Ведение, Актуальность
За десять веков своего существования московский Кремль вобрал в себя множество стилей, жанров и направлений. Поэтому деятелей искусства всегда привлекала и привлекает на сегодняшний день его многогранность и неповторимость. Из архитектурного ансамбля можно бесконечно черпать идеи для дизайн — проектов всех направлений. Кремль уже не одно столетие заслуживает статус культурного центра России и в связи с этим представляет особый интерес для туристов. Посредством Кремля можно изучить не только культуру, но и историю нашей страны.
Цель:
Комплексно рассмотреть художественные особенности ансамбля московского кремля.
Задачи:
- Изучить историю московского Кремля
- Рассмотреть историографию вопроса, связанную с изучением московского Кремля.
- Проанализировать художественные особенности данного памятника архитектуры.
Объект и предмет исследования.
Объектом является архитектурный ансамбль московского Кремля в общем.
Предметом является Оружейная палата.
Искусствоведческие методы.
К данной курсовой работе применимы методы: формальный, культурно-исторический и социологический.
Глава I. История московского Кремля
московский кремль оружейная палата
История Московского Кремля тесно связана с историей возвышения Москвы и борьбы ее с татаро-монгольским игом, с историей объединения русских земель в единое централизованное государство, со всей историей нашей Родины. Отсюда, от кремлевских ворот, расходились дороги во все концы русской земли. Отсюда выступали в походы русские войска, и сюда возвращались они в триумфальных шествиях после победы. На его площадях оглашались постановления правительства. В Кремль устремлялся восставший народ, властно заявляя о своих требованиях.
В центре столицы, на живописном холме над Москвой-рекой, высится создававшийся талантом и трудом многих поколений неповторимый ансамбль Кремля. Первое упоминание о Москве находят в документах 1147 года, однако раскопки в Кремле показывают, что здесь уже были поселения во второй половине первого тысячелетия до нашей эры.
Московский Кремль с точки зрения военно-инженерного искусства представлял собой выдающееся оборонительное сооружение XV века. Каждая башня — самостоятельная крепость. Стены, поднимающиеся на холмы и сбегающие с них, имеют высоту от 5 до 19 метров и толщину от 3 до б метров. В центре Кремля — древняя Соборная площадь и расположенные вокруг нее памятники русского зодчества, которые представляют собой один из наиболее выдающихся архитектурных ансамблей мира. (Москва. «Путеводитель по районам» 41стр.)
Московская художественная школа
... основателем самостоятельной московской художественной школы. Московская художественная школа Московская художественная школа, формируясь в обстановке начавшегося национального подъема, утверждала новые эстетические идеалы. Живопись московской школы в XIV в. развивалась на ... соблюсти одинаковое расстояние от центра - Успенского Собора. Именно в таком виде и границах Московский Кремль дошел до наших ...
«Даже исследователи архитектуры Кремля отмечают, что он обладает поистине удивительным свойством открывать внимательному взору неожиданные живописные совмещения памятников, необычные ракурсы, почему-то не замеченные ранее детали…Отмечают и ещё одну его особенность: «Московский Кремль живописен, однако это не живописность случайностей, радующая иногда в хаотичных нагромождениях горных массивов. Здесь внимательный глаз всюду увидит закономерность. » (Иконников А. В. Каменная летопись Москвы 1978) [4; СТР. 28]
Иванов В. Н., изучавший Кремль, предложил периодизацию его развития. « В архитектурно-планировочной истории Кремля можно наметить четко выраженные периоды, обусловленные экономическим и социально-политическим развитием государства».
— Первый период хронологически определяется ХII — началом ХIV в., когда архитектурный облик Кремля формировался дерево-земляными укреплениями и деревянными сооружениями жилых, общественных и хозяйственных зданий. От этого времени памятников не сохранилось.
— Второй период занимает время между XIV в. и третьей четвертью ХV вв., когда возводятся белокаменные укрепления, храмы и даже жилые дома, значительно расширяется территория Кремля. От этих строений сохранилось несколько фрагментов, дающих возможность представить в какой-то мере художественный идеал общества того времени.
- Третий период охватывает последнюю четверть ХV в., ХVI и ХVII вв. В это время были созданы произведения искусства, до сих пор составляющие художественную славу Кремля, определяющие эстетическую ценность и своеобразие его облика.
— Четвертый период можно условно установить в границах с начала ХVIII в. до 1917 года. Эти два столетия характеризуются заменой древних сооружений, новыми, более отвечающими требованиям своего времени, а также созданием регулярной планировки. Появились большие плац-парадные площади, были возведены Арсенал, Сенат, Новый дворец, Оружейная палата. Лишь стены, башни и Соборная площадь, оставленные неприкосновенными, по-прежнему определяли облик национальной исключительности.»
В 1990-е в Кремле были произведены масштабные реставрационные работы. Некоторым зданиям был полностью или частично восстановлен облик, утраченный в советские годы.
На территории Кремля находится множество культурных и исторических памятников. В данной работе рассмотрена историография самых значимых из них.
Глава II. История соборов московского кремля. Архитектурные особенности
Э.П. Саликова — историк искусствовед, автор многочисленных работ, посвящённый московскому Кремлю. Одна из них- «Древние соборы Кремля». В ней она пишет об истории создания и архитектурных особенностях каждого собора.
Успенский собор.
«…Ни московские князья, ни митрополиты не жалели средств для украшения главного храма своей столицы… …В 1322 году церковь была расписана греческими мастерами, украшена многочисленными иконами и драгоценной церковной утварью. В 1395 году в иконостасе церкви, справа от царских врат, заняла своё почётное место самая знаменитая на Руси святыня — икона «Владимирская Богоматерь» (теперь она хранится в Третьяковской галерее)… …Кремлёвский Успенский собор с самого начала служил усыпальницей митрополитов. Как сообщает летопись, митрополит Пётр первым приготовил себе место погребения около алтаря… …Ветхий и тесный Успенский собор не отвечал уже возросшему значению Москвы и русской церкви. Митрополитом было дано чёткое указание: вести строительство по образцу Владимирского Успенского собора (дабы в архитектуре подчеркнуть историческую преемственность великокняжеской московской власти от князей владимирских), но на полторы сажени больше в длину, ширину и высоту… …26 марта 1475 года Аристотель Фиораванти прибыл в Москву… От иностранного архитектора требовали, чтобы он следовал традициям владимиро-суздальского зодчества и в первую очередь архитектуре Успенского собора.
Соборы и церкви московского Кремля
... храмы Московского Кремля. Колокольня считается чудом архитектурного искусства XVI века. История возникновения колокольни уходит в глубину веков. При Иване Калите в 1329 году ... истории колокола, дате отливки, весе, мастере. Самый большой колокол - Успенский - весит 70 тонн. Его отлили в XIX веке ... Главные герои этих страничек – соборы и церкви Кремля, как архитектурные памятники Москвы. Памятник - ...
Поэтому в середине сентября Аристотель был послан во Владимир… Все этапы возведения Успенского собора с большой полностью отражены в летописях… В1479 году строительство было окончено и новый храм торжественно освятили… Долгое время собор стоял не расписанным, так как начавшееся в кремле грандиозное строительство требовало огромных денежных затрат… Руководил работой Дионисий — крупнейший русский художник второй половины XV века… В 1513- 1515 годах Успенский собор был расписан полностью. В 1949-1950 годах вся живопись была укреплена, промыта от загрязнений и в местах сильных утрат тонирована… Во время нашествия наполеоновских войск на Москву в 1812 году Успенский собор подвергся большому опустошению. Французские солдаты устроили в нём конюшню… Своё значение главного храма Руси Успенский собор сохранил до начала XX века. В нём короновались все русские императоры; он служил усыпальницей русских патриархов…» [6; стр. 13-33]
Успенский собор сочетает в себе традиционные для русских храмов формы и новизну пространственного решения. В Успенском соборе нет прямого повторения каких-либо архитектурных деталей и приемов, характерных для архитектуры итальянского Возрождения, хотя его строителем был один из выдающихся зодчих Кватроченто. Фиорованти создал произведение, своей композиционной ясностью, строгостью и лаконизмом архитектурных форм близкое духу раннего Возрождения, новаторское для своего времени и выдающееся по своим художественным и техническим качествам, в котором традиционные особенности древнерусского культового зодчества получили свое дальнейшее развитие в новых исторических условиях.
Церковь Положения ризы Божьей Матери во Влахерне
«Построена в 1485 году. Она была домовой церковью русского митрополита. Как и все кремлёвские храмы, эта церковь построена на месте более древней церкви того же названия… После большого кремлёвского пожара 1473 года, когда весь митрополичий двор и церковь Ризположения сгорели, митрополит Геронтий начинает отстраивать свой двор заново, а в 1484 году когда, как сообщают летописи, закладывается новая церковь «Положения ризы Богородицы». Строила храм артель псковских зодчих… В1 589 году на Московском церковном соборе была ликвидирована формальная зависимость русской церкви от константинопольской и вместо митрополии на Руси была учреждена патриархия. Теперь церковь Ризположения стала домовой церковью русских патриархов… Замечательный памятник русской архитектуры XV века занял достойное место в ансамбле Московского Кремля… Неизвестно когда впервые была расписана церковь Ризположения. Известно только, что в 1627 году Назарий Истомин Савин работал в ней… Сохранившаяся до наших дней настенная живопись относится к 1643 году. Ее выполнили три художника — Сидор Поспеев, Иван Борисов, Семён Абрамов… Небольшой размер церкви определил и характер композиций, которые напоминают скорее многочисленные иконы, чем монументальную настенную живопись. Однако здесь сохранена архитектоничная связь между архитектурой и украшающей ее живописью… Большой художественный и исторический интерес представляет иконостас церкви Ризположения… В искусстве XVII века, по сравнению с более раним временем, всё больше проявляется стремление к нарядности, праздничности, подчас за счёт утери психологической глубины образов. Особенно теперь ценится мастерство художника, которое у Назария доведено до высокой степени совершенства.»
Чудный собор (церковь,дом,изба,и т.д.)
... на самом деле посетите собор лично, и вы поймете, что это значит — чудный собор. Сохрани себе на стену чтобы не потерять! Домовая церковь ... написанных на холсте признанным художником императорского двора Тимофеем Неффом. Он же выполнил и остальные иконы Капеллы, также на ... строительства 24 мая 1831 года наблюдали члены царской ... и мудрых апостолов. Белый цвет Капеллы придаёт ей дополнительную строгость и ...
Архитектура церкви Ризположения своеобразна сплавом традиций раннемосковской и псковской архитектуры. Ее стройность и легкость достигнуты верно найденным соотношением высоты и ширины здания, ясным членением стен, гармоничным завершением всего объема. Миниатюрность и изящество облика храма подчеркивается контрастом с монументальными формами стоящего рядом Успенского собора.
Благовещенский собор
«Рядом с большим Кремлёвским дворцом, на месте которого в древности находился великокняжеский дворец, в XIV веке стояла каменная церковь Благовещения. Она была придворным храмом великого князя. К концу XV века храм пришёл в ветхость, его разобрали до подклета, на котором в 1484 году началось возведение новой церкви. Сооружала ее та же артель зодчих, которая строила церковь Ризположения. В 1489 году работы были окончены. Изящное трёхглавое здание, построено в традициях раннемосковского зодчества. К ним относятся восьмигранный постамент под центральной главой, украшенный по граням декоративными кокошниками, и орнаментальные пояса, идущие по верху глав и апсид. Использовали «бегунец» и «поребрик». Апсиды украшены колончатым поясом, повторяющий пояс главного здания древней столицы. Этом приёмом зодчие добились связи с успенским собором, в чём сказалось присущее этим мастерам высокое чувство архитектурного ансамбля свой современный облик собор получил в XVI веке при Иване Грозном. В 1563- 1566 годах на сводах его галерей в ознаменование Полоцкой победы (1563)были возведены четыре предела ( маленькие безстолпные одноглавые церковки), два из которых были посвящены богородице и покровителю воинов архангелу Михаилу. Разнообъёмный и многоглавый благовещенский собор очень отличается от строгого и монументального Успенского собора, но не уступает ему по выразительности своей архитектуры. Небольшой уютный интерьер Благовещенского собора отвечал его назначению- дворцового храма. Собор долгое время стоял не расписанным. Лишь в 1946-1947 годах впервые в соборе по-настоящему развернулась научно-реставрационные работы.»
Архангельский собор
«Собор посвящён архангелу Михаилу. Он стал торжественным некрополем московского великокняжеского рода, и сам строитель его, Иван Данилович, был первым погребён в его белокаменных стенах.172 года простояло здание собора, пока не приступили к его перестройке. Руководил строительством итальянский зодчий Алевиз Новый. Своей пышностью и нарядностью оно скорее напоминает светскую постройку, чем культовое здание и противостоит строгому и несколько суровому кафедральному Успенскому собору. В архитектуре Архангельского собора, типично русского по плану и конструкциям, впервые на Руси очень последовательно и широко был применён классический ордер. Алевиз оригинально переработал русские архитектурные формы в духе итальянского Возрождения. Все детали архангельского собора, особенно его порталы украшены «лавровыми» гирляндами, имеют богатую декоративную обработку в духе итальянского Возрождения в его венецианском варианте. Первоначально, собор построенный из кирпича, не был побелён. Сочетание красного кирпича стен с белокаменными деталями создавало определённый эффект. Интерьер собора строг и традиционен. Впервые Архангельский собор был расписан при Иване Грозном в 1564-1565 годах.
«Собор Парижской Богоматери»
... разделов. В первом разделе - «Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари) - прослежена история создания собора и последующая его судьба. Построенный на ... в XII в. и длилось почти 170 лет. Первый камень здания был положен в 1163 ... века Гильберт де Мети [13, с. 107]. Но французский писатель Гюисманс нашел, что собор похож скорее на «бездыханный каменный труп с громоздкими, почти слоновьими башнями», ...
К середине 17в эта стенопись сильно обветшала, многих изображений уже не было видно. В 1652 году царь Алексей Михайлович приказал «писать церковь Михаила Архангела наново стенным письмом, а старое збить». Работы по возобновлению стенописи велись с большими перерывами с 1652года по 1666 год. В них участвовали 92 художника. Симон Ушаков возглавил иконописную мастерскую Оружейной палаты и отбирал живописцев. Тщательный отбор сказался на высоком качестве исполнения работы. Вопреки указу царя, старую живопись сбили не полностью. Центральным изображение является «Слава царя Небесного», когда сцене «Страшного суда» отведено сравнительного незначительное место в северной части западной стены. Подробно и наглядно проиллюстрированы основные положения христианского вероучения в связи с распространением на Руси ересей в следствие классовых противоречий. Не вся стенопись посвящена сюжетам из «Священного писания». В неё включены условные изображения реальных исторических лиц — более 60 «портретов» русских князей . Иконостас Архангельского собора 16 века не дошёл до наших дней. В 1680-1618 годах был создан новый четырёх ярусный иконостас; резные деревянные золочёные конструкции которого были восстановлены после нашествия Наполеона в традициях московского искусства конца 17 века. Древнейшим и самым замечательным произведением живописи является икона «Архангел Михаил с деяниями». Здесь же, в расположении Иоана Предтечи, находится гробница князя Скопина-Шуйского, Московских и Киевских князей».
При всей традиционности решения внутреннего пространства храма, в нем впервые использованы пониженные подпружные арки и применена ордерная декорация интерьера, убранство фасадов и интерьера эпохи Возрождения Архангельского собора Кремля оказало значительное воздействие на дальнейшее развитие русской архитектуры, стало общепринятым источником и образцом.
Колокольня Ивана Великого и звонница.
«В 1405 году архитектор Бон Фрязин заложил в Кремле новую «церковь — колокольницу». Это и была колокольня Ивана Великого, сооружённая в 1505- 1508 годах и замкнувшая Соборную площадь с восточной стороны. Изначально имела только 3 яруса с общей высотой около 60 метров. До этой колокольни стояла колокольня с церковью во имя Ивана Лествичника, построенная при Иване Калите. При возведении новой колокольни, эта церковь была «повторена». Отсюда и произошло название «Иван Великий». «Иван» — указывает на того святого, которому посвящалась церковь раньше, а «Великий» — на необычайную высоту нового сооружения. Раньше служила ещё и сторожевой башней Кремля. Архитектура Ивана Великого проста. В архитектурном образе Ивановского столпа ярко и полно отразился политический и духовный подъём Руси конца 15 — начала 16 века, связанный с окончательным освобождением государства от татаро-монгольского ига. Общая высота Ивановского столпа 81метр. Это бы самое высокое сооружение на Руси XVII века. Специальным указом Михаил Фёдорович запрещал строить храмы выше кремлёвской колокольни. Иван Великий является архитектурной вертикалью, которая гармонически объединила, связала в единое целое остальные постройки Кремля, и его ансамбль завершённость, которая вообще была свойственна древнерусским архитектурным композициям».
Архитектурный ансамбль Московского Кремля древнерусские черты ...
... башня В юго-западном углу Кремль охраняет Водовзводная башня. Это одна из красивейших построек всего ансамбля. Башня была построена в 1488 году ... итальянский мастер выстроил своеобразное здание. В его архитектурных формах утонченность и изысканность владимирского зодчества, лаконизм ... Как и все башни Кремля, она была надстроена в 1676-1686 годах шатром с вышкой. Высота башни со стороны Александровского ...
Патриаршие палаты и собор Двенадцати Апостолов
«В 15 веке на этом месте находился митрополичий двор. В 1450 году митрополит Иоан заложил на нём «палату камену» с церковью Ризположения. С того времени этот двор со всеми постройками неоднократно горел, отстраивался, подвергался опустошению, разорению польско-шлехерских, интервентов (1605-1610) и снова горел и опять отстраивался. При патриархе Филарете были построены новые Крестовая и Столовая палаты и возобновил патриаршие церкви: Ризположения, Трёх московских святителей и соловецких чудотворцев. В 1652 Никон начинает грандиозное строительство. Имя зодчего не известно. Это здание замкнуло с северной стороны сложившийся в 15-16 веках ансамбль Соборной площади. Патриарший дворец дан единой нерасчленимым блоком. Особенно украшен южный фасад здания, выходящий на Соборную площадь .Построенный в традициях 17 века Патриарший дворец имеет элементы архитектурного декора, заимствованный у южного фасада напоминает украшения кафедрального Успенского собора, стройные главы домовой церкви близки к барабанам Архангельского собора. Северный фасад Патриаршего дома, выходивший на внутренний двор, оформлен иначе, проще: стены и окна обработаны фасонным кирпичом, продольные тяги делят здание поэтажно, с вертикальные лопатки выделили верхние этажи. В Крестовой палате Патриарх принимал царя и послов иностранных держав, заседали церковные соборы.Огромный продолговатый зал площадью 280 квадратных метров был перекрыт единым сомкнутым сводом без опоры в центре. На протяжении 17-19 в здание Патриаршего дома неоднократно перестраивалось согласно нуждам работавшего в здании синодального управления и представлением того времени о боголепии. В 1763 году из разобранной церкви Трёх святителей в Крестовую палату была перенесена большая печь для создания обряда мироварения. Над ней устроили резную сень, которая с позднейшими поновлениями, сохранилась до наших дней В 1681 году храм был освящён и получил название церкви Двенадцати Апостолов. Тогда же обновили живопись, стены покрыли лазурью, а пол выстлали угольчатым «муравленным» кирпичом. К 20 веку древний облик сильно изменился. Стены неоднократно расписывались маслом, заменялся иконостас, растёсывались окна и двери. Советские реставраторы вернули памятнику архитектурные формы 17 века. Проводились научно-реставрационные работы. В настоящее время в парадных залах Патриаршего дома размещена экспозиция Музея прикладного искусства и быта 17 века. Превосходные уникальные образцы работы кремлёвских мастерских, убедительно свидетельствуют о том, что московский Кремль в 17 веке был центром русской художественной культуры».
Московский Кремль-символ России
... апреля 2001 года. Содержание: 1. Московский Кремль-символ России………………………………………………...3 1.1 История Кремля………………………………………… ………………………………….…4 1.2 Организации, которые действуют в Кремле…………………………………...6 2.Архитектура Кремля……………………………………………………………… ………..….8 3. Московский Кремль как туристический объект……………………………………………………………… ……………………………………12 3.1Информация ...
Верхоспасский собор
«Верхоспасский собор, построенный одновременно с Теремами русскими зодчими Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шару-тиным и Ларионом Ушаковым. Большую художественную ценность представляют оклад и царские врата иконостаса, выполненные в XVIII в. из чеканного серебра. Верхоспасский собор был домовой церковью царей. Перед иконостасом висит старинное паникадило — дар шведского короля Карла XI царю Алексею Михайловичу. Золотая Царицына палата относится к XVI в. Это наиболее сохранившаяся древняя часть дворца, где царица принимала поздравления от царя и патриарха. Стены и своды палаты покрыты золотом и настенной живописью XVII-XIX вв., скрывающей стенопись XVI в.» [8]
Покровский собор (Собор Василия блаженного)
«До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице. Покровский собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Куполов всего 11. Десять куполов над храмом (по числу престолов).
Собор состоит из девяти храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся в дни решающих боёв за Казань.
Историк архитектуры, доктор искусствоведения Брунов Н. И., изучавший храм Василия Блаженного пишет: « …можно сказать, что в Покровском соборе слились воедино посадская церковь, шатровая культовая башня-памятник и пятиглавый соборный храм.» «Однако с первого взгляда на Покровский собор видно, что для его архитектурной композиции более существенными являются отличия собора от его непосредственных прототипов и то своеобразное, что заложено только в нём одном.»
«Существенное отличие Покровского собора от произведений русского зодчества предшествующего периода заключается в том, что новое, созданное в его архитектуре, преобладает над чертами, роднящими его с его непосредственными предшественниками- церквами в Дьякове, Острове и Коломенском. Архитектурный замысел Бармы и Посника не уложился в традиционные формы русских культовых зданий, они создали новую форму русской церкви»
Глава III. История башен и стен московского Кремля. Ансамбль и особенности архитектуры
Существующие стены и башни были построены в 1485-95 годах. Общая протяжённость стен -2235 м, высота от 5 до 19 м, толщина — от 3,5 до 6,5 м. В плане стены образуют собой неправильный треугольник. Верх стены украшен зубцами в форме ласточкина хвоста (мерлонами), всего зубцов по верху стены — 1045. Вдоль стен расположено 20 башен. 3 башни, стоящие в углах треугольника, имеют круглое сечение, остальные — квадратное. Большинство башен выполнено в едином архитектурном стиле, приданном им во второй половине XVII века. Из общего ансамбля выделяется Никольская башня, которая в начале XIX века была перестроена в готическом стиле.
Водовзводная башня (Свиблова)
«В 1488 г. Антон Фрязин начал строить угловую, круглую в плане Водовзводную-Свиблову Башню с тайником под ней. Своё Второе название- Водовзводная- башня получила в 1633г., когда механик и часовых дел мастер Христофор Галовей водой из устроенного в ней колодца наполнил выложенный свинцом водоём башни, а оттуда пустил ее по свинцовым же трубам во дворец для хозяйственных целей. В 1812 г. По приказу Наполеона, вынужденного освободить Москву, Водовзводная башня была взорвана, а в 1818-1819 гг. ее восстановили по проекту архитектора О. И. Бове,внёсшего в обработку башни ряд классических деталей.» [7; стр. 47]
Монументально-декоративная скульптура Москвы первой половины 30-50х годов
... искусство тех лет было преимущественно искусством крупных монументальных сюжетов и образов. Взять, к примеру, ... скульптура». Особое внимание привлекли работы Ивановой И.В. и Стригалева А.Л. – «Современная монументально-декоративная скульптура», ... на глубине 43 метра. Наземный вестибюль ее ... искусство рельефа достигло больших высот, занимая важное место в постройках того времени. А.Г.Ромм в своей работе ...
Высота Водовзводной башни до звезды — 57.7 метра, со звездой -61.45 метра.
Боровитская башня (Предтеченская).
«Прибывшему в начале 1490 г. В Москву архитектором Пьетро Антонио Солари поручили строить Боровицкую башня с воротами. Им же была возведена стена между Боровицкой и Свибловой башней. Расположена башня на тупом изломе Кремлёвской стены у крутого обрыва, недалеко от впадения р. Неглинной а Москву-веку. В 10-х годах XVI в. Вдоль излома стены был прорыт канал, соединявший две реки. Квадратная в плане Боровицкая башня теперь имеет вид параллелепипеда; над ним в виде ступенчатых ярусов один над другим возвышаются три четверника, которые завершаются восьмигранной дозорной вышкой, увенчанной островерхим шатром. Верх башни построен в 1680-х годах.» Позже пристроена отводная стрельница с проездными воротами и опускающейся железной решёткой в ней. В 1848 году в перекрытой шатром дозорной восьмигранной вышке повесили колокол, отлитый в 1686 г. Ф. Моториным. [7; стр. 48] Высота Боровицкой башни до звезды -50.7 метра, со звездой -54.05 метра.
Комендантская башня (Колымажная).
« В 1495 г. южнее Троицких ворот возвели Комендантскую башню. В XVII в. Комендантскую башню называли иногда Колымажной по расположенному рядом с ней Колымажному двору. Современное название башня получила в начале XIX в. после перевода в стоящий рядом с нею Потешный дворец Управления и квартиры коменданта Кремля. По своей архитектурной обработке она тождественна Средней арсенальной башне Кремля.» [7; стр. 53] Высота башни со стороны Александровского сада — 41.25 м.
Оружейная башня (Конюшенная).
«Оружейная башня построена в 1495 г. Расположена возле старого Конюшенного двора, она стала называться Конюшенной, и только после возведения в 1844-1851 гг. на месте этого двора Оружейной палаты получила своё современное название. Раньше в башне были ворота, позднее заложенные; так, на сигизмундовском плане Кремля 1610 г. башня показана проездной.» [7; стр. 53] Ее высота — 32.65 метра.
Троицкая башня.
Самая высокая башня Кремля — Троицкая — по значению считалась второй после Спасской. Выстроена в 1495 году. « В 1495 г. Была заложена Алевизом Фрязиным Троицкая проездная башня с отводной стрельницей при ней. Как и Фроловскоя башня, она имеет двойные стены. В 1685 г. Троицкую башню завершили шатром, подобным шатру Фроловской башни. Часы на ней, упоминавшиеся в 1586 г., после их порчи в 1812 г. уже не восстанавливались. Башня неоднократно подвергалась ремонтам и переделкам, значительно сгладившим ее оборонный характер. В середине прошлого столетия под башне обнаружены «слухи», в которых осаждённые подслушивали, не ведёт ли противник подкоп. В XVII в. эти подземные помещения служили тюрьмой» [7; стр. 52] Высота башни до звезды со стороны Кремля — 65.65 метра, со звездой — 69.3 метра. Со стороны Александровского сада высота башни до звезды составляет 76.35 метра, со звездой — 80 метров.
Московский Кремль
... года начинается новый этап в жизни древнего Кремля: после переноса столицы в Москву именно в нем располагаются высшие органы государственной власти. В 1937 пять кремлевских башен ... архитектура носила строгий крепостной характер. По углам треугольника расположены круглые башни: со стороны Большого Каменного ... метров, имевшая оборонное и противопожарное значение. К стенам Кремля примкнули в 30-х годах ...
Кутафья башня (Предмостная).
Кутафья — неуклюжая. Стала так называться после планировки берега пруда, который существовал раньше, нижнюю часть башни засыпали, подняв грунт на 6 м. В результате этого башня, прежде высокая и стройная, какой она изображена на годуновском плане Кремля, стала приземистой. «До 1780 г. башню перекрывал свод, за ветхостью разобранный. Кирпичные стены башни Кутафьи завершены поясом из нависающих бойниц или машикулей, над которыми в конце XVII в. поставлен сквозной парапет, богато украшенный декоративными формами в стиле того времени: двойными арочками, разорванными фронтонами, пирамидками и балясником. В толще стены башни есть довольно широкая лестница, ведущая наверх.» [7; стр. 53] Высота башни со стороны города — 13.5 метра.
Никольская башня.
« В 1491 г. Пьетро Антонио Солари заложил проездную, так же выходящую на Красную площадь, Никольскую башню «не по старой основе», «да и стену до Неглимны». По одним источникам своё название башня получила от висевшего над въездом в ее отводную стрельницу образа Николая, по типу письма близкого к Николе Можайскому, а по другим-от монастыря Николы Старого, стоявшего на бывш. Никольской улице. В XVI в. Никольская башня имела почти такой же вид, как и Фроловская, не было над ней только вышки с колоколом и навесных бойниц. Башня и ее отводная стрельница завершалась зубцами. На башне были часы уничтоженные пожаром в 1626 г. и больше не восстанавливавшиеся.» После пожара в 1737 году башня сгорела. Вскоре она была восстановлена архитектором И. Мичуриным. «Вероятно, тогда-то башня и была оформлена в стиле барокко, известром только по гравюрам XVIII в. В 1805 году К. И. Росси надстроил над башней верх в формах русской романтики, или псевдоготики, завершив его высоким шатром, прорезанным окнами стрельчатой формы. Эта обработка несколько сближала Никольскую башню со Спасской.» После взрыва французами здания Арсенала северная часть башни была повреждена, а шатёр разрушен. В 1817- 1818 гг. башню восстановил Ф. К. Соколов по проекту О. И. Бове, обработав ее уже в псевдоготических формах.» [7; стр. 50-52] Высота до звезды — 67.1 метра, со звездой — 70.4 метра.
Средняя Арсенальная башня (Гранёная).
«В 1495 г. Одновременно с Троицкой башней, на месте Угловой башни Кремля Дмитрия Донского построена квадратная в плане, стройная по пропорциям Средняя Арсенальная башня. Со стороны р. Неглинной фасад башни обработан двумя неглубокими нишами. В 1685 г. над башней надстроен шатёр.» [7; стр. 53] В 1821 году по проекту О. И. Бове у подножия башни был сооружен грот — одна из достопримечательностей Александровского сада. Высота башни — 38,9 метра.
Угловая Арсенальная башня (Собакина).
« В 1492 г. Пьетро Антонио Солари приступает к строительству Арсенальной-Собакиной- башни, поставленной вне стен Кремля Дмитрия Донского, возле двора бояр Собакиных. С постройкой здания Арсенала башню стали называть Угловой Арсенальной. Закладывая башню, Солари включил в неё родник, и теперь дающий прекрасную воду. Шестнадцатигранная, почти круглая в плане, высокая и мощная, завершена венцом машикулей, эта грозная башня Кремля была лебединой песней выдающегося зодчего, сумевшего в содружестве с русскими каменных дел мастерами постороить в короткий срок ряд башен и часть кремлёвских стен. Во время строительства башни в мае 1493 г. Солари умер.» [7; стр. 52] Высота ее со стороны Александровского сада — 60.2 метра.
Сенатская башня.
Башня была построена в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Солари. Сенатская башня выполняла сугубо оборонительные функции — защищала Кремль со стороны Красной площади. Долгое время она была безымянной. Свое название башня получила после того, как на территории Кремля в 1787 году М. Казаковым было построено здание Сената Глухая, квадратная в плане башня в 1860 году была надстроена каменным шатром, который увенчан золоченым флюгером. В 1918 году на башне в честь первой годовщины Октябрьской Революции В. И. Лениным была открыта мемориальная доска (скульптор С.Коненков).
Во время реставрации башни в 1950 году доску сняли и передали в Музей Революции. Высота башни — 34.3 м. [13]
Спасская башня (Фроловская).
« В 1491 г. Пьетро Антонио Солари начал строить выходящую на Красную площадь Фроловскую башню (ныне Спасская).
Предполагают, что называться Фроловской она стала по церкви Фрола и Лавра у Мясницких ворот Белого Города. Улица от ворот в древности вела прямо к воротам Спасской башни. Башня имеет пять этажей, или ярусов, в каждом из них находится палата, окружённая широким коридором, перекрытым цилиндрическим сводом. В 1585 г. на башне сделали часы. Венчающий башню нарядный шатровый верх был надстроен только в 1625 г.» [7; стр. 49]
Часы, которые мы видим сейчас на Спасской башне, установлены братьями Бутеноп в 1851-1852 годах. Они занимают три этажа башни — 7-й, 8-й, 9-й. Во время октябрьских боев 1917 года за власть Советов при артобстреле была повреждена Спасская башня. Снарядом были выведены из строя часы. После осмотра достопримечательностей Московского Кремля В. И. Ленин дал указание о реставрации исторических памятников. Тогда же приступили к ремонту Спасской башни и часов. Спасская башня имеет 10 этажей. Ее высота до сияющей рубиновой звезды — 67.3 метра, со звездой — 71 метр.
Царская башня.
Между Спасской и Набатной башнями, прямо на кремлевской стене, располагается небольшая башенка — Царская. В древности, судя по планам Москвы, на этом месте находилась четырехгранная деревянная вышка. Предание говорит, что с этой вышки царь Иван Грозный наблюдал со стен Кремля за событиями, совершавшимися на Красной площади. В 1680 году на месте вышки на кремлевской стене и была построена небольшая эта необычная каменная красавица-башенка, напоминающая теремок. На четырех кувшинообразных столбах покоится изящный восьмигранный шатер, увенчанный позолоченным флюгером. На нем некогда размещались колокола кремлевской пожарной службы. До наших дней башня дошла без особых изменений. А название ее, видимо, сохранило отзвук старинной легенды. Высота башни с флюгером — 16.7 метра. [13]
Набатная башня.
« О Набатной башне сведения очень скудны. Размещённая в толще стены, она соединена с нею сквозным проходом, освещаемым со стороны площади вертикальными щелям ив виде печур. На Набатной башне висел колокол, в который звонили во время пожара.» Этот колокол отлил в 17143 году Иван Моторин. После чумного бунта Екатерина II приказала отнять язык у колокола, который позже был затерян. На Набатрой башне находится Царская башенка. [7; стр. 54] Высота Набатной башни — 38 метров.
Константино-Еленинская башня (Тимофеевская).
«Пьетро Антонио Солари построил в 1490 г. Константино-Еленинскую башню с воротами. Название башне дала стоявшая невдалеке Константино-Еленинская церковь, впервые упомянутая в летописих в 1470 г. С наружной стороны Кремля к башне примыкала отводная стрельница. В первой половине XVII в. В Константино- Еленинской башне помещался Разбойный приказ; въезд через неё в Кремль закрыли, а саму башню превратили в тюрьму. В народе ее называли «Пытошной» башней. В 1681 г. над башней был надстроен шатёр. При реставрации башни в 1866 г. проездные ворота заложили кирпичом, а уровень почвы у башни значительно подняли подсыпкой земли.» [7; стр. 49] Высота Константино-Еленинской башни — 36.8 метра.
Беклемишевская башня (Москворецкая).
«В 1487 г. Архитектор Марко Руффо заложил угловую Беклемишевскую-Москворцкую башню. Она защищала наиболее уязвимый угол Кремля, усиливала оборону южной стены и прикрывала доступы к восточной стене и кремлёвским воротам. Как раз у башни осуществлялась переправа через Москву-реку по «живому», из связанных брёвен мосту, поэтому вслед за Тайницкой башней начали строить Беклемишевскую.Эта башня подвергалась переделкам меньше других кремлёвских башен. Она представляет собой высокий цилиндр, завершённый рядом машикулей, над которыми поднимается восьмигранный шатёр, надстроенный а 1685 г. Почто вся она стоит вне кремлёвской стены, слегка врезаясь лишь в угол последней.»[7; стр. 45] Высота Беклемишевской, или Москворецкой, башни — 46.2 метра.
Петровская башня (Угрешская).
«Петровская башня получила своё название она получила от помещавшейся в ней церкви митрополита Петра, принадлежавшей рядом стоявшему подворью Угрешского монастыря. В 1612 г. при взятии Кремля московским ополчением, башня была разрушена. В конце XVII в. Назад Петровской башней надстроили верх. В 1771 г., в связи с предполагавшемся строительством Кремлёвского дворца, как подворье, так и церковь в башне были упразднены. В 1812 г. башню взорвали французы, а в 1816 г. ее восстановил О. И. Бове с необычным для кремлёвских стен восьмигранным, как бы стиснутым с боков шатром.» [7; стр. 48]. Высота башни — 27.15 метра.
Первая Безымянная башня
«Башня с восточной стороны Тайницкой (ныне Первая Безымянная) была разобрана в 1770г. в связи с предполагавшейся постройкой Баженовым Кремлёвского дворца, а позже восстановлена архитектором Казаковым. В 1812 г. ее взорвали французы, оставляя Москву. В 1816-1819 гг. башня была вновь отстроена архитектором О. И. Бове. При восстановлении ее передвинули ближе к Тайницкой башне. Она имеет два этажа, перекрытые сводами. Есть Предположение, что в пожар 1547 г. Первая Безымянная башня была разрушена от взрыва хранившегося в ней пороха, а затем восстановлена. В ней долгое время помещалась кузница.» [7,стр. 47-48]
Высота башни — 34.15 м.
Вторая Безымянная башня.
К востоку от 1-й Безымянной находится 2-я Безымянная башня. В 1680 году ее надстроили четырехгранным шатром, увенчанным смотровой вышкой. Башню венчает восьмигранный шатрик с флюгером. В древности эта башня имела ворота. В 1771 году в связи со строительством Кремлевского дворца она была снесена, а после прекращения строительства ее заново восстановили. Внутри четверика имеется два яруса сводчатых помещений. Высота 2-й Безымянной башни — 30.2 метра. [9]
Тайницкая башня.
«Башня была заложена 19 июня 1485г. Под тайником надо здесь понимать скрытый глубокий колодец, необходимый во время осады Кремля. Отсюда и название башни-Тайницкая. Прежде чем башня имела отдельно стоявшую стрельницу, соединённую с ней каменным переходим на арках, подземный ход к Москве-реке и проездные ворота. Почти квадратная в плане, с приземистой отводной стрельницей, Тайницкая башня далеко выдвинулась из стен Кремля. До 1674 г. На башне были часы с колокольным боем. В 1770 г., в связи с начавшейся по проекту В. И. Баженова постройкой Кремлёвского дворца, Тайницкая и рядом стоящая Первая Безымянная башни были разобраны. К 1783 г. Тайницкую башню восстановили в прежнем виже, но без стрельницы.» [7; стр. 45] Высота Тайницкой башни — 38.4 метра.
Благовещенская башня.
«В том же 1488 г. Тежду Тайницкой и Водовзводной башней построена кубовидная Благовещенская башня; ее верх, состоящий из квадратного основания, усечённого шатра, дозорной вышки и венчающего ее шатрика, надстроен в конце XVIIв. Она названа в связи с иконой Благовещания, стоявшей в XVIIв. над ее воротами. Ещё в 1667 г. Башня была проезжей. В описи 1701 г. Башня уже значится Глухой. Видимо, к этому времени рядом с башней и были устроены так называемые Портомойные ворота, через которые провозили из Кремля к реке дворцовой бельё для стирки. Прежде, на случай подкопа врага, в башне имелся «слух». При Иване Грозном эта башня служила тюрьмой. В 1731 г. по проекту архитектора Г. Шеделя со стороны Кремля к башне пристроили Благовещенскую церковь. Тогда же к дозорной вышке пристроили колокольню, а над башней укрепили крест. В 1831 г. Портомойный вороты были заложены. В 1891-1892 гг. в Благовещенской церкви установили придел, поместив его внутри башни» [7; стр. 47] Высота башни — 30.7 м (с флюгером — 32.45 м).
Глава IV. Дворцовые постройки и архитектурные особенности
- Большой кремлёвский дворец.
Был построен 1838-1849 русскими архитекторами. Д. Н. Чичаловым, П. А. Геpасимовым, А. Н. Бакаpевым, Ф. Рихтеpом и другими — под руководством К. А. Тона. Когда-то дворец был личной резиденцией императора и его семьи. «Большой Кремлёвский дворец — сложный архитектурный комплекс гражданских и церковных построек, возводившихся в разные эпохи начиная с XV столетия. В него входят Грановитая палата и Святые сени-часть дворца XV столетия, Золотая Царицына палата-XVI века, Теремной дворец XVII века (на древних белокаменных подклетах), дворцовые соборы и церкви» [6; стр. 113] Государственный Кремлевский Дворец сочетает в себе черты современной архитектуры с традициями русского зодчества. Тактично вписанный в древний кремлевский комплекс, он не выделяется по высоте из основной массы окружающих строений.
Теремной дворец.
Построен на месте древних дворцов Василия III и Ивана IV . «В 1635-1636 годах группа русских зодчих-Бажен Огурцов, Трефил Шарутин, Антип Константинов и Ларион Ушаков-на двух нижних этажах (XVI век) возвели парадные и жилые палаты для царя Михаила Фёдоровича. Построенные в чисто русском стиле, богато украшенные резными белокаменными деталями, изразцами, железными кованными кровлями, Терема привлевают внимание живописностью и красочностью.» [4;стр. 134]
Потешный двоpец.
Он постpоен в 1652 году. Зодчий не известен. « В нём давались домашние театральные представления, в которых принимали участие и члены царской семьи. По существу это был первый придворный русский театр… Ассиметричный в плане со стороны двора состоящий из трёх-, четырёх-, и пятиэтажных частей, богато обработанных в архитектурных формах второй половины XVIIв., с обилием, типичных для своего времени деталей, Потешный дворец очень живописен… Перестройку осуществлял ученик В. И. Баженова и помещик М. Ф. Казакова архитектор И. В. Еготов по составленному им проекту а псевдоготических формах.» [7;стр. 163-167] В 1874-1875 архитектор Н. А. Шохин во время новой перестройки снял с дворца «готические» украшения и разобрал чрезвычайно интересные в архитектурном плане «львиные» ворота.
Грановитая палата.
«Древнейшее гражданское здание не только Кремля, но и Москвы. Ее построили а 1487-1491 годах итальянские архитекторы Марк Фрязин и Пьетро Антонио Соляри. Название Грановитая палата она получила потому, что ее восточный фасад, выходящий на Соборную площадь, облицован белым гранёным камнем. Грановитая палата представляет собой большой почти квадратный в плане зал с высокими крестовыми сводами, опирающиеся на центральный четырёхгранный столб. Площадь зала 495 квадратных метров, высота — 9 метров» «Живопись и убранство интерьера Грановитой палаты менялись неоднократно.» Над росписями работали многие художники на протяжении многих веков. Симоном Ушаковым расписал стены, при Петре I стены побелили и затянули малиновым бархатом, на котором середром были вышиты двуглавые орлы. После пожара 1682 года Осип Старцев Восстановил и поновил интерьеры. В 1882 году братья Белоусовы восстановили роспись Симону Ушакова. В советские времена проводились большие реставрационные работы. «Грановитая палата являлась парадным тронным залом. В ней проходили пышные приёмы иностранных послов, заседали земские соборы… Так в 1552 году Иван IV Грозный праздновал победу над Казанью, а Петр I в 1709 году отмечал здесь победу над шведами в Полтавской баталии.» [4; стр. 126-132]
Оружейная палата.
История.
В 1339 году, в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты говорилось о ценностях, положивших начало созданию великокняжеской сокровищницы. Упоминались украшения, посуда из драгоценных металлов, церковные сосуды, одежда из великолепных тканей, дорогое оружие. «В период правления Ивана III великокняжеская казна разрослась настолько, что для ее хранения в 1485 году в кремле, между Архангельским и Благовещенским соборами было специально возведено двухэтажное каменное здание с высокой четырехскатной крышей и глубокими подвалами. Оно получило название «казенный двор. В это время палата была и мастерской по изготовлению оружия и его хранилищем». [4; стр. 85 ] Вместе с ней существовал Конюший приказ, который отвечал за царскую конюшню, парадное конское одеяние, поставлял лошадей для царских выездов и приезд послов. В XVI в. создаются Царская и Царицынская мастерские, которые занимаются изготовлением и хранением одежды и постельного белья для царских особ. «Кроме мастерских в начале XVII века в Кремле возникла Серебряная палата, из которой в 1624 году выделилась как самостоятельная мастерская Золотая палата. В отличие от Оружейной палаты, Конюшенного приказа, Государевой и Царицыной палат, имевших значение и хранились и мастерских, Серебряная и Золотая палаты были только мастерскими» [4; стр. 86-87] При этом, будущая Оружейная палата не перестаёт пополняться за счёт даров иностранных послов и купцов. Но в то же время из-за отсутствия условий хранения многие изделия портились, а пожар в 1737 г. нанёс огромный ущерб сокровищам музея.
В 1809 году архитектором И.В. Еготовым было выстроено первое в России музейное двухэтажное здание с куполом в стиле высокого классицизма на месте бывшего Казённого двора. Оно удачно завершало ансамбль Сенатской площади, ограничив её с южной стороны, тем самым окончательно сформировав пространство около Троицких ворот. В центре фасада здания в виде скульптур были изображены герои русской истории. Вдоль фасада в виде барельефов были изображены важнейшие события в отечественной истории. Построенное здание Оружейной палаты удачно вписывалось в ансамбль Московского кремля. Руководитель музея П. С. Валуев писал: «Российский музей сей, украшающий императорскую площадь, не уступает ни огромностью, ни высотою, ни великолепием Арсеналу, основанному Петром Великим, и Сенату». Однако отделку здания завершили лишь к 1812 году. К тому времени началась Отечественная война, и экспозицию не разместили в новом здании, а эвакуировали из Москвы. Экспозиция Оружейной палаты выставлялась в здании Еготова около 40 лет. К 1830-м стало ясно, что неотапливаемое, пожароопасное здание не пригодно для дальнейшего хранения экспонатов. В 1851 году архитектором Тоном возводится новое здание Оружейной палаты на месте Конюшенного двора и все сокровища переводят туда. Опустевшее старое здание решают отдать под казармы кремлёвской части. Залы Оружейной палаты соответствуют высокому статусу дворцового музея, музея-сокровищницы: высокие, на втором этаже — двусветные, они отличаются четкой и изящной объемно-пространственной структурой и индивидуальным решением сводов. К знаменитой коллекции тоновских сводов здесь добавляется еще один, очень редкий (если не уникальный) — тороидальный свод над полукруглыми торцами здания. [8]
С 1967 года в цокольном этаже здания размещается выставка «Алмазный фонд». В начале XX века печатается ряд статей В. К. Трутовского и Ю. В. Арсеньева по истории Оружейной палаты. До сего дня специалисты, изучающие русское искусство XVII пека, обращаются к работе В. К. Трутовского «Боярин и оружничий Богдан Матвеевич Хитрово и Московская Оружейная палата». В этом труде живо и ярко очерчен образ талантливого руководителя художественных мастерских Кремля середины XVIII столетия.
Иванов В. Н. такого мнения об Оружейной палате: «Оружейная палата и корпус Апартаментов должны были, по мысли К. А. Тона, образовать с Большим Кремлёвским дворцом архитектурную выразительную группу зданий. Однако отсутствие силуэта, однообразие объёмного решения, вялые пропорции помешали этому ансамблю стать значительным архитектурным произведением»
На сегодняшний день здание Оружейной палаты является музеем и состоит из девяти залов.
- Первый зал — Русские золотые и серебряные изделия XII- начала XVII века.
В этом зале представлена древнейшая часть собрания Оружейной палаты. На протяжении многих столетий эти драгоценные реликвии составляли основное ядро великокняжеской и царской казны, бережно хранились в Патриаршей ризнице и кремлевских храмах. Открывают экспозицию уникальные произведения декоративно-прикладного искусства Византии IV-XV веков, которые свидетельствуют о глубоком влиянии столицы православного мира на художественное развитие искусства Древней Руси. О высоком уровне декоративно-прикладного искусства домонгольской Руси свидетельствуют памятники XII-XIII веков. Они представляют искусство Киева, Чернигова, Рязани, Суздаля, Новгорода и других городов, более древних, чем Москва.
Основная часть экспозиций демонстрирует шедевры золотого и серебряного дела Москвы от его истоков в начале XV века, до периода расцвета в XVI столетии. О творческом взаимовлиянии столичного и провинциального искусства повествуют самобытные произведения Новгорода Великого. Отдельно экспонируются крышки на раки Кирилла Белозерского и царевича Дмитрия.
Второй зал
Во втором зале Оружейной палаты, представлены драгоценные произведения русских мастеров XVII века. Основу экспозиции составляют изделия Золотой и Серебряной палат Кремля, которые к концу XVII века достигли своего расцвета. Экспонируются также работы лучших провинциальных художественных центров: Сольвычегодска, Костромы, Ярославля, Нижнего Новгорода, Устюга Великого.
Так же можно увидеть произведения мастеров Москвы, Санкт-Петербурга и местных художественных центров XVIII века. Во всем блеске представлено искусство крупнейших русских ювелирных фирм XIX — начала XX века: Карла Фаберже, Хлебникова, Овчинникова, Курлюкова, Семенова. Многообразие ювелирных техник и художественное совершенство исполнения принесли мастерам этих фирм и их работам заслуженные высокие награды на всероссийских и международных выставках.
Третий зал
Собрание вооружения Музеев Московского Кремля относится к числу наиболее известных европейских «исторических арсеналов» и оценивается специалистами как лучшее в мире по своей репрезентативности. Бульшая его часть происходит из двух крупнейших арсеналов российских монархов: Государевой Оружейной палаты московских самодержцев XVI-XVII столетий и Санкт-Петербургской Рюст-камеры — собрания оружия российских императоров, сложившегося в XVIII веке на основе деятельности придворной Обер-егермейстерской канцелярии.
В этом зале экспонируется западноевропейское и восточное вооружение, которое специально закупалось за границей или привозилось русским самодержцам послами и торговыми представителями разных стран. Уникальные образцы оружия и доспеха демонстрируют их национальные особенности и высочайшее мастерство исполнения.
Четвертый зал
В Оружейной палате Московского Кремля сформировалась уникальная коллекция русского защитного, холодного и огнестрельного вооружения. Наиболее ранние, редкие образцы XII-XV столетий практически не имеют аналогов в других музейных собраниях. Оружие XVI-XVII веков представлено, в основном, произведениями прославленных мастеров Государевой Оружейной палаты. Его отличают прекрасные боевые качества и высокое искусство исполнения. Многие предметы, входившие в состав «Большого наряда» русских государей, участвовали в торжественных воинских церемониалах.
Русское боевое и парадное оружие XVIII — начала XIX века кремлевского собрания, в основном, изготовлено на оружейных заводах Тулы, Сестрорецка, Олонца, Златоуста. Особо украшенное парадное и охотничье оружие российских императоров было произведено на Ружейном дворе Обер-егермейстерской канцелярии Санкт-Петербурга. В источниках эта мастерская фигурирует под названием «ружейное и ложейное мастерство». Завершает экспозицию зала коллекция русских орденов XVIII-XIX столетий.