Проблемы современной белорусской поэзии

Введение, Актуальность исследования

Заинтересовавшись заданной темой, я столкнулась с уже давно существующей проблемой: невостребованностью белорусского искусства. Массы отказываются приобретать книги. И дело вовсе не в отсутствии интереса к современному искусству. Для многих белорусский язык является непонятным, неинтересным. Но даже это не основная причина. Отсутствие достойной рекламы, мотивирующей людей покупать книги — вот истинная причина проблемы. Издательства приобретают типографический характер. Они берутся издавать книги только за счет самих же писателей. Все боятся вкладывать деньги в литературу. Современный житель нашей страны зачастую не в силах назвать ни одного автора не из школьной программы. Литература находится на подпольном уровне. Писатели издаются за свои же собственные деньги, тем самым реализуя некоторый процент своих амбиций. Позже происходит следующее: никто не покупает их книги. Вот и выходит, что писатель в ущерб собственному карману раздает свои труды друзьям, коллегам, знакомым. А те, в свою очередь, оставляют их пылиться на полках до следующей сдачи макулатуры. Как же поступать и возможно ли с этим бороться в принципе? Именно об этом я планирую рассказать в своей курсовой работе.

Объект исследования, Предмет исследования, Цель исследования

Цель, объект и предмет определили задачи исследования :

изучить генезис и развитие литературного рынка страны за последние годы.

— обосновать и раскрыть совокупность условий, оптимизирующих отношение людей к культуре, национальным ценностям.

— выявить специфику издания собственного литературного сборника, рассмотреть проблемы, с которыми сталкиваются современные начинающие поэты.

изучить существующую ситуацию в соседних странах, сравнить модели работы издательств.

Глава 1. Существует ли поэзия в Беларуси?

Еще не так давно влюбленные читали друг другу стихи. Сегодня молодежь охотнее общается лаконичным языком SMS- сообщений. И если прежде одним из важнейших аспектов хорошего образования считалось знание наследия великих поэтов своей страны и мира, то сегодня, пожалуй, в большем почете знания технические. Так есть ли место поэзии в наш прагматичный век? Или давний спор «физиков» и «лириков» лирики безнадежно проиграли?. Ответ может немного успокоить: поэты в нашей стране не вымерли, как когда-то мамонты. Более того их даже очень предостаточно, и среди них есть очень талантливые. Иное дело — почему такой вопрос возник в обществе. «Мне кажется, что востребованность поэзии — это некоторым образом показатель экономического и социального благосостояния любого государства» — считает Раиса Боровикова, главный редактор литературного журнала «Маладосць», лауреат Государственной премии Республики Беларусь в области литературы и многих других престижных литературных премий, одна из самых ярких и известных белорусских поэтов.

6 стр., 2558 слов

Нии 2. Контрольная работа Основы научных исследований Основные ...

... проблемы, выполненной одним или несколькими авторами. Монография служит формой публикации научных результатов диссертации на соискание ученой степени доктора наук и содержит систематическое изложение основных данных научного исследования. ... Научно-популярная литература — литературные произведения о ... иному вопросу. Основные виды справочной литературы: ... В научно-популярных книгах обычно приводятся ...

«Когда люди сосредотачивают все силы на том, чтобы выжить, им не до изящной словесности. Именно так было в 90-е годы минувшего столетия, когда распался Советский союз. Все республики бывшего СССР, в том числе и Беларусь, переживали переломный период, этап становления. И спад интереса к поэзии был вполне закономерным. Сегодня, слава богу, самые трудные времена для нашей страны позади. Правда, целое поколение нынешних 16-20-летних выросло, увы, вне поэзии. Поэтому и обсуждаются в популярных телевизионных ток-шоу абсурдные вопросы вроде «Возможно ли в современном мире обходится без мата?». А ведь именно поэзия учит культуре красивых человеческих чувств. Но ведь известно, что все развивается по спирали, и после спада интереса к поэзии просто по закону жизни должен наступить, как сейчас говорят, бум».

Глава 2. Проблемы современной белорусской поэзии

Литературные критики отмечают, что в 60-70-е годы на территории бывшего Советского Союза белорусская литература была одной из самых ярких национальных литератур. «Маладосць» и «Полымя» в Москве раскупались мгновенно, несмотря на то, что выходили на белорусском языке. Но сегодня все чаще приходится слышать о том, что круг молодых белорусских авторов сузился, что наша литература и поэзия в частности переживают спад. Однако это немного не так. Дело в том, что очень важным аргументом в данном вопросе является отсутствие у поэзии того, что сегодня принято называть «пиар». У нас почему-то под этим словом понимают скандал, создание в обществе нездорового любопытства. Между тем PR — public relations — переводится с английского как «общественное мнение». Мы забываем, что пиар бывает не только черным. Привлечением интереса общества к творчеству литераторов, в том числе и поэтов, в советские времена занималась структура — бюро пропаганды художественной литературы . Людей прямо во время обеденного перерыва «выдергивали» с рабочего места, и собирали в залах, где проходили выступления поэтов. Сначала, естественно это вызывало общественное недовольство, однако потом в глазах людей можно было заметить искреннюю заинтересованность. В эпоху так называемой «эстрадной поэзии» поэты собирали огромные залы или полные стадионы в Москве, Минске, Ленинграде, других городах…

Сегодня такой структуры нет, и люди считают, что не стало достойных, интересных отечественных авторов. Но ведь самому писателю рекламировать себя не с руки! Сегодня бытует практика, унижающая писателя: гонорар авторам издательство выплачивает его же книгами, которые на встрече с читателями писателю предлагается продавать. Это принижает статус литератора и литературы в глазах общества. А почему современных белорусских авторов, в том числе поэтов, не знают за пределами нашей страны? С одной стороны, это связано с нашей ленью, неразворотливостью, а с другой — происходит по не зависящим от творческих людей причинам. Вот открылся в Москве Дом украинской книги, а Дома белорусской книги в российской столице нет, хотя у нас Союзное государство. Но подобные вещи не зависят от творцов, они решаются политиками. Что же касается белорусских авторов то из-за отсутствия вменяемого гонорара, большинство писателей просто не могут осилить достойную работу над текстами. Любому поэту нынче как и любому человеку нужно есть, одеваться, кормить детей, если таковые имеются. И поэтому приходится совмещать творчество с какой-либо мирской работой. Вот и выходит, что не хватает ни сил, ни времени.

15 стр., 7050 слов

Анализ торговой деятельности предприятия на примере ОАО "Белорусские обои"

... предприятий по продаже продукции ОАО «Белорусские обои» для использования на территории Республики Беларусь. Фирменный ТД "Белорусские обои" в своей деятельности руководствуется законодательством Республики Беларусь, правилами ведения розничной торговли и торгово-производственной деятельности на ...

Есть у отечественных писателей еще и языковая проблема. Произведения Стивена Кинга, к примеру, продаются по всему миру через Интернет. Но на английском языке говорит весь мир. На белорусском же говорят лишь единицы. Так что будь белорусский писатель даже обладателем блестящего, универсального таланта, все равно шансов на мировую известность у него гораздо меньше, чем у англоязычного, к примеру, автора.

Огромной проблемой в раскрутке поэзии является ее элитарность. В том смысле, что поэзия обычно востребована интеллектуальной, духовной элитой любого общества. Но в целом литература — это не развлекаловка! Детективы, эротика, дамские романы — это не литература. Детектив, к примеру, зиждется на низменных человеческих чувствах. В основе любого детектива — зло, порок, а популярность жанра основана на свойственном человеку нездоровом любопытстве к этим явлениям. Вот, к примеру, играет в подземном переходе парень на гитаре, поет красивые песни — и люди равнодушно проходят мимо. А случись в том же самом переходе драка или убийство — сразу столько зевак набежит! Дело в том, что добро, красота — это естественное состояние душ человека, а зло — состояние неестественное и потому вызывает интерес. Изобразить добро на театральных подмостках очень непросто. А зло изобразить — ничего не стоит. Накинуть черный плащ, приклеить рога — и вот он, демон. Квинтэссенция зла. А можно и похитрее что-нибудь придумать. Столько разновидностей личин зла создали сценаристы и режиссеры фильмов ужасов! Так вот, настоящая литература, та же поэзия, воплощает в жизнь непростую задачу — говорит, напоминает людям о красоте их души, множит в мире добро.

«И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал» — в этих хрестоматийных строках Пушкин за всех поэтов все уже сказал. А красивые чувства — это красивый, добрый взгляд в мир. Это строительство, созидание красивого, доброго, высокодуховного мира будущего — такого, в котором захотел бы жить каждый, в том числе и тот, кто сегодня зачитывается детективами. И потом, ведь так дела обстоят не «во всем мире»! Почему-то мы так для себя решили. В странах Европы в моде серьезные авторы, ни один ведущий университет мира не отказался от изучения развернутого курса поэзии, а во Франции, к примеру, встречу с русскими писателями не так давно устраивали на самом высоком уровне два президента — Путин и Ширак.

6 стр., 2563 слов

Взаимосвязь музыки с различными видами искусств: живописью, литературой, ...

... и музыку, и литературу, и архитектуру, и танец. Музыка на протяжении всей истории своего развития не существовала сама по себе, всегда была связана с другими видами искусства, оказывала ... считали музыку самым романтическим из искусств и стремились приблизить другие виды искусства к музыке. Музыка понималась как язык человеческих чувств, как «зеркало души». Проза, а тем более поэзия становились ...

Падение интереса молодежи к литературе принято связывать с развитием новых технологий, хотя это не так. Не существует никакого противостояния между высокими технологиями и литературой. С одной стороны, литература, поэзия — это пласт национальной культуры любого государства, то, что будут знать о нас потомки, то, что останется в веках, как бы ни развивались технологии. С другой — это то, на чем, как на фундаменте, зиждется все остальное. В основном кино — литература: сценарий. В основе театра — литература: пьеса. Эстрада — снова литература: поэзия. Да если взять тот же интернет, пожалуй, большая половина всех сайтов «мировой паутины» посвящена литературным произведениям. Так как же литература, поэзия, этот огромный пласт национальной культуры могут стать ненужными?! Ответ один — поэзия есть и будет. И она нужна нам, просто нужно грамотно подойти к этой проблеме со стороны государства, и поэзия в Беларуси оживет, как и в любой уважающей себя стране.

Глава 3. Покупают ли люди книги белорусских авторов?, .1 Национальное социологическое исследование

Когда я задалась данным вопросом, я обнаружила, что эта тема уже давно волнует белорусских исследователей. В печати не раз поднимались вопросы, связанные с изданием беларусско — язычных книг, отмечались трудности в их распространении. Как выяснилось,в начале 1980-х годов, в Беларуси обострился так называемый книжный дефицит. Поэтому своевременным и актуальным стало социологическое исследование на тему «Белорусская книга в системе чтения населения республики», проведенное в 1989 г. Государственной книжной палатой БССР совместно с Республиканским правлением общества «Книга». В задачи исследования входило:

— выявить общие черты в содержании и направленности чтения книг на белорусском языке населением республики;

определить особенности чтения и отношения к чтению белорусско-язычных книг различных социально-демографических групп населения;

изучить основные факторы, влияющие на формирование потребностей в чтении белорусской национальной литературы;

проанализировать состав выпускаи каналы распространения белорусской книги;

установить причины оседания белорусской книги в книготорговой сети;

выявить структуру перспективных потребностей различных групп населения в чтении книг на белорусском языке.

Объектом социологического опроса явились городские и сельские жители в возрасте от 16 лет и старше. В число участников опроса, а их было 1115 человек, вошли лица всех социальных слоев населения — служащие, рабочие, колхозники, учащиеся, студенты. В опросе приняли участие 832 женщины и 268 мужчин. При анализе рассматривались такие параметры, как объем беларусско — язычных книг в общем выпуске книжной продукции, структура выпуска книг на белорусском языке в разрезе разделов литературы, динамика выпуска белорусской художественной литературы, ее языковой и жанровый диапазоны, выявление наиболее широко издававшихся на национальном языке белорусских авторов.

6 стр., 2866 слов

Моя деревня по белорусскому языку

... на русском, но связь с белорусским языком, правильнее сказать, «беларускай мовай» мы не теряем. Моя мама является учителем белорусского языка и литературы. Поэтому я с самого детства имею возможность читать белорусскоязычные книги. На ... of our nature. Сочинение на тему «Природа родного края» ... в сторону деревни. Наверное, полетел на бабушкин сарай, ... ў далёкую дарогу — на поўдзень. Што ж, шчаслівай табе ...

Оказалось, что выпуск книг на белорусском языке в 1978-1988 гг. составлял по республике около 25%, что соответствовало в среднем 16%от общего тиража. В год выходило около 370 наименований книг и брошюр. Основной прирост пришелся на художественную и детскую литературу и составил соответственно по наименованиям 14,6% и 12,3%, по тиражам — 35,9% и 29,6%. В то же время сократился выпуск на белорусском языке учебной и отраслевой литературы — на 20,6% и 1,1% по наименованиям и на 15,3% и 36,4% — по тиражам. За 5 лет тиражи белорусско-язычной детской литературы снизились в 3 раза, художественной — на 50%, учебной на 42%. За 1978-1988 гг. выпуск белорусско — язычных книг на одного жителя республики снизился с 0,83% до 0,79%. По данным Национальной книжной палаты Беларуси с момента выпуска до начала поименного учета белорусско — язычных книг, а это составляло 1-2 года, реализовалось полностью от 2% до 25% названий книг. Реализация русскоязычной литературы составляла около 50%. Особенно сложной была реализация собраний сочинений, избранных произведений белорусских писателей. Следует отметить, что значительное количество произведений белорусских авторов издавалось на русском и иностранных языках, отчего происходило снижение удельного веса изданий на белорусском языке.

В жанровой структуре выпуска национальной художественной и детской литературы до 50% занимала художественная проза, около 40% — поэзия, 2-3% драматургия, около 8% — белорусское народное творчество.

Наиболее читаемыми произведениями в 1990-е годы были книги А. Якимовича, А. Вольского, В. Зуенка, М. Танка, В. Быкова, Я. Коласа, Я. Купалы, Р. Бородулина, И. Шамякина, А. Кулешова, В. Короткевича, И. Мележа, Я. Брыля.

В последние годы отмечается некоторый рост выпуска белорусско-язычной литературы.В 2005 г. издано 992 наименования книг и брошюр тиражом 2,9 млн. экземпляров. По сравнению с предыдущим годом по наименованиям это больше на 8%, но на 20% меньше по тиражу. Литература на белорусском языке составляет 9,2% от общего количества наименований выпущенной в республике издательской продукции и 7,3%.

2 Мое собственное социологическое исследование

Статистика, которую я обнаружила, была впечатляющая, однако этого для меня показалось мало, и я решила, далеко не уходя устроить свое собственное социологическое исследование. Я устроила мини-опрос среди своих знакомых, с целью узнать, чего же все-таки не хватает современной белорусской литературе, и как сделать ее более продаваемой и конкурентоспособной на белорусском, а может и мировом рынке. Естественно целевая аудитория была подобранна не самая широкая. Хотелось узнать именно мнение молодежи по этому поводу. Того поколения, которое не смогло попасть под влияние советской пропаганды. Людей, за которыми стоит дальнейшее развитие литературного рынка нашей страны.

6 стр., 2538 слов

Организация работы издательства

... однородном характере выпускаемой литературы. Главным в организации работы любого издательства является учет специфики ... издательством организациями, а также с сотрудниками издательства, отслеживают движение издательских портфелей, себестоимость издательской продукции, ... издательского дела и полиграфии. Художник (дизайнер) книги. Занимается художественным оформлением и художественным редактированием ...

Моя статистика оказалась менее позитивной. Современная молодежь уже давно не покупает книги в принципе. Люди, в свободном доступе которых находится практически вся литература мира в цифровом виде, не нуждаются в приобретении бумажного издания. Все скуднее и скуднее становятся домашние библиотеки. Но это не значит, что общественный интерес к искусству пропадает. Скорее даже наоборот. Мы живем в веке, в котором царит информация. Если раньше люди больше поглощали то, что им вещали СМИ, то теперь ситуация изменилась коренным образом. Современный молодой человек просматривает в день тысячи информационных сайтов, люди стали избирательнее, они могут сравнивать, делиться отзывами, обмениваться мнениями. Чем же это хорошо, для белорусской литературы? Тем, что размещая свое произведение в Интернете, мы практически отдаем на открытый суд свое творение. Оно становится полностью общедоступным. И для этого не нужно тратить деньги на полиграфию и тиражирование. Но здесь наступает самое сложное и в то же время самое интересное. Дальше за автора работает его талант. Если писатель действительно достойный — его узнают, его оценят и полюбят, а если же он ничем не задевает чувств окружающих, то бессмысленно тратить свои деньги на издание собственной книги. Если уж совсем хочется почувствовать себя поэтом, то хватит и маленького тиража. Для себя любимого и для друзей. Но это не значит, что книгопечатные и тиражирующие компании пора закрывать. В ходе своего анализа, я выяснила, что книги все-таки покупают. Конечно же, первое место занимает, как и везде учебная и отраслевая литература. Далее идут те самые массовые популярные книги, такие как детективы и любовные романы. Ну и наконец, третье место занимает объект моей работы — элитарная литература.

литературный рынок беларусь сборник

3.3 Какая должна быть книга, для того, чтобы ее покупали?

Конечно же, в первую очередь интересная. Огромное значение следует уделить оформлению. Для того, чтобы книгу приобрели, она должна быть стильная, необычная. Такая, присутствием которой дома на полке можно было бы похвастаться. Сейчас в молодежной среде наблюдается тенденция к потреблению всего элитарного. Такая мода уже захватила Москву и постепенно приближается к нам. Молодежь предпочитает все необычное, интересное: авангард, арт-хаус. Она интересуется искусством для избранных. Сейчас модно «открывать», «находить». Мэйнстримовым стало независимое искусство. Искусство «не для всех». Я считаю, что таким моментом определенно нужно пользоваться всем начинающим белорусским писателям.

Глава 4. Интернет и стихи

Как было раньше, до появления интернет-технологий в нашей жизни? Поэты писали многие годы «в стол», изредка зачитывая свои произведения в заседаниях литературных кружков, обивали пороги редакций газет и журналов, или, в лучшем случае, издавали свои стихи самиздатом.

Для любого начинающего литератора, который, как правило, молод и беден — Интернет просто находка: ведь он может поделиться своим творчеством с единомышленниками, опубликовав свои стихи в сети абсолютно бесплатно, в тайне лелея надежду, что его заметят и помогут опубликовать уже в журнале или книжном издании. И в наши дни шансы для совершения подобного чуда возрастают. Интернет стремительно ворвался в нашу жизнь, с его появлением сошли на нет многие проблемы, в том числе и проблемы публикации молодыми авторами своего творчества. Что касается сайтов, публикующих творчество современных авторов, самыми популярными на данный момент являются:

15 стр., 7002 слов

Разработка технологического процесса переиздания книги

... в улучшенном художественном оформлении и полиграфическом исполнении: с использованием оригинального макета, шрифтов новых гарнитур, на высококачественной бумаге. 1.2 Работа редактора над содержанием и композицией переиздания Переиздание необходимо по нескольким ...

В России — stihi.ru, termitnik.ru

В Беларуси — vershi.ru, stihi.by, CTIXI.by.

Они во многом похожи. На них может опубликовать свое произведение любой зарегистрированный автор. Отличаются же они, пожалуй, аудиторией. На термитнике и вершах публикуются более зрелые стихи, в то время как на остальных в основном начинающие авторы.

Глава 5. Издательства. Опыт других стран

Решению многих проблем, стоящих перед белорусскими книжными издательствами, особенно в деле повышения тиражности книг и их распространения, мог бы помочь опыт работы зарубежных издательств, в частности немецких.

Главное внимание там уделяется созданию небольших мобильных издательств, в которых до минимума сокращено количество управленческого аппарата, бухгалтеров экономистов. Как итог, на каждого работающего независимо от профиля его работы, приходится от пяти до десяти выпущенных книг. Ведется активный поиск своей ниши, которая позволила бы избежать дублирования, способствовала бы налаживанию надежного партнерства с книжными магазинами и авторами, контактов с покупателями книг задолго до их выхода в свет. Для достижения этих целей часто меняется направление работы издательства, его структура, формируются гибкие тематические планы, подчас с потерей части прибыли. Такое бывает в случаях, когда книжные магазины, чтобы не потерять своих постоянных клиентов, просят издателей выпустить заведомо не тиражную книгу. В будущем эти потери, как правило, покрываются новыми заказами. В последние годы в Германии доказали свою жизнеспособность 3 типа издательств с различной структурой и организацией: специализированные, ориентированные на широкого читателя; специализированные, ориентированные на профессионального читателя; издательства массовой литературы (универсальные).

Отличительной чертой немецкого книгоиздания является полная свобода в выборе структуры издательства, принятии решений. Все вопросы издательство решает самостоятельно, в зависимости от направлений деятельности, возможностей и поставленных задач. Главное — обеспечить все слои населения нужной литературой, быть конкурентоспособным па книжном рынке. Заслуживает внимания опыт сотрудничества немецких издателей с торговыми партнерами. Задолго до выхода книги издательства заключают договоры с книжными магазинами на реализацию своей продукции (цена, способ и срок доставки).

Поскольку в последнее время в Германии, как и в других странах, растет количество специализированных книжных магазинов (в нашей республике наблюдается обратная тенденция), издатели изучают специфику каждого из них, стараются познакомиться с постоянными покупателями этих торговых учреждений. Изучается контингент пассажиров в аэропортах, па железнодорожных и автобусных вокзалах. С учетом этого подбирается специальная литература, которую издательства поставляют в торговые киоски, которые, как правило, являются филиалами книжных магазинов. Аналогичная работа проводится в крупных магазинах и супермаркетах. Букинистические магазины помогают издательствам реализовывать продукцию, на которую нет твердой цены или оставшуюся от прежних выпусков.

2 стр., 704 слов

Джонатан Свифт. Избранное. Издательство Художественная литература. ...

... жизни и творчества Свифта Комментарии В сборник "Избранное" классика английской литературы Дж.Свифта вошли "Путешествия Гулливера", "Сказка бочки", памфлеты, эссе, стихотворения. Большой выбор детских книг, классики, собраний сочинений и многое ...

Отрицательно сказывается на распространении белорусской книги отсутствие услуг «книга — почтой», «международная книга». В Германии такие виды услуг широко применяются, как и услуга «от двери к двери» (книгоноши собирают от своих клиентов заказы на определенную литературу и получают ее в издательствах).

Важной формой сбыта книжной продукции являются книжные клубы и общества, которые но выгодной пене покупают в издательствах прав на переиздание ранее выпущенных книг, а также книжные блоки без переплетов, бракованные экземпляры и реализуют их по более низким ценам.

Широко практикуется форма продажи книг в коллективах, по профилю работы которых они выпущены, на конгрессах, конференциях. Обычно про выход этой литературы и планируемые мероприятия заранее сообщается в газетах, журналах, реферативных сборниках.

Для удовлетворения разных вкусов покупателей издательства часто обмениваются литературой с конкурентами, покупают у них часть тиражей и продают их своим постоянным клиентам. Большинство издательств массовой универсальной литературы, как и издательств, ориентированных на профессионального читателя, находят свое место на рынке с помощью социологического изучения читательской аудитории, рекламы авторов и их произведений, что помогает быстрее и дороже продать книгу.

Технология выпуска книг на современном этапе в различных странах очень схожая, как и причины ошибок, просчетов, мешающих успешной работе коллектива. Немецкие издатели считают, что наиболее частыми просчетами в управлении и организации являются: завышение тиража, что ведет к залежам нереализованной продукции; недостаточная насыщенность рекламы информацией, раскрывающей сущность книги; погоняза количеством торговых партнеров вместо того, чтобы иметь дело с самыми крупными, известными книжными магазинами; игнорирование правил, что получить большие кредиты — не означает остаться на плаву (деньги следует отдавать в строго определенное время, да еще с процентами, а сделать это можно только тогда, когда хорошо реализуешь продукцию); непорядочные отношения с авторами и партнерами по рынку; ошибки в выборе времени выхода продукции (в последние месяцы года сложно реализовать школьные учебники, календари, книги по садоводству и огородничеству); незатребованные поставки книг в магазины с гарантией возвращения нереализованной продукции; несогласованность цепы на книжную продукцию между издательством и книжной точкой в случаях, когда она окажется выше, чем оговаривалось ранее; слабая подготовка к книжным ярмаркам (следует заранее разработать концепцию, с кем в первую очередь провести переговоры, предложить, что приобрести, что продать, пригласить партнеров на свой стенд, организовать брифинг, фуршет, презентацию лучших книг, подготовить необходимые документы для подписания контрактов и т.д.).

Не следует забывать и о повышении авторитета, солидности фирмы, ее сотрудников. Не надо увлекаться скидками на цену собственной продукции, бесплатной раздачей экземпляров предлагаемых для реализации книг, другой издательской продукции, рекламы.

4 стр., 1537 слов

Новых книг о литературе

... («семиотика искусства — не что иное, как поиск и обнажение стилистических махинаций»), Данте, Аристотелю, Нервалю, Джойсу и так далее. А, например, в эссе о Борхесе и взаимовлияниях в литературе Эко ... книга — полное и более точное название которой звучит так: «Заметки и воспоминания о разных стихотворениях, а также похвала поэзии» — была написана Ольгой Седаковой в заокской деревне Азаровке в ...

Практика работы немецких издателей выработала и другие подходы к планированию, выпуску, реализации книг. Ознакомление с этим опытом поможет белорусским издательствам не только выжить в сложных рыночных условиях, по и более уверенно наращивать свой творческий потенциал. В течение 2005 г. программы белорусского телевидения «Добрай ранщы, Беларусь!», «Наше утро», «Панорама», «Дела семейные», «Контуры», «Наши новости» и другие организовали свыше 70 информационных выпусков, в которых также освещались такие знаковые события в книгоиздательской сфере, как торжественная церемония передачи на вечное хранение в Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны 146 томов историко-документальных хроник «Памяць», завершение выпуска 18-томной «Беларускай энцыклапедьп», издание книг, приуроченных к 60-летию Великой Победы, проведение и участие в конкурсах «Искусство книги», международных книжных выставках п т.д.

Активно использовались такие электронные каналы передачи информации, как сайт Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации, с целью информирования и популяризации белорусской книги за рубежом.

В газетах «Беларусь сегодня», «Рэспублжа», «7 дней», «Знамя юности», «Звязда», «Настаунщкая газета», «Вечерний Минск», еженедельнике «Л1М», журналах «Полымя», «Маладосць», «Неман», «Вясёлка», «Беларуская думка» и ряде специализированных изданий было опубликовано более 300 заметок, статей, интервью, аннотаций аналогичного характера. Пропаганда белорусской книги за рубежом проводилась на 10 международных книжных выставках-ярмарках, в которых приняли участие книгоиздатели, полиграфисты и распространители печатной продукции в Беларуси.

Новое звучание получила белорусская книга на проведенных в 2005-2006 гг. в городах Каменец Брестской области и Поставы Витебской области Днях белорусской письменности.

Однако, несмотря определенные успехи рекламы отечественной книги, в этом деле много узких мест. Активизируется работа, как правило, накануне международных книжных выставок-ярмарок, проведения Дней письменности, других мероприятий. Многие руководители СМИ о-прежнему считают аннотации, рецензии рекламой и, ссылаясь на закон о рекламе, требуют оплат)’ за опубликование подобных материалов. Собственного печатного органа у книгоиздателей нет. Газета «Книжный мир», которая знакомила читателей с новыми книгами, прекратила существование из-за отсутствия финансирования. Журнал «Журналист» выходит раз в квартал и вряд ли сможет уделять много места новинкам литературы. Назрела необходимость создания нового печатного органа для освещения работы издателей, полиграфистов, книгораспространителей, знакомства с деятельностью министерств и ведомств в вопросах книгоиздания. Несомненно, что читателями такого издания станут те, кому небезразлична судьба книги.

Некоторые издательства Беларуси, которые печатают стихи:

— «Галiяфы»

«Мастацкая лiтаратура»

«Кнiгазбор»

«ЭКСМО»

«ОНИКС»

«Народная книга»

Заключение

Очевидно, что ситуация на белорусском рынке литературы далеко не самая приятная. Многие издательские компании разоряются на глазах. Не хватает средств на достойную печать. Высокие налоги, отсутствие качественной белорусской бумаги, невостребованность белорусскоязычной литературы, отсутствие конкуренции внутри страны ни к чему хорошему не приводят. Белорусская классическая литература не представляет особого интереса у Европы в силу своей «не классичности» по ее меркам. А литература про Чернобыль и Беловежскую пущу уже давно не настолько интересна насколько хотелось бы. Однако есть все-таки надежда на лучшее. Спрос на книги никогда не был постоянным. Но как показывает практика, в кризисные времена спрос на художественную литературу резко увеличивался. Может и настоящий экономический кризис проявит себя хоть с какой-то стороны продуктивно и сможет «раскачать» внутренний рынок литературы в нашей стране. И пусть мы не дотягиваем пока до Запада, и у нас нет той огромной численности людей как в России для того, чтобы своевременно окупался тираж, мы все-таки не менее талантливый народ. Просто для формирования любой структуры нужно время. И время белорусской поэзии обязательно настанет!

Гіпс

А вы малі сябры руку ў гіпсе?

Няёмка ні есць, ні спаць

І марыш штоноч нарэшце

Гвалтоўны той панцыр зняць

Навы прыйдзе дзень і сястрычка

Парэжа бінты — вышак!

Але ж ці заззяе знічка,

Калі ў гіпсе душа? (Алесь Плотка, 30 лістапада 2010 г., Гомель)

Библиографический список:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/po-belorusskoy-literature/

1.Интернет

2.«Народная газета» (12.08.2008) / Издатель — Открытое акционерное общество «Народна газета»; сост.: В.В. Андриевич, В.А. Лещенко. — М., 2006. — 6 с.

3.Горных, А. Вечное возвращение по-белорусски / A. Горных.- Мінск: Топос, 2006. — 55-70 с.

4.Журнал «Простор» (2008) /Издатель — Открытое акционерное общество «Союз писателей Казахстана»; сост.: В.Ф. Михайлов

5.Министерство информации — Минск, 2010.

6.Баевский, В.С.История русской поэзии / Компендиум.- Смоленск: Русич, 1994. — 147-260 с.

7.Поэтические течения в русской литературе. Хрестоматия.- Москва, 1988. — 200-348 с.

.Аспекты изучения истории искусства: сб. науч. ст. /Ратом, науч. ред. В.В. Левин. — Москва, 2004. — 223 с.

.Викентьев, И.Л.Стихи в 2 ч. / И.Л. Викентьев. — М.: РИММ, 2004. — Ч. 2. — 182 с.

10. Открытые методики рекламы и PublicRelations. Креативные технологии. Рекламное измерение.: « Ось-89» , 2004 г. — 320 с.

11.Харрисон Ш. Связи с общественностью: Вводный курс / Пер. с англ. под ред. Г.Е. Алпатова. — СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2003. — 368 с.

12. Э. Райс, Дж. Траут. Позиционирование: битва за узнаваемость / Пер. с англ, пол ред. Ю.Н. Каптуревского. — СПб: Питер, 2001. — 256 с — (Серия «Деловой бестселлер»).