Религиозные мотивы в творчестве Репина

Курсовая работа

Илья Ефимович Репин внес значительный вклад в историю русской культуры.

Его работы поражают красотой и сокрытым смыслом. Современники Репина поражались его мастерству. Сейчас его работы не теряют актуальности и по-прежнему считаются культурным достоянием России. Его творчество олицетворяет собой высшие достижения живописи передвижников, стремившихся сделать искусство понятным и близким народу, актуальным, отражающим основные закономерности жизни. Окружающее художника настолько волновало его, события будто сами просились на холст. Илья Ефимович Репин был выдающимся художником с неиссякаемым запасом таланта и желания творить. А желание писать в нем рождала многокрасочная жизнь, яркие события и человеческие характеры. Все это позволило художнику создать на глубоко реалистичной основе искусство высокого стиля, отвечающее на большие общечеловеческие вопросы, являющиеся зеркалом своего времени. И именно поэтому его работы до сих пор восхищают самых истинных эстетов.

И.Е. Репин работал в области портрета и исторической живописи. Но мало кто обращается к другой стороне его многогранного творчества, а именно — религиозные мотивы.

Цель исследования: конкретизация религиозной грани творчества И.Е. Репина, изучение самых выдающихся работ на религиозную тематику, рассмотрение скрытого в его работах посыла.

Объект исследования: творчество Ильи Ефимовича Репина, его лучшие и наиболее известные работы.

Предмет исследования: картины И.Е. Репина, отображающие религиозную сторону жизни общества крестьян.

1. Жизнь и творчество И.Е. Репина

Илья Ефимович Репин родился 24 июля 1844 года в семье военного поселянина в глухом провинциальном городке Чугуеве, близ Харькова. Чугуев был местом аракчеевских военных поселений, и жизнь маленького Илюши и его семьи после того, как отец был послан далеко на военную службу, была полна страданий, моральных унижений, а временами и голодания. Репин в «Далеком близком», замечательной книге его воспоминаний, с живым интересом читающейся и теперь, говорит: «У нас было бедно и скучно, и мне часто хотелось есть. Очень вкусен был черный хлеб с крупной серой солью, но и его давали понемногу». Репин вышел из среды народа и, будучи уже знаменитым художником, бывая в аристократических салонах, не стыдился того, что по происхождению был «мужиком».

Мальчик рано проявил художественную одаренность, он помогал матери, расписывая красками пасхальные яйца — «писанки», как это было принято на Украине, и продавал их в местную лавочку. Работа требовала труда, упорства и таланта. Ведь расписывать яйца было в народном обычае Украины, и украшение «писанок» требовало умения и своеобразия, иначе их не стали бы покупать. Может, эта работа в детстве и способствовала развитию в Репине трудолюбия, которое он всегда в себе отмечал. Ловко вырезал он из бумаги вместе со своей любимой сестрой Устей резво бегущих лошадок, после чего они наклеивали их на окна своего дома, и проходившие мимо чугуевцы останавливались, любуясь ими.

5 стр., 2353 слов

Разработка по литературе в 8 классе «Контрольная работа по творчеству ...

... работами. Конспект урока Организационный момент Проверка готовности к уроку, приветствие. Формулирование темы, остановка целей урока. Мотивация учебной деятельности. Сегодня у нас последний урок по изучению творчества А.С. Пушкина ... Назовите стихотворения А.С. Пушкина, с которыми познакомились в 8 классе. «19 октября», «К ... произведение А.С. Пушкина. 1. Свою работу по исследованию Пугачевского бунта ...

Мать понимала одаренность сына, но, не имея возможности дать ему художественное образование, отдала его в школу топографов в Чугуеве, а затем, когда школа была закрыта, мальчику, мечтавшему стать художником, осталось только одно — поступить в мастерскую иконописца Бунакова. Пребывание в этой иконописной мастерской принесло Репину несомненную пользу: он получил здесь серьезные ремесленные навыки, и вскоре, с пятнадцати лет, принимал уже участие в росписи сельских церквей и славился как очень хороший мастер. Его росписи сохранялись в церквах Украины до 1941 года и погибли во время войны.

В одну из своих поездок Репин попал в уездный городок Острогожск Воронежской губернии и там узнал о судьбе сына острогожского писаря И. Н. Крамского, который работал ретушером у фотографа и уехал учиться в Петербург в Академию художеств. Этот пример толкнул Репина на осуществление его давней мечты — поступить в Академию художеств. Скопив 100 рублей от церковных заказов, Репин едет в 1863 году в Петербург поступать в Академию. Путешествие длинное и утомительное, на дилижансе, так как железная дорога шла тогда до Петербурга только от Москвы. Путевые издержки были велики, и в столицу Репин приехал всего с 47 рублями. А город был чужой, и ни родных, ни знакомых не было. С трепетом и благоговением смотрел юноша на величественное здание Академии художеств, но поступить туда сразу не удалось. По совету архитектора Петрова, у которого он снял маленькую комнату, он поступил в подготовительную рисовальную школу на Бирже. Там он встретился и познакомился с преподававшим в школе И.Н. Крамским. Встреча эта во многом определила развитие и дальнейший творческий путь Репина.

После недолгого пребывания в школе рисования Репин был принят в январе 1864 года в Академию художеств вольнослушателем. Осуществились затаенные, давние, страстные мечты юноши. В Академии, согласно новому Уставу 1859 года, кроме профессиональных дисциплин преподавались общеобразовательные предметы. Репин с великим рвением берется за усвоение всего, чему учили. Материально ему живется очень трудно, он вынужден даже браться за малярные работы.

Разночинцы, в среду которых попал Репин, пробивая себе дорогу собственными силами, упорно шли к намеченной цели, стремились получить образование и отдать свои знания народу. Их мировоззрение складывалось под влиянием идей русских просветителей. Диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» сыграла огромную роль в формировании материалистического эстетического мировоззрения, а в дальнейшем — в создании демократического идейно-реалистического русского искусства. Передовая молодежь считала, что художник должен стать общественным деятелем.

6 стр., 2756 слов

Искусство и его роль в жизни человека и общества

... прожить" много иллюзорных "жизней" в "мирах", созданных писателями, музыкантами, живописцами и т.д. Вместе с тем искусство ... смысл. При помощи слова можно воссоздать не только ... Творческое начало присутствует едва ли не во всех ... искусства, нельзя без потерь передать средствами другого вида искусства или просто по-другому "пересказать". Необходимость и важность изучения искусства и его роли в жизни ...

Императорская Академия художеств второй половины XIX века была чужда разночинцам по истолкованию задач и целей искусства. Не признавая реалистическое искусство, стремившееся отобразить действительность во всей обнаженной правде и многообразии ее проявлений, Академия рассматривала искусство как эстетическую ценность, призванную доставлять людям удовольствие, наслаждение, будить героические чувства. Академическая система преподавания сознательно отвлекала учащихся от наблюдения окружающей жизни, уводя их в область религии, мифологии, по преимуществу древней истории. Далекие от действительной жизни сюжеты должны были облекаться в формы, подражавшие классическому искусству или искусству мастеров прошлого, главным образом эпохи Возрождения. Классическое искусство так же рассматривалось не как высокохудожественное реалистическое выражение окружающего мира. Античное искусство рекомендовалось принимать как обязательный образец формы. Вырабатывались штампы, трафареты. Получались произведения однотипные, лишенные актуального содержания, живого горения жизни, но в то же время внешне эффектные, красивые. Академия была отличной школой профессионального мастерства. Особенно высоко был поставлен рисунок. Ученики это понимали и ценили, прилежно занимались и достигали высокого технического совершенства. Но в основном Академия являлась тормозом, препятствовавшим развитию реалистического искусства.

Такое искусство по своему содержанию и целенаправленности для 60-70-х годов XIX века было реакционным и антинародным. Новые веяния, свежим ветром разносившиеся по стране, не могли не коснуться и Академии. Репин, поступивший туда в 1864 году, пишет в своих воспоминаниях «Далекое близкое»: «Во всех сферах и на всех поприщах искали новых, здоровых путей. Молодость и сила свежей русской мысли царила везде, весело, бодро шла вперед и ломала без сожаления все, что находила устарелым, ненужным. Не могла же эта могучая волна не захватить и русского искусства и не захлестнуть и Академию художеств!». Учащиеся Академии, выходцы из крестьянской и разночинной среды, «. . . инстинктивно чувствовали в себе уже представителей земли русской от искусства. Да даже и практически это было так. Их выделил из своей среды русский народ как художников и ждал от них понятного ему, родного искусства»’.

И вот незадолго до вступления Репина в Академию там произошло знаменательное событие, выразившее тягу молодежи к новому, протест против рутины и оторванности от жизни академического искусства. Лучшие ученики Академии, конкуренты на большую золотую медаль, дававшую право на заграничную поездку на казенный счет, решили обратиться в Совет профессоров с просьбой изменить существовавший порядок, по которому конкурентам предлагалась к исполнению одна, общая для всех тема, обычно религиозного или мифологического содержания. 14 конкурентов во главе с Иваном Николаевичем Крамским просили разрешения писать конкурсную картину на тему по собственному выбору, аргументируя эту просьбу своеобразием склонностей и дарований каждого. Но просьба была резко отклонена, и всем претендентам на золотую медаль предложено было писать картину на мифологическую тему «Пир в Валгалле». Указывалось содержание: на троне бог Одни в окружении других богов и героев. На плечах у него два ворона, в небесах луна, за которой несутся волки, и т. д. Естественно, что такая нелепая тема не могла вызвать вдохновения, а вызвала возмущение. Слишком близки и понятны были требования новой эстетики отзываться искусством на явления жизни, чтобы уже сознательная молодежь решилась отдать свои силы на подобную, лишенную всякого смысла тему.

2 стр., 707 слов

Роль искусства в жизни общества, рассуждения о творчестве

... и развивает человечество Изучив подробнее тему, можно правильно оформить сочинение «Роль искусства в жизни человека», изложить свои мысли при написании эссе. А также осветить все аспекты влияния культурного развития на человечество.

И 14 конкурентов подали в Совет Академии прошение об отчислении их из Академии. Первым из них был И. Н. Крамской. Лишившись поддержки Академии, молодые борцы за новое искусство решили держаться вместе, объединиться в художественную артель. Они сняли общую квартиру и стали брать заказы на самые различные художественные работы. Такая артель как учреждение, в какой-то мере конкурирующее с Академией, было новым явлением, а общество художников, поселившихся коммуной, где общее хозяйство вела жена И. Н. Крамского, напоминало артель Веры Павловны из популярнейшего в то время романа Чернышевского «Что делать». Все это привлекло к артели симпатии многих. Добросовестное же отношение артельщиков к делу обеспечило им большое количество заказов.

Но артель не только выполняла заказы, она стала и своего рода художественным центром, куда собиралось немало людей, в том числе видных представителей передовой интеллигенции, как критик В. В. Стасов, химик Менделеев и другие. Артельщики устраивали у себя по четвергам собрания, где хозяева и гости собирались в большом зале, рисовали, писали красками, читали новые книги, спорили о целях и задачах искусства. Бывали тут и ученики Академии, и некоторые из них, нуждавшиеся в заработке, подрабатывали, помогая членам артели в выполнении заказов. К ним принадлежал и Репин. Для Репина артель стала родным домом, а Крамской — вторым отцом. Крамской оценил талант Репина и пригрел его еще в школе на Бирже. Новые мысли о глубоком значении искусства и его широких возможностях пришли юноше в голову, когда он увидел в мастерской Крамского «Христа в пустыне» и услышал его пояснения замысла картины. В дальнейшем Крамской неустанно следил за работами ученика, одобрял его этюды с натуры, а к академическим вещам относился отрицательно. Крамской — последователь Белинского, Чернышевского, Добролюбова — во взглядах на задачи искусства имел большое положительное влияние на Репина. Это был человек исключительного ума, возглавлявший группу художников-реалистов — противников академического направления в искусстве, в 70-х годах ставший идеологом передвижничества.

Для Крамского невозможен был отрыв искусства от жизни. «Только чувство общественности, — говорил он, — дает силу художнику и удесятеряет его силы; только умственная атмосфера, родная ему, здоровая для него, может поднять личность до пафоса и высокого настроения, и только уверенность, что труд художника нужен и дорог обществу, помогает созревать экзотическим растениям, называемым картинами. И только такие картины будут составлять гордость племени, и современников и потомков» !. Крамской высказывался за глубоко содержательное национальное искусство. «…Я думаю,- писал он,- что искусство не может быть никаким иным, как национальным. Нигде и никогда другого искусства не было, а если существует так называемое общечеловеческое искусство, то только в силу того, что оно выразилось нацией, стоявшей впереди общечеловеческого развития. И если когда-нибудь, в отдаленном будущем, России суждено занять такое положение между народами, то и русское искусство, будучи глубоко национальным, станет общечеловеческим». Крамской был прав. Мы с гордостью наблюдаем, как этот процесс происходит на наших глазах.

13 стр., 6146 слов

Маковский «в мастерской художника» описание картины, анализ,

... так нравились Константину Маковскому. Можно вспомнить картины «В мастерской художника»(которую сам Константин Маковский называл «Маленький вор»), «Маленький антиквар», «Сережа». В мастерской художника Маленький антиквар Сережа В 1879 году ... поехала в Ниццу. Можно сказать, что Сергей буквально с пеленок стал моделью для отцовских картин. Позже он вспоминал, что его очень долго одевали по детской моде ...

Положительно влиял на молодого Репина и В. В. Стасов, также последователь Чернышевского, крупнейший художественный критик XIX столетия, горячий поборник идейного реалистического национального искусства, в дальнейшем большой друг Репина.

В годы пребывания Репина студентом в Академии мы видим в его творчестве как бы две линии. Наряду с его классными, академического направления работами на мифологические, библейские и исторические темы, как «Похищение сабинянок», «Голгофа», «Избиение первенцев египетских», «Иов и его друзья», «Воскрешение дочери Иаира» и другими, существует ряд вещей, исполненных по собственному выбору и желанию, где художник изображает окружающую его жизнь. Таковы портрет «Академического сторожа», «Воздушный поцелуй, или Приготовление к экзаменам» — характерная сценка из жизни тогдашнего студенчества и др. Но и в академических вещах Репина порой звучит стремление к передаче новой жизни, и в библейский сюжет Репин иной раз вносит настоящий трагизм. Так, эскиз «Плач Иеремии», например, передает с большой силой отчаяние старика на развалинах родного города. Это говорит о большой тяге молодого художника к реалистическому, жизненному искусству. Но реалистические черты оскорбляли вкусы профессоров Академии, и однажды ректор Бруни недовольно сказал Репину, когда тот представил ему на утверждение эскиз на академическую тему: «Это совсем живые, обыкновенные кусты, что на Петровском растут. Для картинки жанра это недурно, но для исторической сцены это никуда не годится. Вы сходите в Эрмитаж, выберите там какой-нибудь пейзаж Пуссена и скопируйте себе из него часть, подходящую к вашей картине. В исторической картине и пейзаж должен быть историческим».

Религиозные мотивы в творчестве И.Е. Репина

В образной трактовке простых людей, нищих, странников Репин остается гуманистом и реалистом, видящим и нравственное превосходство народа, и его заблуждения. Фальшивому благочестию сытой публики противопоставлена глубоко искренняя, но слепая надежда обездоленных прорваться к своей правде в мире угнетения и несправедливости.

Из религиозных картин Репина «Явленная икона» менее известна и популярна у зрителей, но интереснее «Крестного хода» по цветовой композиции: ее основной стержень — отношение пестрой, залитой солнцем толпы к темно-зеленой дубовой роще, сверкание риз духовенства на сочной зелени, игра солнечных пятен. Но картина носит более случайный характер, она менее продумана и проработана. «Крестный ход в Курской губернии» — создание, быть может, менее живописное и менее ценное в отношении колористическом, но в нем неизмеримо больше наблюденного и взвешенного как в целом, так и в деталях. Здесь собрана воедино такая панорама типов и характеров, как ни в одной другой бытовой картине русской школы живописи. Не «Встреча иконы» Савицкого ей ровня: ей трудно подыскать аналогию не только на родине Репина, но и за ее пределами. Работал над этой картиной Репин несколько лет кряду, кончив ее только к Передвижной выставке 1883 года и уже не в Москве, а в Петербурге. Разочарование Москвой, начавшееся на другой год после переезда сюда, с каждым годом усиливалось. Он все чаще уезжает в Петербург то на две, то на три недели — просто отдохнуть и отвести душу с друзьями и единомышленниками. 2 января 1881 года он пишет Стасову, с которым переписка давно уже возобновилась: «На масленице я приеду в Петербург, проживу там недели три, отдохну от этой пошлой сферы, мясных органических выделений всякого рода, кроме мысли. Да, Москву можно назвать брюхом России, то самое «сытое брюхо», которое «к учению глухо»…

29 стр., 14403 слов

Описание картин великих художников

... верящим в чудо. Сочинение: описание картины Г.Г. Мясоедова "Страдная пора. Косцы." Мясоедов Григорий Григорьевич был одним из самых самобытных и оригинальных, истинно самобытных русских художников. О том, что ... выражения лиц, которых он подробно изучил. Вот почему лица на картине выглядят так живо, убедительно. Репин хорошо знал бурлацкую жизнь, несколько раз ездил на Волгу, провел ...

В знаменитой картине «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883), которая доставила художнику много мук, показана бездуховность совершаемого ритуала, превратившегося, вопреки христианским заповедям, в нарочитую демонстрацию сословных границ общества. Толпе противопоставлено порывистое движение самозабвенно религиозного калеки. Картина прежде всего привлекает композиционным и живописным решением. По залитой палящим летним солнцем пыльной дороге медленно движется прямо на зрителя многолюдная толпа. В этой религиозная процессия отражен собирательный образ русской деревни со всеми ее классами и группами. Репин дал острую критическую трактовку современной ему русской действительности. С теплотой и сочувствием Репин рисует образы крестьян.

Однажды в Чугуеве, бродя с альбомом по окрестным селам, Репин увидел крестный ход. Крестьяне с «чудотворной» иконой, хоругвями и крестами шли в поле молить бога ниспослать на их землю дождь, чтобы спасти от засухи посеянный хлеб. Это удивительно живописное зрелище поразило художника необычайным разнообразием типов, резкими социальными контрастами. Репин «зажегся», он, наконец, нашел то, что искал давно, — волнующую тему из «самой животрепещущей действительности».

То «Чудотворная икона», то «Явленная икона», то «Крестный ход»-так по-разному называл Репин свою новую работу в письмах к Крамскому и Стасову. Первоначальный эскиз картины относится к 1877 году.

Художник изобразил группу богомольцев, в безумном порыве стремящихся приложиться к чудотворной иконе. Во главе процессии — священник и дьякон, равнодушные к своей пастве. В характеристике образов, как и в трактовке темы, в целом преобладает гротеск, сатирическое обличение ханжества и лицемерия духовенства и дикости деревенских фанатиков, забитых, одурманенных религией крестьян. В эскизе с несколькими персонажами нет еще разворота большой композиции.

Намеченная завязка действия, имеющая жанровый характер, не получает своего дальнейшего развития.

Таким образом, тема крестного хода нашла свое выражение у Репина в двух разных картинах. В «Явленной иконе» изображена мирно настроенная процессия, идущая по лесной дороге. Эта тема увлекла художника своей живописностью, интересными сочетаниями освещенной солнцем толпы, зеленого леса, сверкающих золотом риз, разноцветных лент, богатейшими переливами теплых рефлексов. Шествие изображено чинным, патриархальным.

Между первым замыслом картины о крестном ходе и ее завершением — большим полотном «Крестный ход в Курской губернии» — пролегли семь лет. Сделав первоначальные эскизы, Репин надолго откладывает эту работу. Разнообразные творческие замыслы, рожденные приобщением художника к народной жизни, увлекают его, и он стремится выразить в художественных образах историю людей и быт своего народа. Он пишет параллельно несколько картин. И только закончив «Арест пропагандиста», «Проводы новобранца», «Царевну Софью», «Вечорниц» и отложив на время «Запорожцев» и «Явленную икону», вплотную берется за «Крестный ход в Курской губернии».

35 стр., 17159 слов

Творчество И.Е. Репина. Костюм стиля «романтизм». Скульптура ...

... 1858). Бурлакам посвятили свои картины художники П. О. Ковалевский, А. К. Саврасов, В. В. Верещагин. Полотно Репина «Бурлаки на Волге» пользовалось ... с ним об искусстве, обращая внимание на необходимость работы с натуры, возбуждая интерес к жизненно важным темам, ... народа нечто значительное. Прав был Стасов, когда писал, что бурлаки в произведении Репина предстают не только угнетенными и несчастными, ...

В 1881 году Репин едет из Москвы в Курскую губернию, где в Коренной пустыни должен был состояться особенный, «необычайный крестный ход». Обогащенный новыми наблюдениями, он значительно расширяет свой первоначальный замысел, дополняет картину новыми типами, вводит ряд интересных выразительных деталей. Наступает горячая пора работы над ней вплотную, когда все чувства, все мысли обращены к одной цели. Альбомы художника заполняются десятками рисунков, сделанных с натуры. Два лета подряд Репин живет на даче в Хотькове, через которое толпами шли богомольцы в Сергиеву лавру. Среди них он легко находит необходимый типаж. Ему позируют крестьяне, странники, нищие. Репин много работает над этюдами, главным образом, на воздухе, как этого требует его картина, вся насыщенная солнечным светом. В письмах Стасову он жалуется на «убийственную погоду» и «отсутствие солнечных дней» («а ведь у нас все должно быть на солнце»), В Хотькове он пишет аксессуары, тоже на свету, и делает портретные этюды, не упуская случая запечатлеть интересные типы. «Эту неделю я работал все на солнце, с большим успехом, — писал Репин Третьякову 23 августа 1881 года. — Сделал самые трудные, во всех отношениях, этюды риз дьякона и причетника; да еще интересный странник попался (мимо шел); но зато ужасно я устал за эту неделю. Если бы с таким успехом удалось проработать хотя половину сентября, то я собрал бы все материалы для Крестного хода».

Илья Ефимович Репин создал работу «Иов и его друзья» в период получения звания свободного художника — это было 1869 году. В основе написания шедевра лежит история из Ветхого Завета.

Мученик по имени Иов предстал перед людьми, человеком, который получил множество боли страданий. Он остался без семьи семью, потерял имущество, превратился в старого человека, который болен. Посетить Иова пришли его друзья, они в ужасе, оттого что случилось с Иовом. Сюжетная композиция встречи Иова и друзей полностью видна на полотне картины, все эмоции образов отражены в поразительном ракурсе реальности.

Палитра красок Ильи Ефимовича удивляла критиков и наблюдателей его творчества. Изображение главного героя — Иова, его убитой горем жены, и друзей, которые были разной национальности. Основным требованием академии художеств было обязательное исполнение деталей антуража, исторических событий и изображения человеческих фигур.

Илья Репин выходит за эти рамки, и работа «Иов и его друзья» становится настоящим шедевром христианской сюжетной живописи. Облачная дымка на картине нарисована в тёплых цветах, кажется, что настало утро. Вольность в исполнении образов Иова и его жены доказала реальные черты трагедии и печали. Художник хочет достучаться к добрым людям, он просит о помощи, как главный герой его картины.

Эпические свойства работы проскальзывают между фигурами Иова и друзей. Мы не видим слёз, но ощущаем этот страх и ужас, когда ты болен и одинок. Решение художника использовать такой ракурс композиции было первым шагом к успеху рисования в таком стиле.

9 стр., 4242 слов

О. В. Рожнова. «М. И. Глинка» — рисунок И. Е. ...

... И. Глинка за сочинением оперы "Руслан и Людмила"" будет представлена на суд публики, мало чем напоминая начальную стадию работы над образом столь любимого Репиным композитора. На нашем рисунке М. И. Глинка изображен, как и ... на известной репинской картине, в момент сочинения, но в более поздний период, в последние годы ...

Илья Ефимович Репин всегда отличился своей широтой интересов и отзывчивым талантом. Этот живописец стал учителем для многих известных людей. Он мог передавать все чувства через переходы на картинах — это дар, которого просто не отнимешь. Художник много путешествовал, но в конце своей деятельности вернулся в Россию. Родная страна дала ему ощущение тепла и добра в области живописи, и осознания внутренних человеческих ценностей.

Картина Репина «Воскрешение дочери Иаира» была написана в 1871 году и была первым произведением большого масштаба, для начинающего Репина. За эту дипломную работу, Репин получил звание художника, первую золотую медаль и был отправлен в заграничную командировку.

Трактуя сцену евангельского чуда, картина «Воскрешение дочери Иаира» передает ситуацию, когда Христос является в дом, только что умершей девушки, Репин изобразил удивление и в то же время испуг родителей, в чьих глазах еще теплится надежда. Вся сцена изображена как важное и значительное событие.

Долгое время молодой художник не хотел браться за этот сюжет, считая его чуждым для себя. Лишь вспомнив о своей сестре Усти, он проникся к сюжету и представил его как жизненную сцену. В картине очень хорошо поставлено освещение. Атмосферу тишины прекрасно создает затененность интерьера в глубине и справа, вызывая ощущение скорби и ожидания. В тени оказались родные девушки, которые являются второстепенными лицами в картине, между тем тело умершей девушки и стоящий рядом Христос искусно освещены светильником. Эта игра света удачно расставляет акценты композиции и направляет взгляд зрителя, прежде всего на наиболее светлое место в картине. Лицо Христа выглядит естественно в своем спокойствии и величии мудреца, руки такие же, как у простого человека, с напрягшимися жилами. Жест рук очень прост, а вместе с этим торжественен. Между тем, умершая девушка изображена как спящая. Этим мы еще раз соприкасаемся со столь любимой Репиным темой лирики, где теме сна и пробуждения отведена большая роль. Еще не раз в своих работах («отдых», «Надя Репина», «Во время сна» и другие) художник изображает спящих людей.

Помимо умершей дочери и Христа, хочется отметить, образ старика отца. Столь присущий Репину психологизм, как нельзя лучше отражен в этом образе. Кроме того, в изображении отца присутствует скорбная красота старости. Многие знатоки живописи видят в этом образе увлечение Репина Рембрандтом, которого он часто копировал. Вся гамма красок картины очень гармонична, цветовые пятна звучат величаво, возвышенно и сдержано, что вполне подходит духу драматической сцены, которым наполнено данное полотно. Сегодня эта картина находится в государственном русском музее. Создавая эту картину, Репин был под впечатлением «Лунной сонаты» Бетховена и по словам двоюродного брата Бетховена, по-бетховенски получилось мощной. Искусствоведы называют эту картину самой таинственной и загадочной в творчестве Репина.

Именно это полотно — первое из масштабных произведений молодого Репина.

Эта трактовка сцены сюжета из Евангелия. Мы видим ситуацию, когда Иисус Христос приходит в дом, где умерла девушка. Художник мастерски передал необыкновенное удивление и испуг родителей. Они все еще надеются на чудо. Изображенная сцена передана так, что возникает ощущение важности и значительности события.

6 стр., 2605 слов

По картине И. Е. Репина «Стрекоза. Портрет В. И. Репиной, дочери художника»

... ранней юности. Сочинение по картине И. Е. Репина «Стрекоза. Портрет В. И. Репиной, дочери художника» 2.5 (50%) 10 votes На этой странице искали : сочинение по картине репина стрекоза сочинение по картине стрекоза сочинение по картине и е репина стрекоза сочинение по картине ильи ефимовича репина стрекоза сочинение по картине стрекоза репина Сохрани ...

Репину очень долго не хотелось браться за этот сюжет. Он предполагал, что эта тема ему чужда. И лишь тогда, когда он вспомнил свою сестру, смог проникнуться этой темой и представить ее, как действительно реальную ситуацию, произошедшую в жизни.

Справа и в глубине все нарочито затемнено, что передает необыкновенную тишину и вызывает чувство томительного ожидания. Родственники девушки изображены в тени, так как они второстепенные персонажи. Девушка и пришедший Иисус Христос с невероятной выразительностью выделены светом. Этот прием верно расставляет акценты, а также направляет наш взгляд на главное место в картине.

Христос очень естественен, его лицо спокойно и мудро в собственном величии. Его руки совершенно обычны, как у простого человека. Жесты невероятно просты, но при этом действительно наполнены торжественностью. Девушка словно спит, а не умерла. Здесь зритель вновь соприкасается со столь излюбленной темой для Репина, как тема пробуждения. Во многих творениях мы видим спящих.

Также невероятно значим на картине отец. Психологизм Репина наиболее полно отражается именно в нем. Также ощущается красота и скорбность старости.

Все краски невероятно сдержанны и при этом максимально гармоничны. Все это подходит к той полной драматизма сцене, которая стала темой полотна.

Репин создавал эту картину, находясь под сильнейшим впечатлением Бетховена и его «Лунной сонаты», поэтому и творение получилось таким мощным. Именно это полотно названо полным тайн и загадок.

Критики о творчестве И.Е. Репина

Художником больших задач и далеко простирающихся горизонтов назвал Репина Стасов. Репин долгие годы был со Стасовым в тесной дружбе. В своих мемуарах он называет его «рыцарем в благороднейшем смысле слова», «рожденным для искусств», много и охотно пишет о его «пылком темпераменте» и «возвышенной душе». Между тем в репинском портрете акцентированы иные характерные черты — как раз те, которые составили Стасову репутацию «идейного вождя» русского реализма, бескомпромиссного противника «искусства для искусства». В очерке фигуры, в движении головы, полуоткрытых губах, фиксированном, прямом взгляде отчетлив «сценарий» портрета — критик, созерцающий произведение искусства. По свидетельству Репина, Стасов был «грозою многих критиков, его боялись». Репин поразительным образом » угадал» в фигуре критика не только «пламенного рыцаря», но и сурового консерватора, агрессивно-враждебного по отношению к художникам нового поколения, каким он предстает, например, в воспоминаниях живописца Василия Переплетчикова. Переплетчиков описывает беседу Стасова и Валентина Серова на одной из выставок: «Наконец, с величественным видом, с каталогом в руке появился знаменитый критик Стасов. Он ходил по выставке и жевал губами. Словечко «декадент» уже было изобретено, оставалось только его употреблять кстати и некстати. — Не хочется встречаться со Стасовым, — говорит мне Серов, — скроюсь в комнату при выставке, где пьют чай, авось не встречусь. Пробиваясь в эту комнату, сталкивается со Стасовым. — А-а-а… Серов, здравствуй. — Здравствуйте. Берет Серова за руку и с видом человека, имеющего власть, ведет его к картинам. — Я должен задать вам один вопрос, — говорит Стасов. — Правда ли, вы не признаете картины с содержанием? — Не признаю. — Так-с. Вид у Стасова зловещий, он очень и очень «не одобряет» и не скрывает этого. Он встает и подходит к столу со скульптурой. — Скажите, не смотря фамилии автора, хорошо или нет, — говорит Серов. — Скажите. Стасов стремится раскрыть каталог. — Нет, нет, не смотрите. Стасов раскрывает каталог, стремительно ищет №№. — Врубель, — восклицает он, — конечно, скверно».

В.В. Стасов, казалось бы подготовленный всеми предыдущими письмами самого Репина и отзывом И.Н.Крамского, посетившего Репина в Париже, не должен был ожидать шедевра, но, увидев «Садко», он не может скрыть своей досады: «Как! провести целых три года за границей, видеть все, что есть самого талантливого в живописи на свете, увидать тут же зараз тысячи лучших сцен природы — и все-таки не загореться ни единым могучим лучом, не почувствовать ни единого сильного вдохновения, которое бы толкнуло на творчество, созидательство — нет, это не значит быть творческим талантом, да еще в молодые, самые кипучие годы. …Вырос ли Репин с тех самых пор, как кончил «Бурлаков»? Ни на одну йоту, и вот это-то и приводит меня в истинное отчаяние. Если уж теперешнее время проходит втуне, без результатов, то чего ж ждать в будущем?» Все это Стасов высказывает огорченному Репину прямо в глаза. Более того, он говорит, что едва ли не разочаровался в нем вовсе. Он называет картину «Садко» «громадным и фатальным провалом». Отзыв этот был беспощадным и не совсем справедливым. Нельзя по одной неудавшейся картине судить о художнике и его таланте. Да, картина Репину не удалась, как не удавались ему впоследствии все, видимо, чуждые его дарованию и духовному складу сказочные, фантастические сюжеты; и ни виртуозно написанная вода, ни таинственный свет не смогли изменить впечатления. В ноябре «Садко» был показан на академической выставке. И хотя Совет Академии присвоил Репину за его картину звание академика, мнение на этот счет членов Совета не было единым. Узнав об этом, Репин признавался В.Д. Поленову: «Брат писал, что профессора не хотели дать мне академика — только тебе и Ковалевскому, меня считали недостойным. Обидели бы навеки!!!» Отзывы в газетах были также неблагоприятные. К тому же написанные людьми, некомпетентными в искусстве, они содержали много нелепостей. И тут Стасов, как истинный друг большого художника, бросился на его защиту. Да, он мог сам откровенно и даже запальчиво высказать Репину свои суждения, но в статье «Прискорбные эстетики» он заступился за художника и его произведение, не скрывая, впрочем, недостатков картины.

Расстроенный Репин не стал дожидаться открытия академической выставки. В первых числах октября он уехал с семьей в Чугуев. Оттуда он писал Стасову: «Мне только тут показалось ясно, что вы поставили на мне +, что вы более не верите в меня и только из великодушия бросаете кусок воодушевления и ободрения, плохо веря в его действие. Мне как-то тяжело стало идти к вам, и я поскорее уехал». В глубине души он понимал, что упреки Стасова несправедливы, что «крест» еще рано на нем ставить. Вступив на родную землю, он вновь обрел уверенность в себе. Он верил, что именно здесь, у себя на Украине, среди народа, который окружал его с детства, был понятен и близок ему, среди простой и ласковой природы, он вновь найдет себя, обретет новые творческие силы. И он не ошибся. Год, проведенный в Чугуеве, имел для Репина исключительное значение. Тема крестьянской России, подсказанная ему жизнью, станет на несколько лет ведущей в его творчестве. Здесь раскроется по-настоящему его живописное дарование, а портреты — «Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом», «Протодьякон», — созданные на родине, позволят заговорить о нем как о выдающемся художнике-портретисте.

Заключение

Репин Илья Ефимович прожил долгую жизнь. И каждая минута ее была отдана творчеству. К старости он так перетрудил свою правую руку, что она начала сохнуть. Тогда Репин научился держать кисть в левой руке — жить и не писать он не мог. Замыслы все новых и новых картин не покидали его, жизненная энергия не иссякала. Достаточно сказать, что на склоне дней своих, в 1908 году, он написал с большим темпераментом картину «Черноморская вольница», еще раз, воспев в ней удаль и вольнолюбие запорожцев.

О любви Репина к искусству ярко свидетельствует его письмо Стасову: «Я все так же, как с самой юности, — люблю свет, люблю истину, люблю добро и красоту как самые лучшие дары нашей жизни. И особенно искусство! Искусство я люблю… больше, чем всякое счастье и радости жизни нашей… Оно всегда и везде, в моей голове, в моем сердце, в моих желаниях лучших, сокровеннейших. Часы утра, которые я посвящаю ему, — лучшие часы моей жизни».

Весьма значительна и деятельность Репина-педагога. С 1894 по 1907 год он преподавал в Академии художеств, воспитав за это время много художников. Его учениками были Кустодиев, Малявин, Кардовский, Грабарь, Бродский и другие. Особенно же велика его роль в формировании таланта Серова. Репин был также талантливым писателем, о чем свидетельствуют его статьи и книга воспоминаний «Далекое близкое».

С 1900 года стареющий художник поселяется на даче «Пенаты» в Куоккала и постепенно отходит от художественной жизни, в которой раньше принимал живейшее участие. Некоторое время его еще навещают русские художники, писатели, но с годами эта связь ослабевает и почти полностью прерывается после Октябрьской революции, когда местечко Куоккала передается Финляндии.

Репин болезненно переживал свою оторванность от родины. «Совсем в плену, в ссылке живешь», — жаловался он друзьям. Лица, окружавшие его, были враждебно настроены по отношению к советской России и старались влиять на художника. Но даже и в этих условиях он продолжал всегда живо интересоваться всем происходящим там. В 1926 году «Пенаты» посетила делегация советских художников, которая передала Репину предложение Советского правительства вернуться на родину. Репин с радостью принял это предложение, загорелся желанием ехать в Россию, но осуществить свое намерение ему не удалось — помешала болезнь. 29 сентября 1930 года Репина не стало.

Творческое наследие Репина очень велико. Его вещи рассеяны по многим частным коллекциям. Наиболее значительные произведения находятся в Третьяковской галерее и Русском музее. Популярность Репина в народе с годами не ослабевает. Его искусство было одухотворено идеей служения интересам народа, поэтому оно дорого, близко и понятно людям.

репин творчество религиозный художник

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/repin/

1. «Илья Репин. Жизнь и творчество» Н.Д. Моргунова-Рудницкая. 1965

2. И.Е. Репин и В.В. Стасов. Переписка, т. М. — Л.. 1948

— «Картина И.Е. Репина Крестный ход в Курской губернии» Москва,1962

— «Репин-педагог» И.А. Бродский 1960 г.

— «О великих русских художниках. Литературно-художественные заметки» В.Н. Яковлев 1962

— «Любимые русские художники» В.А. Прытков Москва 1962

Приложение

Библиографический список 1

Рис.1 Репин И.Е. Христос с чашей 1894

Библиографический список 2

Рис.2 Репин И.Е. Тайная вечеря 1903

Библиографический список 3

Рис.3 Репин И.Е. Моление о чаше 1860

Библиографический список 4

Рис.4 Репин И.Е. Иов и его друзья 1869

Библиографический список 5

Рис.5 Репин И.Е. Богоматерь с младенцем 1896

Библиографический список 6

Рис.6 Репин И.Е. Крестный ход в Курской губернии 1880-1883

Библиографический список 7

Рис.7 Репин И.Е. Иди за мной, Сатано (Искушение Христа).1895

Библиографический список 8

Рис.8 Репин И.Е. Иисус в терновом венце 1913

Библиографический список 9

Рис.9 Репин И.Е. Плач пророка Иеремии на развалинах Иерусалима 1870

Библиографический список 10

Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона. 1878

Библиографический список 11

Рис.11 «Воскрешение дочери Иаира» 1871