Сакен Сейфуллин. (1894-1939)
В начале советской казахской литературы возвышается яркая фигура поэта-революционера, страстного борца за победу и утверждение советской власти в Казахстане Сакена Сейфуллина. Основоположник казахской советской литературы Сакен Сейфуллин был и поэтом, и драматургом, и писателем прозаиком, и публицистом и литературоведом. Его многогранный талант внес огромный вклад в сокровищницу духовных ценностей нашего народа. Сама жизнь его навсегда останется в памяти нашего народа как героическая легенда, как пример беззаветного служения родному народу.
Сакен (Садвакас) Сейфуллин родился в 1894 году в первом ауле Нильдинской волости, Акмолинского уезда, Акмолинской губернии (ныне Жана-аркинский район, Карагандинской области).
О своем отце Сейфулле Сакен писал в последствии в автобиографии: «Мой отец был жизнерадостным человеком, хорошим домбристом; он любил охоту, содержал ловчих птиц, а мать была приветливой женщиной, хорошей рассказчицей».
На родине Сакена жили в то время многие казахские певцы и акыны-импровизаторы. Их песни и кюи, стихи поэтов, увлекательные рассказы родных заронили в сердце будущего поэта неистребимую любовь к народному творчеству. У аульного муллы будущий поэт овладевает начальной грамотой. Проведя три года в школе Успенского медеплавильного завода, в 1905 году он переезжает в Акмолинск, где поступает в приходскую школу, затем в двухклассное училище. Он много читает, внимательно следит за книгами, газетами и журналами, выходящими на казахском и русском языках. Известно, что уже в последних классах училища Сакен начинает обучать русскому языку казахских детей, приехавших в Акмолинск, чтобы получить образование.
Затем следуют годы учения в Омской учительской семинарии (1913-1916), начинают формироваться общественно-политические и эстетические взгляды будущего поэта. Он активно участвует в студенческом культурно-просветительном кружке «Единство», при содействии которого в 1914 году издает в Казани свой первый сборник стихов «Өткен күндер».
Развитие литературы в трудные времена
В предисловии к сборнику стихов молодого поэта Сейфуллина говорится о трудностях, с которыми сталкивается литература. Становление литературы происходит на протяжении длительного времени и требует особых условий. Важно сохранить и развить искусство юных поэтов, чтобы оно не пропало даром. Эта высокая цель преследовалась учащимися-кружковцами, в числе которых был и молодой Сейфуллин.
Тема революции и гражданской войны в литературе 1920-х годов
... Реминисценция - в художественном произведении какие-либо черты, наводящих на воспоминания о другом произведении, бессознательное заимствование автором чужих образов, ходов. В его произведениях множество пародийных ... советского периода во многом изменили представление и об истории, и о литературном процессе XX века. Дело в том, что произведения о революции и гражданской войне, созданные в 20-е годы, ...
Тематика стихотворений
В сборнике Сейфуллина напечатано около 20 стихотворений, в которых отражается его любовь к родному аулу, стремление к знаниям и лирические раздумья. Взгляды поэта на общественные явления того времени только начинали определяться. В некоторых стихотворениях, опубликованных в этом сборнике, а также в сборнике «Асау тулпар», написанном позднее, Сейфуллин выражает протест против угнетения казахского народа и борется против феодальной верхушки и царских колонизаторов.
Он выражает свое опечаление отсутствием достойного вожака и отсутствием стремления к знаниям среди молодежи. Он также осуждает эксплуатацию труда бедняков-скотоводов и расхищение имущества народа, а также выступает против реакционных казахских баев, которые противятся введению русской грамоты.
Сейфуллин считает, что стране нужны просвещенные руководители, которые будут заботиться о сиротах и нищих. Однако эти мысли выражены довольно расплывчато в сборнике.
Отражение восстания 1916 года
Более полное выражение взглядов Сейфуллина на восстание 1916 года можно найти в его автобиографической книге «Тяжелый путь, трудный переход». В этой книге он описывает свои впечатления и опыт во время восстания, когда он работал учителем и оказался в самой гуще повстанцев. Хотя он сам не был непосредственным участником восстания, он сумел передать борьбу народных масс против империалистической войны и царского правительства, а также выразить свое сочуствие этой борьбе.
Новый этап в общественно-политической и творческой деятельности Сейфуллина начинается с 1917 года. Когда после Февральской революции враждующие классы столкнулись на открытой арене, Сейфуллин, не задумываясь, выступил на стороне большевиков. В 1917 году при поддержке Совета рабоче-крестьянских и солдатских депутатов Сейфуллин активно участвовал в работе казахского комитета города Акмолинска, оказывая содействие в издании газеты «Тіршілік» («Жизнь»).
Вступив в 1918 году в ряды коммунистической партии, он ведет непримиримую борьбу против политики Временного правительства и националистов из Алаш-орды.
В эти огненные годы бурной борьбы за установление советской власти в Казахстане Сейфуллин создает известные стихи «Мы спешно собрались в поход», «А ну-ка джигиты!», «Товарищи!», «В степи», «Рабочему», наполненные революционным пафосом боевых призывов. Написанная им в 1917 годы пьеса «Напуть счастья» часто ставилась акмолинской молодежью в городе, а также в казахских аулах. Переложенное на музыку его стихотворение «Товарищи!» широкие массы пели, как боевую песню.
Так боролся поэт-революционер за установление советской власти в Казахстане.
В мае 1918 года белогвардейцы свергли советскую власть в Акмолинске. Сейфуллин с группой большевиков был арестован и около семи месяцев пробыл в Акмолинской тюрьме.
На одном из допросов поэта спрашивали следователи колчаковцев и алаш-ординцев, действительно ли он написал пьесу (имея в виду пьесу «На путь счастья»), в которой восхваляются большевики, и ставилась ли она на первомайском празднике. Поэт спокойно, нос гордостью ответил врагам, что он действительно создал такую пьесу, в которой разоблачаются антинародные действия волостных правителей, баев и мулл во время мобилизации казахской молодежи на тыловые работы в 1916 году.
Мое любимое время года зима на казахском языке
... И смотришь на все эту красоту затаив дыхание, как будто боишься разрушить эту зимнюю сказку. Да, каждая пора года по-своему удивительна и неповторима. Сочинение «Любимое время года – зима» Вот и ... будто боишься разрушить эту зимнюю сказку. Да, каждая пора года по-своему удивительна и неповторима. сочинение на казахском языке на тему зима. пожалуйста мне срочно нужно до обеда помогите мне ...
Закованные в кандалы узники были затем отправлены по этапу в Петропавловск. Они перенесли страшные мучения в застенках Колчака в Петропавловске, в Омске, в вагоне смерти атамана Анненкова. Многие товарищи Сейфуллина были замучены пытками, расстреляны, повешены. В марте 1919 года Сейфуллину удалось бежать из омского концлагеря колчаковцев. Скрываясь в аулах, Сейфуллин через сибирские степи пробирается на родину. Ставленники колчака и алаш-ординцы преследуют его. Сакен через Голодную степь добирается до Туркестана, где уже прочно утвердилась советская власть.
В этот период Сейфуллин продолжает свою творческую работу, пишет множество революционных и лирических стихов. Он создает такие произведения, как «Ответ на допросе», «Заблуждающимся», «Я тоскую», «Друзьям, павшим за прямое дело» и другие. В его поэзии и жизненном пути отчетливо прослеживается борьба за светлое будущее своего народа.
В 1919-1920 годах Сейфуллин активно участвует в революционной работе в глухой степи Туркестанского края. В начале 1920 года он возвращается на родину и активно принимает участие в советском строительстве в Акмолинском уезде. Он занимается агитацией и пропагандой, руководит народным просвещением и печатью. В 1920 году, при создании Казахской Автономной Республики, Сейфуллин избирается членом Президиума Центрального Исполнительного Комитета Казахстана. В 1922 году он становится заместителем Народного Комиссара просвещения Казахстана, а на 111 съезде Советов – Председателем Совета Народных Комиссаров Казахстана. В том же году он избирается членом Всесоюзного Центрального Исполнительного Комитета. Сейфуллин неоднократно избирался членом КазЦИКа.
С 1924 года по 1937 год Сейфуллин работает в различных культурно-просветительских учреждениях Казахстана. Он выступает преподавателем в высших педагогических учебных заведениях, редактором газеты «Енбекші казах» и журнала «Адебиет майданы» и т.д. Он ведет большую научно-педагогическую работу среди молодой казахской интеллигенции. Сейфуллин является принципиальным, остроумным и непримиримым к идейным противникам. Он пользуется огромной популярностью среди литературной общественности и молодежи. Многие поэты, писатели и деятели культуры обращаются к нему за творческим советом и поддержкой. Не только молодежь, но и многие народные акыны и певцы являются его личными друзьями.
В 1920-1925 годах, будучи редактором республиканской газеты «Енбекші казах», Сейфуллин сплачивает вокруг нее молодые литературные силы, выявляет новые таланты из трудящихся масс и оказывает им постоянную поддержку в творческом росте и учебе.
Под непосредственным идейно-творческим влиянием Сейфуллина начинают свой литературный путь такие авторы, как Сабит Муканов, Шолпан Иманбаева, Габит Мусрепов, Аскар Токмагамбетов, Жакан Сыздыков, Таир Жароков и многие другие.
Роль Казахской ассоциации пролетарских писателей в развитии советской литературы
В 1926 году по инициативе Сейфуллина была создана Казахская ассоциация пролетарских писателей. Она играла важную роль в борьбе за укрепление позиций советской литературы и против её идеологических врагов. В начальный период своего существования ассоциация сумела сыграть огромную роль в этой борьбе.
Пушкин в Казахстане. . — Год Пушкина в Казахстане — ...
... около двух суток, он уже 20 сентября выехал в Уральск. Путь от Оренбурга до Уральска Пушкин преодолел довольно быстро и уже на другой день, то есть 21 сентября, ... но основная сюжетная линия передана в пушкинской записи правильно. Таким образом, Пушкин - первый из русских поэтов, познакомившийся с жемчужиной казахской народной поэзии, заключавшей в себе глубокое общечеловеческое содержание. ...
Сейфуллин в течение многих лет изучал и собирал образцы казахского народного творчества, записывая их непосредственно из уст акынов. В процессе этой интересной научно-исследовательской работы он близко познакомился со многими виднейшими народными акынами, в том числе с Джамбулом. Он стал первым, кто записал и опубликовал песни Джамбула, а также песни Суюнбая, Шоже и других акынов в его исполнении.
В 1922 году были опубликованы три книги Сейфуллина: «Неукротимый конь», сборник стихов, написанных в период с 1915 по 1921 год, и пьесы «На путь счастья» и «Красные срколы», написанные в 1917-1920 годах. Эти издания стали важным событием в культурной жизни республики, где начала формироваться казахская советская литература.
Во вступлении к книге «Неукротимый конь» Сейфуллин романтически изображает мчащегося по степи коня и называет свою звонкую песню голосом революции. Он обращается к молодежи с призывом к борьбе за равноправие и счастье, сравнивая их с неукротимым конём, стремящимся к свободе и радости. Поэт посвящает свою песню молодежи, которая рождена для борьбы и свободного труда. Он призывает молодых людей и девушек идти по героическому пути к свободе и встряхнуть старый мир.
Сакен Сейфуллин: жизнь и творчество
Сакен Сейфуллин (1894-1939) был выдающимся поэтом-революционером и общественным деятелем Казахстана. Его произведения считаются национальным достоянием и получили признание и любовь широкой аудитории.
Биография Сакена Сейфуллина
Сакен Сейфуллин родился в 1894 году в семье крестьянина в селе недалеко от города Семипалатинска. В 1912 году он поступил на работу в казахскую газету «Казах», где начал заниматься литературной деятельностью.
С начала революции Сейфуллин присоединился к борьбе за освобождение Казахстана от колониальной зависимости. Он активно поддерживал новую власть и писал о национальном освобождении и обновлении общества.
В 1922 году Сейфуллин начал работать над романом «Тяжелый пыть, трудный переход», который стал крупнейшим событием в культурной жизни Казахстана при его издании в 1927 году.
В 1936 году Сейфуллина арестовали на фальшивых обвинениях и казнили за участие в «националистическом движении».
Творчество Сакена Сейфуллина
Сакен Сейфуллин оставил после себя значительное творческое наследие, состоящее из стихов, рассказов, повестей, романов и других произведений.
Одна из его наиболее известных работ — «Трудовой договор — защита бедноты», написанная в 1927 году, была посвящена борьбе рабочего класса за свои права.
Он также написал книгу «Казах адебиеты» (1932), в которой рассказал о истории казахской литературы и ее значимости для национальной культуры.
Сейфуллин известен поэмами «Альбатрос» (1933), «Кызыл ат» (1934), «социалистан» (1935), а также повестью «Айша» (1935).
Наследие Сакена Сейфуллина
Сейфуллин остается одним из наиболее влиятельных литераторов Казахстана. Его произведения не только являются национальным достоянием казахского народа, но и считаются важнейшими опубликованными трудами в революционной Казахстанской литературе.
В дополнение к публикациям своих трудов, ихобретение на сегодняшний день составляет существенное культурное наследие истории Советского Союза и Казахстана.
Тарханы в жизни поэта М.Ю. Лермонтова
... и вот оно, это село, старые Тарханы, современное Лермонтове, дымится в утренний час за прудом, ... детства — Тарханы, Их легко узнать в этих строках и сейчас. Войти в стоящий на полугоре усадебный дом, в ... поэт взял также тарханскую: здесь проживали Калашниковы—его современники. Возможно, кто-либо из Калашниковых участвовал в кулачном бое в Тарханах в 1836 году. Устроителем его был сам Лермонтов. О том в ...
Творческий путь Сакена Сейфуллина неразрывно связан с зарождением и становлением новой казахской литературы в целом, особенно в первое послеоктябрьское двадцатилетие. В национальном искусстве слова Сакен первый воспел социалистическую революцию и вызванный ею к жизни мир новых, социалистических отношений, этических норм, идей и чаяний. За идеалы коммунизма он боролся винтовкой и пером. Пламенные, полные революционной страсти стихи поэта вдохновляли первое поколение советских людей на подвиг и на труд.
Находясь в рядах коммунистической партии с февраля 1918 года, до последнего дня своей жизни, Сейфуллин горячо пропагандировал идеи ленинизма, боролся за утверждение социалистических преобразований в Казахстане. За 25 лет творческой деятельности им созданы сотни стихотворений, более десяти поэм, романы и несколько повестей, многочисленные рассказы, пьесы, очерки, статьи, научные исследования. Темы и идеи для своего богатого и разнообразного творчества писатель черпал в борьбе и труде родного народа, строящего новую, светлую жизнь. Его произведения пронизаны правдой Великой Октябрьской революции, одухотворены достижениями социалистического строительства.
Характер творческих поисков Сакена Сейфуллина во многом определяется его биографией. Находясь в рабочей среде и постоянно общаясь с трудовыми людьми, молодой Сакен еще в бытность свою на Нильдинском руднике проникся ненавистью к социальной несправедливости и неравенству. В последствии поэт писал: «В Нильды я провел три года. Уроки я получал, с одной стороны, в школе, с другой стороны — черпал знания из жизни: видел, как работают в кузне, как трудятся люди в шахтах под землей, как тяжело приходится им на верху, где они воздвигают горы из каменного угля и руды; бывал в общежитиях в домах рабочих, знал их быт.»
В 1913-1916 годах Сакен учился в Омске в учительской семинарии. Этот период имел чрезвычайно важное значение для всей его жизни и творчества. Первоначальные поэтические опыты молодого Сакена относятся именно к этому времени. В 1914 году он издает в Казане первый сборник стихотворений «Минувшие дни».
Дореволюционная поэзия Сейфуллина была частью прогрессивной демократической литературы того времени. Он активно откликался на все актуальные вопросы, которые поднимала передовая литература. Молодой Сакен поддерживал демократическое просветительское направление в литературе.
В его сборнике «Минувшие дни» затрагиваются различные стороны казахской жизни. Социальные проблемы уже тогда волновали молодого автора. Он задумывался о судьбе своего народа, горько сетуя на тяжелую жизнь казахской бедноты, живущей под гнетом феодально-патриархальных отношений в условиях невежества и устаревших обычаев. В стихотворении «Сон» заброшенный сад символизирует все старое, отжившее, а молодое поколение призывается повести народ к светлому будущему.
Сакен считал, что герои должны стать во главе народа и быть готовыми жертвовать своей жизнью ради него, вести трудовые массы к знаниям и культуре. Он оценивал общественную жизнь с просветительских позиций, бичуя невежество и призывая народ учиться и развиваться. Противопоставляя феодальной косности искусство и науку, Сейфуллин подчеркивал силу и преобразующую роль знаний. Эти мысли пронизывают его стихотворения «Исповедь казаха», «Брату», «О невежественных баях» и другие.
Эссе казахский поэт касым аманжолов
... поэзии. Касым Аманжолов переводил стихи и поэмы Пушкина и Лермонтова, стихи Некрасова и Шевченко, Твардовского и Низами, Шота Руставели. В 1941 году вышел сборник стихов на казахском языке ... ей дали Габит Мусрепов, Леонид Соболев, а Николай Тихонов назвал "жемчужиной казахской поэзии". Поэт-реалист, Аманжолов умел всесторонне обрисовать чувства солдата: горе, тоску, радость. Так, например, волнующий ...
Просветительские стихи Сейфуллина дополняют мотивы Октябрьской демократической культуры. Многие из них построены как монолог поэта, обращающегося к молодому джигиту-казаху, или бичуют невежественного бая, степного богача. В этих произведениях Сейфуллин настойчиво разъясняет значение образования и культуры.
«Минувшие дни» покорили читателей своим жизнелюбием автора и его любовью к родной природе. В стихотворениях «Родной край», «Нура», «Перекочевка на джайлау» поэт создает красочные картины природы. Однако в ранних стихах этого цикла чувствуется незрелость и ограниченность автора. Юноша-поэт только любуется кочевой жизнью казахского народа, его поле зрения еще узко. Он описывает только то, что лежит на поверхности явлений, не замечая некоторых сторон кочевого быта казахов.
Казахский поэт Сейфуллин и его становление как поэта-революционера
Сейфуллин, казахский поэт и общественный деятель, способствовал становлению политической, гражданской лирики в казахской советской поэзии. Его творчество насыщено образами борцов за свободу и справедливость, которые боролись за изменение жизненных условий казахской общины.
Формирование стиля и влияние учителей на творчество Сейфуллина
Сейфуллин многому научился у своего учителя по стихосложению, Абая. Он подражал ему в линии любовной лирики и написал такие произведения, как «Незабвенная» и «Любимой». В то же время он не забывал и о других мировых классиках, переводя их стихи и использовал их образы в своей лирике.
Переворот и влияние революции на творчество Сейфуллина
Сейфуллин жил в годы революции и это дало огромное влияние на его творчество. Он стал сочинять пламенные строки революционных песен, вызывая у читателей чувства восхищения и уважения к борцам за свободу.
Неукротимый тулпар – символ революционных перемен
Стихи Сейфуллина, написанные в огне борьбы за свободу, были собраны в сборник «Неукротимый тулпар». Этот образ олицетворяет в борьбе за справедливость и свободу возмужалого, сильного и бесстрашного коня. Через неукротимость тулпара автор передает свои идеи о свободе и борьбе, которые становились незыблемым символом революционных перемен в обществе.
Образ неукротимого тулпара свидетельствует о нещадной силе духа борца, который будет творить и создавать идеи даже в самых сложных условиях своей жизни. Таким образом, Сейфуллин как поэт-революционер смог внести свой вклад в историю казахской поэзии и вносил черты героя-борца в многие свои произведения.
Сакен Сейфуллин — поэт-воин и его связь с революционной борьбой
Сакен Сейфуллин — один из наиболее известных поэтов Казахстана. Он был активным участником революционного движения в России и в Казахстане.
Влияние революционных событий на творчество
Тема революции Сакен затронул в стихотворении «Мы спешно собрались в поход», написанном в марте 1917 года. Революцию он встречает словами:
Мы верили — придет расплата,
3 стр., 1428 словИз истории изучения казахского фольклора и литературы на территории ...
... Золотой Орды и творчества сказителей-поэтов ногайского периода. Это обусловлено тем, что казахский фольклор и литература на территории ... литературы Бердаха и Ажинияза, а также творчество казахских поэтов С. Сейфуллина, С. Муканова, Б. Майлина, И. Жансугирова, А. ... этим исследованиям положила научно-теоретическая конференция «Современная казахская народная поэзия», состоявшаяся в 1973 году в г. Алматы. ...
Мы солнце ласковое встретим.
В стихотворении «А ну-ка джигиты!» он призывает строить новый мир, новую жизнь.
Стихотворения Сейфуллина отражали настроение поэта, попавшего в руки врагов революции. Стихотворения «Побег из тюрьмы», «подавленное настроение», «Предкам» написаны сразу же после побега Сейфуллина из организованного Колчаком омского концлагеря.
Мотивы патриотизма и революционной борьбы в творчестве
Стихотворения Сейфуллина, написанные поэтом в тюрьме, близки патриотической лирике Некрасова и Кольцова, а герой-пленник напоминает вольнолюбивых героев поэзии Пушкина и Лермонтова.
В стихотворениях, вновь вернувшегося к революционной борьбе, сильнее прежнего стали звучать мотивы, близкие русской и мировой революционной поэзии:
Вступай в ряды свободных граждан,
Пойдем дружнее на врага,
На бой мы выйдем вместе с каждым,
Кому свобода дорога.
Отмстим злодеям-мироедам
За годы тьмы, за годы зла,
Отныне нам пора пришла
Идти к решительным победам,
Эти стихотворения говорят о том, что поэт-воин снова вернулся на передний край революционной борьбы.
«Марсельеза казахской молодежи» и «Товарищи»: революционная героика в поэзии Сакена Сейфуллина
Поэзия Сакена Сейфуллина, известного казахстанского поэта, создана под непосредственным влиянием «Марсельезы» и «Интернационала». Его стихи, такие как «Марсельеза казахской молодежи» и «Товарищи», содержат пламенный призыв к борьбе, способность воссоздать дух времени, пробудить священное чувство ненависти к угнетателям, вдохновить на бой, а также четкий и энергичный ритм стиха, что приближает их к революционной поэзии русского и западноевропейского пролетариата.
Многие песни Сейфуллина воспринимались и пелись как гимны новой жизни в казахских аулах. Революционная героика наполнила его поэзию качественно новым содержанием. Он беспощадно обличал старое, пламенно призывал к строительству новой жизни и искал новых художественных форм. Лучшие стихотворения тех лет отличались отчетливым отношением к партийности и народности.
В творчестве Сейфуллина 20-х годов прослеживаются идеи борьбы с национализмом и вековой отсталостью. Он боролся со всем старым, отживающим, и воспевал новое, революционное. В своих пламенных статьях он отстаивал принципы партийности и народности.
В произведениях Сакена того времени заметна внутренняя полемика автора с идеализацией старины и его непримиримое отношение ко всему антинародному. Многие его стихотворения были написаны как ответ и отповедь националистам.
Сакен выступал против индустриализации, паровоза и автомобиля, которые вошли в трудовой быт народа. Он показывал советскую технику как нечто принципиально новое, демонстрирующее силу и мощь новых общественных отношений. В стихотворениях «В полете» и «Самурык» слышится гордый клич молодого большевика, взлетевшего в бурное небо. С высоты он обращается ко всему миру с лозунгами мужества и труда.
Стихи Сейфуллина о природе были поэтическим ответом на стихи другого поэта Жумабаева. Сакен рисовал яркий степной пейзаж, полный шума новой жизни и радости обновления. В поэме «Кокшетау» Сейфуллин также выступил против Жумабаева, который связывал красоту Кокшетау и его природу с феодальным укладом и идеализировал кочевую жизнь и «батырские» традиции ханской эпохи. Сакен воспевал живописную природу Кокшетау, связывая ее с историей трудового народа и его борьбой за лучшее будущее.
Поэта, поэзии и своего осознанно обособленного места в ней. 2. ...
... отнял...» и др. Наиболее крупным явлением поэзии Цветаевой этих лет стали стихотворные циклы - «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку» и «Ахматовой». ... культуре, прежде всего на лучших образцах немецкой и французской литератур, с детства зная европейские языки, она сразу ... жизни, она нисколько не преувеличивала. Ее отношение к поэтам и поэзии, пронесенное через всю жизнь, не просто уважительно-признательное, ...
Сейфуллин как поэт-новатор
В лирических стихотворениях этого периода Сейфуллин выступает как поэт-новатор, отразивший в своем творчестве героический дух эпохи. Он не только изобразил изменения в общественной жизни, но и определил основные принципы искусства нового времени. В таких стихотворениях, как «Борец за наше дело», «Юному казаху», «Наша Сауле», «Девушка из совпартшколы» и других, поэт воспевал новых людей, воспитанных Советской властью, выросших в условиях равноправия и свободы. Он беззаветно верит в силу народа, вступившего в новую общественную жизнь, в прозорливость коммунистической партии.
Посвящение Ленину
В казахской поэзии Сейфуллин первым воспел Ленина. Он был единственным казахским поэтом, который еще при жизни Ленина, в 1923 году, посвятил ему стихотворение. В 1924 года, когда умер Ленин, Сакен написал взволнованные стихотворения «Траурный день», «Скорбная весть». Глубокая скорбь, невосполнимая утрата сжала, как тисками, грудь поэта, но он находит в себе силы сказать:
Отметим горечь этих дней,
Сплотив ряды еще тесней
Вокруг знамен непобедимых
Великой партии своей.
Тематика и жанровое разнообразие
Сейфуллин как поэт-лирик богат и разнообразен в тематическом и жанровом отношении. Проникновенно воспел он красоту родного края, тонко выразил в своих стихах любовь к родине и неугасимое чувство сыновей – благодарности. При этом он всегда стремился показать богатство души советского человека, пробуждение в нем нового сознания, формирование новых общественных идеалов. В большинстве случаев чувства лирического героя раскрываются и определяются его общественной позицией.
Рисуя картины родной природы, Сейфуллин всегда связывает их с чувствами и настроениями человека-борца, преобразующего жизнь.
Изучение произведений Сакена Сейфуллина в контексте казахской литературы XX века
Казахский поэт Сакен Сейфуллин является одной из главных фигур казахской литературы XX века, повлиявшей на формирование казахской национальной идентичности. Обзор его произведений позволяет увидеть, как люди в Казахстане стремились выразить свою национальную культуру и историю в литературе.
Сакен Сейфуллин как поэт и новатор
Сейфуллин был одним из первых казахских поэтов, исповедующих новаторские идеи в литературе. Он стал представителем течения пушкинизма, ответвления русской литературы, призывавшего к развитию казахской литературы под руководством русских писателей. В 1920-е годы Сейфуллин опубликовал несколько сборников стихов, в которых выразил свое понимание красоты и любви к своей родной земле.
Сакен Сейфуллин считается классиком казахской поэзии благодаря своей индивидуальности и новаторству. Он в своем творчестве показал, что казахская литература может быть сильной и интересной, имеющей глубокий смысл. Он был одним из основателей казахской поэзии, которая формировалась в период постоянных изменений и перемен в жизни казахского общества.
Поэт и поэзия в лирике А. Ахматовой
... читателем и вошло в число классической литературы. Анализ цикла «Тайны ремесла». Тема творчества в лирике Ахматовой. Тема поэта и поэзии в лирике Ахматовой. (Ахматова Анна) Тема поэта и поэзии занимает важное место в творчестве великой поэтессы Ахматовой. В цикле «Тайны ремесла» рассматривается тема поэта и поэзии. В ...
Природные мотивы в поэзии Сакена Сейфуллина
Основным тематическим направлением поэзии Сакена Сейфуллина стало природописание. Казахский поэт создает образы чистой казахской природы, изображает сезонные изменения, переливы цветов, звуки ветра и спокойствие голубого неба.
В его стихах ветер стал символом свободы и счастливой жизни, а красота природы – источником богатства и гармонии для его народа. Такая символика была новаторской для казахской литературы, и в своих стихах Сейфуллин широко использовал эту идею.
Идеал гуманизма в произведениях Сакена Сейфуллина
Лирика Сейфуллина также отличалась наличием гуманистической идеологии. Он писал о любви и красоте, осуждал насилие и ненависть во всех ее формах. В многих его произведениях раскрыты трудности и болезни нации, которые следует преодолеть для создания свободного и счастливого общества.
Сакен Сейфуллин показал, что гуманистические идеи не просто формальные принципы, но они должны быть реализованы в практической деятельности общества и государства. В характере его персонажей человеческие качества на первом месте, что является общим нравственным и культурным наследием всего казахского народа.
Основные эпические произведения Сакена Сейфуллина
Из эпических произведений Сакена Сейфуллина из самых известных можно назвать поэмы «Советстан» и «Кокшетау».
«Советстан» была образцом публицистической поэзии и создавалась под влиянием Маяковского. Она была первой своего рода в казахской литературе и воспевала достижения советской действительности и подчеркивала их социальный содержание.
Поэма «Кокшетау» в свою очередь перенесет читателя в далекую эпоху и раскроет классовые противоречия патриархально-феодальной общественной формации казахов и осуждает разбойничьи набеги Хана Абляя на мирные населенные пункты, отдельные ханства.
Заключение
Таким образом, творчество Сакена Сейфуллина является важнейшим вкладом в развитие казахской литературы XX века. Его произведения насыщены новаторскими идеями, которые подчеркивают красоту и глубину национальной культуры. Сакен Сейфуллин сделал важный шаг в формировании литературы Казахстана как независимого государства и открыл путь для дальнейшего развития национальной литературы.
Анализ поэмы Сейфуллина «Альбатрос»
Поэма «Альбатрос» Сейфуллина посвящена Великой Октябрьской революции и героическим делам советского народа. В ней автор выражает безграничную любовь к Советской родине и показывает, как молодое советское государство строит социализм под знаменем Ленина.
Поэт создает исторически верную картину великой битвы за укрепление завоеваний социалистической революции. Главной силой нового общества Сейфуллин считает сплоченный под знаменем Ленина рабочий класс.
В поэме прослеживается патриотическая гордость и любовь к родной стране. Автор гордится принятием советской конституции и дружбой народов в эпоху социализма.
Поэт также поднимает голос протеста против поджигателей новой моровой войны и призывает к бдительности. Он осмысливает историю родного края и доказывает, что социалистические преобразования являются закономерным результатом общественных сдвигов.
Анализ поэмы Сейфуллина «Қызыл – ат»
Поэма «Қызыл – ат» Сейфуллина отражает сложные процессы, происходившие в сельском хозяйстве в то время. Поэт высказывает критическое отношение к ошибкам, допущенным при коллективизации в Казахстане.
Сейфуллин поднимает свой голос против извращений политики партии в области сельского хозяйства в начале 30-х годов. Его критика была отнесена к числу заслуг поэта-коммуниста.
В поэме автор отражает сложности и противоречия тех времен, однако его патриотическая гордость и любовь к родному народу остаются неизменными.
Заключение
Поэзия Сейфуллина 30-х годов тесно связана с историей и жизнью тех лет. В его поэмах прослеживается патриотическая гордость и любовь к родной стране, а также критическое отношение к ошибкам и извращениям политики партии.
Сейфуллин осмысливает историю родного края и доказывает, что социалистические преобразования являются результатом общественных сдвигов. Он призывает к бдительности и поднимает голос против поджигателей новой моровой войны.
В целом, поэзия Сейфуллина отражает сложные процессы тех времен и является важным источником для изучения истории и литературы Казахстана.
Историческое значение поэмы заключается в смелом изображении испытаний, которые пережил казахский народ на пути социалистического строительства. Сейфуллин рассказывает, как в результате ленинской политики в Казахстане был нанесен животноводству тяжелый урон, что привело к значительному снижению материального уровня казахских аулов. Критические отношения поэта были обращены не против общественного строя, а против тех явлений, которые были чужды духу социализма. Трудовой казахский народ, изображенный в поэме, разоблачая перегибщиков в организации коллективного хозяйства в аулах, делится сомнениями и своим горем с родной коммунистической партией. Поэт верит, что ошибки будут преодолены, верит в будущее колхозного строительства.
Новаторские черты в творчестве Сейфуллина, как и всей советской литературы, определились новым содержанием, необходимостью правдиво отразить революционные преобразования в стране. Богатство идейного содержания новой литературы, расширение круга литературно-художественных образов требовали от советских поэтов совершенно новых художественных средств.
Мечта и цель поэта находились в полной гармонии с надеждами и стремлениями родного народа.
Приоритет создания образа положительного героя, человека труда в казахской советской поэзии также принадлежит Сейфуллину. Он поэтизировал трудную деятельность рабочего класса, прославил достижения науки и техники, видя в них новую силу, которая врывалась в казахские аулы и способствовала их преобразованию. В те годы, когда в молодой советской поэзии слабо изображалась тема труда, развитие производственной темы в лирике Сейфуллина было ярким проявлением новаторства поэта.
Творчеству Сейфуллина, поэта борьбы, присуще активно-действенное отношение к событиям. Это качество сознательно утверждалось им в противовес пассивной созерцательности той части дореволюционных казахских писателей, творчество которых страдало инерцией ограниченности.
Встихах Сакена часто используются биографические факты («Мой крылатый скакакун», «В заточении», «Письмо матери» и многие другие).
В свое время это давало повод недругам поэта обвинять его в том, что он преувеличивает значение своей личности, тогда как в поэзии Сейфуллина эти детали использовались как средства индивидуализации образа. Характерной чертой лирического героя поэзии Сакена является чувство ответственности перед народом за свой труд и свое социальное поведение. Ему свойственна также политическая страсть. Слово «поэт-революционер» — наиболее точное определение образа лирического героя в творчестве Сейфулина.
Сейфуллин внес много нового в строй казахского стихосложения. Критически используя все то, что было создано его предшественниками, он создал ряд стихотворений и поэм, которые не только по своим идейно-художественным качествам, но и по форме стихосложения были новым явлением в казахской поэзии. Еще в годы революции поэт искал такую стихотворную форму, которая способствовала бы раскрытию огневого характера лирического героя — несгибаемого борца, прошедшего через тюрьмы и тяжелые испытания.
Для казахской поэзии, создаваемой прежде только для пения с домброй, декламационный стих с особым интонационным строем был совершенно новым явлением. Разработанная Сейфуллиным новая для казахской литературы система стихосложения позволила поэту с большой художественной силой передать радость борьбы, парировать образ нового героя.
Изобразительные средства поэтики Сейфуллина богаты и разнообразны. Подчеркивая значение каждого слова, Сейфуллин сделал упор на энергетичный ритм, закрепляемый сильной рифмой. Поэт смело обогащал словарь и образы, богато использовал метафоры и сравнения. Использовал он также синтаксические и звуковые повторы, усиливающие впечатление от сказанного. Особое внимание поэт уделял музыкальности стиха. Иногда он использовал игру слов, почти одинаково звучащих, но имеющих разное значение.
Как разнообразны изобразительные средства в поэзии Сейфуллина, так же разнообразны и жанры его поэтических произведений. Наряду с поэтической миниатюрой мы встречаем песни, марши, баллады — и все они созданы в своеобразном стиле, соответствующем им стиле и художественной задаче. Поэт нередко пользуется народными сказаниями, перерабатывая их по-своему.
Борьба за обогащение казахского литературного языка
Борьба за обогащение казахского литературного языка явилась нетъемлемой частью новаторской деятельности Сефуллина-поэта. Он впервые ввел в обиход казахского литературного языка слова «совестан», «социалистан» и др. Смело введены им в казахский стих интернациональные слова, порожденные новой эпохой.
Поиски Сейфуллина в области стихосложения в свое время вызывали много нареканий у людей, не сумевших правильно оценить все значение его новаторской поэтической манеры. Но поэт продолжал искать и творить.
Подлинное новаторство неотделимо от народности. Поэтому новаторская поэзия Сакена стала популярной среди народа. В произведениях поэта находим диалектическое единство формы и содержания, и о чем бы ни писал он, везде есть единство тенденций – выражение органической связи совокупности общественной жизни эпохи с личной судьбой поэта.
Конечно, путь творческих исканий Сейфуллина не был лишен ошибок и заблуждений. Некоторым стихам раннего периода были присущи серьезные идейно-художественные просчеты.
Были у Сейфуллина и формалистические ошибки. Постоянные поиски в области формы иногда его к созданию таких стихов и поэм, где поэт не смог подняться на большие высоты обобщения и оказался в плену формалистических заблуждений. Так случилось и с поэмой «Социалистан». Здесь в показе жизненных явлений поэт не смог отделаться от описательности.
Влияние Маяковского на творчество Сейфуллина
Сейфуллин был современником и последователем Маяковского. Связь творческой деятельности с задачами революции, интересами народа, с его борьбой породнила дух виднейший поэтов революции и в творческом отношении. Не только в воспевании великих преобразований эпохи, но и в исканиях в области стиха, в расширении возможности казахского стихосложения, в принципах словосочетания Сейфуллин усвоил поэтический опыт Маяковского. Всем своим публицистическим пафосом, риторико-интонационным строем поэзия Сейфуллина была близка творчеству Маяковского.
Некоторые современники, не понимая исканий поэта, стали обвинять Сейфуллина в увлечении футуризмом. Но эти обвинения не испугали поэта. Новаторская деятельность Сейфуллина стала крупной победой не только его одного, но и всей казахской советской поэзии. Эта поэтическая победа как бы символизировала неодолимость социалистического пути развития культуры казахского народа.
Литературное наследие Сейфуллина велико. Он автор многих драматических и прозаических произведений.
В дореволюционной казахской литературе, собственно, не было драматургии. Первые казахские драмы были созданы в годы революции. Написанные в 1917 году пьессы Сейфуллина «На пути к счастью» и Ауэзова «Енлик-кебек» — первые опыты драматургического жанра в казахской литературе. Поэтому Сейфуллин справедливо считается одним из зачинателей казахской драматургии.
Будучи первой драмой в казахской литературе, пьеса «На пути к счастью» ценна и новизной темы. В ней писатель правдиво показал жизнь казахского аула после царского указа о мобилизации казахов на тыловые работы в июне 1916 года и в период Февральской революции 1917 года.
Пьесы Сейфуллина сыграли громадную роль в становлении жанра драмы в казахской литературе. Особо следует подчеркнуть идейную остроту и историческую роль пьес Сейфуллина в революционной пропаганде среди казахских трудящихся.
По сути дела, Сакен-поэт, Сакен-драматург и Сакен-прозаик были неотделимы. Здесь и там он выступает как новатор, как борец за торжество светлых идеалов коммунизма. Он пропагандирует идею ленинизма, изображает путь казахского народа в революции, в социальной борьбе, создает образцы народных героев, закаленных в классовых боях.
Первым его прозаическим опытом является «Утешение» — стихотворение в прозе, написанное в 1917 году. Оно отличается высоким художественным совершенством. Поэтично, с какой-то тихой грустью поэт рисует степной майский пейзаж. Поэт к нежному печальному звуку, нарушевшему степную тишину. В этом звуке ему слышится горький, скорбный, разрывающий сердце плач. Это плач казахской обездоленной девушки. Услышав в безбрежной степи повесть о трагической участи степной красавицы, поэт утешает ее. Он сочувствует ей и мечтает о свободе всех казахских девушек, томящихся в рабстве и темноте, продаваемых, как скот. Писатель-революционер говорит ей о счастливом времени, сообщает, что настанет день, когда всем миром засияет солнце.
В 1922 году Сакен Сейфуллин написал повесть «Айша». Тема ее – борьба казахской за свою личную свободу. Героиня Сейфуллина отличается стойкостью и решительностью; упорно идет она на встречу новой жизни.
Принципиалино важное значение преобрела повесть Сейфуллина «Землекопы», в которой впервые в казахской прозе поднята тема рабочего класса. В ней автор рассказывает о жизни рабочих на строительстве железной дороги, о складывающихся среди них новых отношениях, рожденных новым обществом. Тяжелый труд землеков автор изображает радостным, ибо это свободный труд освобожденного народа.
Вершина прозы Сакена Сейфуллина – мемуарный роман «Тернистый путь». В нем автор всесторонне изображает революционную борьбу в Казахстане. Книга особенно ценна тем, что она создана на основедействительных исторических событий и фактов.
«Тернистый путь» написан в годы ожесточенной классовой борьбы в казахстане. В 1922-1925 годах он отрывками публиковался в периодической печати, а в 1926 годувышел отдельной книгой. Книга содействовала пробуждению сознания казахских крестьян, сплачивала их в борьбе против баев.
Поэзия проза и драматургия Сейфуллина – единое целое. Личное лирическое восприятие общественно-политической жизни страны отразилось в произведениях писателя, рисующих мир, наполненный борьбой за новую жизнь.
Сакен Сейфуллин бул первым литератором Казахстана, внесшим солидный вкладв литературную критику и в изучение литературных памятников. Сейфуллин еще до револлюции занимался литературно-критической деятелиностью. Первая его статья, посвященная драме «Манап», — свидетельство зарождения литературной критики в казахстане.
Критические статьи Сейфуллина раскрывают идейную направленность молодой советской литературы. Опираясь на политику партии, писатель непримеримо боролся против врагов неокрепшей тогда литературы социалистического реализма.
Огромными были заслуги Сейфуллина также в сохранении и издании литературных памятников прошлого.
Пламенный патриот-борец и удивительно многогранная личность (поэт, прозаик, драматург, критик, литератыровед, композитор, педагог и общественный деятель) Сакен Сейфуллин в памяти народа остался национальным героем.
Значение творчества Сейфуллина выходит далеко за пределы казахской литературы. Его влияние на литературу бртских народов – тема требующая специального исследования.
Творчество Сейфуллина оставило неизгладимый след в истории родной литературы. Оно оказывает заметное влияние и на современное литературное движение. Его преданность идеям прлетарской революции, новаторство, рожденное великой целью, являются высоким образцом для современных писателей.
Все его творчество проникнуто гуманизмом. Сейфуллин по праву считается одним из основоположников казахской литературы.