Век перелома общественной жизни: история российского дворянства
Изучаемая эпоха является некой границей в развитии общественной жизни. Ее значимость привлекает внимание историков и вызывает обсуждения в обществе. Быт и культурные особенности российского дворянства стали предметом споров и дискуссий. В данной курсовой работе мы обращаем основное внимание на проблемы общественной жизни и традиции дворян.
История дворянского быта представляет значительный потенциал для осмысления особенностей и своеобразия исторического развития России. Изучение быта дворян интересует общество, всегда вызывало любопытство о том, как жили, чем интересовались и как воспитывали детей предыдущие поколения. В последнее время растет интерес не только к быту, но и к самим дворянам, рассматриваемым уже не как «класс эксплуататоров», а как деятелей и представителей великой русской культуры.
Формирование отечественной историографии дворянства начинается в XVIII веке, когда историк Г. Ф. Миллер представляет первое сочинение, посвященное российскому дворянству, в 1776 году. В своей работе он сравнивает русское дворянство с европейским.
Н. М. Карамзин также вносит свой вклад в исследование дворянства. Он говорит об опасности для дворянского сословия прочности «Табели о рангах»: «надлежало бы не дворянству быть по чинам, а чинам по дворянству, т.е. для приобретения некоторых чинов надлежало бы требовать благородства, чего у нас со времен Петра Великого не соблюдается».
С. М. Соловьев заложил основу для классических взглядов государственной школы на развитие сословий, в частности, дворянства. Посредством своих «Исторических писем» он демонстрирует решающую роль государства в формировании дворянского сословия.
А. В. Романович-Славатинский в 1870 году опубликовал, вероятно, одно из самых фундаментальных исследований по истории русского дворянства, которое окончательно укрепляет идею о том, что дворянство это сословие, созданное государством. Историк считал, что дворянство в России «всегда было политического установления, которое существовало и менялось согласно целям и потребностям правительства».
В послереволюционный период историография дворянства была достаточно скудной, так как данная тема была несколько табуированной, однако истории дворянства все же были посвящены труды С.М. Троицкого, который пишет о взаимоотношениях самодержавия и дворянства на протяжении XVIII века. С. М. Троицкий считает, что абсолютизм постепенно заменяет дворянство бюрократией, и с течением времени дворянство приобретает некую самостоятельность. Ю.М. Лотман, автор одной из фундаментальных работ по истории культуры дворянства, рассматривал её через призму созданных дворянством культурных норм и традиций.
Общество. Тезисто,что требуется доказать. Аргументы факты,явления ...
... философа И.Канта, где он затрагивает важнейшую проблему о влиянии воспитания на становления личности человека. Автор считает, что у человека от рождения нет никаких навыков , что для выживания ему ... влияния взрослых, общества? Чтобы ответить на этот вопрос, приведу пример истории одичавшей девочки Джини , которая провела первые 13 лет своей жизни в запертой комнате, она не ...
В 1990-е годы происходит возрождение интереса к истории дворянства, и в работах современных исследователей заметны различные подходы к изучению этой проблемы. Такие исследователи дворянской психологии как С.С. Минц и Е.Н. Марасинова пишут о росте сословного самосознания дворян в XVIII — начале ХIХ вв. Следует так же отметить монографию И.В.Фаізовой, которая посвящена службе дворянства до и после Манифеста 1762 года. Проблемой культурных особенностей, традиций и быта дворян интересуются исторіки-любители, например А. Шокаріва.
Цель работы:
Опираясь на советские и современные исследовательские работы, составить и охарактерizовать преимерную картину жизни дворяңина XVIII — XIX века.
Задачи работы:
Проанализировать комплекс научной литературы, в которой представлена информация о дворянском быте XVIII — XIX вв.
Рассмотреть модели и практики дворянского быта, оборозования и государственной службы.
Выявить в этих трёх сферах жизнедеятельности общие характеристики, исходя из которых, можно представить магистраль развития дворянского сословія в XVIII — XIX вв.
Глава 1. Повседневная жизнь дворян
§1. Дворянский быт и культура общения
русский дворянство быт традиции
Русское дворянство в XVIII — XIX веках было результатом петровской реформы, которая привела к созданию дворянства в качестве доминирующего класса. Результаты этой реформы оказали значительное влияние на государственную и культурную жизнь. Петровская реформа справилась с национальными задачами, укрепив государственность России и создав основы для ее существования в течение двухсот лет рядом с ведущими европейскими державами. Культурный вклад этой эпохи сделал российскую цивилизацию одной из самых ярких в истории.
Петровская реформа также означала конец сословия служилых людей. Петр I создал формы городской жизни в Петербурге, стремясь к «регулярному государству», в котором все было регламентировано, подчинено правилам и строилось с соблюдением геометрических пропорций.
Поведение дворян в Москве и Петербурге существенно отличалось. В Москве целый день проходил по тщательно спланированной программе, начиная с чаепития утром и заканчивая ужином вечером. В Петербурге жизнь развивалась совершенно иначе, с женщинами, например, проводившими время за картами и общением с гостями.
Общение дворянства в России XIX века
Стиль общения дворянина в XIX веке зависел от места его проживания. В Петербурге, где жили постоянно в реальном или незримом присутствии императора, дворяне были вынуждены проявлять сдержанность и закрытость. Жизнь в Петербурге была более дорогой, показной и суетливой.
В Москве, напротив, темп жизни был медленнее, и число ежедневных контактов со знакомыми значительно меньше, что позволяло дворянам больше времени уделять семье, близким и любимым занятиям.
Проект «БЫТ И НРАВЫ РУССКОГО ДВОРЯНСТВА XIX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ ...
... 19-го века , Дворянство второй половины 19 века: Чтобы уменьшить приток в дворянство выходцев из других словев населения, был повышен чин в табеле о рангах, по достижении которого человек мог стать потомственным дворянином. Тем ...
На протяжении полувека менялся и идеал поведения дворянина в семье. Если в начале XIX века принято было общаться на «вы» с супругой, то к 1830-м годам это стало вполне приемлемым. Девушкам ранее было неприлично курить и пить, однако к 1840-м годам шампанское и «пахитоски» стали входить в моду.
В светских кругах ценность брака стала определяться не только внутренними отношениями между супругами, но и внешней картиной соблюдения приличий, которую общество востребовало.
Изменение норм поведения в семье происходило под влиянием западноевропейской культуры, общения с иностранными гувернерами, чтения иностранных книг и поездок заграницу.
Важным аспектом жизни дворянства была военная служба. Родовитые знатные дворяне записывали своих сыновей в полки едва ли не до их рождения, и уже в юном возрасте они начинали свою службу и продвигались по званиям. Тем, кто проходил службу в богатых семьях, даже не доводилось видеть войска, так как их мамы не отпускали их в действующие полки.
После выхода на пенсию, что случалось сразу после женитьбы, дворяне оседали в своих поместьях, где наслаждались обществом провинциальных дам, беседами за стопкой анисовой водки и прочими радостями жизни.
Изучение положения женщин в российском обществе в XVIII-XIX веках показывает, что их статус и возможности были тесно связаны с социальным положением и родом их деятельности. Ранги, установленные для женщин, зависели от статуса их отца или мужа, а также от их собственной деятельности.
Интересно отметить, что при императрицах Анне и Елизавете был разработан целый дресс-код, определяющий детали женского наряда и устанавливающий определенные стандарты для классификации женщин при одном взгляде на их одежду.
Следует отметить, что до второй половины XIX века женщины-дворянки были лишены возможности сделать карьеру, и для них основным уделом было замужество, материнство и домоводство. Следовательно, женщинам в то время было делом осудительным и позорным стремиться к службе и заниматься «мужской работой».
Нравственный идеал дворянства в первой половине XIX века
В первой половине XIX века дворянство стремилось воплотить нравственный идеал, который включал в себя несколько элементов. Во-первых, была восхваляема идея рыцарства, которая проникла в русскую культуру через культурные связи с Западной Европой. Рыцарское кодекса чести и благородства стали основой для нравственных норм дворянской элиты.
Второй элемент идеала был связан с героикой, эта концепция была заимствована из античных классиков. Особое внимание уделялось мужеству и храбрости, которые считались важными качествами такого дворянина.
Третий элемент идеала был связан с православным благочестием. Православие становилось моральным опорным стержнем дворян в России, причем религиозная вера становилась одним из непоколебимых оснований основ философии и поведения дворянской элиты, впитавших христианство еще в его начале.
Различные взгляды в обществе
Жизненный уклад дворян первой половины XIX века был обусловлен их социальным положением, достатком и местом проживания. Однако, следование западным культурным образцам привело к дисгармонии в обществе. Ценности, которые принимались в дворянской среде, противоречили патриархальному укладу и мировоззрению крестьянства, купечества и духовенства.
Изображение дворянства в литературе первой половины XIX века
... поведением больше напоминающие животных. Пушкин «Евгений Онегин» Поместное дворянство весьма широко представлено в романе: дядя Онегина, семейство Лариных, гости на именинах Татьяны, Зарецкий. В провинциальном обществе ... бы проводит аналогию между глухим дворянским поместьем и высшим светом. Простакова ... представителей помещичьих усадеб середины девятнадцатого века Гоголь показывает через «родство» ...
В дворянском кругу стали подниматься вопросы о развитии России и формах правления, которые могут обеспечить счастье для народа. Однако для крестьянства единственной формой правления в России было самодержавие, а единственной религией — православие. Эти различия во взглядах создавали негативное напряжение в обществе.
Роль дворянства в российском обществе
Роль дворянства в российском обществе не оставала равнодушными великих русских писателей того времени. Они уделяли немало внимания описанию различных слоев населения и их роли в обществе. Проблема дворянства нашла свое отражение в произведениях разных жанров, включая сатирическое изображение помещиков-крепостников, которое становилось символом пороков и узколобости данного слоя общества.
Например, Александр Сергеевич Пушкин в своей работе «Евгений Онегин» использовал эпиграфом к седьмой главе строки Александра Грибоедова:
«Все то же лжет Любовь Петровна, Иван Петрович так же глуп…»
Этим он передал мысль о том, что московское дворянство сохранило свою узость и незнание даже спустя много лет. Указав на неприятие прогресса, Пушкин желал показать, что изменения в взглядах и нравах дворянства не произошли.
Роль балов в русском обществе
Пушкин и Грибоедов в своих произведениях показали, что в то время в России было неважно, каково качество образования, в моде было все иностранное, люди же из «высшего общества» чуждались национальной культуры. И в «Горе от ума», и в «Евгении Онегине» подчеркнута безликость «сильных мира сего». У них нет никакой индивидуальности, все фальшиво, а общественное мнение — это для них самое главное. Все стремятся к какой-то общепринятой мерке, боятся заявить о своих чувствах, мыслях. А скрывать истинное лицо под маской уже прочно вошло в привычку.
Балы в русском обществе
Танцы были важным структурным элементом дворянского быта. Их роль существенно отличалась как от функции танцев в народном быту того времени, так и от современной.
Бал оказывался с одной стороны, сферой противоположной службе — областью непринужденного общения, светского отдыха, местом, где границы служебной иерархии ослаблялись. Присутствие дам, танцы, нормы светского общения вводили внеслужебные ценностные критерии, и юный поручик, ловко танцующий и умеющий смешить дам, мог почувствовать себя выше стареющего, побывавшего в сражениях полковника. С другой стороны бал был областью общественного представительства, формой социальной организации, одной из немногих форм дозволенного в России той поры коллективного быта.
Со времени петровских ассамблей остро встал вопрос и об организационных формах светской жизни. Формы отдыха, общения молодежи, календарного ритуала, которые были в основном общими и для народной, и для боярско-дворянской среды, должны были уступить место дворянской культуре быта. Внутренняя организация бала была задачей культурной важности, так как являлась формой общения между «кавалерами» и «дамами», и должна была определить тип социального поведения внутри дворянской культуры. Это повлекло за собой ритуализацию бала, создание определенной строгой последовательности некоторых частей и обязательных элементов. Возникала структура бала, а сам он являлся чем-то наподобие театрализованного представления, в котором каждому элементу соответствовали определенные эмоции, стили поведения и т.д.
Культура и просвещение России первой четрверти XVIII века
... литературу по данной теме. [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/literatura-rossii-pervoy-chetverti-veka/ Рассмотреть исторические предпосылки развития просвещения и культуры первой четверти XVIII века. ... первой четверти XIII века В 18 веке произошел поворот к новому этапу в культурном развитии России, ... XVIII до начала XX вв. Россия превратилась из некоего государственного образования ...
Разговор о бале в XIX веке
В общественно-эстетическом действии, известном как бал, основным элементом были танцы. Они не только задавали тон и стиль вечеру, но и служили организующим стержнем всего мероприятия. Бальный разговор, хоть и был отличен от интеллектуальных игр литературных салонов XVIII века, имел свои прелести — свободу, непринужденность и живость, которую можно было испытать только в таком шумном празднестве.
Обучение танцам начиналось в самом раннем возрасте, уже с пяти-шести лет. Это обучение было далеко не легким и напоминало тренировку спортсмена. Длительные тренировки не только придавали молодому человеку ловкость в движениях, но и уверенность, свободу в постановке фигуры, что психологически влияло на его самоощущение — он становился уверенным и свободным, словно опытный актер на сцене. Изящество, которое проявлялось в точности движений, было свидетельством хорошего воспитания.
В начале XIX века на балу первое место занимал польский танец, полонез. Он служил торжественным началом вечера. Вторым бальным танцем был вальс. Пушкин описывал вальс следующим образом:
«Однообразный и безумный, Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихорь шумный; Чета мелькает за четой».
Эпитеты «однообразный и безумный» не только содержали эмоциональную окраску. Вальс был однобоким, и, в отличие от мазурки, состоял из повторяющихся движений. К тому же, к началу 1820-х годов вальс имел репутацию непристойного и излишне вольного танца. Но именно вальс создавал идеальные условия для интимности и передачи нежных объяснений — близость, способствующая объятиям и соприкосновения рук, делала его таким удобным.
Мазурка занимала центральное место на балу и служила кульминацией. Вместе с изысканными фигурами и мужским соло, это танец достигал особой высоты и эффектности перед публикой.
Котильон был одной из заключительных частей балла, и он танцевался на мотив вальса. Этот танец-игра был непринужденным, разнообразным и веселым. Он добавлял разнообразия и неподдельного наслаждения вечеру.
Холостыми попойками в компании молодых гуляк, офицеров-бретеров и прославленных пьяниц была альтернатива балам, где можно было провести шумную и веселую ночь. Эти попойки отличались от бала свободным и дерзким поведением, их репутация была связана с негативными проявлениями и «дурным тона».
Бал, в свою очередь, был приличным и светским мероприятием, где правила этикета и формальности играли важную роль. Он противопоставлялся забаве и беспорядку, которые спонтанно возникали во время холостых попоек и поведения разгульной молодежи.
Бал обладал стройной композицией и представлял собой особое праздничное целое. Он трансформировался со временем от строгой формы торжественного балета к разнообразным формам хореографической игры.
Для полного понимания смысла бала целиком, необходимо было его противопоставить ультрасуровым парадам и диким маскарадам. Парад представлял собой ритуал подчинения и дисциплины, где армия превращалась в живое балетное представление. Бал же выступал противоположностью параду, он олицетворял свободу и веселье, противостоял суровости и подавленности человека.
Наука, образование и искусство России в 18 веке
... математик Л. Эйлер, историк Миллер и др.). Особенностью Академии наук России‚ было то, что она изначально была не только научным, но и учебным центром. При ней действовал ... круг произведений изобразительного искусства XVIII в. столетия, привлекаемых для анализа специалистами, значительно расширился благодаря новым открытиям советских реставраторов. 1. Наука ХVIII век стал временем становления ...
Внутри бала имелась организация и строгость, что ограничивало всем гостям полную свободу. В связи с этим возникла необходимость в появлении элемента, который создал бы некий запланированный и предусмотренный хаос. Такой ролью стал маскарад, который предлагал своим участникам возможность переодеться и скрыть свою истинную личность. Однако маскарадное переодевание имело противоречие с православными традициями, которые считали его проявлением бесовства. Поэтому европейская традиция маскарада с трудом проникла в дворянский быт XVIII века, часто объединяясь с фольклорным ряженьем.
Карточная игра, становясь в конце XVIII — начале XIX века все более популярной, приобрела черты универсальной модели, которая символизировала эпоху. Она сочетала в себе двойственную природу: одновременно игровую и гадательную. Во время игры карты активизировались их другие функции — прогнозирующая и программирующая. Карточная игра стала также своеобразным мифообразованием эпохи, став интригующим и занимательным развлечением для светской публики.
Таким образом, балы, холостые попойки и игры, такие как карты, представляли различные формы развлечений русской элиты XVIII-XIX веков. Каждая из них имела свои особенности и символизировала определенные аспекты общественной жизни и культуры того времени. Они служили способом отрыва от повседневности, выражением свободы и самореализации, а также способствовали формированию новых стереотипов и идей в обществе.
Глава 2. Дворянское образование
§1. Женское образование
Женское образование в эпоху императорской России было ограничено и имело свои особенности. В отличие от мужского образования, которое считалось важным и необходимым для дальнейшей карьеры и службы, женское образование было скорее дополнительным искусством, которое должно было придавать благородство и элегантность женщине дворянского происхождения.
Основными предметами, которым учились девушки, были французский язык, музыка, танцы, рисование и рукоделие. Французский язык считался языком образованных и утонченных людей, поэтому его знание было обязательным для девушек высшего общества.
Музыка была неотъемлемой частью образования девушек. Игра на музыкальных инструментах, вокал и танцы считались не только приятным умением, но и способом проявления элегантности и изящества.
Рисование и рукоделие также занимали важное место в женском образовании. Умение рисовать и вышивать было считалось признаком таланта и хорошего вкуса.
Однако, несмотря на ограниченность женского образования, некоторые девушки стремились к более серьезным знаниям. Они изучали историю, литературу, философию и даже математику. Такие девушки часто становились членами литературных и общественных кружков, где обсуждались актуальные проблемы и вопросы времени.
Таким образом, женское образование в эпоху императорской России было ограничено, но все же имело свою значимость и влияние на формирование личности и общественного положения женщин дворянского происхождения.
Интерес к месту женщины в обществе всегда сопровождался обсуждением её образования. В эпоху правления Петра I возникло новое отношение к этому вопросу. Император приказал женам и дочерям из знатных семей активно участвовать в общественных мероприятиях, таких как «ассамблеи», посещение театров, приемы иностранных послов и дипломатов. Даже сестра Петра I, Наталия Алексеевна, основала театр при своем дворе, писала пьесы и выступала на сцене. Свобода женщин от ограничений теремного затворничества позволила им по-новому взглянуть на вопросы брака и любви.
По «Теория художественного образования» «Художественные ...
... источники по теме исследования. Рассмотреть историю развития высших учебных художественных заведений России и за рубежом в различные исторические периоды. Охарактеризовать систему современного профессионального художественного образования в России и за рубежом. Рассмотреть историю и современность университета Оксворд Брукс как одного из ...
С самого начала государство стало инициатором женского образования. В начале XVIII века, при Петре I, вопрос женитьбы неожиданно связался с грамотностью. Император предписал не венчать неграмотных дворянских девушек, которые не могут даже подписать свою фамилию. Не следует думать, что до Петра все женщины в России были неграмотными, но в начале XVIII века вопрос грамотности стал заново задан. Необходимость образования для женщин и его характер стали предметом обсуждений и связаны с пересмотром образа жизни и быта.
Мы уже привыкли к тому, что прогрессивная педагогика стремится к одинаковому образованию для мальчиков и девочек. С середины XIX века идея равенства полов и, следовательно, одинаковых принципов воспитания и обучения стала отличительной чертой демократической педагогики. Однако в XVIII веке «общее» образование в основном было предназначено для мужчин, и идея приобщить девушек к «мужскому образованию» всегда означала ограничение их доступности. Теперь появилась идея просвещения всех дворянских женщин. Возникла проблема учебных заведений. Учебные заведения для девушек стали неотъемлемой частью потребностей времени: появились частные пансионы, а также государственная система образования.
Смольный институт как учебное заведение в России
Во время правления Екатерины II в России возникло новое учебное заведение для женщин, получившее название Смольный институт. Заведение было названо в честь помещения, где оно располагалось, а его ученицы были известны как смолянки. Смольный институт, получивший свое название в честь Смольного женского монастыря, был задуман Екатериной II как учебное заведение с широкой программой обучения.
У студенток Смольного института предполагалось изучать, по меньшей мере, два иностранных языка, а также физику, математику, астрономию, танцы и архитектуру. Обучение в институте осуществлялось в течение девяти лет. Девочек привозили в институт уже в пяти-шестилетнем возрасте, и они проводили в нем практически все свое время на протяжении этих девяти лет. Изоляция от домашней атмосферы была целенаправленным подходом, так смолянки полностью отваживались от влияния родителей и воспитывались в специально созданной обстановке.
Однако, несмотря на широкую программу обучения, качество образования в Смольном институте было неравномерным. Особо отличались студентки в изучении иностранных языков. Материалы искажают об изменении программы и курса преподаваемых языков. Все ученицы благодаря серьезному подходу в получении знаний достигали значительных успехов в этой области. Помимо изучения языков, особое внимание уделялось танцам и рукоделию среди остальных предметов.
Образовательная система и ее особенности
Смольный институт существовал в петербургском Воскресенском женском монастыре. Также в России существовали и другие женские учебные заведения, такие как частные пансионы. К концу XVIII века в Санкт-Петербурге было несколько десятков пансионов, в Москве — около десяти, а также некоторое количество в провинции. Многие пансионы были иностранными и предлагали образование невысокого уровня, сконцентрированное в основном на изучении языка и танцев.
Русский дворянин 18 века [Дворянский России, Жизнь]
... имении течёт размеренно и спокойно. Один день из жизни дворянина Утром хозяева встали, выпили чаю. Барыня, ... рубль!). Среди особенных элементов одежды русских дворян в 18 веке следует выделить следующие: Камзол — мужская ... кофе. Но от блюд русской кухни дворянство не отказалось. На столе императрицы можно ... романтические парковые сооружения возводили в конце XVIII столетия архитекторы. Рядом с барским ...
Воспитательницами в этих заведениях обычно были француженки или немки. Целью пансионов было подготовить девушек к замужеству и стать хорошими женами. Смольный институт и пансионы были частью образовательной системы России, которая стремилась придать девушкам соответствующие навыки и знания для достижения успешной семейной жизни.
Суровость распорядка дня в Смольном институте
Одной из самых трудных сторон жизни студенток Смольного института была суровая дисциплина и распорядок дня. Подъем в шесть утра, ежедневные уроки в течение шести или семи часов, ограниченное время на игры — все это составляло строгий график студенток. Их жизнь контролировалась и ограничивалась, чтобы сформировать определенные качества и добиться преимуществ перед ровесницами.
Таким образом, Смольный институт, хотя и не был единственным женским учебным заведением в России, играл важную роль в образовательной системе того времени. Он давал девочкам возможность получить разностороннее образование и развить особые навыки, пригодные для просветительского образа жизни. Обучение в Смольном институте требовало от студенток множества усилий, но позволяло им достичь значительных успехов в своем образовании и развитии.
Женское образование в России XIX века
В начале XIX века Мария Фёдоровна заявила о необходимости открытия закрытых сословных учреждений для девиц, что привело к созданию Сиротского института, Александровских училищ и Мариинских институтов. Однако, первые половина этого века характеризовалась недостаточным количеством государственных женских школ и отсутствием больших преобразований в этой области со стороны правительства.
В 1804 году был утвержден устав учебных заведений, подчиненных университетам, согласно которому представительницам женского пола разрешался доступ только на нижнюю ступень народного образования — приходские училища. К началу XIX века появились две ветви женского образования: закрытые, подчиненные ведомству императрицы, и открытые женские учебные заведения, такие как приходские школы, частные пансионы и школы.
В 1835 году было принято положение, регламентирующее деятельность частных учебных заведений. Это положение предписывало, чтобы все частные учебные заведения приближались к казенным заведениям по курсу обучения. Также был установлен строгий контроль за частными учебными заведениями, и для этого были назначены особые инспектора.
Положение о частных учебных заведениях не менялось с 1835 до 1857 года. В середине XIX века система женского образования пополнилась учебными заведениями для дочерей духовенства, подчиненными местным епархиальным властям.
Закрытые учебные заведения
Закрытые учебные заведения существовали под ведомством императрицы Марии Фёдоровны и включали в себя:
- Сиротский институт — этот институт был основан в 1802 году и предназначался для подготовки девиц сирот к будущей жизни в обществе. Здесь они получали экономическую подготовку, а также могли изучать рисование, музыку и танцы;
- Александровские училища — училища для дворянок, основанные в 1810 году;
- Мариинские институты — училища для дочерей знать и дворянской молодежи, основанные в 1830 году.
Открытые женские учебные заведения
Открытые женские учебные заведения включали в себя:
Русские усадьбы XVIII-XIX веков
... многих историков и исследователей. 1. Быт и уклад жизни русских усадеб XVIII-XIX веков 1.1 История происхождения дворянской усадьбы Термин "усадьба" (в понимании, близком к современному) прослеживается, по крайней ... на время службы). Обычно владельцы старались выкупать поместья в собственность, которые таким образом становились вотчинами. Чаще всего в быту, в письмах любая усадьба, за исключением ...
- Приходские училища Министерства народного просвещения — учебные заведения для девочек в возрасте от 7 до 12 лет;
- Частные пансионы и школы — частные учреждения, которые предоставляли образование девочкам и девушкам высшего общества.
В 1835 году было принято положение, которое начало регулировать деятельность частных учебных заведений. Согласно этому положению, все частные учебные заведения должны были следовать установленному курсу обучения казенных заведений.
Учебные заведения для дочерей духовенства
В 1840-е и начале 1850-х гг. появилась еще одна структура, которая включала в себя учебные заведения для дочерей духовенства. Эти учебные заведения попадали под юрисдикцию местных епархиальных властей.
Таким образом, женское образование в России XIX века развивалось не быстро, но контролировалось властями строго и постепенно расширялось, открывая девочкам и девушкам из разных социальных сословий доступ к обучению.
Во второй половине XIX века в России возникла необходимость в реформировании системы образования для женщин. Под влиянием активного общественного движения было опубликовано «Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения» 30 мая 1858 года. Это событие стало отправной точкой для введения системы женского образования в России. В соответствии с этим положением планировалось открывать женские училища первого и второго разряда, с длительностью обучения в течение шести и трех лет, в губернских и уездных городах, чтобы предоставить возможность всем девушкам из различных сословий получить образование. Большая часть средств на содержание учебных заведений предполагалось получать от благотворительных организаций и частных лиц. Таким образом, в России сформировалась система женского образования, однако она отличалась неоднородностью, из-за того, что различные учебные заведения подчинялись различным ведомствам.
Также, следует отметить, что воспитание и образование дворянских детей также было строго регламентировано и зависело от социокультурной среды, в которой они выросли. Дети в дворянских семьях подвергались контролю и бережному отношению на каждом этапе своего развития, с соблюдением традиционных правил и схем. В семьях дворян детей считали не равными взрослым, иерархия семейных отношений была четко определена, что позволяло каждому члену семьи знать свое место внутри дома.
Обычно, отцы занимались воспитанием старших детей, в то время как заботу о младенцах возлагали на матерей и нянь. В дворянских семьях применялась строгая система воспитания. Воспитанных детей обязывали поздороваться с родителями, поблагодарить за обед. Дети целовали родительские руки и обращались к ним на «вы». Воспитание мальчиков и девочек происходило по-разному. В некоторых семьях применялись телесные наказания, однако они не рассматривались как оскорбление, так как это было распространено. В отношении девочек телесные наказания применялись реже, чем к мальчикам.
Для обеспечения полноценного развития детей, богатые дворяне окружали их многочисленными слугами. Няня заботилась о ребенке до трех лет, затем на смену ей приходила «мадам» – гувернантка, которая обучала детей языкам и хорошим манерам до 7-9 лет. После этого роль гувернера брал на себя, вплоть до поступления ребенка в учебное заведение (обычно в 11 лет) или до выхода в общество (16-17 лет).
Образование и воспитание дворянских детей в XVIII веке
В XVIII веке образование всегда считалось престижным у знатных людей, непременным элементом жизни дворянства. Для дворянских детей принимали участие как отечественные, так и иностранные гувернеры, которые играли важную роль в их домашнем образовании.
Отечественные гувернеры могли быть студентами или выпускниками высших учебных заведений, духовных академий, а также выпускниками средних учебных заведений — пансионов. Иностранные гувернеры, в свою очередь, представляли французов, немцев, англичан и шведов. Во второй половине XVIII века особенно популярными стали французские наставники. В эпоху правления Екатерины II выбор гувернера в ряде случаев ограничивался французами, что ограничивало свободу выбора.
Для французов, приплывших в Россию, должность гувернера была привлекательнее должности парикмахера, повара или лакея. Гувернерам зачастую предлагали зарплату в размере 400-500 рублей в год, а также бесплатное питание и проживание. Они занимались обучением детей иностранным языкам, важным элементом знания которых стало для дворянства. Французский язык, этот символ эпохи, заменил немецкий язык к середине XVIII века.
Познание французского языка было обязательным, так как только его хорошее знание обеспечивало дворянину уважение как в провинциальном дворянском обществе, так и в высшем обществе. Помимо этого, гувернеры преподавали разнообразную французскую литературу, содействуя таким образом и развитию культуры и образованности детей.
Однако, несмотря на важность и роль гувернеров в домашнем образовании, они не пользовались таким же уважением как родители в семье. Гувернер занимал место, чуть выше слуги, и дети были обязаны соблюдать приличия, оказывать учителю почтение и не проявлять фамильярности.
Воспитание девочек
При воспитании девочек основным правилом было то, что женщина должна соблюдать скромность и учтивость. Девочкам предписывалось утром и вечером молиться, посещать церковь, участвовать в причащении, читать книги, заниматься рисованием, танцами, проводить время на свежем воздухе, и заниматься рукоделием. В большой компании им следовало скорее молчать, а не проявлять свои широкие, если они есть, познания.
К сожалению, часто родители не обращали должного внимания на умственное развитие своих дочерей, и домашнее образование оканчивалось для них тогда, когда начинались ежегодные балы. На балах уже не требовалось иметь широкий кругозор и образование, и это было основой их общественной жизни.
Глава 3. Государственная служба
§1. Военная служба
Важную роль в жизни дворянских детей играла военная служба. Она была престижным и почетным выбором для мужчин, поэтому многие семьи стремились отправить своих сыновей на военную карьеру. Ребенка часто отправляли в кадетскую школу или кадетский корпус, чтобы он получил специальное военное образование и подготовку.
В период XIX века военная служба была традиционным и регулярным путем прославления семьи и достижения успеха. Многие родители надеялись, что их сын прославится военными подвигами и обеспечит себе и своей семье благополучие.
Для детей, отправленных на военную службу, это часто был суровый и непростой путь. Отделяясь от семьи, дети переживали расставание и часто сталкивались с жесткой природой военной дисциплины. Однако, такие трудности помогали юным военным стать сильными и настойчивыми, готовыми к служению Отечеству.
XVIII век — время молодости для российского государства и русской дворянской культуры
В XVIII веке Российское государство и русская дворянская культура переживали эпоху молодости. Русское дворянство зародилось как военная каста, а дворянин был человеком с оружием, его предназначение заключалось во вооруженном вмешательстве в ход жизни — в войны, подавление мятежей. Хотя манифест 18 февраля 1762 года уничтожил обязательный характер государственной службы для дворянства, чин по-прежнему являлся основным критерием сословной иерархии для самодержавной власти и для современников.
Табель о рангах, принятый Петром I в 1722 году, разделял все виды службы на военную, статскую и придворную. Военная служба в свою очередь делится на сухопутную и морскую. Табель о рангах привилегирует военную службу. Все 14 классов, предусмотренных в военной службе, дают право наследственного дворянства, в то время как в статской службе такое право дается только с VIII класса. Это означает, что даже самый низший обер-офицерский чин в военной службе доставляет потомственное дворянство, в то время как для этого необходимо продвинуться до, например, надворного советника в статской службе. Немного позже, благодаря орденам и академическим званиям, открывается возможность восхождения в благородное сословие.
Военная служба в России XVIII — начала XIX века
Военная служба в Российской Империи в XVIII — начале XIX века считалась преимущественно привилегированной службой дворян. Статская служба, наоборот, не имела такого высокого престижа и часто называлась «подьяческой», так как ею занимались разночинцы и незнатные люди, которых считали не достаточно благородными для дворянской сферы. Исключение составляла лишь дипломатическая служба, которая также считалась «благородной».
Почему именно военная служба была предпочитаема для статских дворян? Это можно объяснить весомой причиной — табель о рангах, который создавал военно-бюрократическую машину государственного управления. Власть в государстве опирались на две фигуры: офицера и чиновника. Хотя слово «чиновник» происходит от древнерусского слова «чин», что означает «порядок», положение чиновников в обществе было таким, что их часто рассматривали как бюрократическую фикцию. Слово «чин» обозначало упорядоченность не на практике, а только на бумаге, в условно-бюрократическом смысле.
Чиновники обладали низким общественным престижем, влияние которого было определено запутанностью законов и общим духом государственного произвола. Русская культура XVIII — начала XIX века почти не создала образов беспристрастного судьи, справедливого администратора и т.д. Бюрократия, будучи важным элементом государственной жизни, не оставила заметного следа в духовной сфере России. Она не создала собственной культуры, этики или даже идеологии.
Дворянство оставалось служилым сословием, но сама идея службы была достаточно противоречивой. В ней можно было увидеть борьбу между государственно-уставными и семейственно-корпоративными тенденциями. Последние существенно усложняли структуру жизни дворянского сословия XVIII — начала XIX века и подрывали неподвижность бюрократического мира.
Личный дворянин пользовался рядом сословных прав дворянства: он был освобожден от телесных наказаний, подушного оклада, рекрутской повинности. Однако он не мог участвовать в дворянских собраниях и занимать дворянские выборные должности. Что же касается дворянина вообще не имеющего чина, то он был неким «изгоем», получал лошадей на постоялом дворе последним, а в документах вообще подписывался как «недоросль такой-то». Одновременно с распределением чинов, шло распределение выгод и почестей. Бюрократическое государство создало систему человеческих отношений, которые нам сейчас совершенно непонятны. Право на уважение распределялось по чинам. В реальном быту это, прежде всего, проявлялось формах обращения к особам разных чинов в соответствии с их классом. Место чина в служебной иерархии было связано с получением многих реальных привилегий. По чинам, например, давали лошадей на почтовых станциях. По чинам в XVIII веке слуги носили блюда на званых обедах, и сидевшие на «нижнем» конца стола гости часто лицезрели лишь пустые тарелки. А. В. Романович-Славатинский отмечал в своей работе гипертрофированную роль статуса в системе ценностей дворянина, его алчную страсть к почестям, наградам, отличиям. Положение дворянина в системе иерархии господствующего сословия определялась чином и способом его получения, т. е качеством отношений с властью.
В фундаменте той концепции службы, которая была заложена Петром, имелись некие противоречия: служба из чести, и служба как государственная повинность. По мере усиления независимости дворянства, оно начало тяготиться основными принципами петровской концепции службы: её обязательностью, и возможностью для недворянина стать дворянином по службе и чину. Создавалась некая социокультурная ситуация: дворянство окончательно закрепилось как господствующее сословие. Завоевав эту позицию, дворянство стремилось ослабить свою зависимость от власти, а так же от принципов «регулярности» и чиновой иерархии.
Таким образом, в начале XVII в. военная служба представлялась по преимуществу тяжелой обязанностью для дворян, война была необходимостью для защиты государства от внешних врагов, а власть жестко требовала исполнения военной службы. Дворянское сословие, становясь опорой государства, получало все больше почестей и привилегий, а так же постепенно осознавало себя единым сословием.
§2. Статская служба
Дворянство традиционно олицетворяется с землевладением, но еще в большей степени — со службой государству, особенно в XVIII вв., когда сословная организация Российской империи принимала свою окончательную форму. Представители господствующего класса, занимая ключевые посты в центре и на местах, составляли немногим более 1/5 части чиновничества в империи. Вид службы, самый многочисленный и распространенный во все сферы общественной жизни — гражданская или статская. Чиновники составляли основу всей российской государственной машины, очень сложной, громоздкой, невероятно бюрократизированной. В гражданской службе были свои «специальности», возглавляли их девять министерств. Наиболее престижной считалась служба по министерству иностранных дел, дипломаты в общественном мнении приравнивались к военным. Остальные ведомства были менее почетны, но служить где-то надо, и дворянин выбирал — пойти по министерству юстиции или финансов, по народному просвещению или по министерству внутренних дел и так далее. Необходимо отметить, что во все времена порядочные люди ниже всего считали службу в полиции и жандармерии. Государство поддерживало престиж полицейских, но это имело незначительный успех, и в полицию шли самые «потерявшиеся» дворяне, а чаще выходцы из других сословий, где понятия чести, достоинства были более размытыми, чем в дворянстве. Необходимость полицейских не отрицалась, но общения с ними в частной жизни лучшие представители дворянства избегали. Не имея возможности вновь сделать государственную гражданскую службу строго обязательной для потомственного дворянства, правительство всю первую половину XIX в. искало варианты привлечения в государственный аппарат представителей «первенствующего» сословия. При этом самодержавию постоянно приходилось искать компромисс между желанием максимально привлечь на все ключевые посты представителей дворянства, и стремлением сделать эффективным государственное управление, что было не возможно без высококвалифицированных профессионалов, которых, впрочем, было крайне мало не только среди дворянства, и в стране в целом. Надеясь повысить квалификацию чиновничества, хотя бы через подъем его образовательного уровня, правительство по инициативе М.М. Сперанского в 1809 г. ввело образовательный ценз для получения VIII классного чина и, соответственно, для занятия должностей в коронном управлении, которые предполагали обладание таким классным чином. Несмотря на то, что этот указ постепенно сводился на нет другими нормативными актами, вводившими все новые и новые исключения из этого правила, политика стимулирования получения образования была продолжена.
Данные эпистолярных источников свидетельствуют о том, что по-прежнему значимой сферой общественной жизни определяющей потребности и цели дворянства, оставалась государственная служба. В письмах 33 из 45 авторов от 55 до 90% информации посвящено проблемам военной, гражданской или дипломатической службы и служебной карьеры. Негативное отношение поместного дворянства к гражданской службе создавало постоянный дефицит управленческих кадров. Государство, рассматривая дворянство как опору трона, пыталось мотивировать дворян на занятие должностей в коронном управлении льготами и преимуществами в карьере. Не имея должного в этом успеха, оно вынуждено было постепенно открывать дорогу представителям других сословий в канцелярии коронных учреждений. Конфликты между предводителями дворянства и губернаторами второй половины XIX века свидетельствуют о сохранении неприязни по местного дворянства к чиновничеству.
Заключение
Итак, российское дворянство XVIII в. имело сложную иерархическую структуру и отличалось неоднородностью состава. Было дворянство личное и потомственное, родовое и выслужившееся, столбовое и нетитулованное, разнесенное по разрядам Табели о рангах и не служившее, утопающее в роскоши и близкое по положению к однодворцам. Дворянство было, безусловно, господствующим сословием, наделенным множеством пожалованных прав. Однако сохраняет свою актуальность вопрос об их непосредственной реализации в самодержавном государстве. Юридически подтвержденная принадлежность к «благородной касте» не гарантировала дворянину безбедное существование, в связи с тем, что выгодами господствующего положения воспользовалась, прежде всего, быстро сменяющаяся дворянская олигархия. Принадлежность к дворянству означает, прежде всего, обязательность определенных правил поведения, принципов чести, даже покроя одежды.
Люди последней трети XVII века в России, при всем неизбежном разнообразии натур, отмечены были одной общей чертой — устремленностью к особому индивидуальному пути, специфическому личному поведению. Мировоззрение дворянина первой половины XIX века отличается от представлений аристократии середины XVIII столетия, прежде всего своим отношением к службе. Служба для дворянина являлась уже необязательной. Тем не менее, в сознании большинства она оставалась таковой, оправдывая привилегии данные высшему сословию. В жизни же определяющую роль в карьере служащего играли родственные связи и успешная «политика» за карточным столом.
Корпоративная гордость благородного сословия состояла в приобщении к верховной власти и близости к трону. Свойственную дворянскому мировоззрению врожденную исключительности, дворяне целиком подчиняют монархической идее. Самодовлеющая ценность верноподданнической службы чиновного дворянства и осознание каждым представителем господствующего сословия личной зависимости от монарха являлись препятствием развитию корпоративного единства. Политическая инфантильности дворянства создавала социально-психологическую почву для высокой степени доверия официальной идеологии. Духовная власть самодержавия над личностью дворянина, оставлявшего решение многих социальных вопросов абсолютистскому государству, требовала следования нормативной схеме поведения и мысли.
Несмотря на то, что русская аристократия перенимала европейские гербы, титулы, сословные характеристики, многие историки отмечают, что русское дворянство не обладало признаками европейского этноса, оно было в основном «слугами трона» и не имели представления об «аристократическом сословном достоинстве». В рамках подобной интерпретации, дворянство в России представляло собой, прежде всего служилый класс, тогда как в европейское дворянство имело в своем основании честь и происхождение. Несмотря на это, дворянство все равно предстает перед нами как одна из самых «европейских» явлений в русской истории.
1. Грибоедов А.С. Горе от ума: Комедия в 4-х действиях в стихах/ А.С. Грибоедов. ─ Л.: Детская литература,1979. ─ 166с.
. Пушкин А. С. Сочинения. В 3-х т. Т. 2.Поэмы; Евгений Онегин; Драматические произведения. — М.: Худож. Лит., 1986. ─ 527 с.
. Литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/po-istorii-klass-byit-i-obyichai/
. Александрова Н. В. Война и военная служба в жизни российского дворянина XVIII в. М.: АИРО-ХХ, 2001. 335 — 345 с.
.Анисимов Е. В. Время петровских реформ. Л.: Лениздат, 1989. 490 с.
. Записки и воспоминания русских женщин XVIII — первой половины XIX века. — М.: Современник, 1990. 538 с.
. Кирсанова Р.М. Костюм в Русской художественной культуре XVIII — XX вв., М., 1995. 386 с.
. Лотман Ю. М.. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века) СПб, 1994. 398 с.
.Марасинова Е. Н. Психология элиты российского дворянства последней трети XVIII века. — М.: РОССПЭН, 1999.301 с.
. Порай-Кошиц И. А. Очерк истории русского дворянства от первой половины IX до конца XVIII века 862-1796. СПб, Тип. В.С. Балашева. 1874. 256 с.
.Романович-Славатинский А. Дворянство в России от начала XVIII века до отмены крепостного права. Киев: Б. и., 1912. 594 с.
.Шокарева А. Дворянская семья: культура общения: русское столичное дворянство первой половины XIX века. — М.: Новое литературное обозрение, 2017. 300 с.