIвв — XVIIIв. Его появление было исторически закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием. Неодинаково находил свое претворение стиль в различных странах, выявляя их национальные особенности. В то же время имел общие черты, типичные для всего европейского искусства и для всей европейской культуры:

1. Церковный догматизм, приведший к усилению религиозности;

2. Увеличение роли государства, светскости, борьба двух начал;

3.Повышенная эмоциональность, театральность, преувеличенность всего;

4. Динамика, импульсивность;

5. Декоративность, живописность, излишество элементов…

В тоже время, барокко подготовило новую эпоху — эпохе Просвещения. Искусство этого стиля живет, развивается вплоть до наших дней (искусство рококо, “неоклассицизм”, возрождающий прежде всего барочные формы, “нововенская школа” в музыке, обращающаяся к мастерам строгого стиля…)

Мир барокко столь же безграничен, как и мир человеческой души. Пестрота жизни, переполняющая музыку этого времени, по законам барочной антиномии уживается с напряженными духовными исканиями. Чувственная красота искусства барокко — залог любви к нему. Но оно обращено не только к сердцу. Сердце и разум, любовь и познание — вот ряд антиномий, относящихся к сфере восприятия искусства.

С монастырями России связано много в жизни русского человека. Ведь все основные события христианина протекали в церкви — там его крестили, затем венчали и, наконец, отпевали. Сейчас многое делается для того, чтобы возродить лучшие православные традиции и святыни, и, прежде всего, это касается восстановления монастырей и церквей. Дело в том, что они являются не просто учреждениями для отправления культовых надобностей и потребностей верующих, но «духовно — историческими центрами», они составляли как бы камни в основании здания русского государства.

Ознакомившись с историей возникновения Новодевичьего монастыря, изучив его архитектурные особенности, мы смело можем говорить о том, что Новодевичий монастырь — это выдающийся памятник архитектуры XVI — XVII веков, а историко — культурное значение просто огромно, благодаря огромным коллекциям ценнейших раритетов. Новодевичий монастырь включен ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия, поскольку считается одним из старейших и красивейших монастырей России.10 августа 2009 года Новодевичьему монастырю исполнится 485 лет. Статус объекта ЮНЕСКО может быть присвоен только тогда, когда постройку удается сохранить в первозданном виде, а таких объектов в России не так много — всего 21 (Московский Кремль, Красная площадь, архитектурный ансамбль Троице — Сергиевой лавры, Китайгородская стена и др.) И, конечно же, Новодевичий монастырь по праву включен в этот список.

1. Алленов М.М., Евангулова О.С. Русское искусство X- начала XXв. – М.: Искусство. – 1989.

2. Архитектурно — строительные термины / сост. Ю.Н. Белов — СПт.: Каро, 2006.

3. Балакина Т.И. МХК: Россия IX-XIX вв. – М.: Издательский центр АЗ. – 1997.

4. Борисенко И.Г. Новодевичий монастырь. — Изд.2-е — М., Северный паломник, 2005.

5. Бражнев И.А., Баташкова А.Н. Русский интерьер XVIII-XIX вв. – М.: Сварог ИК. – 2000.

6. Гольдштейн А.Ф. Зодчество. – М.: Искусство. – 1979.

7. Кашекова И.Э. От античности до модерна. – М.: Просвещение. – 2000.

8. Малюга Ю.А. Культурология. – М.: Просвещение. – 1998.

9. Миронов О.В. Словарь религиозных терминов. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2002.

10. Монастыри Русской Православной Церкви. Справочник-путеводитель. –М.: Изд-во Московской патриархии, 2001.

11. Паламарчук П.Г. Сорок сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов: в 4т. М.: «Изд-во АСТ», 2003-2005.

12. Петров, А.Ю. Старообрядческие храмы Москвы. Краткий справочник — путеводитель. М., 1998.

13. Пилявский В.И. История Русской архитектуры. — М.: Искусство. — 1984.

14. Русская Православная Церковь. Храмы. Москва. Энциклопедический справочник. (сост. и автор А.В. Никольский) М.: Изд-во Московской Патриархии: Издат. дом «Российский писатель», 2003.

15. Христианство: Энциклопедический словарь. В 3т.М., 1993-1995.